• Гоголя ул. 24, 28
  • Горького ул.
  • Казанская ул., 4 136. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  • Казанский ул., 89 137. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (СТАХЕЕВСКОЕ)
  • Набережная ул. 138. СПАССКИЙ СОБОР
  • 139. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  • 140. "Чертово городище" ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ



  • страница1/2
    Дата29.07.2018
    Размер1.2 Mb.

    133. Никольская церковь деревянная Никольская церковь существовала уже в середине


      1   2

    ЕЛАБУГА


    Гоголя ул.

    133. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Деревянная Никольская церковь существовала уже в середине XVII в. В XVIII в. она была заменена каменной, рядом построена деревянная теплая Богоявленская церковь. К началу XIX в. оба храма обветшали, и в 1808-1818 гг. вместо них на средства прихожан был построен однопрестольный каменный храм. В 1848-1852гг. он был перестроен на средства купца


    Алексея Ивановича Стахеева под наблюдением инженера Олехновича. Храм стал двухэтажным и трехпрестольным. Наверху был главный Ни­кольский престол, внизу-теплые приделы.

    Крупный храм нетрадиционной композиции. Он не имеет выступаю­щей апсиды и по композиционному решению напоминает гражданское строение. Памятник архитектуры в стиле строгого классицизма.

    Как и другие храмы Елабуги, Никольская церковь была очень богато убрана за счет прихожан - богатых купцов. В 70-е гг. XIX в. в ее росписи принимал участие знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), значительная часть этой росписи сохранилась. В Никольской церкви хранилась икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в местности Святая Чаша близ Мамадыша в первой половине XVIII в. С ней ежегодно совершались крестные ходы в Мамадыш, собиравшие большое количество богомольцев.

    Причт Никольской церкви не получал жалованья, но безбедно суще­ствовал за счет доходов от треб, заказных молебнов перед иконой Святого Николая и процентов с капитала (в начале XX в.-более 20000 рублей). Семьи причта жили в доме, построенном в середине XIX в. (ул. Гоголя, 6).

    В 1814-1844 гг. настоятелем храма был протоиерей Максим Иванович Замятнин (1764-1844), выпускник Казанской духовной семинарии, который пользовался большой популярностью в городе, славился честностью, аскетизмом и благотворительностью.
    Гоголя ул. 24, 28, X лет Татарстана ул., 3

    134. ЕЛАБУЖСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

    Открыто в 1848г., занятия начались в 1849/50 учебном году. Открытие училища стало возможным главным образом благодаря инициативе елабужских купцов. Егор Федорович Мыльников пожертвовал для помещения училища свой дом (ныне ул. Гоголя, 24). Через несколько лет рядом было построено общежитие для учащихся (ныне ул. X лет Татарстана, 3).

    Однако к 90-м гг. XIX в. помещения стали тесны для более чем ста учащихся и был построен еще один корпус (ныне ул. Гоголя, 28).

    В 1880-1893 гг. смотрителем (директором) училища служил Павел Филаретович Фаворский, выпускник Казанской духовной академии. В 1893 г. его сменил выпускник той же академии Александр Никитич Коцинский, служивший до закрытия училища в 1918г. При Фаворском и Коцинском Елабужское училище, бывшее до этого захудалой "бурсой", превратилось в солидное учебное заведение с хорошей репутацией.

    Среди воспитанников училища наиболее известны знаменитый мисси­онер, просветитель народов Сибири, этнограф и богослов архиепископ Мелетий (Михаил Кузьмич Якимов) (1835-1900) и революционер-шестидесятник, участник Казанского заговора 1863 г., видный мемуарист, а позднее известный ученый-статистик Иван Маркович Красноперов.
    Горького ул., 115

    135. ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПАНТЕЛЕЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ

    В 1861-1864гг. на средства купца Ивана Ивановича Стахева был построен комплекс богадельни из двух крупных одноэтажных корпусов (в одном из которых разместилась церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона) и трех флигелей.

    В богадельне содержалось около 100 человек, средства поступали в виде процентов с капитала (более 60000 р.), а также постоянных пожертвований жителей Елабуги. Церковь посещали не только призреваемые, но и множество горожан, что давало возможность без казенного жалованья и использования капитала богадельни содержать причт из двух священников и псаломщика. Кроме служб и треб причт занимался преподаванием в большой церковно-приходской школе при богадельне, где учились, к основном, дети бедных горожан.

    Комплекс богадельни сохранился почти без изменений, но здание церкви nepecтроено в столовую.
    Казанская ул., 4

    136. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ПРИЮТА

    Комплекс из основною двухэтажною корпуса с домовой церковью и двух флигелей построен в 1852- 1859 гг. на средства елабужского купца Федора Григорь­евича Чернова. В нем разместился приют для девочек сирот (более 100 человек), названный в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.. Чернов создал специальный приютский банк, на проценты с капиталов которого воспитывались девочки, оказывалась существенная помощь бывшим воспитанницам, содержался священник домовой церкви (псаломщика не было).

    Купольное завершение храма в настоящее время утрачено, но объем храма в основном корпусе сохранился.
    Казанский ул., 89

    137. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (СТАХЕЕВСКОЕ)

    Елабужское епархиальное училище открылось в 1898г. К 1903г. было выстроено большое трехэтажное здание с домовой церковью во имя Василия Великого, купол которой доминирует в застройке квартала. Общая длина П-образного здания составляет 120 метров. Памятник граж­данской архитектуры, сочетающий в себе элементы модерна различных направлений: псевдоклассицизма, псевдовизантийского и других стилей, выполненный на высоком профессиональном уровне по проекту вятского губернского инженера И.А. Чарушина. Строительными работами руководил архитектор А.И. Горохов.

    Инициатором открытия в Елабуге епархиального училища выступила Глафира Федоровна Стахеева (1852-после 1926), вдова купца Василия Григорьевича Стахеева и дочь казанского купца Докучаева. Она выделила 400 тыс. рублей, которых хватило и на строительство, и на многолетнее содержание училища, в котором было около 180 воспитанниц. За это Г.Ф. Стахеева была награждена Золотой медалью на Андреевской ленте, а в советское время ей была назначена персональная пенсия.

    Все время существования училища ею начальницей была Елизавета Николаевна Шубина, выпускница Вятскою епархиального училища 1876г., а инспектором классов, законоучителем и настоятелем домовой церкви -протоиерей Сергей Иванович Танаевский.

    В 1920-м году в здании разместилось педагогическое училище, в 1939г. реорганизованное в учительский институт, в 1959г.-в педагогический институт.
    Набережная ул.

    138. СПАССКИЙ СОБОР

    Деревянная церковь, предшественниц нынешнего Спасского собора, существовала в Елабуге уже в конце XVI в. В 1684г. на ее месте выстроена каменная Спасская церковь с приделом в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. В 1780 г., когда Елабуга стала уездным городом, храм был преобразован в собор, но был слишком мал для выполнения этой роли. В 1808 г. на казенный счет началось строительство нового собора, в 1811г. были освящены приделы (Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский), а в 1816г. главный престол. Старый собор в 1820г. был снесен, а в 1877г. на месте, где он стоял, была построена часовня во имя Александра Невского; она и сейчас находится рядом с собором. В 1835 г. построена новая трехъярусная колокольня, сильно отнесенная к западу и соединенная с храмом галереей. В 1855-1864гг. собор подвергся капитальной перестройке, в 1857г. заново освящены все престолы, приделы теперь назывались: во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". К 1864г. трапезная расширена к западу и на месте старой колокольни выстроена новая, теперь пристроенная к трапезной. Эти постройки производились на пожертвования горожан.

    Очень крупный пятиглавый храм с необычно длинной трапезной (в 12 окон) и высокой пятиярусной колокольней, выстроенный в стиле классицизма с элементами ранней эклектики. Спасский собор является архитектурным символом Елабуги.

    Как и все храмы небольшого, но очень богатого купеческого города, Спасский собор во второй половине XIX - начале XX вв. поражал всех посетителей роскошным убранством, большим количеством золота, сереб­ра, драгоценных камней.

    Особо почиталась прихожанами и всеми жителями Елабуги икона Неру­котворного Образа Христа Спасителя, обретенная в середине XVII в. в селе Красное под городом Вяткой (храм 1684 г. и был построен в честь этого события). Считалось, что именно Образ Спаса избавил в 1739г. Елабугу от разорения восставшими башкирами под предводительством Акая Кусюмова. В честь этого события икона ежегодно переносилась в Мензелинск и обратно.

    В штате собора всегда было три-четыре, а то и пять священников: хотя приход и не был слишком велик, но богатые пожертвования елабужских купцов позволяли получать высокие доходы в виде процентов с капитала (в начале XX в.-более 20000 р.). Причт жил в трех зданиях, принадлежавших собору. В 1848-1855 гг. по проекту архитектора А.С. Миртова был построен большой двухэтаж­ный дом (ныне ул. Набержная, 7); а в 1869г.-еще два флигеля (ныне Казанская ул., 18-20); кроме того, священники, служившие в соборе долго, как правило, имели собственные дома. Среди священников собора было много людей, известных в городе. В 1763-1804 гг. в соборе служил священник Григорий Яковлев (1736-1808), выпускник Казанской духовной семинарии, в 1778-1799-протоиерей Иван Иванов (1751-1799), также выпускник Казанской духовной семинарии Последние два года жизни в соборе служил Петр Никитич Кулыгинский (см. "Покровская церковь"). В 1852-1893 г. священником, позже протоиереем собора был известный проповедник и благотворитель Неофит Петрович Мышкин (1823-1893). Служивший в 1893-1912 гг. протоиерей Владимир Николаевич Вечтомов, выпускник Московской духовной академии, был в 1912 г. избран депутатом Государственного Совета. Сменивший его в соборе священник Павел Васильевич Дернов стал одной из первых в России жертв красного террора-он и тpoe его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918г. по обвинению в организации мятежа.


    139. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Деревянная холодная Покровская церковь существовала уже в середине XVII в. Позже рядом была построена теплая деревянная церковь во имя Святого Пророка Ильи. В 1798г. Покровская церковь снесена из-за ветхости, в 1799г. на ее месте построена каменная часовня, сохранившаяся до настоящего времени и являющаяся старейшей постройкой Елабуги. В 1818г. снесена и Ильинская церковь, а к 1820г. на ее месте построена каменная Покровская церковь с приделами во имя Трех Святителей и Святого Пророка Ильи. В 1884г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.

    Крупный храм своеобразной структуры - в плане представляет собой крещатый восьмигранник, на котором воздвигнута высокая купольная ротон­да. Пристроенное к колокольне закрытое крыльцо с палатками по бокам определило новую фасадную плоскость. Церковь имеет высокую архитектур­ную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма.

    Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе. Особую достопримечательность храма составляли ли­тые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями.

    В Покровской церкви хранилась древняя икона Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), по легенде подаренная местным жителям Иваном IV, а на самом деле, очевидно, бывшая храмовая икона первой в Елабуге церкви, существовавшей еще в XVI в. (по ней и второе название Елабуги - Тресвятское).

    В штате Покровской церкви было обычно два священника. В 1776-1810гг. здесь служил Степан Алексеев (1751-?), не обучавшийся в учебных заведениях. В 1802-1831 гг.-Никита Иванович Кулыгинский (1776-1831), выпускник Вятской духовной семинарии. Его сменил сын, Петр Никитич Кулыгинский (1798-1855), служивший в храме в 1831-1853 гг.-известный краевед, осветивший на страницах "Вятских губернских ведомостей" мно­гие стороны истории города. В 1880-1912 гг. настоятелем прихода был протоерей Петр Павлович Бехтерев.

    С 1989г. храм вновь действует.


    140. "Чертово городище"

    ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    По легенде, бытовавшей в Елабуге в XIX веке, монастырь основан Иваном IV, проезжавшим по Каме в 1552 году. Реально монастырь основан в последние годы XVI века на месте старого булгарского города Бряхимова (Каменное городище, Чертово городище). Вероятно, так же как в Булгаре, под храмы и хозяйственные помещения использовались булгарские постройки села Танайка и Покровское (Сентяк). В XVIII в. в монастыре были каменная Троицкая церковь и деревянная Богоявленская. Монастырь упразднен в 1764 году. Иконы из Троицкого храма в XIX начале XX вв. хранились в кладбищенской Троицкой церкви г. Елабуги. Богоявленский храм в 1789г. был перевезен в с. Танайку, иконы из него тоже сохранялись еще в начале XX века.


      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    133. Никольская церковь деревянная Никольская церковь существовала уже в середине