Скачать 331.07 Kb.


Дата15.12.2017
Размер331.07 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 331.07 Kb.

Цель программы развитие творческих и специальных способностей детей через приобщение к искусству хореографии



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа хореографической студии «Радуга» предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей в мир хореографии, с помощью игровых технологий, познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет школьникам творчески самовыразиться, и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут надеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации Российского образования”).

Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией.


1.1. Сведения о программе.

Актуальность программы.

В наше время стоит вопрос о духовном здоровье подрастающего поколения. Танец – это деятельность, несущая зрительно - эмоциональное наслаждение, влияющая на социально-нравственное воспитание ребенка. Хореографические занятия позволяют развить у ребенка потребность жить и преобразовывать мир по законам красоты, выработать у него сопротивляемость к негативным явлениям и поступкам, потребность вести здоровый образ жизни.

Программа носит воспитательный характер. Она рассчитана на коллективные занятия, а танец в группе – это умение соединить свои эмоции и переживания с другими и получить совместный результат, быть терпимым к ошибкам других и видеть свои. Все это помогает социализации ребенка в группе сверстников.

Занятия в коллективе предполагают помощь старших в обучении младших, заботу о них, обучение других через себя.

Успешное усвоение программы должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

В последнее время большой проблемой также является физическое здоровье детей. Занятия по данной программе могут помочь детям с небольшими отклонениями в физическом развитии. Это несильно выраженная сутулость, нарушение осанки, небольшая косолапость, незначительные отклонение в развитии координации движений. Этим детям занятия по данной программе помогут приобрести правильную осанку, уверенные движения, усовершенствуют координацию движения.

Создание данной программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп, а особенно среди детей младшего школьного возраста, большинство из которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Данная программа предоставляет широкие возможности обучения основам хореографического искусства.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию. Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство.

Таким образом, данная образовательная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественно-эстетическую направленность дополнительной образовательной программы.



Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, историко-бытовой, народно-сценический, современный танец.

Данная программа является модифицированной, разработана на основе методических пособий:

- Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.

- Костева И.А Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. — Ульяновск, 1998.

- Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.

Отличительные особенности программы.

Основным отличием данной программы является то, что она разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей. Данная программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и т.д.).

Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой. С одной стороны, она должна способствовать подъёму хореографической культуры и отвечать запросам детей и родителей  самых широких и различных слоёв общества и различных социальных групп.

С другой стороны – обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания не только одаренных детей, но и обучающихся не имеющих природных данных.



1.2. Цели и задачи.

Целью программы являются следующие составляющие:

  • планомерное раскрытие творческих способностей детей;

  • создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации;

  • постановка хореографических композиций в учебных целях.

Помимо названного, цели программы сочетаются с основными идеями системы дополнительного образования детей, которые мотивируют включение в процесс обучения интегрированных дисциплин. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству через интегрированные технологии включает в себя:

  • изучение основ музыкальной грамоты;

  • актерское мастерство;

  • элементы гимнастики;

  • изучение основ правильного дыхания;

  • ознакомление с анатомическим строением тела и основы самомассажа.

Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец;

  • обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник.

2. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

  • воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;

  • помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

  • обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;

  • способствовать формированию творческой личности.

3. Развивающие задачи подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие специальных навыков:

  • координации;

  • ловкости;

  • силы;

  • выносливости;

  • гибкости;

  • правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;

  • музыкально-пластической выразительности;

  • активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.

1.3. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Принимаются все желающие дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и хореографических данных.


1.4. Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Во время занятий предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

После освоения программы дети могут продолжить занятия в объединении, для дальнейшего совершенствования своих знаний, умений и навыков в концертной (ансамблевой) группе.

Методика преподавания на всех годах обучения сочетает в себе тренировочные гимнастические упражнения, танцевальные движения классического, а также современного танца. Большую роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются его природные хореографические данные, особенности характера и его поведения в студии.

Общим для каждого года обучения является принцип движения от простого к сложному, что предполагает постепенное:


  • увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала;

  • усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров;

  • усложнение творческих заданий.

Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в конкурсах и фестивалях, концертах.

На первом году обучения повышенное внимание уделяется тренировочным гимнастическим упражнениям на полу и на середине. В первый год обучения важно привить такие навыки, как «вытянутая стопа», «прямая спина». Простые хореографические движения в разминке и диагонали, а также «партерная гимнастика» способствуют закреплению этих навыков.

Для второго года обучения характерно максимальное развитие природных данных. Это основной этап накопления знаний, умений и навыков.

На третьем году обучения стоит задача сохранения этого максимального уровня, так же дети знакомятся с основными законами танцевальной драматургии, овладевают навыками актерского мастерства. Обучающиеся должны стараться сами наполнить содержанием образ. Импровизация – это одна из главных особенностей данного этапа.



Овладев основными элементами разных танцев, дети смогут уверенно исполнять их в различных комбинациях и связках. Таким образом, сформируется лексика танца, которая будет использоваться для выражения внутреннего эмоционального состояния исполнителя, а также развития сценического образа.

1.6. Ожидаемые результаты.

В конце 1-го года обучения

Ребенок будет знать:

  1. назначение хореографического зала, правила поведения в нем;

  2. основные танцевальные позиции ног и рук;

  3. понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг»;

  4. понятия «Ровная спина», «Вытянутая стопа»;

  5. назначение разогрева, его последовательность;

  6. понятие «Музыкальное вступление»;

  7. понятие «Танцевальный образ».

Ребенок будет уметь:

  1. ориентироваться в хореографическом зале, делать простые перестроения;

  2. ритмично двигаться, передавать хлопками и притопами ритми­ческий рисунок;

  3. исполнять небольшие танцевальные комбинации под руково­дством педагога;

  4. исполнять комплекс растяжки 1-го года обучения под руководством педагога;

  5. исполнять разогрев самостоятельно;

  6. исполнять простые танцевальные комбинации;

  7. представлять себе заданный образ под заданную музыку;

  8. освоить постановку корпуса, позиции ног, рук классического танца.

В ребенке будет развито:

  1. чувство ритма;

  2. координация;

  3. гибкость;

  4. пластичность;

  5. воображение.

Должно быть воспитано:

  • дисциплина;

  • уважение к педагогу;

  • внимание к другим обучающимся;

  • навыки поведения на сцене.

В конце 2-го года обучения:

Ребенок будет знать:

  • основные упражнения классического танца (плие, релеве);

  • элементы народного танца;

  • понятие «образ» танца, «сюжет» танца, «внутренний монолог»;

  • дети должны понимать и правильно оценивать произведения современного танца.

Ребенок будет уметь:

  • самостоятельно выполнять выученные танцевальные комбинации на середине;

  • исполнять сложные комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических рисунках и направлениях, сочетая их с движениями рук и головы;

  • быстро ориентироваться в хореографическом зале, делать раз­личные перестроения;

  • самостоятельно исполнять не менее 2 концертных номеров;

  • уметь создать образ на заданную музыку, придумать движения под свой образ;

  • овладеть основными элементами классического танца;

  • овладеть основами эстрадного танца.

В ребенке будет развито:

  • шаг;

  • выворотность;

  • гибкость и пластика движений;

  • танцевальная память;

  • фантазия.

Должно быть воспитано:

  1. культура поведения на занятии и на сцене;

  2. уважение к партнеру.

В конце 3-го года обучения:

Ребенок будет знать:

  1. основные упражнения классического танца – названия движений, правила исполнения;

  2. понятие «стиль музыки», «образность»;

  3. понятия об основных законах танцевальной драматургии;

  4. элементы русского танца и танцев народов мира;

  5. новые танцевальные направления в хореографии.

Ребенок будет уметь:

  1. самостоятельно исполнять основные элементы классического танца;

  2. овладеть основными элементами современного танца;

  3. иметь навыки сценической деятельности;

  4. исполнять элементы танцев народов мира.

Помимо технического совершенствования двигательного аппарата, обучающиеся должны получить стимул к личностному развитию, т.е. воспитывать в себе такие необходимые для танца качества как трудолюбие, сосредоточенность и внимание. Кроме того, дети должны владеть основами общей культуры, разбираться в направлениях и течениях современной хореографии.

Реализация программы способствует:

  • развитию навыков общения, коммуникативных компетентностей;

  • повышению культурного уровня;

  • воспитанию настойчивости и самоотдачи, коллективной и личной ответственности за поручение дело;

  • осознанному развитию хореографических способностей;

  • развитию интереса не только к творческой деятельности в коллективе, но и к творчеству других исполнителей;

  • умению критически анализировать собственную деятельность.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Учебно-тематический план  1 года обучения

п/п


Тема

Количество часов













Всего

Теория

Практика

1

Учебно-тренировочная работа










1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1




1.2

Партерный экзерсис

35




35

1.3

Азбука музыкального движения

20




20

1.4

Элементы классического танца

25

1

24

1.5

Элементы народно-сценического танца

25

1

24

1.6

Элементы эстрадного танца

15




15

1.7

Работа над репертуаром

18




18

2.

Сценическое движение.










2.1

Творческая деятельность.

10




10

2.2

Музыкально-танцевальные игры.

20




20

3.

Мероприятия воспитательного характера










3.1

Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов

6

-

6




Итого

175

3

172

Учебно-тематический план  2 года обучения

п/п


Тема

Количество часов













Всего

Теория

Практика

1.

Учебно-тренировочная работа










1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1




1.2

Азбука музыкального движения

23

3

20

1.3

Элементы классического танца

33

3

30

1.4

Элементы народно-сценического танца

33

3

30

1.5

Элементы эстрадного танца

25

2

23

1.6

Работа над репертуаром

40

-

40

2.

Творческая деятельность.

15




15

3.

Мероприятия воспитательного характера










3.1

Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.

5




5




Итого

175

12

163

Учебно-тематический план  3  года обучения

п/п


Тема

Количество часов













Всего

Теория

Практика

1.

Учебно-тренировочная работа










1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1




1.2

Азбука музыкального движения

15

2

13

1.3

Элементы классического танца

40

2

38

1.4

Элементы народно-сценического танца

40

2

38

1.5

Элементы эстрадного танца

19

2

117

1.6

Работа над репертуаром

40

-

40

2.

Творческая деятельность.

15




15

3.

Мероприятия воспитательного характера










3.1

Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.

5




5




Итого

175

9

166


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 год обучения.

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа

Тема 1.1: Вводное занятие.  

Цель: Познакомиться с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по  технике безопасности.

Содержание материала:  данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Тема 1.2: Партерный экзерсис.  

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться  к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Содержание материала:  комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.  

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские мелодии).



Тема 1.3: Азбука музыкального движения.  

Цель:   Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде  работы над образными упражнениями. Основные  понятия: музыка, темп, такт.

Содержание материала: совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.  Музыкально-пространственные упражнения.  

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки,)



Тема 1.4: Элементы классического танца.  

Цель:  Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала:   Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку.

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).

Деми ронд де жамб партер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки),  



Тема 1.5: Элементы народно-сценического танца.

Цель:   Научить элементам русского танца  и характерным чертам исполнения. Прививать детям любовь к народным танцам.

Содержание материала:   Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практические занятия. Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой, 4 шаг а с притопом в сторону; тройной притоп.

Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.

Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.

 Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Тема 1.6: Элементы эстрадного танца.

Цель: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.

Содержание материала: Теория. Особенности эстрадного танца.

Практические занятия. Позиции рук (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки),

Тема  1.7.:  Работа над репертуаром.

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.



Тема 1.8: Итоговое занятие.

Цель:  Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).  

Содержание материала:   Отчетный концерт для  родителей

Раздел 2. Сценическое движение.

Тема 2.1: Творческая деятельность.

Цель: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.

Содержание материала:

Этюды.


  1. Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке.

Музыкально-танцевальные игры:

  1. Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и мыши, кто скорее, карусель.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, зонтик, удочка. 

Тема 2.2.: Музыкально-танцевальные игры.

Цель: Вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Положительно воздействовать на эмоциональное состояние детей при помощи музыки. 

Содержание материала:


  1. Танцевально-ритмические упражнения – «Нарисуй себя», «Стирка».

  2. Музыкальные игры – переноска мяча, воротца, змейка, запомни мелодию.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки)

Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.

Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи.

Практическая работа: прослушивание музыкальных фрагментов Посещение концертов.



2 год обучения.

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа.

Тема 1.1: Вводное занятие.

Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о костюме для занятий и личной гигиене.

Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.

Методическое обеспечение: текст вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.



Тема 1.2: Азбука музыкального движения.

 Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях. Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие – ритм.  

Содержание материала:  Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские  танцы. Стилизованная народная музыка.

Практическая работа: акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс - полный каданс.   Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.

   Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

 Тема 1.3: Элементы классического танца.

Цель:  Развивать  выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала:   Дополнительно изучается уровень подъема ног, на пример положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена. Практическая работа: подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении - тан релеве пар тэр. Прыжки - с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.

Батман фраппэ сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад.

Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.

Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.

Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер бы строй польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.

Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер  4/4, сочетание плавного и четкого темпов.

Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.

Па курю - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски станок.

Тема 1.4: Элементы народно-сценического танца.

Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные движения у станка и середине. Разучить элементы народных танцев.

Содержание материала:   Упражнения у станка и на середине - подготовка к более четкому исполнению народных движений. Точные позиции положения и движения рук в танцах народов мира. Особенности стиля исполнения. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.

Практическая работа: Станок. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу. Переступание на полупальцах. «Ковырялочка» - разучивается у станка заново.

Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к веревочке), в открытом и закрытом положении на всей стопе одной ноги. Подготовка к каблучным движениям.

Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.

Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.

Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом

Элементы стилизованного танца.  Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).



Тема 1.5: Элементы эстрадного танца.

Цель:   Познакомить воспитанников с особенностями танца джаз-модерн.

Содержание материала:   Особенности танцев. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Простейшие поддержки.

Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Тема  1.6: Работа над репертуаром.

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.



Тема 1.7: Итоговое занятие.

Цель:  Диагностика усвоения детьми программного материала второго года обучения.  

Содержание материала: Отчетный концерт для  родителей

Раздел 2. Творческая деятельность.

Тема 2.1: Творческая деятельность.

Цель: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.

Содержание материала:  Этюды, развивающие игры, пантомима.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски



Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.

          Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание материала: Прослушивание мелодий.

3 год обучения.

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа.

Тема 1.1: Вводное занятие

Цель:   Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести инструктаж по Т.Б.

Содержание материала:  занятие проводится в форме беседы. Педагог напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых курсах.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски.



Тема 1.2: Азбука музыкального движения.

Цель: Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музыкальность.

Содержание материала:   Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).

Практические упражнения на развитие музыкальности (осуществляются) непосредственно на уроке классики, народного и эстрадного танца).

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон,  (танцевальные мелодии).

Тема 1.3: Элементы классического танца.

Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.

Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.

Практическая работа: движения - связки (па де буре). Закономерности координации движений рук головы в пор де бра.

Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым построением. Размер 2/4, темп — модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад). Рон де жамб пар тер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.

Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп — модерато). Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок одной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте. Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро (подвижно).

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, станок.

Тема 1.4: Элементы народно-сценического танца.

Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить русский стилизованный танец.

Содержание материала: Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)

Практическая работа: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полупрседании на одной ноге.   Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели».  Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон,  (русские народные песни в современной обработке), станок.

Тема 1.5: Эстрадный танец.

Цель: Познакомить детей с  современным танцем

Содержание материала:   характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски (Современные мелодии российской и зарубежной эстрады),



Тема  1.6: Работа над репертуаром.

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.



Тема 1.7: Итоговое занятие.

Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала третьего года обучения.  

Содержание материала: Отчетный концерт для  родителей ,  в котором прослеживаются практически весь репертуар за все 3 года обучения.

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, магнитофон, диски.



Раздел 2. Актерское мастерство.

Тема 2: Актерское мастерство.

Цель: Освоение ряда частных двигательных навыков – технических приемов выполнения пластических заданий.

Содержание материала:


  1. Занятия -  фантазий.

  2. Ролевые игры (на внимание, на память).

  3. Развитие творческого воображения.

  4. Творческие постановки.

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, магнитофон, диски.
Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.

Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание материала: беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий.

Методическое обеспечение: Прослушивание мелодий.



4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.

Материально-техническое обеспечение

  • Наличие оборудованного зала для занятий. В зале должны быть: зеркала, станок, палас, аудио и видеоаппаратура;

  • Наличие у детей специальной формы для занятий (у мальчиков шорты и футболка, у девочек лосины и купальник для занятий);

  • Музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей, кассеты, диски);

  • Наличие сценических костюмов для концертных номеров.

Программно-методическое обеспечение

  • Методические разработки, литература по хореографическому искусству;

  • Литература по педагогике и психологии;

  • Методические видеоматериалы различных направлений хореографии;

  • Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.

Для лучшего усвоения детьми движений на занятиях используются следующие методы:

-   метод наблюдения за детьми в процессе игры;

- метод наглядности, который не может существовать без словесного пояснения, указания, подсказок;

- показ движения, его теоретическое объяснение, снова – повторный показ, является наиболее эффективным методом обучения.



Помогает восприятию движений:

-  метод физической помощи;

-  игровой метод соревнования.

В ходе реализации программы воспитаннику важно осознать необходимость танцевальной подготовки, научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений.

Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия. Живое, эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, даст положительный результат.     Педагогу необходимо помочь детям разобраться в новых, модных танцевальных направлениях.

Список литературы:


  1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издательство «Искусство», Ленинград- Москва, 1963.

  2. Заболотская М.А. «Хореография». Издательство «Искусство», С.-Петербург, 1998.

  3. Базарова Н.П., Мей В. «Азбука классического танца». Учебно-методическое пособие. – Л.: Искусство, 1983.

  4. Захаров Р.В. «Сочинение танца». М., 1989.

  5. Ткаченко Т.С. «Народный танец». М., 1975.

  6. Боголюбская М. «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания». М., 1986.

  7. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии». М.: Искусство, 1964.

  8. Кристи Г. «Основы актёрского мастерства». М.: Советская Россия, 1970.

  9. Костровицкая В. «Сто уроков классического танца». С-Пб., 1999.

  10. Конорова Е. «Хореографическая работа со школьниками». С-Пб., 1998.

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в концертной деятельности, в конкурсах различного уровня хореографической направленности.



Выдача документа об обучении не предусмотрена.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Цель программы развитие творческих и специальных способностей детей через приобщение к искусству хореографии

Скачать 331.07 Kb.