19 февраля 2013 года
СПРАВКА «О взаимодействии детских школ искусств и учреждений среднего профессионального образования Республики Марий Эл по вопросу подготовки музыкантов» 19 февраля 2013 года. Система подготовки профессиональных музыкантов в Республике Марий Эл имеет двухуровневую систему (школа-колледж). В республике действует 47 школ искусств. Контингент учащихся на музыкальных отделениях составляет 4143 человека (около 50 процентов от общего количества учащихся детских школ искусств). Распределение контингента ДШИ по специальностям: Фортепиано - 1828 человек (44 процента от общего количества обучающихся на музыкальных отделениях ДШИ); Струнно-смычковые инструменты - 369 человек (9 процентов); Баян, аккордеон - 443 человека (11 процентов); Гитара - 459 человек (11 процентов); Духовые инструменты – 213 человек (5 процентов); Хоровое отделение - 403 человек (8 процентов); Вокальное отделение – 274 человека (7 процентов); Музыкальный фольклор – 91 человек (2 процента). Основной базой подготовки профессиональных музыкантов для отрасли культуры Республики Марий Эл является Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая (далее-Колледж). В 2012 году из 420 выпускников музыкальных отделений детских школ искусств Республики Марий Эл в Колледж поступило 44 человека (из них 18 выпускников Национальной президентской школы искусств). В разрезе специальностей: Фортепиано - выпуск 180 человек, из них поступило 7 человек (4 процента выпуска). Струнно-смычковые инструменты – выпуск 34 человека, из них поступило 10 человек (5 – из Национальной президентской школы искусств) (29 процентов выпуска); Духовые инструменты – выпуск 19 человек, из них поступило 8 человек (4 – из Национальной президентской школы искусств) (42 процента выпуска); Народные инструменты – выпуск 138 человек (баян, гитара, домра, балалайка, аккордеон), из них поступило 8 человек (6 процентов выпуска); Хоровое и вокальное отделения – выпуск 28 человек, поступило 12 человек. В учреждениях художественного образования Республики Марий Эл накоплен определенный положительный опыт профориентационной работы, которая включает в себя: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Профессиональное просвещение в учебных заведениях художественного образования неразрывно связано с концертно-выставочной деятельностью, которую осуществляют более 420 творческих коллективов учащихся, студентов и преподавателей. Из них, 17 коллективов носят звание «образцовый». Ежегодно учреждения проводят более 2,0 тыс. концертных мероприятий и выставок. В районных центрах, поселках ни одно мероприятие не обходится без участия детских школ искусств, которые зачастую исполняют роль местных филармоний. В целях создания положительного имиджа учебного заведения, привлечения детей к художественному образованию Детская школа искусств им. П.И. Чайковского является инициатором проведения Межрегионального фестиваля «В джазе только дети», Кужмарская детская школа искусств – Звениговского хорового фестиваля. Преподавателями колледжа для обратившихся граждан проводятся консультации по профессиональным вопросам. Профориентационный отбор и профессиональная адаптация - важнейшие этапы самоопределения каждого учащегося, студента и выпускника, утверждения правильности выбранного им жизненного пути. Особое значение в профессиональном отборе талантливых детей ДШИ имеют проводимые Учебно-методическим центром «Камертон» республиканские конкурсы по специальностям, в которых ежегодно участвуют более 2,0 тыс. детей. Традиционным стало участие учащихся и студентов в региональных и международных конкурсах: в г.г. Казани, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Санкт-Петербурге, Москве. Ежегодно профессиональные учебные заведения культуры и искусств представляют кандидатуры студентов на стипендии Главы Республики Марий Эл; раз в три года Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл устанавливает стипендии обладателям дипломов 1 степени и гран - при Республиканского конкурса «Молодые таланты Республики Марий Эл», ежегодно представляет самых одаренных обучающихся на федеральные стипендии (премии). В настоящее время получают стипендии Главы Республики Марий Эл 2 человека, обладателями Федеральной премии «Молодые дарования России» являются 2 человека, Государственной премии «Дети России» - 1 человек. Важным этапом в становлении будущего специалиста, является прохождение производственной и преддипломной практики. Практика студентов факультета академической музыки Колледжа организуется в профессиональных творческих коллективах и школе искусств при Колледже. В 2013-2016 годах отрасли культуры республики потребуется 258 музыкантов для муниципальных учреждений – 184, театрально-зрелищных учреждений - 74. Детскими школами искусств планируется направить для учебы на факультет академической музыки Колледжа 244 выпускника, из них:
Однако, несмотря на сложившуюся систему художественного образования, профессионального просвещения и отбора молодых дарований в Республике Марий Эл вопрос по воспроизводству кадрового потенциала, в частности музыкантов остается нерешенным по ряду причин. 1. Низкий процент трудоустройства выпускников факультета академической музыки Колледжа в учреждения отрасли культуры республики: в 2011 году из 45 человек выпуска лишь 5 человек приступили к работе по специальности (11 процентов от выпуска) в школах искусств Медведевского района и города Йошкар-Олы, оставшаяся часть: поступила в ВУЗы по профилю – 21 человек (48 процентов выпуска), сменила специальность 12 человек (27 процентов), находится в армии и декретном отпуске - 7 человек (16 процентов); в 2012 году из 36 человек выпуска 8 человек (22 процента) пришли работать в учреждения отрасли культуры, из них 4 человека в Маргосфилармонию; остальные выпускники: сменили профиль, поступив в ВУЗы другой направленности и трудоустроившись в учреждениях вне сферы культуры 5 человек (14 процентов), находится в декретном отпуске 1 человек (3 процента); поступили в ВУЗы по профилю культуры и искусств – 22 человека (61 процент от выпуска). Отсутствие трехуровневой системы подготовки профессиональных музыкантов в Республике Марий Эл является причиной ежегодной миграции от 50 до 60 процентов выпускников Колледжа, которые поступают в ВУЗы других регионов. 2. Недостаточная профориентационная работа среди учащихся муниципальных детских школ искусств, как в самих школах, так и в колледже. Следствием вышеизложенной ситуации является уменьшение приема студентов на 1 курс факультета академической музыки Колледжа до 40 процентов за последнее десятилетие (от 75-80 до 48 человек). В общем количестве абитуриентов на факультете академической музыки представители из муниципальных детских школ искусств составляют: в 2010 году – 19 процентов; в 2011 году – 30 процентов; в 2012 году - 14 процентов. За последние 3 года не поступали на факультете академической музыки Колледжа выпускники из школ искусств: «Радуга», поселков Ежово, Юбилейного, Сурка, Килемар, Параньги, Оршанки, Озерок, Виловатово, Русккого Кукмора, Юрино, Красногорска, Кокшамар, Мочалищ, Советска, Мари-Турека. Как показывает практика, администрацией Колледжа стало больше внимания уделяться платным консультациям и концертам среди потенциальных абитуриентов, что иногда отталкивает (по отзывам представителей школ) ту аудиторию, которая необходима для профориентационной работы Колледжа. Система кураторства Колледжа для муниципальных детских школ искусств, расположенных в районных центрах и сельской местности утрачивается, наблюдаются лишь разовые выезды: положительным примером можно указать взаимосвязь Колледжа с Кужмарской детской школой искусств, что отражается на ежегодном поступлении выпускников указанной школы в Колледж культуры и искусств. 3. Недостаточно активно решаются социальные вопросы молодых специалистов администрациями муниципальных образований. 4. За последнее десятилетие появились существенные изменения контингента учащихся по музыкальным специальностям в детских школах искусств:
Таким образом, за последние 9 лет контингент учащихся детских школ искусств музыкальных специальностей в целом уменьшился на 500 человек, а также перераспределился по отдельным специальностям, согласно сегодняшней конъектуре массовой культуры: увлечения населения эстрадным пением, хореографии, игре на гитаре. При этом, поступление по классу гитары в Колледж составляет лишь 2 процента от общего выпуска детских школ искусств в 2012 году. Многие преподаватели гитары ведут свою педагогическую деятельность не в соответствии с присвоенной им квалификацией (согласно диплома, многие из них являются преподавателями баяна, либо балалайки). Исходя из изложенного выше рекомендуем: Аттестационной комиссии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл внести предложения по обновлению критериальных требований к деятельности педагогических работников образовательных учреждений отрасли культуры, увеличив бальный показатель критерия оценки деятельности аттестующихся преподавателей: детских школ искусств, имеющих выпускников, поступивших в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусств; средних профессиональных образовательных учреждений, имеющих выпускников, трудоустроившихся в учреждениях отрасли культуры республики. Аттестационным комиссиям, сформированным по территориальному принципу (при отделах культуры администраций муниципальных образований), привлекать к работе в экспертных комиссиях специалистов из профессиональных образовательных учреждений. Администрациям муниципальных образований: в целях сохранения культурного потенциала республики обеспечить разработку муниципальных программ (либо отдельных разделов программам), решающих социальные вопросы молодых специалистов; расширить практику заключения трехсторонних договоров по целевому обучению (студент-образовательное учреждение-работодатель). Администрациям образовательных учреждений отрасли культуры разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению эффективности и качества образовательных услуг включив целевым показателем (индикатором) удельный вес численности выпускников: детских школ искусств, поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования культуры и искусств; средних профессиональных образовательных учреждений, трудоустроившихся в течение одного года после обучения по полученной специальности, к общей численности выпускников Колледжа отчетного года. Администрации Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая: разработать план профориентационной работы с возобновлением системы кураторства преподавателей Колледжа для муниципальных детских школ искусств, обеспечить представление в Минкультуры Республики Марий Эл ежегодного графика выездов к 15 сентября текущего года и отчетом о результатах проведенной работы за календарный год в срок до 25 января, следующего за отчетным периодом; возобновить традиции распределения выпускников факультета академической музыки Колледжа по музыкальным специальностям с привлечением руководителей отделов культуры администраций муниципальных образований и детских школ искусств; продолжить практику проведения концертно-просветительских мероприятий, совместно с отделами культуры администраций муниципальных образований и детских школ искусств.
Администрациям детских школ искусств обратить внимание на сохранение традиций академического музыкального образования, построив учебные планы таким образом, чтобы привлечь детскую аудиторию: включив кроме традиционных предметов такие дисциплины как синтезатор, общая гитара, эстрадное музицирование (пение, музыкальный инструмент) и так далее. Первый заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл В.И. Актанаев |