Дата30.09.2017
Размер85.5 Kb.
ТипРассказ

Атлантический океан



ГУО «Средняя школа №2 г.Сенно»

Урок географии в 8 классе



ТЕМА: АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

учитель географии

Зинькович И.В.

2011


Атлантический океан

Цель: формирование знаний учащихся об Атлантическом океане Задачи:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися характерных особенностей природы и хозяйственного использования океана;

Развивающаяся: развитие навыков анализа и синтеза изучаемого материалу, пространственного мышления, умений работы с разными источниками информации;

Воспитательная: развитие картографической и экологической культуры

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент.

- Продолжается великий час Океанов. Слайд № 1. Сегодня нам откроет свои тайны еще один океан. Условно назовём его - Х. Слайд № 2. Он омывает берега материков А, Б, В, Г, Д. На материке А находится город Стамбул. Значительные пространства материка Б занимают саванны. Материк В не имеет постоянных жителей. Высшей точкой материка Г является гора Аконкагуа. На материке Д проходила последняя зимняя олимпиада. Назовите материки А, Б, В, Г, Д и океан Х?

Атлантический. Слайд № 3. Открываем тетради, записываем тему урока: «Атлантический океан». Постараемся же за 45 минут урока узнать больше тайн и загадок Атлантического океана. Задачи урока. Слайд № 3. Ну, чтобы океан нам открылся, мы должны быть открыты к восприятию новых знаний.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с океаном. Организация познавательной деятельности учащихся по изучению нового материала.

Рассказ учителя “Атлантический океан! Необозримая огромная водная равнина, раскинувшаяся на миллионы квадратных миль! Величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, и охраняют их два огромных стража - мыс Горн и мыс Бурь!” Ж. Верн.

Вот он, простирается от Северного Ледовитого океана на севере до берегов Антарктиды на юге.

- Что же представляет собой эта необозримая водная равнина? Слайд № 4.

Задание «добреемся до истины». Перед вами набор цифр, характеризующих Атлантический океан. 91 600 000; 2 – 18; 3 - 3736; 4 – 8742; 5 - 35,4; 6 – 16,5; 7 – 330 000 000

Выпишите их в тетрадь, а напротив каждой из них, проставьте единицы измерения этих величин и дайте им объяснение, используя текст учебника, карты атласа. Самостоятельно выполняют работу в тетрадях. Слайд № 5.

1 - 91 600 000 км² - площадь Атлантического океана;

2 – 18% - площади всей поверхности Земли;

3 - 3736м – средняя глубина Атлантического океана;

4 - 8742м - максимальная глубина океана (желоб Пуэрто-Рико);

5 – 35,4%₀ - средняя солёность вод океана;

6 – 16,5°С - средняя температура поверхностных вод;

7 – 330 000 000км³ - общий объём воды в океане

Проверка полученных данных. Сравните показатели Атлантического океана с данными остальных океанов и сделайте соответствующие выводы. Слайд № 6.

Океаны


Название

Площадь, млн. км²

Средняя глубина, м

Наибольшая

глубина, м



Средняя солёность, %₀

Средняя

ť воды, °С



Общий объём воды, млн. км³

Тихий

178,7

3980

10 920

34,6

19

710

Атлантический

91,6

3800

8742

35,4

16,5

330

Индийский

76,2

3711

7729

34,7

17

323

Северный Ледовитый

14,75

1220

5527

31,4

- 0,7

18

2. Проблемный вопрос

- А вас не удивляет, тот факт, что, несмотря на разницу в размерах с Индийским океаном, объём воды в Атлантический океан не на много меньше, чем в Индийском?

- Чем это можно объяснить? Объясняется это особым строением дна Атлантического океана. Слайд № 7.

- А теперь, уважаемые географы, просмотрев физическую карту и карту строения земной коры, расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана? Работа с картами атласа

Центральную часть океана занимает гигантский хребет протяжённостью более 18000км. Местами он выходит на поверхность. Хребет делит ложе океана на две почти равные части. А по обе стороны от хребта лежат относительно выровненные котловины. Глубоководных желобов мало.

- Поговорим теперь о поверхности океана
3. Решение учебных задач. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по изучению Атлантического океана. Работа в парах.

Надо узнать, что это за объекты, понятия, связанные с Атлантическим океаном, что их объединяет в одну группу. Слайд № 8.

1 а) Северное – Карибское – Уэддела – Саргассово

б) Средиземное – Балтийское – Чёрное – Мраморное

Ещё одной особенностью Атлантического океана является множество морей. На них приходится примерно 11% площади океана.

- По какому признаку сгруппированы эти части Атлантического океана?

2 Мексиканский – Гвинейский – Фанди – Финский

Вспомните, в каком из перечисленных заливов, наблюдается самая большая высота приливной волны в мире?


3 Дрейка – Девисов – Датский

- А какими каналами Атлантический океан соединяется с Тихим океаном и Индийским?


4 а) Ньюфаундленд – Великобритания – Гаити – Зелёного мыса

б) Исландия – Азорские – Вознесения – Тристан-да-Кунья

Большинство островов Атлантического океана имеют материковое происхождения, расположены вблизи материков, образуя группы островов: Британские; Канарские. Продолжите список?
5 Средиземное море – Мексиканский залив – Саргассово море – Карибское море

- Что у них общего? Какими причинами можно объяснить высокую солёность этих частей Атлантического океана?

Как мы видим из карты, поверхностные воды Атлантического океана отличаются не только высокой солёностью, но и разнообразием её показателей в сравнении с другими океанами
6 а) Северное Пассатное – Гольфстрим – Северо-Атлантическое - Канарское

б) Южное Пассатное – Бразильское – Западных ветров – Бенгельское

Течения в Атлантическом океане образуют два кольца, в Северном и Южном полушарии. Самое известное – Гольфстрим, севернее 40, поворачивает к берегам Европы, где его называют Северо-Атлантическим течением, и «печкой Европы». Благодаря ему побережье Европы значительно теплее, чем на тех же широтах Америки, от берегов которой течение отклонилось. И над тёплыми водами течения, в районе острова Исландия, формируются циклоны.

- Проведите примеры течений, название которых, раскрывают причину их образования? Как ещё можно сгруппировать течения?


7 Бразилия – США – Великобритания – ЮАР

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. В течение пяти столетий океан занимает первое место в мировом судоходстве. Накопление сведений об Атлантическом океане началось со времён плавания Х. Колумба.

- Вспомните, какие государства Европы положили начало активного мореплавания по Атлантическому океану?
8 Роттердам – Нью-Йорк – Марсель – Кейптаун

- Какой из них, является ещё и крупнейшим мегаполисом мира? На берегах 96 приморских стран расположено 70% крупнейших городов мира.


9 Мексиканский залив – Северное море – лагуна Маракайбо – Гвинейский залив

- Каким способом ведётся морская добыча нефти? Кроме нефти и газа, значительны залежи фосфоритов, железомарганцевых конкреций. У берегов Намибии и ЮАР ведётся добыча алмазов, а у берегов Канады – золота. Из морской воды получают бром, калий, магний, в Великобритании, Испании, Италии.


10 Ластоногие – рыбы – водоросли – моллюски – ракообразные

Органический мир по числу видов беднее Тихого и Индийского океанов, но отличается более высокой продуктивностью.

- Назовите главные районы улова рыбы

11 Багамы – Мадейра – Канары – Гаити

Многие районы прибрежной зоны, многочисленные острова, располагают всеми условиями для отдыха и лечения.

- Дополните список районов морского туризма, лечения и отдыха в прибрежной зоне океана?


Выводы. Характерные особенности Атлантического океана:

  1. Вытянутость с севера на юг

  2. Большое количество морей

  3. Наличие протяжённого через весь океан подводного срединного хребта

  4. Наличие двух колец морских течений

  5. Высокая соленость

  6. Значительные запасы нефти и газа

  7. Высокие приливные волны

  8. Высокая степень хозяйственного использования

  9. 1 место в морском судоходстве

Физкультминутка (психогимнастика). Слайд № 9.

Отправимся вы с вами на берег моря. Вода так блестит, что зажмуриваются глаза. А солнце стоит высоко, мы поднимаем голову в поисках облачка, но небо такое же прозрачное, как вода. Мы видим на дне камешки и наши ноги в воде. Поболтаем правой, затем левой ногой в воде. Наберём воды в ладони и побрызгаем себе в лицо водой. Все теперь видят, что мы не на берегу моря, а на уроке? Продолжаем работу.
III. Закрепление материала

Таблица вопросов и ответов. Слайд №10.



18 000 км


нефть, фосфориты,

алмазы


Приливная электростанция

треска, сельдь, сардины, тунец

остров

Исландия


Северное море, Гвинейский залив

рифт

С, Ю, З и В полушария

Северо -Атлантическое течение

пассаты,

западные ветра



Вытянутость с севера на юг


нефтяные загрязнения

35,4 %₀


морское

судоходство



пролив

Дрейка


Составьте вопросы к предложенным ответам и адресуйте их кому-либо из учеников

IV. Обобщение и контроль знаний

1. Самостоятельная работа на контурной карте. Разноуровневые задания. Слайд №12.

I. Подпишите названия 5 материков, берега которых омываются водами Атлантического океана

II. Отметьте на карте следующие части Атлантического океана: 1. Северное море; 2. Саргассово море; 3. Пролив Дрейка; 4. о. Ньюфаундленд; 5. о. Исландия; 6. Гвинейский залив; 7. г.Нью-Йорк

III. Подпишите географические объекты, имеющие следующие цифровые выражения:

18 м; 18 000 км; 8742 м; +28°С

IV. Нанесите на карту: а) район формирования циклонов; б) основные районы морской добычи нефти и газа; в) главные районы улова рыбы; г) районы развитого морского туризма и отдыха. Условные обозначения придумайте сами.

V. Пользуясь картой течений, проложите в Атлантическом океане маршрут круиза из Лиссабона так, чтобы туристы смогли последовательно увидеть следующие объекты: берега острова Ньюфаундленд, Канарские острова, Нефтяные вышки Мексиканского залива и Северного моря, добычу фосфоритов у берегов Северной Африки, устье реки Амазонки, Багамские острова.

2. Проверка полученных результатов. Оценивание. Слайды № 13, 14.

V. Домашнее задание. Слайд № 15.

§ 24, задания на контурной карте стр. 12

* Подобрать материалы из периодической печати о проблемах связанных с использованием и загрязнением Атлантического океана

* Подобрать фото или видео по теме «Океаны»


VI. Рефлексия. Составление синквейна «Атлантический океан. Слайд № 16.

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное).

Вторая строка – два прилагательных.

Третья строка – три глагола.



Четвёртая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету.

Пятая – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Атлантический океан