• Обогащение и активизация словаря
  • Оборудование
  • Игровое упражнение «Кто больше слов скажет »
  • Воспитатель
  • Физкультминутка «Богатыри»
  • Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »
  • Составление небольшого рассказа по картине.

  • Скачать 65.13 Kb.


    Дата24.04.2018
    Размер65.13 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 65.13 Kb.

    «Богатыри земли русской»





    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе.

    Тема: «Богатыри земли русской»
    Программное содержание:

    Познакомить детей с произведением искусства –

    картиной В. М. Васнецова. Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; пробуждать интерес к жизни предков. Познакомить с названием элементов военного костюма воина-богатыря. Установить взаимосвязь богатырской силы с героями- освободителями; учить анализировать картину.

    Формировать и развивать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе. Создать образ русской богатырской дружины посредствам коллективной деятельности детей.

    Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим предкам, к семье, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос. Воспитывать уважение к прошлому, чтить память погибших защитников.

    Обогащение и активизация словаря:

    Шлем, кольчуга, дружина, лук и стрелы – доспехи;

    Русь, Родина, Отчизна.

    Предварительная работа:

    Чтение былин об Илье Муромце, книг из серии «Наше Отечество», «Имя твое»;

    былины; произведения И. Никитина, Т. Курбатовой. Рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова; И. Шишкина; А.Саврасова;

    И. Левитана. Прослушивание фрагмента «Богатырской симфонии» А. Бородина; произведений

    П. И. Чайковского; русские народные мелодии, «Моя Россия» К. Калкера.

    Оборудование:

    Репродукция картины В. М. Васнецова, вспомогательная схема.



    Ход занятия:

    Воспитатель: В давние-давние времена, большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. Каждый раз на защиту своей Родины вставали русские люди. Ребята, как называли в те далекие времена защитников?

    - (богатыри, ратники, витязи)



    Воспитатель: Богатыри – защитники русской земли. Много песен, былин и легенд складывал народ об их силе, храбрости, смелости и подвигах. Слава о богатырях дошла и до наших дней. Каких русских богатырей, ребята, вы знаете?

    - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянович



    Воспитатель:

    «… За семью горами, за семью морями,

    За седьмым забором, за зеленым бором,

    Жили втихаря,

    Дружили три Богатыря…»

    Сегодня у нас будет необычное занятие, мы с вами будем рассматривать картину одного замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина этого художника. Он работал над ней больше 25 лет.

    Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.

    Воспитатель: Кто из вас знает, как зовут этих богатырей?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.

    - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

    Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

    В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

    Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет, и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

    Игровое упражнение «Кто больше слов скажет? » (Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов).

    Воспитатель: Кто такие богатыри?

    - Воины, борцы, защитники.



    Воспитатель: А какие они были?

    - Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.



    Воспитатель: А что они делали?

    - Защищали, охраняли Русь



    Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

    - Из былин, русских народных сказок, поэм.



    Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

    - Было


    Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

    Физкультминутка «Богатыри» (Развитие общей моторики. Координация речи с движениями)

    Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

    Богатырь - вот он каков (Показывают силача)

    Он силён, он здоров,

    Он из лука стрелял (Имитируют движения)

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко - зорко наблюдал,

    Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

    Станем, как богатыри!

    Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! » (Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме.)

    Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

    Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

    - Кольчуга.

    Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

    - Кольчуга сделана из колечек.



    Воспитатель: Железная шапка с острым концом,

    А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)



    Воспитатель: Оружие это не просто поднять,

    Не просто поднять и в руке удержать.

    Снести им легко было голову с плеч…

    Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)



    Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага,

    Уж вы это знаете наверняка,

    На левой руке у героя висит

    Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)



    Составление небольшого рассказа по картине. (Развитие связной речи)

    Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины.

    Расскажите о нём:

    Кто это?

    - Это богатырь Илья Муромец.



    Воспитатель: Какой он?

    - Он сильный, храбрый, смелый.



    Воспитатель: Какие у него доспехи?

    - У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.



    Воспитатель: Какой у него конь?

    - У него черный большой конь.



    Воспитатель: Как он вооружён?

    - В руках у него копье и булава.



    Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей?

    - Он старше всех богатырей.

    Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?

    В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.



    Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?

    Спасибо дети Вы сегодня большие молодцы.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Богатыри земли русской»

    Скачать 65.13 Kb.