• Наличие объединений, в полномочиях которых есть рассмотрение вопросов формирования экологической культуры
  • Наличие системы непрерывного экологического образования от дошкольников до старших школьников и взрослого населения Наличие опорных организаций
  • 2. Финансирование мероприятий по формированию экологической культуры населения в рамках муниципальных целевых программ
  • 3. По разделу о результатах участия в конкурсах различного уровня эколого-биологической направленности
  • 4. Информация об организации системы подготовки работников образовательных организаций
  • 5. Проведение мероприятий муниципального (районного/городского) уровня.
  • 6. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях
  • 7. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому образованию и просвещению в образовательных учреждениях (среднего и профессионального образования)
  • 8. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому образованию и просвещению в организациях дополнительного образования детей
  • 9. Организация системы подготовки работников учреждений культуры, занимающихся вопросами экологического просвещения
  • 10. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в библиотеках.
  • 11. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в музеях
  • 12. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в домах культуры.
  • 13. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения, организуемой общественными, молодежными и иными организациями.
  • 14. Распространение информации об экологическом образовании и просвещении в муниципальном образовании
  • 15. Основные информационные показатели по итогам деятельности.
  • 16. Информация об использовании серии тематических сборников и DVD -дисков «Экологическая мозаика», Киров, 2012 по направлениям экологопросветительской деятельности
  • Богородский район.
  • Главное: Результат акции был реальным
  • 18. Предложения по развитию системы экологического образования и просвещения в Кировской области на 2016 год
  • Первое

  • Скачать 363.93 Kb.


    Дата15.06.2018
    Размер363.93 Kb.
    ТипАнализ

    Скачать 363.93 Kb.

    Анализ развития системы экологического образования и просвещения в муниципальных образованиях Кировской области за 2015 год



    (слайд 1)

    Анализ развития системы экологического образования и просвещения

    в муниципальных образованиях Кировской области за 2015 год

    Зарубина Ирина Михайловна, министерство охраны

    окружающей среды Кировской области

    (слайд 2)

    Цель данной конференции:

    содействовать развитию системы экологического образования и просвещения в Кировской области – именно системы, включающей и учреждения культуры, и учреждения образования, и общественные и молодежные организации и поддержку со стороны органов власти,

    подвести итоги 2015 года по формированию экологической культуры населения, в первую очередь детей и молодежи,

    выявить проблемные зоны и продумать возможности их ослабления или устранения,

    выявить сильные стороны, лучший опыт, наиболее интересные инновационные мероприятия и решения в муниципальных образованиях, и рекомендовать их проведение,

    наметить и обсудить планы работы в сфере экологического образования и просвещения на 2016 и частично на 2017 годы.

    (слайд 3)

    Для улучшения работы по экологическому образованию и просвещению советуем обратить особое внимание на нижеперечисленные моменты, согласно Рекомендациям по итогам реализации пилотного проекта «Вятка – территория экологии». Рекомендации включают ряд положений и основываются на том основном факте, что изменить ситуацию с низким уровнем экологической культуры в регионе возможно только при условии объединения усилий всех заинтересованных организаций и при поддержке администраций муниципальных образований, общественности и СМИ:



    • Наличие объединений, в полномочиях которых есть рассмотрение вопросов формирования экологической культуры

    • Объединение усилий органов образования, культуры, молодежных, общественных и иных организаций

    • Использование разнообразных и разноплановых форм работы

    • Наличие системы непрерывного экологического образования от дошкольников до старших школьников и взрослого населения

    • Наличие опорных организаций по экологическому образованию и просвещению - методических центров для организаций района.

    (слайд 4)

    Анализ развития системы экологического образования и просвещения в муниципальных образованиях Кировской области за 2015 год подготовлен на основании информаций, поступивших от 40 муниципальных образований Кировской области.

    Не представлены отчеты администрациями Малмыжского, Мурашинского, Нагорского, Подосиновского районов.

    (слайд 5)

    В конце 2015 года аналитическая информация и выступления участников видеоконференции 2015 года по развитию системы экологического образования и просвещения были размещены на сайте министерства.

    Разработанная министерством охраны окружающей среды с участием членов Координационно-методического совета по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения «Форма отчета по итогам развития системы экологического образования и просвещения за 2015 год» основывалась на рекомендациях, выработанных по итогам реализации пилотного проекта «Вятка – территория экологии». Планируется, что анализ состояния экологического образования и просвещения будет проводиться ежегодно. Форма отчета будет проанализирована и скорректирована с участием членов Коордсовета по экообразованию, министерств образования и культуры Кировской области.

    Но, тем не менее, уже данная форма дает представление о ситуации в муниципальных образованиях. Ниже приводится очень краткий анализ поступившей информации о развитии системы экологического образования и просвещения за 2015 год согласно Форме отчета.

    (слайд 6)



    1. Наличие экологического совета (или иной структуры) в муниципальном образовании (городском округе), в функции которого входят вопросы развития экологического образования, воспитания и просвещения населения отметили только 6 муниципальных образований – Арбажский, Кильмезский, Лузский, Слободской районы, города Киров и Кирово-Чепецк. Этого, конечно, очень мало. Положение несколько улучшает тот факт, что во многих муниципальных образованиях действуют районные оргкомитеты по подготовке и проведению Общероссийских Дней защиты от экологической опасности, которые также занимаются вопросами организации мероприятий экологической и природоохранной направленности в весенне-летний период. Хочу еще раз повторить, что создание советов, объединяющих и направляющих работу работников образования, культуры и администраций муниципальных образований, является одним из основных необходимых условий успешности и результативности процесса формирования экологической культуры населения, что было выявлено во время реализации пилотного проекта «Вятка – территория экологии.

    (слайд 7)

    2. Финансирование мероприятий по формированию экологической культуры населения в рамках муниципальных целевых программ отметили только Афанасьевский (85,1), Верхошижемский район (36,8 т.р.), Даровской и Слободской (суммы не указана), Лузский (9,0 – награждение победителей Дней защиты), Тужинский (2,5 т.р.), Санчурский районы, г. Слободской (16 т.р.)¸ г. Киров (552,5) г. Кирово-Чепецк (119,4 т.р.). Средства расходуются на проведение конкурсов, в том числе на Дни защиты от экологической опасности, в отдельных случаях на подписку и приобретение литературы.

    В Верхнекамском районе реализовывается муниципальный проект «Создание модели информационно-методического сопровождения по экологическому направлению» (2013-2016 гг.). В 2015 г. организовано 2 экологические тропы; опубликована программа «Леса Верхнекамья»; летний лагерь дневного пребывания детей трудовой направленности; исследовательская деятельность учащихся. Экологические мероприятия: отряды, патрули, дружины, праздники; проекты; досуговые занятия; выставки; выходы детей в ближайшие экосистемы; научное общество учащихся.

    (слайд 8)

    3. По разделу о результатах участия в конкурсах различного уровня эколого-биологической направленности в силу того, что объем информации и без того достаточно большой, мы не запрашивали названия мероприятий и конкретные данные по участникам конкурсов.

    Но из показателей видно, что там, где большие цифры, идет массовое участие в таких творческих конкурсах, как, например, «Зеленая планета».

    Всего в 2015 году 2488 дошкольников Кировской области приняли участие в 219 конкурсах, победителями стали 395 детей (275 всероссийского и международного уровней).

    Лучшие показатели: Зуевский, Кильмезский, Оричевский, Юрьянский районы, города Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич.

    Но отрицательным фактом является то, что более чем в десяти районах области дошкольники не принимают участие в мероприятиях областного, всероссийского и международного уровня.

    При этом количество конкурсов, в которых участвуют дошколята, достаточно велико, немало и победителей конкурсов различного уровня, в том числе международного.

    (слайд 9)

    В 493 мероприятиях областного, всероссийского и международного уровня в 2015 году участвовали 12085 обучающихся, победителями стали 1636 школьников (820 всероссийского и международного уровней). В числе лидеров здесь можно назвать Богородский, Вятскополянский, Кильмезский, Котельничский, Оричевский, Пижанский, Слободской, Юрьянский районы, города Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк и Котельнич.

    Понятно, что победа – не самоцель, но это показатель эффективности и успешности проводимой работы со школьниками.

    (слайд 10)

    Гораздо скромнее показатели участия педагогов, работников учреждений культуры в мероприятиях.

    107 работников организаций образования, культуры, молодежной политики участвовали в 87 конкурсах, победителями стали 55 человек.

    В числе лидеров здесь можно назвать Оричевский и Слободской районы, города Вятские Поляны и Котельнич. Следует отметить также Пижанский район и г. Кирово-Чепецк, которые пока не добились высокой результативности, но массовое участие и соответственно практика и опыт, уверена, позволят им добиться более высоких показателей.

    (слайд 11)

    4. Информация об организации системы подготовки работников образовательных организаций не представлена 11-ю муниципальными образованиями: Афанасьевский, Белохолуницкий, Даровской, Кикнурский, Лебяжский, Немский, Нолинский, Санчурский, Свечинский, Сунский, Шабалинский районы. В остальных районах работа ведется в большей или меньшей степени.

    Количество участников методических мероприятий варьирует от 1 организации (Арбажский район) и 4 (г. Котельнич), до 16 (Слободской) и 24 (Киров, участники одного из мероприятий).

    Основные формы работы:

    заседания районных методических объединений учителей биологии, географии. Например, состоялись 12 заседаний РМО Оричевского района, в том числе 2 совместно с Котельничским районом,

    семинары с педагогами, классными руководителями или заместителями директоров по воспитательной работе по экологическому воспитанию школьников.

    Следует отметить разнообразные и интересные формы работы в г. Кирово-Чепецке: Лекции «Люби и изучай свой край», «Зелёная линия», Мастер-классы «Лаборатория природы», Круглые столы «Береги природу», Экологические лектории, Конференция «Экологическая работа в классных коллективах», Круглые столы «Опыт работы по экологическому образованию и просвещению» и др.



    В Котельничском районе: Районное мероприятие педагогов Фестиваль «Панорама методических идей», где представлялся опыт учителей и педагогов ДОУ по экологическому образованию и просвещению. Творческая встреча учителей географии, биологии, химии и экологии Котельничского и Оричевского районов, где слушался опыт по экологическому образованию и просвещению. Выпуск методического пособия «География Котельничского района». В районе многие годы работает опорная школа по экологическому образованию и просвещению МКОУ Спицынская СОШ п.Ленинская Искра. Деятельность муниципальной инновационной площадки «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса на основе интеграции ресурсов школы и заповедника «Нургуш»

    Омутнинский район: Семинары «Экологическое направление – одно из приоритетных направлений в проектной деятельности обучающихся», «Пути построения экологически развивающей среды в детском саду», «Формы работы классного руководителя по формированию экологической культуры учащихся школы»; Лекция «Экологическое воспитание в школе», Практикум «Технология экологического воспитания», Круглые стол «Повышение экологической компетенции педагогов» и др.

    В то же время следует отметить, что подготовка работников образовательных организаций по экологическому направлению является одной из основных составляющих формирования экологической культуры учащихся и этому вопросу необходимо уделять большее внимание.

    (слайд 12)

    5. Проведение мероприятий муниципального (районного/городского) уровня.

    Не представлена информация Арбажским, Даровским, Немским районами.

    По количеству организованных конкурсов муниципального уровня выделяются Афанасьевский (21), Оричевский (18), Котельничский, Лузский, Омутнинский, Пижанский районы и город Слободской (по 14-15 мероприятий).

    Конечно, это в первую очередь районные этапы мероприятий областного уровня, которые организовывал на протяжении свыше 20 лет эколого-биологический центр Кировской области.

    Подавляющее большинство мероприятий организуются домами или центрами детского творчества и управлениями образования.

    Среди наиболее интересных мероприятий:

    «Удивительное рядом» и «На лучшую благоустроенную территорию около библиотеки» (среди библиотек), на лучшую работу по туристическому краеведению и экологии среди ОУ и фотоконкурс «Шижма. Природа. Фотография» (среди образовательных организаций) (Верхошижемский район);

    Выставка - конкурс «Животные - герои русских народных сказок» (Яранский район);

    Конкурс научных и творческих работ по социальной экологии на тему «Город Киров: среда обитания», (г. Киров);

    Районный конкурс экологической сказки среди дошкольных учреждений «Сказочная страна» (Оричевский район);

    Фестиваль - конкурс агитбригад «Сохраним, пока не поздно», конкурс видеороликов и презентаций «Защитим, пока не поздно», районный фестиваль «Дети России за сохранение природы» (Лузский район);

    Окружной методический день «Экологический калейдоскоп», конкурс педагогического мастерства «Экологические исследовательские проекты для детей 5-7 лет», конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь города Кирово-Чепецка» (г. Кирово-Чепецк);

    Районный конкурс социально-экологической рекламы «Чистый взгляд» (Нолинский район);

    Интеллектуальная игра «Волнуется природа неспроста», Конкурсная программа «Экологический марафон», ряд игровых программ для всех образовательных учреждений района («Экологический абордаж», «Обитатели природы» и др.), Конкурс рисунков «Экология родного города» (Омутнинский район);

    Районный литературно-творческий конкурс «Мир насекомых»; Районный экологический конкурс «Лес – храм жизни»; Районный экологический конкурс «Земля Санчурская – край непознанного», Районный эколого-краеведческий конкурс «Родники, озера, реки все важны для человека» (Санчурский район).

    (слайд 13)



    6. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

    Анализ информации по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях показывает, что в подавляющем числе районов данная работа ведется, не представлена информация только Кикнурским и Кировочепецким районами. По охвату по данному направлению можно выделить 3 группы.

    Первая группа – экологовоспитательная работа ведется во всех или почти во всех детских садах, например во всех 9 ДОУ Лузского района, в 13 Оричевского района, в 47 г. Кирова, в 12 г. Слободской.

    Вторая – работа по экологическому воспитанию дошкольников проводится более чем в половине учреждений, например - из 10 ДОУ Зуевского района в 6, из 9 ДОУ г. Котельнича - в 5, из 11 в г. Вятские Поляны в 7.

    В остальных районах процент охвата меньше, например в Куменском районе из 15 в 6.

    Использовались программы:

    Т.А. Носковой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»,

    С.Н.Николаевой «Юный эколог», «Эколог в детском саду» и «Методика экологического воспитания в детском саду»,

    О.А.Соломенниковой «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» и Методическое пособие «Ознакомление с природой в детском саду»,

    Н.А. Рыжовой «Наш дом природа»,

    Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», раздел «Развитие экологических представлений» программы Л.А. Венгера «Развитие»,

    Программа «Детство» раздел «Природный мир»,

    О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

    Ж.Д. Васякин «Паутинка»,

    Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»- (раздел «Ребенок и природа»),

    Комплексная программа М.Д.Маханевой «Синяя птица»,

    Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию»,

    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет,

    Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка»,

    «МЫ» программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др./,

    «Оздоровительная экологическая программа» Коваленко С.М.

    Работа по экологическому воспитанию дошкольников проводилась в разнообразных формах. Приведу только несколько примеров экологовоспитательной деятельности в дошкольных образовательных организациях:

    МКДОУ црр-д/с «Золотой петушок», г. Слободской - создание альбома «Красная книга Кировской области», фильмов: «Планета красивого детства», «Живет повсюду красота», Творческая мастерская «Природа глазами детей»;

    МКДОУ №7 «Сокол», г. Вятские Поляны - создан «Уголок растений Красной книги на участке ДОУ»;

    МБДОУ д/с № 2 «Сказка», г. Котельнич - проведен месячник экологических походов;

    МКДОУ д. сад «Аленушка» с.Пашино Афанасьевского района - кружок «Основы экологической культуры» для 2 групп (48 занятий кружка в каждой группе по разделам: экология растений, экологический проект «Река Кама», экология животных, экология окружающей среды, влияние человека на окр. среду);

    МКОУ ООШ с.Покровское Котельничского района - создана картотека игр на экологическую тему;

    дошкольная группа при МКОУ СОШ с. Ныр, Тужинский район – программа «Добро пожаловать в экологию», 2015-2019 гг. (Интегрированный подход в образовательной деятельности, через экскурсии, праздники, наблюдения и т.п.);

    МКДОУ детский сад «Василек» д. Подгорцы Юрьянского района - конкурс экологических плакатов «Земля - наш общий дом», оборудован мини - музей экологической направленности «Лаборатория Капитолины-Почемучки».

    (слайд 14)



    7. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому образованию и просвещению в образовательных учреждениях (среднего и профессионального образования)

    Экологическим образованием в области в той или иной мере занимаются все образовательные учреждения. Не представлена информация Богородским, Кикнурским, Лебяжским, Немским, Пижанским, Шабалинским районами, городом Кировом.

    На областном уровне основным координирующим данную работу учреждением являлся эколого-биологический центр, в настоящее время дворец творчества – мемориал. Развитию системы дополнительного экологического образования в области, отслеживанию ее результатов на протяжении многих лет способствует традиционный смотр-конкурс экологической и природоохранной работы образовательных учреждений. Но данный конкурс не дает полной картины по области, потому что его участниками ежегодно бывает порядка 29-30 муниципальных образований, причем практически одни и те же и зачастую только 1 или 2 организации от района/города.

    Всего за год проведено 3422 мероприятие, в которых приняли участие 29658 учащихся.

    В отчетах: 17 учебных программ, 41 внеурочная программа, действовали 80 кружков, 20 факультативов, 9 элективных курсов, 11 экодружин, отрядов, патрулей, 20 экологических лагерей, в 50 школах выпускались экогазеты. Предмет Экология (в учебном плане) изучался в 31 школе.

    Несколько примеров.

    Все 1 - 4 классы ОУ Афанасьевского района занимаются по программе «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Н.И.Сонина и «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова (уроки - 2 ч в неделю - 68 ч. в год).

    В Котельничском районе проведено круглых столов - 23; конференций – 13; классных часов по природоохранной тематике – 112; конкурсов и викторин по природоохранной тематике – 61; экологических праздников – 27; экскурсий, походов – 99. Выполнено исследовательских работ экологической и природоохранной тематики – 110. В образовательных учреждениях района организовано 14 экологических троп.

    В МОУ СОШ пгт Свеча выпущено 12 газет и 3 буклета, реализован проект «Влияние школьного шума на организм детей и взрослых».

    В МКОУ Лицей № 9 г. Слободской создан видеоролик «Ботанический сад» и презентация «Палеонтологический музей».

    МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа распространены буклеты «Берегите природу!» среди жителей поселка в количестве 200 шт.

    МБОУ СОШ с УИОП пгт Уни - изготовлено книжек – малышек о природе родного края – 32, проведена фотовыставка «Мой край родной, мой край Унинский».

    Среди наиболее интересных мероприятий также опубликование программы «Леса Верхнекамья» МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс.

    (слайд 15)



    8. Информация о реализации системы мероприятий по экологическому образованию и просвещению в организациях дополнительного образования детей

    Не представлена информация Верхошижемским, Немским, Опаринским районами.

    Хорошая работа проводилась в Афанасьевском, Вятскополянском, Кировочепецком, Оричевском, Яранском районах, городах Вятские Поляны, Кирове.

    В учреждениях дополнительного образования действует 20 программ, 20 объединений, 19 кружков экологической направленности, реализуются 3 проекта (в Пижанском районе и г. Кирове).

    Состоялось свыше 1,5 тыс. мероприятий, 12,8 тыс. участников.

    Интересные формы работы:

    В Пижанском районе реализован районный проект «Экологическая тропа – учебный кабинет в природе» - вновь созданы и реанимированы экотропы в 8 образовательных организациях района,

    МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт», г. Киров - Социально – информационный проект «Экокультура», Добровольческий проект «ЭкоДружина», реализация сквозного курса «Экология человека» и программы «Азбука здоровья» для младшего школьного возраста,

    МОКУ ДОД Оричевский Дом детского творчества – действуют 7 кружков эколого-биологической направленности, 3 экологических отряда и 1 экодружина,

    МКОУ ДОД ЦДОД, г. Вятские Поляны – 2 модифицированные дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего вида естественнонаучной направленности "Охрана природы" и "Юный флорист", а также авторская дополнительная общеобразовательная программа "Экология города и здоровье горожан". В 2015 году МКОУ ЦДОД награжден Дипломом I степени за реализацию проекта «Мы твои друзья, природа» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных проектов».

    (слайд 16)

    9. Организация системы подготовки работников учреждений культуры, занимающихся вопросами экологического просвещения

    Только 11 муниципальных образований Афанасьевский, Верхошижемский, Вятскополянский, Кильмезский, Лузский, Омутнинский, Орловский, Санчурский, Слободской, Унинский районы и г. Кирово-Чепецк представили информацию по данному вопросу.

    В 6 районах были проведены семинары по следующим темам.

    В Верхошижемском районе - «Работа библиотек по Дням защиты от экологической опасности»,

    в Кильмезском - «Роль КДУ в экологическом воспитании населения района»,

    Лузском - «Школа нравственности «Воспитай в человеке добро»,

    Слободском - «По итогам конкурса «Лето -2015», экологическая номинация «Юннатское лето»,

    Орловском - «Библиотечные удачи: опыт работы библиотеки с детьми по экологическому воспитанию».

    В г. Кирово-Чепецке состоялись 2 мероприятия: консультация-семинар для сотрудников МАУК «ЦБС» города по инновационной теме «Зелёная книга в художественно-экологическом просвещении населения» - экологический проект в Год литературы» и Творческий отчёт по итогам работы библиотек по экологическому просвещению за 2015 год.

    Методические дни были проведены:

    в Унинском районе по теме: реализация экологической акции «Нашим рекам и озерам – чистые берега»),

    в Вятскополянском районе по 3-м темам: «Занятость детей в каникулярный период» (мероприятия экологической направленности, успешный опыт), «Деятельность учреждений культуры в летний период» (районный конкурс вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, среди муниципальных учреждений культуры), «Отдых с пользой» (экскурсионная деятельность детской студии развития «Умка»).

    В Омутнинском районе проведены: экологическая конференция «Инновационные формы работы в организации экологического просвещения пользователей», методическая площадка «Экология для всех» по экологическому воспитанию, и два открытых мероприятий - экологический праздник «Экология сегодня – это завтрашняя жизнь» и экологический час «Связь поколений».

    Безусловно, отсутствие работы со специалистами учреждений культуры не способствует развитию системы экологического просвещения, обмену опытом и нахождению инновационных форм работы с читателями. Здесь есть широкое поле деятельности. И это действительно надо делать.

    (слайд 17)

    10. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в библиотеках.

    Информация о мероприятиях не представлена Даровским, Зуевским, Кировочепецким, Котельничским, Немским, Опаринским районами.

    24 библиотеки–филиалы Кировской области работают по программам экологической направленности, 7 – реализуют экологические проекты. В 43 библиотеках действуют детские экологические клубы.

    Проведено более 2690 мероприятий, участниками которых стали более 43,2 тыс. человек.

    В библиотеках помимо массовых мероприятий все более активно проводятся природоохранные акции по уборке мусора, посадке цветов и деревьев.

    Среди наиболее интересных изданий можно отметить «Прекрасны на Вятке и лета и зимы»: времена года в творчестве местных поэтов (поэтический сборник) и буклет «Нормы экологической этики» Богородский район; серию брошюр в Арбажском районе «Есть такая профессия- защищать природу» (по разделам: «Страж, стрелок или охотник», «Лесной сторож», «Лесной инспектор», «Эколог»); буклет «Легенды Лежнинского озера» Пижанский район, дайджест «Глобальное потепление», Тужинский район.

    Хорошие результаты в 2015 году показали библиотечные системы Афанасьевского, Белохолуницкого, Кильмезского, Омутнинского, Слободского, Сунского, Пижанского, Яранского районов, городов Кирова, Кирово-Чепецка и т.д.

    Проведено большое множество интересных мероприятий, отмечу только некоторые.

    г. Кирово-Чепецк – 11 подготовлено электронных изданий (презентации, буктрейлеры, электронные викторины и видеообзоры), проведено 6 социсследований, 5 публикаций в СМИ. Это единственный район, который отметил, что у них оформлена подписка на периодические издания в количестве 15 комплектов.

    Лузская детская библиотека – итогом 4-х годичного курса обучения на занятиях экологического клуба «Росинка» (76 учащихся младших классов / общее кол-во посещений мероприятий - 866) стала выдача Дипломов «Юный эколог».

    МКУ «Слободская городская библиотека им. А. Грина» - в рамках экологической творческой программы библиотеки «Сохрани мир, в котором живёшь» действовали клубы «Экос», «Родничок», проведен конкурс поделок «Преврати мусор в красоту!» и конкурс-выставка фотографий «Чудеса природы Слободского». Созданы 10 мультимедийных презентаций («Вода-чудо природы» и др.), экологический поход младшей дружины клуба исторической реконструкции «Ладомир».
    Не могу не отметить результаты проведения областной библиотекой им. А.И. Герцена в 2015 году первого этапа областного проекта «Зеленая библиотека Вятки». Для участия в проекте поступило 15 заявок, 4 муниципальные библиотеки получили звание «Зеленая библиотека Вятки» - Центральная городская библиотека им. Н. А. Островского г. Кирово – Чепецка, Мосуновская сельская библиотека МБУК «Арбажская ЦБС», Савальская сельская библиотека МКУК Малмыжская ЦБС, Сунцовская сельская библиотека МКУ «Слободская ЦБС».

    (слайд 18)



    11. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в музеях

    23 муниципальных образования представили информацию по экологопросветительской работе на базе музеев области.

    Не представили информацию – Богородский, Вятскополянский, Даровской, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Немский, Опаринский, Омутниснкий, Свечинский, Слободской, Юрьянский, Яранский районы и г. Кирово-Чепецк.

    Основной блок экологопросветительских мероприятий по музеям – это музейные занятия, лекции, викторины.

    По объему работ следует выделить районный исторический музей и Дом-музей Ф.Э.Дзержинского в Верхнекамском районе, Арбажский районный краеведческий музей, МБУ «Кировский городской зоологический музей», Лебяжский районный краеведческий музей, Оричевский музей, Пижанский краеведческий музей, Слободской музейно-выставочный центр, Тужинский музей, Унинский историко-краеведческий музей.

    Интересные проекты и мероприятия.

    В течение года МБУ «Кировский городской зоологический музей», г. Киров проводил заочный эколого- образовательный проект «Соседи по планете» с заключительным очным этапом – интеллектуальным марафоном «Приключение бельчонка Сёмы», в Международный день музеев проведен экологический праздник «Мир пернатых и зверей ждет поддержи от людей», в летний период на базе музея проходил экологический лагерь «Зелёный мир» для лицея естественных наук, 24 ноября 2015 года проведены вторые городские биологические чтения памяти С.В. Маракова и иные мероприятия.

    Кикнурский краеведческий музей им. В.А. Шарыгина: «Животные в Великую Отечественную войну» - к 70-летию победы в В.О. войне, «Животный и растительный мир Кикнурского района», «Путешествие в страну мицилию» о грибах Кировской области.

    Краеведческим музеем Фаленского района организована «Встреча с поэтами Фаленского и Зуевского районов «Стихи о природе».

    (слайд 19)



    12. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения в домах культуры.

    Не представили информацию – Белохолуницкий, Даровской, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Лебяжский, Немский, Опаринский, Тужинский, г. Кирово-Чепецк.

    Анализ поступившей информации показывает, что в клубных учреждениях достаточно массово ведется работа по экологическому просвещению населения и организации природоохранных акций и мероприятий. При этом в ряде районов это все или практически все клубные учреждения: 21 – в Куменском, 19 – в Оричевском, 18 в Кильмезском, 15 в Верхнекамском и в Вятскополянском, 13 – в Омутнинском районах и т.д.

    Это также массовые и практические природоохранные мероприятия, приведу несколько примеров.

    В Арбажском районе – районный конкурс-фестиваль «Экология. Творчество», субботники, конкурс рисунков на асфальте "Экология глазами детей".

    В Верхнекамском районе – участие в акции «Марш парков» - организация шествия, раздачи листовок о правильном отношении к природе и оформление стенда «Заповедники Кировской области».

    Во всех клубах Верхошижемского района созданы информационные уголки по экологии, действуют два клубные любительские объединения экологической направленности.

    В Вятскополянском районе тоже действовали 2 клуба экологической направленности, проводились экскурсия, турпоход, фольклорные посиделки, реализован проект «Люби и знай родной свой край» на территории Гремячевского сельского поселения в летний период.

    В Оричевском районе - созданы экологические тропы, разработаны экологические маршруты, экскурсия волонтёров, турпоходы «От Пищалья до горизонта», «Лопатинское озеро-жемчужина района».

    В Слободском районе в 2015 году действовали: программа «Экологическая тропа «Тропинка робинзона» (Волковский клуб – филиал РЦКД Слободского района, создано 2 экотропы), экологический проект «Поход к Тополю – Дракону» (Бобинский ДК); Акция «Чистый вахрушевский пруд – это наш совместный труд!» (РЦКД Слободского района), Клуб экологических открытий «Эврика» Ильинский ДК.

    В Нолинском районе Шварихинским СДК организована агитбригада к Дню села (итоги месячника «За чистоту нашего села» и агитбригада, призывающая беречь природные водоёмы, Эко-экскурсия в соседнее село к целебному источнику и др.

    В Омутнинском районе 13 культурно – досуговых учреждений провели 94 мероприятия культурнопросветительской направленности, 31 мероприятие по уборке территории (акции, десанты, субботники, 4 мероприятия по очистке водоемов), разработаны буклеты к дням защиты от экологической опасности, оформляются информационные стенды.

    (слайд 20)

    13. Информация о реализации системы мероприятий в сфере экологического просвещения, организуемой общественными, молодежными и иными организациями.

    Не представлена информация Верхошижемским, Даровским, Зуевским, Кикнурским, Котельничским, Куменским, Лебяжским, Опаринским, Оричевским, Свечинским, Советским, Яранским районами и г. Котельничем.

    Инициаторами практических мероприятий по расчистке берегов рек, уборке мусора, в ряде случаев массовых просветительских мероприятий становятся отделы культуры, молодёжной политики и спорта (в Арбажском районе), Советы молодёжи (Ичетовкинское сельское поселение в Афанасьевском районе), детские волонтерские и общественные организации при образовательных организациях.

    Так, 9 больших природоохранных акций провела детская общественная организация «Содружество» МКОУ СОШ с.Пашино Афанасьевского района.

    Районное волонтерское объединение «Солнце внутри» Вятскополянского района провело 17 мероприятий - акции, субботники, флеш-моб, викторины, в которых приняли участие 180 человек.

    В г. Вятские Поляны в течение года действовали несколько организаций: волонтерский отряд «Путь к успеху»» КОГОБУ СПО «Вятско –Полянский механический техникум», Совет молодежи машиностроительного завода «Молот-оружие», Молодежная общественная организация «Автоклуб», Волонтерский отряд Многопрофильного лицея г. Вятские Поляны, Совет молодежи города Вятские Поляны, Молодежное информагенство «Время молодежи». Реализованы: экологическая акция "Нашим рекам и озерам - чистые берега"; Всероссийский экологический субботник "Зелёная Россия"; проекта "Лес Победы"; Благотворительное мероприятие "Посади своё дерево".

    Кирово-Чепецкая районная организация КОДОО «Юность вятского края» организовала и провела большой спектр мероприятий - трудовые экологические десанты, экомарафоны, акцию «Разноцветные скворечники», конкурсы экологических листовок и буклетов, постановки экологических сказок, благоустройство территорий, «Сады Победы» и др.

    В г. Кирово-Чепецке - городская организация Кировской областной общественной организации «Российский союз молодёжи» - провела комплекс добровольческих мероприятий; общественная организация «Наш город Кирово-Чепецк» - субботники по уборке лесных массивов, расположенных на территории города. Региональная общественная организация «Чепецк. ру» не первый год реализует проект раздельного сбора отходов (в учреждениях, некоторых торговых точках и образовательных организациях города установлены контейнеры для сбора батареек).

    В Слободском районе результатами работы волонтерского отряда «Денисовы – 3 D» (219 чел.) стали - экологическая тропа «Пульс Планеты», выпуск 3-х номера газеты «Зеленая Планета», 8 субботников (убрано мусора 4,5 тонны, посажено 110 деревьев и кустарников).

    Молодёжное Правительство города Слободского и Совет старшеклассников города Слободского очистили участок берега реки Вятка.

    В г. Кирове наиболее актуальными были 2 проекта, реализованные Добровольческим объединением «МИГ» МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт». Добровольческий скаут-проект «ЭкоДружина» позволил провести более 100 мероприятий: образовательные мини-курсы, добровольческая деятельность (акции, уборка территории, соцопрос, более 30 уроков). За время реализации проекта волонтеры города выявили 120 экологически неблагоприятных зон города, 75 проблемных точек подростки смогли устранить. По итогам работы создана «Экологическая карта добра» города Кирова. Проект реализуется совместно с управлением по делам молодежи физической культуре и спорту администрации города Кирова.

    Проект «Экокультура» - более 170 мероприятий (уроки в школах, семинары для волонтеров). Для реализации проекта были привлечены 94 волонтера, участниками экологических уроков стали 3044 школьника. Проведено 170 экологических уроков. Открыт 41 пункт приёма батареек. Собрано и отправлено на переработку совместно с организацией «Чепецк.ру» около 36000 батареек.

    (слайд 21)

    14. Распространение информации об экологическом образовании и просвещении в муниципальном образовании

    Не представлена информация 12 муниципальными образованиями: Даровским, Кикнурским, Кирово-Чепецким, Котельничским, Лебяжским, Опаринским, Оричевским, Омутнинским, Пижанским, Санчурским, Шабалинским районами, г. Котельничем.

    Информация размещалась в районных печатных газетах, на сайтах образовательных организаций, администраций муниципальных образований. Лучший район выбрать затруднительно, работа ведется практически на одном уровне. Информации есть и чисто экологические, и экологообразовательные и просветительские. Таким образом, несмотря на сложности с финансированием, в районных СМИ уделяется внимание вопросам формирования экологической культуры.

    (слайд 22)



    15. Основные информационные показатели по итогам деятельности.

    Представили информацию 18 муниципальных образований – Богородский, Верхнекамский, Верхошижемский, Вятско-Полянский, Зуевский, Кильмезский, Куменский, Немский, Омутнинский, Пижанский, Свечинский, Слободской, Тужинский, Яранский районы и города Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Слободской.

    Среди лучших муниципальных образований по данному направлению следует отметить Верхошижемский, Вятскополянский, Слободской районы, города Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Слободской.

    Всего за 2015 год издано: 8 сборников, 415 буклетов, опубликована 1 программа «Леса Верхнекамья», 1 стенд, 8 газет, листовок 437, плакаты – 50, памятки – 21, закладки – 242.

    Информационную продукцию издавали как учреждения культуры (в 10 муниципальных образованиях), так и образовательные организации.

    Например, в Зуевском районе 6 детскими садами издано 73 буклета, 6 плакатов, листовок и памяток – 153.

    В г. Слободском – работали детские сады, станция юных туристов и лицей № 9.

    В г. Кирово-Чепецке - МКОУ «Центр образования им. А. Некрасова» выпустило 31 плакат, 300 листовок, 6 школьных газет экологической направленности, МБОУ «Лицей» - буклет «Экологическая тропа «Зелёная линия».

    В Слободском районе – активно работали библиотеки. Изданы сборник материалов «Памятники природы Слободского района», 13 буклетов в 7 библиотеках-филиалах, в том числе «Деревья – живые памятники Шиховского поселения», «Лесной этикет от Бабы Яги: правила поведения в лесу», «Сосна – лесная целительница».

    В г. Кирове изданы:

    Рабочая тетрадь для участников проекта «ЭкоДружина» (управление по делам молодежи, физической культуре), сборник «Город Киров – среда обитания»: материалы конкурса научных и творческих работ по социальной экологии (МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»), Информационные памятки «День без автомобиля проведи, чистым воздух сохрани!» и др. («Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова»), буклет «Экология и дети» (МБОУ СОШ №56).

    (слайд 23)



    16. Информация об использовании серии тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика», Киров, 2012 по направлениям экологопросветительской деятельности

    Мы не зря вставили этот вопрос в форму отчета. Мы заинтересованы в том, чтобы их использовали, так как сборники действительно получились информационные. Напоминаю, что в 1-м сборнике «Классическая экология» есть диск, на котором записаны все материалы, поэтому их можно скачать и использовать.

    Еще раз обращаем вниманием, что по 3 комплекта сборников переданы в библиотеки во все муниципальные образования. По вашим отчетам было выявлено, что не все знают о сборниках.

    Поэтому настоятельно просим информировать организации образования и культуры о наличии и возможности использования данных сборников.

    (слайд 24)

    17. Аналитические выводы по итогам развития системы экологического образования и просвещения в муниципальном образовании за 2015 год с описанием инновационных и наиболее интересных мероприятий (проектов, программ) в системе образования, культуры, общественной деятельности.

    Здесь мне хотелось бы поблагодарить те районы и города, которые дали информацию по данному пункту. Их было немного - 14, порой это всего две строчки, но это уже анализ и это уже неплохо.

    Особенно хочется выделить передовой опыт нескольких муниципальных образований: Богородский, Верхошижемский, Кильмезский, Пижанский, города Киров, Кирово-Чепецк, Слободской. Это и описание интересных мероприятий, проектов, и комплекса работы по экообразованию.

    Богородский район. Центральная детская библиотека совместно с районным центром культуры и досуга провели игру «Джунгли зовут». Все участники игры (дети и взрослые) окунулись в мир Джунглей, здесь были лианы, змеи, различные пауки, скорпионы, все напоминало о том, что мы находимся в Джунглях. Разделились на 2 команды «Хищники» (мальчики) и «Травоядные» (папы и дедушки). Девочки и мамы «болели» за команды. Итак, приветствие команд. 1 конкурс «Зарядка для ума»: команды отвечали на интересные вопросы. Потом участники изображали разных животных, переправлялись через болото, ловили рыбу, готовили обед и др. Никто не хотел уступать. Команда пап и дедушек горела желанием победить мальчишек. Но все- таки в конце команда «Хищников» (т.е. мальчишек) в нелегкой борьбе вырвала победу. Радости не было предела, а сколько положительных эмоций вызвало это мероприятие.

    Верхошижемский район – проведена серьезная работа по организации Дней защиты от экологической опасности, конкурса «Экологически чистый населенный пункт», в котором приняли участие восемь поселений района. По результатам проведения районного конкурса комиссией признаны два победителя: Мякишинское и Среднеивкинское сельские поселения.

    г. Кирово-Чепецк. В образовательных организациях города успешно реализуются как отдельные мероприятия, так и программы экологической направленности.

    С 2014 года одним из приоритетных направлений работы МБОУ «Лицей» является экологическое воспитание. В лицее разработан и реализуется проект «Экологическая тропа «Зелёная линия». В рамках проекта проводятся экскурсии по тропе для учеников начальной школы и детей детских садов. Старшеклассники участвуют в школьном экологическом мониторинге. В настоящее время совместно с предприятием УРАЛХИМ восстановлена теплица, поэтому исследовательская работа будет продолжена на более высоком уровне.

    В МКОУ «Центр образования им. А. Некрасова» успешно реализуется программа дополнительного образования «Наш край» во 2-4 классах.

    Коллектив МБОУ гимназии № 2 над проблемой формирования экологической культуры педагогический коллектив гимназии №2 работает с 1994 года. В школе реализуется Программа развития экологической культуры, которая является частью комплексной программы «Формирование адаптивной здоровьесберегающей образовательной среды гимназии №2». Основной целью экологического воспитания является создание комплекса условий для формирования и развития практических умений и навыков учащихся в решении экологических ситуаций. В рамках реализации данной программы обеспечивается формирование экологической культуры через урочную и внеурочную деятельность. Организованы научное общество гимназистов, деятельность экологических отрядов и экологических патрулей.

    Среди инновационных форм работы, организованных библиотеками города можно выделить: «Театр чарушинских героев» с рядом спектаклей по произведениям Е. Чарушина, виртуальный литературно-экологический календарь «Я с книгой открываю мир природы», созданный на основе литературных произведений и экологических дат, забор-газету «Всё, что хочешь, но только о собаке», созданная читателями библиотеки.

    Большую практическую значимость в вопросах экологического просвещения и образования имеет взаимодействие образовательных организаций, учреждений культуры с общественными организациями города. При их поддержке осуществляются крупные просветительские проекты, проводятся акции по очистке и благоустройству территорий лесных массивов, берегов реки и иных территорий.



    Кильмезский район. Наиболее запомнившиеся и значимые мероприятия - районный праздник «День экологических знаний», конкурс агитбригад. В последние годы активизировалась деятельность по уборке и благоустройству территорий. Жители района принимают активное участие во всех проводимых акциях. Больше стало уделяться внимания чистоте водоемов и мест отдыха в лесу. Большая работа по экологии проводится библиотеками, музеем, образовательными учреждениями.

    Пижанский район. В марте 2015 г. в образовательных организациях района начата реализация проекта «Экологическая тропа – «учебный кабинет» в природе». При каждом образовательном учреждении создана экологическая тропа (в некоторых учреждениях находится в стадии доработки).

    Наименование образовательного учреждения

    Описание экологической тропы

    МКОУ ООШ д. Безводное

    Экологическая тропа протяженностью 1 км 200 м в окрестностях д. Безводное:

    - «Историческая» (история возникновения деревни);

    - «У сосны» (молодые посадки – проводятся конкурсы, викторины и т.д.);

    - «Загрязнение» (сухой лог с бытовыми отходами – виды бытового мусора);

    - «Гидрологическая» - бассейн р. Тумшинка.


    МКОУ СОШ с УИОП пгт Пижанка

    Экологическая тропа при школе.

    Станции: голосеменные; мхи и лишайники; сад и огород; невидимый мир; цветник; рябина обыкновенная; столовая для птиц.



    МКОУ ООШ д. Ахманово

    Станции: «ГСМ», «Свалка», «Лес», «Балка», «Агроценоз», «Луг», «Дорога», «Пастбище», «Пруд», «Животноводческий комплекс».

    МКОУ ООШ с. Воя

    12 станций: школьный двор, как экологическая среда, огород и сад, пасека, родник «Журавушка», почвенный разрез, река Войка и т.д.

    МКОУ ООШ д. Русская Шуйма

    Протяженность – 1,5 км, станции: аллея, водоёмы, луговая, полевая, лесная, оздоровительная.

    МКОУ ООШ д. Павлово

    Станции: школьный двор, жизненные формы, пришкольный участок, этажи леса, водоём, зеленая аптека.

    В октябре каждая школа отчиталась на слёте юных экологов о выполнении проекта в своих организациях. Лучшие проекты стали победителями и призерами районного конкурса экологических и природоохранных проектов, а коллектив МКОУ СОШ с УИОП пгт Пижанка, за реализацию проекта «С чего начинается Родина…» (руководитель – Наумова Оксана Николаевна, учитель географии) занял II место в областном конкурсе практических и природоохранных проектов.

    Работа по экологическому просвещению населения в учреждениях культуры дает свои результаты. Люди активнее стали участвовать в субботниках по приборке улиц, скверов, парков, посадке зеленых насаждений. Появилось много активистов, следящих за чистотой водоемов. В зимний период открываются «птичьи столовые». Особенно большую активность проявляют члены экологического клуба «Подснежник» (руководитель Л.А. Жаворонкова) Пижанской районной баблиотеки.



    г. Слободской. Работа по развитию системы экологического образования и просвещения ведется в каждой образовательной организации. Центром экологической работы являются МКОУ ДОД ДДТ (Дом детского творчества) и МКОУ ДОД СЮТур (Станция юных туристов). Большую работу по данному направлению проводят учреждения культуры (например, МКУ «Слободская городская библиотека им. Грина»). Интересно прошла социальная акция «Мусор не бросайте здесь, город чистым будет весь» (МКДОУ д\/с «Тополек», во время которой дети вместе с воспитателем проделали следующее:


    - Экскурсия по ул. Володарского к несанкционированным свалкам

    - Трудовой десант на территории детского сада.

    - Конкурс рисунков

    - Проведение НОД «Берегите наш город от мусора»

    - Проведение опыта «Как быстро разлагается мусор»

    - Выставка поделок из бросового материала « Мусорная фантазия»

    - Создание книги «Энциклопедия мусора»

    - Создание плаката «Мусор не бросайте здесь – город чистым будет весь!»


    - Шествие с плакатом к несанкционированной свалке и его установка. Главное: Результат акции был реальным! Несанкционированная свалка на перекрестке улиц К. Маркса и ул. Володарского была ликвидирована коммунальными службами, а плакат все лето напоминал жителям ближайшего микрорайона о том, что мусорить в родном городе нельзя!

    г. Киров. В рамках различных направлений экологического воспитания и просвещения продолжается развитие у населения (учащихся, молодежи, педагогических работников, родителей) экологического мышления, творчества, патриотизма, духовно-нравственных качеств (ответственности, социальной активности, сопереживания), имеющих важное значение для повышения социальной активности молодежи в плане сохранения экологии и решения социально-экологических проблем в г. Кирове.

    Интересной находкой в июле 2015 года стало проведение МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт» всероссийской передвижной выставки «Про отходы» совместно с комитетом гражданских инициатив и коалиция «Про отходы» Экспозиция была представлена на базе Центра и открыта для жителей города в каникулярное время.

    Управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова был дан старт пилотному скаут-проекту «ЭкоДружина» с использованием скаутской технологии работы с молодежью. Проект, выстроенный по данной технологии, оказался эффективен. Школьники и студенты 2 месяца были погружены в образовательную деятельность с практической работой в своих микрорайонах города. В связи с этим организаторами было принято решение продолжить данный проект в следующем году на весь календарный год.
    18. Предложения по развитию системы экологического образования и просвещения в Кировской области на 2016 год

    Формирование экологической культуры является жизненной потребностью современного общества и без нее невозможно дальнейшее развитие и процветание регионов.

    Во всех муниципальных образованиях Кировской области, представивших информацию по данному вопросу, развитию системы экологического образования и просвещения внимание уделяется в той или иной степени. Где-то больше налажена работа в дошкольных образовательных учреждениях, где-то – в школах и домах детского творчества, где-то – в библиотеках и Домах культуры.

    Разнообразие предлагаемых форм и методов работы достаточно велико. За 2015 год появились новые инновационные проекты и решения, отмеченные в соответствующих пунктах отчетов.

    Выявлены также слабые стороны в системе формирования экологической культуры населения:

    отсутствие в ряде муниципальных образований экологических советов, в функции которых входит развитие экологического образования и просвещения;

    низкий уровень финансирования мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения;

    отсутствие системного взаимодействия в МО между организациями образования, культуры, органами власти;

    недостаточный уровень подготовки работников учреждений культуры;

    низкий уровень использования сборников «Экологическая мозаика».


    Согласно поступившим отчетам, в муниципалитетах ставят первостепенную задачу:

    Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей приоритетным направлением и важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.

    Поступившие предложения в этом направлении можно разделить на ряд групп:

    Первое – те, что относятся к федеральному уровню компетенции – например, включить в базовый учебный план предмет «Экология».

    Второе – то, что может быть решено на уровне области.

    Издать серию учебно-­методических пособий, учебных видеофильмов для педагогов, студентов, обучающих экологической культуре игр, фильмов, книг для детей и родителей или продолжить обеспечение образовательных организаций и учреждений культуры методическими пособиями, литературой и мультимедийными продуктами для организации эколого-просветительской деятельности.

    Увеличить финансирование программ экологической направленности.

    Оснащение школ оборудованием для экологических исследований.

    Организовать телепередачи для детей на экологическую тему.



    В СМИ различного уровня вести постоянную информационную рубрику по формированию экологической культуры населения и охране окружающей среды.

    Организация курсов-практикумов (в летнее время) по экологическому образованию.

    Организация семинаров по вопросам "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся".

    Организация экологического движения «Эколята – дошколята», «Эколята», «Молодые защитники природы» в общеобразовательных организациях.



    Конечно, мы все понимаем, что в современных условиях трудно рассчитывать не только на достаточное, но и на минимальное финансирование. Но ваши предложения, вопросы и выявленные слабые стороны процесса экообразования и просвещения мы будем рассматривать совместно с министерствами образования и культуры.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Анализ развития системы экологического образования и просвещения в муниципальных образованиях Кировской области за 2015 год

    Скачать 363.93 Kb.