• Шеляховская Нелли Константиновна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Мелик-Пашаев Александр Александрович
  • Цветков Андрей Владимирович
  • Общая характеристика работы Актуальность.
  • противоречия
  • Объект исследования
  • Цель исследования
  • Этапы исследования. На первом этапе
  • На втором этапе
  • Теоретико-методологическую основу исследования
  • Экспериментальная база исследования
  • Научная новизна исследования.
  • Теоретическая значимость работы.
  • Практическая значимость исследования
  • Надёжность и достоверность результатов исследования
  • Апробация результатов исследования.
  • Положения, выносимые на защиту.
  • Краткое описание структуры диссертационной работы.
  • Основное содержание работы. Во введении
  • Глава I «Закономерности развития цветовосприятия»
  • Четвёртый

  • Скачать 397.15 Kb.


    страница1/2
    Дата24.09.2018
    Размер397.15 Kb.
    ТипАвтореферат

    Скачать 397.15 Kb.

    Бубнова Марина Владимировна


      1   2



    На правах рукописи

    Бубнова Марина Владимировна


    ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ

    ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Специальность 19.00.07 — педагогическая психология



    АВТОРЕФЕРАТ
    диссертации на соискание учёной степени

    кандидата психологических наук

    Москва — 2010

    Работа выполнена на кафедре психологии

    ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
    Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент

    Шеляховская Нелли Константиновна
    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

    Мелик-Пашаев Александр

    Александрович
    кандидат психологических наук, доцент

    Цветков Андрей Владимирович
    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

    гуманитарный университет

    имени М.А.Шолохова»
    Защита состоится «20» января 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.06 при ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А.
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А.
    Автореферат размещён на сайте университета: www.mgou.ru
    Автореферат разослан «14» декабря 2010 года
    Учёный секретарь

    диссертационного совета, доктор

    педагогических наук, профессор Крившенко Л.П.

    Общая характеристика работы

    Актуальность. Гармоничное развитие личности предполагает эстетическое воспитание, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветии, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру, о чём в своё время писал известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, будучи соотнесённым с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории. Таким образом, можно сказать, что формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует развитию более высокой сензитивности личности в общении с миром.

    Проблемы восприятия цвета детьми в процессе рисования, вопросы руководства изобразительной деятельностью учащихся рассматривались многими авторами, однако большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возрастов. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований формирования цветовосприятия учащихся подросткового возраста. Тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокого уровня восприятия цвета.

    Проведённый анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы общеобразовательной школы позволил выявить противоречия между:

    — практической востребованностью в художественном образовании (изобразительном искусстве) психолого-педагогических возможностей механизмов формирования цветовосприятия и степенью их теоретической обоснованности;

    — необходимостью системной организации формирования цветовосприятия и разрозненным использованием на занятиях изобразительным искусством психолого-педагогических механизмов формирования восприятия цвета;

    — между потенциалом, возможностями формирования цветовосприятия, заложенными в изобразительном искусстве как учебной дисциплине, и результатом, получаемом на практике.

    Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических исследований возможностей и психолого-педагогических механизмов формирования цветовосприятия в младшем подростковом возрасте.

    Объект исследования: перцептивная сфера младших подростков.

    Предмет исследования: цветовосприятие младших подростков и его формирование в условиях обучения изобразительной деятельности.

    Цель исследования: выявить и изучить возможности и механизмы формирования цветовосприятия младших подростков.

    Гипотеза исследования.

    Общая. В процессе организованного обучения младших подростков в их восприятии цвета происходит переход от синкретичного к дискретному, от слитного к дифференцированному восприятию цвета и оттенков.

    Частная. Основой совершенствования цветовосприятия являются механизмы формирования восприятия цвета:

    хроматического видения натуры,

    соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке,

    вариативности смешения оттенков,

    хроматического приоритета в творчестве.

    Задачи исследования:


    1. Изучить специализированную литературу в области цветоведения, исследования в области восприятия цвета, работы, посвященные изучению возрастных особенностей зрительного восприятия цвета, проблемам восприятия цвета детьми в процессе изобразительной деятельности.

    2. Выделить психолого-педагогические механизмы формирования, уровни и показатели сформированности цветовосприятия детей и подростков.

    3. Разработать и апробировать диагностический комплекс, ориентированный на выявление уровней сформированности цветовосприятия младших подростков.

    4. Разработать и апробировать программу формирования цветовосприятия школьников V-VI классов (младших подростков).

    5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей формирования цветовосприятия учащихся в младшем подростковом возрасте.

    Этапы исследования.

    На первом этапе (2004-2007 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования; разрабатывался диагностический комплекс для выявления степени сформированности цветовосприятия, разрабатывалась и апробировалась в ходе пилотажных исследований программа формирования цветовосприятия школьников V-VI классов.

    На втором этапе (2007-2009 гг.) были проведёны констатирующий и формирующий эксперименты.

    Третий этап исследования (2008-2010 гг.) включал анализ, статистическую обработку данных, полученных в ходе проведённых экспериментов, интерпретацию результатов, оформление текста диссертации.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили:

    — исследования А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и других авторов, согласно которым психика проявляется, формируется и развивается в деятельности, что полностью относится к сфере развития восприятия цвета и оттенков;

    — положение о наличии сензитивных периодов развития (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в рамках которых развитие цветовосприятия происходит наиболее интенсивно (относительно восприятия этот период падает на возраст 7-12 лет по разным источникам);

    — принципы онтологического подхода к исследованию восприятия, сформулированные В.А.Барабанщиковым на основе идей С.Л.Рубинштейна, согласно которым, воспринимая действительность, субъект привносит в неё своё собственное содержание, наделяет её ценностями, делает осмысленной, причём, перцептивный процесс детерминирован своеобразием перцептивной потребности, установки, отношением к объекту восприятия;

    — государственные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений;

    — труды отечественных и зарубежных исследователей в области цветоведения, психологии восприятия, работы, посвященные проблемам восприятия и воспроизведения цвета детьми в процессе изобразительной деятельности (И.Иттен, В.С.Кузин, К.В.Бардин, Л.А.Венгер, В.Г.Степанов, А.А.Мелик-Пашаев, З.М.Истомина, В.И.Киреенко, В.С.Мухина, Е.И.Игнатьев, С.Е.Игнатьев и др.)



    Методы исследования.

    1. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тестирование), анализ процессов и продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

    2. Методы обработки данных: методы качественного анализа, методы математико-статистического анализа данных (t-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат, однофакторный дисперсионный анализ).

    Применяемые методики:

    1. Методика «Светлотные ряды», разработанная и апробированная нами в процессе исследования. Основу методики составляет комплекс перцептивных задач, выявляющих возможности испытуемого воспринимать, дифференцировать оттенки цветов.

    2. Живописный тест-задание, состоящий в выполнении по представлению живописной работы на определённую тему.

    3. Живописный тест-задание, состоящий в составлении бессюжетной красочной композиции из гармонично сочетающихся цветов и оттенков.

    Указанные тесты-задания выявляли возможности испытуемых «видеть», воспринимать многоцветие мира вокруг.

    Экспериментальная база исследования.

    Исследование проводилось на базе СОШ №24 и гимназии №1 г. Мытищи Московской области. В пилотажных исследованиях принимали участие учащиеся детской художественной школы имени Е.А.Кольченко г. Мытищи Московской области. На первом этапе исследования в экспериментах приняли участие 115 испытуемых. На втором этапе — 141 испытуемый. Во всех проведённых исследованиях было задействовано 256 испытуемых.



    Научная новизна исследования.

    1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность перехода восприятия младших подростков в условиях специализированного обучения от локально-шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному его восприятию во всём многообразии цветов и оттенков.

    2. Выделены уровни сформированности цветовосприятия детей и подростков.

    3. Разработан диагностический комплекс, направленный на выявление уровней сформированности цветовосприятия школьников 10-12 лет.

    4. Выделены механизмы формирования цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности.

    5. Разработана и апробирована программа формирования цветовосприятия учащихся 10-12 лет в условиях обучения изобразительной деятельности.

    Теоретическая значимость работы.

      • Расширены представления педагогической психологии о возможностях и механизмах формирования и развития восприятия цвета и оттенков.

      • Выявленные возможности формирования цветовосприятия расширяют представления педагогической психологии о потенциале перцептивного развития учащихся 10-12 лет (младший подростковый возраст).

    Практическая значимость исследования:

    1. Разработанный диагностический комплекс, ориентированный на выявление сформированности цветовосприятия учащихся V-VI классов, может быть адаптирован к использованию в рамках других возрастов и применяться как в практике учителей общеобразовательных, так и учителей художественных школ.

    2. Предложенная программа, направленная на формирование у школьников более высокого уровня цветовосприятия как одного из ведущих факторов развития способностей к живописи, может быть включена в программы по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

    3. Положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при разработке программ по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

    Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечены научно-методологической обоснованностью исследования, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов исследования, применением аппарата математической статистики для проверки объективности применяемых методов анализа и обоснования достоверности полученных результатов исследования, возможностью неоднократного практического повторения экспериментальной работы с целью проверки её результатов.

    Апробация результатов исследования.

    Результаты диссертационного исследования отражены в материалах всероссийской научно-практической конференции «Человек и его ценности в современной культуре» (Чита, март 2005 г.), изложены в докладах на Международных научно-практических конференциях в рамках Левитовских чтений в МГОУ (Москва, апрель 2008, апрель 2010 гг.), на апрельской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов факультета ИЗО и НР МГОУ (апрель 2010 г.). Результаты проведённого исследования были положены в основу изданного методического пособия для учителей и руководителей детских художественных студий.



    Положения, выносимые на защиту.

    1. Существует возможность перехода восприятия младших подростков от шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному восприятию его во всём многообразии оттенков при условии реализации специально составленной развивающей программы.

    2. На основании анализа исследований Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, А.А.Мелик-Пашаева, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной и других авторов, а также на базе проведённых нами экспериментов и наблюдений могут быть выделены четыре уровня сформированности восприятия цвета. Первый — уровень бессистемного восприятия цвета (низший); второй — уровень слабо систематизированного восприятия цвета; третий — уровень узко систематизированного восприятия цвета; четвёртый — уровень полихромного систематизированного восприятия цвета (высший).

    3. Имеется возможность выделения комплекса механизмов формирования цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности: механизма «хроматического видения натуры», механизма «соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке» (основанных на положениях Е.И.Игнатьева о необходимости целенаправленного формирования “видения” натуры); механизма «вариативности смешения оттенков», механизма «хроматического приоритета в творчестве» (основанных на положениях А.А.Мелик-Пашаева о необходимости преодоления цветовых стереотипов).

    4. Формирование у младших подростков высокого уровня цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности обеспечивается за счет опоры на занятиях изобразительным искусством на выявленный комплекс механизмов формирования цветовосприятия и способствует созданию выразительных колористических образов.

    Краткое описание структуры диссертационной работы.

    Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 159 источников, из них 12 на иностранных языках и приложения. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 6 фотографиями. Объём основного текста диссертации составляет 131 страницу.


    Основное содержание работы.

    Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель, гипотезы и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены положения, выносимые на защиту.

    Глава I «Закономерности развития цветовосприятия» посвящена рассмотрению следующих аспектов: феноменология восприятия цвета человеком; проблемы сензитивности и закономерности развития зрительного восприятия цвета; особенности восприятия и воспроизведения цвета детьми в процессе изобразительной деятельности; механизмы формирования, уровни и показатели сформированности восприятия цвета.

    В данной главе представлен краткий обзор теорий, объясняющих феномен цветовосприятия, охарактеризованы основные свойства цвета, изложены закономерности восприятия цвета, приведён краткий обзор работ, раскрывающих взаимосвязь восприятия и психофизиологического состояния человека.

    При рассмотрении проблемы сензитивности и закономерностей развития восприятия цвета в главе отмечено, что ещё в 20-30 годы прошлого века швейцарский психолог Жан Пиаже указывал, что развитие определённых функций происходит более интенсивно на некой соответствующей фазе. Так, возраст от 7 до 12 лет характеризуется им как фаза наиболее интенсивного развития операторного интеллекта, что предполагает соответственно наиболее интенсивное развитие сферы восприятия.

    Л.С.Выготский отмечал, что в разные периоды детства обращает на себя внимание то одна, то другая сторона богатейших предпосылок развития, а так называемые «сензитивные периоды» обнаруживают чрезвычайно широкие горизонты возможностей развития. Большинство специалистов по возрастной и педагогической психологии вслед за Л.С.Выготским считают сензитивным для развития восприятия младший школьный возраст (7-9 лет). Однако не все исследования в области изучения развития детского восприятия подтверждают позицию Выготского о сензитивности младшего школьного возраста для развития сферы восприятия. Результаты экспериментов разных учёных очень противоречивы. Например, эксперименты Е.И.Игнатьева не показали существенных различий в восприятии цвета детьми, обучающимися в I и VI классах. Ряд других исследований, например работы И.Джильберта, Л.Джонса свидетельствуют о том, что развитие цветовосприятия в период обучения в школе происходит, охватывая не только младший школьный возраст, но и более поздние этапы.

    В исследованиях отечественного психолога К.В.Бардина была выявлена зависимость получаемых в опыте данных от наличия возможности и степени участия в процессе решения цветоразличительной задачи наряду с сенсорной ещё и других психических функций. По мнению Бардина наличие этой зависимости и является одной из основных причин расхождения экспериментальных результатов исследований разных авторов, поскольку методики, применённые в разных исследованиях, допускали вовлечение в процесс решения цветоразличительной задачи наряду с сенсорной ещё и неодинаковые комплексы других психических функций, причём как сами функции, так и их удельный вес были в разных методиках различны. На основании проведённых экспериментов К.В.Бардин полагает, что развитие восприятия цвета и оттенков не только имеет место в младшем школьном возрасте, но вероятно продолжается и дальше, осуществляясь уже не за счёт совершенствования чисто сенсорной сферы, а по линии овладения умением наиболее рационального использования для решения поставленной задачи всего комплекса психических процессов. Подчеркнём, что позиция К.В.Бардина не подтверждена экспериментальными исследованиями, но лишь высказана как вероятность.

    Наш подход к исследованию восприятия цвета концептуально близок позиции К.В.Бардина в отношении понимания возможностей развития цветовосприятия. Мы полагаем, что благоприятным для развития цветовосприятия является не только младший школьный возраст, но и младший подростковый (10-12 лет). Мы рассматриваем развитие цветовосприятия в русле онтологического подхода, понимая восприятие цвета не только как реализацию функции сенсорной системы, но и как событие, переживание, способное найти материальное воплощение в изобразительной деятельности: в воспроизведении.

    Приверженцы онтологической парадигмы исследований восприятия справедливо полагают, что формирование и развитие восприятия не может быть сведено к простому накоплению, организации чувственных данных, поскольку восприятие изначально детерминировано субъектом восприятия. На основании этого тезиса можно сказать, что посредством моделирования в процессе рисования перцептивной деятельности ребёнка как субъекта восприятия, моделирования его перцептивной установки, отношения к объекту, возможно моделировать, корректировать процесс развития восприятия цвета.

    Перцептивная установка, направляющая внимание учащегося на восприятие цветового многообразия мира, побуждающая не просто смотреть на природу, а чувствовать цвет и оттенки, позволит обогатить систему представлений ребёнка, видоизменить систему его чувственных переживаний. И эти изменения найдут непосредственное выражение в выполняемых учеником живописных работах, поскольку известно, что особенности создаваемых в рисунках изображений, особенности использования ребёнком в работах цвета и оттенков, степень неординарности и эмоциональности выполняемых живописных работ зависят от особенностей имеющихся представлений, которые в свою очередь определяются особенностями восприятия. Неполнота восприятия ведёт к неполноте представлений, что закономерно отображается в особенностях изображений: цветовоспроизведении.

    Под термином «воспроизведение» мы понимаем доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в какой-либо знаковой или символической форме. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, в процессе воспроизведения происходит своеобразное преломление субъектом внешних условий через внутренние. Учитывая этот тезис, воспроизведение в нашем понимании — это реконструкция воспринятого, преломившегося через личность воспринимающего и актуализированного в изобразительной деятельности ребёнка.

    Е.И.Игнатьев, рассматривая особенности использования цвета в детском рисунке, выделяет три стадии овладения ребёнком техникой цветного изображения. Первая относится к тому периоду, когда ребёнок впервые берёт цветные карандаши. Цвет в рисунке пока ещё ничего не обозначает. На второй стадии цвет соотносится с цветом изображаемого, но не наносится сплошным слоем, а лишь «отмечается» либо путём рисования контуров деталей нужным цветным карандашом, либо наложением нескольких цветных штрихов на соответствующие по цвету части изображения. Третья стадия приходится на период дошкольного и значительный период младшего школьного детства (I-III классы). Цвет употребляется как сплошная «закраска» предмета. Ребёнок полностью выкрашивает изображения в соответствующие локальные цвета, мало заботясь о том, чтобы выбранный им цвет соответствовал оттенку изображаемого. Игнатьев говорит об учащихся I-II классов, но наша педагогическая практика показывает, что это утверждение часто можно отнести и к ученикам IV-VI классов.

    Согласно наблюдениям Е.И.Игнатьева большинство учащихся IV классов при условии должного обучения переходят на тот уровень работы с цветом, когда немалое значение приобретает сходство изображения с реальным объектом, в результате чего возникает задача подбора оттенков, свойственных изображаемым предметам. Как отмечает Игнатьев, такой переход становится возможным на основании того, что в этот период возрастной особенностью психического развития личности ребёнка является перестройка деятельности всех познавательных процессов. Мы согласны с Игнатьевым в том, что учащиеся этого возраста начинают придавать большое значение сходству изображения и реального предмета. Данные педагогической практики свидетельствуют о том, что, изображая предметы «сложного» цвета, например, такие как керамическая ваза, покрытая глазурью, которая дает на свету множество переходов из одного цвета в другой, учащиеся действительно стараются подобрать этот «сложный» цвет. (Что и было показано в исследованиях Игнатьева.)

    Однако, изображая предметы однотонной окраски, дети стремятся точно передать в рисунке то, где предмет темнее, а где светлее, упуская при этом многообразие имеющихся в натуре оттенков цвета, оставаясь во власти усвоенного цветового стереотипа, говорящего, что каждый предмет имеет свой, строго определённый цвет. И по нашим данным, то же самое можно сказать, наблюдая за учащимися V-VI классов.

    Работы, посвященные рассмотрению проблемы преодоления цветовых шаблонов и стереотипов, рассмотрению проблемы развития у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством, имеют для нашего исследования особое значение. Усваивая названия восьми-девяти цветов, дети начинают изображать деревья зелёными, дорогу коричневой, небо голубым. Данные исследований А.А.Мелик-Пашаева показали, что иногда уже в возрасте шести лет выбор цветового решения творческой работы может быть жёстко ограничен перечнем усвоенных ребёнком цветовых стереотипов.

    На основании анализа исследований Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, А.А.Мелик-Пашаева, Л.А.Венгера, И.Д.Венева, З.М.Истоминой, В.С.Мухиной и других авторов, а также на базе собственных экспериментов и наблюдений нами были выделены четыре уровня восприятия цвета детьми и подростками. Переход с одного уровня восприятия на другой осуществляется постепенно, по мере совокупного развития всех психических процессов, формирования и совершенствования различных видов деятельности, по мере обогащения сенсорного опыта, усвоения систем сенсорных эталонов цвета.



    В качестве ключевых оснований, являющихся основными критериями для отнесения восприятия испытуемого к определённому уровню, рассматривались:

    • степень усвоенности ребёнком системы сенсорных эталонов цвета (исследования Л.А.Венгера, И.Д.Венева, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др.);

    • степень успешности ребёнка в решении сложных перцептивных задач на сопоставление на плоскости близких, похожих образцов цвета (исследования В.И.Киреенко, К.В.Бардина, З.М.Истоминой, Е.И.Игнатьева и других, а также материалы исследований, проведённых нами);

    • ключевые особенности и качественные характеристики выполняемых живописных работ, иллюстрирующие:

      1. направленность перцептивной установки ребёнка, определяющей умение «видеть» цвет, действующей во время наблюдения натуры и выполнения работы;

      2. специфику использования ребёнком цвета и оттенков.

    (Исследования А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Мухиной, Е.И.Игнатьева, Е.И.Коротеевой и других, а также материалы наших исследований)

    Первый (низший) уровень бессистемного восприятия цвета типичен для первых лет жизни, когда ребёнок ещё не обладает достаточным количеством сенсорного опыта, когда перцептивные действия осуществляются им на элементарном уровне, когда он ещё не начал усваивать выработанные обществом системы сенсорных эталонов, эталонов цвета. Основная отличительная особенность этого уровня состоит в том, что ребёнок видит вокруг много разных оттенков, не представляя себе, как всё это многообразие упорядочить.

    Второй уровень — уровень слабо систематизированного восприятия цвета — характерен тем, что ребёнок уже обладает частично сформированной системой сенсорных эталонов цвета. Он уже знает названия основных цветов спектра, однако пока ещё испытывает затруднения при дифференциации близких цветов или цветов, не имеющих ярко выраженного оттенка одного из цветов спектра. Решение сложных перцептивных задач на сопоставление большого количества очень близких оттенков пока что недоступно. Рисуя цветом, ребёнок не ставит задачи точного подбора оттенков изображаемых предметов. Цвет изображения может совершенно не соответствовать цвету реального предмета. Работая красками, ребёнок не составляет смесей.

    Третий уровень — уровень узко систематизированного восприятия цвета — характерен тем, что ребёнок обладает уже вполне оформленной системой сенсорных эталонов цвета, включающей помимо наименований цветов систему их классификации, а также ряд законов смешения основных цветов. Ребёнок верно дифференцирует оттенки и способен неплохо решать сложные перцептивные задачи на сопоставление на плоскости близких, похожих образцов цвета. При выполнении живописных работ цветовому сходству изображений и реальных предметов придаётся большое значение. Однако, в большинстве случаев ребёнок, находясь во власти усвоенных цветовых стереотипов, не видит в природном многообразии того широчайшего спектра оттенков, который существует в действительности. Например, трава видится ему и днём, и на закате одинаково зелёной, одинаково зелёной и вблизи, и у горизонта, а снег — белым и в солнечный день, и в пасмурную погоду. В итоге, рисуя цветом, ребёнок редко ищет оттенки путём смешения хроматических цветов. Трава изображается в рисунках неестественно зелёным цветом, взятым на кисть из баночки с краской, а при изображении снега лист просто закрашивается чистыми белилами. Несоответствие оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке, имеет место не только при рисовании по представлению, но и при рисовании с натуры. В то же время на фоне дефицита оттенков цвета наблюдается стремление передать в рисунке светлотное многообразие мира, что выражается в применении нескольких (двух-трёх) оттенков одного и того же цвета, но разной светлоты, полученных путём смешения с белилами.

    Четвёртый (высший) уровень — уровень полихромного систематизированного восприятия цветахарактерен тем, что ребёнок обладает развёрнутой системой сенсорных эталонов цвета, включающей помимо прочего алгоритмы поиска оттенков, соответствующих натурным образцам. Ребёнок очень успешно решает сложные перцептивные задачи на сопоставление близких оттенков цвета. Перцептивная установка ориентирована на поиск в окружающем мире множества тонких цветопереходов, в результате чего в восприятии ребёнка отражается всё многоцветие природного мира. И это осознаваемое многообразие он стремиться отобразить в живописной работе, стараясь подобрать весь спектр оттенков, свойственный изображаемым объектам. Полихромное систематизированное восприятие цвета обеспечивает обширные возможности для реализации творческих замыслов, в результате чего выполняемые живописные композиции отличаются большей степенью гармоничности, неординарности и эмоциональности, чем работы детей, перцепция которых находится на уровне узко систематизированного восприятия цвета.

    На основании проведённого теоретического анализа исследований разных авторов (исследования А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Мухиной, Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, Е.И.Коротеевой и других), а также на базе данных нашей педагогической практики нами были выделены механизмы формирования цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности, обеспечивающие формирование уровня полихромного систематизированного восприятия цвета. Выделенные механизмы представлены в таблице 1. (Похожие структуры представления, описания механизмов применялись и другими авторами).

    Механизм хроматического видения натуры и механизм соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке, основанные на положениях Е.И.Игнатьева о необходимости целенаправленного формирования “видения” натуры. Механизм вариативности смешения оттенков и механизм хроматического приоритета в творчестве, основанные на положениях А.А.Мелик-Пашаева о необходимости преодоления цветовых стереотипов. Работа комплекса указанных механизмов была положена в основу разработанной нами развивающей программы, эффективность которой показали результаты проведённого эксперимента.

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Бубнова Марина Владимировна

    Скачать 397.15 Kb.