• Класс: 11 Раздел
  • План урока (урок = 40 минутам)
  • Ход урока: Первый этап. Орг. момент (0,5 мин.)
  • Третий этап. Организационный момент и целеполагание (2 мин.)
  • Четвёртый этап. Домашнее задание (2 мин.)
  • Пятый этап. Биографические сведения
  • Шестой этап. Творчество. Итоги
  • Колле́жский асе́ссор
  • титулярного камергера
  • Титулярный камергер
  • А́нна Петро́вна Бу́нина
  • Херсоне́с Таври́ческий

  • Скачать 152.48 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер152.48 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 152.48 Kb.

    «А. А. Ахматова. Вехи биографии и творчества»



    Конспект урока для 11 класса по теме

    «А.А. Ахматова. Вехи биографии и творчества»
    Школа: № 26

    Учитель: Крылов Андрей Анатольевич

    Класс: 11

    Раздел: русская литература конца XIX – начала XX вв. «Серебряный век»

    Тема: «А.А. Ахматова. Вехи биографии и творчества»

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией поэта.

    Форма урока: традиционная

    Цели урока:

    Обучающие:

    1. Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Ахматовой;

    2. Выявить основные мотивы и настроения ранней лирики А.А. Ахматовой.

    Развивающие:

    1. Расширять кругозор, познавательных интерес;

    2. Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

    3. Развивать литературные способности учащихся;

    4. Развивать коммуникативными умениями.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к русской литературе и культуре;

    2. Формировать познавательную деятельность в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;

    3. Воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, частью которой является художественное наследие.

    Оборудование:

    • Русская литература ХХ века. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [В. А. Чалмаев, О. Н. Михайлов, А. И. Павловский и др.; сост. Е. П. Пронина]; под ред. В. П. Журавлёва. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.:ил.

    • Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 2-х томах. Т. I – М.: Издательство «Правда», 1990. – 448 с.

    • Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 2-х томах. Т. II – М.: Издательство «Правда», 1990. – 432 с.

    • Ахматова без глянца ; [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – СПб.: Амфора. ТИД амфора, 2008. – 473 с. – (серия «Без глянца»).

    • Презентация;

    • Рабочие тетради;

    • Мел, доска.


    План урока (урок = 40 минутам):



    Этап урока

    Методы и приёмы

    Время

    1

    Организационный момент

    Слово учителя

    0,5 минут

    2

    Мотивационный компонент

    Слово учителя

    4 минуты

    3

    Организационный компонент + целеполагание

    Слово учителя

    2 минуты

    4

    Домашнее задание

    Слово учителя

    2 минуты

    5

    Биографические сведения

    Слово учителя

    12,5 минут

    6

    Творчество + итоги

    Слово учителя

    19 минут


    Эскиз доски:




    Шестнадцатое июня.

    Классная работа.

    А.А. Ахматова. Вехи биографии и творчества.


    Д/з.:

    учеб.: стр. 166-178 +

    сб. «Вечер» и «Чётки»




    Ход урока:
    Первый этап. Орг. момент (0,5 мин.)

    — Здравствуйте, садитесь.


    Второй этап. Мотивационный компонент (4 мин.)

    — Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам прослушать одну аудиозапись.



    Играет песня Е. Фроловой «Ещё один огромный взмах…» (на стихи М. Цветаевой, посвящённые А. Ахматовой).(длительность: 03:38)
    Третий этап. Организационный момент и целеполагание (2 мин.)

    — Эту песню исполняет Елена Фролова на стихи Марины Ивановны Цветаевой, которая посвятила их А. Ахматовой. В начала 20 века многие женщины писали и прозу, и драму, и лирику, но именно Анне Андреевне и Марине Ивановне удалость войти в русскую литературу в качестве классиков. Как правило, Ахматову и Цветаеву рассматривают в паре, также как и Пушкина с Лермонтовым, Тютчева с Фетом, Достоевского с Толстым.

    Сегодня вы приступаете к изучению творчества А. Ахматовой. Из литературного наследия будут рассмотрены её лирические произведения на примере двух ранних сборников «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914) и её поэма «Реквием».

    Откройте ваши рабочие тетради и запишите дату, вид работы, и тему: «А.А. Ахматова. Вехи биографии и творчества».


    Четвёртый этап. Домашнее задание (2 мин.)

    — Запишите сразу домашнее задание: прочитать по учебнику (под ред. В.П. Журавлёва) разделы: «Биография поэта», «Поэзия женской души», «Родина в лирике Ахматовой» на страницах 166-178.

    Кроме того, вы находите два ахматовских сборника «Вечер» и «Чётки» и начинаете их читать. Они небольшие по объёму, к тому же это лирика.

    На следующий урок вам принести их на занятие.


    Пятый этап. Биографические сведения

    — Анна Андреевна Горенко (1889-1966), такова настоящая фамилия поэта при рождении, родилась 11 (23) июня 1889 года в предместье Большой Фонтан под Одессой.



    Отец Андрей Антонович Горенко (1848-1915), потомственный дворянин, был отставным инженер-механиком флота, капитаном 2-го ранга. После переезда в столицу стал коллежским асессором1, чиновником для особых поручений Госконтроля.

    Мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной2, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

    Как отмечал В. Недошивин, доказано, что «ордынское» происхождение поэтессы не более чем легенда. Прабабушка (которую звали Прасковья Федосеевна) действительно носила фамилию Ахматова, но к «золотоордынцам» отношения не имела. Анна Андреевна, несомненно, знала об этом — из книги, которую написал её дед Эразм Стогов.

    Тем не менее, эта легенда о происхождении закрепилась по Анной Андреевной и прочно осталась в сознании как современников, так и читателей.

    Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Ахматова прожил до 16 лет.



    Вот что сама поэтесса в своей «Автобиографии» пишет об этом периоде жизни: «Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую оду”.

    Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес3, около которого мы жили».

    Царское село, Пушкин, античность – вошли не только в жизнь и творчество Анны Андреевны, но и, пожалуй, в культурную атмосферу эпохи «Серебряного века». В царском селе жил и учительствовал Н.Ф. Анненский, здесь же учился и жил Н.С. Гумилёв.

    С 1890-1905 гг. Ахматова училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.

    В 1903 годы состоялось её первое знакомство с Н.С. Гумилёвым

    В 1905 году родители будущей поэтессы развелись, и она с матерью переехала в Евпаторию.

    В 1906-1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии

    В 1908-1910 гг. учёба на юридическом факультете Киевских Высших женских курсов. В той же «Автобиографии» она вспоминает: «Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела».

    В 1910, 25 апреля (8 мая), Ахматова выходит замуж за Н.С. Гумилева, и уезжает на месяц в Париж.

    1911 году поступает на Женские курсы в Петербурге. В это же время знакомится с А.А. Блоком, которого впоследствии поэтесса назвала «человеком-эпохой».

    1912 года 18 сентября (1 октября) родился сын Лев.

    1918 официальный развод с Н.С. Гумилёвым и вторичный брак с учёным-ассириологом В.К. Шилейко.

    1921 год стал роковым годом как для Ахматовой, так и для России. В этом году арестован и расстрел Н.С. Гумилёв. Умирает А.А. Блок.

    В 1922 году, после разрыв со вторым мужем, В.К. Шилейко, выходит замуж в третий раз за искусствоведа Н.Н. Пунина.

    Начиная с 1935 года, Ахматова постоянно подвергается тяжёлым испытаниям Судьбы. В этом году арестованы муж, Н.Н. Пунин, и сын, Л.Н. Гумилёв. С помощью М.А. Булгакова Ахматова составляет письмо В. Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына.

    В дальнейшем сына не раз будут арестовывать.

    1938 году умирает О.Э. Мандельштам в пересыльном лагере под Владивостоком. Похоронен в общей могиле.

    1939 год – решением Особого совещания при КВД СССР Лев Гумилёв осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1943 году срок ссылки заканчивается и он уходит в конце 1944-го на фронт.

    1941 год первая и последняя встреча с Цветаевой. Спустя несколько месяцев Ахматову самолётом эвакуируют из блокадного Ленинграда в Москву.

    1941-1944 живёт в эвакуации в Ташкенте. В 1944 возвращается в Москву, а затем в Ленинград. 1948 году очередной арест Пунина и Гумилёва-сына.

    1950 году А. Ахматова пишет следующее письмо И.В. Сталину:

    «Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович, вправе ли я просит ь Вас о снисхождении к моему несчастью. 6 ноября 1949 г. в Ленинграде был арестован мой сын, Лев Николаевич Гумилёв, кандидат исторических наук. Сейчас он находится в Москве (в Лефортове). Я уже стара и больна и я не могу пережить разлуку с единственным сыном .Умоляю Вас о возвращении моего сына. Моей лучшей мечтой было увидеть его работающим во славу советской науки. Служение Родин е для него, как и для меня, священный долг».

    Просьба Ахматовой не была услышана, и сына в очередной раз приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях.

    1956 году Лев Николаевич Гумилёв был освобождён.

    1966 года 5 марта в Домодедовском санатории (под Москвой) в 11 часов утра скончалась Анна Андреевна Ахматова. 10 марта проходило отпевание в соборе Николы Морского (Ленинград). Похоронена в посёлке Комарово, под Ленинградом.

    Такова в обзоре жизнь Анны Андреевны как человека 20 столетия, а также как жены и матери времён «сталинского террора» и двух Мировых войн.


    Шестой этап. Творчество. Итоги

    Что же касается творческой стороны, то, пожалуй, можно отметить следующее.



    «Первое стихотворение – как вспоминает сама Ахматова – я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама».

    В 1907 году состоялась первая публикация стихотворения Ахматовой «На руке его много блестящих колец…», подписанного «Анна Г.». Опубликовано оно было во втором номере журнала «Сириус», издававшемся Н.С. Гумилёвым в Париже.


    На руке его много блестящих колец –

    Покорённых им девичьих нежных сердец.
    Так ликует алмаз и мечтает опал,

    И красивый рубин так причудливо ал.
    Но на бледной руке нет кольца моего,

    Никому, никогда не отдам я его.
    Мне сковал его месяца луч золотой

    И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
    «Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»

    Я кольца не отдам никому, никогда.
    Уже в этом стихотворении чувствуется «особенность» поэтического гения Ахматовой: вещизм (кольцо, драгоценные камни), внимание к детали, составляющее суть психологизма (алый рубин – символ сердца, жизни и бледная рука – символ холода).

    1911 год можно считать знаковым в творческом плане. Как уже говорилось ранее, в этот год она знакомится с А.А. Блоком. Кроме того, впервые под псевдонимом Анна Ахматова публикуется стихотворение «Старый портрет» во «Всеобщем журнале» от 1911, в выпуске №3.

    Причина, побудившая поэтессу взять псевдоним, следующая: отец Анны Андреевны, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и с тех пор и до конца смерти Анна Андреевна Горенко навсегда стала Анной Андреевной Ахматовой. Псевдонимом стала фамилия прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татарской княжны.

    Она печатается в журналах «Аполлон», «Gaudeamus». В это же время её мужем, Н.С Гумилёвым, организован «Цех поэтов», Ахматова избрана секретарём.



    Вот что пишет об это сама поэтесса: «В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом – я сделалась акмеисткой».

    В 1912 году вышел в свет первый сборник стихов А. Ахматовой «Вечер», содержащий 46 стихотворений и сопровождающийся предисловием М. Кузмина. Напечатано было всего триста экземпляров. По словам самого автора, критика отнеслась к нему благосклонно.

    С этого момента её стихи начинают печататься в различных периодических изданиях.

    М. Кузмин «…новый женский голос, отличный от других и слышимый, несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов… Итак, судари и сударыни, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его Анна Ахматова». (Предисловие к книге «Вечер»)

    Ник. Бернер: «Ахматова уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью. <…> На молодого поэта оказали влияние, во-первых, Кузмин. И далее, как ни странно с первого взгляда – И.Ф. Анненский». (журнал «Путь», 1912, №7)

    З. Гиппиус: «Не трудно найти литературную генеалогию А. Ахматовой. Конечно, должны вспомниться (из русских поэтов) И. Анненский и Кузмин, Сологуб и Блок». («Новая жизнь», 1912, №3).

    Работу над этим сборником она продолжала до конца жизни, неизменно включая его во все издания, но каждый раз в изменённом составе.

    Виталий Яковлевич Виленкин (1911-1997), искусствовед, театровед, литературовед, мемуарист вспоминал, как Ахматова читала свои стихи: «Как она читала? Негромко, мерно, но с ощутимым биением крови под внешним покоем ритма. Ничего не подчеркивая, не выделяя, ни стиха, ни строфы, ни одного отдельного слова, ни одной интонации, так что каждое стихотворение выливалось как бы само собой, на едином дыхании, но каждое — на своем дыхании, в своей особой мелодике. Ближе всего из того, что мне приходилось слышать из авторских чтений, это было, пожалуй, к фонографической записи Блока».

    В 1914 году выходит вторая книга стихов «Чётки», тиражом 1000 экземпляров. Эта книга имела самый шумный успех.

    Б. Садовской писал: «Г-жа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В поэзии Ахматовой чувствуется что-то родственное Блоку, его нежной радости и острой тоске; можно сказать, что в поэзии Ахматовой острая башня блоковских высот как игла пронзает одинокое нежное сердце. <…> Лирика Ахматовой – сплошное горе, покаяние и мука, истый же акмеист <…> должен быть самодоволен как Адам до грехопадения. В самом задании акмеизма отсутствует трагедия, отсутствует переживание запредельного, другими словами, отсутствуют в нём элементы подлинной лирики». («Конец акмеизма»).

    В этой рецензии важны два момента: во-первых, в «Чётках» отмечаются мотивы, роднящие её с трагической лирикой Блока. Во-вторых, Садовской отделяет Ахматову от акмеизма, указывая на несходство конечного «продукта» и теоретических постулатов, провозглашённых «Цехом поэтом».

    Стоит отметить, что Ахматову называли русской Сафо. Впрочем, этого «титула» удостаивались и М. Лохвицкая, и З. Гиппиус. Так что, обольщаться не стоит.

    В 1917 году выходит в свет третий по счёту сборник «Белая стая».

    Первые сборники Ахматовой – «Вечер», «Четки», «Белая стая» – принесли ей известность и славу. «Ее вступление в литературу напоминало триумфальное шествие, – писал В. Жирмунский, – она была окружена в эти годы всеобщим поклонением – не только как поэт, но и как прекрасная женщина».



    Стихи ее первых сборников – о любви, о радости встреч и горечи расставаний, о несбывшихся надеждах. Стихи эти напоминали своей простотой страницы дневника, они волновали читателей тонкостью чувств и глубиной переживаний, они запоминались с лету, их заучивали наизусть.

    В 1921 – четвёртый сборник «Подорожник» (1000 экз.).

    В 1922 году – пятая книга «Anno Domini» (В лето Господне) (тираж 2000 экз.).

    После этого Ахматова замолчала на 20 долгих лет. Она продолжала писать, но публиковаться было невозможно.

    «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать» – так вспоминает поэтесса время своего молчания.

    В 1925 году ЦК (центральный комитет) вынес постановление, не опубликованное в печати, об изъятии ахматовских книг из обращения.

    Её обвиняли в порнографии и развращении молодёжи. На два десятилетия она стала изгоем, потому что была «старой формации».

    Чем же Ахматова занималась в это время?

    «Примерно с середины 20-х годов – пишет Анна Андреевна – я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы – о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Сонстана и о «Каменном госте». Все они в свое время были напечатаны.

    Работы «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году», которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу «Гибель Пушкина»».

    Как видно молчание побудило пробудило не только поэта, но и исследователя.

    В 1940 году – выходит сборник стихов «Из шести книг». В это же время начинается работа над «Поэмой без героя».

    В 1944 году состоялась творческий вечер в Ленинградском доме писателей.

    В 1946 году публикуются произведения в журналах «Звезда» и «Ленинград».

    Кажется, Ахматова снова в «милости» у властей: публикуются её произведения, её приглашают на различные поэтически-литературные вечера.

    Однако радость была недолгой: в августе 1946 года А.А. Жданов читает свой знаменитый теперь уже доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград» на Ленинградском общегородском собрании писателей, работников литературы и издательств в Смольном. За этим постановлением последовало исключение Ахматовой и Зощенко из Союза писателей СССР.

    Тем не менее, в 1951 году было принято восстановить Ахматову в составе Союзе писателей СССР.

    В 1962 году А. Ахматова заканчивает работу над «Поэмой без героя» и впервые переносит на бумагу «Реквием». Также, она выдвигается на Нобелевскую премию, которую, к сожалению (или к счастью), ей не присудили.

    В 1964 году в музее В.В. Маяковского состоялся торжественный вечер, посвящённый 75-летию Ахматовой.

    В этом же, в 1964 году, в замке Урсино (Италия) Ахматовой вручена литературная премия «Этна-Таормина», приуроченная к пятидесятилетию поэтической деятельности и к выходу в Италии сборника её избранных произведений.

    А Оксфордский университет (Англия) принимает решение присвоить А.А. Ахматовой степень почетного доктора литературы.

    В 1965 году состоялась торжественная церемония облачения в мантию доктора литературы (Оксфорд), а также выходит последний прижизненный сборник Ахматовой «Бег времени».



    1 Колле́жский асе́ссор — с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.

    До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана. В придворных чинах ему соответствовал чин титулярного камергера. К чину применялся общий титул «Ваше высокоблагородие».

    До 1845 года давал потомственное дворянство, затем — только личное.

    Обладатели обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника.

    Знаком различия служили две звезды на двухпросветных петлицах.

    Титулярный камергер — придворный чин VIII класса в Российской империи по Табели о рангах (17221809); с 1809 года почётное придворное звание, не дававшее права на чин и жаловавшееся крайне редко.

    2 А́нна Петро́вна Бу́нина (1774— 1829) — русская поэтесса и переводчица; Русская Сапфо, Десятая Муза, Северная Коринна, как называли её современники.

    3 Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией.

    Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. В 2013 году Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «А. А. Ахматова. Вехи биографии и творчества»

    Скачать 152.48 Kb.