страница1/8
Дата24.09.2017
Размер1.58 Mb.

الوضوء Омовение


  1   2   3   4   5   6   7   8

الوضوء
Омовение

/вудуъ/

Омовение означает обмывать водой лицо, руки, локти, голову и ноги. Далее идет его разъяснение:
Омовение является частью шари‘ата
Доказательство того, что омовение является частью, шари’ата пришло в трех главных источниках Ислама:
Доказательство первое: Коран
Аллах говорит в Коране:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْوُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَين﴾ِ

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». Сура «аль-Маида», 5:6.
Доказательство второе: Сунна
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ ﴾ رواه الشيخان وأبو داود والترمذي .

«Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернился, пока не совершит (малое) омовение/вудуъ/». Этот хадис передали аль-Бухари 135, Муслим 225, Абу Дауд 60, ат-Тирмизи 76.
Доказательство третье: Иджма’1
Существует единогласное мнение ученых, что омовение является частью шариата со времен посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней и поэтому оно является признанным фактом религии.

فضله

Достоинства омовения

Хадисов, которые указывают на достоинства омовения очень много. Мы упомянем некоторые из них:



а) Передают, что ‘Абдуллах ас-Сунабиджи, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا توضأ العبد فمضمض خرجت الخطايا من فيه ، فإذا استنشر خرجت الخطايا من أنفه ، فإذا غسل وجهه خرجت الخطايا من وجهه حتى تخرج من تحت أشفار عينيه ، فإذا غسل يديه خرجت الخطايا من يديه حتى تخرج من تحت أظافر يديه . فإذا مسح برأسه خرجت الخطايا من رأسه حتى تخرج من أذنيه ، فإذا غسل رجليه خرجت الخطايا من رجليه حتى تخرج من تحت أظافر رجليه . ثم كان مشيه إلى المسجد وصلاته نافلة ﴾ رواه مالك والنسائي وابن ماجه والحاكم .



«Когда раб совершает омовение и ополаскивает свой рот, то грехи выходят изо рта. Когда он очищает нос, то грехи выходят из носа. Когда он моет свое лицо, грехи покидают его лицо, даже если они находятся под ресницами. Когда он моет руки, грехи выходят даже из-под ногтей. И когда он протирает голову, грехи выходят из головы, пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног даже, если они находятся под ногтями (ног). Затем он отправляется в мечеть, и его молитва становится для него дополнительным (вознаграждением)». Этот хадис передали Малик 61, ан-Насаи 103, Ибн Маджах 282 и аль-Хаким 1/220.1

б) Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن الخصلة الصالحة تكون في الرجل يصلح الله بها عمله كله ، وطهور الرجل لصلاته يكفر الله بطهوره ذنوبه وتبقى صلاته له نافلة ﴾ رواه أبو يعلى والبزار والطبراني في الاوسط .

«Если в человеке есть добронравие, то Аллах улучшает из-за этого нрава все его деяния. (Что же касается) очищения человека для молитвы, то Аллах прощает из-за очищения его грехи и его молитва остаётся дополнительной наградой для него». Этот хадис передали Абу Йа’ля 3297, аль-Баззар в «Кашф» 253 и ат-Табарани в «Аль-Аусат».2

в) Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ألا أدلكم على ما يمحو الله به الخطايا ، ويرفع به الدرجات . قالوا : بلى يا رسول الله ، قال : إسباغ الوضوء على المكاره ، وكثرة الخطا إلى المساجد ، وانتظار الصلاة بعد الصلاة ، فذلكم الرباط فذلكم الرباط فذلكم الرباط ﴾ رواه مالك ومسلم والترمذي والنسائي .

«Не сообщить ли мне вам о том, за что Аллах прощает грехи и поднимает человека в степенях?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Это - совершение омовения, не взирая на неприятное3, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после предыдущей и это для вас рибат4 (джихад на пути Аллаха), повторив это три раза». Этот хадис передали Малик 389, Муслим 251, ат-Тирмизи 51, ан-Насаи 144, Ибн Хузайма 5, Ахмад 2/303.

г) Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что (как-то) раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший на кладбище, сказал:
﴿ السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم عن قريب لاحقون ، وددت لو أنا قد رأينا إخواننا ) قالوا : أو لسنا إخوانك يا رسول الله ؟ قال ( أنتم أصحابي وإخواننا الذين لم يأتوا بعد ) قالوا : كيف تعرف من لم يأت بعد من أمتك يا رسول الله ؟ قال :

( أرأيت لو أن رجلا له خيل غر محجلة بين ظهري خيل دهم بهم ألا يعرف خيله ؟ ) قالوا : بلى يا رسول الله ، قال : ( فإنهم يأتون غرا محجلين من الوضوء وأنا فرطهم على الحوض ، ألا ليذادن رجال عن حوضي كما يذاد البعير الضال أناديهم : ألا هلم ، فيقال : ( إنهم بدلوا بعدك ) فأقول : سحقا سحقا ﴾ رواه مسلم .



«Мир вам, обитатели жилища верующих! Мы же, если на то будет воля Аллаха, скоро присоединимся к вам. Как бы хотел я, чтобы мы увидели наших братьев!» (Люди) спросили: «А разве мы не являемся твоими братьями, о посланник Аллаха?» (В ответ) он сказал: «Вы - мои сподвижники, а нашими братьями являются те, кто ещё не пришёл в мир (этот)». Они спросили: «Как же ты узнаешь тех (членов) твоей общины, которые ещё не пришли в мир этот, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на ногах, которые находятся среди лошадей темной масти, разве не узнает он своих лошадей?» Они сказали: «Конечно узнает, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Вот и они придут сияя белыми звёздочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах, а я уже буду принимать их возле моего водоема (в Раю). Но будут те, которых отгонят от него, как отгоняют заблудившегося верблюда. Я позову их: «Идите сюда!». И будет сказано: «Они исказили (религию) после тебя». Я тогда скажу: «Прочь! Прочь!». Этот хадис передал Муслим 249.
فرائضه

Обязательные части омовения
У омовения есть обязательные действия и основы на которых основывается его суть и не совершение которых в соответствии с шариа‘том делает омовение недействительным. Ниже следует его разъяснение:
1. Намерение
Намерение - это желание совершить действие угодное Аллаху, следуя Его указанию. Это – деяние сердца и произнесение его не имеет никакого отношения к намерению и не является узаконенным в шариате.

То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


﴿ إنما الاعمال بالنيات وإنما لكل امرئ ما نوى . . . ﴾ الحديث رواه الجماعة .

«Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести ... ». Этот хадис передали аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.
2. Обмывание лица один раз
Это обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до другого.
3 . Обмывание рук до локтей
Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие.
4. Обтирание головы
Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего:

﴿ وامسحوا برءوسكم ﴾



«... и обтирайте свои головы ...» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает, что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову тремя различными способами:



а) обтирание всей головы.

В хадисе, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда сообщается:


﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم مسح رأسه بيديه فأقبل بهما وأدبر ، بدأ بمقدم رأسه ثم ذهب بهما إلى قفاه ثم ردهما إلى المكان الذي بدأ منه ﴾ رواه الجماعة .

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434.

б) обтирание чалмы1

Передают, что ‘Амр ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал:


﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يمسح على عمامته وخفيه ﴾ رواه أحمد والبخاري وابن ماجة .

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал чалму и кожаные носки/хуффайн/». Этот хадис передали Ахмад 4/139, аль-Бухари 205 и Ибн Маджах.

Передают со слов Биляла, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ امسحوا على الخفين و الخمار ﴾ رواه أحمد .

«Обтирайте кожаные носки и аль-химар2». Этот хадис передал Ахмад 6/12.

‘Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:

﴿ من لم يطهره المسح على العمامة لا طهره الله ﴾

«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением».

Большое количество хадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы. Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим.



в) обтирание передней части головы и чалмы.

Аль Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:


﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم توضأ فمسح بناصيته وعلى العمامة والخفين ﴾ رواه مسلم

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот хадис передал Муслим 274.

Тем не менее, нет сильных хадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы, хотя требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако, недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются) косички.


5. Обмывание ног со щиколотками
Это (действие) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было подтверждено в непрерывных /мутаватир/ сообщениях о его действиях и высказываниях.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:



«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную молитву /’аср/. Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал:

﴿ ويل للاعقاب من النار﴾



«Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 163, Муслим 241, Абу Дауд 97, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 450.

‘Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были едины во мнении, что ноги нужно мыть с щиколотками».

Напомним, что вышеупомянутые обязательные действия приводятся в Коране в 6 аяте суры «аль-Маида»:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْوُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَين﴾ِ

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».
6. Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения
Это (следует делать) из-за того, что Всевышний Аллах упомянул в аяте обязательные части омовения в определенном порядке. Он также отделил ноги от рук, - хотя все они должны быть вымыты, - от головы, которая должна быть только обтерта. Арабы не разделяют подобные вещи, если нет в этом какой либо пользы, а в данном случае эта польза - порядок. Аллах облегчил им омовение, чтобы они постигали его. Шестой аят суры «аль-Маида» объясняет то, что является обязательным и также это соответствует достоверному хадису пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ ابدأوا بما بدأ الله به﴾

«Начинайте с того, с чего начал Аллах».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение придерживаться этой последовательности как одному из принципов омовения, и нет сообщения о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо отходил от этого принципа. Омовение - это поклонение и в вопросах поклонения нет места для чего-нибудь другого кроме выполнения того, что является предписанным в том виде, как это выполнял пророк, да благословит его Аллах и приветствует.



سنن الوضوء

Сунны омовения

/сунан аль-вудуъ/.

Это то, что дошло до нас от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из его речи и действий, которыми он не обязывал совершать (других) и не осуждал никого, кто их не совершал.

Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются обязательными, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго их не придерживался или не осуждал кого-либо не соблюдавшего их. Этими действиями являются нижеследующие:


1. Произношение «Бисмиллях» начиная омовение
Есть некоторые слабые хадисы, в которых упоминается это действие, и все цепи этих хадисов указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия. В любом случае это хорошее деяние и в общих чертах является частью шари’ата.
2. Использование зубочистки /сивак/
В это действие входит использование зубочистки или подобного предмета для очищения зубов. Лучшее, что можно использовать для этой цели - это веточка от дерева арак, которое произрастает в Хиджазе. Применение (этой веточки) укрепляет десна, предохраняет зубы от кариеса, помогает пищеварению и облегчает мочеиспускание. Эта часть Сунны совершается используя любой предмет типа зубной щетки и т.п., который удаляет желтый налет на зубах и очищает рот.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


﴿ لولا أن أشق على أمتي لامرتهم بالسواك عند كل وضوء ﴾ رواه مالك والشافعي والبيهقي والحاكم .

«Если бы я (не боялся) обременить членов своей уммы, то велел бы использовать зубочистку при каждом омовении». Этот хадис передали Малик 146, аш-Шафи’и, аль-Байхакъи 1/35, аль-Хаким 1/2451.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


﴿ السواك مطهرة للفم ، مرضاة للرب ﴾ رواه أحمد والنسائي والترمذي .

«Сивак – это чистота полости рта и довольство Господа (вами)”». Этот хадис передали Ахмад 6/47, ан-Насаи 5, Ибн Маджах 289, ад-Дарими 681, Ибн Хузайма 135 и ат-Тирмизи.1

Использовать сивак можно в любое время, но в пяти случаях это особенно одобряется:

1. Омовение

2. Молитва

3. Чтение Корана

4. Пробуждение от сна

5. Когда во рту появляется неприятный запах.

Постящиеся или не постящиеся люди могут использовать сивак в начале, конце или в течение любого времени дня. Об этом сообщается в хадисе ‘Амира ибн Рабиа’, да будет доволен им Аллах, который сказал:


﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم ما لا أحصي ، يتسوك وهو صائم رواه أحمد وأبو داود والترمذي .

«Я много раз видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком в то время, когда он постился». Этот хадис передали Ахмад 3/445, ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.2

Также является Сунной промывание сивака после использования.

Сообщается, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم يستاك فيعطيني السواك ، لاغسله فأبدأ به فأستاك ثم أغسله وأدفعه إليه ﴾

رواه أبو داود والبيهقي .



«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовав свой сивак, давал его мне. Я промывала его, затем пользовалась и снова промыв возвращала его пророку». Этот хадис передали Абу Дауд 52 и аль-Байхакъи 1/39.3

Сунной является чистить рот пальцем для того, у кого нет зубов.

Передают, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала:
﴿ يا رسول الله الرجل يذهب فوه أيستاك ؟ قال : ( نعم ) قلت : كيف يصنع ؟ قال: ( يدخل إصبعه في فيه ) ﴾ رواه الطبراني

«O посланник Аллаха, должен ли чистить рот беззубый?» Он ответил: «Да». Она спросила: «А как?» Он сказал: «Пальцем». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат» 6678.4
3. Обмывание рук три раза в начале омовения
Об этом сообщается в хадисе Аус ибн Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который рассказывал:

﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم توضأ فاستوكف ثلاثا ﴾ رواه أحمد والنسائي

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение и он помыл руки три раза». Этот хадис передали Ахмад 4/9, ад-Дарими 689 и ан-Насаи 1/641.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


﴿ إذا استيقظ أحدكم من نومه فلا يغمس يده في إناء حتى يغسلها ثلاثا ، فإنه لا يدري أين باتت يده﴾ رواه الجماعة .

«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо он не знает, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари 162, Муслим 278, ат-Тирмизи 24, ан-Насаи 1/99, Ибн Маджах 395, но аль-Бухари не упомянул о том, сколько раз моют руки.
4. Прополаскивание рта три раза
Лакъит ибн Сабра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا توضأت فمضمض ﴾ رواه أبو داود والبيهقي .



«Если совершаешь омовение, то прополосни рот». Этот хадис передали Абу Дауд 144 и аль-Байхакъи 1/52.2
5. Промывание носа водой три раза
Aбу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا توضأ أحدكم فليجعل في أنفه ماء ثم ليستنثر ﴾ رواه الشيخان وأبو داود .

«Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть втянет воду в ноздри, а затем выдует ее». Этот хадис передали аль-Бухари 161-162, Муслим 237, Абу Дауд 140 и ан-Насаи 1/65, 66.
Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа.

Сообщается, что однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. Он прополоснул рот, втянул воду в ноздри и выдул ее с помощью левой руки и повторил это три раза а затем сказал: «Именно так совершал омовение пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1078 и ан-Насаи 91.1

Прополаскивание рта и носа считается выполненным, если вода попадет в рот и нос любым способом, но правильное и достоверное (действие, которое передается) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не разделял эти действия.

Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд рассказывал:


﴿ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم تمضمض واستنشق من كف واحد، فعل ذلك ثلاثا ﴾

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал свой рот и нос одной рукой и делал это три раза».

В другой версии этого хадиса говорится:

﴿ تمضمض واستنثر بثلاث غرفات ﴾ متفق عليه

«Он очищал рот и нос зачерпывая воду три раза». Текст хадиса согласован.2

(Также) Сунной является обильное применение воды во время совершения этих действий, кроме того случая, когда человек постится.

Сообщается, что Лакъит, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ قلت يا رسول الله أخبرني عن الوضوء ؟ قال : أسبغ الوضوء وخلل بين الاصابع ، وبالغ في الاستنشاق إلا أن تكون صائما ﴾ رواه الخمسة ، وصححه الترمذي .

«Я сказал: о посланник Аллаха, объясни мне, как совершить омовение?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

Соверши омовение должным образом, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при промывании носа, если ты не постишься”». Этот хадис передали Абу Дауд 142, аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, ат-Тирмизи 38 и 788, ан-Насаи 87 (1/66 и 69), Ибн Маджах 407. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Навави и Ибн Хаджар3.


6. Прочесывание бороды пальцами
Передают, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يخلل لحيته ﴾ رواه ابن ماجة والترمذي وصححه .

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочесывал пальцами бороду». Этот хадис передали Ибн Маджах 430, а Ибн Хузейма 1/78 и 79 и ат-Тирмизи 31 подтвердили его достоверность4.

Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он взял горстку воды под челюсти и прочесал бороду, а затем сказал:


﴿ هكذا أمرني ربي عزوجل ﴾ رواه أبو داود والبيهقي والحاكم .

«Так велел мне (поступать) Всевышний Господь». Этот хадис передали Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54 и аль-Хаким 1/250.5
7. Проникновение воды промеж пальцев рук и ног
Это пришло из хадиса Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا توضأت فخلل أصابع يديك ورجليك ﴾ رواه أحمد والترمذي وابن ماجة.



«Когда совершаешь омовение сделай так, чтобы вода проникала промеж пальцев рук и ног». Этот хадис передали Ахмад 1/287, ат-Тирмизи 39 и Ибн Маджах 447.1

Сообщается, что Аль-Мустаурад ибн Шаддад, да будет доволен им Аллах, сказал:


﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يخلل أصابع رجليه بخنصره ﴾ رواه الخمسة إلا أحمد .

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мыл промеж пальцев ног мизинцем». Этот хадис передали Ахмад 4/229, Абу Дауд 148, ат-Тирмизи 40 и Ибн Маджах 446.2

Также сказано, что при совершении омовения желательно двигать кольца, браслеты и тому подобные вещи3. Даже притом, что эти сообщения не достигли степени достоверности, можно совершать их, поскольку они попадают под общую категорию завершения и совершенствования омовения.


8. Повторение каждого действия по три раза
Это Сунна, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почти всегда следовал. А то, что он действовал по-другому, то это указывает на то, что другие действия являются допустимыми.

‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах:



«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть по три раза и сказал:
﴿ هذا الوضوء ، فمن زاد على هذا فقد أساء وتعدى وظلم ﴾ رواه أحمد والنسائي وابن ماجة .
  1   2   3   4   5   6   7   8

Коьрта
Контакты

    Главная страница


الوضوء Омовение