Скачать 148.68 Kb.


Дата11.01.2018
Размер148.68 Kb.

Скачать 148.68 Kb.

2002 год. Культурология



2002 год. Культурология.

5 класс.

1)20 баллов. Оцените правильность утверждений: а – верно, б - неверно.

1.Древнейшие люди жили стадами, так как поодиночке жить скучно. А или Б?

2.Древнейшие художники часто изображали зверей, пораженных копьями, чтобы заколдовать их и добиться удачной охоты. А или Б?

3.Люди не вымерли в условиях оледенения, потому что имели теплые шкуры. А или Б?

4.Земледелие появилось раньше собирательства. А или Б?

5.Племенем управлял царь. А или Б?

2)12 баллов. Прочитай и ответь на вопросы. Как зовут археолога? Как назывались первые орудия труда человека? Как называют первое существо, которое начало изготавливать орудия труда?

Этот великий археолог 20 века родился в Африке и был первым белым ребенком, появившимся в тех краях. Товарищами его детских игр были черные сверстники из племени кикуйю. В 13 лет он прошел обряд посвящения во взрослые охотники, выдержав испытания на выносливость, мужество, умение. Закончил Кембриджский университет в Англии. В ущелье Олдувай обнаружил первые каменные орудия труда и останки людей, которые ими пользовались.

3) 8 баллов. Что произошло в результате работы Нао? Какое это имело значение для древнего человека?

Однажды, задолго до сумерек, племя вахов сделало привал. Это было на песчаном берегу большого озера, в сильную засуху… Нао, запасшись сухими, почти обуглившимися травами, ударял один камень о другой. Он проделывал это с неистовой страстью. Затем его одолело сомнение. Он сказал себе: «Вахи скрывают от Нао какую-то тайну». Он с такой силой ударил камень о камень, что один из них раскололся. И вдруг…

3)15 баллов. Продолжите перечень. В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты: а) грубое лицо с низким лбом; б)надбровный валик; в)…; г)…; д)…

4)15 баллов. Автор рассказа постарался запутать читателей. Найдите все ошибки в тексте и перепишите его правильно. «Страной пирамид называют ученые Францию. Эти постройки были необходимы для того, чтобы защитить всех окрестных жителей от плохой погоды. Пирамиды строили из кирпича и бетона. Сейчас на земле не осталось ни одной пирамиды. Ученые узнали об их существовании их песен и былин».

5)5 баллов. Определите понятие, которому соответствует данное описание. «В этих довольно больших группах люди считались родственниками. Они вместе охотились, поддерживали очаг, заботились о детях, защищали жилище. Здесь действовал обычай: один за всех, все за одного».

6)25 баллов. Назовите древнейшие орудия труда и нарисуйте их.

6 класс.

1) 20 баллов. Прочитайте отрывок из произведения выдающегося древнегреческого автора. Ответьте на вопросы. Как зовут героя произведения? На какую казнь обрекли его боги? Что сделал наказанный бог для людей? Кто автор произведения?

Глядите все, что боги богу сделали!

Я в ярме беды томлюсь

Из-за того, что людям оказал почет.

В стволе нартека искру огнеродную

Тайком унес я: всех искусств учителем

Она для смертных стала и началом благ.

2) 20 баллов. Ответьте на вопросы.

А) О чем идет речь? Как называли «это» современники? «Вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и богами, смеяться над ничтожными и неумными. Это счастье подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец, увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, - Дионис».

Б) Назовите понятие, которому соответствует описание:

Пехота строилась в 16 рядов, первые 6 рядов клали длинные копья на впереди стоящих. В момент опасности воины, стоявшие в последних рядах, поворачивались лицом к врагу. Ее сравнивали со страшным, ощетинившимся железом зверем.

В) Однажды Александр Македонский встретился с известным философом, который лежал и грелся на солнышке. Царь спросил философа, нет ли у него какой-нибудь просьбы… Кого называли философами? Как звали философа? О чем попросил он Александра? Что, по преданию, произнес Александр после этой встречи?

Г) Про древний город – столицу этого государства – говорили, что туда ведут все дороги. В истории этого государства прославились не только люди, но и звери, и птицы. Назовите столицу и государство. Какие звери и птицы «вошли» в его историю?

3)10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х = год крушения Западной Римской империи + год распада империи Карла Великого + год начала мусульманского летосчисления + 61

4)10 баллов. Определите, с именем какого исторического деятеля связаны эти высказывания:

А) Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!

Б) О мой питомец, разве могу я покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое? Ведь не в обычае Философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы?

В) Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!

Г) По-моему, бегство даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы, спасшемуся, тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван.

Д) Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы; но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха.

4) 24 балла. Имена каких исторических деятелей скрыты за следующими характеристиками: а) последний римлянин, б) бич Божий, в) последний защитник Западной Римской империи, г) византийский полководец, имя которого стало нарицательным для обозначения верного слуги, пострадавшего от неблагодарного властелина, д) византийский юрист, имя которого стало нарицательным для обозначения продажного юриста, е) последний император Западной Римской империи, ж) первый король франков, з) первая династия франкских королей.

5)16 баллов. Найдите в тексте ошибки:

«Первая династия франкских королей называлась Каролинги. Свое название она получила по имени первого короля Карла Мартелла. Его прозвище означает «Молот» - так назвали его современники за любовь к кузнечному делу. Он прославился тем, что в 732 г. в битве при Пуатье разбил венгров и остановил их нашествие в Европу. Чтобы победить венгров, он создал сильное пешее войско. Нужно было предоставить воину землю для того, чтобы он мог купить снаряжение, и Карл Мартелл раздавал воинам участки земли без всяких условий. Получив в подарок землю, благодарный воин будет честно за нее служить. В результате сын Карла Мартелла Карл Великий стал императором».

7 класс.

1) 20 баллов. Прочитайте отрывок из исторического сочинения. Ответьте на вопросы. Где происходят описываемые события? Когда они происходят? Что добывали в рудниках? Откуда будут привезены рабы в описываемую страну? Как относится автор к действиям испанцев (свое мнение подтвердите словами автора)?

«Индейцы работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков – испанцев – и над теми, кто отправлялся на работы в рудники, и над теми, кто работал на фермах. И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им минуты покоя ни днем, ни ночью, что напоминали служителей ада. Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев, и не заботясь при этом ни о чем, кроме своей наживы, испанцы сочли, что было бы недурно привезти на смену умершим обитателям этого острова как можно больше рабов из других мест».

2) 20 баллов. Ответьте на вопросы.

А) Этот человек вошел в историю как «последний римлянин», поразивший современников величием духа. Как его звали?

Б) У каких сельскохозяйственных орудий (речь идет о разных орудиях) есть сошник, решетка с зубцами, подвешенная тяжелая палка?

В) Догадайтесь по перечню городских должностей, о каком городе идет речь. Кто был первым человеком в этом городе? Владыка, князь, тысяцкий, посадник, вече.

Г) Этот город в 1923 г. стал столицей государства. Его название напоминает о породе коз с пушистой длинной шерстью. Старая столица называлась Стамбул. Назовите новую столицу и государство.

Д) Какая деталь одежды была символом княжеской власти в Киевской Руси?

3) 10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х = (год начала первого крестового похода + год казни Яна Гуса + год открытия Америки Колумбом + 583) : 4

4) 15 баллов. Какое понятие является лишним в ряду (выпиши его и дай пояснения)?

А) Холоп, тысяцкий, рядович, закуп.

Б) Тора, Русская правда, Библия, Коран.

В) Вече у восточных славян, тинг у германцев, мартовские поля у франков.

5) 10 баллов. Про одну из трех мировых религий (буддизм, христианство, ислам) говорят, что она возникла «при полном свете истории». О какой религии идет речь? Как вы понимаете эти слова?

6) 10 баллов. Как сейчас называются эти географические объекты? Вест-Индия, Южное море, Старый Свет, Теночтитлан, Эспаньола.

7)15 баллов. В истории есть только один случай, когда древняя легенда помогла отряду из 500 человек завоевать огромную империю. Что это за легенда? Кто возглавлял отряд? Какая империя была завоевана?


8 класс.

1) 20 баллов. Марина К. на уроке истории написала рассказ. Помогите Марине исправить ошибки: выпишите неправильные высказывания и дайте верную версию.

Наполеон получил прозвище Бонапарт. Он родился на острове Корсика. Наполеон был военным консулом при Людовике XVI. Во Франции его полюбили из-за величайших способностей. Он вступил на престол, сделав это самостоятельно. Он собрания Конвента перенес в Париж. Там ворвался в него и сообщил о том, что Конвент распускается. Наполеон сотрудничал с патриархом Пием XVII. Во время коронации он вырвал корону и надел ее на себя. Теперь он был Наполеоном I. У Людовика была феодальная монархия. У Наполеона конституционная.

2) 10 баллов. Когда и в связи с какими событиями был написан этот текст? Докажите свою точку зрения. «Чтобы отныне ни один налог не устанавливался без согласия и содействия нации. Чтобы дорожные пошлины были уничтожены полностью и заменены обложением, равно падающим на все три сословия. Уничтожить феодальный строй. Уничтожить церковную десятину».

3) 20 баллов. Догадайтесь, по какому принципу образован каждый ряд и все ряды, взятые вместе?

А) Ф. Мстиславский, И. Воротынский, А. Трубецкой, А. Голицын, Б. Лыков – Ободенский, И. Романов, Ф. Шереметев.

Б) Бартолеми, Карно, Баррас, Ребель, Ларевельер – Лепо.

В) Юлий Цезарь, Антоний, Октавиан.

Г) Наполеон I.

3)10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х = (год начала Великой Французской революции + год окончания Северной войны + год нашествия Наполеона на Россию + 198) : 4

4)25 баллов. Ответьте на вопросы.

А) После Аустерлицкого сражения солдаты новгородского полка стали ходить без тесаков, а офицеры – без темляков на шпагах. Почему?

Б) Современники в XVII в. называли эту постройку восьмым чудом света. Она просуществовала до времен Екатерины II. О каком сооружении идет речь? Что вы о нем знаете?

В) Название столицы этого государства некоторые историки связывают со словом «пражити» - сжигать и считают, что оно означает «место, где выжжен лес». Другие историки считают, что город получил название от слова «порог». Назовите город; государство, столицей которого он является; трех людей, прославивших эту страну.

Г) Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ГУЛАГ, НТР, СССР, США.

Д) В одном из сражений Северной войны русский корабль «Орел» взял на абордаж корабль шведов. В Петербурге была установлена триумфальная арка с надписью «Орел мух не ловит». Кого же поймал «Орел»? Как назывался корабль шведов?

5) 5 баллов. О ком идет речь? «Этот человек родился в 1629 г. Получил хорошее старорусское образование, знал в 10 лет весь богослужебный чин. При этом играл в немецкие игрушки и иногда одевался в немецкое платье. Был ярым поборником и защитником русской старины и благочестия. Запрещал «бесовские игрища». В то же время устраивал веселые игры, любил соколиную охоту. Известный историк писал о нем: «Всего менее имел он охоты понукать и направлять людей».

6)10 баллов. Найдите в знаменателе второй дроби ответ, соответствующий соотношению, заданному в первой дроби.

А) Аграрная цивилизация / Сословно – корпоративное общество – Индустриальная цивилизация / Политическое общество, гражданское общество, правовое государство, республика.

Б) Роберт Оуэн / Утопический социализм – Б. Дизраэли / Либерализм, социализм, чартизм, консерватизм.

В) Революция 1789 – 1799 г. / Людовик XVI – Революция 1830 г. /Людовик XVII, Карл X, Луи-Филипп Орлеанский.

Г) Война 1812 г. / Франция, Россия – Война 1853 – 1856 гг. / Англия, Италия, Франция, Пруссия, Австрия, Османская империя, Россия.

Д) Монархия Людовика XVI / Наемная армия – Наполеоновская эпоха / Добровольная армия, всеобщая воинская повинность, всеобщая воинская обязанность.


9 класс.

1)15 баллов. «Если человек в естественном состоянии свободен, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы?» Назовите автора этого высказывания. Предложите ответ на поставленный в тексте вопрос. Как называется теория, которую защищал данный автор?

2)15 баллов. О каком событии идет речь? Когда и где оно произошло? Дайте ему оценку. «Ноздри людей, ближе всего находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, которые были ближе к северным окопам на берегу реки, увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущие и постепенно расплывавшиеся, пока не слились в один, а потом не растворились в синевато-белое облако».

3)10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х = (год окончания I Мировой войны + год выступления декабристов + год начала Крымской войны – 76) : 4

3) 25 баллов. Ответьте на вопросы.

А) Знакомы ли вы с собором, имевшим не одну, а сто глав? Дайте его характеристику?

Б) О каком сооружении идет речь? Кого считают его создателями? С какими событиями в истории России связано строительство этого сооружения? «Основу здания образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой, он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с более мощными главами, между ними расположены еще четыре меньшие главы. Здесь найдено живое равновесие частей, текучий ритм, богатство украшений, которое придает сооружению воистину сказочный характер».

В) В 782 г. до н.э. на вершине одного из холмов безвестный каменщик высек надпись: «Бога Халди величием Аргишти, сын Менуа, эту мощную крепость построил, установил для нее имя Эребуни». Этот древнейший город – столица современного государства, которое можно назвать молодым. Назовите город, государство, людей, которые его прославили.

Г) Расшифруйте аббревиатуры: РСДРП, СНК, ВЧК, ЕС, НЭП.

Д) «Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас» - писал государь. Напишите имена трех лиц, связанных с эти письмом. Когда оно было написано?

4)15 баллов. Какие варианты модернизации существовали в конце ХIХ века? Какие страны развиваются в это время самыми быстрыми темпами и почему?

5)20 баллов. О каких странах идет речь? А)Она вступила в I мировую войну должником, а вышла из войны кредитором. Б)На Версальской конференции ее представителя называли «молчаливый партнер», в следующей войне она будет побеждена. В)Во главе этого государства встанет бывший генерал Российской армии. Г)Это государство получит «коридор», который соединит его с морем. Д)Французы уверяли, что она должна заплатить за все. Е)Запасы нефти сделают ее союзницей фашистской Германии. Ж)Ее народ первым испытает, что такое власть фашистов. З)Это будет монархия без монарха. И)В этой стране Советская республика просуществовала более 133 дня. К) Ее называли «государство – обрубок».
10 класс.

1)15 баллов. Прочитайте высказывание выдающегося отчественного философа А.Ф. Лосева. Ответьте на вопросы. Когда жил Гомер? Что такое «миф»? О каком переломе во взглядах человечества размышляет автор? Охарактеризуйте подробно этот перелом.

«Гомеровское изображение природы имеет мало общего с изображением ее в новой и новейшей поэзии, когда природа мыслится научно… Гомер вовсе не знает никакой физики, химии, биологии, астрономии в нашем смысле слова. Природа и мир все еще остаются для него мифом… Тем не менее одного мифа для него уже недостаточно. Он привлекает поэтический вымысел для понимания этого мифа, для его осознания и анализа».

2) 15 баллов. Какой период советской истории характеризуется анекдоты? Какими событиями, происшедшими в это время, мы можем гордиться?

«- У вас нет мяса?


  • У нас нет рыбы. Мяса нет в магазине напротив»

«- Как, Полкан, тебе живется?

  • Жизнь по-прежнему собачья: ошейник затянули потуже,миску отодвинули подальше. Зато лай сколько угодно»

«- Нет безработицы, но никто не работает. Никто не работает, но все получают зарплату. Все получают зарплату, но н на нее нечего купить. Купить нечего, но у всех все есть. У всех все есть, но все недовольны. Все недовольны, но все одобряют».

3)10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х= (год начала коренного перелома в Великой Отечественной войне + год Февральской революции + год отмены крепостного права) : 5 - 90

4) 25 баллов. Ответьте на вопросы.

А) Что, по вашему мнению, должен был сделать иностранец в эпоху Николая I, получив от императора в подарок табакерку?

Б) О каком сооружении пишет выдающийся искусствовед М. Алпатов: «Он словно вырастал из холма на высоком берегу Москва-реки, высился как дозорная башня над широко раскинувшимися под ним пойменными лугами, деревушками и далекой панорамой Москвы. Одна единая волна, одно поступательное движение, большое дыхание пронизывают все здание и заставляют его звучать, как мощное утверждение силы и порядка, которые в эти годы так нужны Москве, укреплявшей основы русской государственности»? Когда и в связи с чем было построено это сооружение? Определите, к какому архитектурному стилю оно относится.

В) Древнее название будущей столицы государства – Линданис – новгородские купцы переделали в Леденец. Называли этот город Колывань, Ревель. История связала его с Данией, Швецией, Россией. Сейчас это государство – одно из самых молодых в Европе. Назовите город, государство, столицей которого он сейчас является, людей, прославивших эту страну.

Г) Расшифруйте аббревиатуры: НСДАП, НАТО, ВСНХ, ЕЭС, ЦИК.

Д) Его «отцами» были В. Жуковский и А. Львов, «крестным отцом» - Николай I. О чем идет речь?

5)15 баллов. По какому принципу образованы ряды? Закончите (продолжите) каждый перечень.

А) 1801 – 1825, 1825 – 1855, 1855 – 1881, 1881 - ?

Б) Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов, ?

В) Индустриализация, коллективизация,?

6)10 баллов. Найдите в знаменателе второй дроби ответ, соответствующий соотношению, заданному в первой дроби.

А) Семилетняя война / 1756 - 1763 - Русско-иранская война /1741 – 1743, 1788 – 1790, 1804 – 1813.

Б) Большевики / В. Ленин – Октябристы / В. Пуришкевич, М. Родзянко, Ф. Кокошкин.

В) «Кутузов» / Орел – «Багратион» / Белоруссия, Западная Украина, Крым.

Г) Реформа / П. Столыпин - Реформа / А. Микоян, Л. Брежнев, А. Косыгин, М. Суслов.

Д) «Девочка с персиками» / В. Серов – «Спартак» / Д. Шостакович, А. Хачатурян, С. Прокофьев.

7)10 баллов. С какими современными странами ассоциируются приведенные понятия? А) красные кхмеры; б) моджахеды; в) Карибский кризис; г) аятолла; д) «охота на ведьм»; е) «Буря в пустыне»; ж) прагматики, з) бронированный поезд, и) Панкисское ущелье, к) синтоизм.


11 класс.

1)20 баллов. Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. Чем прославились персонажи, имена которых выделены курсивом?

Читайте, деревья, стихи Гезиода,

Дивись Оссиановым гимнам, рябина!

Не меч ты поднимешь сегодня, природа,

Но школьный звонок над щитом Кухулина.

Еже заливаются ветры, как барды,

Еще не смолкают березы Морвена,

Но зайцы и птицы садятся за парты

И к зверю девятая сходит Камена.

2)15 баллов. Прочитайте отрывок из статьи. В какое время она была написана (докажите)? Охарактеризуйте общественно – политические взгляды автора, подтвердив их текстом. Дополните эту характеристику. Выскажите предположения об авторстве. «Первый явственный до очевидности вывод из истории есть тот, что русский народ негосударственный, не ищущий участия в управлении, не желающий условиями ограничивать государственную власть, не имеющий в себе никакого политического элемента, следователно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного. Правительству – неограниченная свобода управления, народу – полная свобода жизни. Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова…

Есть в России отдельные внутренние язвы – раскол, крепостное состояние, взяточничество…»

3)10 баллов. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие произошло в год Х?

Х = (год Курской битвы + год распада СССР + год окончательного юридического закрепощения крестьян + «год великого перелома» + 334) : 4

4) 25 баллов. Ответьте на вопросы.

А) В 1743 г. В.Н. Татищев представил в Сенат табель чинов: обер-бергмейстер, обер-цегентер, обер-гиттенфервальтер, бергмейстер, маркшейдер, гиттенфервальтер, цегентер, форштмейстер, вице-маркшейдер, берггешворен, пробирный мастер, старший шихмейстер, комиссар. К какой сфере деятельности относились перечисленные чины?

Б) О каком сооружении идет речь? Назовите архитектора. Определите ахитектурный стиль. «Предстояло воссоздать здание протяжением в четыреста метров, при этом оно должно было быть легко обозримым, соразмерным взгляду человека. Архитектору удалось создать впечатление единства при помощи принципа соподчинения частей. Сооружение идеально вписано в окружающее пространство, выходит тремя сторонами на три площади, к нему устремляются три улицы, а старый символ города вписался в новую постройку, слился с ней».

В) В Московском государстве главный город этого государства называли Стекольна, а государство – Стекольным – российских послов поразили большие прозрачные окна городских домов. Основателем города (1252 г.) считают исторического деятеля, хорошо известного в истории Древнерусского государства – ярла Биргера. Определите город, государство, столицей которого он является, назовите людей (не менее трех), прославивших эту страну.

Г) Расшифруйте аббревиатуры: ГОЭЛРО, АЛЖИР, КПСС, СПС, САШ.

Д) Его «отцами» были А. Александров, С. Михалков, Эль – Регистан, его «крестным отцом» был И. Сталин. О чем идет речь?

5) 15 баллов. По какому принципу образованы ряды? Закончите (продолжите) каждый перечень.

А)Вел. Кн. Дмитрий Павлович, кн. Юсупов, С.М. Сухотин, ?

Б) 1097, 1100, ?

В) ?, А. Николаев, П. Попович, А. Николаев, В. Терешкова.

6) 15 баллов. Найдите в знаменателе второй дроби ответ, соответствующий соотношению, заданному в первой дроби.

А) Государственная Дума / Ю. Селезнев – Государственная дума /В. Коковцов. П. Столыпин, А. Гучков, М. Родзянко.

Б) Красный / Иван II – Темный / Иван I, Василий I , Василий II.

В) Николай I / К. Нессельроде - Александр III / Н. Гирс, Н. Шишкин, М. Муравьев.



Г) Индустриализация / XIV съезд ВКП (б) - Коллективизация / XIII съезд РКП(б), XV съезд ВКП(б), XVI съезд ВКП(б).

Д) «Последний день Помпеи» / К. Брюллов – «Снегурочка» / М. Балакирев, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


2002 год. Культурология

Скачать 148.68 Kb.