Дата08.09.2017
Размер34.6 Kb.
ТипТопик

12. Роль Аристотеля в формировании европейского типа рациональности научного знания



12. Роль Аристотеля в формировании европейского типа рациональности научного знания

Родился в городе Стагире (Фракия). Образование получил в Афинах в школе Платона. Был воспитателем Александра Маке­донского. С 335 г. возглавлял созданную им в Афинах философс­кую школу, получившую наименование Ликея. Умер в Халкиде на острове Эвбея. Основные произведения: «Метафизика», «О душе», «Категория», «Физика», «Аналитика», «Топика», «Нико-махова этика», «Политика», «Поэтика».

Аристотель был первым, кто сознательно исключил из теории практический и этический интерес и попытался поставить теоретическое знание прямо и непосредственно в соответствие вещам. Аристотель разделяет знание в зависимости от цели на теоретическое и практическое. "...Целью теоретического знания является истина, а целью практического - дело...".

1.1. Родово-видовая онтология Аристотеля

"То, что мы ищем - говорил Аристотель - это начало и причины существующего, притом, конечно, поскольку оно существующее...Вообще всякое знание, основанное на рассуждениях или каким-то образом причастное рассуждению, имеет своим предметом более или менее точно определенные причины начала". Он определяет четыре вида причин или начал.

1. Материальная причина, или просто материя вещи, т.е." то, из чего" возникает вещь. Например, медь для статуи, глина для горшка.

2. Формальная причина, или просто форма, т.е. то, что оформляет определенным образом материю вещи и делает ее данной вещью.

3. Движущая причина т.е. "то, откуда идет начало движения". Например, для ребенка причина - отец.

4. Целевая причина, т.е. "то, ради чего" происходит изменение. Например, причиной прогулки может быть здоровье как цель прогулки.

Однако Аристотель не настаивал на том, что причин действительно четыре. И так, основными причинами или началами у Аристотеля являются материя и форма.

Аристотель ищет в совершенно новой для античной философии идее - идее возможности. Форма – это суть бытия вещи, это действительное существование вещи, а материя - это возможность существования вещи, или сущее в смыслевозможности. Аристотель находит совершенно уникальный способ изображения вещей. Вещь оказывается одновременно и чем-то определенным, твердым / = форма / и чем-то текущим и неопределенным / = материя /,поскольку материя может принять другую форму.

Сущность /действительная сущность, форма/ - это то, что делает какую-либо вещь определенного вида. Сущность находится вовсех вещах определенного вида вещей и поэтому имеет общий характер.

Смена противоположных форм обрисовывает в общей неопределенности материи локальные сферы, внутри которых эта неопределенность вводится в более или менее четкие рамки, ограниченные пределами противоположных форм. Это и есть то, что Аристотель называет родами. Роды так же могут рассматриваться как сущность вещей.

Любая наука, если она хочет говорить о вещах, должна ограничиваться определенным родом вещей, иначе это будут слова, за которыми ничего не стоит. Нельзя, с точки зрения Аристотеля, при научных доказательствах переходить из рода в род, т.е. доказывать что-то в отношении вещей одного рода при помощи положений, относящихся к другому роду. Сферы научного исследования тем самым разграничиваются, и впервые под это разграничивание подводится теоретическая база.

1.3 Теоретический аппарат аристотелевской науки.



Аристотель продолжает линию античного рационализма и ограничивает знание сферой бытия. "Ведь никогда не докажешь, что не-сущее существует."
Аристотель, исходя из определенного понимания действительности, разработал совершенную для своего времени логическую форму описания и объяснения фактов. Суждение - это не просто соединение или разъединение понятий, а словесное изображение бытия составной вещи.

Аристотель для построения научного знания выбирает путь логического доказательства. Он строит науку как доказательство, которое может стать предметом обучения, и, следовательно, ориентируется на школу. Смысл доказательства - получение определения вещи. Определение через род и видовое различие возникло в недрах философии Аристотеля и нашло там теоретическое доказательство. Причинная концепция Аристотеля создает фундамент науки, поскольку позволяет применить понятийный аппарат для познания отдельных вещей. Аристотель впервые создает метод познания действительности. Этим методом является логика. Аристотель рассматривали логику как инструмент философии, т.е. как нечто отличное от философии. Такое великое явление, как аристотелевская философия, немогло не оставить заметных следов в науке. Крупный вклад аристотелевская философия внесла и в биологию. Классификация животных и растений вплоть до Линнея является разработкой общефилософского метода Аристотеля. Данная философия имела большое значение не только для биологии, она дала толчок развитию химии, точнее алхимии. Хотя философия Аристотеля, ввиду ее качественного характера, была более применима к химии, чем к физике, однако она оказала значительное влияние и на эту область человеческого знания. Говоря о научной форме в самом широком смысле этого слова, следует, пожалуй, подчеркнуть, что Аристотель заложил основы науки, которая предлагает качественно-разнообразный мир. Аристотелевские структуры так точно вошли в человеческое мышление, что сейчас трудно представить себе что-либо иное.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


12. Роль Аристотеля в формировании европейского типа рациональности научного знания