• .1.2Основополагающие принципы
  • .1.2.1Область регулирования
  • .1.2.2Определение технологических подходов
  • .1.2.2.2.Использование метаязыка представления данных
  • .1.2.2.3.Сопровождение метаданными
  • .1.2.2.4.Браузер, как универсальный клиент
  • .1.2.3Определение соответствия систем требованиям АПО
  • .1.2.4Поддержка унаследованных систем
  • .1.2.4.2.Использование посредников



  • страница1/4
    Дата18.09.2017
    Размер0.57 Mb.
    ТипРеферат

    Архитектура программного обеспечения


      1   2   3   4

    ЗАО "ЛАНИТ"


















    Архитектура программного обеспечения




    Версия 0.5

    Редакция 24.08.05















    2005

    РЕФЕРАТ

    Объем документа:

    Страниц - . Таблиц – 4. Иллюстраций – 3. Приложение – 1.



    Ключевые слова:

    АРХИТЕКТУРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ПРОФИЛЬ СТАНДАРТОВ, СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ, ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ, ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА, ОТКРЫТЫЙ СТАНДАРТ, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СТАНДАРТА.



    Текст реферата:

    Документ описывает архитектуру программного обеспечения (АПО), как комплекс взаимоувязанных решений по основополагающим принципам выбора технологий для создания программ в информационных системах электронного госудраства (ЭГ), интеграции информационных систем ЭГ, а также требований к необходимым для разработки и функционирования этих программ техническим средствам и иным видам обеспечения.

    Документ включает описание:


    • Принципов интеграции программного обеспечения, функционирующего в органах государственной власти (пп. 1.2.2.1-1.2.2.3, раздел 4).

    • Требований к единой системе профилей, учитывающих особенности архитектуры государственных интегрированных информационных систем и обеспечивающих координацию и взаимодействие технологических решений, используемых в органах государственной власти (раздел 2).

    • Принципов поддержания актуальности профилей АПО, обеспечивающих, с одной стороны, стабильность и предсказуемость информационно-технологических требований, а с другой - своевременное включение в состав профилей АПО современных информационных технологий, прозрачность и публичность этого процесса (пп. 2.3-2.4),

    • Системы статусов спецификаций, используемой в профилях АПО, в т.ч. критериев отнесения спецификаций к обязательным или рекомендуемым (п. 2.4.2).

    • Принципов проектирования и разработки программных систем, включая: открытость стандартов (п. 1.2.1.2), возможность межпрограммного взаимодействия (пп. 1.2.2.1-1.2.2.3, 4.2.-4.3, интеграция с унаследованными системами – 1.2.4), защищенность, масштабируемость, устойчивость, доступность и др. (раздел 4, в частности, п. 4.4).

    Документ является нормативно-техническим. Обоснования изложенных в нем требований и принципов приводятся только в той степени, в которой они необходимы для понимания и правильного применения положений документа. Расширенные обоснования выбора тех или иных решений, сведения об их источниках и комментарии приведены в Пояснительной записке к АПО.

    Содержание

    1 общие сведения 5

    .1.1 Предмет документа 5

    .1.2 Основополагающие принципы 5

    .1.2.1 Область регулирования 5

    .1.2.2 Определение технологических подходов 6

    .1.2.2.1. Использование специфицированных интерфейсов 6

    .1.2.2.2. Использование метаязыка представления данных 7

    .1.2.2.3. Сопровождение метаданными 7

    .1.2.2.4. Браузер, как универсальный клиент 7

    .1.2.3 Определение соответствия систем требованиям АПО 8

    .1.2.4 Поддержка унаследованных систем 9

    .1.2.4.1. Определение минимального уровня совместимости. 9

    .1.2.4.2. Использование посредников 10

    .1.2.4.3. Миграция 11

    2 Использование стандартов. единая Система профилей 12

    .2.1 Предпосылки 12

    .2.1.1 Общие вопросы унификации архитектурных решений 12

    .2.1.1.1. Проблемы и вызовы 12

    .2.1.1.2. Определение целей и задач 13

    .2.1.1.3. Определение базовых подходов 13

    .2.1.2 Определение базовых понятий стандартизации АПО 14

    .2.1.2.1. Стандарты и спецификации 14

    .2.1.2.2. Стандарты де-факто 15

    .2.1.3 Профили 16

    .2.2 Структура Главного профиля стандартизованных спецификаций 18

    .2.2.1 Архитектурный уровень 20

    .2.2.2 Функциональный уровень 20

    .2.2.3 Локальный уровень 21

    .2.3 Принципы выбора спецификаций 21

    .2.3.1 Требования 21

    .2.3.2 Приоритеты 22

    .2.4 Жизненные циклы 24

    .2.4.1 Жизненный цикл Главного профиля 24

    .2.4.2 Жизненный цикл стандартизованных спецификаций 25

    .2.5 Переводы 28

    3 Архитектурная модель 29

    .3.1 Использование эталонных моделей 29

    .3.2 Базовая функциональная модель ODP-RM 31

    4 Архитектурные требования и рекомендации 33

    .4.1 Организационная точка зрения 33

    .4.1.1 Юридические механизмы 33

    .4.1.2 Уровни внешнего взаимодействия 33

    .4.2 Информационная точка зрения 35

    .4.2.1 Использование метаязыка 35

    .4.2.2 Метаданные 35

    .4.3 Компонентная точка зрения 37

    .4.4 Инженерная точка зрения 38

    .4.5 Технологическая точка зрения 39




    1общие сведения

    .1.1Предмет документа


    Настоящий документ описывает архитектуру программного обеспечения (АПО) – комплекс взаимоувязанных решений по основополагающим принципам выбора технологий для создания программ в информационных системах электронного госудраства (ЭГ), интеграции информационных систем ЭГ, а также требований к необходимым для разработки и функционирования этих программ техническим средствам и иным видам обеспечения.

    .1.2Основополагающие принципы


    Современному электронному правительству требуются способные к взаимодействию информационные и коммуникационные системы, которые (в идеальном случае) прозрачно интегрируются друг с другом. Возможность взаимодействия (интеграции) информационных и коммуникационных систем может быть достигнута за счёт использования однозначно определенных стандартов и спецификаций. АПО определяет необходимые стандарты, форматы и спецификации, устанавливает для них правила соответствия и обновляет их с учётом инноваций в области высоких технологий.

    В общем случае АПО не устанавливает прямых технических требований к каким либо параметрам и свойствам программного обеспечения, а регулирует их путем определения порядка создания, обновления и использования взаимоувязанных совокупностей существующих стандартизованных спецификаций (систем профилей), учитывающих особенности архитектуры государственных интегрированных информационных систем и обеспечивающих координацию и взаимодействие технологических решений, используемых в органах государственной власти.


    .1.2.1Область регулирования


    Требования АПО обеспечивают защиту интересов государства и его граждан при:

    • создании (проектировании, разработке, внедрении) и интеграции новых информационных систем электронного государства;

    • интеграции унаследованных информационных систем, разработанных до принятия АПО;

    • организации и поддержке информационного взаимодействия субъектов электронного государства.

    Определения по разделу:

    Информационная система ЭГ (информационная система, система, ИС) – интегрированная совокупность программных, технических, организационных и иных средств (видов обеспечения), предназначенная для решения конкретных задач электронного государства.

      Субъект электронного государства – физическое или юридическое лицо (равно как иная юридически определенная организационная структура), являющееся участником государственных административных процессов и использующая для этого информационно-коммуникационные технологии в рамках институтов электронного государства.

    .1.2.2Определение технологических подходов

    .1.2.2.1.Использование специфицированных интерфейсов

    Как минимум все внешние интерфейсы информационных систем электронного государства (то есть интерфейсы, через которые осуществляется взаимодействие с внешними пользователями и смежными информационными системами других владельцев), должны быть описаны с использованием формализованных в АПО методик. При реализации интерфейсов должны в обязательном порядке использоваться средства, методы и технологии, установленные в АПО для соответствующего круга задач, при этом допускается использование расширений и дополнений, не противоречащих базовой спецификации. Такие расширения и дополнения также должны быть документированы.

    Интеграция программ в информационных системах ЭГ должна осуществляться только через известные (декларированные разработчиком) и специфицированные интерфейсы. В рамках инфраструктурного обеспечения АПО должно предусматриваться создание средств поддержки интеграции (реестров внешних интерфейсов информационных систем ЭГ, средств доставки стандартизированных сообщений между интерфейсами и т.п.).

    При выборе программного обеспечения для нужд ЭГ предпочтение должно отдаваться системам, использующим специфицированные интерфейсы не только для внешнего, но и для внутрисистемного взаимодействия.

    Определения по разделу:


      Владелец информационной системы – орган государственной власти и субъект электронного государства, осуществляющий свои государственные функции с помощью данной системы и определяющий порядок ее эксплуатации в рамках административного регламента. В контексте данного определения не затрагиваются вопросы имущественных прав на систему, т .е. владелец системы не обязательно должен быть собственником ее компонентов (например, для системы может использоваться арендованное программное обеспечение, исполняемое на межведомственной серверной площадке, система может находиться у владельца в оперативном управлении и т.п.).

    Внешний пользователь – субъект электронного государства, не связанный отношениями прямого подчиненения с владельцем (оператором) информационной системы (в отличие от внутренних пользователей, персонала и эксплуатационный персонала системы). Далее в тексте документа в случаях, когда это очевидно из контекста, слово «внешний» может опускаться, при этом для внутренних пользоватей используются термины «персонал» и «эксплуатационный/обслуживающий персонал».

    Оператор информационной системы – организация (юридическое лицо), осуществляющая непосредственную техническую эксплуатацию информационной системы (обеспечение ее работоспособности), в т.ч. по договору с владельцем системы.
    .1.2.2.2.Использование метаязыка представления данных

    В тех случаях, когда смежным системам требуется обмениваться структурированными данными, и в АПО не определен специальный формат для данного типа данных, программы должны использовать для их представления метаязык XML, описывая конкретные структуры прикладных данных с помощью средств, стандартизованных в АПО.

    Описание структур всех данных, используемых при информационном обмене, должно быть открытым и доступным для всех взаимодействующих сторон. В рамках инфраструктурного обеспечения АПО должно предусматриваться создание реестров описаний схем и форматов данных, используемых для информационного обмена между системами ЭГ.



    В случае если для какой-либо ранее внедренной информационной системы ЭГ уже было разработано и опубликовано описание какого-либо типа данных на метаязыке, и оно удовлетворяет функциональным требованиям к вновь создаваемой системе, её разработчики должны отдавать предпочтение существующему формату.
    .1.2.2.3.Сопровождение метаданными

    В основу взаимодействия систем электронного государства должен быть положен обмен учетными объектами, то есть целостных совокупностей первичных учетных данных (как правило, электронных документов), снабженных отчуждаемыми метаописаниями (совокупностями вторичных учетных данных), используемыми для поиска, обработки и каталогизации (определения использованных в настоящем разделе понятий области учета данных см. в документе «Концепция государственного учета»).
    .1.2.2.4.Браузер, как универсальный клиент

    Использование браузера в качестве универсального клиента
    приложений электронного государства ставит своей целью предоставление равных возможностей доступа граждан к возможностям электронного государства.

    1. С началом внедрения электронной отчетности налогоплательщиков в государственных пенсионных фондах и налоговых органах был разработан целый ряд взаимно несовместимых программ-клиентов, зачастую привязанных к конкретным технологическим платформам (в частности, к операционной системе DOS). Срок жизни этих приложений оказался больше, чем срок жизни платформы. В результате некоторые налогоплательщики были вынуждены поддерживать парк устаревшего оборудования исключительно с целью предоставления отчетности, то есть, по сути, финансируя потребности государства сверх установленных законом налогов и сборов, что прямо нарушает Конституцию. Между тем веб-технологии продемонстрировали хорошую стабильность и способность к поддержке совместимого развития – решения десятилетней давности, использующие в качестве клиентской программы браузер, успешно работают до сих пор.

    Под использованием браузера в качестве универсального клиента подразумеваются следующие принципы:

    1. Информационные системы электронного государства, для которых установлена обязанность предоставлять доступ гражданам, должны реализовывать доступ ко всем юридически значимым (определенным в соответствующем административном регламенте) функциям через Интернет по стандартизованным в АПО протоколам, ориентированным на веб-интерфейс. В других случаях (включая предоставление сервисных функций и предоставление услуг сотрудникам госорганов) использование браузера в качестве основного клиента для внешних пользователей является рекомендуемым и должно предпочитаться во всех случаях, где возможности универсальных браузеров (с учетом ниже указанных ограничений) обеспечивают разумный уровень удобства пользования интерфейсом.

    2. В веб-интерфейсах следует отказываться от использования нестандартизованных в АПО активных компонентов, чтобы не принуждать пользователя к снижению порога безопасности в браузере и не порождать несовместимые со стандартными браузерами реализации. В случаях, когда функцию интерфейса невозможно осуществить стандартными средствами, следует использовать только подписанные приложения, безопасность которых подтверждена в установленном порядке.

    3. Информационные системы электронного государства не должны записывать на компьютер пользователей никаких программных компонентов или данных, влекущих к потере пользователем контроля над своим компьютером.

    .1.2.3Определение соответствия систем требованиям АПО


    Соответствие АПО является обязательным для всех систем, которые задействованы в приложениях и услугах электронного государства. При поставке готовых программ (то есть программ, которые не разрабатывались специально по госзаказу, а только устанавливаются и настраиваются) должны выбираться продукты, которые совместимы с принципами АПО.

    Соответствие (конформность) программ требованиям настоящей архитектуры может быть определено только в составе или по отношению к конкретной информационной системе электронного государства. АПО не накладывает априорных запретов на какие-либо программы, технологии, производителей и т. д. АПО описывает разрешённые технические рамки разработки, эксплуатации и взаимодействия информационных систем государственных учреждений. Готовые программы и программные платформы, которые были рассмотрены и отвергнуты при оценке их соответствия АПО в рамках одной системы, не исключаются из рассмотрения при создании других систем.

    АПО не ограничивает разработчиков и поставщиков в выборе способов и технологий реализации отдельных компонентов систем, рассматривая их, как целостные объекты с предопределенными свойствами и интерфейсами. Соответствие системы АПО определяется:


    • применением стандартизированных компонентных, функциональных и процессных моделей;

    • применением стандартизированных моделей данных при взаимодействии с другими информационными системами;

    • применением стандартизованных в АПО технических спецификаций;

    • использованием уже существующих в системах ЭГ самостоятельных компонентов;

    • наличием документации, достаточной для независимой от разработчика эксплуатации и развития системы, а также повторного использования самостоятельных компонентов системы другими разработчиками.

    Определения понятий по каждому из перечисленных пунктов будут описаны далее в тексте документа.

    Как правило, для того, чтобы сделать вывод о соответствии информационной системы требованиям АПО, необходимо предварительно разделить эту систему на компоненты и определить соответствие АПО для каждого из них.

    Ведомства, осуществляющие государственный заказ в области IT, могут установить обязательность представления разработчиками и поставщиками информационных систем и компонентов заявлений о соответствии (например, в условиях конкурсов). В заявлении о соответствии должны идентифицироваться все компоненты поставляемых систем и описываться способы, которыми обеспечивается соответствие этих компонентов (перечни поддерживаемых спецификаций, сведения о документации и т. п.).

    Определения по разделу:

    Готовая программа – программа (совокупность программ), которая не разрабатывалась (дорабатывалась) специально по госзаказу, а пригодна к применению в информационной системе электронного государства после установки и настройки (конфигурирования).

    Компонент – завершённая и заменяемая часть информационной системы (как правило, программа или совокупность программ), рассматриваемый как единое целое, имеющие чётко определённую функцию в контексте архитектуры приложения в целом и специфицированные способы взаимодействия с ним (интерфейс).

    Приложение – Конкретная область применения информационной системы (прикладная задача). Совокупность конкретного экземпляра информационной системы и среды ее применения.

    Самостоятельный компонент – компонент, который может использоваться независимо от информационной системы, для которой он первоначально был разработан, а также компонент, представляющий собой готовую программу.

    .1.2.4Поддержка унаследованных систем

    .1.2.4.1.Определение минимального уровня совместимости.

    Поскольку одной из задач АПО определено обеспечение взаимодействия с уже существующими, в т.ч. технологически устаревшими и не удовлетворяющими базовым требованиям АПО системами, архитектура предусматривает необходимость поддержки некоторых наиболее распространенных унаследованных протоколов взаимодействия и форматов данных.

    Тем не менее, АПО не ставит и не может ставить перед собой задачу обеспечения совместимости с любыми ранее внедренными технологиями. Реализация задач электронного государства в принципе невозможна на базе некоторых устаревших технологий.

    В рамках АПО определяется набор технологических требований, до которого должны «спускаться» вновь разрабатываемые информационные системы, в число функций которых входит взаимодействие с унаследованными. Унаследованные системы, которые не обеспечивают совместимости даже на этом минимальном уровне, рассматриваются, как не относящиеся к области определения электронного государства, т.е. находящиеся извне по отношению к нему. Взаимодействие с ними рассматривается в том же ракурсе, что и взаимодействие с неэлектронными (некомпьютерными) системами документооборота и административными процессами, то есть как задача организационно-методического плана. Временные технические решения, предусмотренные для интеграции таких систем, не подпадают под действие АПО, однако должны быть как можно скорее заменены в рамках процедур миграции (см. ниже).

    Процесс определения минимального уровня является непрерывным – некоторые технологии, форматы и протоколы будут окончательно выбывать из числа необходимых по мере замены соответствующих унаследованных систем, но в число кандидатов на выбывание могут попадать и технологии, которые ранее рассматривались, как соответствующие требованиям АПО, но были вытеснены более прогрессивными решениями. С учетом этого все вновь предлагаемые для АПО решения также должны предусматривать процедуры миграции и обеспечения совместимости с ранее одобренными.


    .1.2.4.2.Использование посредников

    Унаследованные системы, не удовлетворяющие требованиям АПО в области взаимодействия, но тем не менее нуждающиеся в интерфейсе к системам электронного государства (равно как системы, необходимые самому электронному государству), могут быть интегрированы в информационную среду с помощью посреднического программного обеспечения (middleware). Посредническое ПО должно соответствовать АПО только с точки зрения внешних интерфейсов, а его внутренняя архитектура и способы реализации интерфейсов с унаследованными интерфейсами остаются на усмотрение разработчиков.

    АПО определяет следующие способы реализации программ посредников:



    • Локальные адаптеры. Используются в том случае, если необходимо организовать сопряжение только одной унаследованной системы, и, как правило, реализуются в виде компонента (программного модуля) этой системы. Как правило, разработчиками локальных адаптеров должны выступать разработчики унаследованных систем, для которых предназначен адаптер, а заказчиком – владельцы соответствующих систем. В том случае, если речь идет о системе, имеющей множественные инсталляции, локальный адаптер может быть исполнен в виде самостоятельного модуля (готовой программы), условия разработки и поставки которого определяется заинтересованным ведомством или (в исключительных случаях) ведомствами, отвечающими за разработку АПО в целом.

    • Ведомственные шлюзы. В том случае, если какое-либо ведомство располагает большим парком информационных систем, использующих унифицированные, но не соответствующие АПО способы взаимодействия друг с другом, включение их в среду АПО может быть произведено через общий компонент – шлюз, преобразующий внутриведомственные информационные потоки к виду, приемлемому для АПО, обрабатывающий запросы внешних систем и перенаправляющий их внутриведомственным системам. Данный компонент может также решать задачи, внутриведомственного взаимодействия (Enterprise Application Integrarion). Заказчиком разработки шлюза должно выступать соответствующее ведомство в рамках процедуры приведения своих систем в соответствие с требованиями АПО.

    • Инфраструктурные шлюзы. Для сокращения затрат на поддержку минимального уровня совместимости с унаследованными системами, предусматривается создание специальных инфраструктурных систем-посредников, которыми могут пользоваться все (или достаточно широкий круг) других систем, нуждающихся в прозрачном взаимодействии друг с другом. Инфраструктурные шлюзы не должны создаваться для поддержки устаревших технологий и способов взаимодействия, не входящих в минимальный уровень поддержки унаследованных систем (см. п. .1.2.4.1.) и не соответствующих иным требованиям АПО. Заказчиками таких шлюзов должны являться ведомства, отвечающие за разработку АПО в целом.
    .1.2.4.3.Миграция

    Министерствами и ведомствами, внедряющими АПО, должны быть разработаны планы поэтапного выведения из оборота унаследованных систем, не удовлетворяющих минимальному уровню совместимости и перехода (миграции) на вновь разработанные в соответствии с требованиями АПО. В основу планов миграции должен быть положен принцип экономической целесообразности – график миграции должен быть сформирован таким образом, чтобы стоимость миграции не превышала издержек, связанных с необходимостью обеспечивать совместимость унаследованных систем с системами, соответствующими АПО (в число издержек входит разработка и эксплуатация посреднического ПО, поддержание процедур ручного синхронизации данных и т.п.).

    Вопросы определения оптимальных процедур миграции в данной версии АПО отнесены к будущему развитию документа.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Архитектура программного обеспечения