• Закрепление изученного материала.
  • II . Концерт - повторение и расширение понятия.
  • III . Повторение пройденного и углубление знаний.
  • IV . C лушание музыки - знакомство с новым произведением.
  • V . Познавательная информация.
  • VI . Разучивание новой песни.
  • VII . Музыкальная викторина - фрагменты сочинений Фридерика Шопена.

  • Скачать 92.07 Kb.


    Дата20.01.2019
    Размер92.07 Kb.
    ТипПлан-конспект

    Скачать 92.07 Kb.

    Аоно лицей



    АОНО Лицей «ЭКУС»

    План-конспект уроков:

    «Инструментальный концерт»

    «Антонио Вивальди «Времена года»

    (6 класс)

    Учитель музыки лицея



    «ЭКУС»

    Серик Любовь Алексеевна



    Подольск


    20 февраля 2016 г.

    Задачи урока:

    Познакомить с зарождением и развитием жанра камерной музыки- инструментального концерта (на примерах концертов «Весна» и «Зима» цикла «Времена года А. Вивальди»), а также закрепить представление о различных видах концерта, расширить представление о программной музыке.



    1. Закрепление изученного материала.

    На уроках музыки в первом полугодии мы знакомились с различными жанрами вокальной музыки и с теми музыкальными образами, которые она раскрывает.

    -Какую музыку мы относим к вокальной ?

    -Какие жанры вокальной музыки вы можете вспомнить ?

    Итальянское vocale ознает голосовой.

    Пение - самый древний вид искусства, все вокальные произведения тесно связаны с поэтическим текстом.

    -Какие произведения составляют исключение?

    -Какое произведение этого жанра вам известно?

    Со второго полугодия мы начали изучение произведений различных жанров инструментальной музыки.



    -Если брать исполнительские составы, для которых она написана, то на какие две большие группы можно разделить всю инструментальную музыку?

    -Какой жанр является ведущим в симфонической музыке?

    -Какие жанры камерной музыки мы уже знаем?

    -Кто из известных вам композиторов написал много камерной музыки?

    -С чем это было связано?

    II. Концерт - повторение и расширение понятия.

    -Что означает слово «концерт»?

    С одной стороны, концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе (бывают концерты литературные, хореографические, эстрадные и др.), с другой стороны - это музыкальное произведение, в основе которого лежит контраст одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра.

    ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

    Konzert - немецкий

    Concerto - итальянский, согласие

    Concerto – латинский, состязаюсь



    -В чём здесь секрет?

    Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром. И в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

    Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора. В русской музыке широко применяется жанр хорового духовного оркестра.

    - Кто является основателем жанра хорового духовного оркестра?

    - С каким произведением в этом жанре вы знакомы?

    III. Повторение пройденного и углубление знаний.

    Демонстрация репродукций картин:

    С. Боттичели «Весна», Рембрандт «Флора», Ф. Гужон Рельеф «Нимфы»

    -О каком времени какой эпохи, каком стиле пойдёт сегодня речь на уроке?

    Стиль барокко был характерен для культуры и искусства Западной Европы с 1660 г., когда появилась итальянская драма для музыки (опера), до 1750 г., когда ушёл из жизни И.С. Бах, который был ярким представителем этого стиля в музыке.

    Демонстрация портрета И.С. Баха.

    Стиль барокко (в переводе с итальянского - причудливый) - один из самых красивых и изысканных стилей в искусстве. Восприятие природы, как единого целого, гармоничного и познаваемого, характерно для этого стиля. Именно в эту эпоху рождается убеждение, что природу можно воспроизвести, как бы овладеть реальностью, имитация реальности неразрывно связана с её познанием. Барокко вызвало настоящее потрясение, показав, что познание бесконечно и в этом его ценность. Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Барокко как художественному стилю присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей и слушателей, подчёркивало драматичность душевных переживаний человека. В эпоху барокко были изобретены так же музыкальные формы, которые, претерпев изменения, существуют в настоящее время.

    Сегодня пойдёт речь об инструментальном концерте, как жанре камерной музыки, и о создателе этого жанра - итальянском композиторе и виртуозе -скрипаче Антонио Вивальди.

    Демонстрация портрета композитора.



    IV. Cлушание музыки - знакомство с новым произведением.

    Известно около 450 инструментальных концертов А. Вивальди, но вершиной его творчества является цикл «Времена года», который объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti в оркестре.



    -Что означает слово «tutti»?

    Запись в тетради:

    Антонио Вивальди (1678-1741) - создатель жанра инструментального концерта.

    Цикл «Времена года» (Звучит в записи 1-я часть концерта «Весна»).



    -С каким временем года ассоциируется эта музыка?

    -Какие выразительные и изобразительные средства использовал композитор, чтобы показать нам красоту и изменчивость весенней природы?

    -Как средствами музыки композитор передал пение птиц, журчание ручейков, вспышки молний?

    Запись в тетради:

    Весна 1 часть.

    Особенностью концертов цикла «Времена года» является их программность.



    -Что отличает программную музыку?

    В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна», «Лето», «Осень, «Зима». Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.



    "Весна" (La Primavera)

    Весна грядет! И радостною песней

    Полна природа. Солнце и тепло,

    Журчат ручьи. И праздничные вести

    Зефир разносит, Точно волшебство.

    Вдруг набегают бархатные тучи,

    Как благовест звучит небесный гром.

    Но быстро иссякает вихрь могучий,

    И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

    Цветов дыханье, шелест трав,

    Полна природа грез.

    Спит пастушок, за день устав,

    И тявкает чуть слышно пес.

    Пастушеской волынки звук

    Разносится гудящий над лугами,

    И нимф танцующих волшебный круг

    Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки.

    Пение вокализом мелодии 2-ой части концерта «Зима»

    Как счастлив тот, кого теплом и светом

    Родной очаг укрыл от зимней стужи,-

    Пусть снег и ветер злится там, снаружи…..(Звучит «Зима», 2-я часть)

    -Как взаимосвязаны музыка этой части и поэтические строки сонета?

    -Что передаёт спокойная, напевная, задушевная мелодия, звучащая в исполнении скрипки соло?

    В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта:1-ая часть - быстрая и энергичная, обычно без медленного вступления, 2-ая часть- лирическая, певучая, более скромная по размерам, 3-я-финал, подвижный, блестящий.



    V. Познавательная информация.

    Антонио Вивальди был одним из наиболее прогрессивных композиторов эпохи барокко. Он пребывал в неустанных поисках славы и богатства, но неизменно оставался плодовитым композитором.

    А. Вивальди родился в 1678 г. в Венеции. После рождения его немедленно крестили, поскольку думали, что ребёнок погибает, но он выжил. Тот день в Венеции ознаменовался землетрясением.

    В то время Венеция была крупным музыкальным центром, который насчитывал по меньшей мере, шесть полномасштабных оперных трупп. Вивальди родился в «музыкальном мире» - его отец был ведущим скрипачом в капелле Собора святого Марка. Мальчик рано проявил интерес к музыке, и отец сам взялся за обучение ребёнка игре на скрипке и клавесине.

    В юности Вивальди продолжил своё музыкальное образование, а так же подготовку к принятию церковного сана. Это был единственный способ получить образование. Из-за плохого состояния здоровья (астма или ангина) он получил особое разрешение жить в кругу семьи во время учёбы. А. Вивальди пыл рукоположен в сан священника в 1703 году. Став публичным человеком, он тут же получил прозвище il Prete Rosso («рыжий священник») из-за своих рыжих волос (по той же самой причине его отец был известен как Rossi «рыжий»). Через некоторое время после посвящения он публично отказался служить мессу, ссылаясь на плохое здоровье. Многие историки пересказывают анекдотическую историю (возможно, не достоверную, но показательную) о том, что однажды во время службы «Рыжий священник», к удивлению прихожан, спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. За это Вивальди едва не подвергся серьёзному наказанию, и впредь ему было запрещено служить мессу, что было только на руку музыканту. Поскольку с духовенством было покончено, этот случай помог Вивальди стать «подходящим кандидатом» на должность преподавателя скрипки в Ospedale Della Pieta. Это был дом попечения сирот, который славился как лучшая музыкальная школа для девочек. Всё более громко и хвалебно распространялась молва о сочинениях Вивальди и его музыкальных талантах.

    Вивальди был чрезвычайно плодовитым композитором, однажды он хвастался, что в состоянии сочинить концерт быстрее, чем переписчик мог бы его записать. Один из лучших художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, вернувших на передний план в Искусстве открытую эмоциональную страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство.



    VI. Разучивание новой песни.

    Интерес к музыке Вивальди не иссякает. Его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка яркая и не теряет своих красок.



    -В чём секрет такой популярности музыки А. Вивальди?

    Слушая музыку композитора далёкого прошлого, мы понимаем, что радовало и огорчало человека, к чему он стремился, о чём он размышлял и как воспринимал мир. Нам понятна эта музыка, потому что чувства, мысли, переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. (Звучит «Под музыку Вивальди» (муз. С. Никитина и В.Берковского, сл. А. Величанского)



    Разучивание мелодии и текста песни. Работа над дыханием, звуковедением и дикцией

    VII. Музыкальная викторина - фрагменты сочинений Фридерика Шопена.

    1. Прелюдия №7 (ля мажор);

    2. Мазурка №1 (си-бимоль) мажор, соч.7);

    3. Вальс №10 (си минор);

    4. Полонез №3 «Военный»;

    5. Этюд №12 «Революционный».