• Артикуляционная гимнастика
  • Правила занятий артикуляционной гимнастикой.
  • Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой



  • страница1/5
    Дата28.11.2018
    Размер0.51 Mb.

    Артикуляционная гимнастика


      1   2   3   4   5

    Артикуляционная гимнастика
    Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики.
    Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

    Какова же роль артикуляционной гимнастики для детей в процессе формирования правильного звукопроизношения? Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика исключительно полезна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тех, которые говорят как будто полный рот каши набили.



    Кроме того, уроки артикуляционной гимнастики предоставляют возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.
    Всем известным фактом является то, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки как С, Л, З, Ш, Ж, Р его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

    Научиться этому может помочь артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения, выполнение которых способствует улучшению произнесения конкретных звуков. Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука р является упражнение под названием: «Почистить верхние зубы». Его цель - выработка подъема языка вверх и умение владеть языком. Для выполнения нужно приоткрыть рот и кончиком языка как бы «почистить» верхние зубы с внутренней


    Правила занятий артикуляционной гимнастикой. 
    Занятия проводятся перед зеркалом, чтоб ребенок мог контролировать свои движения. Есть определенная категория очень активных и подвижных детей, которые не могут сосредоточиться перед большим зеркалом. Предложите им маленькое карманное зеркало, чтоб они в нем видели только свой рот. Тогда они не будут отвлекаться и  будут спокойно выполнять все упражнения.

    2. Перед занятием покажите и объясните ребенку, где находятся верхние и нижние губы, зубы. Подвигайте язычком вперед — назад, вверх — вниз, влево — вправо. Все основные движения ребенок усвоит в процессе увлекательной сказки про Веселый Язычок. Дети в возрасте 3 — 4-х лет должны уметь повторять каждое движение по 2 — 3 раза, статично удерживать губы или язык в течении 2 — 3 — х секунд. Дети более старшего возраста повторяют упражнения до 7 — 10 раз и удерживают артикуляционный уклад до 10 секунд.

    3. Заниматься надо регулярно, желательно ежедневно по 5 — 7 минут 1 — 2 раза в день.

    4. Все упражнения вначале выполняются медленно, перед зеркалом.


    Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
    1. Благодаря веселым и увлекательным занятиям артикуляционной гимнастикой  мышцы детей быстрее подготавливаются к произнесению звуков русского языка. Это помогает избежать задержки в формировании звукового ряда и дети гораздо легче осваивают правильное звукопроизношение без помощи логопеда.

    2. Если у ребенка развитие речи идет с большой задержкой или имеются тяжелые нарушения в строении и подвижности речевого аппарата (ДЦП, расщелины неба, тугоухость и др.), то артикуляционная гимнастика поможет лучшему развитию речевых мышц и более быстрой реабилитации речи у специалистов логопедов.

    3. Если во время выполнения упражнений дома Вы заметили, что ребенку трудно даются точные движения языком, что он не удерживает нужный артикуляционный уклад в течении 3 — 5 секунд, язычок не распластывается блинчиком, а держится комочком, кончик языка отклоняется в сторону или дрожит, улыбка ассиметрична, а губы плотно не смыкаются, то это повод срочно обратиться к специалистам: логопеду и врачу невропатологу.

    4. При заикании артикуляционная гимнастика помогает расслабить мимические и артикуляционные мышцы. Предупредить или исправить ассиметрию лица, которая часто наблюдается при заикании.

    5. Артикуляционная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым, так как позволяет поддерживать мышцы лица в тонусе и говорить четко, выразительно и красиво.

    Обязательно задавать ребенку наводящие вопросы: «Что сейчас делает язычок? А губы? Где сейчас язычок, вверху или внизу?»

    5. Переходить  от одного блока упражнений к другому только после полного усвоения материала. Помните, у каждого ребенка свой темп освоения нового и своя мышечная готовность. Не торопитесь и не ругайте, если что-то не сразу получается.

    6. Постарайтесь превратить упражнения в увлекательное путешествие в страну звуков и речи. Рисуйте иллюстрации к занятиям, лепите из пластилина, клейте аппликации и стройте мозаики. И не забывайте поощрять малыша за каждый, пусть пока и очень маленький, успех!


    стороны, при этом осуществляя движения языком из стороны в сторону. Во время выполнения данного упражнения необходимо, чтобы губы улыбались, причем были видны нижние и верхние зубы. А кончик языка должен находиться у корней верхних зубов, не высовываясь и не загибаться внутрь.

    Работать должен только язык, нижняя челюсть неподвижна. В комплекс артикуляционной гимнастики для звука л входят такие упражнения, как «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели» и «Лошадка», подробное описание которых можно найти в специальной литературе.

    Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Артикуляционная гимнастика