• Цели: образовательные
  • ΙΙ. Изучение новой темы.
  • «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки. «Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». (Л.С.Берг)
  • 1. Географическое положение. Задание 1.
  • «Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал
  • Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении… глубины» 2. Происхождение Байкала. Задание 2. Работа с тектонической картой.
  • Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... происхождения» 3. Особенности климата
  • Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... климата и ветров». 4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит Запись в тетради
  • Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... воды». 5. Органический мир Байкала. Эндемики - слово на доске.
  • 6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала
  • - Учеными – экологами был составлен географический прогноз.
  • Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.
  • Дополнительный материала.

  • Скачать 121.36 Kb.


    Дата03.01.2019
    Размер121.36 Kb.
    ТипЗадача

    Скачать 121.36 Kb.

    «Байкал чудо природы»



    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Шидловская основная общеобразовательная школа»



    Открытый урок

    «Байкал – чудо природы»

    Автор:

    Ягниченко О.И.

    учитель географии

    2011 г.
    Цели: образовательные:

    - сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;

    - рассмотреть особенности природы;

    - выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

    Развивающие:

    - продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

    Воспитательные:

    - оценить степень изменения природы Байкала человеком;

    - предложить свои варианты решения проблемы Байкала;

    - развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

    - формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

    - развивать чувство ответственности за выполнение задания.

    Учебная цель: доказать, что слова Л.С.Берга «Байкал чудо природы во всех отношениях» - верны.

    МЕТОД: частично-поисковый.

    Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, презентация, атлас.

    Ход урока.

    Ι. Орг.момент.



    ΙΙ. Изучение новой темы.

    Вступительное слово учителя.

    В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

    Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

    Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

    - На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали Сибирь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие на озеро Байкал. Новая тема нашего урока непосредственно переплетается с темой

    вашего домашнего задания — Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

    Ведь озеро Байкал расположено именно в Горах Юга Сибири. Покажите его на карте России.


    «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки.

    «Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». (Л.С.Берг)

    Байкал как зеркало лежит,

    Гора в него глядится.

    То туча воды затемнит,

    То солнце в них лучится.

    О нем писали «Чаша вод»!

    Да. Но какая чаша!

    Как грозен там водоворот,

    Когда ветра идут в поход

    И волны дико пляшут.

    Как море, чаша глубока

    Прозрачная водица!

    Россия очень велика,

    А вся могла б напиться.

    И.И. Ландо.

    Происхождение названия озера: «Байгал-далай», так называют его буряты, что означает «Байкал-море», с тюркского «Бай-Куль» -«богатое озеро», с монгольского «Байкал» -«богатый огонь», с китайского «Бэй — Хай» -«Северное море».


    План изучения Байкала?

    А.)Географическое положение.

    Б.)Происхождение озёрной котловины.

    В.) Климат.

    Г.) Свойства воды.

    Д.) Животный и растительный мир.



    Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.


    1.

    Площадь озера




    2.

    Размеры озера.




    4.

    Возраст озера.




    5.

    Глубина (макс.)




    6.

    Запасы воды.




    7.

    Количество впадающих рек.




    8.

    Количество вытекающих рек..




    9.

    Соленость воды.




    10.

    Прозрачность.




    11.

    Ледяной покров.




    12.

    Название рачка, очищающего воду.




    13.

    Виды рыб, встречающиеся только в Байкале.




    14.

    Экологические проблемы.




    15.

    Крупнейшие заповедники.



    16.

    Пути решения экологических проблем.




    1. Географическое положение.

    Задание 1. Пользуясь физической картой России дать характеристику географического положения

    Байкала.


    - расположено на юге Сибири; протянулось с с-в на ю-з.

    - расположено между горными хребтами пояса гор Южной Сибири. Назвать их.

    - Площадь – 31,5 тыс. км кв., длина – 636 км, ширина – от 24 до 80 км,

    максимальная глубина – 1637 м.

    -1) Самостоятельная работа. Работая с атласом, учащиеся вставляют слова: юге Сибири; с ю-з на с- в; 2 000 м; остров Ольхон; 1637 м.

    С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой.



    «Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге... и простирается с . . . на... на 620 км в длину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более... над его водной поверхностью. В центральной части Байкала находится остров... .Напротив него в 8 -10 км от берега самая большая глубина... Воистину Байкал — самое глубокое озеро планеты».

    Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении… глубины»
    2. Происхождение Байкала.

    Задание 2. Работа с тектонической картой.

    1) В какое время образовалось озеро?

    2) Между какими литосферными плитами оно расположено?

    3) Что сегодня происходит с озером?

    Озеро Байкал тектонического происхождения, образовавшееся в результате раздвижения литосферных плит Евразийской и Амурской. Озеру около 25млн.лет, но ни каких признаков старения озера нет. Геофизики выдвинули гипотезу о том, что Байкал – зарождающийся океан.

    Подтверждение они видят в расхождении берегов озера со скоростью 2см в год. Байкал – это уникальное сокровище природы: самое глубокое пресноводное озеро. Здесь сосредоточено около 80% поверхностных пресных вод страны, или 20% мировых запасов. Для Байкала характерна низкая минерализация воды. Одна из гипотез, объясняющих убывание минерализации воды в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. Байкал питает 554 рек и только одна Ангара берет свое начало. Из обитающих в Байкале 2630 видов животных и растений – 70% эндемики.



    Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... происхождения»

    3. Особенности климата.

    Задание 3. Самостоятельная работа. Определить при помощи климатической карты стредние изотермы января и июля для озера. t я = -24ْ t и =+18ْ количество осадков = 400-600 мм

    Ещё одну особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море.

    Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 — верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и наконец, жуткий, смерчевой, до 40 м/сек, северо-западный ветер сарма.

    Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... климата и ветров».
    4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

    Запись в тетради: «колодец планеты» - вода чистая, пресная, не иссякает. 336 рек, дожди, снега.

    Каковы источники её пополнения? Подсказку найдёте на с.234-235 учебника.

    Солёность О,О1%о, а в реках О,2%о (Волга), круг виден на глубине 40 м.

    Вывод. «Байкал — чудо природы в отношении... воды».

    5. Органический мир Байкала.

    Эндемики - слово на доске. Учащиеся дают самостоятельно определение данного термина (связь с биологией)Запись в тетради: «Музей живых экспонатов». Голомянка. Сом. Байкальская нерпа

    Как называют редкие виды животного и растительного мира?

    Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.237)

    Загадки:


    1 .Бледно-розова, нежна,

    Студена вода нужна.

    Что за рыбка невеличка,

    Меньше вашей рукавички?

    А на солнце рыбка тает,

    Рыбьим жиром истекает

    Что за рыбка-иностранка?

    Рыбка эта - ....

    2. Под корягой в жирном иле

    Великан находит дом.

    С вами мы его ловили,

    Знаем все, что это ....

    3. В снежном логове родятся.

    Простудиться не боятся.

    Подрастут, начнут нырять,

    Шубки белые менять.

    Если очень повезёт

    Лет с полсотни проживёт.

    Что за зверь такой с усами?

    Ну, подумайте-ка сами...

    Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали сюда из Северного Ледовитого океана.

    Но богат и разнообразен не только подводный мир Байкала, но и природа окружающей его

    территории.

    Итог урока:

    Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

    у Байкала уникально многое:

    Высота - над уровнем моря 455 м.

    Возраст - около 25 млн. лет;

    Флора и фауна включает около 2600 видов.

    Глубина- 1637 м.

    Площадь - 31500 кв. км.

    Объем - 23 тыс.куб. км.

    Длина озера - 636 км.

    ширина от24 км до 79,5 км.

    Самый крупный остров - Ольхон;

    Впадает рек - 336 (И. Д. Черский), 544 (О. Г. Гусев).

    Самый крупный приток р. Селенга.

    Температура воды - летом в открытом озере 4.2°С -16°С; на мелководье 18°С - 23°С (август).

    6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала:
    На побережье Байкала, в Иркутской области и в Бурятии, сегодня работают целлюлозно-бумажный и картонный комбинаты, в городе Северобайкальске – машиностроительный завод, на Ангаре – Иркутская ГЭС, по рекам осуществляется молевый сплав древесины. Все это загрязняет байкальские воды. Воды озера уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться только 30-40% поступающих со стоками загрязнителей. В воде обнаружены самые ядовитые вещества – токсиды.

    1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

    2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

    3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство. Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

    4. Нерпа в день пожирает до 12 кг разной рыбы в их число входит и омуль. А на Байкале её ни много, ни мало - несколько десятков тысяч голов.
    - Учеными – экологами был составлен географический прогноз.

    Географический прогноз.



    Иркутская ГЭС →водохранилище →подъем уровня воды на 1м

    →уменьшение планктона →падение численности омуля.







    ЦБК →загрязнение воды →повышение температуры воды и ее

    минерализация →изменение флоры и фауны озера.


    Озеро Байкал – объект «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всего человечества.



    Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.

    Пути решения данной проблемы:

    1)Строительство очистных сооружений на предприятиях и в населенных пунктах;

    2)Прекратить молевый сплав древесины по рекам;

    3)Внедрять новые технологии и оборудование на производстве;

    4)Развивать в районе Байкала организованный туризм, воспитывать экологическую культуру у населения, начиная со школьной скамьи.

    5)Организация национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал.

    Итог урока. Анализ таблицы.

    Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.
    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.
    Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»
    Запись домашнего задания в дневник – п.51. вопросы.

    Урок завершен. Спасибо за работу.


    Дополнительный материала.
    Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

    Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

    Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

    `Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

    Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.

    Ветер «Сарма»

    Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

    Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

    Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости ( 40 м в секунду).

    Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.
    Ветер «Баргузин»

    Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

    Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

    Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.
    Ушканьи острова

    В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

    По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

    На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

    Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

    Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

    Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

    На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

    Голомянка

    Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

    Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Байкал чудо природы»

    Скачать 121.36 Kb.