• . Любимовский контекст «Вишневого сада» А. П. Чехова
  • Глава 3. Конец чеховской поры
  • Часть третья. «Прощай, старая жизнь!», «Здравствуй, новая!» (1905 – 1950-е)
  • Глава 2. Чехов — «пророк русской революции» (1924 – 1950-е)
  • Глава 3. Пятый акт «Вишневого сада». «Одиссея нового мира»
  • Приложения. К. С. Станиславский. Третья редакция «Вишневого сада» Приложение I . К. С. Станиславский и М. П. Лилина. Педагогический роман
  • Приложение II. Оперно-драматическая студия имени К. С. Станиславского. А. П. Чехов. «Вишневый сад». Неосуществленная постановка. Опыт реконструкции (По дневнику и письмам М. П. Лилиной)
  • Примечания

  • Скачать 10.54 Mb.


    страница1/14
    Дата24.08.2018
    Размер10.54 Mb.

    Скачать 10.54 Mb.

    Бродская Г. Ю. Вишневосадская эпопея. Т


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Бродская Г. Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея: В 2 т. М.: АГРАФ, 2000. Т. 2. 1902 – 1950-е. 590 с.
    Часть вторая.
    «Вишневый сад» А. П. Чехова и Художественного театра.
    Начала и концы (1902 – 1904)


    Глава I. Любимовский контекст «Вишневого сада» А. П. Чехова

    А. П. Чехов и О. Л. Книппер-Чехова. Житейские проблемы лета 1902 года. — Долюбимовский замысел пьесы. — Выбор Любимовки. — Станиславский о «типах» Любимовки. — Любимовское окружение Чехова. Алексеевы и их прислуга: няня Фекла Максимовна; горничная Дуняша; Дуняшин Володя; лакей Егор. — Станиславский о них как о прототипах Дуняши, Пети Трофимова, Епиходова и Яши. — Образ Елизаветы Васильевны Алексеевой, матери Станиславского, «либеральной старухи», как подходящая модель для образа Раневской в первоначальном замысле «Вишневого сада». — Брат и сестра Станиславского Владимир Сергеевич и Анна Сергеевна Алексеевы как возможные модели для чеховских образов брата и сестры Гаева и Раневской. — Веселый-невеселый бал у Штекеров как прообраз вишневосадского бала. — Проговоры Чехова как первые штрихи будущей пьесы. — Гувернантка детей Бостанжогло-Смирновых англичанка Лили Глассби. — Станиславский о прототипе Шарлотты Ивановны.

    Любимовская подпитка первоначального замысла.

    Любимовская молодежь четвертого колена Алексеевых и Бостанжогло в поле зрения Чеховых. — Дуняшин Володя, Мика Алексеев, «смирновские девицы». — Модели персонажей в поисках автора. Их письма Чехову. — Дуняшин Володя; вечный студент-художник Владимир Сергеев-2, знакомый Чехова; Наташа Смирнова и молодые персонажи «Вишневого сада» и «Невесты» Чехова. — «Факультеты» Дуняшиного Володи — Владимира Сергеевича Сергеева — и Наташи Смирновой после «Вишневого сада» и «Невесты» как вариант реальности в перспективе чеховских Пети Трофимова, Ани Раневской, Саши и Нади Шуминой 4

    Глава 2 Автор и театр

    Чехов: веселость и меланхолия. — Последняя пьеса: трагедия или фарс? — Режиссерский план Станиславского и комедийные типы слуг. — Распределение ролей. — Лопахин и Станиславский. — Раневская и Книппер-Чехова. — Шарлотта и Муратова. — Фирс и Артем. — Внутритеатральная ситуация. — Репетиционные поиски ролей Ани и Пети. Силуэты Горького, Сулержицкого и Дуняшиного Володи в Пете Трофимове Чехова и Станиславского. — Декорации спектакля. — Чехов на репетициях «Вишневого сада». — Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре и чествование Чехова 17 января 1904 года. — Маня и Наташа Смирновы на премьере «Вишневого сада» в Художественном 85

    Глава 3. Конец чеховской поры

    Конец сезона 1903/04 гг. — Премьера «Юлия Цезаря» в Петербурге. — «Летучие заметки» Лейкина о «Юлии Цезаре» как последняя заочная встреча Чехова и Лейкина. — Другая петербургская критика «Юлия Цезаря», спектакля Немировича-Данченко.

    Роман Горького и Андреевой глазами художественников в ялтинской чеховской почте. — Срочные московские актерские вводы в «Вишневый сад»: Адурская — Дуняша, Косминская — Аня, Литовцева — Варя. — Отзвуки русско-японской войны в мироощущении Чехова, художественников и Бостанжогло-Смириовых.

    Четвертое испытание Чехова и художественников «Дальним Севером». — Смена критического тона петербургской прессы 1904 года в отношении к Чехову и Художественному театру. — «Нововременская клика»: Юрий Беляев и Виктор Буренин.

    Комедийность петербургской редакции спектакля. — «Мажор» Качалова в роли Пети Трофимова — «извращение перспективы». — Кугель, Гуревич, Философов и Амфитеатров о «проблемах идеализма» в «Вишневом саде» Чехова и Художественного театра. — Издатель и редактор «Нового времени» на «Вишневом саде» Чехова. Последняя «беседа» Суворина и Чехова. — Петербургская гастроль «Вишневого сада» москвичей и отклики на нее в столичной прессе как веха в размежевании российской интеллигенции накануне первой русской революции.

    Май 1904-го. Чехов: последняя московская весна. — Между Любимовкой и Москвой. — Первая жизнь, свершившая «печальный круг». — Смерть и похороны Чехова сердцем и в письмах Мани Смирновой. — Сороковины. — Метерлинковский триптих Станиславского в Художественном — реквием по Чехову.

    Маня Смирнова. Ее письма о первой траурной чеховской годовщине и о Художественном театре. — «Старая жизнь» четвертого колена Алексеевых и Бостанжогло между двух русских революций: свадьба Мики Алексеева и Александры Павловны Рябушинской; замужество Мани Смирновой 161

    Часть третья.
    «Прощай, старая жизнь!», «Здравствуй, новая!»
    (1905 – 1950-е)

    Глава 1. «Вишневый сад», его создатели и критика
    «под топором времени» (1905 – 1917 – 1924)


    Посмертная судьба Чехова и его «Вишневого сада» в Художественном. — 1905 год и его влияние на критику петербургских гастролей «Вишневого сада» в 1908-м и киевских в 1910-х. — Чехов — новатор-символист.

    Внутренние изменения в спектакле. — Преображение драмы в «стиль». — О. Л. Книппер-Чехова. Обретение легкости Раневской. — Упрощение и уплощение Гаева, Лопахина, Пети, Ани, Вари и Епиходова в исполнении Станиславского, Массалитинова, Подгорного, Кореневой, Ждановой, Лилиной и Михаила Чехова.

    Расхлябанность постановки. — Попытки Станиславского спасти утраченную поэзию спектакля.

    Февраль и октябрь 1917-го в судьбе Амфитеатровых, Чеховых и Алексеевых. — Падение «Дома Амфитеатровых», драма по сценарию А. П. Чехова «Падение дома Гаевых». — Первый акт: приезд Амфитеатровых из-за границы. — Второй акт: исповедальные разговоры Амфитеатрова с Горьким, Луначарским и Лениным. — Третий акт: квартирный вопрос в Москве и Петрограде. — Четвертый акт: арест А. В., И. В. и Д. А. Амфитеатровых и бегство их из России.

    Станиславский в 1917-м. Попытки самоопределения. — «Вишневый сад» для товарищей. — 300-й «Вишневый сад» в Москве 1918 года. — Большевистские «понедельники» в МХТ. — Художественный театр без Книппер-Чеховой, без Качалова и без «Вишневого сада».

    «Обломок» Художественного под «чужим небом» (1919 – 1920). — О. Л. Книппер-Чехова на юге России и в Европе. — Встреча с эмигрантской публикой: свидание «нас самих 15 лет назад — с нами». — «Вишневый сад» качаловской группы как драма прощания со «старой жизнью».

    Художественный театр под советским небом. — Проблемы репертуара — «Каин». Попытка контрчеховского спектакля. — Первоначальный замысел Станиславского: Авель и Каин как Христос и Антихрист. — Осуществленная версия: «Сбит с позиции, ударили по морде». — Новое в актерской технике Станиславского: хатка-йога в попытке освобождения «души» персонажа от физического «тела» актера. — Политические претензии ТЕО Наркомпроса к спектаклю Станиславского.

    Большая кровь начала 1920-х и письма Станиславского Горькому и в инстанции о спасении «своих». — Расстрел кузена Станиславского В. Н. Бостанжогло. — Расстрел харьковскою брата Станиславского Г. С. Алексеева. — Мытарства С. А. Стахович. — Арест руководительницы московского отряда «Армии спасения» Н. И. Константиновой. — Письмо пра-Шарлотты Ивановны — Лили Глассби, «солдата» «Армии спасения», — наркому Луначарскому.

    Решение Станиславского об отъезде. — «Вишневый сад» Художественного как государственного театра под «чужим небом». — «Вишневый сад» как историческая трагедия и разночтения зрителей эмигрантских залов. — Демократические тенденции спектакля. — Петя Трофимов — Добронравова, Аня — Тарасовой, Варя — Пыжовой. 1924 год. — Возвращение домой. — Клятва Качалова — текстом монолога Гаева — служить «идеалам добра и справедливости», провозглашенным «новой», советской жизнью 240

    Глава 2. Чехов — «пророк русской революции» (1924 – 1950-е)

    Двадцать лет без Чехова. — Б. В. Алперс. «Воскресающие мертвецы». — Чехов в школе современной пьесы. — 1928 год. Вторая редакция «Вишневого сада» в Художественном. — «Социальный фон». Новая трактовка ролей слуг. — Тридцатилетний юбилей театра и закрепление «Вишневого сада» в его репертуаре. — Череда юбилеев: 1934-й. Тридцать лет без Чехова. — 1935-й. Чехову семьдесят пять. — 600-й, 700-й, 800-й «Вишневый сад», 35 лет со дня премьеры «Вишневого сада» в Художественном.

    О. Л. Книппер-Чехова — Раневская. История самообмана 330

    Глава 3. Пятый акт «Вишневого сада». «Одиссея нового мира»

    Прогнозы автора и будущее чеховских персонажей в статьях современников Чехова: Мунштейна, Амфитеатрова, Гуревич, Суворина. — Перспектива чеховских Раневской, Гаева, Лопахина и Пети в сценических трактовках ролей на протяжении десятилетий жизни «Вишневого сада» в Художественном театре и в статьях советских критиков.

    Реальная судьба «бывших» — пра-Раневских и пра-Гаевых.

    Падение «Дома Алексеевых». Документальная хроника.

    Брат и сестра В. С. Алексеев и А. С. Штекер в «новой жизни». — Два брата, двойной портрет: В. С. и К. С. Алексеевы. — Четвертое колено Алексеевых: супруги М. В. Алексеев (Мика) и А. П. Алексеева, урожденная Рябушинская. — Процесс Промпартии — «контрреволюционной вредительской и шпионской организации в текстильной промышленности». Архивно-следственное дело «шпионов»: М. В. и А. П. Алексеевых и Н. П. Рябушинской. — Выступление В. И. Качалова на митинге работников искусств против тех, кто мешает осуществлять коммунистические «идеалы добра и справедливости». — Тщетность усилий Станиславского спасти родных. — Трагическая развязка. Приговор ОГПУ — Смерть М. В. Алексеева в Бутырской тюрьме. — Расстрел сестер А. П. Алексеевой и Н. П. Рябушинской. — Пятое колено бывших текстильных фабрикантов Алексеевых, последние: Д. И. Четвериков и С. М. Алексеев. Их архивно-следственные дела.

    Конец бывших табачных фабрикантов Бостанжогло. Документальная хроника.

    «Враги народа» В. Н., М. Н. и В. В. Бостанжогло. — Арест Б. А. Гальнбека, сына А. Н. Бостанжогло-Гальнбек, и Н. С. Смирнова, сына Е. Н. Бостанжогло-Смирновой. — Семья Ивановых — Мани Смирновой, старшей дочери Е. Н. Бостанжогло-Смирновой. — А. С. Иванов и дело о вредительстве на Пермской железной дороге. — Последнее письмо о Художественном театре двоюродной племянницы Станиславского Мани Смирновой-Ивановой. — Праправнучка Мари Варле Таня Иванова.

    Художница Н. С. Смирнова и профессор В. С. Сергеев: двойной портрет. Советская судьба пра-Ани Раневской и пра-Пети Трофимова 378

    Приложения.
    К. С. Станиславский. Третья редакция «Вишневого сада»


    Приложение I.
    К. С. Станиславский и М. П. Лилина. Педагогический роман


    Литературный труд Станиславского. — Театральная школа А. Н. Торцова. — Метод психофизических действий в работе актера над ролью. — Оперно-драматическая студия им. К. С. Станиславского — реальная театральная школа в Леонтьевском.

    Рукопись Станиславского по механизму вхождения актера в чеховские роли «Вишневого сада» в форме «Дневника ученика» и литературный труд Лилиной — ее дневник репетиций «Вишневого сада» в Оперно-драматической студии (1935 – 1941), «Дневник учителя». — Два акта «Вишневого сада» А. Н. Торцова. — «Костины директивы» в работе Лилиной над «Вишневым садом» в Оперно-драматической студии. — Воспоминания Станиславского об усадьбе Алексеевых «Любимовка» как о прообразе усадьбы Гаевых «Вишневый сад» и о себе как прототипе Лопахина. — Реальная педагогика Лилиной 442

    Приложение II.
    Оперно-драматическая студия имени К. С. Станиславского. А. П. Чехов. «Вишневый сад». Неосуществленная постановка. Опыт реконструкции (По дневнику и письмам М. П. Лилиной)


    Первый акт. Ожидание. — Возвращение Раневской — Возвращение блудного сына. — Второй выход Раневской. — Проект Лопахина, — Анин мир. — Барин мир. — Выход Яши, Фирса, Шарлотты. — Весна.

    Второй акт. Сцена Епиходова, Шарлотты и Дуняши — «Клуб самодеятельности». — Возвращение из ресторана. — Атака. — Первое сватовство Вари и Лопахина. — Перерождение Ани.

    Третий акт. Задание ассистентам. — Сцена Вари и Раневской. — Сцена Пети Трофимова и Раневской: «Аскет и грешница». — Грянул гром. — «Я купил!» — Финал третьего акта.

    Четвертый акт. Сцена Лопахина и Трофимова. — Сцена Яши и Дуняши. — Чужие… Неприкаянные… Лишние… — Сватовство Вари. — Обряд прощания. — Пять минут до отъезда.

    Одна на весь дом, Лилина как Фирс «Вишневого сада» Чехова и Станиславского. — Последний «печальный круг». — Прощальные строфы Лилиной 480

    Примечания

    Архивный материал и книги 522

    Концевые сноски 525

    Сводный указатель имен и произведений для I и II томов 535

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Бродская Г. Ю. Вишневосадская эпопея. Т

    Скачать 10.54 Mb.