Скачать 70.33 Kb.


Дата18.06.2017
Размер70.33 Kb.

Скачать 70.33 Kb.

Актуальные методы преподавания в бизнес-образовании



АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ

Айзенштадт Александр Львович

Гомельский филиал Учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

e-mail: aizal@tut.by


Современные подходы к преподаванию в вузе включают в себя:

– особое внимание к непрерывности образования в течение всей жизни, что включает в себя формирование желания и умения заниматься самообразованием;

– перенос центра тяжести на активные методы обучения, предполагающие приоритет исследовательским, инновационным программам;

– индивидуализацию образовательного процесса, когда преподаватель имеет дело не с абстрактной, безликой массой студентов, а с каждым из них в отдельности;

–акцент на самостоятельную работу студентов, стимулирование их самореализации, самоактуализации, включая возможность влиять на содержание своего обучения;

– педагогику сотрудничества, исходящую из уважительного и доброжелательного отношения к личности студента, признание его прав, в том числе и на собственное мнение, отличное от мнения преподавателя, рассмотрение образовательного процесса как сотворчества.

Рассмотрим некоторые актуальные методы преподавания в Гомельском филиале Международного университета «МИТСО» на примере социально-гуманитарных дисциплин.

Все лекции по социально-гуманитарным дисциплинам ( как и по всем остальным) в университете носят мультимедийный характер. Мультимедиа позволяет:

– использовать несколько каналов восприятия студента в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой различными органами чувств;

– развивать когнитивные структуры и интерпретации студентов, обрамляя изучаемый материал в широкий образовательный, социальный и исторический контекст;

повысить качество обучения, которое становится эмоционально окрашенным, приносящим эстетическое удовлетворение;

– визуализировать абстрактную информацию за счет ее наглядно-образного представления;

– моделировать сложные реальные социально-экономические процессы.

Уже в течение ряда лет в Гомельском филиале МИТСО применяются краткие конспекты лекций. Практика использования ККЛ в преподавании социально-гуманитарных дисциплин выявила их преимущества:

– представление лекционного материала в краткой, сжатой, удобной для восприятия форме;

– обеспечение более четкой логической структуры лекции;

– реализация преподавателем приемов свертывания и развертывания информации;

– повышение темпа лекции за счет ухода от примитивной диктовки, наличие у преподавателя большего количества времени для подробного объяснения самых важных вопросов;

– применение студентами на лекции различных чувственных каналов восприятия информации: слуха (голос преподавателя) и зрения (текст краткого конспекта);

– концентрация внимания студентов на ключевых моментах лекции;

– облегчение совместного размышления студентов и преподавателей над основными проблемными вопросами изучаемой темы;

– имеющаяся у студентов возможность предварительного знакомства с основным содержанием лекции;

– возможность многократного обращения студентов к достоверному авторизованному преподавателем учебному материалу;

– использование в обучении процедуры толкования текста: представление текста ККЛ преподавателем, деятельность студентов по осмыслению текста, взаимодействие преподавателя и студента по анализу текста.

Помимо лекций, важной составляющей учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Преподаватели стремятся, чтобы такие занятия проходили в режиме диалога, интерактивного общения. Дебаты, диалог, дискуссии развивают умение:

– работать в группах, слушать и понимать оппонента;

– владеть устной речью, приемами риторики;

– сосредотачиваться на сути проблемы;

– аргументировано, доказательно спорить.

Интересной формой организации работы на семинарских занятиях является метод «малых групп». Малые группы могут представлять, например, фракции парламента, правительство и оппозицию, либералов и консерваторов, «генераторов идей» и «критиков». «Генераторы идей» выдвигают все возможные идеи по решению актуальной социальной проблемы, а «критики» оппонируют, анализируют, оценивают предложенные идеи и выбирают те, которые обеспечивают решение проблемы.

По-новому осуществляется и организация учебного труда студента в течение семестра. Традиционная система состоит из элементов, хорошо известных со времен средневековых университетов: лекции, семинары, экзамены (зачеты). Система эта, апробированная на протяжении столетий, наряду с несомненными достоинствами, обладает и вполне определенными недостатками. Студенты в рамках традиционной системы достаточно апатично относятся к процессу обучения в течение семестра, так как качество их подготовки к занятиям мало влияет на конечную оценку. Апатичность затем сменяется штурмовщиной во время сессии. В результате знания усваиваются хаотично, поверхностно, неравномерно. Экзамены же, по мнению студентов, зачастую превращаются в лотерею. Многие студенты не чувствуют связи между экзаменационной оценкой и уровнем своих знаний.

Избавиться от многих из этих недостатков позволяет рейтинговая система организации учебного труда студентов. Ее суть в стимулировании планомерной и систематической работы студентов через всестороннее, поэтапное и дифференцированное оценивание результатов их труда.

Особенности рейтинговой системы:

– четкие правила организации студенческой работы в течение семестра;

– непрерывный и тотальный характер проверки знаний;

– ранжирование студентов с помощью индивидуального кумулятивного рейтинга.

Рейтинговая система позволяет:

– стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов;

– активизировать их творческую, исследовательскую работу;

– изменить направленность мотивации студентов с избегания неудач на достижение успехов, включив в процесс познания эмоциональный фактор;

– формировать самостоятельность при выборе стратегии обучения;

– внести в образовательный процесс дух соревновательности, конкуренции;

– устранить субъективизм в оценке знаний студентов (не преподаватель ставит оценку, а студент ее зарабатывает);

– обеспечить более глубокое, равномерное и всестороннее усвоение учебного материала.

Большое внимание уделяется также самостоятельной управляемой работе студентов (СУРС). Так, например, по социологии студент выбирает интересующую его тему и проводит социологическое исследование. Организация СУРС по социологии способствует привлечению внимания студентов к социальным вопросам, стимулирует их познавательную активность, помогает сформировать навыки научно-исследовательской работы.

Интересной технологией самостоятельной работы студентов является также метод мультимедийных проектов с использованием сети Интернет, применяемый в преподавании иностранных языков.

Основными этапами работы над проектами являются:

– предварительная постановка проблемы, выбор тематики;

– формирование творческих групп;

– выдвижение и обсуждение гипотез решения проблемы, определение объема и формы реализации проекта, системы поиска информации, распределение обязанностей участников проекта;

– поиск и сбор материала для раскрытия проблемы и ее решения;

– анализ, классификация и отбор собранного материала;

– обсуждение результатов поиска внутри группы, выбор формы презентации проекта и ее подготовка;

– мультимедийная презентация проектов.

Преимущества метода проектов:

– использование Интернета обеспечивает подлинную аутентичность материалов, обеспечивает высокую коммуникативную направленность работы;

– позволяет в полной мере раскрыть творческие способности студентов (лингвистические, художественные, ораторские и др.), осуществить индивидуальный подход к ним:

– способствует укреплению межпредметных связей, навыков работы на компьютере, овладению потенциалом компьютерных программ, систем поиска;

изменяется роль преподавателя; он становится консультантом, который не диктует и навязывает, а советует и помогает;

– повышается чувство ответственности студента за результат групповой работы, развивается дух коллективного творчества и созидания, формируются компетенции межкультурной коммункативности и толерантности.

С целью стимулирования интеллектуального развития лучших студентов в ГФ МИТСО уже в течение семи лет проводится интерактивный турнир знатоков, в котором раз в две недели встречаются команды всех курсов и специальностей. Турнир представляет собой компьютерную он-лайн игру по локальной сети. Участникам предлагается 50 открытых и закрытых вопросов из всех областей знаний, на которые они отвечают в режиме реального времени. Чтобы стать победителем, надо продемонстрировать знание истории, географии, экономики, политики, культуры, спорта и др. Турнир проходит в обстановке эмоционального подъема, азарта, духа соревнования.

Таким образом, новым технологиям преподавания социально-гуманитарных дисциплин свойственно:

– современные методы представления, свертывания и развертывания информации;

– сотрудничество преподавателя и студента;

– ориентация на диалог, дебаты, дискуссию, умение работать в команде;

– исследовательский характер обучения;



– применение игровых методов, создающих позитивный эмоциональный фон обучения;

– акцент на самостоятельной работе студента, его мотивированности на достижение успеха.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Актуальные методы преподавания в бизнес-образовании

Скачать 70.33 Kb.