• Задание 1. Укажите ВСЕ правильные ответы из предложенных. К понятию урбанизация можно отнести следующие положения
  • Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножились на этом континенте. Это объясняется
  • Из ниже перечисленных признаков для начальных стадий развития экосистем характерно
  • Мёд пчелиный — продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе
  • Исходя из этого, определите, какие сорта мёда пчелы НЕ собирают
  • Экология изучает различные явления, происходящие в живой природе. Найдите их среди ответов и укажите явления, которые служат основными предметами изучения экологии.
  • Укажите, в каком биоценозе разнообразие птиц выше
  • Что такое Агролеса
  • Что такое микори́за
  • Что такое фитотрон
  • Примерами мутуализма являются отношения
  • Из акклиматизированных в нашей стране пушных зверей были завезены из Северной Америки
  • Для животных ресурсами являются
  • Задание 2. Определите, является ли утверждение верным или неверным. Аргументируйте своё решение.
  • Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырех вариантов и обоснуйте своё решение.
  • Почему в качестве комнатных «цветов» чаще всего используют растения тропиков и субтропиков
  • Выберете и обоснуйте с экологической точки зрения в какое время года нужно рубить и вывозить лес в северных районах России
  • Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырех вариантов. Обоснуйте своё решение и прокомментируйте варианты, которые, на ваш взгляд, не являются верными.
  • В результате одного из следствий антропогенного влияния на биосферу происходят следующие события
  • Задание 5. Напишите развернутый и аргументированный ответ на следующие вопросы
  • Задание 6. Решите экологическую задачу.
  • Задание 7. Прочитайте отрывок литературного произведения Н. А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы.

  • Скачать 126.64 Kb.


    Дата03.06.2017
    Размер126.64 Kb.

    Скачать 126.64 Kb.

    9 класс Задание Укажите



    Задания
    теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Московская область – 2015-16 уч. год


    9 класс
    Задание 1. Укажите ВСЕ правильные ответы из предложенных.



    1. К понятию урбанизация можно отнести следующие положения:

      1. рост промышленного сектора в городах;

      2. рост и развитие городов, его населения;

      3. процесс повышения роли городов в развитии общества;

      4. приобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных для городов;

      5. значительный рост численности населения в сельском населенном пункте.

    2. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножились на этом континенте. Это объясняется:

      1. благоприятными климатическими условиями;

      2. обилием пищи;

      3. отсутствием хищников и паразитов;

      4. отсутствием пищевых конкурентов;

      5. создание человеком благоприятных условий для их размножения.

    3. Из ниже перечисленных признаков для начальных стадий развития экосистем характерно:

      1. малое видовое разнообразие;

      2. преобладание видов с коротким периодом генерации и высокой скоростью размножения;

      3. преобладание видов с длинным периодом генерации и низкой скоростью размножения;

      4. большое видовое разнообразие;

      5. активное накопление мертвого органического вещества.




    1. Мёд пчелиный — продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы (Apis mellifera)нектар. Исходя из этого, определите, какие сорта мёда пчелы НЕ собирают:

      1. Липовый;

      2. Кедровый;

      3. Кипрейный;

      4. Облепиховый;

      5. Васильковый;

      6. Донниковый.




    1. Экология изучает различные явления, происходящие в живой природе. Найдите их среди ответов и укажите явления, которые служат основными предметами изучения экологии.

    1. Взаимоотношения между особями разных видов;

    2. Влияние организмов на окружающую их среду;

    3. Механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов внешней среды;

    4. Влияние окружающей среды на организм;

    5. Истощение запасов природных ресурсов;

    6. Изменение уровня мирового океана.




    1. Укажите, в каком биоценозе разнообразие птиц выше:




    1. в лесу без подроста и подлеска;

    2. в лесу с развитым подростом и подлеском;

    3. на болоте;

    4. на заливном лугу;

    5. на опушке леса;

    6. на территории садовых участков.




    1. Что такое Агролеса?

    1. Агролеса - это экстенсивные агроэкосистемы;

    2. Агролеса – это искусственно созданные экосистемы с большим биоразнообразием и высокой продуктивностью;

    3. Агролеса - это естественные леса, приспособленные для ведения на их территории эффективного сельского хозяйства;

    4. Агролеса – это сельскохозяйственные угодья, искусственно засаженные лесами, используемыми для производства продукции сельского хозяйства;

    5. Агролеса - это интенсивно эксплуатируемые участки леса с ценными лесными растениями и высокопродуктивными экосистемами;

    6. Агролеса – это поля (сельскохозяйственные угодья), заросшие лесом в результате того, что их длительное время не распахивали и не засевали для получения сельскохозяйственной продукции.




    1. Что такое микори́за?

    1. Микори́за – это симбиоз мицелия гриба с микроорганизмами лесной почвы;

    2. Микори́за – это т.н. грибокорень;

    3. Микори́за – это грибница, образовавшаяся в летний период;

    4. Микори́за – это симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений;

    5. Микори́за – это споры гриба, проросшие в лесной почве;

    6. Микори́за – это заболевание корней высших растений.




    1. Что такое фитотрон?

    1. Фитотрон – это камера для выращивания растений в искусственно регулируемых условиях;

    2. Фитотрон – это место, оборудованное растениями, создающими оптимальные условия для реабилитации человека;

    3. Фитотрон – это место для размещения и местопребывания растений в условиях вредных для человека;

    4. Фитотрон – это станция искусственного климата, с камерами для растений, выращиваемых в искусственно создаваемых условиях;

    5. Фитотрон – это средоточие растений в зонах риска для человека;

    6. Фитотрон – это помещение, изолированное от условий внешнего мира для средоточия там растений с целью их идеального хранения;

    7. Фитотрон – это камера для растений, изолированная от условий внешнего мира для размещения там растений с целью оптимизации их роста и размножения в идеальных условиях.

    1. Примерами мутуализма являются отношения:

    1. рыб-клоунов с актиниями;

    2. волков и лисиц;

    3. синиц и гусениц;

    4. жвачных животных и микроорганизмов - обитателей их рубца;

    5. филинов и полёвок;

    6. человека и аскариды.

    1. Из акклиматизированных в нашей стране пушных зверей были завезены из Северной Америки:

    1. ондатра;

    2. енот-полоскун;

    3. нутрия;

    4. енотовидная собака;

    5. колонок;

    6. американская норка.

    1. Для животных ресурсами являются:

    1. а) вода;

    2. б) органические вещества;

    3. в) солнечная энергия;

    4. г) углекислый газ;

    5. д) кислород.


    Задание 2. Определите, является ли утверждение верным или неверным. Аргументируйте своё решение.


    1. Паводки на лесных реках случаются сравнительно редко, а на реках, вдоль которых леса нет, уровень воды подвержен резким колебаниям (при малом количестве осадков – он может сильно снижается, а из-за продолжительных обильных дождей – возможен его резкий подъём, выход воды из берегов и затопление прилегающих территорий).




    1. Разнообразие видов в экосистемах обеспечивает надежность функционирования этих систем.



    1. Чем разнообразнее и сложнее структура экосистем, тем хуже ее регуляторные способности.




    1. Взаимная дополняемость видов растений в экосистемах способствует более полному использованию солнечной энергии.




    1. В сообществе виды не могут функционально замещать друг друга.


    Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырех вариантов и обоснуйте своё решение.


    1. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты, или их деятельность слабо выражена?

    1. Накапливается только органическое вещество, энергия при этом расходуется;

    2. Накапливается органическое вещество и энергия;

    3. Экосистема деградирует, поскольку круговорот веществ нарушается;

    4. Функцию редуцентов в этом случае исполняют консументы.




    1. Почему в качестве комнатных «цветов» чаще всего используют растения тропиков и субтропиков?

    1. Они более привлекательны и декоративны;

    2. Менее требовательны к условиям произрастания, в частности, освещенности и увлажненности;

    3. Вегетируют в течение всего года;

    4. Для этих растений характерна интенсивная транспирация.



    1. Выберете и обоснуйте с экологической точки зрения в какое время года нужно рубить и вывозить лес в северных районах России?

    1. Зимой;

    2. Весной;

    3. Летом;

    4. Осенью.



    Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырех вариантов. Обоснуйте своё решение и прокомментируйте варианты, которые, на ваш взгляд, не являются верными.



    1. В результате одного из следствий антропогенного влияния на биосферу происходят следующие события:




    • Ионы алюминия вытесняются из почвы в воду, где они вызывают накопление слизи на жабрах рыб; это затрудняет дыхание и приводит к гибели рыбы.

    • Повышается кислотность, что ведет к размягчению наружного скелета беспозвоночных и их гибели.

    • Из почвы выводятся ионы кальция и магния, что ведет к ослаблению формирования оболочки растительных клеток и образования хлорофилла.

    • Поражаются фотосинтезирующие клетки листа.

    • Снижается сопротивляемость растений природным факторам: воздействию озона, аммиака, мороза; деревья угнетаются и становятся восприимчивыми к грибковым заболеваниям.

    Назовите антропогенное влияние, ведущее к таким последствиям.





    1. Увеличение количества нитратов в почве и воде;




    1. «Парниковый» эффект;




    1. Частичное разрушение озонового слоя;




    1. Кислотные дожди.



    Задание 5. Напишите развернутый и аргументированный ответ на следующие вопросы:



    1. Объясните почему в национальных парках, на заповедных участках, особенно на крутых склонах посетителям можно ходить только по специально отведённым для экскурсантов дорожкам, тропинкам и настилам?




    1. Флора и фауна издавна является источником творческого вдохновения. Назовите не менее трех народных промыслов Подмосковья, в художественную основу которых положены природные мотивы.



    1. В 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден праздник - Всемирный день окружающей среды, который отмечается ежегодно 5 июня. В 2015 году его девиз звучал так: «Семь миллиардов желаний. Одна планета. Потребляй бережно». Поясните, как вы понимаете каждый из этих трех тезисов.



    Задание 6. Решите экологическую задачу.


    1. Заполните пробелы в гипотетических пищевых цепях организмов (данные основываются на реальных исследованиях)




    1. одноклеточные водоросли – ветвистоусые рачки – … – …– бактерии;

    2. брусника – бурый медведь – … – остромордая лягушка – … – бактерии;

    3. … – листовёртка – … – ястреб-перепелятник – бактерии.



    1. Ежегодно в мире регистрируются 5,9 млн новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн больных.

    Рассчитайте, сколько человек в мире умирает в год от рака, вызванного курением, исходя из следующих статистических данных:

    - более 80% больных раком ежегодно умирает от онкологических заболеваний, вызванных следующими экофакторами: курение – 30%; химические вещества в пище – 35%; неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3%, излучения – 3%, загрязнение воздуха и воды – 2%, другие причины – 5%;

    - причины смерти не связанные с влиянием перечисленных экофакторов – 17%.



    Задание 7. Прочитайте отрывок литературного произведения Н. А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы.


    1. Назовите природное явление описанное в приведенном отрывке. Какие экологические последствия оно вызывает в природе (положительные и отрицательные);

    2. Как вы считаете, почему охотник дед Мазай спасал и отпускал зайцев? Перечислите его экологические мотивы.

    I

    В августе, около Малых Вежей,

    С старым Мазаем я бил дупелей.

    Как-то особенно тихо вдруг стало,

    На́ небе солнце сквозь тучу играло.

    Тучка была небольшая на нем,

    А разразилась жестоким дождем!

    Прямы и светлы, как прутья стальные,

    В землю вонзались струи дождевые

    С силой стремительной... Я и Мазай,

    Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

    Дети, я вам расскажу про Мазая.

    Дня не проводит Мазай без охоты.



    Жил бы он славно, не знал бы заботы,

    Кабы не стали глаза изменять:

    Начал частенько Мазай пуделять.

    Впрочем, в отчаянье он не приходит:

    Выпалит дедушка — заяц уходит,

    Дедушка пальцем косому грозит:

    «Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.

    Знает он много рассказов забавных

    Про деревенских охотников славных:

    Кузя сломал у ружьишка курок,

    Спичек таскает с собой коробок,

    Сядет за кустом — тетерю подманит,

    Спичку к затравке приложит — и грянет!

    Ходит с ружьишком другой зверолов,

    Носит с собою горшок угольков.

    «Что ты таскаешь горшок с угольками?» —

    Больно, родимый, я зябок руками;

    Ежели зайца теперь сослежу,

    Прежде я сяду, ружье положу,

    Над уголечками руки погрею,

    Да уж потом и палю по злодею! —

    «Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.

    Я, признаюсь, от души хохотал.

    Впрочем, милей анекдотов крестьянских

    (Чем они хуже, однако, дворянских?)

    Я от Мазая рассказы слыхал.

    Дети, для вас я один записал...

    II

    Старый Мазай разболтался в сарае:



    «В нашем болотистом, низменном крае

    Впятеро больше бы дичи велось,

    Кабы сетями ее не ловили,

    Кабы силками ее не давили;

    Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!

    Только весенние воды нахлынут,

    И без того они сотнями гинут, —

    Нет! еще мало! бегут мужики,

    Ловят, и топят, и бьют их баграми.

    Где у них совесть?.. Я раз за дровами

    В лодке поехал — их много с реки

    К нам в половодье весной нагоняет —

    Еду, ловлю их. Вода прибывает.

    Вижу один островок небольшой —

    Зайцы на нем собралися гурьбой.

    С каждой минутой вода подбиралась

    К бедным зверькам; уж под ними осталось

    Меньше аршина земли в ширину,

    Меньше сажени в длину.

    Тут я подъехал: лопочут ушами,

    Сами ни с места; я взял одного,

    Прочим скомандовал: прыгайте сами!

    Прыгнули зайцы мои, — ничего!

    Только уселась команда косая,

    Весь островочек пропал под водой:

    „То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!

    Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“

    Этак гуторя, плывем в тишине.

    Столбик не столбик, зайчишко на пне,

    Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

    Взял и его — тягота не велика!

    Только что начал работать веслом,

    Глядь, у куста копошится зайчиха —

    Еле жива, а толста как купчиха!

    Я ее, дуру, накрыл зипуном —

    Сильно дрожала... Не рано уж было.

    Мимо бревно суковатое плыло,

    Сидя, и стоя, и лежа пластом,

    Зайцев с десяток спасалось на нем

    „Взял бы я вас — да потопите лодку!“

    Жаль их, однако, да жаль и находку —

    Я зацепился багром за сучок

    И за собою бревно поволок...

    Было потехи у баб, ребятишек,

    Как прокатил я деревней зайчишек:

    „Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“

    Ладно! любуйся, а нам не мешай!

    Мы за деревней в реке очутились.

    Тут мои зайчики точно сбесились:

    Смотрят, на задние лапы встают,

    Лодку качают, грести не дают:

    Берег завидели плуты косые,

    Озимь, и рощу, и кусты густые!..

    К берегу плотно бревно я пригнал,

    Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...

    И во весь дух

    Пошли зайчишки.

    А я им: „У-х!

    Живей, зверишки!

    Смотри, косой,

    Теперь спасайся,

    А чур зимой

    Не попадайся!

    Прицелюсь — бух!

    И ляжешь... У-у-у-х!..“

    Мигом команда моя разбежалась,

    Только на лодке две пары осталось —

    Сильно измокли, ослабли; в мешок

    Я их поклал — и домой приволок.

    За ночь больные мои отогрелись,

    Высохли, выспались, плотно наелись;

    Вынес я их на лужок; из мешка

    Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!

    Я проводил их всё тем же советом:

    „Не попадайтесь зимой!“

    Я их не бью ни весною, ни летом,



    Шкура плохая, — линяет косой...»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    9 класс Задание Укажите

    Скачать 126.64 Kb.