• ББК 52.5 Учебное пособие МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАЛЬЦЕВ
  • 9 785225 04350с ISBN
  • ПАЛЬЦЕВ Михаил Александрович
  • КОВАЛЕНКО Владимир Леонтьевич
  • АНИЧКОВ Николай Мильевич
  • Исследование биопсийиого, операционного материалов и последов
  • Техника патологоанатомнческого вскрытия
  • Порядок оформления протокола патологоаиатомичес- кого вскрытия трупа
  • Клииико-аиатомические сопоставления (патологоаиа- томическая экспертиза)
  • Деоитологические аспекты патологоаиатомической практики. Этические нормы клииико-аиатомического анализа
  • Глава 1 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В



  • страница1/21
    Дата14.08.2017
    Размер4.13 Mb.
    ТипРуководство

    91. 8(076) ббк 52. П14 Пальцев М. А., Коваленко В. Л., Аничков Н. М. П14


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    УДК 616-091.8(076) ББК 52.5 П14

    Пальцев М.А., Коваленко В.Л., Аничков Н.М.

    П14 Руководство по биопсийно-секционному курсу: Учеб­ное пособие. — М.: Медицина, 2002. — 256 с: ил. — (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов) ISBN 5-225-04350-Х

    В руководстве представлены материалы, цель которых — оказать по­мощь в освоении техники вскрытия, формулировании патологоанатоми-ческого диагноза, использовании Международной статистической класси­фикации болезней и проблем, связанных со здоровьем, а также заполне­нии медицинских свидетельств о смерти. В приложениях к руководству приведены основные морфометрические данные, необходимые при офор­млении протокола вскрытия, образцы оформления патологоанатомичес-кого диагноза, а также тесты и ситуационные задачи для самоконтроля.

    Для студентов медицинских вузов.



    ББК 52.5

    Учебное пособие

    МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАЛЬЦЕВ,

    ВЛАДИМИР ЛЕОНТЬЕВИЧ КОВАЛЕНКО,

    НИКОЛАЙ МИЛЬЕВИЧ АНИЧКОВ

    Руководство по биопсийно-секционному курсу

    Зав. редакцией Т.П. Осокина.

    Научный редактор И.А. Павлова. Художественный редактор СМ. Лымина.

    Технический редактор В.И. Табенская. Корректор Т. Г. Ганина

    ЛР № 010215 от 29.04.97. Сдано в набор 20.03.2002. Подписано к печати 20.04.2002. Формат бумаги 60x90'/i6. Бумага офс. № 1. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл.печ.л. 16,00. Усл.кр.-отт. 16,00. Уч.-изд.л. 16,38. Тираж 3000 экз. Заказ № 0204620.

    Ордена Трудового Красного Знамени


    издательство «Медицина». 101990, Москва,
    Петроверигский пер., 6/8. ISBN £-аа5-0Ч350~Х

    9785225043506

    Отпечатано в полном соответствии с каче- II IIIII I I I!II III

    спттг

    ством предоставленного оригинал-макета в II I |||| II II

    ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» II НИШИ I Hill IIIIIII

    150049, Ярославль, ул. Свободы, 97. 9 785225 '04350с



    ISBN 5-225-04350-Х © М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко,

    Н.М. Аничков, 2002



    Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть за­несена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предвари­тельного письменного разрешения издателя.

    Авторский коллектив

    ПАЛЬЦЕВ Михаил Александрович — академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова. Автор более 300 научных работ, включая 7 монографий, 5 учебников. В 1991 г. удос­тоен Государственной премии СССР, в 2000 г. — премии Правительства Российской Федерации.

    КОВАЛЕНКО Владимир Леонтьевич — член-коррес­пондент РАМН, доктор медицинских наук, профес­сор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой патологической анатомии Челябинской государственной медицинской академии, начальник Челябинского областного патологоанатомического бюро. Автор около 300 научных работ, включая 10 монографий.

    АНИЧКОВ Николай Мильевич — член-корреспон­дент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Санкт-Петербургской государственной медицин­ской академии имени И.И.Мечникова. Автор 160 научных работ, включая 5 монографий, 1 учеб­ник.

    Оглавление

    Введение в биопсийно-секционный курс 6

    Глава 1. Задачи, методы и организация патологоанатомической



    службы в Российской Федерации 9

    Глава 2. Учение о диагнозе. Построение диагноза 18



    1. Методология клинической диагностики 18

    2. Диагноз в медицине, его виды, функции, принци­пы формулирования 24

    3. Нозологическая единица и нозологический прин­цип в формулировании диагноза 27

    4. Международная классификация болезней и ее применение при оформлении диагноза 30

    5. Структура диагноза и диагностические категории 33

    6. Патология диагностических и лечебных процедур (ятрогения) и ее отражение в Международной классификации болезней 36

    Глава 3. Исследование биопсийиого, операционного материалов

    и последов 40

    Глава 4. Порядок назначения и проведения патологоанатоми-



    ческих вскрытий трупов 54

    1. Общие положения 54

    2. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умер­ших в стационаре 55

    3. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умер­ших вне стационара 57

    4. Порядок проведения вскрытий трупов новорож­денных и мертворожденных, детских трупов 57

    5. Ответственность медицинских работников 59

    Глава 5. Техника патологоанатомнческого вскрытия 65

    1. Материально-техническое обеспечение вскрытия. Общие положения о технике вскрытия 65

    2. Вскрытие трупов взрослых методом эвисцерации 70

    3. Особенности патологоанатомнческого исследова­ния трупов плодов и новорожденных 115

    4. Особенности патологоанатомнческого вскрытия трупов лиц, умерших после хирургических вме­шательств, а также интенсивной терапии и реа­нимации 121

    5. Особенности патологоанатомнческого исследо­вания трупов лиц, умерших от инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций 125

    Глава 6. Порядок оформления протокола патологоаиатомичес-

    кого вскрытия трупа 132

    Глава 7. Порядок заполнения и выдачи медицинских докумен­


    тов, удостоверяющих случаи рождения и смерти 138

    1. Медицинское свидетельство о рождении 138

    2. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти 139

    3. Медицинское свидетельство о смерти 145

    Глава 8. Клииико-аиатомические сопоставления (патологоаиа-

    томическая экспертиза) 149

    1. Дефекты оказания медицинской помощи — вра­чебные (медицинские) ошибки 149

    2. Использование материалов патологоанатомичес-ких исследований в качестве критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреж­дений 161

    Глава 9. Деоитологические аспекты патологоаиатомической

    практики. Этические нормы клииико-аиатомического
    анализа
    172

    Приложения



    1. Основные морфометрические характеристики плодов, новорожденных, детей и взрослых 176

    2. Основные клинические и клинико-биохимичес-кие константы некоторых тканей, крови, мочи, кала и костного мозга человека 184

    3. Примеры оформления патологоанатомического диагноза, причин смерти в медицинских свиде­тельствах, кодирования первоначальной причи­ны смерти по МКБ-10 193

    4. Контрольные вопросы и ситуационные задачи . . 206

    Список рекомендуемой литературы 256

    Введение в биопсийно-секционный курс

    При написании руководства авторы преследовали не­сколько главных целей: научить студентов медицинских вузов правильному построению диагноза, охарактеризовать методологию прижизненного (главным образом микроскопи­ческого) исследования, осветить технические приемы ауто­псии и порядок оформления патологоанатомической доку­ментации.

    Руководство служит дополнением к учебнику по патологи­ческой анатомии и к той программе, которая действует по этой дисциплине в медицинских вузах РФ в настоящее время. Руководство может быть полезным не только для студентов всех факультетов медицинских вузов, но и для врачей, особен­но патологоанатомов.

    Основная цель биопсийно-секционного курса — формиро­вание клинического мышления, врачебного поведения, усвое­ние алгоритма врачебной деятельности в решении профессио­нальных и лечебных задач на основе клинико-анатомических сопоставлений.

    С учетом государственного образовательного стандарта выс­шего профессионального образования выпускник по специ­альностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилак­тическое дело» должен:

    ЗНАТЬ — основные задачи, методы, систему мероприятий патологоанатомической службы, направленные на проведение диагностической работы; логику, принципы формулирования клинического и патологоанатомического диагнозов, систему оценки и анализа качества медицинской помощи на основе клинико-морфологических сопоставлений, методы прижиз­ненной морфологической диагностики, основы деонтологии патологоанатомической деятельности;

    УМЕТЬ — провести клинико-морфологический анализ ре­зультатов патологоанатомического вскрытия трупа, сформули­ровать посмертный патологоанатомический диагноз и напи­сать эпикриз, оценить качество клинической диагностики и лечения, заполнить «Медицинское свидетельство о смерти», «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», офор­мить направление на морфологическое исследование биопта-тов, операционного материала и последов, оценить результаты исследования этих материалов.

    6

    Содержание биопсийно-секционного курса включает:



    • задачи, методы и структуру патологоанатомической служ­бы;

    • положение о патологоанатомической вскрытии трупов;

    • принципы формулирования клинического и патологоана-томического диагнозов;

    • основные и дополнительные диагностические категории;

    • правила оформления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинатальной смерти;

    • принципы клинико-морфологических сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной диагностики и лечения (основы патологоанатомической экспертизы);

    • положения о клинико-анатомических конференциях, ко­миссии по изучению летальных исходов и лечебно-кон­трольной комиссии;

    • правила составления протоколов вскрытий трупов;

    • принципы и методы исследования биоптатов, операцион­ного материала, последов, правила направления этих ма­териалов в патогистологическую лабораторию.

    Биопсийно-секционный курс включает также решение тес­товых и ситуационных задач по клинико-анатомическому ана­лизу аутопсийных и биопсийных материалов.

    Согласно примерному учебному плану Государственного стандарта по подготовке врача по специальности 040100 «ле­чебное дело» и 040200 «педиатрия» в цикле «клинические дисциплины», на биопсийно-секционный (секционный) курс отводится 31 ч, в том числе 21 ч аудиторных занятий и 10 ч самостоятельной работы, а по специальности 040300 — «медико-профилактическое дело» — всего 29 ч, в том числе 19 ч — на аудиторные занятия и 10 ч — на самостоятельную работу.

    Биопсийно-секционный курс проводится на клинической базе кафедры патологической анатомии (централизованное патологоанатомическое отделение лечебно-профилактическо­го учреждения, патологоанатомическое бюро) по цикловой системе и включает 7(6) трехчасовых аудиторных занятий:

    Занятие 1



    Лекция. Задачи, методы и организация патологоанатомичес­кой службы, положение о порядке аутопсии (вскрытия) тру­пов; основные положения теории диагноза. Демонстрация па-тологоанатомического вскрытия, клинико-морфологический анализ материалов проведенной аутопсии.

    Занятие 2



    Практическое занятие. Клинико-анатомические сопостав­ления в аспекте оценки качества прижизненной диагностики

    и лечения (патологоанатомическая экспертиза). Патологоана-томическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ.



    Занятие 3

    Лекция. Принципы исследования биопсийного, операцион­ного материала и последов. Участие вместе с преподавателем в макроскопическом изучении, вырезке, маркировке материа­лов для прижизненной морфологической диагностики. Анализ и оценка результатов морфологического исследования биопта-тов, операционных материалов, последов.

    Занятие 4—5(6)

    Практическое занятие. Патологоанатомическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ. Оценка результатов прижизненного морфологического исследования (биоптаты, операционный материал, последы).

    Занятие 6(7)

    Деловая игра — учебная клинико-анатомическая конферен­ция. Самостоятельный клинико-анатомический анализ, реше­ние ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу секционных и биопсийных материалов.

    Зачет.

    Самостоятельная внеаудиторная работа студента включает изучение методических рекомендаций по организации патоло-гоанатомической службы и экспертизы, а также участие в де­ловой игре по разбору конкретного аутопсийного наблюдения.



    Оснащение курса

    1. Таблицы по данным годового отчета патологоанатоми-ческого отделения: перечень основных заболеваний, характер и причины диагностических ошибок, характеристика био­псийного материала и т.д.

    2. Таблицы с примерами оформления патологоанатомичес-кого диагноза и причины смерти в медицинских свидетельствах.

    3. Бланки медицинских свидетельств о смерти, перинаталь­ной смерти, протоколов вскрытия, направлений биоптатов, опе­рационных материалов и последов на патогистологическое ис­следование, Международная статистическая классификация бо­лезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).

    4. Наборы контрольных тестов и ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу биопсийных и аутопсийных материалов и другим разделам курса.

    5. Наборы макро- и микропрепаратов к ситуационным за­дачам.

    6. Видеоматериалы по технике патологоанатомического вскрытия трупа, исследованию биоптатов и операционного материала.

    8

    Глава 1

    ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В современных социально-экономических условиях в Рос­сии стало неизбежным реформирование прежней системы ох­раны здоровья населения, введение страховой медицины при сохранении и развитии лучших традиций отечественного здра­воохранения. В связи с этим возросла роль патологоанатоми-ческой службы, деятельность которой направлена на обеспе­чение качества диагностики, а также на улучшение лечебно-диагностической работы. Патологоанатомическая служба вы­полняет ряд важных функций.

    Диагностическая и экспертная роль патологоанатомичес-


    кой службы состоит в:


    • прижизненной диагностике заболеваний и патологичес­ких процессов с помощью морфологических исследова­ний биоптатов, операционного материала и последов;

    • динамическом контроле за эффективностью лечения путем производства повторных прижизненных морфоло­гических исследований;

    • учете результатов окончательной (посмертной) диагности­ки заболеваний и патологических процессов по материа­лам патологоанатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти;

    • экспертизе качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений.

    Информационно-статистическая функция патологоанато-
    мической службы включает:

    • анализ структуры заболеваемости и причин смерти насе­ления по материалам патологоанатомических исследова­ний;

    • обеспечение достоверной информацией органов управле­ния здравоохранением о структуре заболеваемости и при­чинах смерти населения по материалам патологоанатоми­ческих исследований.

    Учебно-педагогические и научно-исследовательские задачи
    решаются путем:

    • представления материалов патологоанатомических иссле­дований для обучения врачей и средних медицинских ра­ботников;

    • совершенствования профессионального мастерства и раз­вития клинического мышления врачей различных специ-

    9

    альностей на основе клинико-анатомических сопоставле­ний (в том числе на клинико-анатомических конферен­циях, комиссиях по изучению летальных исходов и др.);

    • научной разработки материалов патологоанатомических


    исследований.

    а Лицензионно-аккредитационная деятельность патолого-анатомической службы включает:

    • разработку и коррекцию медицинских стандартов патоло­гоанатомических исследований;

    • участие в работе лицензионно-аккредитационных комис­сий.

    Основой деятельности патологоанатомической службы яв­ляется определение морфологического субстрата конкретных болезней человека, т. е. нозологических форм (единиц) Бла­годаря сочетанию традиционных и современных (гистохими­ческих, иммуноморфологкческих, электронно-микроскопи­ческих и т.д.) методов в ходе морфологических исследований познаются структурные основы патологического процесса на всех его уровнях (организменном, системном, органном, тка­невом, клеточном, ультраструктурном, молекулярном) и на различных стадиях болезни.

    Для современного этапа развития клинической медицины характерен все возрастающий объем прижизненных морфоло­гических исследований. До 75 % рабочего времени патолого­анатома занимает в настоящее время прижизненная диагнос­тика заболеваний и патологических процессов по биоптатам, операционному материалу и путем изучения последов. В то же время сохраняется важное значение аутопсии как единствен­ного достоверного источника информации о причинах смерт­ности населения, о качестве диагностики и лечения в лечеб­но-профилактических учреждениях. Не снижается роль пато­логоанатомических вскрытий трупов и в медицинском образо­вании.

    В США, Великобритании и других промышленно развитых странах процент вскрытий трупов (больничная и внебольнич-ная летальность) колеблется от 15 до 45. Еще в 1987 г. Амери­канской медицинской ассоциацией было принято решение о необходимости использовать все возможные меры для увели­чения количества госпитальных аутопсий. Перед правительст­вом и парламентом США были поставлены задачи по правово­му и финансовому обеспечению патологоанатомических вскрытий. Сходные проблемы требуют решения и в системе российского здравоохранения. Так, в Москве, где процент ау­топсий традиционно выше, чем в большинстве регионов Рос­сийской Федерации, за 5 лет (1995—1999) процент патолого­анатомических вскрытий снизился с 29 до 26. При этом, если

    10

    удельный вес госпитальных аутопсий варьировал в эти годы в пределах 67—74 %, то процент вскрытий умерших вне стацио­наров снизился с 4 до 3. Между тем клинико-морфологичес-кие сопоставления показали, что ошибочный диагноз по ос­новному заболеванию был установлен при жизни у каждого шестого умершего в стационаре и у каждого второго — в амбу­латорных условиях.



    Анализ результатов патологоанатомических вскрытий тру­пов показывает, что среди причин смерти в настоящее время превалируют болезни системы кровообращения (IX класс МКБ-10) и новообразования (II класс МКБ-10). Так, по дан­ным патологоанатомической службы Москвы, у 68 % умерших в 2000 г. основным заболеванием являлись болезни системы кровообращения, особенно часто инфаркты и гематомы го­ловного мозга, а также инфаркты миокарда. Новообразования как причина смерти выявлены в 11 % проведенных аутопсий: опухоли легких и желудка — по 14 % от общего числа новооб­разований, опухоли толстой кишки — около 10 %. В послед­ние годы зафиксирован рост смертности от рака молочной же­лезы, кожи и др. Алкогольные органные поражения (алкоголь­ные энцефалопатии, цирроз печени и гепатоз, панкреонекроз и панкреатиты, алкогольная кардиомиопатия), оцененные как причина смерти, составили 9 % от общего числа вскрытий.

    Среди биоптатов и операционных материалов, исследуемых в учреждениях и подразделениях патологоанатомической службы, преобладают объекты женской мочеполовой сферы. В структуре неопухолевых заболеваний по результатам при­жизненной морфологической диагностики у пациентов многопрофильных больниц ведущее место занимают болезни матки (29 %), затем червеобразного отростка (20 %), желудка (8 %). Злокачественные опухоли определяются почти в 60 % биоптатов от пациентов онкологических диспансеров, в то же время они верифицируются в 32—42 % объектов из многопро­фильных больниц. Среди злокачественных опухолей, выявляе­мых в биоптатах и операционных материалах из онкологичес­ких учреждений, превалируют новообразования кожи, мягких тканей, желудка, прямой кишки, лимфатических узлов и почек, а в соответствующих материалах больниц общего про­филя — новообразования матки и тела матки, яичника, мо­лочной железы.

    Основой патологоанатомической службы в Российской Феде­рации являются следующие учреждения (подразделения) вне за­висимости от их подчиненности и характера финансирования.

    1. Подразделения патологоанатомической службы в составе лечебно-профилактических и научно-исследовательских уч­реждений:

    • патологоанатомические отделения лечебно-профилакти­ческих учреждений (ЛПУ);

    11


    • патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) диагностических центров и других медицинских учреждений;

    • патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) научно-исследовательских учреждений.

    2. Патологоанатомические учреждения с правами юридичес­кого лица, финансируемые и подотчетные соответствующему территориальному органу управления здравоохранением:

    Организационно-методическое руководство патологоанато-мической службой Российской Федерации осуществляет глав­ный внештатный патологоанатом Минздрава РФ, а в субъек­тах Российской федерации — главные патологоанатомы уп­равлений (министерств, департаментов, комитетов) здраво­охранения республик, краев, областей. В перечне видов меди­цинской деятельности, подлежащих лицензированию, значат­ся клинико-морфологические (гистологические) исследова­ния, патологоанатомические диагностика и экспертиза.

    Лицензионно-аккредитационные комиссии органов управ­ления здравоохранением субъектов федерации при выдаче ли­цензии на перечисленные виды деятельности устанавливают три категории учреждений (подразделений) патологоанатоми-ческой службы. При разработке критериев (стандартов) аккре­дитации принимали во внимание оценку не только структуры (материально-техническая база, кадры), но и объема диагнос­тической работы и ее характер (диагностическая база), а также объемные и качественные показатели деятельности; оценку контроля качества диагностики и экспертизы в учреждении (подразделении).



    К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы первой категории относят учреждения (подразде­ления), удовлетворяющие следующим критериям:

    1. Статус: региональные институты патологии, региональ­ные патологоанатомические бюро, централизованные патолого­анатомические отделения (отделы) научно-исследовательских учреждений, ЛПУ, диагностических центров категорий А, в том числе являющихся базами медицинских училищ (колледжей) и кафедр патологической анатомии медицинских вузов.

    2. Кадры: врачи (с сертификатом врача-патологоанатома и врача-специалиста), фельдшера-лаборанты и лаборанты (с сер­тификатом лаборанта-специалиста по гистологическим/цитоло­гическим методам исследования), наличие квалификационных категорий и/или ученых степеней не менее чем у 75 % специа­листов.

    12

    1. Задачи: диагностика заболеваний и патологических про­цессов на основе морфологических исследований биопсийных и операционных материалов; динамический контроль за эффек­тивностью лечения и прогностическая оценка заболеваний и па­тологических процессов на основе морфологических исследова­ний биопсийных и операционных материалов; диагностика за­болеваний и патологических процессов на материалах патолого-анатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти; экспертиза качества диагностики и лечения на основе клинико-анатомических сопоставлений; межрегиональная па-тологоанатомическая экспертиза; разработка и внедрение новых технологий патологоанатомических исследований; консульта­тивно-диагностическая работа; обеспечение информации о структуре заболеваний и причинах смерти населения по матери­алам патологоанатомических исследований; анализ структуры заболеваний и причин смерти населения по материалам патоло­гоанатомических исследований; научная и учебно-методическая работа; подготовка и усовершенствование врачей и лаборантов по специальности; разработка и корректировка медицинских, технологических и экономических стандартов патологоанато­мических исследований; участие в работе аттестационных, ли-цензионно-аккредитационных и других комиссий, медицинских (ученых) советов;

    2. Материально-техническое оснащение и методический уро­вень: комплекс оборудования и методических приемов, соот­ветствующий современным требованиям (гистоцитологичес-кие, гистоцитохимические, иммуноморфологические, элек­тронно-микроскопические исследования, микрофотография и

    ДР-)-

    • К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы второй категории относят централизованные па-тологоанатомические отделения лечебно-профилактичес­ких учреждений, городские и межрайонные патологоана-томические бюро, профильные патологоанатомические отделения (фтизиопульмонологические, детские, инфек­ционные и др.) лечебно-профилактических учреждений, патоморфологические отделы (отделения, лаборатории) научно-исследовательских институтов, диагностических центров категорий Б и В.

    • К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы третьей категории относят структурные подраз­деления непрофилированных лечебно-профилактических учреждений.

    Штат патологоанатомических (прозекторских) отделений представлен коллективом врачей-патологоанатомов во главе с заведующим прозектурой, а также лаборантами-гистологами и санитарами или служителями морга. Количество врачей-пато-

    13

    логоанатомов, лаборантов-гистологов и санитаров определяет­ся объемом выполняемой ими работы по прижизненной мор­фологической диагностике и аутопсиям. Так, одна ставка врача-патологоанатома выделяется для проведения 200 пато-логоанатомических вскрытий трупов взрослых лиц (или 160 детей) или для исследования 4000 объектов биопсийного и операционного материала в течение года (приказ Минздрава СССР от 23.10.81г. № 095). В штатное расписание патолого-анатомического отделения вводятся на 1,0 ставку патолого­анатома 1,5 ставки лаборанта-гистолога и 0,7 ставки санитара. В настоящее время необходим пересмотр указанных нормати­вов с учетом не только количества, но и сложности объектов прижизненной морфологической диагностики и патологоана-томических вскрытий трупов. В учреждениях патологоанато-мической службы (институты патологии, патологоанатомичес-кие бюро), как правило, штатное расписание расширяется за счет сотрудников организационно-методического отдела и ла­бораторий специальных методов исследования (иммуномор-фологическая, электронно-микроскопическая и т.д.).

    В перечень обязательных форм медицинской документации в патологоанатомическом учреждении (подразделении) вклю­чены:


    1. книга поступления и выдачи трупов;

    2. книга регистрации патологоанатомических вскрытий;

    3. протокол патологоанатомического исследования трупа;

    4. журнал регистрации исследований операционного, био­псийного и цитологического материала, последов;

    5. журнал по регистрации срочных/интраоперационных биопсий;

    6. результаты исследований биоптатов, операционных ма­териалов, последов, отраженные в «направлениях на гистоло­гическое исследование» (заполненная форма № 014/у), сбро­шюрованных в книгу;

    7. журнал регистрации исследований консультативного ма­териала;

    8. журнал регистрации протоколов клинико-анатомических конференций;

    9) журнал по охране труда и технике безопасности;
    10—12) журналы учета спиртов, других реактивов и краси­
    телей, а также драгоценных металлов;

    1. журнал контроля качества выполненной патологоанато-мической работы;

    2. акты проверки выполнения стандартов качества патоло­гоанатомических исследований.

    Ключевой фигурой в патологоанатомической службе явля­ется врач-патологоанатом. Эффективность работы патолого­анатома (клинического патолога, врача-прозектора) зависит от его профессиональных и личных качеств: высокого профес-

    14

    сионализма, исполнительской дисциплины, инициативы, ор­ганизаторских способностей и умения общаться с людьми, от­ветственности за порученное дело и соблюдения врачебной этики, гуманности, воспитания, уровня культуры и др. Общие врачебные действия и профессиональное умение патологоана­тома могут быть сведены к следующему [Автандилов Г.Г., 1994].



    1. Оценка предварительной информации — получить и оце­нить информацию в полном объеме (данные истории болезни, устное сообщение лечащего врача, направление на исследова­ние материала биопсии и т.д.); оценить полученную информа­цию и запросить (получить) дополнительные данные, необхо­димые для целенаправленного исследования.

    2. Подготовка к проведению морфологического исследова­ния — проконтролировать готовность помещения и оборудова­ния; подготовить к проведению исследований необходимые инструменты, аппараты, приборы и т.д.; составить план целе­направленного морфологического исследования и определить порядок его осуществления.

    3. Проведение вскрытия — осмотреть труп; провести вскрытие трупа, соблюдая порядок процедуры и выполняя общепринятые технические приемы (вскрытие по Шору, Аб­рикосову, специальные методы вскрытия сердца и других ор­ганов, вскрытие спинного мозга, околоНосовых пазух и т.д.); произвести измерение и взвешивание органов; визуально оценить изменения в органах и тканях трупа, определив ло­кализацию наиболее выраженных изменений; проанализиро­вать результаты вскрытия (соотнести выявленную патологию с симптомокомплексом сходных заболеваний); вскрывая но­ворожденных, мертворожденных и плоды с учетом особен­ностей процесса их исследования, выявить связь пре- и пе­ринатальной патологии с течением беременности и родов у матерей; умерших от карантинных и особо опасных инфек­ций вскрывать с учетом особенностей этой процедуры и пра­вил взятия материала; применять специальные методы иссле­дования для диагностики у секционного стола (проба на воз­душную эмболию, пробы на наличие воздуха в плевральных полостях, особенности вскрытия при подозрении на амилои-доз, пробы на ишемию миокарда, раздельное взвешивание отделов сердца и т.д.); выбрать и вырезать нужные для гисто­логического исследования участки органов и тканей; взять секционный материал для проведения бактериологических, цитологических, вирусологических, биохимических и других видов исследований.

    4. Исследование гистологических препаратов биопсийного, операционного и секционного материала — составить макроско­пическое описание органов и тканей, при необходимости сфо­тографировать и зарисовать; вырезать из присланного мате-

    15

    риала кусочки (участки) для последующего микроскопическо­го исследования; выбрать оптимальные методы фиксации, об­работки, окраски материала, определить число гистологичес­ких препаратов; дать указания лаборанту по правильной ук­ладке кусочков, применению методов их фиксации и необхо­димой окраски срезов; выполнить микроскопическое исследо­вание препаратов, отобрать участки для фотографирования; проанализировать результаты исследований; использовать об­щепринятые методы морфометрии и системы единиц измере­ния, а также методы статистической обработки полученных данных.



    1. Установление предварительного диагноза — соотнести вы­явленный комплекс морфологических изменений с группой заболеваний, имеющих сходные морфологические признаки; на основании клинических данных, результатов морфологи­ческого исследования установить предварительный диагноз заболевания, оценить ход лечебного процесса.

    2. Привлечение консультантов — определить необходимость консультации по материалам вскрытия, гистологическим пре­паратам, методам исследования и т.д.; организовать консуль­тацию (заведующего отделением, специалиста иного профиля и т.д.); оценить результаты консультации и использовать их при установлении диагноза.

    3. Установление патологоанатомического (патогистологи-ческого) диагноза — провести дифференциальную диагности­ку с рядом заболеваний, имеющих сходные клинико-морфо-логические проявления; поставить диагноз основного заболе­вания (первоначальной причины смерти) с учетом результа­тов дополнительных исследований и мнения консультанта, в соответствии с Международной классификацией болезней и причин смерти; выявить наличие осложнений основного за­болевания; установить диагнозы сопутствующих заболева­ний; выявить непосредственную причину смерти; при иссле­довании биоптатов и операционного материала установить нозологическую единицу, диагностировать патологическое состояние, процесс; оформить патологоанатомический диа­гноз с выделением: а) основного заболевания; б) комбиниро­ванного основного заболевания, двух конкурирующих, соче-танных, основного с фоновым; в) осложнений основного за­болевания; г) сопутствующих заболеваний.

    4. Составление развернутого клинико-анатомического эпи­криза с обоснованием патолого анатомического диагноза — отме­тить совпадение или расхождение с клиническим диагнозом, оценить качество диагностики и лечения; сделать запись в протоколе (карте) патологоанатомического исследования, если ткани или органы изъяты для фотографирования, демон­страции или приготовления музейных препаратов; внести в протокол (карту) патологоанатомического исследования опи-

    16

    сание картины патологического процесса, анализ гистологи­ческих препаратов и результатов дополнительных исследова­ний (бактериологического, вирусологического и др.); запол­нить свидетельство о смерти с учетом требований Междуна­родной классификации болезней и причин смерти; про­извести дополнительную запись в протоколе патологоанато-мического исследования и медицинской карте стационарного больного, указав окончательный патологоанатомический диа­гноз, направить в органы статистического учета новое свиде­тельство о смерти с отметкой «взамен предварительного» или «взамен окончательного»; составить аннотацию, вести карто­теку макро- и микропрепаратов для музея; вести документа­цию по вопросам техники безопасности.

    9. Взаимодействие с другими специалистами и учреждения­
    ми — осуществлять взаимосвязь с администрацией больницы,
    заведующими отделениями, лечащими врачами; использовать
    контакты с другими специалистами и учреждениями для кон­
    сультаций, освоения новых методов исследования, проведе­
    ния бактериологических, вирусологических, иммунофлюоре-
    сцентных и других видов исследования.


    1. Планирование профессиональной деятельности — плани­ровать свою работу на день; рационально распределять рабо­чее время для проведения различных видов исследований; со­ставить план самоподготовки по важнейшим разделам патоло­гической анатомии; определить сроки заочно-очного усовер­шенствования и стажировок; готовиться и выступать на кли-нико-анатомических и научно-практических конференциях, заседаниях лечебно-контрольных комиссий (ЛКК); рефериро­вать важнейшие статьи и монографии по специальности; пла­нировать участие в организационно-методических мероприя­тиях отделения, работе научного общества и т.д.

    2. Руководство деятельностью медицинского персонала — распределять нагрузку среди персонала; научить лаборантов рациональным приемам труда, новым методам; контролиро­вать своевременность и качество выполнения работ лаборан­тами; осуществлять контроль санитарного, противоэпидеми­ческого режима (правильность и своевременность уборки тру­пов, операционного и биопсийного материала, обеззаражива­ние инструментов и т.д.); обучать персонал правилам техники безопасности и контролировать их выполнение.

    3. Использование в работе принципов этики и деонтологии — постоянно совершенствовать свой культурный уровень, расши­рять медицинский кругозор, совершенствовать себя как лич­ность и как специалиста; соблюдать врачебный и гражданский долг; знать и соблюдать российское законодательство и хранить врачебную тайну; соблюдать этические нормы медицинского учреждения, уважительно относиться к коллегам и медицинско­му персоналу, больным и родственникам умерших.

    17

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    91. 8(076) ббк 52. П14 Пальцев М. А., Коваленко В. Л., Аничков Н. М. П14