• Имя – первый подарок человеку в жизни
  • Родная улица моя
  • Мир моей семьи
  • Фрагмент занятия клуба «Родник» для учащихся 9 «Б» класса «Пусть не прервётся связь времён»
  • Мудрые мысли

  • Скачать 148.14 Kb.


    Дата03.06.2017
    Размер148.14 Kb.

    Скачать 148.14 Kb.

    Цель творческой лаборатории



    Цель творческой лаборатории: представить аспект работы словесника и классного руководителя по воспитанию в моральном климате памяти как одной из основ толерантной личности.
    Чем жив человек? Памятью, - утверждают мудрецы и поэты всех времен и народов. Академик Д.С. Лихачёв называет память основой совести и нравственности. Воспитание в моральном климате памяти - это чистый исток личности растущего человека, и нашу творческую лабораторию мы назвали «От чистого истока».

    В 80-е годы ХХ века Юрий Энтин написал замечательные стихи, ставшие песней детства: «От чистого истока в прекрасное далёко мы начинаем путь». Что же берет с собой человек в прекрасное далёко? Конечно, мир детства, и его определяют:



    • мир родной речи;

    • мир, отчего дома, семейных ценностей;

    • мир природы и родной земли.

    Помогая ученику познавать, осознавать эти вечные ценности и выстраивать свой ценностный мир, мы в современных условиях делаем акцент на четырех составляющих:

    во-первых, объединяем усилия учителей краеведения, ОПД, истории, русского языка и литературы и работаем в содружестве;

    во-вторых, усиливаем субъектную позицию ученика как исследователя, первооткрывателя мира, в котором он живет;

    в-третьих, формируем эмоциональный опыт детских открытий, а это долговременная память человека;

    в-четвертых, уходим от случайных мероприятий; так, данное направление работы заложено в авторской программе воспитательной работы с классом «Родники личности», рассчитанной на пять лет (5-9 кл.)

    Проиллюстрируем вышесказанное.



    • Своеобразие и щедрость нашей многонациональной земли начинается с топонимов: Малмыж, Болтушина гора, Пушкаревское кладбище, Агельдино озеро, Акпатырево, речки Шошма, Мокша…

    В этих названиях - истоки культуры четырех народов: удмуртов, мари, татар, русских, и погрузиться в мир легенд и сказаний о них помогает нам собранный за многие годы материал по историческому, географическому, литературному краеведению.(Работа с папками «Малмыж: история и современность», «Мы вятские»). Практикумы- экскурсии и походы по родному краю.

    • В условиях негативной речевой ситуации мы поднимаем планку личного имени в жизни человека, ибо считаем, что это важнейшая ступень самопознания и самоуважения, основа общения и уважения других людей. Мир имён в нашем многонациональном крае ярок и многозвучен: Айгуль, Ляйсан, Линар, Динар, Расуля, Кристина, Оксана, Роман, Рамиль.… А ведь 30-40 лет назад Земфиру называли Зоей, Фагиля Нурмиевна становилась Фаиной Николаевной. Сегодня мы учим детей осознавать, что имя- первый подарок в жизни человека, поэтому обращаем их к народной мудрости об имени, помогаем в поиске материалов об истории славянских и восточных имён, учим создавать первые мини - проекты о личном имени. (Они представлены на стендах, см. приложение)

    Самое главное, дети выносят нравственные уроки об уважении к своему и чужому имени:

    Имя нам дано родителями, оно дано на добрые дела, имя надо беречь, именем надо дорожить.

    В имени живёт прошлое народа, поэтому надо знать историю своего имени.

    Кличкам, прозвищам – нет! Они нужны тем, кто скрывается от закона. Называем друг друга по имени. Уважаем своё и чужое имя.

    К выбору имени надо подходить серьёзно: учитывать традиции семьи и своего народа, знать значение имени.
    В лаборатории представлен детально разработанный классный час о личном имени человека (см. приложение). Такая работа становится системной, когда дети захотят узнать историю фамилий и отчеств, попробуют разрешить проблему прозвищ уже не на примере сказки «Гадкий утёнок» Андерсена, а на примере повести «Чучело» В. Железникова, когда будут дарить значение имени родным и близким и писать в праздники письма доверия.

    • Мир, отчего дома дети осознают с самого раннего возраста; праздники, совместные дела и походы укрепляют этот мир. Но первооткрывателями они становятся постепенно. Мы помогаем детям увидеть родную улицу по – другому, так, чтобы радость открытия стала памятью сердца. В 12-13 лет они спешат в краеведческий музей, БТИ, архив, библиотеки, расспрашивают родственников и удивляются, что их улица трижды меняла название, что она одна из старейших в городе и на ней 8 домов представляют историческую ценность. А об одном из них можно и нужно интересно рассказывать. Дети узнают, сколько лет их дому, как его строили или покупали, рассказывают, как украшают они свой маленький мир садами и цветниками, как дружно живут с соседями разных национальностей. И появляются добрые творческое работы учащихся: «Моя улица историческая», «Родная улица моя», «Улица моего детства», «Моя улица – мой маленький мир» и другие (см. приложение)

    • В Год Семьи мои 8 классники создавали исследовательские работы «Мир моей семьи», главная ценность которых - совместный труд членов семьи, осмысление истории своего рода, уважение к минувшему и почитание его. Они комплексно представляли Малмыж, родную улицу, дом, рассказывали о родителях и прародителях, описывали семейные традиции, праздники, а вместе с тем осознавали, что это самый надёжный мир в жизни человека.

    Ценности, обретённые через самостоятельный опыт, становятся «памятью сердца» и помогают подростку правильно выстраивать свой мир ценностей, развивают его духовный и нравственный потенциал.

    • В лаборатории представлены разнообразные творческие работы учащихся о себе, коллективе, школе, Малмыже, Родине: проекты, сочинения, рефераты, агитбригада, презентация класса, сценарий видеофильма, и снятые видеофильмы, конкурсные работы. Радостью за детей наполняется сердце учителя, когда они пишут о прадедах, которых никогда не видели, но прочитали о них в Книге Памяти и собрали воспоминания родных о защитнике Родины, когда выпускница 2008 года заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Край мой Вятский». А написала она о праздниках родного края: татарском Сабантуе, русской Казанской, марийском Акпатыре, которые одинаково дороги для людей разных национальностей.

    Восемь моих учеников 4 года работают в художественной самодеятельности Центра Досуга и с большим желанием участвуют во многих культурных мероприятиях города и района, в том числе в русской Масленице, татарском Сабантуе, в Дне славянской письменности, в Дне матери… В год 130-летнего юбилея школы двое учеников представляли авторские поэтические сборники « Мир, в котором я живу». В течение всех лет работы с классом учу дарить радость другим людям, и счастлива, когда она возвращается добрым словом и добрым делом.

    В 6 классе я подарила детям их коллективный портрет, созданный из значения их имен (см. приложение «Классный час»)

    А сегодня другие люди говорят, что мои восьмиклассники открытые, приветливые, чуткие, доброжелательные, трудолюбивые, честные, с чувством товарищества, коллективизма, дисциплинированные, общительные, активные.

    В 9 классе, в год 65-летия Великой Победы, мы снова откроем Книгу Памяти, чтобы осознать слова Р.Рождественского: «Всё, что было не со мной, помню».

    Проходит многое, но имя, мать, отец, род и родина остаются. Наши дети родились и живут на многонациональной земле, и акцент на воспитание в моральном климате памяти способствует выбору ими толерантного пути человека, то есть такого пути, когда растущий человек бережно и с любовью относится к культуре своего народа и уважительно – к иным культурам, взглядам, традициям, когда он комфортно чувствует себя в окружающем мире, понимает и принимает других людей, готов всегда прийти на помощь, отличается уважением мнения других, милосердием и чуткостью, доверием и гуманизмом.
    Имя – первый подарок человеку в жизни


    • Человек и его имя (человек начинается с имени).

    • Что означает твоё имя?

    • Кто и почему выбрал для тебя это имя?

    • Родные с этим именем. Возможно, ты получил имя в честь кого-то. Расскажи об этом человеке.

    • Уменьшительно-ласкательные имена. Твоё любимое.

    • Как принято называть тебя в семье, в кругу друзей, в школе?

    • К чему обязывает тебя имя?


    Родная улица моя

    Память о замечательных людях, важных в жизни народа событиях, красоте природы запечатлена в названиях улиц, по которым мы ходим, на которых живем. О чем может рассказать улица?



    • Название (историческое, современное). В честь кого (каких событий) названа ваша улица?

    • Расположение, протяженность.

    • Исторические постройки, общественные здания, парк, сквер, пруд и т.д.

    • Расскажи об одной особенности улицы подробнее.

    • Озеленение, обустройство улиц.

    • Твои дом. Какой он? Какова его история? Окружение дома.


    Мир моей семьи

    Семья – главная ценность в жизни человека, его прошлое, настоящее и будущее, его род, родители, родные.

    Семья - основа человеческой памяти и культуры.


    Где, когда родились и учились мои будущие родители, как встретились и создавали семью.

    • Состав моей семьи.

    • Традиции, семейные увлечения.

    • Дедушки и бабушки.

    • Прародители. Сколько поколений мы знаем, кто были эти люди, какой след оставили в нашей памяти?

    • Моя родословная.

    Фрагмент занятия клуба «Родник» для учащихся 9 «Б» класса «Пусть не прервётся связь времён»

    Клуб «Родник» (при центральной библиотеке города Малмыжа) - это результативная форма внеурочной воспитательной деятельности учащихся по реализации авторской программы воспитания «Родники личности».

    Цель: приобщать учащихся к изучению славных страниц истории родного края и судеб выдающихся земляков, воспитывать патриотические чувства;

    содействовать профессиональному выбору учащихся.

    Задачи: 1) создавать условия для усиления субъектной позиции ученика, осуществлять воспитание в деятельности;

    2) создавать условия для развития исследовательских умений учащихся, навыков самообразования через работу с разными источниками информации.

    Занятия по общей теме «Пусть не прервётся связь времён» представляют модуль, состоящий из трёх блоков:


    • Краеведы – исследователи родного края (устный журнал);

    • Имена прославленных земляков – в названия улиц города (аукцион идей);

    • Деревня как хранительница самобытной культуры (КТД).

    По третьему блоку фрагментарно представлена тема « Татарская национальная деревня как хранительница традиций самобытной культуры».

    Идея содержания – образ национального героя в литературе и жизни татарского народа.

    Формы: мини-исследования: образ национального героя в устном народном творчестве; люди деревни, которых уважают и помнят; поездки в деревни, посещение краеведческого музея в Тат-Верх – Гоньбе, встреча с ветераном педагогического труда М.А. Аглеевым в Старом Ирюке, съёмки видеофильма, изучение материалов в краеведческом музее города Малмыжа, в библиотеках и в архиве ; литературная обработка собранных материалов, создание композиции и презентации к ней; культура национальной музыки и танца.

    Результат: календарь 2010 года с фотографией прославленного земляка Старого Ирюка, чемпиона мира по гиревому спорту Ф.М. Салахиева; видеофильм о заслуженном учителе М.А. Аглееве; презентация систематизированных материалов.



    Старый Ирюк, Тат-Верх-Гоньба,

    Деревни России, росинка моя.

    Вам есть чем гордиться,

    Что помнить, беречь.

    Храните культуру, обычаи, речь.

    Мечети как символ народа души.

    Ухожены памятники – всюду цветы.

    В школах открыты музеи села.

    Труд хлебороба в почете всегда.

    По щедрости нивы равных вам нет.

    Татарские праздники радуют всех.

    История образования татарских деревень уходит в далекое прошлое – к началу 15 века. Старому Ирюку - 609 лет. Тат-Верх-Гоньбе – 608 лет. Основали первые поселения на быстрых веселых речках марийцы, а в середине 16 века арские и балтасинские татары бежали от воинов Ивана Грозного, от насильственного крещения и останавливались на другом берегу этих речек, но очень скоро они потеснили марийцев и основали национальные татарские деревни.

    Существует несколько версий объяснения топонимов Ирюк и Гоньба. Самые распространённые:

    Ирюк – от слова «уры» - артель, ватага рыбаков, название связано с географическим положением. Старый, потому что позднее, после пожара 1919 года, появился еще один – Новый Ирюк.

    Гоньба - от марийского слова «комбо», что означает – гуси. «Гуси остались!» - так причитала последняя марийка, уходя с обжитых мест. Татарская – по национальности, Верхняя, чтобы не спутать с нижней по течению речки Гоньбинки русской деревней Гоньбой.

    Сегодня в Старом Ирюке проживает 789 человек. В Тат-Верх-Гоньбе – 841.

    Старый Ирюк – центр колхоза «Зерновой», который славится наивысшей урожайностью зерновых в области, имеет датский зерноочистительный комплекс «Дельта» - единственный в регионе. Тат-Верх – Гоньба – центр колхоза «Гигант».



    С незапамятных времен татарский народ создавал образ национального героя. Сказания, баиты, песни, сказки, славили батыра, джигита, аксакала, хлебороба.

    Лучший воин, чудо-пахарь,

    Мудрый, честный человек,

    Сильный, смелый, добрый нравом,

    Ты Батыр, ты наша честь!

    Народный идеал батыра находит воплощение в реальных людях, ставших гордостью татарских деревень.

    Побывав в Старом Ирюке и побеседовав с известным краеведом Муниром Аглеевичем Аглеевым, мы узнали, что народ помнит крупнейшего торговца куриными яйцами Гизатуллу Хамидуллина, по прозванию «яичный король». Он жил во второй половине 19 века, владел сенокосными, лесными и пахатными угодьями, был хозяином лесопильного завода в Малмыже, вышел на рынки Германии, Франции, Англии, имел миллионный годовой оборот. Но остался в памяти не из-за богатства, а потому, что делал добрые дела: сооружал мечети, облагораживал погосты. На слайде вы видите уникальный каменный забор кладбища в Старом Ирюке. Глину замешивали на яичном белке. Здесь же покоится и сам меценат, и его семья. В Старом Ирюке помнят первого организатора колхоза, директора татарской школы, участника гражданской и Великой Отечественной войн Ахмадиша Мухамедшевича Ахметшина, человека долга и порядочности. Родные представили нам уникальные материалы – воспоминания Ахмадиша Ахметшина. В молодости он был партийным работником в Малмыже, в 20-е годы направлен в Ирюк и в очень сложных условиях создавал коллективное хозяйство. Потом был принят жителями, в него поверили, потому что Ахмадиш был честным, совестливым человеком. Перед войной работал директором татарской школы, с 1941 года защищал Родину, был ранен, имеет награды. До самой смерти трудился, был мастером на все руки, имел пасеку. Похоронен в Старом Ирюке в 1976 году.



    Батыр –защитник мира, дома, деревни, Родины, страны. Каждый четвертый житель деревни стал защитником Родины в грозные годы Великой Отечественной войны. Ушли на фронт из Старого Ирюка – 285 человек, погибли за Родину 152 человека; из Тат-Верх-Гоньбы – 276 человек, погибли за Родину 154 человека.

    Имя героев на обелисках.

    Помнят защитников старый и млад.

    В школьных музеях о них все расскажут.

    «Памятью живы», - так говорят.

    Ученики Тат – Верх – Гоньбинской школы ухаживают за памятником воинам не только в родном селе, но и в деревне Гари, откуда родом Герой Советского Союза Никанор Дмитриевич Захватаев. Он кадровый военный, активный участник гражданской войны, получил академическое военное образование, с первого дня Великой Отечественной войны - на фронте. Генерал – лейтенант, разработал и осуществил военную операцию по освобождению Вены, за что удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны служил в Москве. Имя героя носит улица города Кирова.



    Молодёжь наследует традиции отцов и дедов, защитников родной земли.

    Старый Ирюк и Тат – Верх – Гоньба славятся юношами – отличниками боевой и физической подготовки.

    Четыре солдата из Старого Ирюка выполняли интернациональный долг в Афганистане и Чечне. На боевом задании погиб в Ханкале 18 августа 2002 года Гафиатуллин Фанис – вечная ему память.

    В Тат – Верх – Гоньбе – 7 воинов – интернационалистов, двое погибли в Грозном: Хайрутдинов Рафиль 7 ноября 2002 года, Садиков Рамиль 6 июля 2001 года.


    Всем защитникам мира и Родины Сидорова Оксана посвятила свои стихи.
    Поклон вам низкий, павшие, живые,

    Защитники, герои, земляки!

    За мир, за Родину – державу,

    За жизнь счастливую мою.

    Года летят, но память остается

    В стихах и песнях, в книгах о войне,

    В названьях улиц, памятниках, фильмах…

    Она живет - в тебе,

    Она живет – во мне.
    Воспитание в лучших национальных традициях – приоритетно в школах. Почти полвека учили детей заслуженные учителя – историки Асхадуллин Шарифулла Асхадуллович в Тат – Верх – Гоньбе, Аглеев Мунир Аглеевич – в Старом Ирюке. Они неустанно занимались краеведческой работой , несли свет памяти детям, 37 лет были директорами. Мунир Аглеевич – один из известных корреспондентов местных газет, его сын – Рашид Мунирович – ведущий хирург района. ( О Мунире Аглеевиче снят фильм).

    Шарифулла Асхадуллович – светлой души человек, уроженец д. Тат-Верх-Гоньба, сын крестьянина. Учился в Горьковском татарском педтехникуме. Добровольцем ушёл на фронт в сентябре 1941 года, был разведчиком, командиром отделения. Участвовал в военных действиях на 20-ом Прибалтийском фронте, был тяжело ранен. Имеет ордена и медали. Учился в Свердловском офицерском пехотном училище. Мобилизовался в ноябре 1945 года, вернулся на родину и начал работать заведующим начальной школой в своей деревне, открыл семилетнюю, потом восьмилетнюю школу, построил новую среднюю школу. Педагогический стаж Шарифуллы Асхадулловича – 47 лет, в том числе в должности директора -37 лет. В 2001 году перестало биться его сердце.

    Род Асхадуллиных – почитаемый род в Тат – Верх – Гоньбе. Брат Гафиулла Асхадуллович – известный национальный поэт, страстно хотел учиться, в школу ходил за 14 километров, получил высшее финансовое образование, работал в Кирове. Но с малой родиной связан навсегда. Только в газете «Дуслык» опубликовано более 300 стихотворений Гафиуллы. Добровольцем ушел на фронт, писал письма домой в стихах, и мама отвечала сыну тоже стихами.

    Послушайте его стихотворение «Кайда син?» на татарском языке. А стихотворение «Родина» семья Шагаповых перевела на русский язык. В печати переводов стихов Г. Асхадуллина мы не встречали.



    Традиции национального героя сохранил замечательный народный праздник Сабантуй.
    Сабантуй – веселый праздник,

    Праздник дружбы и труда.

    Пой, играй и смейся громко,

    А танцуй, как никогда!

    Ансамбль «Девичий батальон» исполняет татарскую песню и татарский танец.

    Сабантуй дословно переводится, как «праздник плуга, сева». Этот праздник земледелия известен с 10 века, он собирает людей разных национальностей. В домах готовят вкусные угощение. На майдане чествует лучших тружеников. Весь день идут спортивные состязания в силе, ловкости, удали батыров, а сколько игр приготовлено для зрителей! Какой Сабантуй без конных скачек! Кони воспеты в стихах и песнях татарского народа. Национальная татарская борьба – главное состязание Сабантуя.

    Перед вами фотография прославленного чемпиона России и мира по гиревому спорту Фаниса Мударисовича Салахиева, уроженца Ст.Ирюка. Он мастер спорта международного класса, чемпион и рекордсмен мира. Батыр – победитель многих сабантуев. Сейчас живет в Кукморе.

    Жаннур сделал календарь на 2010 год с фотографией прославленного земляка.

    До ночи длится национально-интернациональный Сабантуй. Праздник – это душа народа.

    Здесь русский, татарин, мари и удмурт.

    Друг друга узнают, друг друга поймут.

    А организатором уникального праздника является заслуженный работник культуры, начальник управления культуры, Хафиза Хаматовна Ахмадеева, родом из Ст.Ирюка.

    В последние годы в татарских деревнях проводится межрегиональный детский Сабантуй (видеофрагмент).

    Таким образом, хранятся и преумножаются культурные традиции самобытных татарских деревень. И в этом источник их красоты и силы.


    Вдали от дорог, больших городов,

    Вдали от огромных путей

    Лежит неприметный, на взгляд, уголок –

    Частица России моей.

    (А.Титова)

    Как чистый родник

    Источник добра, терпения, веры и силы,

    И именно в этих простых деревнях

    Вся мудрость и совесть России.

    И кем бы ты ни был, куда бы ни шел,

    Здесь корни твои, человек,

    И связь поколений, судеб и времен



    Пускай не прервется вовек.

    Мудрые мысли
    «Без памяти нет совести» Д. Лихачев

    • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

    • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»

    • «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин

    • «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем» С.Михалков

    • «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» Цицерон

    «Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека» В.Песков

    • «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» Д.Байрон

    • «Горжусь, что я - россиянин» А.Суворов

    • «Родина – это всё» К.Паустовский

    • «Отдай Отечеству себя и жизнь» Н. Карамзин

    «Рост человека измеряется не от головы до ног, а от головы до неба» Конфуций

    • «Самое главное украшение - чистая совесть» Цицерон

    • «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» А.Чехов

    • «Заговори, чтобы я тебя узнал» Сократ

    • «Честь дороже жизни» И.Шиллер

    • «Дисциплина - мать победы» А.Суворов

    «Царство человечье внутри нас» А. де Сент-Экзюпери

    • «Богатство на земле одно прямое – любить» В. Жуковский

    • «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И.Гёте

    • «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» А. де Сент-Экзюпери

    • «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле» Пифагор

    • «Старость одинокая – всем бедам беда» Софокл



    ~ ~

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Цель творческой лаборатории

    Скачать 148.14 Kb.