• По критерию «Соответствие нормативной базы образовательных учреждений требованиям ФГОС
  • Критерий «Соответствие ОПОП образовательного учреждения требованиям ФГОС»
  • Критерий «Мониторинг реализации ОПОП на основе ФГОС»
  • Критерий «Соответствие должностных инструкций работников образовательных учреждений нормативным требованиям»
  • Критерий «Соответствие списка учебников и учебных пособий для СПО/НПО
  • Критерий «Включение в план методической работы вопросов введения ФГОС»
  • Критерий «Материально-техническое обеспечение введения ФГОС»
  • Критерий «Информационное обеспечение введения ФГОС»

  • Скачать 111.57 Kb.


    Дата29.07.2018
    Размер111.57 Kb.

    Скачать 111.57 Kb.

    Аналитическая записка по итогам оценивания процесса введения



    Аналитическая записка

    по итогам оценивания процесса введения

    федерального государственного образовательного стандарта

    профессионального образования (ФГОС НПО/СПО) в образовательных учреждениях (на основе карты самооценки)

    В соответствии с Письмом Министерства образования Свердловской области № 01-03-06/7463 от 12.10.2011 г. «Об обеспечении качества обучения при введении в педагогическую практику норм Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования» Профильными ресурсными центрами (далее ПРЦ) была проведена внешняя экспертиза введения ФГОС НПО/СПО в ГБОУ СПО/НПО Свердловской области. Так же образовательными учреждениями была проведена внутренняя оценка уровня готовности к введению ФГОС.

    Предметом оценки являлась готовность образовательных учреждений к реализации ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС.

    Экспертиза процесса введения федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования в образовательных учреждениях НПО и СПО проведена с целью определения уровня готовности по следующим критериям:



    По критерию «Соответствие нормативной базы образовательных учреждений требованиям ФГОС» результатами экспертизы ПРЦ отмечен высокий уровень нормативной документации готовности образовательных учреждений, он подтвержден результатами самооценки образовательных учреждений – 5,6 баллов из максимальных 6.

    Основная проблема – отсутствие ФОС на ГИА.

    Наиболее часто встречающиеся замечания – нарушения в процедуре утверждения новых нормативных документов.

    Множественные замечания почти по всем показателям данного критерия обнаружены в Новолялинском профессиональном училище, Каменск–Уральском техникуме строительства и ЖКХ, Байкаловском профессиональном училище (по результатам проверки ПРЦ транспортно-логистического профиля).



    Критерий «Соответствие ОПОП образовательного учреждения требованиям ФГОС» имеет самое большое количество показателей (15), это наиболее методически сложный и объемный критерий, поэтому он имеет самое большое количество замечаний ПРЦ. Самооценка критерия – 9 баллов из максимальных 15.

    Наиболее часто встречающиеся замечания:

    отсутствие в нормативных документах пометок об участии работодателей в разработке ОПОП,

    отсутствие или не полный пакет документов по самостоятельной работе,

    нет согласования вариативных частей ОПОП с ПРЦ,

    составленные графики учебного процесса не соответствуют модульно-компетентностному подходу,

    ФОС УД и ПМ разработаны не в полном объеме и не оформлены и/или не систематизированы,

    отсутствие или некачественная разработка программ учебной и производственной практики, в частности нет соответствия модульному принципу.

    Множественные замечания почти по всем показателям данного критерия обнаружены в Камышловском гуманитарно-технологическом техникуме, Новолялинском ПУ, ПУ №31, Богдановическом политехникуме, ПУ №71, Байкаловском ПУ (по результатам проверки ПРЦ транспортно-логистического профиля); Нижнетагильском техникуме информационных технологий, сервиса и предпринимательства, Уральскиом колледже строительства, архитектуры и предпринимательства (Бобровский филиал), Уральском профессиональном училище «Рифей» (по результатам проверки ПРЦ социокультурного профиля).

    Критерий «Мониторинг реализации ОПОП на основе ФГОС» Мониторинг реализации ОПОП ведется, что подтверждается приказами директоров образовательных учреждений, а также планирующей и отчетной документацией заместителей и руководителей структурных подразделений, подтвержден оценками показателя. Самооценка критерия – 2 балла из максимальных 3.

    В большинстве образовательных учреждений работодатели не участвуют в мониторинговых процессах. Можно отметить участие директора кадровой службы «Ураласбест» в мониторинговых процедурах Асбестовского политехникума.

    Основные выявленные проблемы: во многих образовательных учреждений мониторинг ведется частично, процессы не отражаются в нормативной документации.

    Критерий «Соответствие должностных инструкций работников образовательных учреждений нормативным требованиям» не вызвал особых затруднений при заполнении карты самооценки и подтвержден оценками показателя. Хотя качество корректировки не всегда соответствовало требованиям ФГОС. Самооценка критерия – 0,8 баллов из максимального 1.

    Наблюдаются единичные замечания по отсутствию корректировки должностных инструкций. ПРЦ социокультурного, педагогического и информационно-технологического профиля выражает мнение, что должностные инструкции требуют системной доработки.



    Критерий «Соответствие списка учебников и учебных пособий для СПО/НПО» оценивался по показателю наличия заявки по укомплектованности библиотеки, подтвержден оценками показателя. Самооценка критерия – 0,8 баллов из максимального 1.

    Наблюдаются единичные проблемы по отсутствию заявок на укомплектование библиотеки в образовательном учреждении. В целом отмечается факт отсутствия денежных средств на пополнение библиотечного фонда из бюджетных источников. Предложения – шире использовать электронный ресурс для пополнения библиотечного фонда.



    Критерий «Включение в план методической работы вопросов введения ФГОС» не вызывает затруднений при заполнении карты самооценки у образовательных учреждений по всем ПРЦ и подтверждается оценками показателя. Все образовательные учреждения включили в план методической работы комплекс вопросов по введению ФГОС. Самооценка критерия – 2 балла из максимальных 2. Можно отметить увеличение роли методической службы в обеспечении процесса введения ФГОС и необходимость в обязательном обучении методических служб образовательных учреждений.

    Оценка критерия «Повышение квалификации преподавателей» проводилась на основе показателя наличие плана повышения квалификации, который имеется во всех проверенных образовательных учреждениях, за исключением Байкаловского профессионального училища (по результатам проверки ПРЦ транспортно-логистического профиля). Самооценка критерия – 1 балл из максимального 1.



    Критерий «Материально-техническое обеспечение введения ФГОС» не вызывает затруднений по всем ПРЦ и подтверждается оценками показателя кроме Краснотурьинского политехникума (по результатам проверки ПРЦ электроэнергетического и радиотехнического профиля), Слободотуринского аграрно-экономического техникума, Уральского железнодорожного техникума (по результатам проверки ПРЦ транспортного-логистического профиля) – отсутствуют планы развития кабинетов. Кроме того, в Новолялинском ПУ, недостаточно ресурсов для реализации профессии «Парикмахер», имеется только 1 кабинет, где проходит теория и учебная практика, но имеется план развития материально-технических ресурсов по данной программе. Самооценка критерия – 1,6 баллов из максимальных 2. То есть, образовательные учреждения планируют совершенствование материально-технической базы, но источники финансирования не определены.

    Критерий «Информационное обеспечение введения ФГОС» подтвержден оценками показателя на среднем уровне. Самооценка критерия – 1,6 баллов из максимальных 2.

    В 31 образовательном учреждении отсутствует сайт. Это достаточно высокий %, если учесть, что в прошлом году всем образовательным учреждениям была выделена значительная сумма для обеспечения высокой скорости подключения к сети Интернет. Часть образовательных учреждений сайт имеют, но используют его недостаточно: Отделение гостиничного сервиса и туризма РРЦ РПО рекомендует более активно использовать сайт образовательного учреждения.

    Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС не ведется в Артинском профессиональном училище, Белоярском многопрофильном техникуме (по результатам проверки ПРЦ агропромышленного и лесотехнического профиля).

    Вывод:

    На основании карты самооценки процесса введения ФГОС НПО/СПО в образовательных учреждениях области в соответствии с графиком в период с 05.12.2011 по 25.12.2011 было проэкспертировано 46 образовательных учреждений (58 ОПОП), из них:



    • с выездом - в 18 образовательных учреждений (29 ОПОП),

    • с предоставлением документов в ПРЦ 25 образовательных учреждений (29 ОПОП).

    • при проведении экспертизы не предоставили комплекты документов: Ачитское ПУ - ОП «Автомеханик», Серовское ПУ – ОП «Проводник на ж/д транспорте», Профессионально-педагогический колледж – ОП «Дизайн (по отраслям)», ОП «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)».


    На 29.12.2011 предоставили информацию о самооценке готовности по созданию условий по введению и реализации ФГОС 98 образовательных учреждений. От 5 образовательных учреждений информации не поступило: Верхнепышминский многопрофильный техникум, Верхнепышминский многопрофильный техникум «Уралмашевец", Верхотурское профессиональное училище, Качканарский горно-промышленный колледж, Краснотурьинский политехникум, Курьинское профессиональное училище.

    По анализу оценки и самооценки готовности к введению ФГОС образовательные учреждения имеют следующие показатели:




    Высокий уровень по результатам внешней экспертизы имеют 61% образовательных учреждений, средний 39%, низкий уровень не отмечен; по результатам самоэкспертизы высокий уровень 49%, средний уровень 49 %, низкий 2%. Данные цифры говорят об адекватной самооценке готовности образовательных учреждений к введению ФГОС, что подтверждается данными внешней экспертизы. В целом, образовательные учреждения создают условия для введения и реализации ОПОП на основе ФГОС, т. к. нормативная база образовательных учреждений соответствует требованиям ФГОС. Достаточно высокий показатель среднего уровня самооценки свидетельствует о том, что разработанная документация для реализации ФГОС НПО и СПО находится в стадии внедрения, проходит этап апробации и возможно потребует дальнейшей коррекции и развития материально-технической базы.

    ПРЦ для повышения уровня готовности к реализации ФГОС предложены следующие мероприятия:

    - необходима программа повышения квалификации для заместителей директоров по УР, УПР, старших мастеров и зав.учебной частью по вопросам составления учебных планов и графиков учебного процесса;

    - усиление методического сопровождения разработки и оформления ФОС - УД и ПМ; программ производственной и учебной практики (СПО).



    -проведение областного семинара «Представление опыта лучших образовательных учреждений по введению ФГОС»

    Общая рекомендация - организовывать работу не отдельными акциями, а системно (во взаимодействии Министерства общего и профессионального образования, Института регионального образования, Регионального ресурсного центра, образовательных учреждений).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Аналитическая записка по итогам оценивания процесса введения

    Скачать 111.57 Kb.