• Краткая информация о конфликтах



  • страница1/4
    Дата12.06.2017
    Размер0.61 Mb.
    ТипСеминар

    А. А. Гостев принцип ненасилия в разрешении конфликтов


      1   2   3   4

    А. А. Гостев

    ПРИНЦИП НЕНАСИЛИЯ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

    Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. — М., 1993.


    В настоящее время принцип ненасильственного разре­шения конфликтов стал чрезвычайно популярным в мире. Широко проповедуются идеи Л. Толстого, Ганди, Кинга, проводятся многочисленные конференции, семинары, тренинга. Идея популярна и в реальной политике.

    XX в. превратил моральную идею в принцип социаль­но-политических ненасильственных движений, серьезно влияющих на ситуацию в мире. Нет сомнения, что кон­цепция ненасилия, акцентируя общечеловеческие ценно­сти, является фактором, сдерживающим насилие. Очень значимо, что атака ненасилия исключает «зло во благо» и исходит из того, что цель не может оправдывать средства. Она снимает противопоставление целей и средств по эти­ческим критериям.

    Вместе с тем социально-политические реальности в таких регионах, как Югославия, Нагорный Карабах, Абха­зия, Южная Осетия, Ингушетия и др., поднимают вопрос об особенностях применения принципов ненасилия к по­добным ситуациям. С одной стороны, у меня нет сомне­ния в том, что порождение насилия насилием является проявлением вселенских законов, реализацией «космиче­ского (божественного) наказания». С другой стороны, ис­ходя из гуманистических ценностей (например защита

    слабого от зла), должны существовать рамки применения принципов ненасилия, и их необходимо определить. В этой связи представляется необходимым соотнесение содержания конкретных социально-политических реалий и концепций ненасилия. В частности, из нее следует уб­рать все красивые идеалистические заблуждения. Некри­тическое отношение к идее ненасилия способствует пере­оценке успехов ее реализации (не следует, например, за­бывать, что раздел Индии закончился огромными жертва­ми; зло продолжает брать свое и сегодня), пагубно сказы­вается в политике. Представляется, что ненасильствен­ный подход нельзя использовать вне содержания реальной практики политической борьбы. Все это требует более пристального внимания к проблеме. Обзор и анализ проб­лемы хорошо представлен в ряде работ. Хочу подчеркнуть следующее.

    Прежде всего, необходимо помнить известную дилемму ненасилия — любое насилие аморально, однако аморально и примирение со злом, а также существование так называ­емых инверсий этики ненасилия (А. Огурцов (25)). Реали­зация идеи ненасилия в мире насилия имела трагические последствия. Так, в определенных исторических условиях ненасилие провоцировало власть на самые экстремальные его формы; Идея сопровождалась также правовым и госу­дарственным нигилизмом, анархическими тенденциями и т.п. Апеллирование к ненасилию перед лицом мощного насилия, следовательно, в целом усиливает «атмосферу зла» в мире.

    Осмысление идеи ненасилия осложняется неопреде­ленностью понятий «насилие» и «ненасилие» и ряда ми­фологем (например отождествление насилия и государст­венно-правового принуждения или ненасилия с идеей от­сутствия права властных структур на применение силы во­обще). Сложной концептуальной проблемой является, на­пример, диалектика ненасилия как добра и насилия как зла. Следует также различать такие аспекты проблемы, как:

    • мировоззренческие, философско-религиозные, этические принципы;

    • способ разрешения конфликтов в социально-по­литической сфере;

    • конкретная политика и способы ненасильствен­ных действий социальных субъектов, выражаю­щих их протест, и др.

    Исторически насилие и ненасилие были взаимосвяза­ны. Ненасилие искало опору в силе, насилие прикрыва­лось «добрыми намерениями» и т.п. Абсолютизация каж­дого из принципов недопустима, как невозможно рас­смотрение «вечных проблем» добра и зла изолированно друг от друга.

    Рамки функционирования этики и философии нена­силия в разрешении конфликтов могут быть, на мой взгляд, сведены к требованию, чтобы «антинасилие» лишь препятствовало совершению насилия, не переходя в наси­лие над насилием в качестве самоцели. Это означает, что добро имеет право на защиту в сопоставимой интенсивно­сти по отношению к эксплицируемому злу. Существует моральное право воспрепятствовать насилию силой, осо­бенно там, где «духовная атмосфера» полна агрессивной враждебности.

    Принцип «не противиться злу насилием» не запре­щает остановить руку убийцы насилием над его желанием убивать. Кровь, жестокость, страдания нужны «темным силам», ибо страдания жертв, как неоднократно подчер­кивалось, пополняют «репрессивные поля группового со­знания». Поэтому борьба с эскалацией конфликта являет­ся борьбой с возможностью порождения зла в будущем.

    Следует осознавать, что в случае «кровавых конфлик­тов» затрагиваются и пробуждаются мощнейшие темные силы индивидуального и коллективного сознания. Люди регрессируют в те архаические пласты своей психики, куда для их же блага (ценность духовного развития абсолютна для всех людей) им попадать не следует. В этих планах под­сознания существует архаическая память об эволюцион­ном прошлом человечества (не богатом гуманностью), об отсутствии ценности человеческой жизни, о способах ре­шения конфликта войной. В случае попадания в «демони­ческие матрицы сознания» возникает эскалация насилия. Агрессор проецирует ненависть, усиливаемую по закону зеркального отражения оппонентом. Самим убийцам (ре­альным и потенциальным) выбраться из этих пластов пси­хики практически невозможно. Ставя заслон на пути кро­вавого развития событий, мы тем самым спасаем не только невинных людей, но и всех потенциальных убийц от со­вершения основного нравственного преступления, за ко­торое наступает расплата как в жизни, так и в мучительных посмертных состояниях сознания.

    Принцип «воздаяния за деяния» в случае примене­ния силы над насилием будет срабатывать меньше, чем в случае гибели невинных людей. Счет за пролитую кровь невинной жертвы и агрессора различен. Кровь жертв фор­мирует причинно-следственные связи в порождении на­силия в будущем больше, чем кровь и страдания (тюрьма) убийц и лиц, нарушивших нравственные заповеди. Поэто­му в случаях, когда в групповом субъекте происходит про­цесс дегуманизации и возникает психологически обосно­ванная возможность убивать людей, человеческую жизнь как высшую ценность нужно защищать силой (принцип необходимой обороны). В. Межуев, например, указывает, что в политике зло побеждается только меньшим злом.

    Прекрасным примером является вся ситуация конфликта в За­кавказье. Сегодня мы видим, к чему привело невмешательство в развитие кровавых сюжетов.

    В условиях «российской ситуации» применение принципа ненасилия нуждается в существенных огра­ничениях. Решение о применении ненасильственных тех­нологий разрешения конфликтов должно зависеть от оценки состояния «духовной атмосферы» в конкретном регионе. Как подчеркивает 3. Апресян, ненасилие как ха­рактеристика социально-политической борьбы возможно лишь при условии, что в обществе имеются гражданские институты, общепризнанные демократические ценности. Что касается рамок применения насилия в государствен­ном управлении, то определяющим моментом является понимание необходимости обеспечения безопасности личности, борьбы с возможностью хаоса, что предусмат­ривает определенное применение силы. Искомые рамки применения принципа ненасилия предполагают поэтому определение пропорций в указанной дилемме ненасилия относительно конкретных условий. Утопично также счи­тать, что понимание своих обязанностей, утверждение в сознании нравственных ценностей самопроизвольно поя­вится у всех граждан. Сама природа взаимозависимости людей предполагает определенное насилие над теми, кто не достиг уровня саморегуляции собственной совестью.

    Для защиты от насилия силой можно использовать один из основных принципов айкидо: подвести противника к болевому порогу и предоставить ему сделать выбор — сдаться, поняв бесплодность попытки причинить зло, или продолжать борьбу, причиняя себе боль или даже обрекая себя на гибель.

    Для решения сложнейшего клубка вопросов, возника­ющих в связи с философией и этикой ненасилия, для на­хождения рамок применения принципа идея нуждается в самокритичном анализе, в разработке новых подходов, учитывающих одновременно глубинную психологию че­ловека, этические ценности и конкретную социально-по­литическую реальность. Следует также подчеркнуть, что применение ненасильственных стратегий связано с про­цессами глобальной трансформации человечества. Увели­чивающееся разнообразие социальных групп, культур за­остряет проблему согласованности групповых интересов, организации диалога и поиска консенсуса.




    Краткая информация о конфликтах

    1. Конфликт в Косово

    (информация взята с сайта РИА Новости http://www.rian.ru/spravka/20080204/98304657.html)

    Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах. Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия. Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК). В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск. Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.

    Сегодня косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих. Под эгидой МООНК действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит обеспечение законности и правопорядка в крае, мониторинг деятельности Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского контингента в составе МООНК   81 человек. В мае 2001 года глава МООНК утвердил «Конституционные рамки временного самоуправления в Косово», в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово. 24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

    Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28 29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.


    2. Процесс деколонизации.

    (Информация взята с сайта www.un.org/russian/peace/decolonization/index.html)

    За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 г. более 80 государств, народы которых ранее находились под колониальным правлением, вступили во всемирную Организацию как суверенные независимые государства. Кроме того, многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами. Организация Объединенных Наций сыграла решающую роль в этих исторических переменах, содействуя реализации чаяний зависимых народов и определяя цели и нормы, ускорившие достижение ими независимости. Миссии ООН вели наблюдение за выборами, обеспечивавшими независимость — в Тоголенде (1956 и 1968 гг.), в Западном Самоа (1961 г.), Намибии (1989 г.) и в последнее время — в Тиморе-Лешти (бывшем Восточном Тиморе).

    Усилия ООН по деколонизации вытекают из закрепленных в ее Уставе принципов «равноправия и самоопределения народов», а также из трех конкретных глав Устава — XI, XII и XIII, посвященных интересам зависимых народов. Начиная с 1960 г. ООН руководствуется также положениями принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, известной также как Декларация о деколонизации, в которой государства-члены заявили о необходимости быстрее покончить с колониализмом. Организация Объединенных Наций также руководствовалась резолюцией 1514 (XV) от 15 декабря 1960 г., которая определила три варианта полного самоуправления для несамоуправляющихся территорий.

    Несмотря на большой прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, 2 млн. человек все еще живут под властью колониализма, и ООН продолжает направлять свои усилия на оказание помощи оставшимся несамоуправляющимся территориям в достижении самоуправления.

    Стремление народов подопечных территорий к самоопределению и осознание международным сообществом того, что принципы Устава ООН реализуются слишком медленно, привели к провозглашению Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1960 г. Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV)).

    В Декларации заявлялось, что подчинение народов иностранному владычеству, господству и эксплуатации являет собой отрицание основных прав человека, противоречит Уставу и препятствует продвижению к миру и сотрудничеству во всем мире, а также что «должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, находящихся под опекой, и несамоуправляющихся или других территорий, которые еще не получили независимости, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, вероисповедования или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой».

    В том же 1960 г. Ассамблея одобрила резолюцию 1541 (XV), установив для этих территорий три варианта выбора законного политического статуса, обеспечивающего полное самоуправление, — свободную ассоциацию с независимым государством, вхождение в независимое государство или независимость.

    В 1961 г. Генеральная Ассамблея учредила специальный комитет для изучения хода реализации Декларации и выработки рекомендаций по ее осуществлению. Обычно его называют Специальным комитетом двадцати четырех или Специальным комитетом по деколонизации, а его полное официальное название — Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

    Специальный комитет проводит ежегодные сессии, выслушивая заявителей и представителей территорий, организует ежегодные семинары по вопросам политического, социального, экономического положения и состояния образования на этих территориях.



    За годы после принятия Декларации около 60 бывших колоний с населением свыше 80 млн человек добились самоопределения благодаря обретению независимости и вступили в Организацию Объединенных Наций в качестве суверенных членов.

    Подопечные и несамоуправляющиеся территории,
    получившие независимость после принятия Декларации 1960 г.

    Государства Африки

    Государство или территориальная единица

    Дата принятия в ООН

    Алжир

    8 октября 1962 года

    Ангола

    1 декабря 1976 года

    Ботсвана

    17 октября 1966 года

    Бурунди

    18 сентября 1962 года

    Гамбия

    21 сентября 1965 года

    Гвинея-Бисау

    17 сентября 1974 года

    Джибути

    20 сентября 1977 года

    Замбия

    1 декабря 1964 года

    Зимбабве

    25 августа 1980 года

    Кабо-Верде

    16 сентября 1975 года

    Кения

    16 декабря 1963 года

    Коморские Острова

    12 ноября 1975 года

    Лесото

    17 октября 1966 года

    Маврикий

    24 апреля 1968 года

    Малави

    1 декабря 1964 года

    Мозамбик

    16 сентября 1975 года

    Намибия

    23 апреля 1990 года

    Объединенная Республика Танзания

    14 декабря 1961 года

    Руанда

    18 сентября 1962 года

    Сан-Томе и Принсипи

    16 сентября 1975 года

    Свазиленд

    24 сентября 1968 года

    Сейшельские Острова

    21 сентября 1976 года

    Сьерра-Леоне

    27 сентября 1961 года

    Тимор-Лешти

    27 сентября 2002 года

    Уганда

    25 октября 1962 года

    Экваториальная Гвинея

    12 ноября 1968 года

     



    Государства Азии

    Бруней-Даруссалам

    21 сентября 1984 года

    Йемен

    30 сентября 1947 года

    Оман

    7 октября 1971 года

    Сингапур

    21 сентября 1965 года

     



    Государства Тихоокеанского региона

    Вануату

    15 сентября 1981 года

    Кирибати

    14 сентября 1999 года

    Маршалловы Острова

    17 сентября 1991 года

    Микронезия (Федеративные Штаты)

    17 сентября 1991 года

    Науру

    14 сентября 1999 года

    Палау

    15 декабря 1994 года

    Папуа — Новая Гвинея

    10 октября 1975 года

    Самоа

    15 декабря 1976 года

    Соломоновы Острова

    19 сентября 1978 года

    Тувалу

    5 сентября 2000 года

    Фиджи

    13 октября 1970 года

    Государства Карибского бассейна

    Антигуа и Барбуда

    11 ноября 1981 года

    Багамские Острова

    18 сентября 1973 года

    Барбадос

    9 декабря 1966 года

    Белиз

    25 сентября 1981 года

    Гайана

    20 сентября 1966 года

    Гренада

    17 сентября 1974 года

    Доминика

    18 декабря 1978 года

    Сент-Винсент и Гренадины

    16 сентября 1980 года

    Сент-Китс и Невис

    23 сентября 1983 года

    Сент-Люсия

    18 сентября 1979 года

    Суринам

    4 декабря 1975 года

    Тринидад и Тобаго

    18 сентября 1962 года

    Ямайка

    18 сентября 1962 года

     



    Европа

    Мальта

    1 декабря 1964 года

     



    Зависимые территории, интегрированные или ассоциированные с независимыми государствами после принятия Декларации 1960 г.

    Камерун под британским управлением

    Северная часть подопечной территории присоединилась к Федерации Нигерии 1 июня 1961 г., а южная часть вошла в состав Республики Камерун 1 октября 1961 г.

    Острова Кука

    Полностью самоуправляемы в свободной ассоциации с Новой Зеландией с августа 1965 г.

    Ифни

    Вернулась в состав Марокко в июне 1969 г.

    Ниуэ

    Полностью самоуправляем в свободной ассоциации с Новой Зеландией с августа 1974 г.

    Северное Борнео Сан-Жоау

    Северное Борнео и Саравак присоединились к Федерации Малайзии в 1963 г. при ее образовании

    Батиста-ди-Аджуда

    Территория объединилась по национальному признаку с Дагомеей (ныне Бенин) в августе 1961 г.

    Саравак

    Саравак и Северное Борнео

    Западная Новая Гвинея (Ириан-Джая)

    Объединилась с Индонезией в 1963 г.

    Кокосовые острова (Килинг)

    Интегрированы с Австралией в 1984 г.

     

    Подопечные территории, достигшие самоопределения

    Тоголенд (под британским управлением)

    В 1957 г. объединен с Золотым Берегом (колония и протекторат), несамоуправляющейся территорией под опекой Великобритании, с целью формирования государства Гана.

    Сомалиленд (под итальянским управлением)

    Объединен с британским протекторатом Сомалиленд в 960 г. при образовании Сомали.

    Тоголенд (под французским управлением)

    Стал независимым в 1960 г. как государство Того.

    Камерун (области под французским управлением)

    Стал независимым в 1960 г. как единое государство Камерун.

    Камерун (под британским управлением)

    Северная часть подопечной территории присоединилась к Федерации Нигерии 1 июня 1961 г., а южная часть объединилась с Республикой Камерун 1 октября 1961 г.

    Танганьика (под британским управлением)

    Стала независимой в 1961 г. (в 1964 г. Танганьика и бывший протекторат Занзибар, ставший независимым в 1963 г., образовали единое государство под названием Объединенная Республика Танзания).

    Руанда-Урунди (под британским управлением)

    В итоге проведенного плебисцита разделилась на два суверенных государства — Руанда и Бурунди (1962).

    Западное Самоа (под управлением Новой Зеландии)

    Получило независимость в 1962 г. как Государство Самоа.

    Науру (управлялось Австралией в интересах Австралии, Новой Зеландии и Великобритании).

    Обрело независимость в 1968 г.

    Новая Гвинея (управлялась Австралией)

    Объединилась с несамоуправляющейся территорией Папуа, также находившейся под властью Австралии, чтобы образовать в 1975 г. независимое государство Папуа — Новая Гвинея.

    Подопечные территории на островах Тихого океана

    1. Федеративные Штаты Микронезии

    В 1990 г. стали полностью самоуправляемыми в свободной ассоциации с Соединенными Штатами Америки.

    2. Республика Маршалловы Острова

    В 1990 г. стала полностью самоуправляемой в свободной ассоциации с Соединенными Штатами Америки.

    3. Содружество Северных Марианских Островов

    В 1990 г. стало полностью самоуправляемым в Сообществе Соединенных Штатов Америки.

    4. Палау

    В 1994 г. территория стала полностью самоуправляемой в свободной в Ассоциации с Соединенными Штатами Америки.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    А. А. Гостев принцип ненасилия в разрешении конфликтов