• Таблица 28 Сводные данные о состоянии бюджета бедного хозяйства ( кон. Х1Х в.)
  • Отрасль Расход (руб) Приход (руб.) Общий доход (руб.)
  • 79.85 65.05 65.8 % Скотоводство
  • Жалование писаря - 25.00 25.00

  • Скачать 459.2 Kb.


    страница1/4
    Дата22.01.2019
    Размер459.2 Kb.

    Скачать 459.2 Kb.

    Бюджет крестьянского хозяйства


      1   2   3   4


    3. 3. Бюджет крестьянского хозяйства

    . Для реконструкции и последующего анализа этого показателя предпринято изучение бюджетов трех основных групп хозяйств - мелкого, среднего и крупного. В сферу исследования включены: приходные и расходные статьи бюджета хозяйств и основные показатели, определяющие их экономический базис: стоимость жилых и хозяйственных построек; состояние производительного потенциала (трудовые ресурсы семьи, рабочий и продуктивный скот, комплекс земельных угодий, количество и стоимость орудий труда и инвентаря); расходные статьи: затраты на производство основной продукции; затраты на вспомогательное производство; потребительские расходы семьи, налоги, прочие расходы; приходные статьи: объем валовой продукции по основным и вспомогательным отраслям; условный общий доход от реализации валовой продукции, условный общий доход от вспомогательного производства; доход на 1 десятину посева; доход на 1 члена семьи. Условность в определении общего годового дохода обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, в общие затраты нами не включена стоимость трудозатрат семьи и амортизационных отчислений, т.к. эти статьи крестьяне механически исключали из затратного механизма; во - вторых - информационными возможностями источников, которые при всей своей насыщенности необходимыми данными все - таки не позволяют нам произвести расчеты с максимальной точностью. Одну из причин здесь составляло сознательное утаивание крестьянами точных данных о доходах хозяйства.

    В бюджете крестьянского хозяйства одну из основных расходных статей составляла уплата налогов государству. В ХУП в. общая сумма взимаемых налогов в бюджете крестьянского хозяйства, снятого « с льготных лет» составляла в среднем от 0,57 к. до 1р.74к., в зависимости от размера вытного оклада и продуктивности пашен 246.

    В начале ХУШ в. наблюдается рост размеров налоговых платежей, в связи с возросшими расходами государства на содержание армии и флота. После введения подушной подати, на крестьян накладывались дополнительные повинности. 247.

    В ХУШ в. размеры взимаемых налогов в Зауралье не были поставлены в зависимость от имущественной состоятельности крестьян, что приводило в росту недоимок среди обедневших хозяйств. Это явление было характерно как для центра региона, так и для периферии. Наряду с этим, с ХУП в. в Зауралье бытовала практика дифференцированного налогообложения 248. Рост задолженности крестьян был обусловлен наложением на хозяйства кроме основных податей многочисленных дополнительных повинностей и денежных сборов. Всего дополнительных сборов взималось 94 к. на 1 двор 249.

    В середине ХУШ в. дифференциация размеров натуральных и денежных оброков была обусловлена уровнем продуктивности пашенных наделов 250. Пашенные и оброчные крестьяне несли указанные повинности сверх подушного оклада в 70 коп., который уплачивало все податное население России. До 80-х г. ХУШ в. основную повинность в Западной Сибири составляла отработка «государевой десятины». По указу от 5.08.1762 г., который в условиях Зауралья нашел реализацию в начале 80-х г. ХУШ в., все крестьяне были переведены на денежный оброк. Было предписано собирать с крестьян «…написанных по последней ревизии душ сверх настоящего семигривенного подушного сбора с каждой души по рублю» 251.Перевод крестьян в 1782 г. на денежный оброк повлек за собой такое явление, как недоимки. В Европейской России за крестьян, решивших переезжать в Сибирь недоимки платила сельская община. В Сибири при переселении из одного уезда в другой крестьяне не освобождались от имеюшейся задолженности, размер которой строго учитывался и эта информация передавалась в сельскую общину по новому месту жительства. Например, по поводу переселившегося в с. Каштак - Кундусский Тобольского уезда крестьянина А. Тартышникова из Ишимского земского суда в Тобольский, было передано сообщение по поводу его задолженности с 1783 по 1790 г. в размере 24 руб. 53 к., «…которую взять с него не смогли за дряхлостию и неспособностью на свое пропитание». По решению Тобольской казенной палаты ответственность за уплату этой недоимки была возложена на членов сельского общества Абалакской волости 252.



    В случае недоимок некоторые крестьяне уходили на дополнительные заработки. Такие отлучки местные власти считали не законными, т.к. официально крестьяне могли уходить на заработки только после выдачи им « кормежного письма», которое в свою очередь выдавалось при уплате всех задолженностей. Поэтому при поимке крестьян - должников ушедших в отлучку самовольно, подвергали наказаниям 253. В первой половине Х1Х в. сумма годовых налоговых выплат определялась по данным предшествующего ревизского учета. Например, если двор на момент проведения ревизии состоял из трех душ муж. пола, то вследствие скорой смерти двух из них, оставшийся в живых нес обязательства по уплате податей за всех троих, вплоть до очередной ревизии. Для выплаты налогов этот хозяин сдавал один или два долевых пая земли в аренду нуждающимся крестьянам за определенную плату 254. В ином положении находились дворы, где в период ревизии была учтена 1 рев. душа, а в последствии численность трудоспособных членов семьи по ряду причин увеличивалась. Однако, вплоть до новой ревизии с этого хозяйства взималась сумма с 1 рев. души, т.к. за хозяйством был закреплен 1 нормативный земельный пай. Возникшая потребность в дополнительной земле вынуждала это хозяйство арендовать землю у соседей, имевших излишки 255. Такая ситуация сохранялась в Зауралье до 1885 г., пока передел земли и раскладка податей не были поставлены в зависимость от количества членов семьи 256. Лиц мужского пола пашенной землей начинали наделять с 15-ти летнего возраста. При переделах, от дворов где остался один работник отрезали лишние паи и сокращали сумму податей; в других наоборот, прирезали нормативное количество паев и увеличивали сумму уплаты налогов 257.

    Во второй половине Х1Х в. наблюдается значительный рост абсолютных размеров платежей и повинностей. По указу от 30.12.1861 г. размер подати, взимаемой с государственных крестьян составлял 90 коп. с 1 рев. души. В 1874 г. в состав подушной подати был включен государственный земский сбор. В итоге размер ее увеличился до 2 руб., в зависимости от разряда местности 258. Однако установить нормативный размер налоговых платежей, соответствующий экономическому положению хозяйств и совокупному валовому доходу было практически невозможно ввиду слабого учета. Прежде всего, этому способствовали сами крестьяне, намеренно скрывающие от фискальных служб свои реальные доходы 259. Для определения доходности крестьянских хозяйств власти предпринимали меры по созданию образцово - показательных хозяйств «по заказу» 260. В Х1Х в., расклад годовых повинностей осуществлялся следующим образом: подушная подать 5%, оброчная 12 %, земские сборы 4 %, мирские денежные сборы 1%. В денежном выражении на 1 едока во второй половине Х1Х в. приходилось по 8 р. 92 коп.; в целом на 1 хозяйство в пределах 53 руб. 72 коп 261. По данным ведомости о наличном населении Ишимского округа за 1893 г. прослеживается соотношение между платежеспособными и неплатежеспособными хозяйствами. Так, из всего учтенного наличного населения, т.е. 227303 чел., платежеспособные составляли 46 % старожилов, 13,7 % крестьян учтенных по последней ревизии, не ревизских платежеспособных крестьян 15 %, разночинцев 0,8%. Общее число платежеспособных сельских обывателей составило 83 %. Остальные 17 % неплатежеспособного населения составляли «малолетки во льготе» и неимущие крестьяне 262. Рост недоимок происходил по ряду причин. Например, крестьяне Юргинской волости Ялуторовского округа объясняли это «…многолетними неурожаями, упадком на скот и потому что грунты не плодородны, потому что большая часть жителей - переселенцы из Российских губерний бедного состояния…» 263. Что касается учета имущественного положения крестьян при раскладке повинностей, то в зависимость был поставлен только один показатель - количество имеющегося в хозяйстве скота. В 1890 - е гг. на территории Тобольской губернии были предприняты меры по проведению податной реформы, где за основу был взят подоходный налог, учитывающий все доходы крестьян. Но ввиду того, что основная часть земель за Уралом по - прежнему не была обмежевана, данное обстоятельство не позволяло выявить в полной мере реальный размер обрабатываемых пашенных земель и годовой доход крестьянского хозяйства, что совокупности делало не возможным установление соответствующего размера налога. Поэтому при замене подушных сборов оброчной податью (закон от 19.01.1896 г.), правительство стремилось изменить расклад податей между волостями и селами с учетом общей доходности крестьянских хозяйств 264. При этом, размер обложения 1 десятины запашки был дифференцированным, т.к. зависел от уровня продуктивности почв. Например, размер взимаемого налога в Туринском округе составлял 1 р.61 к., в Тюменском 2 р. 05 к., в Ишимском 1р.21.к. 497. В северных округах Тобольской губернии размер податей был выше, чем в южных, ввиду высокой продуктивности земледельческого хозяйства. В конце 90 - х гг. Х1Х в., на территории Тобольской губернии на 1 налогоплательщика приходилось в среднем 15 р.80 к., в т.ч. податной оклад составлял - 6 р.10 к.; волостные и земские повинности - 5 р.15 к.; приходские - 1 р.08 к.; сельские - 2 р. 77 к. 265.

    Таким образом, собственно податной оклад составлял 40,4 % всех взимаемых налогов, а остальные 59,6 % шли на уплату волостных, земских, приходских и сельских сборов и натуральных повинностей. В разрезе округов южного и северного экономического районов размер земских, церковных и мирских сборов в первом районе не превышал 4-5 р. на 1 рев. душу; в северных округах эта сумма составляла 3- 4 р. В среднем, общая сумма налогового обложения в южных округах составляла 9-10 р., в южных 8-9 р. на 1 рев. душу 266. В 1908 - 1910 гг. соотношение государственной оброчной подати с другими сборами в Зауралье было следующим: государственная оброчная подать - 29%, земский сбор – 17%, мирские сборы - 28%, натуральные повинности – 26%. 267.В этот период вновь были предприняты меры по установлению зависимости налагаемого размера повинностей от имущественного положения крестьян, количества скота, пашенной земли, трудоспособных работников, уровня доходности хозяйств. Однако эти меры были не эффективными. В процессе исследования бюджетов крестьянских хозяйств В.И. Вилижанина и А.Д. Никитина выяснилось, что общая сумма годовых платежей в хозяйстве с годовым доходом 107 р. составляла 34 р., а с доходом более 1500 р. – 55 р.

    Наряду с этим в ряде сельских обществ прослеживается сохранение прежней практики раскладки повинностей по душам 268.

    В целом по Тобольской губернии после проведения податной реформы удельный вес всех взимаемых платежей в годовом доходе крестьянского хозяйства составлял от 19 до 32 % 269. При этом общая годовая сумма налога, взимаемая с 1 хозяйства не превышала 50 рублей, а также размер его не увеличивался в случае высокой доходности хозяйства. В 1906 г., после введения государственной оброчной подати, со стороны правительства предпринимались неоднократные попытки учета валовой доходности крестьянского хозяйства 270. Среди сельских обывателей от уплаты налогов были освобождены те крестьяне, которые имели право на получение земельного надела, но причисленные к сельским обществам без их согласия, т.е. поселенцы «половинного оклада», поселенцы и крестьяне из ссыльных, исключенные из податного оклада ввиду недееспособности. Однако, эта категория населения составляла не более 3 % от общей численности сельского населения губернии 271.



    Важную затратную статью в бюджете крестьянского хозяйства составляли годовые потребительские расходы семьи. Сведения о нормах расхода продуктов в год на 1 чел. выявлены нами в опросных листах - анкетах, составленных по линии губернского статистического комитета в 90-е гг. Х1Х в. 272. Как сообщали крестьяне, при установлении норм потребления хлеба они исходили из среднего его расхода в год на 1 взрослого человека - 20 пудов в южном экономическом районе и 25 пудов в северном. На подростка приходилось по 14 пудов хлеба в год 273. По данным источника, эти нормы зависели от уровня урожайности в каждом конкретном селении; соотношения численности сеющих и не сеющих дворов, а также от уровня зажиточности крестьян. Из приведенных ниже данных видим, что в Ялуторовском округе этот показатель колебался от максимальной нормы на 1 взрослого едока - 27 пуд. до минимальной 15 пуд.; на 1 подростка и пожилого соответственно от 22 до 4 пуд. в год 274. В опросных листах крестьяне сообщали, что эти нормы также определялись не общими показателями по губернии, а уровнем урожайности, количеством сеющих дворов и состоянием зернового хозяйства в каждой деревне, что влияло на уровень зажиточности деревень. Судя по данным приведенной ниже таблицы, наиболее обеспеченными были с. Нергинское ( 27 пуд. на 1 едока), с. Верх-Суерское ( 25 пуд.); более низкий уровень отмечен в с.Красноярском (15 пуд.),с. Бешкильском (12 пуд.) 275.

    Стоимость 1 пуда пшеничного хлеба на питание составляла в среднем 40 коп. Таким образом, общая стоимость расходов на хлебное довольствие в год колебалась от 10 р. 80 к. до 4 р.80 к. на взрослого едока; от 8 р. до 1 р. 80 к. на подростка и престарелого. Дополнительные источники питания - рыболовство, охота, сбор ягод и грибов снижали норму потребления хлебных продуктов. В таком случае расход на потребление составит 2,5 четверти, умноженное на среднее количество кол- во членов семьи. Учитывая, что средний размер семьи на территории Тобольской губернии был 5- 6 чел., и средняя годовая норма по губернии на 1 взрослого едока в производящей семье составляла 25 пуд, общая

    годовая потребность такой семьи в хлебе составляла 150 пудов в год. Для производства такого количества хлеба в условиях южного экономического района необходимо было иметь под посевом не менее 5 1\2 дес. пашни при средней урожайности с 1 дес. пшеницы и ржи - 70 дес., овса 12 - 15 четв. с 1 дес, с учетом возврата семян. В условиях северного района, при средней урожайности пшеницы - 20-30 пудов с 1 каз. десятины, ржи 45 пудов с 1 каз. дес., овса 7-8 четвертей с 1 дес, на пропитание семьи из 5 человек необходимо было 100 пудов хлеба, для чего под посевами необходимо было иметь 9 и 2\3 дес., с учетом возврата семян и уплаты податей 276. Таким образом, исходя из расчета, что в год потребительские нормы хлеба на 1 трудоспособного человека составляли в среднем 23 пуда ржи и 47 пудов ячменя, для производства этого количества в условиях северного района, на 1 рев. душу необходимо было

    засеять 1,93 дес., в т.ч. ржи 0,46 дес., ячменя 0,90 дес., овса 0,25 дес., с учетом возврата семян - 0,32 дес. 277. При этом важно определить нормативный производительный потенциал хозяйства для обеспечения его хлебом не только на потребление, но и на продажу. На основе сопоставления данных о количестве пашенной земли и необходимых для его обработки трудовых ресурсов, рабочих лошадей, определены следующие нормы для хозяйства южных районов без удобрения : на 1 работника жен. пола - 4, 1\2 дес.; муж. пола - 9дес.; на рабочую лошадь – 4 1\2 дес. разрабатываемой земли. Для северных районов, где преобладало хозяйство с удобрением, при 5 сытых здоровых лошадях размер пашенного надела должен был составить от 12 до 15 дес.; при 5 средних лошадях от 7-8 , до 10 дес.; при 3 лошадях соответственно 4 - 6 дес.; при 2 лошадях 2- 3 дес.; при 1 лошади – 1 дес. 278.

    В качестве одного из вариантов анализа экономики крестьянских хозяйств, нами предпринята попытка исследования бюджетов по материалам конкретных крестьянских хозяйств. Для реконструкции бюджетов мелкого, среднего и крупного хозяйств привлечены материалы по конкретным семьям, проживающих в Тюменском и Тобольском округах в 90 - х гг. Х1Х. Для исследования бюджетов привлечен значительный круг документов за 1897 г., в т.ч. - подворные листы переписи населения 1897 г., опубликованные материалы для изучения экономического быта государственных крестьян ( конец Х1Х в.), материалы текущего делопроизводства волостных правлений 279.

    Рассмотрим приходную и расходную часть бюджета бедной семьи на примере двора Алексея Кукорина, проживающего в с. Вилижаны Яровской волости Тюменского округа 280. Экономические параметры хозяйства определялись следующими показателями: состав семьи 5 чел., в т. ч трудоспособных членов 2 чел. ( 1 муж.п. - 45 лет, 1 жен.п. - 40 лет.); стоимость жилых и хозяйственных построек - 60 руб., в т.ч. жилой дом 40 р., стая для овец 10 р., подвал со срубом - 10 р.; земельные угодья 16,5 дес, в т.ч. - пашни 4 2\3 дес., огород 0, 25 дес., сенокосов 12 дес. на 120 копен. стоимость сельскохозяйственных орудий труда - 14 руб. 50 коп.; 1 рабочая лошадь, 1 корова, 2 гол. молодняка крупного рогатого скота,.8 овец, общей стоимостью - 37 руб.

    Общий приход по хозяйству за год составил 86 руб. 35 коп. в т.ч. от полевого хозяйства получено 79 руб. 85 коп.: выращивание озимых, ярицы, ячменя – 44 руб. 20 коп., заготовки сена 180 копен - 26 руб. 40 коп., картофеля 180 ведер - 9 руб. 25 коп.; от животноводства всего 6 руб. 50 коп., в т.ч. от приплода КРС 1 гол. 2 руб., приплода овец 8 гол. на 4 руб. 50 коп. Расходы на полевое хозяйство и содержание скота составили 15 руб. 60 коп., в т.ч. на семена зерновых культур 6 руб. 90коп., картофель 1 руб. 50 коп; сена скормили на 7 руб. 20 коп. Расходы на питание семьи - 54 р.79 к.; прочие расходы – 2 руб. 25 коп.; одежда для семьи 14 руб. 98 коп.; подати 10 руб. 01 коп.; страховка дома 0.15 коп., церковные требы 0,60 коп., ссыпка зерна в хлебозапасный магазин 0.33 коп. Общая сумма расходов за год была- 83 руб. 11 коп. Размер условного чистого дохода составил 3 руб. 24 коп. Дефицит в бюджете А. Кукорин перекрывал поденной работой у местных зажиточных крестьян и деньгами, взятыми в долг 281. Необходимо добавить важную деталь, что перечень приходных и расходных статей бюджета составлен со слов самого хозяина. Вместе с тем в приходной части бюджета очевидны пробелы, сознательно допущенные А. Кукориным. Для выявления точных итоговых данных, нами реконструирована отраслевая структура этого хозяйства на основе подворного листа переписи 1897 г., а также сделаны дополнительные расчеты по выходу продукции от дойного поголовья и прибыли, полученной от 8 овец, не указанные хозяином.

    Исходя из расчетов Н. Данилевского, средний годовой доход от 1 овцы составлял 1 рубль.. При определении количества надоенного молока, исходя из минимальных среднестатистических данных по Западной Сибири - 1500 кг. от 1 гол., в приход добавлено 93 пуда молока по средней цене 0.50 к. за 1 пуд. на сумму 46 р. 50 к. и 8 руб. - годовой приход от овец. Получено навоза на сумму 3 р. 75 к., который использовался в огородничестве. Таким образом, приходная часть бюджета по животноводству увеличилась на 58 р. 25 к. В расходной части бюджета по скотоводству также не полностью учтены затраты на корм скоту. Исходя из норм расхода на 1 рабочую лошадь в зимне-стойловый период - 180 копен сена и 11 пудов фуража; на 1 дойную корову - сена 175 копен, фуража 5 пудов, сумма расходов на корма составила 47 р. 40 к., найм пастуха – 1 р. 37 к. С учетом суммы расхода на сено, указанной в перечне - 7 р. 20 к. ( расход на 8 гол. овец и молодняк крупного рогатого скота) сумма общих годовых расходов на содержанием скота составила 55 р. 97 к. Таким образом, по скотоводству общая сумма прихода составила 64 р.75 к.; расход- 55 р. 97 к.; по полевому хозяйству соответственно - приход - 79 р. 85 к.; расход - 14 р.80 к. После внесения необходимых дополнений, обобщим полученные данные по приходной и расходной частям бюджета бедного хозяйства в сводную таблицу.



    Таблица 28

    Сводные данные о состоянии бюджета

    бедного хозяйства ( кон. Х1Х в.)


    Отрасль

    Расход (руб)

    Приход (руб.)

    Общий доход (руб.)

    Удельный вес общ. дохода в

    Бюджете %

    Земледелие

    14.80

    79.85

    65.05

    65.8 %

    Скотоводство

    55.97

    64.75

    8.78

    8. 9%

    Жалование писаря



    -

    25.00

    25.00

    25.3%

    Итого

    70.77

    169.60

    98.83

    -
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Бюджет крестьянского хозяйства

    Скачать 459.2 Kb.