• Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Сборник научных трудов. – Элиста, 2000. С. 143-151.

  • Скачать 151.48 Kb.


    Дата01.07.2018
    Размер151.48 Kb.

    Скачать 151.48 Kb.

    А. М. Буринов, С. Б. 3ольваноеа некоторые аспекты духовного взаимодействия наций



    А. М. Буринов, С. Б. 3ольваноеа

    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОГО

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИЙ

    Сегодня наступило время, когда мы можем со всей определенностью сказать двадцатому веку слово «Прощай!». Итоги прошедшему столетию подведут аналитические исследования отечественных и за­рубежных философов, социологов, историков, экономистов, других представителей обществоведческих наук, но уже сейчас можно с уве­ренностью отметить, что по своей драматичности двадцатый век зна­чительно опережает другие предыдущие столетия в истории мировой цивилизации. Для россиян это был век неудавшегося социального эксперимента, приведшего к материальному и духовному обнищанию значительной части населения страны, поэтому уже начинают звучать требования создания обстановки социальной стабильности в Россий­ской Федерации, идеи цивилизованного консерватизма озвучивают лидеры общественного движения «Наш дом Россия».

    Несмотря на то, что в настоящее время представители некоторых субъектов Российской Федерации выдвигают требования пересмотра механизма федерального устройства нашей страны, среди которых следует особо выделить губернатора Свердловской области Э. Росселя, в свое время выдвигавшего идею создания Уральской республики, народы России всегда были и остаются прежде всего гражданами Рос­сийской Федерации, у которых одна Родина - Россия. В Республике Калмыкия эта мысль передовой частью населения подчеркнута очень четко: «Единая Калмыкия - в единой России». Для реализации этой № в республике была создана общественная организация - обще­ственное движение «Единая Калмыкия», функционирует Комитет по поддержке реформ первого Президента Республики Калмыкия. В данной работе предпринята попытка показать проблемы духовного взаимодействия наций на примере двух народов, проживающих на территории России - калмыцкого и немецкого. Самобытные особенности калмыцкого народа, являющегося единственным на европейском континенте народом буддийского вероисповедания, всегда вызывала большой интерес со стороны ученых как России, так и зарубежных стран. Калмыки, несмотря на многочисленные трагические страницы своей истории, смогли сохранить оригинальную материальную и духовную культуру, связанную со средствами и способами передвижения, поселениями и жилищами, одеждой и украшениями, пищей и напитками, семейными отношениями, устным народным творчеством, музыкально- танцевальным фольклором, изобразительным искусством, народными знаниями.
    143

    Следует подчеркнуть, что основу исследований культуры и материального быта калмыцкого народа заложили немецкие историки работавшие в системе Петербургской Академии Наук Среди них сле­дует выделить Г.Ф. Миллера и И.Л. Фишера. Особо необходимо от­метить деятельность академика И.И. Георги (Иоганна Готлиба). Бу­дучи немцем по происхождению, последний проявлял большой ин­терес к России, написав первый в истории обобщающий труд о ее народах «Описание всех обитающих в Российском государстве на­родов» (Спб, 1799), где значительное место автор отводит анализу особенностей калмыцкой национальной кухни, в частности, молоч­ной пище и калмыцкому чаю, описав при этом несколько способов его приготовления.

    Известный естествоиспытатель и путешественник П.С.Паллас, прибыв в Россию с научно-исследовательской миссией в 1767г., че­рез два года посетил калмыцкую степь. Красота здешних мест, необычный внешний облик их обитателей произвели на этого ученого неизгладимое впечатление. Значительное место в его работе «Путе­шествие по различным провинциям Российского государства» уделе­но описанию материальной культуры калмыков, им был проведен ана­лиз экономической деятельности местного населения, описаны различные обряды и верования калмыков. Ценность записей Палласа заключается в том, что он впервые описал особенности мужской и верхней одежды калмыков, а вот о женской одежде, к сожалению, никаких сведений сегодня не сохранилось.



    Паллас отмечает, что калмыки со стадами своими зимой кочуют в полуденной стороне Волжской степи и вдоль берегов Каспийского моря. Здесь мало выпадает снега, что облегчает скоту возможность добывать себе подножный корм. Камыши, обильно растущие по морскому побережью, служили убежищем скоту на случай зимней непогоды.

    Значительное место в работе барона Ф. Бюллера, посетившего Астраханскую губернию в 40-х гг. ХIХ в. «Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы» (Отечественные записки, 1846), отведено исследованию истории, экономики и этнографии калмыков. Другой немецкий исследователь Б.Бергман побывал в кал­мыцкой степи в 1802-1803 гг. Им были сделаны первые записи песен жемчужины устного народного творчества калмыцкого народа - эпо­са «Джангар», которые были опубликованы в 1805г. в Риге на немей ком языке. Бергман фактически впервые ознакомил европейскую и мировую общественность с духовной ценностью

    144


    калмыцкого народа об этом калмыки будут помнить с благодарностью.

    Б.Бергман отмечал, что из этой приукрашенной до невероятности обстановки выступает столь блестящее изображение естественных красот, что здесь может иметь место сравнение с искусством величайших поэтов древности.

    П.С. Паллас и Б.Бергман посетили калмыцкий край в разное время, но, что удивительно, оба с удивлением отметили, что калмыки увлеченно играют в шахматы и что «многие из них в шахматах искусны», и что «одно из приятных занятий у калмыков - игра в шахматы - «играют не только знать и духовенство, но и простые». Шахматы все­гда были любимой игрой калмыков, но особенно повышенный инте­рес к этой древней игре с новой силой вспыхнул в среде калмыцкой молодежи в связи с избранием Президента РК К. Илюмжинова руко­водителем Всемирной Федерации шахмат (ФИДЕ) и проведением XXXIII Всемирной шахматной Олимпиады в столице Республики Калмыкии городе Элисте.

    Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского»
    утверждает, что впервые выходцы из Германии появились на терри­тории Российского государства в десятом веке. С начала XVIII в. Нижняя Волга постепенно становится краем колонизации русским и украинским крестьянством. Огромное пространство, заселенное калмыками в XVII в. от Самары до Астрахани, покрылось новыми поселе­ниями колонистов. К началу 60-х годов XVIII в. выше и ниже Сарато­ва впервые появляются иностранные колонии. Этот процесс начался после того, как Российская Императрица Екатерина II издала указ от 5 июля 1764г. об оседлости калмыков, а 25 мая 1766 она утвердила «Инструкцию межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам», в которой были специальные указания о порядке выделения земли под поселения иностранцев. Екатерина II предлагает в 1765г. немцам - герен-гутерам освоить колонию с поэтическим названием
    Сарепта. Соседи - калмыки, тесно контактирующие с колонистами стали называть Сарепту «Саксун кютр», что переводится как Саксон­ский хутор. Немецкие колонисты сразу стали развивать на месте новые, непривычные для местного населения производства - в 1810г. Торжественно был открыт первый горчичный завод в Сарепте, работа которого произвела благоприятное впечатление на князя Тундутова. Состоятельные калмыцкие семьи стали перенимать опыт немецких Колонистов в организации подобных производств. В середине ХIХ века в Сарепте функционировали горшечный, кирпичный, кожевенный, мыловаренный и горчично-маслобойный заводы,

    145



    пекарня с пряничным и кондитерским производством слесарные, кузнецкие, ткацкие, чулочные и прочие мастерские, паровая химическая лаборатория по приготовлению «сарепского бальзама» (водки), эфирного горчичного масла и других продуктов.

    Следует подчеркнуть, что в тот период немецкие переселенцы активно проводили среди калмыцкого населения миссионерскую деятельность, пытаясь приобщить их к христианской вере. Для этого они оказывали калмыкам медицинскую помощь, торговали с ними, одна­ко им не удалось убедить калмыков отказаться от буддийского вероу­чения. К концу XIX в. в калмыцкой степи возникают большие немец­кие поселения колонистов. Среди них следует выделить такие посе­ления, как Яшалта, Розенфельд, Роте Фане, Хагинка, Разсыпянские и Николаевские хутора, которые были целиком заселены немецким населением. До этого калмыцкие немцы компактно проживали на Украине и в Бессарабии где арендовали земли местных помещиков на на­емных и договорных условиях отдавая значительную часть урожая владельцам земельных наделов. Так, в Аккерманском уезде Бессара­бии проживали немцы родом из Голландии, являвшиеся баптистами и общающиеся между собой на голландском языке, а в Полтавском уезде Черниговской губернии на переселенных землях плодородной Украины теснилось немецкое население лютеранского вероисповедания, ранее пришедшее из Варшавского герцогства. После отмены крепостного права в России в 1861 году землю получило местное насе­ление, немецкие переселенцы остались без земельных наделов, воз­никла проблема перед властями Российского государства. В связи с этим ставропольский губернатор в 1868 году предложил руководите­лям немецкого населения, проживающих в вышеназванных районах страны, осмотреть земли большедербетовских калмыков, находящихся в составе Ставропольской губернии на предмет их дальнейшего по­селения. Жить им предстояло в долине реки Ханш-Сала, где находил­ся родник с питьевой водой отличного качества. Как и всем пересе­ленцам, осваивающим новые целинные земли, немцам предложили земли, считавшиеся казенными, в бессрочное пользование с невып­латой никаких сборов за пользование землей в первые два года посе­ления. Значительную помощь новоселам, осваивающим плодородные земли большедербетовских калмыков, оказывало местное насе­ление. Так, жители калмыцких хотонов Артакин, Мингута, Туктуй, Бурул пригоняли немецким переселенцам в дар по полтора-два де­сятка овец и крупный рогатый скот. Первые переселенцы в начальный период

    146


    своего существования нашли приют в селе Эсто-Хагинка Яшалта), в котором проживали в тот момент эстонцы. К 1893 году в злостном центре Нем-Хатенка (ныне с. Ульяновка Яшалтинского района) было уже около 200 дворов, 1179 коренных и 23 иногородних жителя. Были построены школа, четыре торговые лавки, шесть мельниц, кустарное текстильное производство, имелось около восьмисот коров и телят, до полутора тысяч овец и другого мелкого рогатого скота, 492 лошади. В селе находился большой молитвенный дом, в котором располагалась свободная евангельско-лютеранская община. В селе Яшалта была кирха лютеранской общины. Перед началом первой мировой войны функционировала паровая вальцовая мельница, кирпично-черепичный завод.

    Известные изменения в экономике и социальных отношениях, частые бескормицы скота в зимний период приводили к разорению зна­чительной части калмыцкого народа, что вызывало у калмыков есте­ственное стремление перехода к оседлому быту. Близкое соседство и постоянное общение с народами, уже живущих в этих условиях (в частности, с немецким населением), приводило калмыков к новым методам ведения скотоводческого хозяйства, среди них следует выде­лить стойловое содержание, постройка наземных саманных домов -землянок, деревянных и кирпичных сооружений.

    Образ жизни, танцы калмыков производили на немцев, живущих в России (особенно в Сарепте), неизгладимое впечатление. Пытаясь познакомить европейские народы с калмыками, немецкие миссионеры нередко увозили целые семьи калмыков на два - три года в Германию с их хозяйством, скотом, кибитками для показа их в форме своеобразного этнографического музея под открытым небом.

    Изучение передовыми исследователями истории и культуры оказало определенное влияние на процесс формирования национально­го самосознания калмыцкого народа. Постепенно у калмыков скла­дывается ощущение самосознания национально-государственной об­щности с новой родиной - Россией. Калмыки стали принимать актив­ное участие во многих войнах России, которые велись против турец­ких, крымских и шведских феодалов в защиту общих интересов на­родов России. Калмыцкие воины вели боевые действия и на террито­рии современной Германии против регулярных войск Бонапарта. Так, первый калмыцкий полк принимал участие в этих боях в конце 1813г. и в начале 1814г. в Саксонии. Второй калмыцкий полк и казачий полк Г.А.Луковкина в битве у местечка Гросенгейн 15 сентября 1813г. пер­выми начали атаку, сбили неприятеля с

    147


    занимаемых позиций, чем способствовали победе над противником, а уже 4-7 октября Второй калмыцкий полк принимал участие в знаменитой «Битве народов» под Лейпцигом. 9-21 декабря полк способствовал успешной переправе российских войск через реку Рейн. Всего в эту войну калмыки выста­вили три полка. Вместе с русской армией калмыцкие полки одни из первых вступили на знаменитые парижские улицы. Как тут не вспом­нить слова великого русского поэта Федора Глинки:

    Я видел, как коня степного

    На Сену пить водил калмык,

    И в Тюльери у часового

    Сиял, как дома, русский штык.

    После возвращения с военной компании 1812 г. в калмыцких се­мьях стали новорожденных впервые называть немецкими именами Герман, Эльза, Франц, Отто, Генрих, Карл. Эти имена имеют попу­лярность и сегодня.

    Но, пожалуй, самые яркие страницы в истории немецкого и калмыцкого народов связано с именами Иоганна Вольфганга фон Гёте и Федора Ивановича Калмыка. Пятилетним мальчиком Ф.И.Калмык был подарен Императрице России Екатерине II, а затем как экзотический презент был передан в Германию. На новой родине мальчик быстро изучил немецкий язык и был послан баденской принцессой для обу­чения в Штутгарт. Благодаря своим природным незаурядным способ­ностям он довольно быстро заставил мир искусства заговорить о себе. С виднейшими немецкими художниками Ф.Калмык учился и работал в Италии. Ныне его графические рисунки и картины на библейские темы находятся в музеях Лондона, Парижа, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга, но, к сожалению, их нет в картинной галерее в Элисте. Немецкий народ по достоинству оценил талант Ф. Калмыка, его фото­графию поместили в ряду двадцати выдающихся немцев XIX века, наряду с Гёте, Шиллером и другими выдающимися учеными и деяте­лями искусства в Германии. Гёте высоко отзывался о Ф. Калмыке, называя его человеком с большим талантом, высокоодаренным, ри­сунки выполнены, по его мнению, со вкусом и душой. Недаром на эмблеме общества дружбы «Калмыкия - Германия», возглавляемого ректором КГУ, профессором Г.М.Борликовым, изображены силуэты этих двух выдающихся личностей девятнадцатого века.

    Кочевой образ жизни нашел свое отображение и в калмыцких народных сказках. Профессор Котвич называл Калмыкию второй роди­ной сказок мира после Индии. На праздновании юбилея народного эпоса «Джангар» общественность Калмыкии приветствовала и ученых из

    148


    Германии. Уже в нашем столетии в сороковые годы калмыцкую степь посетил финский ученый Г.И.Рамстедт, который собрал обширный материал по калмыцкому фольклору. Результатом его поездки стали калмыцкие сказки, переведенные на немецкий язык и «Калмыцкий словарь» (обе работы изданы в Хельсинки). Следует отметить, что профессор Мерилендского университета А. Борманжинов составил на немецком языке самый богатый по содержанию и количеству список научной литературы о калмыках, калмыцком язы­ке, литературе, фольклоре. В г.Геренгуте находится библиотека, где собрана богатейшая литература о калмыках.

    Вторая мировая война изломала судьбы калмыцкого, а ранее и немецкого народов, проживавших на территории Калмыкии. Если немцев, проживающих в России, рассматривали в качестве потенциальных предателей, то о социальной несправедливости по отноше­нию к калмыкам может говорить тот факт, что по числу Героев Совет­ского Союза в пропорции к численности населения калмыки занимают первое место в стране. Активно участвовали в войне мужествен­ные сыны советских немцев, среди них можно отметить Героев Со­ветского Союза танкиста П. Миллера, генерала, артиллериста С. Волькешдтейна, разведчика Н.Гефта, Р. Клейн. В с. Ульяновка проживает Адольф Кернер, воевавший под фамилией Науменко, другой житель этого села Паль был солдатом Красной Армии под фамилией Палько.

    28 декабря 1943 г. Калмыцкая АССР была упразднена, а народ выслан в холодную Сибирь. В фильме драматурга О.Манджиева «Га­дание на бараньей лопатке» были показаны эпизоды из жизни выслан­ных немцев и калмыков. Зритель мог наблюдать, каким унижениям подвергались спецпереселенцы и как люди разных национальностей смогли выстоять и сохранить дружбу, взаимопонимание. Именно там, в ссылке, появилось много смешанных браков между немцами и калмыками. Общая беда, горе, невзгоды, лишения объединяли людей, попавших в трагические обстоятельства.

    Всем известна трагическая жизнь выдающегося актера Генриха Георга. Таких искореженных судеб достаточно и у выдающихся сы­нов калмыцкого народа. Только в 1995 году увидел свет сборник сти­хов калмыцкого поэта Гаря Мушаева. Для многих калмыков Герма­ния стала второй родиной. С конца сороковых годов представителя Местной власти, общественные деятели, писатели, люди самых раз­ных национальностей 28 декабря постоянно проводили в Мюнхене Митинги протеста против несправедливости по отношению к калмыц­кому народу, отмечая День памяти жертв сталинского геноцида. Особенно



    149



    торжественным был митинг в 1956г., когда тысячи людей пришли отметить радостный день возвращения калмыков из сибирской ссылки. В Германии после второй мировой войны проживало около полутора тысяч калмыков, почти все впоследствии перебрались в США, осталось 43 человека, более половины которых являются потомками смешанных калмыцко-немецких браков. Постоянно действующий мюнхенский хурул посещают калмыки, немцы, корейцы, китайцы, монго­лы. Дважды его посетил Его Святейшество Далай-лама IV.

    28-29 мая 1992г. в Калмыкии состоялась Российская научно- практическая конференция «Репрессированные народы: история и совре­менность». Проблемам изучения депортации немецкого населения были посвящены выступления на конференции Н.Чеботаревой, В. Убушаева, Н.Вашкау, В.Мотрич. Так, в выступлении В.Убушаева от­мечалось, что все немецкое население из Калмыкии было переселено в Казахстан - Акмолинскую, Кустанайскую и Северо-Казахстанскую области. В пути следования ввиду задержки вагонов (в Сальске ваго­ны простояли в ожидании отправки 19 суток) были большие жертвы. Например, в одном из вагонов по пути в Казахстан погибло 15 груд­ных детей из-за простудных заболеваний. Такие факты не были еди­ничны. Велики потери немецкого населения и в местах спецпоселе­ний. Такова цена беззакония, грубого произвола и сталинского гено­цида ни в чем не повинных народов. Только в конце 1972г. было сня­то ограничение для советских немцев на право выбора места житель­ства. Что касается немцев, проживающих в Республике Калмыкия, то в 1991 году их проживало более 5,5 тысяч человек. Среди них можно отметить заслуженного животновода Калмыкии, кавалера орденов Дружбы народов и ордена Трудового Красного Знамени И.В. Дель, заслуженного механизатора Калмыкии К.А. Витовского, председате­ля колхоза имени Кирова Яшалтинского района В.Э.Пульстера. Дан­ную тему постоянно разрабатывают отечественные и зарубежные исследователи. В 1985г. о трагической судьбе калмыцкого народа рассказали корреспонденты Г.Реллер и Д.Штейнберг в октябрьском но­мере журнала «Freie Welt». Весь красочно оформленный выпуск был полностью посвящен Калмыкии.

    Примеров делового и культурного сотрудничества Германии и Республики Калмыкия можно привести очень много. Так, жители столицы Калмыкии каждое утро отправляются на работу на комфортабель­ных удобных автобусах с маркой «МАН», произведенных на голов­ных предприятиях Мюнхена, Аугсбурга и Нюрнберга (отсюда и происходит название автобусов). На аукционах многих скакунов,

    150


    выращенных в совхозе «Чагорта» Целинного района Калмыкии, покупают немецкие любители верховой езды. В области культуры можно отметить выпуск в 1993г. в Берлине в переводе на немецкий язык калмыц­ких сказок. В Мюнхенском театре оперы и балета с успехом танцует балерина-калмычка. С большим мастерством оперная певица Надеж­да Баргаева в сопровождении Калмыцкого оркестра народных инст­рументов исполняет арии из опер немецких композиторов Вагнера, Шумана, Шуберта, Моцарта, Гайдна.

    Немецкие любители спорта до сих пор помнят дни, когда на чемпионате Европы по боксу спортсмен из Калмыкии Раимкуль Малахбеков стал чемпионом, позже к европейскому золоту прибавив титул чемпиона мира. Не однажды футболисты из Германии проводили мат­чи с элистинской командой «Уралан», успешно выступающей в чем­пионатах высшего футбольного дивизиона России. В элистинской Всемирной шахматной Олимпиаде принимали участие и спортсмены ФРГ.

    В 1997 году общественностью Калмыцкого государственного университета и столицы Калмыкии было создано Общество дружбы «Кал­мыкия - Германия». Целями этого объединения провозглашены со­действие изучению немецкого языка, культурного взаимодействия между Калмыкией и Германией, содействие в разрешении проблем российских немцев, развитие экономических связей.

    С каждым годом духовное взаимодействие калмыцкого и немецкого народов всё более развивается и углубляется, принимает всё бо­лее разнообразные формы. Всё это способствует сближению народов на европейском континенте, упрочению мира на Земле.

    Литература

    1. Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М., 1978.

    2. Международные связи России в ХVIIIIХ вв. М., 1960.

    3. Устав общества дружбы «Калмыкия - Германия». Элиста, 1997.

    Калмыцкий государственный университет

    Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Сборник научных трудов. – Элиста, 2000. С. 143-151.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    А. М. Буринов, С. Б. 3ольваноеа некоторые аспекты духовного взаимодействия наций

    Скачать 151.48 Kb.