• УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов заочной формы обучения
  • Краткое содержание курса Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля). 1 семестр
  • Семестр 1 Форма текущего контроля – реферат.
  • Оформление реферата согласно МИ 4.2-5/47-01-2013
  • Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену.
  • Семестр 2 Форма текущего контроля - контрольная работа (реферат).
  • Форма промежуточного контроля – зачет. Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету.
  • Семестр 3 Форма текущего контроля Написание курсовой работы. Номер курсовой работы определяется по методике, описанной выше.
  • Оформление курсовой работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013

  • Скачать 384.78 Kb.


    страница1/2
    Дата24.10.2017
    Размер384.78 Kb.
    ТипКурсовая

    Скачать 384.78 Kb.

    1. Социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки


      1   2

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Забайкальский государственный университет»

    (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
    Институт социальных наук, психологии и педагогики

    Факультет социологический

    Кафедра социологии

    УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    для студентов заочной формы обучения

    (с полным сроком обучения, с ускоренным сроком обучения)

    по дисциплине «История социологии»



    наименование дисциплины (модуля)
    для направления подготовки (специальности) 39.03.01 Социология.

    Профиль: «Социология управления»



    код и наименование направления подготовки (специальности)

    Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 14 зачетных единиц.

    Форма текущего контроля в семестре – реферат.

    Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – КР.

    Форма промежуточного контроля в семестре – Зачет (2 семестр)/Экзамен (1,3 семестр).

    Краткое содержание курса

    Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля).

    1 семестр

    Тема 1. Социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки.

    Тема 2. Предмет истории социологии и её периодизация. Основные источники по истории социологии.

    Тема 3. Социальное знание древности, античности и средневековья. Социальные концепции Платона, Аристотеля, Августина (Блаженного) и Фомы Аквинского. Социальные идеи Конфуция. Ибн Хальдун как протосоциолог.

    Тема 4. Социальное знание эпохи Возрождения (Ренессанса) и Нового времени. Философско-мировоззренческое содержание эпохи Возрождения (Ренессанса). Социально-политические концепции Н. Маккиавелли, Ж. Бодена. Социальные утопии Т. Мора, Т. Компанелла. Социальные концепции Т.Гоббса, Г.Гроция, Дж. Вико.

    Тема 5. Социальные идеи европейского Просвещения 17-18 в.в. Социально-исторические условия возникновения мировоззрения европейского Просвещения. Социальные идеи Дж.Локка, А.Смита, Ж.Мелье, Ф.Вольтера, Ш-Л.Монтескьё, Ж-Ж.Руссо, энциклопедистов. Специфика немецкого Просвещения. Консервативная реакция на идеи Просвещения.

    Тема 6. Значение эпохи Просвещения для развития социологии в 19 веке.

    Тема 7. Предсоциология в России.



    2 семестр

    Тема 1. О.Конт – основатель позитивизма.

    Тема 2. Британская традиция в социологии (Г.Спенсер, А.Смит и др.).

    Тема 3. Французская школа в социологии (Э.Дюркгейм, Г.Тард, Г.Лебон).

    Тема 4. Немецкая социология (Ф.Теннис, Г.Зиммель, М.Вебер).

    Тема 5. Социологическая концепция К.Маркса.

    Тема 6. Структурно-функциональный анализ в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон).

    Тема 7. Теории конфликта (Р. Дарендорф и Л. Козер).

    Тема 8. Феноменологическая социология.

    Тема 9. Символический интеракционизм.

    Тема 10. Этнометодология.

    Тема 11. Теории обмена.



    3 семестр

    Тема 1. Новейшие теории в социологии.

    Тема 2. Концепция общества риска У. Бека.

    Тема 3. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

    Тема 4. Концепция сетевого общества М. Кастельса.

    Тема 5. Полипарадигмальный подход в современной социологии.

    Тема 6. Теория социальных изменений П. Штомпки.

    Тема 7. Социология революционных и эволюционных изменений в обществе.

    Тема 8. Проблема времени в современном социуме.

    Тема 9. Общество Потребления или симуляция в гиперреальности: радикальный взгляд Ж. Бодрийяра.

    Тема 10. Социология субъекта А. Турена: активность диссидента и коллектива.
    Семестр 1

    Форма текущего контроля – реферат.

    Рекомендации по определению варианта, задания для выполнения контрольной работы, методические рекомендации по выполнению заданий.

    Вариант контрольной работы (реферата) соответствует двум последним цифрам зачетной книжки:



    • если предпоследняя цифра № зачетной книжки 0, 2, 4, 6, 8, то первая цифра варианта – 0;

    • если предпоследняя цифра № зачетной книжки 1, 3, 5, 7, 9, то первая цифра варианта – 1;

    • последняя цифра № зачетной книжки соответствует последней цифре варианта контрольной работы.

    Например, № зачетной книжки 2794175, в этом случае вариант контрольной работы – 15.

    Требования к реферату

    Особое значение придается самостоятельности суждений, новым примерам, проработке книг и публикаций, выходящих за рамки приведенного списка литературы. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников (например, нормативного права). Их цель – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования и фактически может стать итогом самостоятельной работы студента, направленной на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.

    Реферат примерно должен иметь следующую структуру:

    1. Введение излагается на 2-3 страницах. Содержит обоснование проблематики и актуальности выбранной темы, определение цели и задач работы, небольшой обзор литературы, оценка степени изученности проблемы.

    2. Основная часть имеет 2-3 параграфа, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.

    3. Заключение занимает 1-2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.

    Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 5-6 наименований.

    На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата (или главы) и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать защищающемуся вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.



    Критерии оценки: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.
    Темы рефератов:

    1. Социология и ее отношение к жизни.

    2. Научная основа социологии. Объект, предмет, основные понятия и исследовательские вопросы социологии. Теоретическая и практическая социология.

    3. История социологии как предмет научного изучения.

    4. Понятие общества в контексте исторического развития. Объект и предмет истории социологии.

    5. Социальная мысль и теория древности, средневековья и возрождения.

    6. Социально-теоретические воззрения Конфуция и конфуцианцев.

    7. Социально-теоретические воззрения легистов

    8. Социально-теоретические воззрения буддистов.

    9. Социально-теоретические воззрения представителей иудаизма (ветхозаветных пророков).

    10. Социально-теоретические воззрения Фукидида, Платона, Аристотеля.

    11. Социально-теоретические воззрения Стоиков, Цицерона, Сенеки.

    12. Социально-теоретические воззрения Августина Аврелия, Ал-Фараби.

    13. Социально-теоретические воззрения Ибн-Баджи, Фомы Аквинского, Ибн-Халдуна, Мора, Макиавелли.

    14. Рождение науки в Новое время. Феномен Нового времени.

    15. Наука как феномен культуры. Рост, формы и институциализация науки в 17 веке.

    16. Социальная реальность в 17 веке и ее отражение в социальной теории.

    17. Общественная организация в 17 веке: атомизация и аномия.

    18. Рождение современного государства и проблема суверенитета: от власти монарха к власти нации.

    19. Значение труда Н.Макиавелли «Государь».

    20. Экономика и политика как объекты социальной теории в 17 веке.

    21. Развитие экономической и гражданско-политической подсистем общества.

    22. Шотландские гуманисты (Юм, Смит, Фергюсон) и английские утилитаристы (Бентам) о нравственных началах экономического поведения и разделении общественного труда.

    23. Формирование и развития эмпирических социальных обследований в 17-19 веках. Государствоведение, или «описательная статистика».

    24. «Политическая арифметика» Дж.Граунта и У.Петти.

    25. Изучение социальных процессов в 18-начале 19 века: вариации циклического и прогрессивного развития.

    26. «Новая наука о природе наций» Дж.Вико.

    27. Позитивная философия Сен-Симона.

    28. Формирование и развитие однофакторных направлений в социологии во второй половине 19 века. Социальная география. Социальная психология.

    29. Предсоциологический этап в России.

    Оформление реферата согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

    Форма промежуточного контроля – экзамен.

    Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену.

    1. Социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки.

    2. Социальная концепция Платона.

    3. Социальная концепция Аристотеля.

    4. Социальная концепция Августина (Блаженного) и Фомы Аквинского.

    5. Социальные идеи Конфуция.

    6. Ибн Хальдун как протосоциолог.

    7. Социально-политические концепции Н. Маккиавелли, Ж. Бодена.

    8. Социальные утопии Т. Мора, Т. Компанелла.

    9. Социальные концепции Т.Гоббса, Г.Гроция, Дж. Вико.

    10. Социальные идеи Дж. Локка.

    11. Социальные идеи А.Смита.

    12. Социальные идеи Ж. Мелье. Ф.Вольтера.

    13. Социальные идеи Ш-Л.Монтескьё, Ж-Ж.Руссо.

    14. Социальные идеи энциклопедистов.

    15. Специфика немецкого Просвещения.

    16. Консервативная реакция на идеи Просвещения.

    17. Значение эпохи Просвещения для развития социологии в 19 веке.

    18. Предсоциологический этап в России.

    19. Особенности социально-культурного развития России во 2-ой половине 19в.-нач.20 в.

    20. Взгляды П.Я.Чаадаева.

    21. Взгляды А.И.Герцена.

    22. Взгляды К.Д.Кавелина.

    23. Взгляды Н.Г.Чернышевского.


    Семестр 2

    Форма текущего контроля - контрольная работа (реферат).

    Контрольная работы выполняется в виде реферата (12-15 листов, структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы).

    Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента. Если последняя цифра номера зачетной книжки «0», то студент выполняет 10-й вариант. Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, не проверяются.

    Требования к реферату

    Особое значение придается самостоятельности суждений, новым примерам, проработке книг и публикаций, выходящих за рамки приведенного списка литературы. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников (например, нормативного права). Их цель – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования и фактически может стать итогом самостоятельной работы студента, направленной на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.

    Реферат примерно должен иметь следующую структуру:

    1. Введение излагается на 2-3 страницах. Содержит обоснование проблематики и актуальности выбранной темы, определение цели и задач работы, небольшой обзор литературы, оценка степени изученности проблемы.

    2. Основная часть имеет 2-3 параграфа, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.

    3. Заключение занимает 1-2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.

    Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 5-6 наименований.

    На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата (или главы) и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать защищающемуся вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.



    Критерии оценки: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.

    Оформление реферата согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

    Примерные темы рефератов:

    1. О.Конт – основатель позитивизма.

    2. Британская традиция (Дж.Ст. Милль, Г.Спенсер).

    3. Исследования Ч. Бута.

    4. Разработка Д.С. Миллем методов социологии.

    5. А. Смит и концепция «экономического человека».

    6. Э. Дюркгейм и развитие социологизма.

    7. Г. Тард, Г. Лебон – психологическое направление в социологии.

    8. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф.Тенниса.

    9. Ф. Теннис – «общность и общество».

    10. М.Вебер: его влияние на последующее развитие социологии.

    11. Социология В.Парето.

    12. Чикагская школа в социологии. Р.Парк и Э.Бёрджесс – ведущие теоретики чикагской школы.

    13. Хоторнские эксперименты группы Э.Мэйо и формирование индустриальной социологии.

    14. Интегральная социология П.А.Сорокина.

    15. Структурный функционализм Т.Парсонса. Источники формирования социологической теории Парсонса.

    16. Социология Р.Мертона.

    17. Развитие эмпирической социологии и массовых опросов. Деятельность Дж.Гэллапа.

    18. Советская социология начала 20 в.

    19. Марксистская теоретическая мысль 20-х гг.

    20. Дискуссии о соотношении философии и социологии.

    21. Феноменологическая социология.

    22. Э.Гуссерль о реальности и сознании, интенциональности и жизненном мире людей.

    23. А.Шютц: основное отличие социальных наук от естественных наук.

    24. Драматургическая социология И.Гоффмана.

    25. Критика Г.Гарфинкелем социологии и обоснование этнометодологии.

    26. Теория социального обмена.

    27. Дж.Хоманс об исследовании диадических взаимодействий и малых групп. Постулаты обмена Хоманса.


    Форма промежуточного контроля – зачет.

    Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету.

    1. Социологический проект О.Конта.

    2. Дж. С. Милль: биография и социологические идеи.

    3. Г.Спенсер: биография, социологические идеи, вклад в науку. Учение о социальной структуре («общественном строении») общества и социальных институтах.

    4. Натурализм, органицизм, функционализм в социологии. Социал-дарвинизм.

    5. Расово-антропологическое направление в социологии.

    6. Географическое направление в социологии.

    7. Социологическая концепция марксизма.

    8. Ф.Энгельс как социолог.

    9. Психологизм во французской социологии. Г.Тард, Г.Лебон.

    10. Социологическая концепция Э.Дюркгейма: социологизм, теория «социального факта» и т.п. Институализация социологии во Франции.

    11. Становление «французской социологической школы» (М.Мосс, С.Бугле, Ж.Даву, М.Хальвакс и др.).

    12. Творчество Ф. Тённиса. Работа Ф.Тённиса «Община и общество».

    13. Формальная социология Г. Зиммеля.

    14. Социологические идеи В. Зомбарта.

    15. Понимающая социология М. Вебера.

    16. Развитие социологии в США. Творчество Ф.Гиддингса, А.Смолла, У.Самнера, Л.Уорда. Становление университетского социологического образования в США.

    17. Социологическая система В. Парето. Вклад В. Парето в социологическую науку.

    18. Позитивизм, натурализм и органицизм в российской социологии (Е.В.де Роберти, Н.И.Кареев, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд и др.).

    19. Социологическая концепция М.М. Ковалевского.

    20. Н.Я.Данилевский и его теория культурно-исторических типов.

    21. Неопозитивизм в социологии (А.С. Звоницкая, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Русский период творчества П.А. Сорокина.

    22. «Русская» субъективная школа в социологии.

    23. Неокантианство: исторические особенности, основные представители, главные темы, терминологический аппарат.

    24. Христианская социология: исторические особенности, основные представители, главные темы, терминологический аппарат.

    25. Основные этапы развития марксизма в России, его основные представители (Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов, Н.И.Бухарин).

    26. Структурно-функциональный анализ в социологии.

    27. Теории конфликта.

    28. Феноменологическая социология.

    29. Этнометодология.

    30. Теории обмена.

    31. Символический интеракционизм.


    Семестр 3

    Форма текущего контроля
    Написание курсовой работы.

    Номер курсовой работы определяется по методике, описанной выше.

    Курсовая работа посвящена изучению конкретной темы, предлагаемой преподавателем. Основная цель курсовой работы состоит в приобретении студентом навыков теоретического и методологического исследования, анализа и обобщения исходных научных данных. Для выполнения курсовой работы студент должен ознакомиться с теоретическими источниками, документами, публикациями.

    Курсовая работа состоит из трех разделов – введения, основной части и заключения. Во Введении автор последовательно работает над следующими вопросами:


    • Обоснование актуальности темы

    • Определение теоретической (и – по мере возможного – практической) значимости темы

    • Представление краткого обзора научных разработок в данной области

    • Определение цели, объекта и предмета исследования

    • Постановка задач, решение которых должно послужить достижению поставленной цели

    • Выдвижение научных гипотез

    • Выбор и обоснование методологии и метода (методов) исследования.

    Главное место в работе занимает основная (исследовательская) часть. В ней анализируется и систематизируется весь собранный материал. Эта часть работы является самой большой по объему и самой важной по значению. В зависимости от темы исследовательская часть может состоять из нескольких разделов. Обычно достаточно разделить основную часть на две главы, при необходимости выделяя параграфы (как, минимум, два в каждой главе). Главы и параграфы в курсовой работе выделяются в соответствии с логикой изучения материала и поставленными задачами. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими и четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Желательно, чтобы конец главы (и параграфа) был логически связан с началом следующего раздела. В этой связи рекомендуется заканчивать главу подведением итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы в новой главе.

    В Заключение автор делает выводы о результатах своего исследования, решении поставленных им цели и задач. Рекомендуется излагать выводы по пунктам в соответствие с последовательно решаемыми в работе задачами.

    В конце работы приводится список использованной литературы. Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан). Список литературы должен иметь порядковую нумерацию; это необходимо для размещения в тексте аппарата ссылок путем указания на номер источника в списке литературы.

    Примерный объем курсовой работы составляет 35-40 машинописных страниц формата А 4, введение и заключение – не менее 2 страниц соответственно. Список литературы должен включать не менее 30 источников. Недопустимо включать в список литературы учебники по социологии, истории социологии и другие.



    Оформление курсовой работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации.

    Примерные темы для курсовых работ:


    1. Марксизм и фрейдизм в работах основателей Франкфуртской школы

    2. Социология в тоталитарном обществе: СССР Сталина и Германия Гитлера

    3. Феноменология Гуссерля и феноменологическая социология Шютца: развитие теоретического и методологического подхода

    4. Социальное конструирование реальности: Гофман, Бергер, Лукман

    5. Бихевиористские основы теории рационального выбора и теории социального обмена .

    6. Сексуальность человека и общество: сравнительный анализ подходов М.Фуко и Г.Маркузе

    7. Политические взгляды Ю.Хабермаса и М.Фуко: сравнительная характеристика

    8. Влияние работ Т.Парсонса и Х.Матураны на творчество Н.Лумана

    9. Проблемы периодизации истории развития социологии

    10. Критика социологии Ч.Р.Миллсом и А.Гоулднером: сравнительный анализ

    11. Социология российского зарубежья: Н.С.Тимашев, .Г.Д.Гурвич

    12. Критическая социология К.Маннгейма

    13. Социология и социальная экология

    14. Инвайронментальная социология.

    15. Социологические идеи школы «Анналов»

    16. Долговременные социальные процессы у Ф.Броделя и Н.Элиаса.

    17. Фрейд и Элиас о развитии цивилизации.

    18. Феномен незападной социологии: социология в Южной Корее

    19. Феномен незападной социологии: социология стран Южной Америки, изучение эксклюзий

    20. Теория общества: подходы У.Ростоу и Д.Белла

    21. Мир-экономика и мир-система: сравнительный анализ концепций Ф.Броделя и И.Валлерстайна

    22. Аналитическое изучение социологической теории Дж.Тёрнером.

    23. Феминистская социальная теория

    24. Реалистское направление в современной социологии

    25. Постмодернизм и социология.

    26. Ролевое исполнение в ситуации постмодерна: интерпретация теории З. Бауман в ракурсе теории Э. Гофмана.

    27. Социальные проявления дискурсов: сравнение идей Ю. Хабермаса и М.Фуко.

    28. Масса или коллектив? Аргументы возможности и невозможности коллективного действия (А. Турен, Ж. Бодрийяр).

    29. Тенденции понимания человека в социальной теории: Homo faber К. Маркс и Homo clausus Н. Элиаса.

    30. Значение идей социологии знания в современной социологической теории.

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    1. Социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки

    Скачать 384.78 Kb.