• Оборудование
  • I. Организация класса.
  • II . Упражнения по совершенствованию навыков чтения
  • «Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе»;
  • III. Проверка выполнения домашнего задания
  • IV. Изучение нового материала. 1.
  • VI. Информация о домашнем задании

  • Скачать 52.75 Kb.


    Дата27.08.2017
    Размер52.75 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 52.75 Kb.

    Алексей Николаевич Апухтин



    Конспект

    открытого урока по чтению,

    проведённого в 4 классе КСШ
    Учитель: Терехова О.И.
    Тема: Алексей Николаевич Апухтин

    «Просёлок»


    Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;

    – учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.

    – воспитывать любовь к Родине.

    – развивать навыки беглости, выразительности чтения.

    – расширять кругозор учащихся.
    Оборудование: 1. Портреты поэтов.

    2. Рисунки детей.

    3. Аудиокассета с записью произведений П.И. Чайковского

    4. Плакаты с пословицами о Родине.


    Ход урока
    I. Организация класса.
    Прозвенел звонок и смолк,

    Начинается урок.

    Вы за парты дружно сели,

    На меня все посмотрели.


    Сегодня мы откроем ещё одну страницу поэтической тетради под названием «Светлый край берёз, моя Россия!» и прочитаем стихотворение о нашей Родине — России, которое написал Алексей Николаевич Апухтин.
    II. Упражнения по совершенствованию навыков чтения (разминка).

    1. Постановка дыхания:

    вдох носом, выдох через рот;

    – вдох, задержка дыхания, выдох;

    – вдох, выдох по порциям.

    2. Развитие чёткого произношения:

    – произнести на выдохе скороговорку

    «Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе»;

    – прочитать с разной интонацией: радостно, удивлённо, ….

    3. Чтение – спринт (чтение на время по команде учителя).

    4. Жужжащее чтение (3 мин), чтение про себя.

    – О чём прочитали? (заслушиваются 1-2 ученика).
    III. Проверка выполнения домашнего задания:

    1. Чьё стихотворение читали, найти его портрет.

    2. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Накануне Светлого праздника».

    3. Рассматривание картинок (рисунков) детей, выполненных к понравившемуся отрывку и чтение отрывков наизусть.


    – Кому же посвятил своё стихотворение Н.А. Некрасов? (русскому рабочему народу)

    – С каким чувством он пишет о простых рабочих? (с чувством восхищения, гордости)


    IV. Изучение нового материала.

    1. Сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением о Родине – России Алексея Николаевича Апухтина, которое называется «Просёлок».
    – Алексей Апухтин родился в дворянской семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Детство его прошло в имении родителей, Алексей был болезненным от рождения, но обладал необыкновенными способностями и был любимцем в семье. Любовь к литературе перенял от матери.

    Когда Алексею исполнилось 12 лет, родители определили его в Петербургское училище правоведения. Обстановка в училище была суровой, но Алексей, одарённый, привыкший во всём быть первым, обращает на себя внимание и вскоре оказывается на особом счету. Товарищи видели в нём «будущего Пушкина». С одним из них он сохранил дружбу на всю жизнь — это был Пётр Ильич Чайковский, будущий композитор. Апухтину было 14 лет, когда в печати появились его первые стихи.

    Окончив в 1859 году училище с золотой медалью, Апухтин служит в Министерстве юстиции, но служба его мало занимает и через 3 года он уезжает в родовое имение. Плохое здоровье его сделало домоседом. С этих пор литература становится главным делом его жизни. Из стихов, которые он публикует в это время, наибольшее внимание современников привлёк его цикл «Деревенские очерки» (1859 г.). В них образ деревни сливается с образом России. Эти стихи приветствовал Некрасов, опубликовавший их в своём журнале «Современник». Апухтин много и серьёзно работает над своими произведениями. И вскоре его имя становится известным. Его произведения читают с эстрады, популярные композиторы пишут музыку к стихам А.Н. Апухтина. Романсы на стихи его получают широкое распространение в России. Многие из его стихотворений были положены на музыку П.И. Чайковского.

    Сейчас послушайте стихотворение Апухтина «Просёлок» и одновременно вы услышите музыку лучшего его друга П.И. Чайковского.


    – Можно ли по заглавию догадаться о чём пойдёт речь в стихах?

    – А иллюстрации помогут в этом?


    2. Под музыку Чайковского из сборника «Времена года» («Подснежник») учитель читает стихотворение (дети слушают с закрытыми глазами).

    – Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

    – Какие картины предстали перед вами, когда вы слушали стихотворение?
    3. Чтение стихотворения «про себя» (одновременно подчёркивая непонятные слова).

    просёлок – (немощёная) грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами

    вид убогой – крайне бедный, нищенский, жалкий вид

    утро займётся – начнётся

    жницы – женщины, убирающие урожай

    немолчно (распевают птицы) – не умолкая, не затихая

    ракиты – деревья или кустарники, растущие по берегам

    заглохнет (тропинка) – исчезнет

    — на большую (съехал)– большая (широкая) грунтовая дорога

    застава – место въезда в город

    прихотливый – капризный, с причудами, неожиданностями

    непокорный – неподчиняющийся


    4. Работа по содержанию:

    – Почему, как вы думаете, названо так стихотворение?

    – Как поэт относится к увиденному им? В каких словах это выражается?

    – В каких словах проявляется любовь поэта к России?

    – С какими стихотворениями других поэтов перекликается стихотворение А.Н. Апухтина «Просёлок»?

    (Н.А. Некрасов «Тишина», «Накануне Светлого праздника», Дрожжин «Родине» …)

    – Какие сравнения встречаются в стихотворении? (только ржи мелькает море золотое; льётся путь мой лентою узорной)

    – Какими человеческими признаками или свойствами наделяет автор неодушевлённые предметы? (т.е. использует олицетворения):



    дорожка (всё бежит куда-то шагом торопливым)

    природа (всё молчит, всё дремлет)

    (идёт крикливо всякая новинка)

    – Подобрать строчки из стихотворения к иллюстрации стр. 168

    – Как их надо читать?

    – Что нужно передать при чтении стихотворения? (Любовь к природе, родине; восхищение, гордость за её величие; немного грусти).
    5. Чтение стихотворения.

    6. Объяснить смысл пословицы: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
    V. Итог урока.

    – С произведением какого автора вы сегодня познакомились?

    – Что вам особенно запомнилось?
    VI. Информация о домашнем задании:

    подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выполнить рисунки к стихотворению.


    VII. Оценивание (ответов) работы учащихся на уроке.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Алексей Николаевич Апухтин

    Скачать 52.75 Kb.