• Мистика в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя.
  • Константин Мочульский 1.Введение.
  • Методы исследования
  • 2. Основная часть Глава 1. Мистика в жизни Н.В. Гоголя . 1.1.Детство.
  • 1.2.Интересные факты из жизни писателя.
  • 1.3.Загадочная смерть классика.
  • Глава 2. Мистика в творчестве Н.В.Гоголя. 2.1.«Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Во всём сборнике Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути.
  • 2.2.«Заколдованное место».
  • 2.3. «Вий»
  • Брут погибает
  • Мистические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.
  • Заключение.
  • Сделаны следующие выводы

  • Скачать 112.32 Kb.


    Дата29.05.2019
    Размер112.32 Kb.

    Скачать 112.32 Kb.

    Актуальна для меня


    Оглавление

    1.Введение …………………………………………………………………..2-3

    2. Основная часть……………………………………………………………4-12

    Глава 1. Мистика в жизни Н.В. Гоголя…………………………………….4-8

    1.1.Детство…………………………………………………………………....4

    1.2.Интересные факты из жизни писателя………………………………….5

    1.3.Загадочная смерть классика……………………………………………..6-8

    Глава 2. Мистика в творчестве Н. В. Гоголя………………………………..9-12

    2.1. .«Вечера на хуторе близ Диканьки»…………………………………….9

    2.2. «Заколдованное место»…………………………………………………..10

    2.3. «Вий»……………………………………………………………………11-12

    3.Заключение……………………………………………………………………13

    4. Источники…………………………………………………………………….14




    Мистика в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя.

    «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть

    которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

    Константин Мочульский

    1.Введение.

    Мистика - это вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним; нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

    Мне нравится эта тема, потому что в ходе исследования я смогу подробнее познакомится с биографией и творчеством писателя и обратить особое внимание на мистику в его произведениях. Интерес к мистике в жизни и творчестве Н. В. Гоголя появился у меня после посещения его Дома-музея. Поэтому эта тема актуальна для меня.
    Цель исследования: выявить мистические проявления в творчестве писателя.

    Задачи:


    1. Изучить литературу по данному вопросу.

    2. Рассмотреть истоки проявления мистики в творчестве Н.В. Гоголя.

    3. изучить произведения Н. В. Гоголя.

    4. Найти мистические элементы в произведениях : «Ночь перед Рождеством», «Страшное место», «Вий».

    5. Найти обоснование мистическим мотивам в творчестве писателя его религиозностью.

    6. Добавить слова в словарик, который начал составлять в прошлом году.


    Методы исследования:

    -анализ


    -сравнение

    -обобщение


    Гипотеза исследования:

    В своих произведениях Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, поэтому очень часто прибегает к мистическим сюжетам.



    2. Основная часть

    Глава 1. Мистика в жизни Н.В. Гоголя.

    1.1.Детство.

    Мистика, связанная с Н.В. Гоголем началась ещё до его рождения. Долгие годы у его родителей не было детей, и только после страстных молитв Николаю Угоднику, которому была посвящена церковь в Диканьке, родился первенец, названный в честь святого Николаем.

    Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь и наставляла, что необходимо соблюдать нравственную чистоту во имя спасения.

    С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.

    В истории Русской литературы трудно найти фигуру более загадочную, чем Гоголь. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистике и верил, что чёрт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и чёрта не гневи».

    Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор не подвластных исследователям. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом литераторе. О таинственности этого человека до сих пор ходят слухи, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами.


    1.2.Интересные факты из жизни писателя.

    Многие современники указывали на особые способности, а также характерные детали поведения Гоголя. Вот что писал русский религиозный философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

    Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь — его посещали страшные видения наяву.

    Главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». В ночь на 12 февраля 1852 года Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал боязнью быть заживо похороненным.



    1.3.Загадочная смерть классика.

    Смерть писателя была странна, так же, как и его жизнь.

    Говорят, он страдал маниакально-депрессивным психозом. Болезнь эта проявляла себя по-разному, но самое сильное ее проявление состояло в том, что Гоголь панически боялся, что его похоронят заживо. Он даже в кровать не ложился: ночи и часы дневного отдыха проводил в креслах.

    Этот факт оброс огромным количеством домыслов, из-за чего в головах многих сложилось мнение, что все именно так и произошло: писатель, мол, уснул летаргическим сном, и его похоронили. Но это вовсе не так.

    Официальной версией уже долгое время является то, что смерть Гоголя имела место быть еще до его погребения.

    В 1931 году было решено раскопать могилу, дабы опровергнуть распространившиеся тогда слухи. Однако на поверхность опять всплыла ложная информация.

    Говорили, что тело Гоголя находилось в неестественной позе, а внутренняя обшивка гроба была исцарапана ногтями. Тот же, кто способен хоть немного проанализировать ситуацию, конечно, усомнится в этом. Дело в том, что за 80 лет гроб вместе с телом если и не полностью разложился в земле, то уж точно не сохранил бы никаких следов и царапин.

    Загадкой является и непосредственно смерть Гоголя. Последние несколько недель жизни писатель чувствовал себя очень плохо. Ни один врач тогда не мог объяснить, в чем же причина быстрого увядания. Из-за чрезмерной религиозности, особенно обострившейся в последние годы жизни, в 1852 году Гоголь начал пост на 10 дней раньше положенного срока. При этом он свел потребление пищи и воды к абсолютному минимуму, доведя себя тем самым до полного изнеможения. Не влияли на Гоголя даже уговоры друзей, умолявших его вернуться к нормальному образу жизни.

    В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжигает второй том Мертвых душ. Все это время ему помогают врачи и родные, но сам писатель уже готовится к смерти и просит его не беспокоить. Тем ни менее 20 февраля собирается консилиум и писателя собираются принудительно лечить, в результате писатель все-таки умирает. Похороны проходили 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.

    Наряду с тысячами бессмертных произведений, оставленных писателем, так же остались и тысячи версий его гибели.

    Одной из версий смерти Н.В. Гоголя была душевная травма в связи с скоротечной кончиной сестры близкого друга.

    Еще одна не менее оригинальная версия, что Гоголь покончил с собой. Она очень легко опровергается в связи с сильной верой писателя. Для него это был страшный грех.

    Так же оригинальной является версия смерти от недостатка кислорода в связи с погребением заживо. Этот вывод был сделан на основе эксгумации после 80 лет захоронения. Писатель В. Лидин стал первым источником информации об эксгумации Гоголя. Именно он заявил, что гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изодрана и расцарапана, в гробу же был неестественно скрученный скелет с повернутой головой.

    И в 1852 году Гоголь умер по весьма мистическим, до настоящего времени спорным обстоятельствам.

    Николай Васильевич Гоголь был большим любителем розыгрышей. Покинув этот мир, он оставил нам немало удивительных, порой мистических, загадок.

    Как известно, авторитетные профессора медицины, вызванные к постели умирающего писателя, не смогли найти причину его стремительного угасания. Предположения были самые разные – от менингита, брюшного тифа или малярии – до душевного помешательства или религиозной мании.

    Невероятные события сопровождали перезахоронение тела писателя в 1931 году. Говорили, что во вскрытом гробу был обнаружен скелет без черепа.

    Нам же остается вспомнить слова из завещания Николая Васильевича: «Стыдно и тяжко будет тем, кто привлечется к исчезающей плоти, которая уже не моя, и да будут они покараны за это…»



    Глава 2. Мистика в творчестве Н.В.Гоголя.

    2.1.«Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» - одна из первых и мистических книг писателя. Во всех повестях этого сборника ( исключая произведение «Иван Федорович Шпонька и его тетушка») мы встречаемся в той или иной степени с нечистой, потусторонней силой.

    В «Вечерах …» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, населил его персонажами народной демонологии, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками.

    В «Вечерах …» нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще побеждены и унижены.



    Во всём сборнике Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути. Итак, рассмотрим поближе сами произведения.

    «Ночь перед Рождеством». Больше всего из сборника мне нравится это произведение. Тут зло оказывается совсем безобидным. Оно не может нанести существенный ущерб.

    Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может Вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетаю вареники? Скорее всего, нет.

    Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

    Но тем не менее произведение не вызывает у читателей чувство страха, наоборот забавные образы и смешные сцены, заставляют нас искренне улыбаться.



    2.2.«Заколдованное место». Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой.

    Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев.

    Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком.

    В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг...». После этого герой стал верить только в Христа, а «...то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного...». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как морочит нечистая сила человека!»

    В этом произведение отразилась вся тяга человека к легким деньгам. В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит.

    В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

    2.3. «Вий»

    В «Миргород» включена одна из самых страшных повестей Гоголя – «Вий». Нечисть представлена ведьмой, чертями и Вием – таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.



    В повести Гоголь показывает нам человека, оступившегося с пути праведного. Если церковные люди ведут себя так отвратно, то как же ведут себя люди обычные? За непослушание Господу Богу на человека обрушивается эта нечисть. Нечисть не могла увидеть Брута пока он читал молитвы, но это не спасло его. Брут погибает, но как? Не героической смертью , а смертью человека, поддавшегося искушению. То есть можно сделать вывод, что недостаточно обращаться к Богу лишь в трудную минуту, нужно верить в него всегда, и не поддаваться искушению.

    «Вий», на мой взгляд, это самая страшная повесть, которая есть в творчестве Гоголя. Писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова.

    Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».



    Мистические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

    Заключение.

    В результате проделанной работы мной была доказана гипотеза, что

    Н. В. Гоголь показывает значение Бога и цену души для человека в своих произведениях. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, поэтому очень часто прибегает к мистическим сюжетам.

    Сделаны следующие выводы:


    1. Изучив литературу о жизни и творчестве великого писателя, я убедился в том, что она наполнена мистикой.

    2. Прочитав «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» и «Вий», я убедился, что мистические мотивы связаны с религиозностью писателя.

    3. Убедился в том, что мистические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

    4. Добавил слова в свой словарь.

    Источники.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Актуальна для меня

    Скачать 112.32 Kb.