• 2. Библейские данные а. Ветхий Завет

  • Скачать 173.51 Kb.


    Дата07.04.2018
    Размер173.51 Kb.

    Скачать 173.51 Kb.

    Божья благодать


    Божья благодать



    1. Терминология
    Слово «благодать» описывает Божье щедрое расположение ко всему Его творению, т.е. говорит о том, как Он благословляет и обогащает всех. В еврейском языке термин, описывающий Божью благодать – это חַן (хан). Пример его употребления находится в Исх. 34:6, где он переводится словом «милосердный». В данном стихе также можно перевести слово חַן (хан) словами «благодать» или «благосклонность».1

    Также употребляется слово חֶסֶד (хесед). Это слово употребляется для описания Божьего отношения к людям, в частности, к Его народу, свыше 180 раз. Данное слово также означает «верность», «постоянная любовь» и «доброта». Особенность слова חֶסֶד (хесед) в том, что оно акцентирует Божье постоянство в любви, т.е. Его преданность и посвященность делать добро Своему народу в соответствии с Его заветом с ним.2

    В Новом Завете слово, обычно указывающее на Божью благодать – это χάρις (харис). У этого слова есть два главных значения: благодать как «незаслуженный дар» и благодать как «сила для жизни». В следующих местах Писания слово χάρις (харис) употребляется в смысле незаслуженного дара: Еф. 2:8; Гал. 5:4; Рим. 4:16. В этих примерах речь идет о Божьем даре спасения во Христе. Слово χάρις (харис) может также указывать на духовную силу (см. Деян. 4:33; Евр. 4:16; Деян. 14:26; 1 Кор. 1:4-5; 15:10). Под воздействием Божьей благодати жизнь изменяется, и служение достигает успеха. Божья благодать обогащает духовную жизнь верующего и превращает его в нового человека.

    Иногда слово ἔλεος (елеос), которое обычно переводится словом «милость», также может выражать те же значения, которые есть у слова χάρις (харис), т.е. «незаслуженный дар» и «сила для жизни». Важно отметить, что бывает и так, что одна и та же концепция, например «благодать», может выражаться несколькими словами, которые будут между собой синонимами в этом отношении. Поэтому хотя слово ἔλεος (елеос)обычно переводится словом «милость», иногда оно, в действительности, указывает на Божью благодать.

    В значении «незаслуженный дар» слово ἔλεος (елеос) выступает синонимом слову χάρις (харис). В Еф. 2:8, например, ἔλεος (елеос) относится к незаслуженному нами Божьему дару спасения. Значение слова ἔλεος (елеос) в смысле «сила для жизни» совпадает с тем же значением, которое есть у слова χάρις (харис). Стихи 1 Кор. 7:25 и 2 Кор. 4:1 указывают, что Божья милость, в смысле «благодать», способствовала Павлу совершать его служение.

    Поэтому согласно употреблению вышеуказанных слов, дадим термину «благодать» следующее определение. Слово «благодать» описывает Божью благосклонность по отношению к Его творению и Его преданность делать им добро. Его благосклонность выражена в предоставлении людям (1) незаслуженных даров, особенно спасения, и (2) сил для достижения успеха в жизни.


    2. Библейские данные
    а. Ветхий Завет
    Необходимо начать обзор библейской доктрины о Божьей благодати с самого начала – с сотворения мира. Дело в том, что Бог вообще не был обязан создавать мир. Существование всего и всех является проявлением Его благоволения и должно пробуждать в нас чувство глубокой благодарности. Божья благодать касается всех, даже менее значимых объектов Его творения. Он заботится обо всех живущих, как написано: «Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее» (Пс. 144:16; также см. Пс. 103:10-27; 35:7; Мф. 6:26).3

    Далее, Бог не только создал людей, но и дал им прекраснейшее место для обитания – Едемский сад, который, по правде, назывался «раем». Таким образом, были продемонстрированы и Божья щедрость, и Его желание обеспечивать человека всеми благами. Даже после согрешения первых людей Бог, со Своей стороны, дал безусловное обещание, что явится будущий Спаситель, Семя жены (Быт. 3:15). К тому же Бог в Своей благодати дал Каину защиту, когда тот рассказал Ему об опасении за свою жизнь после соделанного им преступления (Быт. 4:14-15).

    Далее, в книге Бытие интересно отметить, что Ной обрел חַן (хан), т.е. «благодать», перед Богом (Быт. 6:8). Несмотря на то, что Ной был «праведный и непорочный в роде своем» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9), Божье расположение к нему было основано не на личной праведности Ноя, а на благодати.

    Давно известно, что завет, который Бог заключил с Авраамом и его потомками, тоже был по благодати. Бог избрал семью Авраама и отделил ее для Себя не по заслугам человека, а благодаря Своему благоволению (Неем. 9:7; Ис. 41:8). Невзирая на многократное отклонение сынов Израиля от Божьего завета, Бог остается верным Своему благодатному отношению к ним и обещает славное будущее (Иез. 36-37).

    В ранние дни истории Израиля, когда они проходили через пустыню, Бог обеспечивал их всем необходимым. Он давал манну и мясо (Исх. 16), столп облачный днем и столп огненный ночью (Исх. 13:21-22). На протяжении 40 лет их одежда и обувь не ветшали (Втор. 29:5). Он обещал им защиту от болезней (Исх. 15:26). Во всем этом проявлена Божья забота и благодать.

    Когда Бог явил Себя Моисею на горе Синай, Он «провозгласил имя Яхве» перед ним, т.е. описал ему Свою природу. Как было указано выше, Бог приписывает Себе такие описательные слова, как רַחוּם (рахум), «сострадательный», и חַנּוּן (ханун) «благорасположенный» (Исх. 34:6). В дополнение к этому, относительно Моисея написано то же самое, что было сказано про Ноя: он «приобрел благоволение» перед Ним (Исх. 33:17).

    Божье благое расположение к Израилю показано и в особом благословении, которое провозглашал первосвященник над народом. В нем видна Божья забота о Своем народе и Его желание их благословлять:
    «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24-26).
    Наконец, еще одним ярким выражением Божьей благодати странствующему Израилю была передача им в наследство обетованной земли. Она описана, как «земля, в которой течет молоко и мед» (Лев. 20:24), т.е. место процветания. Во время принесения начатков плодов от земли Израиль должен был «веселиться о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему» (Втор. 26:11). В книге Второзакония Бог предупредил Израиль, чтобы тот не думал, что они заслужили это наследие. Наоборот: «Не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9:6).

    Хотя вся ветхозаветная история изобилует благодатным отношением Бога к Его народу, давайте обратим особое внимание на пример Давида и Соломона. Бог избрал Давида, поставив его царем над всем Израилем. Помимо этого, Он обещал ему вечное царство. Бог Сам рассказывает о Своем благоволении по отношению к Давиду:


    «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле…. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его… и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7:8-16).
    В ответ на Божью благость, дарованную ему, Давид признал, что ничего не заслужил: «Кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня?» (1 Пар. 17:16).

    Даже когда Давид согрешил с Вирсавией, Божье благоволение не прекратилось по отношению к нему. Из этого союза Бог дал Своему народу великого царя Соломона (2 Цар. 12:24). Именно к нему Бог обратился с удивительным обещанием благодати: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7).

    После строения и посвящения храма Соломоном, библейское повествование подводит итоги благоволению, которое Бог проявил в то время: царь «отпустил народ в шатры их, радующийся и веселящийся в сердце о благе, какое сделал Господь Давиду и Соломону и Израилю, народу Своему» (2 Пар. 7:10).

    Упомянув историю Давида, взглянем на сведения о благодати, содержащиеся в Псалтыре, главным писателем которого был Давид. В нем для описания Божьей благодати мы часто встречаем слово חֶסֶד (хесед), которое в Синодальном переводе неточно переводится словом «милость». Если мы будем руководствоваться определениями, данными ранее в этой главе, то лучше отнести термин «милость» к Божьему прощению или оказанию помощи страдающему.

    Слово חֶסֶד (хесед), если быть более точным, указывает на «благость, доброту»4 и описывает Божье щедрое расположение по отношению к Своему творению, т.е. Его незаслуженную людьми благодать. Данное слово, как отмечено выше, также имеет оттенок значения «постоянство в любви» и «верность».5

    Что касается употребления этого слова, особо примечательным является тот факт, что в Псалме 135 оно повторяется в каждом стихе в выражении «вовек милость Его». В данном псалме рассказывается вся история Божьего благоволения, как по отношению к творению, так и по отношению к израильскому народу. Эриксон комментирует это так: «Благодать была главной, если не самой основной причиной для народа Израиля славить Бога».6

    Выражение «вовек милость Его», которое подчеркивает постоянство Божьей благодати, находится и в других псалмах хвалы, а именно Пс. 99:5; 105:2; 106:1; 107:1-4. В этих псалмах встречается более полное выражение Божьего благодатного характера: «Славьте Господа, ибо Он благ (טוֹב), ибо вовек милость Его».

    Слово טוֹב (тов), «благ», много раз употребляется для описания Божьей природы. Взглянем на следующие примеры:


    «Вкусите, и увидите, как благ (טוֹב) Господь!» (Пс. 33:9).

    «Как благ (טוֹב) Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс. 72:1).

    «Ты, Господи, благ (טוֹב) и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5).

    «Благ (טוֹב) Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9).

    «Хвалите Господа, ибо Господь благ (טוֹב)» (Пс. 134:3)

    В Пс. 102:2-5 более подробно описывается, каким образом Божья благодать проявляется в жизни людей:


    «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
    Соответственно, псалмопевец ожидает, что «благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей» (Пс. 22:6). Но есть нечто лучше, чем опыт Божьего благословения – это познание Самого Дающего благодать, что подразумевается в словах: «милость (חֶסֶד - хесел) Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс. 62:4).

    Божья благость также служит основой для обращения к Нему. Другими словами, молящийся ожидает ответа от Бога в силу того, что Тот благ: «Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыть нас милостью Твоею» (Пс. 89:13-14); «Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей» (Пс. 108:26); «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня» (Пс. 68:17). Также см. Пс. 30:17; 118:124.

    В 17-м Псалме есть драматическое описание того, как Бог охотно отвечает обращающемуся к Нему:
    «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]… Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его… Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их… Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих… Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне» (Пс. 17:8-20).
    Божьей благодати (חֶסֶד - хесел) приписано неизмеримо большое количественное измерение: ее «много» (Пс. 30:20), она «велика» (Пс. 116:2) и «превыше небес» (Пс. 107:5). Божья благодать направлена особо тем, кто боится Его (Пс. 30:20) и ходит в непорочности (Пс. 83:12). Наконец, как было сказано выше по поводу значения слова חֶסֶד (хесел), оно часто употребляется для описания благоволения, связанного с заветными отношениями. Примерами такого явления являются Пс. 97:3; 102:17-18.

    Следующее ветхозаветное свидетельство о Божьей благодати дается в пророческих книгах. Там встречается ряд прямых заявлений о Божьем благом характере. Иеремия, обращаясь к Богу, говорит: «Ты являешь милость (חֶסֶד - хесел) тысячам» (Иер. 32:18, ср. Иер. 9:24). Наум пишет: «Благ (טוֹב - тов) Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (Наум 1:7). К этому присоединяется и пророк Иоиль: «Он благ (חַנּוּן - ханун) и милосерд (רַחוּם - рахум), долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиль 2:13). Те же самые слова повторяет Иона (Иона 4:2).

    В широко известном месте Писания Бог приглашает всех жаждущих: «Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1). Но Исаия также рассказывает о случае с Ахазом, который не поверил в Божью щедрость, а считал приглашение «проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» искушением Господа (Ис. 7:11-12).

    Следует отметить, что в книгах пророков больше внимания обращается не на Божью благодать в общем смысле, а в контексте Его отношений со Своим народом. Хорошим примером этого является Ис. 63:7, где написано: «Вспомяну милости (חֶסֶד - хесед) Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость [Его] к дому Израилеву». В Ис. 63:11-14 описано, как Бог снова рассказывает о Своей благости, проявленной в истории Израиля.

    Следующие места из книги пророка Иеремии фокусируют внимание не на Божьую благодать, предоставленной в прошлом, а на Его благоволение в будущем восстановлении Израиля:
    «Обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажу их, а не искореню» (Иер. 24:6).

    «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

    «Народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь» (Иер. 31:14).

    «Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо» (Иер. 32:42)


    Далее, упомянем о молитве покаяния Неемии, в которой он рассказывает о «великом добре», которое Бог давал Израилю:
    «Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли. И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского. И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные, и ввел их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть [ею]. И вошли сыновья их, и овладели землею. И Ты покорил им жителей земли, Хананеев, и отдал их в руки их, и царей их, и народы земли, чтобы они поступали с ними по своей воле. И заняли они укрепленные города и тучную землю, и взяли во владение домы, наполненные всяким добром, водоемы, высеченные [из камня], виноградные и масличные сады и множество дерев [с плодами] для пищи. Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей» (Неем. 9:19-25).
    Наконец, некоторые из Божьих имен отображают Его благосклонность.7 В Быт. 22:14 говорится о Боге как о יהוה יֵרָאֶה (Яхве ире), что переводится, как «Бог, который видит». Смысл таков, что Бог видит нужды людей и расположен к их восполнению. Далее, в Пс. 22:1 говорится, что Бог – это יהוה רֹעִי (Яхве рой), т.е. Бог – наш пастырь. Его забота о нас сравнивается с заботой пастыря о своем стаде. Выражение יהוה רֹפֵא (Яхве рофа) происходит из еврейского слова רָפָא (рафа), которое означает «исцелять» (см. Исх. 15:26). Выходит, что Бог – наш целитель. Слово נֵס (нэйс), т.е. «знамя», составляет часть имени יהוה נִסִּי (Яхве нисси) и указывает на то, что Бог дает нам победу (см. Исх. 17:15). Выражение יהוה שָׁלוֹם (Яхве шалом) – это «Бог мира» (см. Суд. 6:24). Но слово שָׁלוֹם (шалом) имеет очень широкое значение и включает в себя не только «мир», но и здоровье, защиту, процветание и целостность. То есть, Бог стремится к нашему благу во всех отношениях: духовных, душевных и физических.
    б. Новый Завет
    Тозер отмечает, что «благодать», хотя и не отсутствует в Ветхом Завете, но гораздо чаще упоминается в Новом.8 В Евангелиях мы видим Божью благодать, воплощенную в личности Иисуса Христа. Апостол Иоанн свидетельствует, что воплощенный Божий Сын был «полным благодати» (Ин. 1:14) и ввел новую эру в историю спасения: век благодати: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Через Христа Божья благодать распространяется на всех верующих в Него: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

    Мы видим в земном служении Иисуса, как Он проявлял к людям благодать: «Ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Даже когда Иисус уставал, Он был готов помочь людям, обращающимся к Нему (Лк. 9:11).

    Иисус не только демонстрировал Божью благодать, но и учил о ней. Он рассказал, что Отец «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Бог, который питает птиц и одевает траву полевую, будет заботиться и о людях, доверяющихся Ему (Мф. 6:25-33). Далее, Бог Отец представлен в виде господина виноградника, который дает даже тем, кто работал только один час, зарплату, как за целый день (Мф. 20:8-15).

    Те, кто получил благодать от Бога, часто признает это и славит Его за это. Например, Елисавета радовалась, что «сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:25). Примечательно и то, что честь Марии стать матерью Господа была результатом Божьего благоволения к ней. Ангел Гавриил объяснил: «Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:28-30). Мария охотно это признала: «Призрел Он на смирение Рабы Своей… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1:48-49). Наконец, упомянем о случае сотника, который открыто признал, что недостоин получить благодать от Господа: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лк. 7:6).

    Из книги Деяний выделим для рассмотрения несколько примеров Божьей благодати. В исполнение Своего обещания, Иисус излил Духа Святого на всех верующих в Него, и Петр предложил этот дар всем желающим его получить (Деян. 2:1-38). Но Симон, не осмыслив Божьей благодати, решил предложить апостолам деньги за власть давать Духа людям. За это заблуждение он получил строгий упрек и предупреждение (Деян. 8:18-20).

    Нельзя упускать из вида, что Евангелие, проповеданное Ранней Церковью, предлагало людям спасение через благодать. Евангелие даже называется «словом благодати» (Деян. 14:3; 20:24, 32). Как-то раз апостолу Петру необходимо было даже напомнить лидерам Церкви об этой истине: «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян. 15:11, ср. 13:43). В Деян. 18:27 содержится намек на то, что благодать даже способствует человеку, чтобы он верил.

    Божья благодать не только спасает человека, но и преображает его жизнь. О Варнаве написано, что он, придя в Антиохию, «увидел благодать Божью» (Деян. 11:23), что указывает на изменение в жизнях находившихся там верующих. Но не только верующие в Антиохии, но и многие другие жили под преображающим и укрепляющем воздействии Божьей благодати (см. Деян. 4:33; 6:8; 14:26; 15:40).

    Наконец, укажем еще на один пример, когда Божье благоволение распространилось на неверующих в Бога людей. Когда Павел и путешествующие с ним были в опасности кораблекрушения, Бог обещал защиту не только ему, но и «всем плывущим с тобою» (Деян. 27:24). В итоге, так и произошло (см. 27:44).

    В Соборных Посланиях очевидно, что Божье желание заключается в том, чтобы Его благодать была явлена нам в изобилии. В приветствиях и прощаниях, записанных в данных посланиях, мы встречаем следующие выражения: «благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:2; 2 Пет. 1:2); «милость вам и мир и любовь да умножатся» (Иуды 2); «благодать со всеми вами» (Евр. 13:25).

    Такие пожелания основаны на том, что «благ Господь» (1 Пет. 2:3). Ведь Он есть источник всякого блага (Иак. 1:17), «Дух благодати» (Евр. 10:29) и «Бог всякой благодати» (1 Пет. 5:10), вознаграждающий тех, кто ищет Его (Евр. 11:6). Но подчеркивается и тот факт, что Бог дает благодать только смиренным (1 Пет. 5:5; Иак. 4:6), т.е. тем, кто признает свою нужду в Нем. Тем не менее, Иуда справедливо предупреждает, что некоторые «обращают благодать Бога нашего в [повод к] распутству» (Иуды 4). Поэтому необходимо стоять в «истинной благодати Божьей» (1 Пет. 5:12).

    Ключевой отрывок в данных посланиях находится в 1 Пет. 1:13. Там читаем: «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа». Дело в том, что, хотя благодатью верующий человек сразу получает оправдание перед Богом и входит в Его царство, работа благодати на этом не заканчивается. Божья воля заключается в том, чтобы преобразить нас в подобие Иисусу Христу, что осуществляется не усилием человека, а благодатью Божьей. Но этот процесс закончится только при пришествии Христа, что требует от нас терпения.

    В других стихах апостол Петр также говорит о благодати как о будущем приобретении, т.е. как о нашем наследии (1 Пет. 3:7, 1:10?). Но для него благодать – это также и сила, действующая сейчас в жизни верующего, способствующая к служению (1 Пет. 4:10) и к освящению (2 Пет. 3:18, ср. Евр. 13:9). Иаков уверяет, что благодать достаточно сильна, чтобы дать нам победу в жизни: «Но тем большую дает благодать» (Иак. 4:6). Она всегда доступна нам у трона благодати (Евр. 4:16).

    Хотя в большинстве мест Соборных Посланий, где говорится о Божьей благодати, она относится к будущему или настоящему времени, тем не менее, не упускается и то, что в прошлом Бог уже принял благодатью заместительную жертву Христа ради всех нас (Евр. 2:9).

    Послания апостола Павла изобилуют упоминаниями о Божьей благодати. Взглянем на некоторые из них. Во-первых, снова мы видим обычное апостольское приветствие, выражающее желание приобщения к благодати от Бога (2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Кол. 1:2 и другие). Павел нередко заканчивает свои послания подобным пожеланием (Кол. 4:18; 2 Тим. 4:22; Гал. 6:18).

    Далее, в своем послании к Галатам Павел настаивает, чтобы верующие оставались в благодати Божьей, не возвращаясь к попытке оправдаться перед Богом по делам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4), что является «иным благовествованием» (Гал. 1:6). И еще: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). Павел даже приписывает Божье призвание к спасению Его благодати (Гал. 1:15).

    Павел снова поднимает эту тему в своем послании к Римлянам. В Рим. 3:26 Павел дает определение концепции благодати, как незаслуженного дара: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).

    В богословии Павла данный момент особенно важен, так как именно этим он может благодать противопоставить делам: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:6). Дело в том, что если человек старается заслужить свое положение перед Богом, то он аннулирует Божью благодать. Ведь человек не может заслужить того, что получает даром. Дар благодати должен быть принят верой (Рим. 4:16).

    Далее, Павел также противопоставляет проклятие, полученное от Адама, спасению, полученному через Христа (Рим. 5). Хотя в силу нашего союза с Адамом все автоматически наследуют смерть и осуждение, но принятие жизни и оправдания через Христа получаем только лишь благодаря Божьему благоволению к человеку. Во Христе благодать торжествует над грехом (Рим. 5:20-21).

    Далее, Павел учит, что благодать имеет место в деле освящения. С одной стороны, спасение благодатью не означает, что человек может свободно грешить (Рим. 6:1, 15). Но с другой стороны, только жизнь по благодати может способствовать человеку преодолеть грех (Рим. 6:14).

    Для апостола Павла благодать не только приводит к спасению, но и помогает верующим служить Богу (Гал. 2:9; Рим. 1:5; 12:3, 6; 15:15; 1 Кор. 3:10). Павел объясняет, что чтобы развивать служение, человеку необходимо содействие Божьей благодати (1 Кор. 15:10).

    Во 2-м послании к Коринфянам Павел говорит о благодати больше как о жизненной силе в жизни верующего человека, способствующей жить для Бога (2 Кор. 6:1; 8:1; 9:14. Также см. 2 Тим. 2:1). Но понятие благодати может также относиться как к получению дара спасения (2 Кор. 6:1; 4:15), так и к Божьему благоволению к людям: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9).

    В необычном употреблении слово «благодать» относится к финансовому благословению, которым Бог обеспечивает Свой народ (2 Кор. 9:8). Наконец, сказанное Иисусом слово в ответ на просьбу Павла, открывает, что Божья благодать действует в жизни человека сильнее, когда человек в этом отношении ничего не может делать сам для себя: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

    В остальных посланиях Павла мы опять видим упор на благодать в смысле Божьего дара спасения. Классическим отрывком в данном случае является Еф. 2:4-9:
    «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (также см. Еф. 1:7).
    Здесь особо примечательно, что спасение благодатью устраняет всякое место для гордости человека, что является ключевым элементом в Божьем плане. Также, в связи с благодатью к спасению, прочтем следующие выражения:
    «…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:9)

    «…чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7)


    Божье благоволение хорошо описано в Еф. 1:6, где написано, что «Он облагодатствовал нас» благодатью. Другими словами, Он щедро изливает ее на нас. Далее, в послании к Ефесянам Павел возвращается к теме благодати как к силе на служение и для него лично (Еф. 3:4-8), и для Церкви (Еф. 4:7).
    3. Выводы
    В заключение, приведем высказывания разных богословов относительно этого аспекта Божьей природы. В своем определении Грудем подчеркивает Божью благосклонность и смысл незаслуженного дара. Читаем: «Благодать – это Божья благосклонность, дана даром тем, кто не достоин этой благосклонности».9 Пипер дает подобное определение: «Благодать – это Божья благость в том смысле, что человек вовсе не заслуживает ее».10

    О благодати Мюллер пишет следующее: «Благодать должна рассматриваться не как необходимость, но как безвозмездный дар, ибо у Бога, по существу, не было никакой необходимости спасти виновное человечество..., но Он был движим исключительно милосердием и состраданием».11 Далее, Пинк говорит, что Божья благодать «вечна, свободна, суверена».12 Наконец, Тозер описывает этот аспект Божьей природы следующими словами: «Бог является добрым, милостивым, добродушным и благожелательным в Своих намерениях».13




    1Fretheim T. hnn // VanGemeren W. A. New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. – Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 1996. – Т. 2. – С. 203-206.

    2Baer D. A., Gordon R. P. hsd // VanGemeren W. A. New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996. – Т. 2. – С. 211-218; Henry, т. 6, с. 349.

    3Эриксон, с. 294; Shedd, с. 304-305.

    4Brown F., Driver S. R., Briggs C. A. Enhanced Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon (electronic ed.). Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, 2000. – С. 338.

    5Baer, т. 2, с. 211-218; Henry, т. 6, с. 349.

    6Erickson M. J. God the Father Almighty. – Grand Rapids, MI: Baker, 1998. – С. 233.

    7Джойнер, Р. Е. Единый истинный Бог // Хортона С. Систематическое богословие. – Спрингфилд, Миссури: Life, 1999. – С. 175.

    8Tozer A. W. The Attributes of God. – Camp Hill, PA: Christian Publications, 1997. – Т. 1. – С. 99.

    9Там же.

    10Pieper F. Christian Dogmatics. – St. Louis, Missouri: Concordia Publishing House, 1999. – Т. 1. – С. 461.

    11Мюллер, Д. Т. Христианская догматика / Пер. с англ. К. Комаров. – Стерлинг Хайтс, Мичиган: Фонд «Лютеранское наследие», 1998. – С.288.

    12Pink, с. 67.

    13Tozer, т. 1, с. 42.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Божья благодать

    Скачать 173.51 Kb.