Скачать 96.49 Kb.


Дата22.01.2019
Размер96.49 Kb.

Скачать 96.49 Kb.

19 февраля 2013 года



СПРАВКА

«О взаимодействии детских школ искусств и учреждений среднего профессионального образования Республики Марий Эл по вопросу подготовки музыкантов»

19 февраля 2013 года.

Система подготовки профессиональных музыкантов в Республике Марий Эл имеет двухуровневую систему (школа-колледж).

В республике действует 47 школ искусств. Контингент учащихся на музыкальных отделениях составляет 4143 человека (около 50 процентов от общего количества учащихся детских школ искусств).

Распределение контингента ДШИ по специальностям:

Фортепиано - 1828 человек (44 процента от общего количества обучающихся на музыкальных отделениях ДШИ);

Струнно-смычковые инструменты - 369 человек (9 процентов);

Баян, аккордеон - 443 человека (11 процентов);

Гитара - 459 человек (11 процентов);

Духовые инструменты – 213 человек (5 процентов);

Хоровое отделение - 403 человек (8 процентов);

Вокальное отделение – 274 человека (7 процентов);

Музыкальный фольклор – 91 человек (2 процента).

Основной базой подготовки профессиональных музыкантов для отрасли культуры Республики Марий Эл является Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая (далее-Колледж).

В 2012 году из 420 выпускников музыкальных отделений детских школ искусств Республики Марий Эл в Колледж поступило 44 человека (из них 18 выпускников Национальной президентской школы искусств).

В разрезе специальностей:

Фортепиано - выпуск 180 человек, из них поступило 7 человек (4 процента выпуска).

Струнно-смычковые инструменты – выпуск 34 человека, из них поступило 10 человек (5 – из Национальной президентской школы искусств) (29 процентов выпуска);

Духовые инструменты – выпуск 19 человек, из них поступило 8 человек (4 – из Национальной президентской школы искусств) (42 процента выпуска);

Народные инструменты – выпуск 138 человек (баян, гитара, домра, балалайка, аккордеон), из них поступило 8 человек (6 процентов выпуска);

Хоровое и вокальное отделения – выпуск 28 человек, поступило 12 человек.

В учреждениях художественного образования Республики Марий Эл накоплен определенный положительный опыт профориентационной работы, которая включает в себя: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию.

Профессиональное просвещение в учебных заведениях художественного образования неразрывно связано с концертно-выставочной деятельностью, которую осуществляют более 420 творческих коллективов учащихся, студентов и преподавателей. Из них, 17 коллективов носят звание «образцовый». Ежегодно учреждения проводят более 2,0 тыс. концертных мероприятий и выставок.

В районных центрах, поселках ни одно мероприятие не обходится без участия детских школ искусств, которые зачастую исполняют роль местных филармоний.

В целях создания положительного имиджа учебного заведения, привлечения детей к художественному образованию Детская школа искусств им. П.И. Чайковского является инициатором проведения Межрегионального фестиваля «В джазе только дети», Кужмарская детская школа искусств – Звениговского хорового фестиваля.

Преподавателями колледжа для обратившихся граждан проводятся консультации по профессиональным вопросам.

Профориентационный отбор и профессиональная адаптация - важнейшие этапы самоопределения каждого учащегося, студента и выпускника, утверждения правильности выбранного им жизненного пути.

Особое значение в профессиональном отборе талантливых детей ДШИ имеют проводимые Учебно-методическим центром «Камертон» республиканские конкурсы по специальностям, в которых ежегодно участвуют более 2,0 тыс. детей.

Традиционным стало участие учащихся и студентов в региональных и международных конкурсах: в г.г. Казани, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Санкт-Петербурге, Москве.

Ежегодно профессиональные учебные заведения культуры и искусств представляют кандидатуры студентов на стипендии Главы Республики Марий Эл; раз в три года Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл устанавливает стипендии обладателям дипломов 1 степени и гран - при Республиканского конкурса «Молодые таланты Республики Марий Эл», ежегодно представляет самых одаренных обучающихся на федеральные стипендии (премии).

В настоящее время получают стипендии Главы Республики Марий Эл 2 человека, обладателями Федеральной премии «Молодые дарования России» являются 2 человека, Государственной премии «Дети России» - 1 человек.

Важным этапом в становлении будущего специалиста, является прохождение производственной и преддипломной практики. Практика студентов факультета академической музыки Колледжа организуется в профессиональных творческих коллективах и школе искусств при Колледже.

В 2013-2016 годах отрасли культуры республики потребуется 258 музыкантов для муниципальных учреждений – 184, театрально-зрелищных учреждений - 74.

Детскими школами искусств планируется направить для учебы на факультет академической музыки Колледжа 244 выпускника, из них:
в 2013 году - 34, в 2014 году – 59 , в 2014 году - 80 и 2016 году – 71.

Однако, несмотря на сложившуюся систему художественного образования, профессионального просвещения и отбора молодых дарований в Республике Марий Эл вопрос по воспроизводству кадрового потенциала, в частности музыкантов остается нерешенным по ряду причин.

1. Низкий процент трудоустройства выпускников факультета академической музыки Колледжа в учреждения отрасли культуры республики:

в 2011 году из 45 человек выпуска лишь 5 человек приступили к работе по специальности (11 процентов от выпуска) в школах искусств Медведевского района и города Йошкар-Олы, оставшаяся часть: поступила в ВУЗы по профилю – 21 человек (48 процентов выпуска), сменила специальность 12 человек (27 процентов), находится в армии и декретном отпуске - 7 человек (16 процентов);

в 2012 году из 36 человек выпуска 8 человек (22 процента) пришли работать в учреждения отрасли культуры, из них 4 человека в Маргосфилармонию; остальные выпускники: сменили профиль, поступив в ВУЗы другой направленности и трудоустроившись в учреждениях вне сферы культуры 5 человек (14 процентов), находится в декретном отпуске 1 человек (3 процента); поступили в ВУЗы по профилю культуры и искусств – 22 человека (61 процент от выпуска).

Отсутствие трехуровневой системы подготовки профессиональных музыкантов в Республике Марий Эл является причиной ежегодной миграции от 50 до 60 процентов выпускников Колледжа, которые поступают в ВУЗы других регионов.

2. Недостаточная профориентационная работа среди учащихся муниципальных детских школ искусств, как в самих школах, так и в колледже.

Следствием вышеизложенной ситуации является уменьшение приема студентов на 1 курс факультета академической музыки Колледжа до 40 процентов за последнее десятилетие (от 75-80 до 48 человек).

В общем количестве абитуриентов на факультете академической музыки представители из муниципальных детских школ искусств составляют:

в 2010 году – 19 процентов;

в 2011 году – 30 процентов;

в 2012 году - 14 процентов.


За последние 3 года не поступали на факультете академической музыки Колледжа выпускники из школ искусств: «Радуга», поселков Ежово, Юбилейного, Сурка, Килемар, Параньги, Оршанки, Озерок, Виловатово, Русккого Кукмора, Юрино, Красногорска, Кокшамар, Мочалищ, Советска, Мари-Турека.

Как показывает практика, администрацией Колледжа стало больше внимания уделяться платным консультациям и концертам среди потенциальных абитуриентов, что иногда отталкивает (по отзывам представителей школ) ту аудиторию, которая необходима для профориентационной работы Колледжа.


Система кураторства Колледжа для муниципальных детских школ искусств, расположенных в районных центрах и сельской местности утрачивается, наблюдаются лишь разовые выезды: положительным примером можно указать взаимосвязь Колледжа с Кужмарской детской школой искусств, что отражается на ежегодном поступлении выпускников указанной школы в Колледж культуры и искусств.

3. Недостаточно активно решаются социальные вопросы молодых специалистов администрациями муниципальных образований.

4. За последнее десятилетие появились существенные изменения контингента учащихся по музыкальным специальностям в детских школах искусств:


Специальность

Контингент учащихся (чел.)

Процент

уменьшения\

увеличения


2004 год

2013 год

Фортепиано

2220

1828

- уменьшение на 18 %

Скрипка, виолончель

468

369

- уменьшение на 21 %

Гитара

368

459

+ увеличение на 25 %

Домра, балалайка

162

63

- уменьшение на 39 %

Духовые инструменты

128

213

+ увеличение на 66 % (за счет класса флейты)

Баян, аккордеон

824

443

- уменьшение на 54 %

Хор, вокал

474

677

+ увеличение на 42 % (за счет эстрадного пения)

Таким образом, за последние 9 лет контингент учащихся детских школ искусств музыкальных специальностей в целом уменьшился на 500 человек, а также перераспределился по отдельным специальностям, согласно сегодняшней конъектуре массовой культуры: увлечения населения эстрадным пением, хореографии, игре на гитаре.

При этом, поступление по классу гитары в Колледж составляет лишь 2 процента от общего выпуска детских школ искусств в 2012 году.

Многие преподаватели гитары ведут свою педагогическую деятельность не в соответствии с присвоенной им квалификацией (согласно диплома, многие из них являются преподавателями баяна, либо балалайки).

Исходя из изложенного выше рекомендуем:



  1. Аттестационной комиссии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл внести предложения по обновлению критериальных требований к деятельности педагогических работников образовательных учреждений отрасли культуры, увеличив бальный показатель критерия оценки деятельности аттестующихся преподавателей:

детских школ искусств, имеющих выпускников, поступивших в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусств;

средних профессиональных образовательных учреждений, имеющих выпускников, трудоустроившихся в учреждениях отрасли культуры республики.



  1. Аттестационным комиссиям, сформированным по территориальному принципу (при отделах культуры администраций муниципальных образований), привлекать к работе в экспертных комиссиях специалистов из профессиональных образовательных учреждений.

  2. Администрациям муниципальных образований:

в целях сохранения культурного потенциала республики обеспечить разработку муниципальных программ (либо отдельных разделов программам), решающих социальные вопросы молодых специалистов;

расширить практику заключения трехсторонних договоров по целевому обучению (студент-образовательное учреждение-работодатель).



  1. Администрациям образовательных учреждений отрасли культуры разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению эффективности и качества образовательных услуг включив целевым показателем (индикатором) удельный вес численности выпускников:

детских школ искусств, поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования культуры и искусств;

средних профессиональных образовательных учреждений, трудоустроившихся в течение одного года после обучения по полученной специальности, к общей численности выпускников Колледжа отчетного года.



  1. Администрации Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая:

разработать план профориентационной работы с возобновлением системы кураторства преподавателей Колледжа для муниципальных детских школ искусств, обеспечить представление в Минкультуры Республики Марий Эл ежегодного графика выездов к 15 сентября текущего года и отчетом о результатах проведенной работы за календарный год в срок до
25 января, следующего за отчетным периодом;

возобновить традиции распределения выпускников факультета академической музыки Колледжа по музыкальным специальностям с привлечением руководителей отделов культуры администраций муниципальных образований и детских школ искусств;

продолжить практику проведения концертно-просветительских мероприятий, совместно с отделами культуры администраций муниципальных образований и детских школ искусств.


  1. Администрациям детских школ искусств обратить внимание на сохранение традиций академического музыкального образования, построив учебные планы таким образом, чтобы привлечь детскую аудиторию: включив кроме традиционных предметов такие дисциплины как синтезатор, общая гитара, эстрадное музицирование (пение, музыкальный инструмент) и так далее.

Первый заместитель министра

культуры, печати и по делам

национальностей

Республики Марий Эл В.И. Актанаев




Коьрта
Контакты

    Главная страница


19 февраля 2013 года

Скачать 96.49 Kb.