• Правовая природа результатов ведомственного нормотворчества

  • Скачать 73.37 Kb.


    Дата05.09.2017
    Размер73.37 Kb.

    Скачать 73.37 Kb.

    Арзамасов Ю



    Арзамасов Ю. Г.доктор юридических наук,

    член Российской академии юридических наук,

    профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения

    Государственного университета – Высшей школы экономики,

    эксперт Центра мониторинга права при

    Совете Федерации Федерального Собрания РФ


    Правовая природа результатов ведомственного нормотворчества
    На сегодняшний день в России действуют различные ведомственные нормативные акты, которые, так или иначе, отличаются друг от друга по субъектам принятия (акты федеральных министерств, федеральных служб, региональных органов, учебных заведений федеральных министерств и т.д.), по формам, то есть видам (приказы, инструкции, положения, административные регламенты и т. п.), по юридическим конструкциям (обыкновенные и кодифицированные), по отраслевой типизации, по сфере действия и действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (федеральные и локальные) и т. д. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 закрепили перечень основных видов ведомственных нормативных актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, где были предусмотрены такие виды (формы) ведомственных нормативных актов, как: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения1. Фактически в этом нормативном документе впервые была предпринята попытка унификации ведомственных нормативных актов, что в общем заслуживает одобрения. Однако серьезным недостатком Правил является то, что в них также как и в большинстве учебников отсутствуют дефиниции, раскрывающие содержание таких ведомственных кодификационных актов, как положения, правила, уставы. Что касается последних, то их законность может быть поставлена под сомнение, поскольку в рассматриваемых Правилах о них вообще не упоминается, хотя на практике их принимают в Министерстве обороны, МВД России.

    Как показывает практика, ведомственные нормативные акты являются наиболее распространенными источниками права в Российской Федерации. Однако в чем же ценность этих результатов ведомственного нормотворчества?

    Прежде всего, следует отметить, что данные акты призваны конкретизировать положения норм законов и иных нормативных актов высших органов государственной власти. По нашему мнению, аксиология ведомственных актов заключается в том, что они в силу своей юридической природы, реализации конкретизирующих и детализирующих функций, выступают в роли специфического правового средства, направленного на создание, точнее возникновение различных общественных отношений и реализацией права в форме правоприминения. При чем, на определенном временном отрезке, если это является необходимым, такие акты с успехом могут восполнять, существующие в той или иной отрасли права, либо отрасли законодательства, пробелы. Данные функции ведомственные акты осуществляют согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, в которых говорится, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются не только на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, но и по инициативе самих федеральных органов исполнительной власти. Как справедливо заметила в своем исследовании И.С. Арефина, «исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в возможности издавать, применять правовые нормы»2.

    Однако, по нашему мнению, право на принятие «первичных актов» должно быть официально делегировано и их действие во времени должно быть ограничено определенным сроком пока не будет принят, в соответствующем порядке, федеральный закон, регламентирующий данную группу вопросов. В этом отношении вряд ли можно согласиться с мнением Л.Ф. Абзаловой, которая отмечает, что «важную роль в процессе сферы делегированного законодательства и усиления его воздействия на общественные отношения играют и такие факторы, как его способность изменять и дополнять содержание, исходя из требований конкретной политической и экономической ситуации в стране»3. С такими рассуждениями можно далеко зайти, так как изменение норм законов подзаконными актами способствует подмене законов нормами меньшей юридической силы, правилами поведения, которые должны соответствовать нормам законов в силу их подзаконной природы. Такое положение вещей, на наш взгляд, приводит к нивелированию назначения законов и расширению функций результатов ведомственного нормотворчества.

    Ведомственные нормативные акты, прежде всего, должны конкретизировать и детализировать нормативные положения федеральных законов в России, а также организационно обеспечивать их действие, регулятивные возможности и не более того.

    Помимо этого, о ведомственных нормативных актах можно говорить и как о внешней форме объединения и упорядочения норм права и вследствие этого, как о результативных средствах воздействия на общественные отношения. Объединяя нормы права и содержащиеся в их диспозициях в основном специальные, а иной раз и общие запреты и дозволения, а также юридические обязывания, то есть императивы от которых законопослушным лицам нельзя отказаться, данные нормативные акты вносят технические элементы в механизм правового регулирования, способствуют его результативной работе, выводя его из статического состояния, что сказывается на установлении разнообразных правовых режимов. При этом, ведомственные акты нормативного характера выступают не только компонентами действия общего цельного механизма правового регулирования, но и составными элементами отдельных ведомственных механизмов правового регулирования в различных областях (управление в сфере промышленности, сельского хозяйства, управление в области финансов, образования и т. д.).

    В современных условиях модернизации не только отдельных элементов, но и принципов и отношений механизма государства, его правовой основы, когда осуществляется упорядочение нормативного материала с помощью кодификации, с введением в действие современных компьютерных видов учета нормативных актов, актуальность исследования ведомственных нормативных актов, особенно положений и административных регламентов, которые в современных условиях приняты практически во всех властных органах как на федеральном, региональном уровнях, так и на муниципальном, несомненна. Это определяется, прежде всего, тем, что данные акты образуют особый блок юридических документов, которые играют сегодня существенную роль в регулировании общественных отношений в нашем государстве, этой политической организации общества, а значит и нуждаются в совершенствовании.

    Сказанное говорит о необходимости выделения признаков ведомственных нормативных актов, которые способствуют определению их правовой природы. Между тем, следует указать, что как и другие нормативные правовые акты, ведомственные нормативные акты, которые являются результатами ведомственного нормотворчества, то есть официально оформленной деятельности направленной в-первую очередь, на подготовку и принятие ведомственных актов, а также их изменение и отмену, обладают общими для всех, практически без исключения, признаками нормативных правовых актов. К ним относятся: нормативность, неоднократное применение, формализм, неперсонифицированность, направленность на регулирование общественных отношений.

    Что же касается признаков именно ведомственных нормативных актов, то к ним можно отнести следующие:

    Во-первых, ведомственные нормативные акты являются одной из форм реализации компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    Во-вторых, ведомственные нормативные акты многообразны, как по формам, так и по содержанию регулируемых отношений.

    В-третьих, это особая юридическая сила ведомственных нормативных актов, то есть их подзаконный характер.

    В-четвертых, ведомственные нормативные акты – это определенные Правительством Российской Федерации формы российского права, т. е. источники права в «узком» смысле.

    В-пятых, этими актами могут возлагаться обязанности, как на органы государственной власти, так и на граждан. Такие акты принимают МВД России, Минобрнауки и другие федеральные министерства.

    Выделенные признаки позволяют вывести следующее понятие. Ведомственные нормативные акты – это источники права, являющиеся результатами нормотворчества компетентных лиц министерств и ведомств, принимаемые на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти, содержащие нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие этих актов.

    Однако говоря о положительных чертах ведомственных нормативных актов, следует сказать, что они не всегда идеальны с точки соблюдения закона. При этом, имеется в виду не только прямое нарушение норм законов, указов Президента Российской Федерации и нормативных актов Правительства, что, конечно, является недопустимым, но и наличие актов, противоречащих правилам и средствам нормотворческой техники. Например, при создании ведомственного нормативного акта иной раз используется такой способ написания норм права как воспроизведение норм, обладающих большей юридической силой, что является недопустимым.

    Подводя итог сказанному, следует отметить, что для выявления правовой природы ведомственных нормативных актов недостаточно перечисления их признаков, функций и выведения дефиниции, необходимо также определить место и роль данных юридических документов в системе нормативных актов, как они соотносятся с другими подзаконными актами, какую роль выполняют в механизме правового регулирования. Помимо этого, важное теоретическое и эмпирическое значение имеет создание общей многоступенчатой классификации данных актов, что несомненно обогатит теорию источников права.

    В этой связи следует указать на необходимость осуществления постоянного наблюдения, то есть правового мониторинга за всеми без исключения элементами системы нормативных актов и их применением. Для этих целей во всех правовых департаментах и службах федеральных органов исполнительной власти необходимо создать аналитические отделы, осуществляющие правовой мониторинг4. При этом, правовой мониторинг необходимо осуществлять как до правового регулирования, так и во время его осуществления и после принятия нормативного правового акта. Необходим также мониторинг идей (концепций), это касается концепций таких больших по объему кодификационных ведомственных нормативных актов как уставы, правила и положения5.




    1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33. Ст. 3895.

    2 См.: Арефина И.С. Конституционные основы делегированного законодательства. Автореф. канд. … юрид. наук. М., 2003.С. 14.

    3 См.: Абзалова Л.Ф. Делегированное законодательство // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1. С.20.

    4 О мониторинге нормативных актов см.: Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009.

    5 Проблема ведомственных кодифицированных актов на сегодняшний день практически не исследована и нуждается в научной разработке.