Скачать 147.38 Kb.


Дата24.09.2018
Размер147.38 Kb.

Скачать 147.38 Kb.

Актуальные задачи системы образования района



Каримов Роберт Юнирович-

начальник отдела образования

26 августа 2008 года

Актуальные задачи системы образования района

в условиях формирования новой модели республиканского образования
За предшествующие годы в районе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к обеспечению нового качества образования. Позитивно, что за последний период при недостаточном финансировании происходят существенные изменения в области управления качеством образования.

На основании приказа Министерства образования РБ № 77105 от 21.02.2007 года «О замене бланков лицензий и приложений к ним, свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений муниципальных районов и городских округов РБ» в образовательных учреждениях района были заменены бланки лицензий на образовательную деятельность сроки действий которых были сокращены до 3 марта 2008 года.

47 образовательным учреждениям необходимо было пройти процедуру лицензирования. В настоящее время 36 образовательных учреждений района прошли процедуру лицензирования. 11 – будут проходить в сентябре. В декабре 2008 года предстоит пройти лицензирование 21 дошкольному образовательному учреждению и трем учреждениям дополнительного образования. Только для 36 образовательных учреждений для прохождения процедуры лицензирования было потрачено около 2-х миллионов рублей.

В районе началась оптимизация сети образовательных учреждений. Как отметил Евгений Федорович Спевак В истекшем учебном году основная общеобразовательная школа д. Бугуруслановка реорганизована в начальную. Ранне-Рассветская и Кононовская начальные школы закрыты. Дети данных населенных пунктов обучаются в МБОУ СОШ с. Октябрьское и д. Преображеновка. Для них организован подвоз. Автобусы данных школ получены по нацпроекту. Девять начальных школ реорганизованы в филиалы средних и основных школ. Все оставшиеся 7 начальных школ и 2 основных школы д. Красноармейская и д. Кузьминовка также будут реорганизованы в филиалы в предстоящем учебном году. Определено 20 базовых школ. В 2008 году на заработную плату общеобразовательных школ выделено 112718000 рублей – исчислено 145345200 рублей; на 1 квартал 2008 года выделено 281800000 рублей- израсходовано 33390120 рублей, недостаток 5210120 рублей. В связи с этим проводится работа по приведению в соответствие штатного расписания. Так, на 1 сентября 2008 года будет сокращено 172 штатные единицы. За счет этого с 1 сентября текущего года высвобождается 3205456 рублей, а за год – 9616369 рублей.

Принято постановление администрации муниципального района Стерлитамакский район «О внедрении нормативного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ» №451 от 06.06.2008 года. Работа по оптимизации сети образовательных учреждений Стерлитамакского района и штатов будет продолжена.

В основу будут положены следующие принципы:

- сохранение в малочисленных населенных пунктах начальных школ и развитие дошкольного образования;

- функционирование сети базовых школ, в которых могут обучаться дети из близлежащих населенных пунктов;

- переход к принципам предоставления услуг в пределах транспортной доступности.

На сегодня в районе 45 образовательных учреждений: среди них 30 средних, 8 основных, 6 начальных школ-садов и 1 начальная школа. Все они находятся на балансе отдела образования, являются юридическими лицами со своим уставом, программой развития.

С 1 сентября мы также участвуем в проекте по апробации новой системы оплаты труда работников школы, являемся пилотным районом.

Хорошим подспорьем в формировании современной модели образования стал приоритетный национальный проект «Образование», который позволил привлечь к укреплению материально-технической базы школ дополнительные субсидии. За три года 13 педагогов стали победителями данного конкурса, три школы удостоены гранта Президента РФ за внедрение инновационных образовательных программ. Полученное новое лабораторно-учебное оборудование и наглядные пособия помогают обновлению учебно-воспитательного процесса в школах. Этому же способствует работа учителей и учащихся в сети Интернет. В связи с прекращением финансирования доступа школ к Интернету из федерального бюджета мы на муниципальном уровне постараемся обеспечить проплату Интернет –трафика и не снижать качество доступа к образовательным ресурсам, активно использовать возможности республиканского информационно-образовательного канала «Башкортостан». В 2008 году школой –миллионером стало образовательное учреждение с. Бельское (директор Харсева Э.Х.), денежное поощрение в 100 тысяч рублей удостоены четыре педагога. Учительский труд измерить непросто, но конкурс есть конкурс, а те, кто нашел силы участвовать в нём и победил дорогого стоит. Эти учителя настоящие мастера педагогического труда, педагоги с большой буквы. Впервые в республике был проведен конкурс «Учитель года татарского языка», котором участвовала Губайдуллина Раушания Тимергалеевна (с. В.Услы), в конкурсе «Учитель года башкирского языка» победителем номинации «Вдохновляющая в творчество » стала учитель школы с. Н. Барятино Мурясова Айгуль Надировна.

В течение двух лет главной площадкой демонстрации достижений нацпроекта и инновационного опыта является г. Мелеуз, при активной поддержке администрации которого проведены республиканские общественно- педагогические форумы. Делегация администрации района, лучшие учителя приняли участие в «Калейдоскоп инновационных идей». Следует отметить, что его программа в первую очередь направлена на пропаганду лучшего инновационного опыта работы республиканских, российских образовательных учреждений, различных педагогических, общественных издательств.

В докладе министра образования З.А.Аллаярована августовском совещании в плане положительных муниципальных инициатив развития ПНПО в числе 5 городов и 3 районов назван и наш Стерлитамакский район.

На мастер-классах ученые представляли новые педагогические технологии, которые помогут учителю выйти на новый уровень преподавания, управления качеством образования. Такие встречи питают, обогащают, помогают по-новому взглянуть на систему образования, а главное увидеть перспективу его развития.

Словом, нацпроект стимулирует инновационный потенциал школ и учителей, расширяет практику освоения современных образовательных технологий.

Как отмечает наш Президент М.Г. Рахимов сегодняшнее «общество должно быть ориентировано на инвестирование в человеческие ресурсы, подготовку граждан жить в современных условиях». Ни одно общество не может жить без системы ценностей, воспроизводства культуры, своего духовного богатства. А школа – это хранительница и транслятор знания, опыта.

Общими усилиями школьных психологов, социальных педагогов, учреждений дополнительного образования, правоохранительных органов школы стремятся взрастить будущее поколение на лучших примерах истории, культуры, традиций страны, своего народа. Неслучайно, несколько лет назад открылся при отделе образования центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие». Здесь оказывается конкретная помощь детям, семьям, педагогам.

В Год семьи в Российской Федерации, Год социальной поддержки семьи в Республике Башкортостан значимое место в модели образования занимает система социальной поддержки сиротства.

В истекшем учебном году было выявлено 40 детей, оставшихся без попечения родителей. На 74 ребенка опекуны получают денежные средства. Такой же размер пособия ежемесячно получают 12 приемных семей на 20 детей.

В Куганакском детском доме воспитываются 38 детей, из них четверо проживают в патронатных семьях. Для детей сирот за счет средств федерального бюджета с 2007 года стали выделяться субсидии на обеспечение жильем. Девять человек в настоящее время поставлены на учет для его получения. НА 4-х недавно получены средства в размере 750 тусяч рублей на приобретение жилья в районе. С детьми –сиротами постоянно поддерживается тесная связь, оказывается помощь в трудоустройстве, поступлении на учебу, они получают помощь в правовых вопросах и т.д.

Определенную роль в поддержке детей, оставшихся без попечения родителей выполняет патронатное воспитание. На сегодняшний день четверо детей воспитываются в двух семьях. Контролем со стороны различных органов по району выявлено, что они находятся в хороших комфортных условиях, получают достойное воспитание, внимание со стороны новых родителей. Значительный общественный резонанс получил первый республиканский конкурс на лучшую патронатную, опекунскую и приемную семью. Такой конкурс провели и мы у себя в районе, где приняли участие опекунскиесемьи Кинзябулатовых из с. Н. Отрадовка, Сагидуллиных из с. Алатана, Комисарчук из с. Б. Куганак. Только семья способна дать ребенку многие навыки самостоятельности, умение себя обслуживать, воспитать взаимовыручку, уважительное отношение к близким, а главное почувствовать себя нужным окружающим людям. Это подтверждали при выступлении все дети опекунских семей.

Вместе с тем, не уменьшается количество пьющих семей, которые ведут антиобщественный образ жизни, тем самым не уменьшается количество социальных сирот. В 2007 году лишены родительских прав шесть родителей в отношении десяти детей. Ограничены в родительских правах двое в отношении семерых детей. В 2008 году в прокуратуру района поступило двенадцать материалов на лишение родительских прав 13 родителей в отношении 20 детей.

Есть семьи, где жестоко обращаются с ребятами. Таких горе-родителей мы выявляем и ведем с ними систематическую целенаправленную работу.

Как правило, именно из таких семей выходят малолетние преступники. В сравнении с прошлым преступность за 6 месяцев текущего года выросла на два случая. (было 10 – стало 12). Двое из них продолжают обучение в школе, остальные выбыли. Наша задача противостоять детской преступности, проводить профилактическую работу, уделяя особое внимание «группам риска».

В школах классными руководителями, заместителями директоров совместно с родительской общественностью, местными органами власти этом направлении делается многое. Особое внимание уделяется духовно-нравственному, патриотическому воспитанию учащихся.

Огромную роль в этом выполняют учреждения дополнительного образования. Мы смогли сохранить эту уникальную систему воспитания и обучения детей, где любой ребенок может выбрать дело по своим интересам и заниматься им в свободное от учебы время. Именно им принадлежит роль привлечения ребят из разных семей в спортивные секции, различные кружки. Большая работа проводится к 90-летию системы дополнительного образования. Наибольших результатов добиваются воспитанники станции юных техников, ДЮСШ №2. Самый высокий рейтинг в 2008 году у педагогов Минибаева Ф.Ш., Утякаевой Ф.А., Крутилиной Э.Р. (СЮТ), Денисенко В.В., Ивановой Л.И. , Шаталиной Е.И. (РДДТ),Шаяхметова С.А., Семенова Ю.П. (ДЮСШ № 1), МурзабаеваР.Р., Салахутдиновой Л.Р., Чауковой А.В., Обрезковой О.К. (ДЮСШ № 2).

Два больших республиканских мероприятия проведено в этом году Республиканским Центром технического творчества на базе районной станции юных техников. Трое ребят представили свои приборы и научные проекты во Всероссийском выставочном центре г. Москвы. Кроме этого, команда воспитанников СЮТ была удостоена чести представлять Республику Башкортостан в оздоровительном центре «Орленок». Её воспитанники ежегодные участники и призеры российских, республиканских конкурсов, олимпиад, конференций, выставок, фестивалей.

Выполняя районные, республиканские, российские программы, направленные на развитие нового общества, мы стремимся дать молодому поколению понимание святости той земли, на которой они родились, своего места в жизни, уважения к родителям, старшим. Этому способствует изучение родных и государственных языков, проведение национальных праздников, обрядов, основанных на культуре и традициях своего народа. Важным моментом в жизни района явился республиканский конкурс «Урал - батыр». Общими усилиями всего района к организации проведению данного мероприятия был подготовлен детский оздоровительный лагерь «Колос». Данный конкурс это не только встреча и общение между детьми республики, это всплеск башкирской обрядовой культуры, языка, традиций через детей.. Приятно отметить, что по многим показателям команда учащихся района, подготовленная учителями Рощинской (Салимьянова Г.Ф.), Кучербаевской (Ибатуллина А.Р.), Аючевской (Рисаева Г.А.) школ стала призером, а Галеева Эллина из школы с. Октябрьское, которой всего 6 лет удостоена приза ЮНЕСКО за представление кубаира в шестьсот строк.

(слова благодарности)

Уважаемые участники совещания!

Результативность, эффективность модернизации образования зависит не только от планов и проектов, не только от успешности организации, но и от объективной оценки управления ходом реализации. Практика показывает, что наиболее приемлемым является управление на основе мониторинга показателей. Система показателей оценки эффективности деятельности образовательных учреждений разработана методическим кабинетом. Результаты подводятся в августе.

По итогам года, в числе первых среди детских садов являются Рощинский, Октябрьский, Первомайский, Загородный, Косяковский, Буриказгановский, Верхнеуслинский. Среди средних школ в десятке лучших образовательные учреждения с. Наумовка, с. Новая Отрадовка, с. Тюрюшля, с. Большой Куганак, с. Октябрьское, с. Бельское, д. Дергачевка, д. Преображеновка, с. Первомайское; среди основных лидируют Косяковская и Кучербаевская школы. По итогам районных конкурсов определены номинанты: в конкурсе «Учитель года» Панаева Светлана Алексеевна (д. Дергачевка), Галиуллина Екатерина Петровна (с. Наумовка), Рамазанова Гульсияр Усмановна (с. Первомайское); «Воспитатель года» Вагапова Оксана Валерьевна (с. Рощинское), Маннанова Динара Лябибовна (с. Преображеновка), Маликова Элиза Файрушевна (с. Загородный), Силантьева Ольга Ивановна (с. Наумовка); «Самый классный классный» - Хусаинова Гузель Ильясовна (с. Наумовка, классный руководитель 8 класса), Евдокимова Ольга Дмитриевна (с. Рощинский, классный руководитель 4 класса), Маликова Зафиля Мунзиловна (с. Мариинский, классный руководитель 5 класса).

Отсюда можно сделать вывод, что практически определены лучшие учителя и классные руководители 2008 года. Те, кто представил документы на денежное поощрение администрации района пройдут отбор и на основании работы районной комиссии будут выявлены победители. Ко дню учителя все они будут чествоваться.
Уважаемые товарищи!

Несколько лет назад основным в управлении системой образования мы определили программно-целевой подход. Отделом образования в рамках федеральных и республиканских программ выполняются и районные по различным направлениям. В этом году разрабатывается проект и будет принята новая программа развития образования района на 2009-2013 годы. Она будет направлена на обеспечение и поддержку инновационных процессов в системе образования. Наиболее важным среди них является внедрение нормативного финансирования, оптимизация сети образовательных учреждений, апробация независимой оценки качества образования на основе ЕГЭ, диагностика и мониторинг, модернизация материально-технической и ресурсной базы.

Это связано с тем, что у новой модели процесс обучения становится многообразным, вариативным. И оценка качества направлена на новые результаты. Для педколлективов 2008 год стал переходным для штатного введения единого государственного экзамена с 2009 года. Из восьми сдаваемых в форме ЕГЭ предметов, два – математика и русский язык были обязательными; шесть – физика, химия, биология, география, английский и башкирский языки – по выбору учащихся. В этом году в нем приняли участие 284 ученика. Выведена средняя оценка выпускников школ по предметам, сдаваемых в форме ЕГЭ по пятибалльной шкале: математика -3 балла, русский язык – 3,1 балла, физика – 3,5 балла, химия – 3,3 балла, биология – 3,5 балла; география -3,5 балла.

Золотой медали удостоен 1 выпускник, 9 - серебряной. Все это говорит о том, что многие педагогические коллективы создают в своих школах ситуацию успеха, дают прочные знания, успешно готовят выпускников для поступления в высшие учебные заведения.

Одним из показателей эффективности образования в районе являются успехи детей, которые становятся призерами районных, республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований. Нашими учащимися завоевано на республиканском уровне 161 победы (для сравнения в 2007 году - 123 ), на российском 23 побед (2007 год - 27). Здесь следует отметить школы с. Наумовка, с. Тюрюшля, с. Рощинский, с. Новая Отрадовка, с. Октябрьское, д. Дергачевка. Так, Осипов Николай (д. Дергачевка) занял 3 место в республиканской олимпиаде по информатике, Валиева Элиза, Салимьянов Руслан (с. Рощинское)– показали лучшие результаты на олимпиаде по башкирскому языку, в международном конкурсе знатоков украинского языка трое учащихся школы с. Золотоношка заняли вторые-третьи места. Четверо ребят победили в конкурсе информационных технологий «КРИТ», Явнова Алина (д. Рязановка), Хасанова Айгуль (д. Чуртан) – дипломанты научно-практической конференции Малой академии наук РБ. Список можно продолжить. Лучшие из них ежегодно становятся стипендиатами Президента РБ и главы администрации района.

Очевидно, где больше уделяется внимания повышению квалификации учителей, развитию их творческого потенциала, там и высокие результаты. У творческого учителя всегда творческий ученик. Этому подтверждение участие самих педагогов в различных профессиональных российских конкурсах, научно-практических конференциях. Лауреатами и дипломантами в 2008 году в них стали Занин Д.А. (с. Тюрюшля), Панаева С.А. (д. Дергачевка), Саттарова Г.Ф.(с. Б.Куганак), Алибаева С.Ф., Зиннатуллина Е.Р., Каримова Р.З., Хабибуллина Н.Т., (с. Рощинский), Малафеева С.К. (с. Покровка) и многие другие (всего стали лауреатами и дипломантами 16 человек). У себя в школах они открывают экспериментальные площадки, мастер-классы, творческие лаборатории, апробируют новые учебно-методические комплексы, создают авторские программы. Большое внимание придают оснащению предметных кабинетов компьютерным оборудованием, сопровождают учебный процесс информационными технологиями. Так, в районном конкурсе на лучший предметный кабинет русского языка и литературы победителями стали Бурда В.Е.(с. Б. Куганак), Рассказова С.Г.(с. Бельское). Данные кабинеты оснащены лучшим медиа-компьютерным оборудованием, учебно-методическим комплексом и являются опорными в районе для всех учителей- языковедов. На их базе действуют мастер-классы.

Третий год подряд школы района подвергаются проверке со стороны Центра управления качеством образования РБ. В этом году независимая экспертиза была проведена по химии в школах с. Октябрьское, с. Васильевка, с. Бельское, д. Дергачевка, по истории в с. Тюрюшля, с. Первомайское, с. Верхние Услы. О результатах диагностики уровня знаний учащихся мы узнаем осенью этого года. Министерство образования отмечает, что на муниципальном уровне требуется создание службы управления качеством образования, а на уровне образовательных учреждений - внедрение систем менеджмента качества образования.

Другим показателем эффективности качества учебного процесса является государственная аккредитация школ, детских садов. В учебном году ее прошли образовательные учреждения с. Октябрьское, д. Золотоношка, с. Максимовка, с. Николаевка, д. Кузьминовка, с. Новый Краснояр, д. Красноармейская, д. Алга, д. Бугуруслановка, ДЮСШ № 2.

В проверенных членами комиссии школах установлено соответствие знаний учащихся образовательным стандартам в 4-х, 9-х,11-х классах. Вместе с тем, в отдельных школах учащиеся показали низкий уровень по математике, русскому языку, физике, химии. Не хочу сегодня с этой трибуны перечислить педагогов, чьи воспитанники не справляются с освоением государственных стандартов. Но жизнь сама все расставляет на свои места. Новая система оплаты труда заставит или качественно работать в школе или покинуть её.

Актуальным остается вопрос предшкольного образования. Сохраняя охват малышей дошкольным образованием мы стремимся к созданию комплексов школа-сад, дошкольных групп при школах. В 22 школах – 23 дошкольных групп. Главное - создание условий для непрерывного образования, подготовке детей к обучению в школе. Мы и в дальнейшем будем способствовать сохранению и развитию данной формы дошкольного образования.

Главное, сохранить то положительное, что наработано за многие годы и обогатить новым опытом в соответствии с требованиями времени.

В течение учебного года проводится диагностика знаний учащихся в школах с профильным обучением. В этом году планируется введение новой экспертизы, мониторинга и диагностики данных классов.

Уровень качества образования определяется и в аттестации педагогических кадров. Из 171 подавших заявлений педагогов прошли 136 человек. Из них на высшую категорию - 14, первую -80, вторую – 42, трое не подтвердили заявленную категорию. Данная процедура дает возможность получить ту или иную квалификационную категорию, а также представить лучший инновационный опыт, показать большую педагогическую копилку.

Мы благодарим учителей тех школ, где учащиеся охвачены полезной деятельностью круглый год. Уделяют особое внимание летнему отдыху ребят. В июне месяце на базе 32 школ были организованы лагеря дневного пребывания с охватом 1250 детей. Функционировали трудовые бригады в количестве 2500 человек. В летнем оздоровительном лагере «Колос» отдохнуло 776 ребят, семеро в профильных сменах российских и республиканских оздоровительных лагерей. Педагоги водили команды в походы, на экскурсии. Был организован сплав по реке Зилим. Проведен туристический слет. Многие учащиеся поправили свое здоровье в санаториях «Радуга», «Нур», «Салют», профилактории «Белая береза».Двадцать восемь детей – сирот отдохнули в лагере «Колос», десять в санатории «Белая береза» и лагере «Чайка», для Куганакского детского дома было приобретено 80 путевок.

После летнего отдыха учащиеся, педагоги войдут 1 сентября в отремонтированные, готовые работать в зимних условиях образовательные учреждения.

Огромная работа проведена педагогическими коллективами школ, детских садов, учреждений дополнительного образования по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Как и в прошлом году, администрациями сделано все, чтобы учащиеся смогли обучаться в хороших условиях. Сделан неплохой ремонт за счет средств школ, детских садов, родителей, спонсоров. Членами государственной комиссии отмечена лучшая подготовка Октябрьского, Рощинского, Косяковского детских садов, школ с. Айгулево, Новая Отрадовка, с.Алатана, с.Новое Барятино, с. Аючево, с. Большой Куганак, д. Бугуруслановка, д.Кучербаево, д.Бегеняш. Остаются проблемой предписания РосПожнадзора к безопасности образовательных учреждений. Старые постройки не отвечают новым требованиям. Для того чтобы их выполнить, необходимы огромные финансовые вложения. Кроме этого, есть школы, где назрела необходимость капитального ремонта крыш, окон, системы отопления. Мы вместе с вами над этими вопросами будем работать.

Общеизвестно, что социально защищенный учитель плодотворно, творчески трудится. Поэтому уделяется особое внимание созданию условий, социально-экономических гарантий его жизни. Регулярно выплачивается заработная плата, отпускные, различные надбавки, льготы при оплате коммунальных услуг, действует программа поддержки молодых специалистов, работающих на селе. За последние три года из их числа 50 получили субсидии на жилье. Десять учителей за два года смогли поправить свое здоровье в санаториях.

Республиканским августовским совещанием по образованию рекомендовано посвятить 1 сентября 2008 года, День знаний, Году социальной поддержки семьи в Республике Башкортостан.

Позвольте в новом учебном году пожелать всем учителям творческих успехов, оптимизма, удовлетворения от своего труда, крепкого здоровья и семейного благополучия!

Благодарю за внимание.





Коьрта
Контакты

    Главная страница


Актуальные задачи системы образования района

Скачать 147.38 Kb.