• Способы измерения физических величин
  • Погрешности при измерении физических величин

  • Скачать 39.74 Kb.


    Дата20.09.2017
    Размер39.74 Kb.

    Скачать 39.74 Kb.

    7-8 классы Модуль Измерения физических величин и обработка результатов



    Дистанционная физическая школа

    Код курса: Ф 1

    7-8 классы

    Модуль 1. Измерения физических величин и обработка результатов


    …..
    Задание 1.

    А) Нарисуйте в тетради Дюймовочку.


    Учителю. Расскажите историю происхождения «дюйма».

    Во многих языках слово, обозначающее дюйм, созвучно названию большого пальца. В русский язык слово пришло в петровские времена от голландского duim, и по определению словаря Даля, это - ширина большого перста. Эта старинная дометрическая русская мера длины до сих пор существует в англоязычных странах. По определению, английский дюйм равен ярда. Существует предание, что ярд равен расстоянию от кончика носа короля Генриха I, правившего в Англии в 1100-1135гг. до большого пальца его вытянутой вперёд руки. Однако в законе Эдварда I, изданном в 1305 году читаем:

    «И будет так: три ячменных зерна, сухих и круглых, составляют дюйм; 12 дюймов составляют фут; 3 фута составляют локоть; 5 с половиной локтей составляют перч; а 40 перчей в длину и 4 перча в ширину составляют акр». И обязательное добавление «Железный Локоть Короля, нашего Господина, равен трем футам и не более».
    И английский дюйм, и русский дюйм равны точно 2,54 см (1 дюйм  2,5 см).
    Б) Измерьте при помощи линейки нарисованную Дюймовочку. Дайте ей соответствующее имя.

    (Дюймовочка, Полуторадюймовочка, Двухдюймовочка и т.д.)
    Задание 2. На Руси говорили: «Сам с вершок, голова с горшок», «Косая сажень в плечах», «Эка верста выросла», «Словно аршин проглотил» и т.д. Пользуясь подсказкой, выразите эти величины в метрической системе.

    Вершок, аршин, сажень, верста… — старинные русские меры длины.



    1 вершок  4,5 см

    1 аршин = 16 вершкам

    1 косая сажень — расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (3 аршина).

    1 верста = 500 саженей.

    Ответы: «Сам с вершок, голова с горшок»: 1 вершок 4,5 см  0,045 м,

    «Косая сажень в плечах»: 1 сажень 216 см  2,16 м,

    «Эка верста выросла»: 1 верста  1080 м,

    «Словно аршин проглотил»: 1 аршин 72 см 0,72 м.


    Учителю. Аналогичные задания можно выполнить для других пословиц, поговорок и загадок.

    Разбейте учеников на две группы, устройте соревнование по переводу величин не только в метрические, но и например, в «вершковые».

    Семи пядей* во лбу.

    Не уступить ни пяди.

    Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает (тень).

    Видеть на сажень сквозь землю.

    Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку.


    Сам с ноготок, а борода с локоток**.

    От горшка два вершка, а уже указчик.


    Сто верст молодцу не крюк.

    Верстой ближе - пятаком дешевле.

    За семь верст киселя хлебать.
    Каждый купец на свой аршин мерит.

    Семь аршин говядины да три фунта лент (о бессмыслице).


    Пядь* — расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колеблется от 19 до 23 см).

    Локоть** — это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колеблется в пределах от 38 до 46 см и соответствует двум пядям).
    Занятие 3. Измерения и погрешности

    Способы измерения физических величин


    Измерение величины заключается в сравнении ее с другой однородной величиной, принятой за единицу.

    При прямом (непосредственном) измерении величина сравнивается с мерой непосредственно. Указатель или шкала измерительного устройства позволяют судить о значении измеряемой величины. Измерение длины линейкой, времени – секундомером, массы – при помощи рычажных весов и гирь, скорости - спидометром – примеры прямых измерений.

    При косвенном измерении значение величины вычисляется по результатам непосредственных измерений других величин, с которыми измеряемая величина связана определенной функциональной зависимостью. Например, средняя скорость какого-то тела может быть определена по результатам прямых измерений пройденного расстояния и времени движения тела.

    В зависимости от используемого метода некоторые величины могут быть измерены как непосредственно, так и косвенно. Например, тот же объем можно определить мензуркой, а можно при помощи измерений линейных параметров (размеров).


    Погрешности при измерении физических величин


    При измерении любой физической величины принципиально невозможно определить истинное значение этой величины.

    Погрешности измерений могут быть связаны с техническими трудностями (несовершенство измерительных приборов, ограниченные возможности зрительного аппарата человека, с помощью которого во многих случаях регистрируются показания приборов и т.д.) и с целым рядом других факторов, которые трудно или невозможно учесть (колебания температуры воздуха, движение потоков воздуха вблизи измерительного прибора, вибрация измерительного прибора вместе с лабораторным столом и т.д.).



    Разность между измеренным и истинным значением физической величины называется погрешностью (ошибкой) измерения.
    Методические погрешности возникают из-за недостатков применяемого метода измерения, несовершенства теории физического явления, к которому относится измеряемая величина, неточности расчетной формулы. Например, при взвешивании тела на аналитических весах методическая ошибка может быть связана с тем, что не учитываются неодинаковые выталкивающие силы, действующие со стороны окружающего воздуха на тело и разновесы.

    Материалы разработаны методистами Новосибирского центра продуктивного обучения



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    7-8 классы Модуль Измерения физических величин и обработка результатов

    Скачать 39.74 Kb.