Скачать 390.53 Kb.


Дата15.06.2017
Размер390.53 Kb.
ТипУрок

Скачать 390.53 Kb.

№1. Обучение приемам осмысления текста. Чтение текста. Выделение ключевых слов, определение их лексических значений путем подбора синонимов, воспроизведение текста





Тема урока №1. Обучение приемам осмысления текста. Чтение текста. Выделение ключевых слов, определение их лексических значений путем подбора синонимов, воспроизведение текста. (1 час)

1. Стадия вызова. Постановка дидактической цели. Объяснение цели предстоящей работы. Пробуждение познавательной активности. Самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме. Прочитать текст и выделить для себя непонятные слова. Подобрать к ним синонимы. (Синонимы помогают понять смысл того или иного слова.) Учитель на первом занятии выбирает 4—7 ключевых слов (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску.

Сегодня будем читать рассказ А. Вампилова «Солнце в аистовом гнезде», в котором будут фигурировать такие понятия, как аист*, гнездо*, солнце*, звезды*, луна*, месяц*, фонарики*, лампа*; клуб*, театр*, прекрасный*, правдивый*, необыкновенный, таинственный*, декорация*, занавес*, сцена*, пожиратель чудес*, любопытный*, любознательный*, удивленный*, завороженный.

2. Стадия осмысления. Организация активной работы с информацией. Формирование трех групп. Получение задания каждой группой. Постановка познавательной задачи. Учащиеся, работая в группе, дают общую трактовку этих терминов и подбирают синонимы.


- Отчет групп о результатах работы. Выслушивание мнений учеников. 1 группа. Трактовка терминов.

Аист*- крупная перелетная птица с длинным прямым клювом из отряда голенастых. Гнездо*- у птиц место житья, кладки яиц и выведения детенышей.

Солнце*- излучающие свет, тепло, дающий жизнь.

Звезды - светящиеся газовые шары, похожие на солнце. Луна – небесное тело, светящееся, отраженным солнечным светом. Месяц - диск или часть луны. Фонарики – ручные осветительные приборы на батарейках. Лампа – осветительный прибор. Подбор синонимов. Все эти слова обозначают предметы, излучающие свет. Поэтому они все являются текстовыми синонимами: Солнце – звезды – луна – месяц – фонарики – лампа. Вопрос: «Зачем так много нужно света?» (Свет - это тепло, оно необходимо человеку, помогает жить. В освещенном пространстве гораздо легче двигаться, видеть, преодолевать трудности и выбирать правильное направление в жизни рядом с людьми в мире и согласии. Фонарики зажглись не только на сцене, но и в душах людей. Они стали добрее, терпимее, внимательнее друг к другу. ) Вопрос: «У босоногой публики засверкали пятки». О чем это говорит?»

( Дети готовы испытать на себе благотворное влияние света, их очистительную силу, они открыты для этого, видят чудесное в окружающем мире.)



2 группа. Трактовка терминов. театр*, декорация*, сцена*, занавес*, прекрасный*, правдивый*, необыкновенный* удивленный*, босоногая публика*, любопытный*, пожиратель чудес*.

Театр – зрелищное представление драматических произведений. Декорация – это живописное изображение места действия. Сцена – площадка, где происходит представление. Занавес – полотнища, закрывающие сцену от зрительного зала. Прекрасный – красивый. Правдивый – говорящий правду. Необыкновенный – необычный. Удивленный – очарованный. Босоногая публика – дети. Любопытный – стремящийся узнать, увидеть новое, интересное. Пожиратель чудес – тот, кто «поглощает» чудеса.

Подбор синонимов. Любопытный - любознательный, интересный, занятный. Необыкновенный – таинственный, особенный. Босоногая публика – дети-зрители. Удивленный – очарованный, заколдованный, завороженный. Пожиратель чудес – мечтатель, счастливец.

Вопрос: « Почему Витька назван пожирателем чудес?» Автор создает психологический портрет Витьки - пожирателя чудес во время представления в сельском клубе. Вопрос: «Почему произошло чудо?» (Жители деревни « поскакали, ждали, набежали, пришли, приехали, прикатили, попали, пятки сверкали». Взрослые появились, ждали, просидели, не ушли, советовали, осветили сцену фонариками. Солнце село в аистово гнездо! Произошло чудо. Чудо – это солнце в аистовом гнезде, чудо – это театр.)

Логические задания: 1. Дайте обоснование заглавию рассказа. (Солнце в аистовом гнезде) 2. Воспроизведите текст, опираясь на ключевые слова. 3. Сформулируйте тему, проблему, главную мысль (идею) текста. 4. Определите жанр произведения. (Жанр: рассказ)

3. Стадия рефлексии. На стадии рефлексии необходимо вернуться к ключевым словам и самостоятельно систематизировать новый материал.

3. Домашнее задание. Создание «нового» текста с использованием ключевых слов. Задание: сделайте свои сюжетные вставки с диалогом после слов: «А звезды приклеены к небу?»

Тема урока №2. Обучение приемам осмысления текста. Смысловые части текста. Разбивка текста на кластеры. А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».

1. Стадия вызова. - Постановка дидактической цели. Объяснение цели предстоящей работы. Наша задача - научиться разбивать текст на кластеры, т. е. на смысловые части. Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Правила очень простые. На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме (Модель «Планета и спутники»). По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. - Индивидуальная и парная работа. Оформление кластеров на листе бумаги. Кластер до прочтения текста: (примерный вариант на доске)

2. Стадия осмысления. Работа с текстом. Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые части можно его разделить? Чтение текста.

3. Стадия рефлексии. Выслушивание мнений учеников. Принятие общего решения о составе кластера. Теперь после прочтения текста посмотрите на доску. Какие из наших предположений, записанных на доске, нашли подтверждение в тексте? На какие смысловые части можно разделить текст? Обратите внимание, совпадают ли эти части с выделенными до прочтения текста. Внесите в кластер дополнения и исправления. Используя текст, дополните каждую веточку кластера.

Индивидуальное составление кластера. В паре покажите друг другу получившиеся кластеры. Если это необходимо, то дополните их.

Кластер после прочтения текста: (окончательный вариант)

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка результатов собственной деятельности.

Приемы при проведении рефлексии: Что я получила от этого урока… Я хочу сказать… Я могу похвалить себя и своих одноклассников, учителя за то… Для меня было открытием то, что… Мои достижения на уроке и мои недостатки

Сегодня на уроке я Научился… Мне было интересноМне было трудно… Я понял

Урок Урок заставил меня задуматься… На этом уроке я узнал(а) много нового… На меня больше всего произвело впечатление то, что… Я думаю, что новые знания нам пригодятся, потому что…

Своей работой на уроке Доволен – недоволен

4. Домашнее задание. Составить кластер. А. Вампилов «Свидание».



Тема урока №3. Обучение приемам осмысления текста. Подбор пословиц, связанных с содержанием текста. Разные подходы к интерпретации сюжета. Прием обучающего письма - эссе, обосновывающее выбор пословицы.

А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».



1. Проверка домашнего задания. Анализ кластеров по тексту рассказа А. Вампилова «Солнце в аистовом гнезде»

2.Стадия вызова. Методический прием «мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать пословицы, связанные с содержанием текста, отражающие различные подходы к интер-претации сюжета.

2. Стадия осмысления. На этом этапе происходит обмен информацией, ведется их запись. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Отбираются, например, такие пословицы: «Быть на седьмом небе», «витать в облаках», «морочить голову», «первая ласточка», «под счастливой звездой родиться», «пришел, увидел, победил», «родиться в сорочке», дайте мне точку опоры», «зарывать талант в землю», «играть с огнем», «медвежья услуга», «наломать дров», «перейти дорогу». Детям нужно выбрать одну из предложенных вариантов – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту. Знакомство с познавательной задачей. Эссе (лат. «опыт») – размышление в письменной форме, отражающее мнение автора, его точку зрения, согласующееся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, читая свои записи, это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирования культуры чтения.

3. Стадия рефлексии. Написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор пословицы. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося по учебному предмету.

Тема урока №4. Обучение приемам рефлексии. Презентация выполненных работ. Анализ созданных текстов.

1.Чтение вслух созданных текстов по пословицам. 2. Использование приемов при проведении рефлексии. (Каждый ученик получает лист «Приемы при проведении рефлексии»). 3. Выполнение задания: «Закончи фразу».



4. Рассмотрение всех мнений. 5. Подведение итогов.

Приложение №2. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка результатов собственной деятельности. Приемы при проведении рефлексии: Что я получила от этого урока… Я хочу сказать… Я могу похвалить себя и своих одноклассников, учителя за то… Для меня было открытием то, что… Мои достижения на уроке и мои недостатки Сегодня на уроке я Научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял… Урок Урок заставил меня задуматься… На этом уроке я узнал(а) много нового… На меня больше всего произвело впечатление то, что… Я думаю, что новые знания нам пригодятся, потому что… Своей работой на уроке Доволен – недоволен Я выбрал эти задания на уроке потому, что Они легче остальных заданий Был уверен, что справлюсь Они мне нравятся больше, чем остальные.

Приложение №4. Оценка результатов обученности. Система оценивания В. П. Симонова.



Критерии оценки уровня обученности

Умения учащихся

1.

1 уровень – знакомство (распознание)

Отличает изученные процессы от аналогов

2.

2 уровень - запоминание.

Воспроизводит содержание изученного текста.

3.

3 уровень - понимание.

Нахождение существенных признаков и связей изучаемых предметов и явлений.

4.

4 уровень – репродуктивный.

Способность проявлять простейшие умения и знания в алгоритмизированных заданиях.

5.

5 уровень – перенос знаний.

Способность переложить полученные знания на новую нестандартную ситуацию.

Тема урока №5. Обучение приемам осмысления текста. Чтение с остановками. Составление плана текста. Подробный пересказ по плану. Прием постановки вопросов к тексту (вопросный план). Поиск ответов на них.

1. Стадия вызова. - Постановка дидактической цели. Объяснение цели предстоящей работы. Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала.

Чтение с остановками. Для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. В основе составления плана лежат действия по выделению и упорядочиванию главных мыслей текста, этим операциям школьников необходимо целенаправленно учить. План может отражать не только фабулу художественного произведения или только фактологический материал, а может и выявлять причинно-следственные связи.

А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».

2. Стадия осмысления. - Составление плана текста. Групповая работа. Коллективное обсуждение плана. Формирование трех групп. Получение задания каждой группой. Знакомство с материалом. Выполнение задания: составить план текста.
Приложение №4. Последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана. Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли текста. Проверь, как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части). По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана). Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.
План.

1. Счастливый Витька и прекрасный окружающий мир. 2. Витька мечтает и ждет чуда: «Закатится ли солнце в аистово гнездо?» 3. Родители Витьки не верят в чудеса. 4.В село приехал театр. 5.В клубе совершалось чудо, а Витьку оставили дома спать. 6. Витька в сельском клубе. Его сердце запрыгало от предчувствия чуда. 7. Солнце село в аистово гнездо! 8.Витька – пожиратель чудес.

Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков: узнавание и вызов полученной информации, ее интерпретация, оценка, применение, логическое обобщение, целостное восприятие причинно-следственных связей, выделение «частного» в контексте «общего».

- Создание таблицы «Тонких и толстых вопросов». Тонкие вопросы требуют односложных ответов или ответов, требующих знания фактов. Толстые вопросы предполагают развернутые ответы.



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

О чем говорится в этом рассказе?

Объясните, почему родители Витьки не верят в чудеса?

Какого чуда ждал Витька?

Как вы думаете, любят ли в селе театр?

Что родители говорили сыну о солнце?

Отчего не спал Витька?

Какое чудо происходило в клубе?

Почему автор называет Витьку пожирателем чудес?

3. Стадия рефлексии. Взаимообучение. Отчет о работе каждой группы. Чтение вслух заполненной таблицы. Обсуждение групповых работ. Приложение №2. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка результатов собственной деятельности. Приемы при проведении рефлексии: Что я получила от этого урока… Я хочу сказать… Я могу похвалить себя и своих одноклассников, учителя за то… Для меня было открытием то, что… Мои достижения на уроке и мои недостатки Сегодня на уроке я Научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял… Урок Урок заставил меня задуматься… На этом уроке я узнал(а) много нового… На меня больше всего произвело впечатление то, что… Я думаю, что новые знания нам пригодятся, потому что… Своей работой на уроке Доволен – недоволен

4. Домашнее задание. Индивидуальная работа. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по рассказу А. Вампилова Свидание». Прием постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них является основным в процессе

уяснения содержания. Основным приемом эффективного понимания текста является самостоятельная постановка вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.



Тема урока №6. Обучение приемам осмысления текста, приемам переработки информации. «Бортовой журнал» – прием обучающего письма. А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде»(1 час).

1. Проверка домашнего задания. Таблица «Тонких и толстых вопросов». Чтение вслух заполненной таблицы. Обсуждение работ. 2. Стадия вызова. - Постановка дидактической цели. Объяснение цели предстоящей работы. Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала.

Что такое «Бортовой журнал»? Учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме? 3. Что я понял, прочитав данный текст?

Обсуждение названия произведения. А. Вампилова «Солнце в аистовом гнезде».



Что может произойти в рассказе с таким названием? Поиск ответа на вопрос: «Что я знаю по данной теме?» (Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова.)

3. Стадия осмысления. Чтение текста рассказа. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта: «Что я узнал нового из текста по данной теме?»
4. Стадия рефлексии. - Эссе. «Что нового узнали?» После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Учитель может задать основные направления мысли: Что нового узнали? Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Записывается только самое главное. - Беседа с классом по вопросу: «Что нового узнали?»



Что я знаю по данной теме?


Что я узнал нового из текста по данной теме?

Что я понял, прочитав данный текст?

1.« Думаю, что речь пойдет о сказке, что действующими лицами будут Солнце, Аист, Гнездо. Место действия - это лес, дерево с гнездом аиста или деревня с гнездами аистов на крыше дома».

1.« В одном селе жил мальчик по имени Витька, он был влюблен в природу, поэтому считал себя счастливым, а мир, окружающий его, казался ему прекрасным. Сидя на крыльце клуба, он мечтал о чуде: «Когда же солнце сядет в аистово гнездо?» Витька был очень любопытный и любознательный, он спрашивал об этом своих родителей. Но они не верили в чудеса, были реалистами и принимали своего сына за фантазера, отвечая грубо, торопливо и раздраженно на его фантастические вопросы. Однажды в село приехал театр. Что тут началось… Все поздним вечером торопились, бежали, ехали, чтобы посмотреть спектакль. Дети тоже проникли в клуб, хотя им запретили родители, так как была уже ночь, нужно спать. Витька, завороженный, сидел на полу у самой сцены, он был готов зареветь от любопытства. На сцене совершалось чудо! Пусть даже и не было света, он гас два раза, и представление продолжалось при электрических фонариках и керосинках. Это был самый большой, самый прекрасный, самый правдивый театр! Солнце село в аистово гнездо! Витька – пожиратель чудес!»


1. «Я понял, как важно быть счастливым человеком. Как хорошо, когда у тебя есть мечта, когда она сбывается. Я понял, что любопытство и любознательность – это хорошие качества человека, они помогают познать таинственный, сложный мир. Верить в чудеса – это прекрасно, тогда и жить интересно, легко». 2.«Важным событием села стал приезд театра. Это было редкое, но радостное событие. Я узнала, как театр в селе ждали, как его любили, как торопились в сельский клуб, отложив все дела. Когда погас свет, все сидели на своих местах, тихо, без крика, без свиста ждали целых полтора часа, освещая сцену электрическими фонариками. Люди ушли домой взволнованные и радостные. Я хочу в театр!»

3.«Я поняла, как правильно надо относиться к человеку. Надо его понять, надо быть внимательным к нему, надо приглядеться, поинтересоваться, что он любит, что знает, что умеет и чему может научить. Можно для себя неожиданно открыть интересного собеседника, товарища и друга».



4. Домашнее задание: подготовьте письменный ответ на вопрос: «Что я понял, прочитав этот рассказ»?

Тема урока №7. Прием обучающего письма - «Дерево предсказаний». (Развитие читательского воображения, прогнозирования дальнейшего развития сюжета, событий: «О чем будет говориться дальше»).

1. Проверка домашнего задания. Эссе. «Что я понял, прочитав этот рассказ»? А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».

1. Стадия вызова. Групповая работа. Формирование трех групп. Получение задания каждой группой. Знакомство с материалом. Выполнение задания. Предлагаются следующие вопросы: «Что заставило Витьку верить в чудеса?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот рассказ?» Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в выражении сомнения или несогласия, в высказыва-нии собственной позиции (мнения) и отстаивании ее. 2. Стадия осмысления. Использование приема «Дерево предсказаний».

А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».



Рис. 1 «Дерево предсказаний». (Выступления групп)

3. Стадия рефлексии. Взаимообучение. Отчет о работе каждой группы. Беседа по вопросам. 4.Домашнее задание. Эссе. «О чем будет говориться дальше?» А. Вампилов «Свидание».

Тема урока №8. Обучение рефлексии. Освоение приема при проведении рефлексии - «Шесть шляп мышления» (2 часа) Цель: контроль своего образа мышления, эффективное использование мышления при решении логических задач. «Шесть шляп мышления». «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке.

1. Проверка домашнего задания. Эссе. «О чем будет говориться дальше?» А. Вампилов «Свидание». Выслушивание разных мнений. Оценка учителем выступлений учащихся

2. Имитация работы. Обращение к учащимся с предложением включиться в работу. Деление на группы по количеству шляп. Каждой группе предлагается выбрать одну из шляп по цвету (цвет шляпы не должен повториться на этом уроке). Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Подготовка к дискуссии по рассказу А. В. Вампилова «Солнце в аистовом гнезде».

Использование Приложения №5. Прием при проведении рефлексии - «Шесть шляп мышления». Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной. Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны. Что вам интересно, что вас удивляет? Пусть только эмоции вас направляют.

Белая шляпа– перечень фактов. Информация, факты. Что? Как? Где? У вашей шляпы белый цвет! Эмоциям скажите: «Нет!» Бесстрастно факты изложите! Не надо чувств! Их берегите!

Черная шляпа– выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Я весь негатив, недостатки сложила Лишь в черную шляпу. Скажите, что было. Проблемно, неясно. Причину найдите! Без критики не было бы многих открытий!

Желтая шляпа– позитивное мышление, что было хорошего и почему. Вы с желтой шляпой - это значит, Лишь позитив найти задача! Это продуктивно, хорошо! Аргументируйте еще!

Зеленая шляпа - это цвет травы, роста. Творческое мышление, новые идеи, выход из проблемы: «Что можно сделать лучше?» Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Творческой шляпы зеленый подход Поможет к вопросу прийти нестандартно, Творите, рождайте идеи, ребята!



Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

У вас шляпа синяя! Будьте готовы К тому, что за вами последнее слово! Вы слушаете всех, материал собирая. Озвучьте итог, мысли шляп обобщая.



2. Дискуссия по рассказу А. В. Вампилова «Солнце в аистовом гнезде».

Взаимообучение. Выступления групп о своей работе. (Варианты ответов)



Красная шляпа.

Нам понравился главный герой рассказа Витька. Для нас он привлекательный, замечательный мальчик! Он живет радостно, он такой лыбопытный, такой любознательный! Он мечтатель! Верит в чудеса, ищет их и находит. Он очень для нас интересный! Он любит театр!



Белая шляпа.

Хотим напомним вам содержание рассказа и ответить на вопросы: «Что? Где? Когда?» В одном селе жил обыкновенный мальчик. Он был счастливый, так как его окружал прекрасный мир. Так считал Витька. На крыше дома аисты свили себе гнездо. Витька ищет чуда, хочет, чтобы солнце село в аистово гнездо и ждет. Но родители его не верят в чудеса. Когда в село приехал театр, все жители собрались в сельском клубе на представление. Витька тоже оказался в клубе, хотя родители ему запретили, было поздно, уже наступила ночь. Сидя на полу перед сценой, Витька ждал чуда. Солнце село в аистово гнездо. Витька не спал всю ночь.



Желтая шляпа.

Что было хорошего в этом рассказе? Нас удивил больше всего Витька, хорошо иметь такого друга! Аисты и гнездо на крыше дома, во дворе – это хорошая примета. Если они поселились у людей, они принесут им счастье, любовь и богатство. В эту примету верил Витька и был поэтому счастливый. Мир, который его окружал, был прекрасным, он был полон чудес, необыкновенным и загадочным. Витька так сам воспринимал мир, жил так, любопытно и интересно. Важным событием села стал приезд театра. Это было редкое, но радостное событие. Театр в селе ждали, любили, и это видно на страницах рассказа, потому что все люди торопились в сельский клуб. Нам понравилась культура поведения жителей села, их терпение, уважение к артистам и любовь к театру. Когда погас свет, все сидели на своих местах, тихо, без крика, без свиста ждали целых полтора часа, когда он погас во второй раз, сцену осветили электрическими фонариками, и спектакль продолжался. В село приехал настоящий театр. И артисты были настоящие. Они волновались, когда погас свет, что публика не увидит декорации, костюмов артистов. Они могли бы уехать, но согласились играть на сцене при керосинках и фонариках. Люди получили

удовольствие, радость, ушли домой обновленные, немножко другие, подобрели, стали друг другу внимательнее.

Черная шляпа.

Мы искали недостатки, негативное в рассказе. Не понравились родители Витьки. Витька спросил родителей: - В гнезде солнцу будет тесно? Ему ответили: - Дурак! Солнце само по себе, земля сама по себе.

Родители не знают, не видят, какой Любознательный у них мальчик, Витька многого не знает и хочет узнать, поэтому он спрашивает у взрослых, у опытных. Мы не согласны с утверждением, что солнце и земля сами по себе. Земля и люди не могут жить без солнца. Солнце для нас все – это свет, тепло, радость и жизнь.

Мы хотим сказать, что родители у Витьки равнодушные, не знают, чем и как живет их сын, о чем думает, о чем мечтает, чего хочет, к чему стремится. Даже если они люди занятые, то на ребенка надо обращать внимание, не отвечать на вопросы детей грубо и раздраженно. Надо, чтобы ребенок в семье чувствовал себя нужным, не одиноким и чужим.



Зеленая шляпа.

Что можно сделать лучше? Мы думаем, что проблема в родителях. Им надо изменить свое отношение к ребенку. Относиться к нему так, чтобы он чувствовал себя любимым, чтобы он знал, что его могут родители поддержать, помочь, оценить его действия и поступки, сказать, что в нем плохое и что в нем хорошее. Нам кажется, что это произойдет, потому что в конце рассказа Витька опять задает родителям вопрос: «А звезды приклеены к небу?» На этот раз родители промолчали, не ответили сразу. Они задумались о сыне, поняли, наконец, его, а значит, разделили его мечту, может, даже поверили в чудеса. Только так можно решить эту проблему.



Синяя шляпа.

Наша группа сделала общий вывод: все высказали свою точку зрения и показали хорошее знание текста, умело отобрали для доказательства цитаты и эпизоды из рассказа. Мы уверенны в том, что А. Вампилов поднимает проблему отношений детей и их родителей, проблему правильного воспитания в семье, проблему положительного общения детей и родителей. Писатель учит нас тому, как важно людям быть активными, жизнерадостными, жить так, чтобы было интересно, мечтать, много знать, добиваться своей цели. Тогда жизнь будет красивой и интересной, как у Витьки.



3.Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание. Написать рефлексию по проведенному уроку. Использовать Приложение № 2. Приемы при проведении рефлексии.

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка результатов собственной деятельности. Приемы при проведении рефлексии: Что я получила от этого урока… Я хочу сказать… Я могу похвалить себя и своих одноклассников, учителя за то… Для меня было открытием то, что… Мои достижения на уроке и мои недостатки

Сегодня на уроке я Научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял…

Урок Урок заставил меня задуматься… На этом уроке я узнал(а) много нового… На меня больше всего произвело впечатление то, что… Я думаю, что новые знания нам пригодятся, потому что…

Своей работой на уроке Доволен – недоволен

Я выбрал эти задания на уроке потому, что Они легче остальных заданий Был уверен, что справлюсь Они мне нравятся больше, чем остальные.

Тема урока №9. Обучение рефлексии. Освоение приемов при проведении рефлексии. Творческая форма рефлексии – синквейн. (1 час)

1.Объяснение цели предстоящей работы. Формирование групп. Постановка познавательной задачи. Раздача дидактического материала. Знакомство с правилами написания синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Использование Приложения №6. Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

2. Обучение написанию синквейна по изученному тексту. Чтение созданных стихотворений. Взаимообучение. Выслушивание мнений учеников. Принятие общего решения о составе синквейна: Примерные варианты из работ учащихся:

Театр. Прекрасный и правдивый. Удивляет, огорчает, завораживает. Сердце запрыгало от предчувствия чуда. Сказка!

Театр. Самый большой и прекрасный. Приехал, собрал, показал. Говорят, что театр отживает свой век. Неправда

Витька. Любопытный, любознательный. Расспрашивал, смотрел, надеялся. Думал, солнце сядет в аистово гнездо. Фантазер!

Витька. Любознательный, смышленый. Мечтал, ждал, увидел. Он пожиратель чудес настоящий! Счастливчик

Витька. Любопытный и добрый. Думал, хотел, верил, Чудеса на свете есть! Он пожиратель чудес

Родители. Строгие, непонимающие. Не отвечали, не верили, ругали. Детей нужно развивать! Невежды!

Родители. Невнимательные, грубые. Не мечтали, не любили, скучали. Детей своих не понимали. Эгоисты

Витька. Любознательный, мечтательный. Мечтал, верил, знал. Нужно, как Витька верить в чудеса. Мечтатель!

Витя. Мечтательный, целеустремленный. Хочет увидеть и ждет. Сядет солнце в аистово гнездо? Пожиратель чудес!

Витя. Любознательный и любопытный. Верил, ждал, дождался. Ведь чудеса везде! Пожиратель чудес!

Витька. Смешной, веселый. Фантазирует, мечтает, добивается. Любит он чудеса. Пожиратель чудес!

Витька. Романтичный, мечтательный. Мечтает, изучает, ждет. Спрашивает: «Так бывает?» Любознательный человек

Витька. Мечтательный и интересный. Размышлял, узнавал, надеялся. Думаете, фантазер - Витька? Пожиратель чудес!

Витька. Любознательный, любопытный. Верит, надеется, ждет. Это очень хорошо! Пожиратель чудес!

Витька. Мечтательный, любознательный. Ищет, находит, радуется. Готов зареветь от любопытства. Пожиратель чудес!

3. Домашнее задание. Написать синквейн по рассказу А. Вампилова «Свидание».
Приложения к методической разработке уроков по технологии критического мышления.
1. Приложение №1. Cписок основных понятий курса. 2. Приложение №2. Связь темы, проблемы и идеи текста. 3. Приложение № 3. Приемы при проведении рефлексии. (алгоритм)

4. Приложение №4. Оценка результатов обученности. Система оценивания В. П. Симонова.

5. Приложение №5. Последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана. (алгоритм) 6. Приложение №6. Прием при проведении рефлексии - «Шесть шляп мышления». (алгоритм)

7. Приложение №7. Правила написания синквейна. (алгоритм) 8. Приложение №8. Исследование проблемы в тексте.

9. Приложение №9. Три фазы технологии развития критического мышления. 10. Приложение №10. Технология КМ предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся. 11. Приложение №11. Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление».

12.Приложение №12. Изменение целей и задач образования.

13. Приложение №13. Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления.

14.Приложение №14. Классификация вопросов по Б. Блуму.

16. Приложение №15. Технология КМ. 18. Приложение №16. Список литературы.

Приложение №1. Cписок основных понятий уроков.
1. Тема – основное содержание текста. Формулировать тему целесообразнее в виде словосочетания, простого или сложного , с предлогом «о», например: о влиянии экологии на здоровье человека.

2. Проблема – тот вопрос, над которым в этой теме задумался автор, например: «Как выжить городскому человеку в такой экологической обстановке?»

3. Идея – мысль, ради которой трудится автор. Без идеи произведения не бывает. Формулировать идею целесообразнее всего в виде повествовательного предложения, например: «Трудись на совесть, и тебе воздастся за труды!»

4. Ключевые слова – это 4-7 слов, которые помогают 1)восстановить сюжет истории, в котором фигурируют эти понятия; 2) воспроизвести текст, опираясь на эти слова; в) заняться сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте.

5. Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

6. Чтение с остановками. Для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.
7. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов. Толстые вопросы предполагают развернутые ответы.

8. «Бортовой журнал». Учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме? 3. Что я понял, прочитав данный текст?

9. Прием обучающего письма - «Дерево предсказаний». Выражение сомнения или несогласия, высказывание собственной позиции (мнения) и отстаивание ее. Используются вопросы: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?»

10. « Шесть шляп мышления» - прием рефлексии.

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Деление на группы по количеству шляп. Каждой группе предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая шляпа– перечень фактов. Информация, факты. Что? Как? Где? Черная шляпа– выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая шляпа– позитивное мышление, что было хорошего и почему. Зеленая шляпа - Это цвет травы, роста. Творческое мышление, новые идеи, выход из проблемы: «Что можно сделать лучше?» Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.



11. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

12. Эссе (лат. «опыт») – размышление в письменной форме, отражающее мнение автора, его точку зрения, согласующееся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.

13. Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе.

Приложение №2. Три фазы технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия.

Первая фаза – фаза Вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:



  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечения учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

  • Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:



  • организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели, что именно я понял, что приобрел в процессе работы.

  • Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Важность переживания эффекта приобретения.

Третья фаза – фаза рефлексии

Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:



  • самостоятельно систематизировать новый материал.

  • определить направления для дальнейшего изучения темы. Необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы.

Приложение №3. Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление».




Этапы

Вызов

Реализация

Рефлексия

Цели

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

Активизация деятельности учащихся. 

Формирование мотивации на учебную деятельность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. 



Получение обучаемыми нового знания.

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. 

Освоение способа работы с информацией. 

Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.



Присвоение нового знания.

Создание целостного представления о предмете.

Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.

Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.



Приемы

«Мозговой штурм» 

Прогнозирование (по портрету, картине)

Прогнозирование по ключевым словам

Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Кластер Таблица «З–Х–У»



Чтение текста с маркировкой по методу insert

Выделение ключевых слов подчёркиванием



Маркировочная таблица insert

Творческая работа – синквейн

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ведение дневника, письмо другу

Достраивание кластера из ключевых слов

Перепутанные логические цепи



Результаты

Актуализированный опыт. Активизированное знание. Сформированный мотив

Систематизированное знание

Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова



Присвоенное знание

Сформированное целостное представление о предмете



Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение

Приложение №4. Изменение целей и задач образования:





Старые

Новые

Учащийся

  • приобретает знания и навык;

  • приобретает их как можно в большем объеме;

  • ориентация на объем материала;

  • отсутствие возможности выбора;

  • принятие целей образования и жизни в готовом виде;

  • стремление избежать контроля.

  • саморазвитие и самосовершенствование;

  • знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

  • наличие возможности выбора программ и даже предметов;

  • постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

  • стремление к своевременному и объективному контролю.

Процесс обучения

  • передача опыта и знаний;

  • обучение на основе устоявшихся знаний;

  • использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

  • жесткость учебных и образовательных программ.

  • индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

  • обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

  • обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

  • гибкость учебных и образовательных программ.

Результат

  • подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

  • редкие нововведения сверху.

  • создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

  • формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

  • постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.


Технология КМ. Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводный

Постановка дидактической цели

5

Объяснение цели предстоящей работы

Знакомство с целями урока

Стадия вызова

Формирование двух групп. Получение задания каждой группой.

2

Формирование группы. Постановка познавательной задачи

Знакомство с познавательной задачей




Инструктаж, получение дидактического материала

3

Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала

Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы

Завершение стадии вызова

Индивидуальная и групповая работа

5

Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску. Контроль за ходом групповой работы

Выполнение своего задания: сбор примеров, оформление кластеров на большом листе бумаги. Консультации друг с другом и с учителем.

Завершение стадии вызова

Отчет групп о результатах работы

Выслушивание мнений учеников. Принятие общего решения о составе кластера

Отчет о работе каждой группы

Стадия осмысления

Чтение информационного текста с использованием метода инсерта

10

Индивидуальные консультации

Чтение текста, заполнение таблицы графами: «Плюс - минус - интересно»

Стадия рефлексии. Возвращение к кластеру

Беседа с классом по вопросам

7

Рассмотрение всех мнений

Чтение вслух заполненной таблицы

Выполнение практических заданий

Практическая направленность работы

4

Инструктаж, раздача дидактического материала группам

Выполнение практического задания в группах. Отчет групп.


Приложение № 5. Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления

1. Стадия вызова • Мозговая атака • Ключевые слова (словосочетания, предложения) • Перепутанные логические цепочки • Разбивка на кластеры (смысловые блоки) • Денотатный граф • Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали) • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов • «Выглядит как..., звучит как...» 2. Стадия реализации смысла • Система маркировки текста «ИНСЕРТ» • Чтение с остановками • Таблица «Плюс - минус - интересно» • Двухчастный (трехчастный) дневник 3. Стадия рефлексии • Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов • Возвращение к ключевым словам • Возвращение к перепутанным логическим цепочкам • Возвращение к кластерам • Возвращение к таблице «Знаем - Хотим узнать - Узнали» • Маркировочная таблица «ИНСЕРТ» • Мини-сочинение, эссе • Синквейн • Возвращение к денотатному графу • Возвращение к таблице «толстых» и «тонких» вопросов • Возвращение к таблице «Плюс - минус - интересно» • Возвращение к приему «Выглядит как..., звучит как...» • Перекрестная дискуссия • Возвращение к двухчастному (трехчастному) дневнику • «Шесть шляп мышления»

 Приложение № 6. Список использованной литературы.


1.(Из выступления на Марафоне-2003) Материал из KM-Wiki. Чтение и письмо для развития критического мышления.


2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002.

3. Великанова А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002.

4.Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм - Еврознак, 2001.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.



6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2004

Коьрта
Контакты

    Главная страница


№1. Обучение приемам осмысления текста. Чтение текста. Выделение ключевых слов, определение их лексических значений путем подбора синонимов, воспроизведение текста

Скачать 390.53 Kb.