Скачать 196.72 Kb.


Дата03.11.2018
Размер196.72 Kb.

Скачать 196.72 Kb.

Быть самим собой: психологический портрет Винсента Ван Гога Филиппова С. А



Быть самим собой: психологический портрет Винсента Ван Гога

Филиппова С.А.,

к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики

Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого,

Тула, Россия

Аннотация: В статье представлен психологический анализ основных этапов жизни Винсента Ван Гога. Рассматривается проблема выбора между социальным, личностным благополучием и возможностью быть самим собой.


To be oneself: Vincent Van Gogh's psychological portrait

Filippova Svetlana

Tula, Russia

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Summary: The psychological analysis of the main stages of life of great Dutch artist Vincent Van Gogh is presented in this article. The main problem of this review is the choice between social, personal wellbeing and opportunity to be oneself.


Быть самим собой – популярный лозунг современности. Поиски самого себя, обретение способности вести себя в соответствии с собственными установками и убеждениями, быть верным самому себе в современном мире считается целью, к которой нужно стремиться каждому. Состояние «быть самим собой» расценивается как благоприятное для развития личности, улучшающее взаимоотношения с окружающими, обеспечивающее человеку возможности самореализации в социуме… Но всегда ли это так?

На поверхности спорный вопрос: так ли тесна связь между способностью быть самим собой, удовлетворенностью собой и социальной успешностью, ведь принимать в самом себе и демонстрировать окружающим человек может далеко не всегда одобряемые социумом черты и формы поведения. Если под способностью быть самим собой понимать аутентичность в том смысле, который придавал этому состоянию Карл Роджерс, то здесь заведомо предполагается возможность конфликта между социальным и индивидуальным, в том случае, если проявления «индивидуального» не совпадают с ценностями социума. Оценить значение способности быть самим собой каждый человек может на примере собственной жизни.

Чем же интересен здесь Ван Гог? Жизнь этого голландского художника представляет собой последовательное и чрезвычайно упорное отстаивание им своей собственной точки зрения, взглядов на искусство, ценностей, мировоззрения, – ценой собственного здоровья, рассудка, благоустроенного быта, признания. Отстаивание, длившееся всю его жизнь. «Быть самим собой» Винсента Ван Гога отнюдь не напоминает путь к счастью, гармонии и популярности среди современников.

В жизни Ван Гога было много парадоксов и противоречий: не было природой данного таланта, однако, он стал великим художником. Не было дара красноречия, однако, его литературное наследие, его письма к брату, – потрясают. Была тяга к людям, стремление служить идеям гуманизма, выраженная во всем его творчестве, в каждом принятом им решении, и одновременно – нежелание и неумение играть социальные роли, соответствовать ожиданиям. Было огромное желание реализоваться как художник, быть понятым зрителем – и в то же время, полное нежелание идти на поводу у заказчика, следовать модным тенденциям, чтобы быть популярным, продаваемым. Есть мнение, что он страдал врожденным психическим заболеванием, однако, немногие «здоровые» смогли бы выдержать его ритм жизни и все то, что ему довелось пережить. Вероятно, мы имеем дело с чем-то феноменальным.

Идеалом, смыслом и целью жизни Винсента Ван Гога было служение людям, им двигало стремление быть понятым, услышанным, принятым. Он писал: «Нет ничего более художественного, чем любить людей». Но именно он, человек, всегда стремившийся к людям, часто слышал отказ, его преследовало непонимание, его избегали. О своих взаимоотношениях с окружающим миром он пишет: «Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой». Жизнь художника – это яркая и трагичная иллюстрация того, какую цену может на протяжении всей жизни платить человек за возможность оставаться верным самому себе, за стремление быть самим собой.

Семья Ван Гогов принадлежала старинному роду. В детстве Винсента окружала строгая атмосфера в духе кальвинизма. Можно утверждать, воспитание в суровой религиозной атмосфере и семейные ценности оказали огромное влияние на жизнь художника и явились причиной многих жизненных неудач. Отношения Винсента с родителями никогда не были простыми: он был замкнутым, но эмоциональным и вспыльчивым ребенком и его поведение трактовалось строгими родителями как неуправляемое и ненормальное. В течение всей жизни родителям было трудно понять выборы, которые делал их сын: это касалось практически всего – его образа жизни, женщин, которых он выбирал, целей, к которым стремился. Они хотели, чтобы их сын соответствовал их ожиданиям и представлениям – стал добропорядочным гражданином, женился на женщине из приличной семьи, выбрал приличную работу. Поиски самого себя в планы родителей не входили. Они поддерживали его, но между ними никогда не было взаимопонимания.

Единственный человек из всей семьи, с которым Винсент чувствовал духовную связь, был его брат Теодор. В детстве братья проводили вместе очень много времени, о чем Тео всегда вспоминал с благодарностью, говорил, что только благодаря Винсенту у него было детство. Много лет спустя Тео вернул брату этот своеобразный долг: только благодаря материальной и эмоциональной поддержке Тео Винсент смог заниматься рисованием и живописью. Духовная связь братьев поддерживала Винсента в течение всей его очень непростой жизни и явилась причиной трагической гибели Теодора вскоре после смерти Винсента.

Получив первоначальное образование, 16-тилетний Винсент отправляется на работу в филиал парижской фирмы «Гупиль», торгующей произведениями искусства, которая на тот момент принадлежала брату его отца, дяде Сенту. Винсент поглощен работой, он усерден и успешен. За время работы в фирме он приобретает большой опыт в мире искусства: знакомится с картинами художников, много читает, посещает музеи; формируется его художественный вкус. Вскоре его переводят в лондонское отделение «Гупиль». В Лондоне он влюбляется в дочь квартирной хозяйки. Его семья против этого брака, поскольку девушка принадлежит католической вере. Винсент подчиняется воле отца, но даже спустя много лет не прощает ему этого. За любовной неудачей следует кризисный период в жизни юного Ван Гога, возникают ультрарелигиозные настроения. Кризис отражается на работе: обычно сдержанный и тактичный Винсент грубит покупателям, открыто критикует их за отсутствие художественного вкуса, критикует владельцев галереи за стремление нажиться на продаже вульгарной живописи ничего не смыслящей в искусстве публике. Как результат – увольнение и переезд в Амстердам. Винсент полностью погружается в духовные переживания, пытается найти смысл жизни в религиозных текстах, его письма к брату часто заканчиваются многостраничными цитатами из Библии и Евангелия. Даже его благочестивые сестры замечают, что он совсем «одурел от благочестия». Веря в то, что путь к Богу лежит через страдания, Винсент усердно ищет этих страданий, истязая собственное тело: ограничивает себя в еде, спит едва ли не под открытым небом. Он принимает решение стать священником: служа Богу, служить людям. Однако, религиозные доктрины не удовлетворяют высоким устремлениям Винсента, он понимает, что академический путь (учеба в академии) уводит его от его цели.

Каким мы видим Винсента в этот период? Ван Гог идеалист, причем склонный не только философствовать по поводу своих идеалов, но и стремиться к их воплощению. В действиях Винсента, безусловно, прослеживается юношеский максимализм, но виден и реальный взгляд на вещи: он склонен анализировать и прогнозировать результаты своих действий. Винсент чрезвычайно последователен и не склонен к компромиссам, хотя многие назвали бы эту его черту одержимостью. Несмотря на неудачи и разочарования, связанные с учебой, Винсент не утрачивает оптимизма и веры в себя. Вскоре ему удается получить испытательный срок на должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Там перед Винсентом предстает ужасающе мрачная картина жизни маленького шахтерского городка. Но вид измученных тяжелой работой и болезнями жителей, полуголодных детей, убогих жилищ не пугает Винсента, а только укрепляет его намерения... Достаточно быстро Ван Гог понимает, что шахтерам и их семьям не нужны рассказы сытого священника в белом воротничке о том, что их трудные и беспросветные будни – путь к благополучной жизни в другом мире. Он не видит ни веры, ни одобрения своим словам в глазах этих людей. А самое главное – он не верит в этот момент самому себе. Ван Гог съезжает из благоустроенной квартиры местного булочника и поселяется в полуразрушенной хижине, где спать приходится под открытым небом. Он раздает свою одежду и деньги самым бедным семьям, помогает им в хозяйстве, ухаживает за пострадавшими от обвалов в шахтах. Поведение Ван Гога удивляет шахтеров, но постепенно жители Боринажа начинают уважать его и доверять ему. Этого же нельзя сказать о комиссии, направившей его на испытательный срок. Отец призывает его образумиться и перестать юродствовать. В итоге Винсента увольняют с должности священника, но он продолжает жить в Боринаже еще около года, пребывая в состоянии крайнего физического и эмоционального истощения, поскольку даже Тео в этот момент отворачивается от Винсента и помощи ждать неоткуда.

В 1880 году религиозный пыл Винсента ослабевает, чтобы уступить место новой страсти – рисованию. Тео и семья поддерживают идею Винсента и он переезжает в Антверпен, где некоторое время пытается учиться в Академии художеств. Но снова в академической среде Винсент не находит того, что ищет: пути к людям. В рисунке он стремится отразить жизнь, а жизнь в понимании Винсента – не в пышных дворцовых залах, и не в римских гипсовых копиях, а в простых жилищах крестьян. Не приходится удивляться что Винсент не находит общего языка с преподавателями Академии.

Винсент не был прирожденным гением. Несколько сохранившихся рисунков, которые считаются его детскими и отроческими работами – тому подтверждение. И ранние работы Винсента, сделанные в Лондоне и Боринаже, также не обнаруживают яркого таланта.

Впрочем, Винсенту удавались пейзажи. А вот фигуры людей, рисование которых он считал центральной темой своего искусства, никуда не годились и он это прекрасно понимал. Он писал: «Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать». Чем он и занялся. Он учится везде, где только можно: раздобыв учебник по рисунку, он усердно копирует уроки, посещает художественную академию, поскольку там бесплатно можно рисовать моделей. Дальний родственник его матери, знаменитый в то время художник Антон Мауве, соглашается давать ему уроки живописи и акварели. Это большая честь для Винсента, но и с Мауве при всем своем уважении он умудряется поссориться: среди причин – нежелание Ван Гога заниматься бессмысленным, по его мнению, копированием гипсовых ног. Мауве и другие родственники скептически относятся к «художествам» Винсента, считают, что из этой затеи не выйдет ничего хорошего. Потеря учителя тяжело переживается Винсентом, однако в это время он уже практически нашел свой путь и не собирается с него сворачивать.

В этот период Винсент сближается со своей кузиной Корнелией Адрианой Вос-Стрикер. Винсент влюбляется в молодую женщину, но терпит очередную неудачу: обе семьи против этого брака. Винсент уверен, что причина ее отказа – семейные предрассудки, он настойчиво ищет встреч, чем окончательно настраивает против себя ее родственников, ссорится с родителями. После чего в угнетенном состоянии уезжает в Гаагу.

Пребывая не в лучшем состоянии духа, да и тела тоже, Винсент с головой погружается в работу над рисунком. Его техника заметно совершенствуется, он мастерски овладевает перспективой. Родственник отца, дядя Корнелиус, пытается поддержать племянника, делает ему заказ на серию рисунков с видом Гааги. Рисунки получаются очень тщательные, в них нет свойственной Винсенту экспрессии, но заказчику они не нравятся: вместо красивых площадей и памятников, Винсент рисует то, что было интересно ему самому: задворки, маленькие улочки, прачек за работой… отношения с родственниками снова ухудшаются.

Еще одной причиной, усугубившей разногласия с родственниками, стало намерение Винсента жениться на Христине Марии Хоорник (Син). Случилось так, что измученный болезнями, голодный и в очередной раз не нашедший признания, он встречает женщину, которой, как он пишет брату, приходится еще хуже чем ему. Син необразованна, некрасива, она старше Винсента, занимается проституцией, пьет, курит, да к тому же беременна. По мнению родственников, Винсент ведет себя недостойно человека его сословия, порочит честь семьи. По мнению Винсента, он поступает так, как поступил бы в его ситуации любой порядочный мужчина: он не может оставить женщину одну в таком трудном положении. Несмотря на то, что отношения Винсента и Син нельзя было назвать любовью, она помогала ему вести хозяйство, часто позировала сама, приводила свою мать и дочку.

С помощью Син Винсент создает большое количество рисунков. Один из известных – Скорбь. Некоторое время спустя родительский гнев утихает, семья начинает помогать ему. Тео приезжает навестить брата… видимо Син настолько не понравилась ему, что он уговаривает брата подождать со свадьбой до тех пор, пока тот не встанет на ноги.

Винсент считает доводы Тео разумными. Дело в том, что между братьями было заключено своеобразное соглашение. Тео выступает в роли покровителя творчества Винсента: оплачивает его бытовые и художественные расходы, Винсент работает и отдает брату все созданные им картины. К тому времени Тео сделал успешную карьеру в фирме Гупиль, он считается одним из успешных арт-диллеров Парижа, среди его друзей много художников, он в курсе всех новых тенденций в мире живописи. Можно предположить, что он видел потенциал в творчестве брата, поэтому всегда помогал ему даже несмотря на то, что это ему стоило большого труда. Но и Винсенту трудолюбия было не занимать: ни постоянная нехватка средств, ни полуголодное существование не могли помешать ему работать. Его очень огорчало, если из-за болезней и нехватки сил он не мог встать с постели, чтобы продолжить рисовать. Син непонятно, как можно тратить столько денег на краски, когда не хватает на бытовые нужды. Вероятно перед Винсентом встал выбор: сосредоточиться на интересах Син и ее детей и найти подходящую работу ради создания будущей семьи.., но тогда он не сможет посвящать рисованию столько времени, сколько ему нужно для того, чтобы преодолеть те несовершенства, которые он видит в своих работах. Кроме того, Винсенту претит искусство «на продажу», даже голодая он не мог перешагнуть через свои убеждения, упорно изображая вещи такими, какими он их видит, а не такими как хочет того заказчик. Винсент и Син расстаются. Это решение дается Винсету нелегко: он чувствует себя ответственным за жизнь Син и ее детей, обязанным перед братом, на средства которого живет … но больше всего – перед искусством, которое занимает все его мысли.

Винсент уезжает сначала в Дренте, затем к родителям в Нюэнен. Если в Боринаже он рисовал шахтеров, то в теперь Винсент пишет ткачей, чей труд не менее тяжел, чем шахтерский: картины получаются такими же по духу – мрачными и безрадостными.

Родители рады видеть сына, но их отношений это не улучшает. «Дома меня побаиваются, как побаивались бы впустить в комнаты большого лохматого пса. Он войдёт, наследит мокрыми лапами, и потом – он такой лохматый. Он всех стеснит. И он слишком громко лает. Короче, это грязное животное…».

У родителей много претензий к сыну. Винсенту 31 год. У него нет и не предвидится постоянной работы, каждая его попытка создать семью вызывает отцовский гнев. Он ничего не делает для того, чтобы соответствовать статусу их семьи. В это период случается еще один критический эпизод, связанный с женщиной. Винсент в близких отношениях с соседкой – Марго Бегеманн, – она младшая из всех незамужних сестер своей семьи и при этом сама уже немолода, ей около 40. Мать Марго и ее сестры против их брака с Винсентом. Марго в порыве отчаяния пытается совершить самоубийство. Ее родственники обвиняют в случившемся Винсента. Для Винсента ее поступок становится потрясением, и больше всего его угнетает то, что причиной этого поступка стали предрассудки семьи Марго. Ее удается спасти, но психическое состояние женщины служит поводом для помещения ее в психиатрическую клинику. Винсент делает все, чтобы восстановить ее якобы опороченную честь и больше не видится с ней.

Этот эпизод оставляет в душе Винсента очередной тяжелый след. Впоследствии в его жизни были женщины, но попыток создать семью он больше не предпринимает.

Спустя некоторое время он принимает приглашение брата приехать к нему в Париж. Он едет туда без энтузиазма, хотя брат давно настаивает на этом, рассказывая в письмах о новых течениях в искусстве и о том, что Винсенту нужно увидеть цветовую палитру современных художников. С Парижем связан новый этап творчества Ван Гога. Тео не ошибся, Винсент поражен буйством красок на полотнах импрессионистов. То, что он видел до сих пор и его собственные работы, написанные в приглушенной коричневой гамме, начинают казаться ему мрачными и неестественными. Ван Гога полностью увлекает цвет. Благодаря Тео он знакомится с парижскими художниками, проводит с ними время за обсуждением картин, спорами. Жизнь Винсента в Париже проходит в очень напряженном темпе. Он очень много работает, экспериментирует с цветом, изобразительными техниками импрессионистов.

Портрет художника, сделанный Анри Тулуз-Лотреком, отражает внутреннее напряженное состояние Винсента, которое было свойственно ему в этот период. Тео жалуется, что с Винсентом невозможно жить: он завалил всю квартиру картинами, он постоянно взвинчен, не дает ему спать, заводя полуночные беседы об искусстве, совсем не заботится о здоровье. Об этом периоде известно мало, поскольку братья не переписывались.

По словам современников, Винсент был полностью сосредоточен на искусстве, серьезен и очень настойчив. Парижская модель Сюзанна Валадон вспоминала, что Винсент часто посещал ее салон, где проводили время многие художники. Он приносил с собой новое полотно, молча ставил его где-нибудь в стороне и молча ждал, когда на него обратят внимание. Но другие художники развлекались, шутили, играли в карты. До Ван Гога никому не было дела. Он молча брал картину и уходил. Сцена повторялась неоднократно. Гоген упоминал, что Винсенту ничего не стоило остановить на улице какого-нибудь художественного критика и, приставив свою картину к стене дома, начать выяснять его мнение о ней.

Эти воспоминания добавляют штрихов в образ Винсента: он настойчив, его мало интересует мнение о нем окружающих, его больше интересует мнение о нем как о художнике. В его жизни есть цель и она для него важнее суеты парижской жизни, хотя затворником он не был. И скорее всего его считали жутким занудой.

Среди художников появляются поклонники творчества Винсента: его работы становятся неотъемлемой частью выставок работ Салона независимых. Но покупателей по-прежнему нет. Возможно, обладая коммерческим чутьем, Тео понимал истинную стоимость картин брата, понимал, что позже они будут цениться гораздо выше, чем сейчас, поэтому не очень и старался продавать их... Непродаваемость картин расстраивает Винсента, но он понимает, что зритель не готов к той живописи, которую он создает. Его картины выглядят «странно» даже рядом с импрессионистами. Вообще, за исключением цвета, у него было мало общего с импрессионизмом. На парижских картинах Ван Гога практически нет фигур, а именно рисование людей он считал смыслом своего творчества. Парижане и их образ жизни не были близки Винсенту. Он никогда не писал портреты красивых женщин на заказ, ему были интереснее крестьяне и ткачи, – люди, чья жизнь проходила в труде. Показательна в этом смысле картина «Лежащая обнаженная», художник долго трудился над лицом модели, и в итоге лицо похоже на карикатуру – Ван Гог так и не смог передать изящество парижанок, которых легко и непринужденно удавалось писать, к примеру, Лотреку. Василий Перов двумя десятилетиями ранее также не смог работать в Париже: «Незнание характера и нравственной жизни народа делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ», – писал он с просьбой отозвать его из Академии.

С психологической точки зрения обстановку, которая окружала Ван Гога в Париже, можно назвать стрессогенной: непрерывный поток информации, связанной с искусством, который Винсент не мог пропустить, не обдумав, не проанализировав, эмоционально насыщенные встречи с коллегами, которые часто заканчивались спорами и ссорами, не последнюю роль сыграл и абсент: злоупотребление напитком, содержащим психоактивные вещества, отрицательно сказалось на психическом состоянии многих художников.

Винсента начинают мучать ночные кошмары. Будучи физически крепким мужчиной с достаточно устойчивой психикой и позитивным мировосприятием, он, при этом, совершенно не дорожит своим здоровьем, с самой юности живет на пределе человеческих возможностей и в физическом и в психологическом смысле. Понимая, что здоровье с каждым годом все ухудшается, он, тем не менее, продолжает работать все упорней и упорней.

В определенный момент Винсент понимает, что Париж это не его среда, он не может развиваться здесь как художник и принимает решение уехать на юг Франции, в Арль.

После бурного Парижа жизнь в Арле можно сравнить с социальной изоляцией: маленький городок, жители которого враждебно относятся ко всему непривычному. Непривычен им человек, который каждый день проходит по городу с мольбертом, погруженный в свои мысли. У Винсента небольшой круг общения: почтальон Рулен, его семья, и еще пара-тройка знакомых. Ван Гог умел быть хорошим другом. Но его внешний вид не слишком побуждает к общению и даже отпугивает людей. К тому же с каждым годом Винсент все меньше стремится вписаться в образ добропорядочного гражданина – у него просто нет на это времени. «Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе, – словом, ничтожество из ничтожеств. Ну что ж, допустим, что все это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака, этого ничтожества». Он не слишком беспокоится о комфорте и внешнем виде, тратя все имеющиеся средства на дорогостоящие краски и холст. Винсент очень много работает, да и манера его живописи своеобразна – он накладывает краски на холст так густо, что их можно лепить. Поэтому материал у него всегда заканчивается очень быстро. Ван Гог как это ни странно звучит, был человеком практичным, он никогда не пользовался дешевыми материалами низкого качества. Именно поэтому большинство его работ прекрасно сохранились, в отличие от работ, например, Гогена, который, экономя средства, писал чем попало.

Это обстоятельство характеризует Ван Гога как человека, умеющего заглянуть в будущее. Он верил, что его творчество оценят и Тео сможет вернуть себе все потраченные средства. Но вряд ли он рассчитывал, что это случится при жизни. Винсент верил себе как художнику, несмотря на отсутствие популярности своих картин (а это его задевало) он не создавал работ, противоречащих его творческому видению, всегда оставался верным себе. Это вызывало насмешки Гогена, который считал, что можно пренебречь собственной позицией, если хочешь что-то продать.

Арльские картины – результат титанических усилий: ежедневно создаются 1-2 картины. В том числе, знаменитая «Ночное кафе» – картина, изображающая ночь написана практически без использования темных оттенков. Ван Гог – гениальный колорист.

Возобновляется переписка с братом. Посылая Тео картины, Винсент комментирует скорость их написания цитатой другого художника: я могу написать картину за час, но я работал долгие годы для того, чтобы суметь сделать за этот час что-нибудь стоящее. Параллельно с живописью Винсент начинает реализовывать идею создания в Арле коммуны художников. Эта идея появилась у него, вероятно, еще в Париже, но именно Арль он считает подходящим местом для ее воплощения.

При поддержке Тео он снимает дом и с его же помощью убеждает Поля Гогена поселиться с ним. Гоген не был в восторге от этой идеи, но финансовая помощь Тео убедила его. Винсент встречает друга в предвосхищении благотворного сотрудничества и общения, он видит Гогена в роли руководителя будущей коммуны. Но на деле выходит совсем не так.

Гоген не в восторге от природы Арля, городок кажется ему скучным. Взаимное влияние творчества художников друг на друга дало немало им обоим, но их отношения постоянно напряжены. Гоген, будучи человеком самоуверенным, нарциссичным и авторитарным не упускает случая поучить и покритиковать Ван Гога. Ван Гог, будучи человеком эмоциональным и упрямым каждый раз принимается бурно доказывать свою точку зрения. Споры об искусстве заканчиваются ссорами. Для Винсента важно быть понятым другом, он хочет донести свои мысли до человека, которого он очень уважает. Но Гоген не отличался душевной теплотой, ему недоставало искренности, и зная об импульсивности Винсента часто он нарочно провоцирует его. Чем холоднее и отстраненней держит себя Гоген, тем вспыльчивее и надоедливее становится Винсент, ссоры случаются все чаще, Гоген высказывает намерение уехать. Ван Гог переживает крушение своих надежд, его пугает перспектива снова остаться в одиночестве. Во время одной из ссор Гоген, опасаясь физической агрессии со стороны Ван Гога отрезал ему мочку уха (будучи прекрасным фехтовальщиком он часто носил с собой шпагу). После чего собрался и уехал в Париж. Винсент, чувствуя свою вину, и понимая, что Гогену грозят неприятности с полицией, говорит, что сделал это сам.

С этого момента Винсенту с каждым днем все труднее находиться в городе: его начинают считать сумасшедшим. А он ничего не делает для того, чтобы изменить мнение горожан о себе, поскольку слишком дорожит своим рабочим временем. А когда нет денег на краски и холст – пьет и пристает на улице к женщинам. Настает момент, когда жители города подписывают петицию о необходимости выгнать мсье Ван Гога из Арля (этот документ до сих пор хранится в городе).

В жизни Ван Гога наступает очередной кризис: с одной стороны он делает то, что любит больше всего – пишет картины. Он восхищен природой юга, но центральная идея его творчества не находит здесь полного воплощения. Голландские картины были наполнены фигурами работающих людей, но ему недоставало умения писать их так, как он видел. В Арле он уже мастер, но без моделей: сцены уличных ссор, портреты проституток, посетители кафе… это не то, чего хочет Ван Гог. Душная атмосфера полусонной французской провинции начинает угнетать его.

В один из дней Винсента находят в его комнате в состоянии бреда, сопровождающегося галлюцинациями, врач диагностирует у него крайнее физическое и нервное истощение. Знакомые считают, что Ван Гог «сошел с ума», но глядя на автопортрет, написанный в это время, сложно увидеть в сосредоточенном задумчивом человеке – душевнобольного.

Винсент покидает госпиталь, но чувствует себя не слишком хорошо. Он эмоционально и физически истощен. Но он продолжает работать. Болезненное состояние не отступает, Винсента периодически находят без сознания. Чтобы оградить Тео от беспокойств за состояние его здоровья Винсент принимает решение лечь в психиатрическое отделение госпиталя Сен-Реми, где в течение года создает огромное количество полотен, которые наиболее ярко выражается индивидуальный стиль художника. Психическое состояние Винсента тяжелое: его преследуют приступы беспамятства, сопровождающиеся галлюцинациями и бредом. Во время приступов Ван Гог пытается отравиться красками. Психологическое состояние также не способствует выздоровлению: Винсент подавлен, присутствие душевнобольных людей действует на него угнетающе. Вне приступов Винсент полностью отдает себе отчет в происходящем и не теряет ясности ума. Он осознает, что предпринимаемое лечение не избавляет его от приступов, а само пребывание в госпитале усугубляет его психическое расстройство, провоцируя новые приступы.

Именно в этот кризисный для художника период его творчество начинают ценить. И хотя на картины по-прежнему нет спроса, и академическая среда по-прежнему не признает импрессионизм, о Ван Гоге начинают писать хвалебные статьи, картины пользуются популярностью на Салонах независимых. Однако Винсент не проявляет заинтересованности к этим событиям, скромно отказывается от похвал. Драматично, что признание приходит к художнику тогда, когда у него уже нет в этом острой потребности. То, к чему по сути он стремился всю жизнь – уже не находит отклика в его душе, он погружен в состояние, напоминающее депрессию.

Он покидает больницу Сен-Реми и едет в Париж навестить брата, его жену и их маленького сына. Иоганна удивлена: она ожидала увидеть разбитого болезнью умалишенного, а Винсент выглядит крепче и здоровее чем Тео, который страдает серьезной болезнью почек.

Позже Винсент переезжает в Овер, где за 2 месяца пишет около 80-ти картин. Его работы в этот период начинают напоминать упражнения, наброски будущих работ. Складывается впечатление, что Ван Гог готовится к новому этапу своего творчества. Он все чаще говорит о возвращении в Голландию. Однако ехать в Голландию Винсенту некуда: отец давно умер и вся семья разъехалась по стране. Винсенту 37 лет, он все также живет на средства Тео, а после перенесенной болезни он совсем не уверен в том, что сможет начать жить самостоятельно. Периоды творческого подъема сменяются ощущением собственного бессилия и беспомощности. Очередным потрясением становится известие об ухудшении здоровья Тео и болезни маленького Винсента. Биографы считают, что не видя выхода из сложившейся ситуации, Винсент стреляет себе в грудь.

Спустя несколько лет после смерти художника вокруг его имени начинается настоящий ажиотаж: благодаря одному предприимчивому немцу появляются песвдонаучные монографии о жизни и творчестве художника. В них образ художника намеренно искажен, поскольку автор создает нарочито эпатажный образ полубезумного художника, чтобы статьи о нем лучше продавались. В этих псевдоисследованиях Ван Гог предстает в образе беспечного романтика, глубоко несчастного человека, изгоя, практически мученика. Создается ложное впечатление, что жизненные неудачи Ван Гога – вереница стечений обстоятельств, в которых он ничего не решал и перед которыми был бессилен. На самом деле это не так. Винсент Ван Гог был человеком прагматичным, целеустремленным, трудолюбивым. Каждый шаг в его жизни обдуман и осмыслен. Если он и терпел лишения, то это являлось результатом сознательного стремления оставаться самим собой, быть верным своим идеалам. Художник не обладал легким характером, был упрям и настойчив. И в нем всегда боролись человек и художник. Ван Гог-художник писал: «Благословен тот, кто нашёл своё дело», и беззаветно отдавал искусству все свое время, здоровье, ради искусства он отказался от положения в обществе, личного счастья, комфортного быта. Ван Гог-человек в тоже время понимал, что искусство не делает его жизнь счастливой: «Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность». Каждый раз в ситуации выбора Художник побеждал. Потому что для Винсента Ван Гога – живопись была не просто призванием или смыслом жизни, живопись была самой жизнью.

Литература.



  1. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник / Монография. М.: Наука. - 1980 г. – 400 с.

  2. Ван Гог: Письма к брату Тео. – Азбука, 2012. – 384 с.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Быть самим собой: психологический портрет Винсента Ван Гога Филиппова С. А

Скачать 196.72 Kb.