• Лирические миниатюры Ф.А.Абрамова Лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма. Тишина.
  • Соловьи.
  • Пинега. Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил - ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сего д ня берег
  • Туча прошла стороной. Деревня скрылась за завесой дождя. Вода фиолетово-черная, в кровавых отблесках. Кусты воют.
  • Пинега, играющая мелкой серебристой рябью, а за Пинегой прибрежный песок-желтяк, белые развалины монастыря… и леса, леса – синие, бескрайние, до самого неба…(«Дом», 1978)
  • Пинега – река быстроногая. Встреча лета

  • Скачать 65.74 Kb.


    Дата19.05.2017
    Размер65.74 Kb.

    Скачать 65.74 Kb.

    2 Заполните текст и запишите его по памяти



    Прочитайте миниатюру Абрамова «Одуванчики». Какой цвет преобладает в этом тексте? Какое слово помогает это определить, ведь в тексте нет ни одного прилагательного, обозначающего цвет? Какие слова усиливают зрительные ощущения?


    Одуванчики
    Покосы уже зажелтели: (...) купальницы, курослепы, одуванчики. Больше того на некоторых одуванчиках уже пуховые шарики. Когда успели отцвести?

    1) Постарайтесь ронять, какой глагол нужно подобрать, чтобы более точно выразить зрительные ощущения от того, что увидел автор (зажглись). Почему вы так решили?

    2) Заполните текст и запишите его по памяти.
    После анализа лирических миниатюр детям предлагаю написать сочинение-миниатюру. Но этому предшествует подготовительная работа. Например: Послушайте миниатюру Ф.Абрамова. Что расскажет она вам о самом писателе? Каким он был человеком?

    Деревья по-разному уходят на зимний покой: неистово кричит, весь полыхая желтым пламенем, могучий дуб, кровавится осина, гордо, не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час живучий тополь, никнет, дугой выгибается под тяжестью ягод рябина.

    Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излучает свет и радость людям.

    Какие чувства вызвала у вас картина, нарисованная Ф.Абрамовым? Опишите, что вы представили в своем воображении.

    Можно ли озаглавить эту миниатюру? Что будет отражать ваш заголовок - тему или основную мысль текста?

    С чем: сравнивает автор зимний покой? В чем необычность этого сравнения? (Традиционно зимний покой - это сон, у Абрамова - смерть). Какие слова помогли вам увидеть это скрытое сравнение?

    Как встречают деревья свой смертный час? (Как люди с разными характерами). Можно ли понять авторское отношение к деревьям? Постарайтесь описать характер деревьев, используя эпитеты и метафоры текста. (Дуб кричит, полыхает; осина кровавится; рябина никнет, выгибается). В каком значении употреблены выделенные вами глаголы? Что означает глагол «кровавить»? Как он образовался? В каком значении употребляется глагол «никнуть»?

    Почему писатель разделил текст на два абзаца? Какой художественный прием он использовал? (Антитеза: все деревья противопоставлены березке). Как вы понимаете, смысл словосочетания «принимает по-русски свою судьбу»? (У березы русский характер. Здесь мы видим не только традиционное восприятие березы, как символа России, но и авторское понимание русского характера: даже на краю гибели излучать свет).


    Лирические миниатюры Ф.А.Абрамова
    Лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма.

    Тишина.

    Теплый, солнечный день.

    Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.
    Лесная дорога.

    Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

    Лесная дорога – как широкая просека, заросшая травой. Будто лесная река.

    ***

    Деревья по-разному уходят на зимний покой: неистово кричит, весь полыхая желтым пламенем, могучий дуб, кровавится осина, гордо, не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час живучий тополь, никнет, дугой выгибается под тяжестью ягод рябина.

    Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излучает свет и радость людям.

    ***

    Когда я говорю о Родине…, она – прежде всего – родная земля, по которой протопал босыми ногами еще в детстве, где пришлось испытать первые радости и пролить первые слезы. Это та самая земля, в которой захоронен прах моих предков, на которой дорогие могилы отца и матери.



    ***

    Не знаю, то ли потому, что я вырос в деревне, то ли натура у меня такая, но, когда в унылом осеннем небе вдруг проглянет призывная голубизна, меня охватывает тоска и беспокойство перелетной птицы. И тогда единственное спасенье – немедленно отправиться в лес.


    Соловьи.

    Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.



    Март.

    В начале марта весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром.



    Лесное пиршество

    Природа, перед тем как отправить деревья на покой, устраивает каждый год лесной пир, последний лесной карнавал, своеобразную осеннюю выставку красоты природы. Каждое дерево одевается в свою одежду.



    Выставочный день

    Каждое дерево – портрет.

    Светлые, солнечные берёзки среди ёлок как натянутые струны гуслей. Медные стволы сосен – баховские органы земли. Лиственницы-светильники (где они в живописи?). Скромные, очень скромные в цвете. Берёза выметывает жар, а лиственница держит жар в себе.

    День благодарения не только у людей, но и у природы. Вся природа осенью служит молебен, возносит хвалу небу…



    ***

    Веркола стоит на угоре – самая красивая деревня…



    ***

    Весна чувствует, осень размышляет.



    ***

    Я люблю свой дом. И, как только начинается весна, я томлюсь, как перелётная птица, и при первой же возможности лечу на свое гнездовье.

    Нет краше места, чем угор, на котором стоит дом.

    ***

    Просторы, дали. И ещё воля вольная… Парение над землёй. Особое ощущение жизни, простора, свободы… Я езжу за волей на Север.(«На моем угоре», 1981)



    ***

    У природы не бывает прерывности вкрасоте. Каждый час, каждый день, каждый месяц, каждое время года – хорошо. Только красота меняется… В общем, я заыхаюсь от красоты.(Дневниковые записи, 1979)



    ***

    Очень дружно в этом году работают весна и зима. Днем буйствует весна – солнце, лужи, раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет то ли гулять, то ли отдыхать.

    А кто за неё должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет зима, как добрая свекровь: всё прибирает, сушит, очищает.

    ***

    Последний снег… Тоскливо-одинокий, жалкий и грязный, как дряхлый старик. А ведь недавно хозяином был на земле. Крепким, властным.



    ***

    Полянка, усыпанная белыми ветреницами, как детский сад, вышедший на прогулку.



    ***

    Круглая клумба с мохнатыми жёлтыми цветами посреди шоссе. Ни дать ни взять лукошко с новорождёнными цыплятами.



    ***

    Камни-валуны сродни русскому человеку. Красота их неброская, застенчивая. Зато уж когда разглядишь её – покорён навсегда.



    Сосны.

    В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами.Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом. Они посредники между землёй и небом.

    Удивительное, неземное дерево.

    ***

    Старые сосны на приволье как грибы-боровики.



    ***

    Талая земля с островками снега напоминает застывший ледоход на земле.



    ***

    Зацвела черёмуха – белые ангелы спустились на землю.



    ***

    Весной больше всего страдают от человека черёмуха и сирень. Буйно, ярко цветут. Так и в обществе: яркий человек вызывает наскоки со всех сторон.



    ***

    Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые, как из бани.



    ***

    Одно из самых величественных зрелищ – как разгорается утренняя заря зимой. Зарево – вполнеба. Торжественно является солнце миру.


    Федор Александрович Абрамов о реке Пинеге
    Пинега.

    Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил - ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.
    Гроза над Пинегой

    Ещё с утра на западе синело. Стариков ломало. Потом часов в 8 поднялась громадная туча. Солнце ещё не зашло, и весь запад был в янтарном зареве, а вся середина неба была обложена тучей. Гром, молния. Смерч. Столбы песка. Волны на реке. Потом дождь. Всё смолкло.

    Туча прошла стороной. Деревня скрылась за завесой дождя.

    Вода фиолетово-черная, в кровавых отблесках.

    Кусты воют.
    Там, внизу, за огородами, - голубые разливы лугов с чернеющими шапками зарода, за лугами серебристая Пинега, а за рекой, на том берегу, высоко-высоко на красной щелье громоздятся белые развалины монастыря. И всё такое знакомое, такое родное, тысячи раз исхоженное… («Братья и сестры», 1958)
    Зимой, засыпанные снегом и окружённые со всех сторон лесом, пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга. По весне, когда гремучими ручьями схлынут снега, каждая деревня выглядит по-своему. Одна, как птичье гнездо, лепится на крутой горе, или щелье по-местному; другая вылезла на самый бережок Пинеги – хоть из окошка закидывай лесу. («Братья и сестры», 1958)

    Пинега, играющая мелкой серебристой рябью, а за Пинегой прибрежный песок-желтяк, белые развалины монастыря… и леса, леса – синие, бескрайние, до самого неба…(«Дом», 1978)




    Пинега – река быстроногая.
    Встреча лета

    14 мая(1 мая по старому стилю) зажигают костры – смоленные бочки, хворосту, чтобы лето было теплое, чтобы тепло накликать. По словам Павла Дмитриевича, костры идут от маёвок, которые устраивали в Пинеге политические ссыльные.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    2 Заполните текст и запишите его по памяти

    Скачать 65.74 Kb.