• Ход урока: 1. Орг. момент (1 мин) Учитель
  • Постановка темы урока (3 мин) Учитель
  • Учитель
  • Проверка домашнего задания. Сообщения детей (10 мин) 1 ученик
  • Объяснение учителем приемов выполнения росписи (3 мин) Учитель
  • Творческая работа. (19 мин)
  • Просмотр выполненных работ. Рефлексия.(2 мин) Учитель: давайте посмотрим, что у вас получилось. Все вы молодцы! Рефлексия

  • Скачать 45.63 Kb.


    Дата28.04.2019
    Размер45.63 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 45.63 Kb.

    Цели: -ознакомление учащихся с историей народного промысла «Гжель», технологией изготовления гжельских изделий, техники разных приемов росписи



    Открытый урок
    Цели:
    -Ознакомление учащихся с историей народного промысла «Гжель», технологией изготовления гжельских изделий, техники разных приемов росписи (мазок, теневка), а также научить применять на практике основные элементы промысла: розы, цветы, листики, веточки, капельки и др.

    -Развитие у учащихся творческого воображения, художественного вкуса, фантазии

    -Воспитание уважения к богатому наследию своей Родины, чувства патриотизма, любви к народному искусству.
    Оборудование:

    -для учителя: наглядно-дидактическое пособие «Гжель», компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска;

    -для учащихся: краски, кисти, палитры, баночки с водой, салфетки, карточки- задания, заготовки.
    Ход урока:
    1. Орг. момент (1 мин)

    Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня на нашем уроке много гостей, давайте их поприветствуем, а теперь садитесь. Вы все готовы к уроку?
    Постановка темы урока (3 мин)
    Учитель: Ребята, на доске висят круги разных цветов, кто смелый, выйдет и выберет только те круги, которые холодных оттенков, в них и зашифрована тема сегодняшнего урока. Учащийся называет буквы и класс из них собирает слово «Гжель»

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Синяя сказка -глазам загляденье, словно весною капель,

    Ласка, забота, тепло и творенье-

    Русская Звонкая…………( Гжель)

    Молодцы, ребята! Тема урока «Гжель. Истоки и современное развитие промысла» Именно о народном промысле Гжель, о разнообразии ее изделий пойдет сегодня речь на уроке.

    Учитель: А теперь давайте вспомним, где вы уже встречались с этим промыслом (называют репродукции, телевизор, книги, на уроках ИЗО в младших классах).

    Учитель: Гжель. Что же это за слово? Откуда оно появилось? Где и когда возникло искусство Гжельской керамики? Есть ли секреты у этого промысла? Что такое квасник и кумган?

    Чтобы вы ответили на эти вопросы, на дом я задавала вам задание. Давайте послушаем.


    Проверка домашнего задания. Сообщения детей (10 мин)

    1 ученик: Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту красоту на фарфор. Слово «Гжель « произошло от глаголов «жечь» и «обжигать». Глиняную посуду обжигали в печи, закаливали, и она становилась звонкой и прочной.

    Сама глиняная посуда называется – керамика,

    если покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика.

    Посуда из белой глины называется фаянс,

    а из особенной белой глины – фарфор.

    Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)


    2 ученик: Родина промысла город Гжель расположен в  самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) . Тут производят фарфор с нарядной синей росписью.

    Учитель. Мы с вами уже посмотрели некоторые предметы гжельских мастеров. Что это за посуда квасник и кумган, почему они так выглядели, для чего они служили?

    Давайте послушаем еще одно сообщение.



    3 ученик: КУМГАН- кувшин для кваса; КВАСНИКИ-сосуды для кислых щей, браги, пива, квасов. Форма квасника напоминает бублик. Это делали для того, чтобы сюда класть лед, для охлаждения содержимого.

    Учитель: Скажи, а сейчас современные люди используют их в быту?

    -Нет, кумганы и квасники утратили практическое значение и используются как декоративные украшения.



    Учитель: Ребята, как вы считаете, что является основным мотивом росписи гжельских изделий ( Цветы).

    Самый излюбленный узор-гжельская роза, которую художники называют агашкой.

    Откуда же пошло это название? Я просила найти дома ответ на этот вопрос.

    4 ученик делает сообщение .

    До нас дошла информация, что гжельскую посуду расписывали не только взрослые, но и дети. Маленькими пальчиками они наносили мазки кобальтовой краской на изделие. В честь одной девочки Агафьи, особенно старательной, и назвали главный гжельский цветок-агашкой.



    Учитель: У гжели есть своя особая технология, послушаем сообщение еще одного ученика.

    5 ученик :Сначала на изделие наносили рисунок, затем его покрывали глазурью и только после этого делали обжиг. Глазурь состоит из стекловидного порошка, размешанного на воде. Во время обжига крупинки глазури плавятся и покрывают сосуд прозрачным слоем. Он становится гладким и блестящим, а цвет кобальтовой краски менялся: из черной при высокой температуре 1350 градусов он становился ярко-синей. Эту технологию подглядел и привез в 17 веке в Россию из Голландии Петр I.

    Объяснение учителем приемов выполнения росписи (3 мин)
    Учитель : А сейчас мы с вами рассмотрим основные приемы росписи. Самый сложный прием - это «мазок с тенями». Красивый тоновой переход получается за счет того, что мастер берет краску лишь на одну сторону кисти. Мы будем с вами использовать 2 цвета- белый и синий. Набираем на одну сторону кисти белую, на другую - синюю, аккуратно делаем кисточкой мазок -получается лепесток, лепестки добавляются с левой и правой стороны цветка равномерно, а затем подрисовываются мелкие детали: тычинки, завитки, точечки. Где нам нужно сделать линию толще- мы посильнее давим на кисть, а где тонкая- нажим делать не нужно.

    Учитель: Прежде, чем перейти к практической работе, давайте немного отдохнем.
    Физкультминутка. (2 мин)
    Учитель: Ребята, я сейчас вам буду говорить слова, если это слово синего цвета, то вы встаете и поднимаете руки вверх, если белого- садитесь за парты.

    Называю слова: заяц зимой, василек, сахар, море, облака, подснежник, соль, незабудка, вата, птица счастья, снег, волосы Мальвины, антарктический медведь, альбинос, белая кофта в голубой горошек, мел.


    Творческая работа. (19 мин)
    (звучит песня про Гжель)

    На столе у вас лежат елочные шары, вы можете взять и приступать к работе. Напоминаю этапы: рисунок карандашом, роспись бордюра, затем узор и добавить тень. Я жду от вас ярких, красочных и аккуратных рисунков.

    Творческих успехов вам!

    Не отвлекаясь от работы, мы составим синквейн по теме «Гжель».

    Придумайте прилагательные, которые будут характеризовать данный промысел

    ( яркая, сказочная, голубая, звонкая, известная и т.д).

    Придумайте глаголы, которые будут характеризовать данный промысел

    (жечь, обжигать, творить, расписывать, лепить, глазурировать).

    Придумать предложение со словом «Гжель»

    (Этот народный промысел- гордость нашей страны).

    Придумайте ассоциации или синонимы к теме «Гжель»

    (роспись, промысел, слава, красота, фантазия, талант)


    Просмотр выполненных работ. Рефлексия.(2 мин)
    Учитель: давайте посмотрим, что у вас получилось. Все вы молодцы!
    Рефлексия: Ребята, перед вами лежат кружки двух цветов. Я вас попрошу оценить наш урок. Если вы поднимите синий- то вам урок понравился, если желтый- нет.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Цели: -ознакомление учащихся с историей народного промысла «Гжель», технологией изготовления гжельских изделий, техники разных приемов росписи

    Скачать 45.63 Kb.