• 1. Оправдание жизни: Алексей Ачаир
  • 2. Мой стих не мудрствует лукаво: Илья Мухачёв
  • 3. На пересечении жанров: Михаил Михеев

  • Скачать 84.11 Kb.


    Дата09.10.2017
    Размер84.11 Kb.

    Скачать 84.11 Kb.

    1. Оправдание жизни: Алексей Ачаир



    эмблема.jpg

    Интернет-журнал новосибирской областной общественной организации «Творчество»
    № 1 (2017)
    Выпуск посвящен сибирским поэтам к VIII Сибирским детским поэтическим чтениям. Биографии поэтов Ильи Мухачёва, Алексея Ачаира, Михаила Михеева подготовила Юлия Федорищева.
    1. Оправдание жизни: Алексей Ачаир

    h:\нооо творчество\с диска д\фестивали, чтения, конкурсы\сибирские детские поэтические чтения\2016-2017 8-е сиб.детские поэтические чтения\ачаир\image (1).jpg

    Будущий поэт, мелодекламатор и преподаватель Алексей Алексеевич Ачаир (Грызов) родился в 1896 году в семье полковника Сибирского казачьего войска Алексея Георгиевича Грызова, в станице Ачаирская близ Омска. В 1914 году он окончил Омский кадетский корпус и поступил на инженерное отделение Московского сельскохозяйственного института, где проучился всего три года. Обучение прервали грозные события, захватившие страну: в 1918 году Алексей Ачаир отправился на Гражданскую войну добровольцем.

    Его военная служба началась в пулемётной команде атамана Красильникова; с 1919 по 1922 годы он служил в штабе 1-й Сибирской казачьей дивизии, в войсках атамана Семёнова и Гродековской группе войск в Приморе; совершил Великий Сибирский ледяной поход с отступающими войсками Колчака; был представлен к Георгиевскому кресту и в феврале 1922 года отправлен в отставку в чине хорунжего. Некоторое время он провёл во Владивостоке, где зарабатывал на жизнь редактурой газеты «Последние известия», но вскоре перешёл границу и оказался в Корее, затем в Маньчжурии. Город Харбин стал новой родиной поэта на двадцать три долгих года.

    Несмотря на то, что отдельные публикации Ачаира появлялись в сибирской печати ещё в 1918-1919 годах, именно в Харбине расцвели и получили реализацию его педагогический и литературный таланты. В скором времени Алексей Ачаир стал ответственным секретарём и преобразователем культурной жизни гимназии Христианского союза молодых людей – организации миссионерского типа, ведущей культурно-воспитательную работу среди эмигрантской молодёжи. Литературный кружок «Зелёная лампа» под его руководством перерос в объединение «Молодая Чураевка» (названное по ассоциации с американским селением «Чураевка», основанным другом юности – Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым). Литературное объединение выпускало одноименную газету, издавало поэтические сборники и дало путёвку в жизнь многим одарённым поэтам дальневосточного русского Зарубежья: Николаю Светлову, Василию Обухову, Николаю Щёголеву, Лидии Хаиндровой).

    С 1925 по 1943 годы Алексей Ачаир издал пять собственных поэтических сборников: книги «Первая» (1925 г.), «Лаконизмы» (1937 г.), «Полынь и солнце» (1938), «Тропы» (1939 г.), «Под золотым небом» (1943 г.). Обладая тонким чувством ритма и врождённой музыкальностью, он часто исполнял свои произведения на литературно-музыкальных вечерах под собственный аккомпанемент, придавая с помощью интонирования и мелодики особую выразительность поэтическому слову. В этот период стихи Ачаира публиковались в журналах «Рубеж» (Харбин), «Вольная Сибирь» (Прага), в берлинской антологии «Якорь».

    В 1945 году после вступления в Харбин Советской Армии Алексей Ачаир был арестован и депортирован в СССР, где провёл десять лет в лагерях Воркуты и ещё несколько лет в ссылке в посёлке Байкит Красноярского края. В 1956 году он переехал в Новосибирск, где женился во второй раз на преподавательнице музыки Валентине Белоусовой (его первой женой была известная в Харбине оперная певица Гали Ачаир-Добротворская) и стал учителем пения в средней школе. Помимо этого, организовал клуб эстетического воспитания, создал детский хор. Умер Алексей Ачаир в декабре 1960 года прямо на пороге школы – не обратив внимания на плохое самочувствие, он, как всегда, спешил на репетицию новогоднего концерта.

    Пять книг Алексея Ачаира, изданных при жизни автора, сильно разнятся между собой, несмотря на лейтмотив Родины, неизменно присутствующий в них. Первый сборник во многом символичен и романтически отрешён от земных страстей; в нём часто встречаются природные образы и взаимодействуют мужское и женское начала, явленные в противостоянии или идиллическом согласии. Влечение, борьба, нежность, показанные на фоне непрерывного космического водоворота мира, царят на страницах первой книги Ачаира, отличающейся напевностью и плавностью ритма. В ином ключе выполнен сборник «Лаконизмы», состоящий из коротких разнородных стихов, посвящённых тому или иному фрагменту бытия: это мимолётные зарисовки и наблюдения, намёки на таинственные события, оставшиеся за рамкой текста, философские формулировки и обобщения. Третья книга более других может называться русской: огромное значение в ней придаётся историческому прошлому, именам предков, родным пейзажам и образам. Тоска по Родине и гордость за неё, восхищение и непоколебимая уверенность в силе Руси сквозит в каждой строке книги. Последние сборники отличаются разнообразием тем, большей конкретностью образов, обращением к мировому культурному наследию, явно выраженным восточным колоритом. Не умолкая, звучит на страницах книг Ачаира голос, воспевающий красоту мира, не стираемую самыми кровавыми войнами.

    Старик киргиз достал спокойно трубку:

    - Обратно, сын? – Обратно, да, тамыр.

    Какой простой, какой чудесный мир,

    Который превращали в мясорубку.

    Поэт непростой судьбы, на долгие годы разлучённый со своим Отечеством, он сумел найти собственный голос и проложить дорогу к свету искусства – не только себе самому, но и многим талантливым поэтам, и до последнего вздоха оставался верен своему призванию. Цель поэтического творчества – «оправдание жизни в красоте её преломления через призму души поэта»i, – говорил Алексей Ачаир. Спустя годы его голос продолжает звучать, и лишь в наших силах не дать ему умолкнуть для людских сердец.



    2. Мой стих не мудрствует лукаво: Илья Мухачёв
    h:\нооо творчество\газета\поэтической сибири имена\и.мухачев.jpg
    Поэт Илья Андреевич Мухачёв родился в 1896 году в городе Бийске Алтайского края. Выросший в семье лесоруба-плотогона, он прошёл трудную школу жизни, с юных лет испробовав профессии лесоруба, печника, землекопа, плотника. В 1915 году был призван в армию и отправился на фронт; в Белорусском Полесье получил ранение и контузию и вернулся в Бийск, но в 1919 году вступил добровольцем в Красную Армию, где, помимо исправной службы, пристрастился к грамоте и чтению, проходил курсы библиотекарей. В составе 5-й Армии Илья Мухачёв принимал участие в разгроме колчаковщины на Алтае. В 1922 году демобилизовался и устроился на кожевенный завод.

    Вскоре после этого его стихи начинают появляться в печати. Первое стихотворение молодого поэта было опубликовано в газете «Бийский рабочий» (старое название – «Звезда Алтая»); затем последовали публикации в газетах «Красный Алтай» (Барнаул), «Советская Сибирь» (Новосибирск), в журналах «Сибирские огни» и «Экран». С «Сибирскими огнями» поэт тесно сотрудничал на протяжении всей жизни. В 1926 году в Барнауле вышел его первый поэтический сборник «Чуйский тракт».

    В 1933 году Илья Мухачёв переехал в Новосибирск, где влился в ряды «крестьянских» писателей, параллельно работая в местных периодических изданиях. Новые открывающиеся перед страной возможности, активный рост производства, атмосфера созидательного труда и всеобщей устремлённости в будущее захватили и увлекли поэта; новосибирский период стал ключевым этапом его творческого совершенствования. В это время он активно печатается и издаёт книги «На горном пути» (1933 г.), «Лирика» (1936 г.), «Край родной» (1937 г.). Если первые произведения молодого автора рождались благодаря алтайской природе, были наполнены трепетной любовью к ней и любованием ею, пронизаны романтикой таёжного мира и бродяжничества, в более поздних стихах начинают звучать и другие ноты; диапазон поэта ширится, затрагивая, помимо философских, социальные аспекты бытия. Стихи его приобретают остроту и актуальность, гражданская тематика становится одной из главенствующих в его творчестве.

    Искренняя убеждённость в необходимости социальных глубинных перемен, уверенность в своей правоте делают произведения Ильи Мухачёва глубоко правдивыми и художественными; однако их общественное значение было и впрямь велико. Выступив с трибуны I Съезда сибирских колхозников с поэтическим призывом к вступлению в колхозы, поэт получил широкое признание, а текст его выступления (в печати «Слово к единоличникам, беднякам и середнякам») стал использоваться в качестве средства пропаганды. Известность получила и поэма «Путём коллектива» (1934 г.), посвящённая теме крестьянского движения. Мотив взаимодействия человека и природы получает новое звучание в творчестве поэта: человек рисуется в его стихах уже не столько кротким послушным сыном, сколько активным первопроходцем и преобразователем.

    Однако любовь к Горному Алтаю продолжает жить в сердце поэта и на страницах его книг, гармонично переплетаясь в его произведениях с общей судьбой страны и народа; наиболее яркое воплощение это чувство получило в «алтайских» поэмах – прежде всего, в поэмах «Карло Тэтэнгоди», за которую в 1935 году Илья Мухачёв был отмечен краевой литературной премией имени А.М.Горкого, и «Демжай-алтаец» – самом крупном произведении Мухачёва, интересном своими перекличками с алтайским фольклором, языковыми находками, детализацией алтайского быта и нравов. Выразительность и свежесть, красочность метафор и образов делает поэму уникальным документом национального сознания.

    В 1956 году поэт был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался в Новосибирске в 1958 году, оставив после себя произведения, пронизанные любовью к жизни в различных её воплощениях и убеждённой верой в современное поэту общество и государство. Однако острота гражданских стихов и эпичность алтайских поэм не умаляют художественность нежной и чистой лирики, в которой самая малая былинка оказывается частью великой красоты:

    Хмель золотист от стебелька до завитка.

    Красны рябины гроздья. Зелен луг.

    В природе всё неповторимо, друг.

    Не потому ли сердцу так любима

    Та песня, что во всём неповторима?
    3. На пересечении жанров: Михаил Михеев
    h:\нооо творчество\газета\поэтической сибири имена\фото_михеев_михаил_петрович_3b017-1.jpg
    Прозаик, поэт и очеркист Михаил Петрович Михеев родился в 1911 году в городе Бийске Алтайского края. Поначалу ничто не предвещало его последующей увлечённости литературой, переросшей в страсть всей жизни: после окончания Бийской профессиональной школы и получения диплома инструктора-механика автотракторного дела будущий писатель работал в Бийском зерносовхозе. Вскоре он заинтересовался электротехникой и, сменив род занятий, стал электромонтёром, а после бригадиром по ремонту автомобильного электрооборудования на Бийском авторемонтном заводе. До 1963 года ему случилось сменить ещё несколько профессий, включая должность рентгенотехника в поликлинике.

    Понемногу литературная деятельность захватывала его; первые стихи были написаны Михаилом Михеевым ещё в 30-е годы. Широкую известность получила созданная им в этот период песня «Есть по Чуйскому тракту дорога», ставшая поистине народной. Его первая книга в стихах «Лесная мастерская» вышла в 1951 году и получила признание среди детской аудитории, неоднократно переиздавалась. За ней последовали книги для детей: повесть «Клуб ЮЭТ» (1953 г.), сборник стихов «Московский состав» (1954), повесть «Капитаны 8-а» (1957 г.), остросюжетные приключенческие и фантастические произведения «Вирус В-13» (1956 г.). «Тайна белого пятна» (1959 г.), цикл рассказов «Милые роботы» (1972 г), а также фантастическо-приключенческие повести «Год тысяча шестьсот…» (1985 г.) и «Поиск в темноте» (1990 г.), ставшие последними для автора.

    Работал писатель также в детективном и документальном жанрах. Помимо литературной деятельности, активно занимался наставничеством и создал при Новосибирской писательской организации клуб любителей фантастики «Амальтея», бессменным руководителем которого оставался до конца жизни. Созданное объединение играло значительную роль в литературной жизни Новосибирска.

    Михаил Михеев ушёл из жизни 17 мая 1993 года, однако его имя увековечено благодаря живописной работе новосибирского художника Вадима Иванкина, созданной в рамках историко-художественного проекта «Портретная галерея выдающихся деятелей Новосибирской области». По мотивам названия повести «Тайна белого пятна» был назван ставший традиционным для Новосибирска литературный фестиваль, впервые состоявшийся в 1994 году и обрётший новое дыхание в 2009 году.




    i Алексей Ачаир. Мне кто-то бесконечно дорог… - М., Янус-К, 2000. – С.7.

    «ПОЭТИЧЕСКОЙ СИБИРИ ИМЕНА» № 1 (2017), февраль 2017 года.

    Интернет-журнал Новосибирской областной общественной организации «Творчество»

    Материалы предоставлены: Юлия Федорищева

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    1. Оправдание жизни: Алексей Ачаир

    Скачать 84.11 Kb.