• Введение
  • Регулирование системы финансовой отчетности в ЕС

  • Скачать 422.64 Kb.


    страница1/6
    Дата28.05.2017
    Размер422.64 Kb.
    ТипОтчет

    Скачать 422.64 Kb.

    Аналитическая записка регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности европейских стран


      1   2   3   4   5   6




    Аналитическая записка
    РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
    Оглавление

    Введение 2

    Регулирование системы финансовой отчетности в ЕС 2

    Теоретические основы регулирования систем финансовой отчетности в странах-участницах ЕС 6

    Экономико-правовое регулирование системы бухгалтерского учета и отчетности стран- участниц ЕС 7

    Роль профессии бухгалтера и аудитора в работе национальных систем 11

    Регулирование вопросов профессиональной деятельности в ЕС. 13

    Регулирование систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности в странах-участницах ЕС 13

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Австрии 13

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Бельгии 16

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Великобритании. 17

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Венгрии 18

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Германии 20

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Греции 21

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Испании 22

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Италии 24

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Португалии 24

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Румынии 26

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Финляндии 26

    Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности во Франции 28




    Введение


    В принятой 1 июля 2004 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу говорится, что основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

    В Концепции изложены мероприятия необходимые для выполнения реформы на ближайшую перспективу (2004-2007 гг.), в частности:

    1) Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

    2) создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

    3) создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

    4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

    5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

    Мероприятия, указанные в Концепции, в целом повторяют последовательность внедрения МСФО в большинстве стран-участниц ЕС.

    В настоящее время в теории бухгалтерского учета в России под системой отчетности подразумеваются, базирующееся на процедурном аспекте ведения учета, правила бухгалтерского учета. В данном контексте используется понятие системы финансовой отчетности, бази­рующееся на системном подходе к бухгалтерской отчетности. К элементам инфраструктуры системы финансовой отчетности относятся: способы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; формы финансовой отчетности, принципы, методы и способы формирования показателей в отчетности; национальные стандарты финансовой отчетности, профессиональное сообщество.

    Регулирование системы финансовой отчетности в ЕС


    Исторически в европейских странах, в число которых входят крупнейшие экономические державы (Франция, Великобритания, Германия), сложились свои национальные системы. Национальные системы финансовой отчетности отражают историю развития страны, уровень экономики, национальные традиции.

    Механизм внедрения МСФО в ЕС включает в себя последовательный набор процедур:



    1. ясность и доступность стандартов бухгалтерского учета;

    2. своевременное опубликование интерпретаций и руководств по использованию МСФО;

    3. обязательный аудит;

    4. процедуры контроля по применению МСФО;

    5. эффективность санкций и мер принудительного воздействия.

    Такой подход применим и в России. Единственно, учитывая неподготовленность российского бухгалтерского сообщества к МСФО, необходимо набор процедур дополнить, по крайней мере, еще одним пунктом:

    6. Широкое распространение образовательных программ в ВУЗах и послевузовской системе образования, повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, введение обязательной сертификации по МСФО.

    Для осуществления программы перехода на МСФО европейских листинговых компаний к 2005 г. было предложено создать два уровня поддержки: политический и технический. Данное положение было закреплено решением Парламента Европейского Союза от 13 февраля 2001 г. Политическая поддержка со стороны Правительства Евросоюза осуществляется Комитетом по регулированию бухгалтерского учета. Для технической поддержки решения Парламента в 2001 г. была создана организация EFRAG (European Financial Report Advisory Group). В задачи EFRAG входит непосредственное сотрудничество с лондонским комитетом IASB.

    Все представители органов, регулирующих национальные СФО в странах-участницах ЕС, входят в состав EFRAG. Таким образом, осуществляется обратная связь со странами-участницами ЕС.

    На рис.1 графически представлена схема взаимодействия двух уровней внедрения МСФО в странах- участницах ЕС. Такое распределение прав и обязанностей позволяет учесть интересы всех заинтересованных пользователей.

    Рисунок 2. Организационная схема регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в странах-участницах ЕС.


    Важное место в системе регулирования отводится контролю со стороны рынка ценных бумаг. В частности, Комитет по бухгалтерскому учету Европейского Парламента рассматривает FESCO (Европейскую комиссию по ценным бумагам) как мощный инструмент в развитии общего подхода по внедрению МСФО.

    Для обеспечения функций контроля все страны имеют систему обязательного аудита.



    Институциональная система надзора. Институциональная система надзора вносит свой вклад в эффективность принудительного внедрения стандартов бухгалтерского учёта. Большинство Европейских стран имеют институциональную систему надзора для компаний, котирующихся на бирже. Однако в ряде стран эта система является ответственной только в отношении документов, отличных от финансовой отчётности (например, проспекты, предварительные результаты, промежуточная финансовая отчётность) или документов, подготовленных для проведения обзоров. Можно выделить различные типы институциональных систем надзора для компаний, котирующихся на бирже (Таблица 1):

    Таблица 1

    Институциональная система надзора за консолидированной отчетностью листинговых компаний.


    Институциональная система надзора за финансовой отчётностью

    Нет институциональной системы надзора

    Фондовая биржа

    Инспекция фондовой биржи

    Комитет по пересмотру

    Прочие правительственные учреждения




    Швеция

    Норвегия


    Швейцария

    Бельгия, Франция

    Италия


    Португалия

    Испания


    Великобритания (FRRP)

    Дания

    Великобритания (DTI)

    Чешская республика


    Австрия, Финляндия, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Венгрия, Словения

    Фондовая биржа. В Швеции, Норвегии и Швейцарии фондовые биржи несут ответственность за принудительное внедрение требований финансовой отчётности. В других странах, где фондовая биржа играет регулирующую роль, контроль ограничивается проверкой промежуточной финансовой отчётности компаний, котирующихся на бирже.

    Регулирование рынка ценных бумаг. В ряде стран, например, в Бельгии, Франции, Италии, Франции, Португалии, Испании, независимые наблюдатели осуществляют контроль со стороны рынка ценных бумаг за всеми видами финансовой отчетности, включая годовую финансовую отчетность листинговых компаний. В некоторых странах контроль осуществляется над целым рядом компаний: финансовые институты, страховые компании и листинговые компании.

    Комитеты по проверке. В Великобритании создан Комитет по проверке финансовой отчётности, который функционирует по принципу обратной связи, исследуя иски, предъявленные к компаниям за недостоверную финансовую отчетность. Если претензии обоснованы и существенны, комитет по проверке может инициировать разбирательства, включая представление дела в Суд. Сила этого механизма лежит также в публичном “оглашении и осуждении” в средствах массовой информации.

    Государственные органы. В ряде стран существуют правительственные комитеты и подразделения, в задачу которых входит принудительное внедрение стандартов финансовой отчётности всех компаний (часто не только листинговых компаний, но также нелистинговых компаний). Комитеты могут, в частности, воздействовать на финансовые институты и страховые компании. В Дании, Великобритании (DTI) и Чешской Республике (только листинговые компании) существует правительственное подразделение, которое принудительно внедряет стандарты бухгалтерского учёта путем проведения проверок на соответствие. Австрия, Финляндия, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Венгрия и Словения не имеют специализированной институциональной системы надзора для принудительного внедрения МСФО.

    Во всех странах институциональный механизм надзора имеется, по крайней мере, в отношении национальных GAAP. Так, например, в Бельгии МСФО и американские GAAP могут применяться при составлении финансовой отчетности по выбору компании, в этом случае надзор осуществляется с целью выявления существенных различий при применении только национальных стандартов финансовой отчетности. Во Франции и Италии были разработаны законы для непосредственного применения МСФО и/или американских GAAP вместо национальных GAAP, но законы до сих пор не были введены в действие. Также в ряде стран без институциональной системы надзора (Австрия, Финляндия и Германия) IAS и/или американские GAAP могут непосредственно применяться вместо национальных GAAP. А в Голландии могут применяться стандарты и правила финансовой отчётности других стран, непосредственное применение МСФО и американских GAAP также возможно.


      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Аналитическая записка регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности европейских стран

    Скачать 422.64 Kb.