Скачать 31.42 Kb.


Дата28.08.2018
Размер31.42 Kb.

Скачать 31.42 Kb.

Бондаренко Александра Викторовича «Хошеутовский хурул: перспективы сохранения и развития историко-культурного наследия в современных условиях»



Выступление председателя общины буддистов села Речное Харабалинского района Астраханской области

Бондаренко Александра Викторовича
«Хошеутовский хурул: перспективы сохранения и развития историко-культурного наследия в современных условиях»
Старейший буддийский храм Европы – Тюменевский хурул Хошеутовского улуса расположен в с. Речное Харабалинского района Астраханской области.

Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень – представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов. Он был выдающимся командиром, героем Отечественной войны 1812 – 1814 гг. В 1811 г. Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора.



После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. Вернувшись в ставку, Сербеджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник. Авторами проекта – стал его брат – Батур-Убуши Тюмень и буддийский монах Гаван Джимбе.

Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Сербеджаба Тюменя.

Хошеутовский хурул, построенный в 1818 г., стал памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями.

Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения.

Пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы хурул становится детским садом, затем школой и уже традиционно для того времени - зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.

В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория федерального памятника исторического и культурного значения.

Осенью 2014 года, благодаря усилиям Министерства культуры и туризма и при личном содействии Губернатора Астраханской области Александра Александровича Жилкина были завершены реставрационные работы и храм обрел новый облик.

В 2016 году местной религиозной организацией «Община буддистов» села Заволжское Харабалинского района Астраханской области был подготовлен и передан в территориальное управление Мингосимущества РФ пакет документов для оформления охранного обязательства. Началось возрождение храма.

Храм должен стать действующим. При храме должна появиться монашеская община и община прихожан. Храму нужны подвижники. Они есть в Астраханской области, но требуется помощь всей буддийской сангхи России. Храму нужен настоятель. Хотелось бы, живущий в Речном на постоянной основе. В планах восстановление исторического облика Хурула. Организация канонических служб и обрядовой практики. Хотелось бы так же организовать паломнические поездки с экскурсиями в Хурул.

В феврале 2016 года я, уже в качестве председателя «Общины буддистов» с. Заволжское, был на встрече с Главой республики Калмыкия Алексеем Александровичем Орловым, заместителем Председателя правительства республики Бадмаевым Боова Васильевичем и посвятил их в планы возрождения храма и получил их полную поддержку в этом вопросе.

В завершении своего выступления я не могу не обратить внимание уважаемых участников совета на событие, которое произошло у наших соседей в Республики Калмыкия. В ночь на 2-ое апреля были совершены оскорбительные действия по отношению к статуе Будды Шакьямуни в центре города Элисты на аллее Героев.

Данный инцидент вызвал у нашей общины возмущение и осуждение. Мы живем во взаимозависимом мире, где боль, причиненная другому, оборачивается собственной болью, а оскорбление, нанесенное друг другу, ложится пятном на всех.

Содеянное одним человеком, ослепленным неведением, не омрачит этой истинны. Мы надеемся, что человек, совершивший это деяние осознает, что живет в многонациональной и многоконфессиональной стране, где веками, уважая друг друга, жили православные христиане и мусульмане, буддисты и иудеи.



Из случившегося важно извлечь правильные уроки: необходимо научить людей уважать чувства верующих всех конфессий. И это еще один повод, чтобы подчеркнуть, как важно в нашем современном мире единство и совместная работа и роль всех конфессий в просвещении всех верующих в основах добра и мира!
Спасибо за внимание!

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Бондаренко Александра Викторовича «Хошеутовский хурул: перспективы сохранения и развития историко-культурного наследия в современных условиях»

Скачать 31.42 Kb.