Скачать 352.91 Kb.


Дата15.10.2017
Размер352.91 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 352.91 Kb.

Централизованная религиозная организация





ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Мусульманская религиозная организация-«Профессиональная образовательная организация –Альметьевское исламское медресе имени РизаэддинаФахреддина»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

________________________

Ахметзянов Ф.С.

«___» __________ 201__ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(базовая подготовка, очная форма)
по дисциплине «Толкование Корана»

направление подготовки «Исламские науки и воспитание, арабский язык» (квалификация (степень) для лиц мужского пола «имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «преподаватель исламских наук и арабского языка»)


Составитель:

преподаватель Яушев А.Г.



Согласовано

Заместитель директора по учебной работе
Мартынычева Г.М.
«___»_______________20___г.




Альметьевск 2016
Пояснительная записка

1. Наименование направления и профиля подготовки

Направление/специальность – для лиц мужского пола «имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «преподаватель исламских наук и арабского языка».

Профиль подготовки – «Исламские науки и воспитание, арабский язык».
2. Код и наименование дисциплины

Код дисциплины: ОПД.04, наименование дисциплины: «Толкование Корана (тафсир)».


3. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Толкование Корана» является формирование у студентов понимания смысла Священного Корана на основе классических комментари­ев последнего Священного Писания, развитие у студентов интереса к изучению этой дисциплины.

Задачи:

  • познакомить студентов с основными темами, понятиями курса толкования Корана на примере изучаемых сур и аятов;

  • развить у студентов интерес к данной дисциплине;

  • углубить знания студентов о науке толкования Корана;

  • научить студентов ориентироваться в большом количестве имеющихся тафсиров Корана, в том числе и на татарском и русском языках;

  • углубить знания по основной классической религиозной исламской терминологии, необходимой для изучения исламских наук на арабском языке;

  • развить навыки чтения и понимания канонических текстов на арабском языке;

  • обеспечить наличие у обучающегося общих представлений о богословском наследии поволжских татар-мусульман;

  • обеспечить наличие общих представлений о региональных особенностях распространения популярных исламских источников среди поволжских татар-мусульман;

  • развить навыки устного и письменного перевода с арабского языка на русский и татарский языки текстов религиозной и иной тематики;

  • развить способность к пониманию священных текстов, исходя из исторических и социо-культурных контекстов их применения;

  • сформировать диалогичность мышления, терпимость к иным точкам зрения и мнениям;

  • приобщить студентов к активным формам самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий;

  • научить осуществлять оценку собственных мыслей, убеждений, поступков, а также других людей с точки зрения их соответствия догматическим требованиям ислама.

  • развить умение разъяснять применение догматических положений исламских наук в отношении к повседневной жизни мусульманина.



4. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Толкование Корана» относится к общим профессиональным дисциплинам (ОПД.04).



Дисциплина «Толкование Корана» изучает:

-классические комментарии к следующим аятам сурам: Сура «аль-Фатиха» - полностью; Сура «аль-Бакара»: с 1 по 5 аят, аят 152 («Фазкуруни»), аят с 183 по 185 (о посте в рамадан), аят 255 («Аятуль Курси») и аят 285 («Аманаррасулю»); Сура «аль-Гыймран»: аяты с 18 по 20-й («ШахидаЛлаху»); Суры «Йасин» - полностью. Сура «ар-Рахим» - полностью. Сура «аль-Вакыйга» - полностью. Сура «аль-Хашр» аяты с 20 по 24 («Ла йастави»); Сура «аль-Мульк» и 30-й части Корана.

Эта дисциплина устанавливает конструктивные межпредметные связи и находится во взаимодействии со всеми общими профессиональными дисциплинами, а в особенности с такими курсами, как «Исламское вероучение (акыйда)», «Основы поклонения (ибадат)», «Исламское право (муамалят)», «Основы исламского права (усуль аль-фикх)», «Основы проповеди и обязанности имама».



Изучение дисциплины «Толкование Корана» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Аналитическое толкование Корана», «Тематическое толкование Корана».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общерелигиозные компетенции (код - ОРК)

      • Наличие общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формировании, взаимосвязи основных исламских наук;

      • Способность осуществлять оценку собственных мыслей, убеждений, поступков, а также других людей с точки зрения их соответствия догматическим требованиям ислама;

      • Способность разъяснять применение догматических положений исламских наук в отношении к повседневной жизни мусульманина;

      • Знание ключевых канонических исламских источников, умение их анализировать и использовать в проповеднической деятельности с использованием методологии основных исламских наук;

Регионально-религиозные компетенции (код - РРК)

      • Наличие общих представлений о региональных особенностях распространения популярных исламских источников среди поволжских татар-мусульман;

      • Наличие у обучающегося общих представлений о богословском наследии поволжских татар-мусульман;

      • Наличие общих представлений о региональных особенностях обрядовой практики у поволжских татар-мусульман;

Общегражданские компетенции (шифр - ОГК)

Понимание взаимосвязи и взаимозависимости исламских религиозных традиций и конкретного исторического (культурного, социального, политического и т.д.) контекста их существования. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:

  • наличие общих представлений о многообразии исторических традиций толкования Корана различными мусульманскими богословскими школами;


Компетенции в области арабского языка (код - АЯК)

  • Знание основной классической религиозной исламской терминологии, необходимой для изучения исламских наук на арабском языке;

  • Навыки чтения и понимания канонических текстов на арабском языке;

  • Наличие первичных навыков аудирования, чтения и понимания содержания текстов, устной (монологической и диалогической) и письменной речи на арабском языке»;

  • Навыки устного и письменного перевода с арабского языка на русский и татарский языки текстов религиозной и иной тематики;

  • Навыки перевода с арабского языка на русский и татарский языки текстов религиозной тематики;

Специальные педагогические компетенции (код – СПК)

  • Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Толкование Корана».


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные источники толкования Корана;

  • особенности и сложности толкования Корана;

  • толкование изученных сур и аятов.

уметь:

  • объяснить толкование изученных сур и аятов;

  • правильно понимать аяты Корана, опираясь на мнения авторитетных ученых;

  • связывать аяты Корана и примеры из реальной жизни;

  • извлекать пользу из изученного материала;

  • проводить самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности.

владеть навыками:

  • обобщения, анализа, восприятия информации;

  • работы с учебной, научной и справочной литературой.


6. Структура и содержание дисциплины

6.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 201 час.


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

201

51

51

51

48

Аудиторные занятия

134

34

34

34

32

Лекции

92

22

22

26

22

Семинары (С)

52

12

12

8

10

Самостоятельная работа студентов (СРС)

67

17

17

17

16

Вид итогового контроля (контрольная работа, зачет, экзамен)

контрольная работа

контрольная работа

зачет

зачет


6.2. Содержание дисциплины


п/п


Разделы дисциплины

Лекции

Семинары




Семестр 3









Тема: Введение в предмет «Тафсир» (толкование Корана).

Содержание темы: Лексическое и терминологическое значение слова «Тафсир». Важность науки тафсир и ее связь с другими дисциплинами. Способы толкования аятов Корана. Ученые науки тафсир. Наиболее известные толкования Корана и работы про науку тафсир на арабском языке. Толкования Корана на русском языке. Толкования Корана на татарском языке. Проблемы переводимости Корана.

2

2



Тема: Суры «Открывающая», «Аль-Бакара» (1-5 аяты), «Рассвет», «Люди», «Очищение».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Другие названия суры «Открывающая». Причины ниспослания сур «Рассвет» и «Люди». Причины ниспослания суры «Очищение». Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

2

2



Темы: Суры «Пальмовые волокна», «Помощь», «Неверные», «Изобилие», «Подаяние», «Курайш», «Слон».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Причины ниспослания данных сур. История об обладателях слона. Толкование аятов. Хадисы и васказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Темы: Суры «Хулитель», «Предвечернее время», «Охота к умножению», «Поражающее», «Мчащиеся», «Землетрясение», «Ясное знамение».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Причины ниспослания суры«Хулитель». О клятвах в Коране. Толкование аятов. Хадисы и васказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

6

2



Темы: Суры «Могущество», «Сгусток», «Смоковница», «Раскрытие», «Утро».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О ночи предопределения. История о событии в пещере Хира. О первых ниспосланных аятах. История о раскрытии груди пророка Мухаммада ангелами. Причины ниспослания суры «Утро». Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Темы: Суры «Ночь», «Солнце», «Город». Содержание темы: Объяснение отдельных слов. История об освобождении Биляля. История о Самудянах.Толкование аятов. Хадисы и васказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2




Семестр 4









Тема: Суры «Заря», «Покрывающее». Содержание темы: Объяснение отдельных слов. История об Адитах. О наказании в Аду и о блаженствах Рая. О больших пользах для человека, вложенных в верблюда. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Суры «Высочайший», «Путеводная звезда». Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О мудрости в призыве к религии. О прежних священных писаниях. Научное объяснение аятов о сотворении человека. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

2

2



Тема: Суры «Созвездия», «Раскалывание».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Итория об обладателях рва. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Суры «Обвешивающие», «Раскалывание». Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Причины ниспосылания некоторых аятов. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Суры «Скручивание», «Нахмурился». Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Причина ниспосылания суры. О неблагодарности человека. О положении человека в Судный день. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Сура «Вырывающие».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Об агонии во время смерти. История о Мусе и Фараоне. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Сура «Весть».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О знамениях, указывающих на всемогущество Всевышнего. О Расчете и воздаянии в Судный день. О блаженстве в раю и наказании в аду. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2




Семестр 5









Тема: Суры «Власть», «Собрание» (20-24 аяты)

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О величии Господа. О цели сотворения человека. О милостях Всевышнего для человека. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

6

2



Тема: Сура «Постигающее».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О судном дне. О наслаждении в раю и о наказании в аду. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

8

2



Тема: Сура «Милосердный».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О знамениях Всевышнего, указывающих на Его всемогущество. О рае и его видах. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

8

2




Семестр 6









Тема: Сура «Йа син».

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. История об обладателях селения. О знамениях Гопода во вселенной. Научное объяснение о движении солнца , луны и земли. О наказании грешников. О свидетельсве грешников против самого себя в Судный день. О могуществе Всевышнего. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

14

6



Тема: Сура «Аль-Бакара» (152-157, 183-185 аяты). Содержание темы: Объяснение отдельных слов. Об испытаниях и терпении. О посте и его положениях. Толкование аятов. Хадисы и васказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Тема: Суры «Аль-Бакара» (255, 285, 286 аяты), «Аль-Гыймран» (18-20 аяты).

Содержание темы: Объяснение отдельных слов. О величии Господа и Его помощи взывающим к Нему. Толкование аятов. Хадисы и высказывания ученых, касающиеся изученных аятов.

4

2



Всего:

92

52


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Тантави М.С. Ат-Тафсир аль-Уасит лиль-Кураниль-Карим. [Электронный ресурс] / М.С. Тантави – Каир. 1987. Добавлено: 14.11.2010. – Проверено: 18.09.2015. http://shamela.ws/index.php/book/23590


7.2. Дополнительная литература

  1. Аз-Захаби М.Х. Ат-Тафсир уаль-Муфассирун. В 2 т. / М.Х. Аз-Захаби, 2004.

  2. Аз-Зухайли У. Ат-тафсир аль-мунир. В 12 т. / У. Аз-зухайли, Дамаск: Дар аль-Фикр 1991.

  3. Акгюль М. Коран в вопросах и ответах. / М. Акгюль, М.: Издательство «Новый свет», 2008. – 246.

  4. Али-заде А.А. Исламский энцеклапедический словарь / А.А. Али-заде. – М.: Издательский дом «Ансар», 2007. – 400.

  5. Аль-Каттан М.Х. Исследования в коранических науках. / М.Х. Аль-Каттан, Бейрут: Муассаса Ар-Рисаля лит-Тыбаати уан-Нашри уат-Таузи 1998. – 362.

  6. Ас-Сабуни М.А. Сафуату ат-тафасир. В 3 т. / М.А. Ас-Сабуни, Каир: Дар Ас-Сабуни лит-Табаати уа ан-Нашри уа ат-Таузи. 1979.

  7. Афифи С.М., Аль-Манси А. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. / С.М. Афифи, А. Аль-Манси, Казань, 2001. – 640.

  8. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. В 2 т. / Х.К. Баранов, Ташкент: Камалак, 1994.

  9. Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение. Пер. с англ. / Р. Белл, У.М. Уотт, Санкт-Петербург: «Издательство «Диля», 2005. – 256.

  10. Богуславский Д.Н. Коран. Перевод и комментарии. / Д.Н. Богуславский, Москва, 1995. – 576.

  11. Борисов В.М. Русско-арабский словарь. Ок. 42000 слов / В.М. Борисов / Под ред. В.М.Белкина, Москва: Сам Интернешнл, 1993. – 1120.

  12. Загидуллин Г.Р. На вопросы ответы Корана. / Г.Р. Загидуллин, Казань: Издательство «Слово», 2012. – 758.

  13. Ибн Касир И. Тафсир аль-Куран аль-Азым. В 4 т. / И. Ибн Касир. Эль-Кувейт: Дар аль-Арфан, 1997.

  14. Ибн Касир И. Тафсир Ибн Касир / пер. с араб. / И. Ибн Касир. М.: Издательство «Аль-Китаб», 2013. – 92.

  15. Ибн Манзур. Лисан аль-Араб. В 20 т. / Ибн Манзур. Бейрут: Дар Ихъя ат-Турас аль-Араби, Муассасат ат-Тарихи аль-Араби, 1998.

  16. Крачковский И.Ю. Коран: Перевод с арабского академика И.Ю. Крачковского / И.Ю. Крачковский. М.: издательство «Раритет», 1990. – 528.

  17. Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф., Корановедение: учебне пособие / Под общей редакцией М.Ф. Муртазина. / Э.Р. Кулиев, М.Ф. Муртазин. М.: агенство печати «Столица», 2011. – 528.

  18. Муртазин М.Ф. Основы тафсира. / М.Ф. Муртазин, М.: ООО ИПЦ «Маска», 2010. – 188.

  19. Насиф М.А. Докозательство Корана и его толкование. / М.А. Насиф, СПб.: «Издательство «Диля», 2011. – 320.

  20. Ногмани. Коръән тәфсире / Ногмани, Казан: РИЦ «Дом печати», 2001. – 1152.

  21. Османов Н.О. Коран: Перевод с арабского и комментарии. / Н.О. Османов М.: издательство «Диля», 2011. – 576.

  22. Порохова В. Коран: Перевод смыслов и комментарии. / В. Порохова, М.: Молодая гвардия, 1996. – 622.

  23. Саблуков Г.С. Коран: Перевод с арабского. / Г.С. Саблуков, М.: ИКПА, 1990.

  24. Садик М., Юсуф М. Тафсири хилол (комментарий Корана). / М. Садик, М. Юсуф, Ташкент: Издательство «Мовороуннахр», 1992. – 142.

  25. Сакр Х.А. Постижение Корана / Пер. с англ. / Х.А. Сакр, СПб.: «Издательство «Диля», 2007. – 288.

  26. Сакр Х.А. Темы Корана / Пер. с англ. / Х.А. Сакр, СПб.: «Издательство «Диля», 2007. – 384.

  27. Салман Ф.Х. 7 аят тәфсире. / Ф.Х. Салман, Казан: «Раннур», 2012. – 688.

  28. Священный Коран. Медина: Маджма лит-Тыбаати аль-Мусхаф аш-Шариф 1984.

  29. Сини С.И. Тарджумат Маани аль-Куран аль-Карим. / С.И. Сини 1-ое изд. Матбаат ан-Нарджас, 2001.

  30. Словарь исламских терминов. – Казань: Хузур-Спокойствие, 2014. – 512 с.

  31. Таҗетдин бин Мулла Яхшыкол. Һәфтияк шәриф тәфсире. / Таҗетдин бин Мулла Яхшыкол, Казань: Дом печати, 2003. – 462.

  32. Файрузабади М.Й. Аль-Камус аль-Мухит. / М.Й. Аль-Файрузабади, Бейрут: Муассасат лит-Тибаати уа ан-Нашри уа ат-Таузи. 2003. – 1498.

  33. Шумовский Т.А. Священный Коран. Поэтический перевод. / Т.А. Шумовский, СПб.: Издательство «Диля», 2008. – 874.


7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Программы:

Microsoft Word

ABBYY Fine Reader

Интернет-ресурсы:

http://www.falaq.ru/quran/transl.php

http://www.altafsir.com/indexArabic.asp

http://nursaba.ru/load/skachat_knigi/tatarcha_kitaplar/l_itkan_fi_t_r_m_til_kur_n_skachat/10-1-0-158
7.4. . Материально-техническое обеспечение дисциплины

Основой технологического обеспечения программы является учебник или учебное пособие по Корановедению. Кроме этого в процессе преподавания для наглядной демонстрации возможно использование современных технологий.

Необходимая информационность может обеспечиваться за счет интернет ресурсов, применения ресурсов на электронных носителях, CD аудио и видеоматериалов, фонографических записей.
8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Важность науки тафсир огромна. Ведь Священный Коран является неповторимым во всех его аспектах. Одним из проявлений его уникальности является то, что в Коране малое количество слов содержит много значений. Поэтому для объяснения и определения более правильной версии скрытых значений и объяснения различных возможных значений слова мы нуждаемся в тафсире. Ийас ибн Муавия сказал: «Читающие Коран, не зная его значения, подобны тем, кому дана ночью книга, но у них нет лампы. Они жаждут узнать, что в ней написано, но до утра не могут этого сделать.» Этот великолепный пример показывает важность и необходимость изучения науки тафсир.



Цели преподавания дисциплины «Толкование Корана»:

  1. Правильное понимание Корана в соответствии с грамматикой арабского языка, толкование Корана и объяснение его в свете высказываний пророка Мухаммада.

  2. Укрепление веры и убежденности в том, что Священный Коран – это закон для человека в этом мире, и что человек не может обойтись без него.

  3. Связывание значений и смыслов Священного Корана с повседневной жизнью и исламскими науками для того, чтобы помочь читающему Коран насладиться его аятами.

  4. Разъяснение неповторимости и великолепия Книги Аллаха с научной, языковой, и воспитательной точки зрения.

  5. Пробуждение душевных переживаний у учащихся посредством понимания значений аятов, которые они читают.

Подготовка к уроку по тафсиру.

До начала преподавания дисциплины нужно соответствующим образом подготовиться. Одни аяты отличаются от других, поэтому преподаватель должен подобрать наиболее подходящий способ для их изучения и актуальную для данного занятия информацию. Например, при случае, преподаватель может использовать причины ниспослания аятов в качестве введения в урок, извлекая назидания из рассказа. Также он может указать на какую-то жизненную проблему и попытаться решить ее с помощью уроков, извлеченных из этих аятов. Целью этого является подготовка обучающихся к восприятию рассматриваемой темы.

В качестве примера можно привести суру «Нахмурился», так как ее причиной ниспослания является живая тема, содержащая важные воспитательные наставления. Этот рассказ о пророке Мухаммаде и Ибн Умм Мактуме может послужить началом урока. Посредством назиданий этих аятов преподаватель разъясняет учащимся о равном положении людей перед Аллахом. О том, что в Исламе нет превосходства богатого над бедным, белого над черным, араба над неарабом, а напротив они имеют равные права на познание религии Аллаха и реализации ее положений.

Преподаватель при подготовке должен обратить внимание на то, что он преподает обучающимся эту дисциплину для того, чтобы привить им любовь к Священному Корану, пробудить в них старание и энтузиазм.

Задача преподавателя передать студентам понимание того, что именно с помощью Корана осветляется разум, и человек находит прямой путь, и что эта книга предназначена для того, чтобы люди изучали ее, размышляли над ее аятами.

Изучение Священного Корана, его чтение должно вызывать в них радость, которую не дает ничто иное в этой жизни. Ведь Коран, с его положениями, повелениями, знаниями – это и есть настоящая жизнь, посредством которой ощущается эта радость. В Священном Коране Всевышний Аллах об этом говорит так: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих. 


Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (Сура «Юнус» аяты 57-58).

Если преподаватель ограничится объяснением отдельных слов и толкованием аятов поверхностно, не связывая их содержание с действительностью, будучи далеким от ощущения Священного Корана, как милости для человечества, то это будет считаться упущением в его обязанностях перед обучающимися.



Порядок проведения урока по тафсиру.

До начала занятия преподаватель должен проследить о том, что он не забыл свой конспект, а также повторить нужный материал из учебника и дополнительной литературы. Это нужно для того, чтобы он был готов обогатить учащихся новыми знаниями, мог ответить на волнующие их вопросы, которые могут быть не затронуты в учебном пособии.

Предварительно подготовившись, преподаватель приступает к уроку, правильно и с набожностью читает аяты, толкование которых он должен дать. После этого, если позволяет время, он должен дать возможность обучающимся прочитать аяты самостоятельно.

Далее он может приступить к разъяснению смыслов аятов, каждого по отдельности или группы аятов, касающихся одной темы. Также он может начать с объяснения значений сложных к пониманию слов, употребившихся в этих аятах, либо с рассказа о том, по какому случаю были ниспосланы эти аяты. Кроме того, в качестве вступления можно использовать наводящие вопросы, касающиеся темы урока или же привести какой-нибудь жизненный пример, решение которому есть в Священном Коране.

Преподаватель должен проявлять искренность в обучении, уверенное желание обучать студентов, передавать им знания со всей ответственностью.

Значение аятов следует объяснять разносторонне, опираясь на учебное пособие и дополнительную литературу. Начинать с легкого, переходя к более сложному. От общего переходить к частному.

В конце урока преподаватель должен убедиться в том, что учащиеся правильно поняли переданную им информацию, что они прониклись красотой аятов, и стали размышлять над пройденным материалом, что и является сутью изучения Священного Корана. Завершается урок назиданиями и наставлениями, касающимися пройденной темы, чтобы напомнить тем, кто не услышал или забыл.

Схема проведения урока:


  1. Написать изучаемый текст на доску или применить другие средства для визуального обозрения. Стоять справа от доски или экрана.

  2. Преподавателю прочитать изучаемый текст Священного Корана вслух.

  3. Дать возможность некоторым учащимся прочитать текст вслух.

  4. Если позволяет время, дать возможность всем учащимся прочитать текст про себя.

  5. Выписать сложные к пониманию слова и их значения на доску.

  6. Объяснить подробно значение и толкование аятов.

  7. Извлечь положения из аятов и записать их на доске.

Окончание урока.

В конце урока преподаватель должен:



  1. Задать учащимся наводящие вопросы, чтобы убедиться в том, что они усвоили данный материал.

  2. Дать воспитательные наставления в свете объясненных аятов, чтобы связать их смысл с действительностью.

  3. Дать возможность некоторым учащимся прочитать урок с учебника, исправляя при этом ошибки и давая углубленные комментарии.

  4. Дать самостоятельное задание.


Критерии оценки по оценочной системе.

Знания обучающихся оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с требованиями к выставлению оценки по каждому предмету.


Оценка устных ответов.

  1. Оценка “5” ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  1. Оценка “4” ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

  1. Оценка “3” ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  1. Оценка “2” ставится, если обучающийся:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценка письменных контрольных работ.

  1. Оценка “5” ставится, если обучающийся:

  1. выполнил работу полностью, без ошибок и недочетов;

  2. объем ЗУНов составляет 90-100% содержания




  1. Оценка “4” ставится, если обучающийся:

  1. выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более трех недочетов.

  3. объем ЗУНов составляет 70-90% содержания




  1. Оценка “3” ставится, если обучающийся:

  1. правильно выполнил не менее половины работы

  2. или допустил не более двух грубых ошибок;

  3. или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  4. или допустил не более трех негрубых ошибок;

  5. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  6. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

  7. учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания




  1. Оценка “2” ставится, если обучающийся:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

  3. объем ЗУНов учащегося менее 50% содержания.


9. Методические указания для обучающихся

В процессе изучения курса «Толкование Корана (Тафсир)» обязательным является посещение всех лекций и семинарских занятий. Присутствуя на лекции, студент вместе с преподавателем проделывает путь учебно-научного поиска, постигает приёмы анализа проблем, учится думать. Студентам рекомендуется вести собственный конспект лекций.

Семинарские занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Они способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Важным звеном в изучении дисциплины является самостоятельная работа, которая включает в себя работу с научной литературой, подготовку к семинарским занятиям, подготовку докладов, овладение навыками публичных выступлений, написание рефератов.



Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов

Реферат предполагает сжатое, но относительно полное раскрытие сути, ключевых положений избранной Вами научной темы. Целью написания реферата является углубленное изучение той или иной проблемы, а также получение первичных навыков исследовательской работы: умения обращаться с научной литературой, самостоятельно выявлять и излагать существо проблемы, способы ее решения, сопоставлять различные точки зрения и их аргументацию, связно формулировать собственные мысли, применять научно-справочный аппарат и т.д.

Для написания реферата необходимо:


  1. Выбрать тему в соответствии с указанным списком или же рекомендациями преподавателя. Обратите внимание, чтобы выбранная тема была посильна, желательно, интересна.

  2. Подобрать научную литературу.

  3. Ознакомиться с выбранной научной литературой. Оценить, раскрывает ли она тему реферата. Выделите ключевые проблемы и выводы.

  4. На этой основе составьте план реферата. Он должен включать введение (где раскрывается актуальность темы, степень ее изученности, источники и цель работы), структуру основного содержания (где отражены основные проблемы работы) и заключение, где излагаются основные выводы по теме, точка зрения и оценки.

5. В соответствии с планом раскройте тему реферата и сделайте выводы.

Не допускается:

1. Использование чужих контрольных работ и рефератов, скачивание их из Интернета.

2. Текстуальное переписывание книг и статей. Используемые цитаты обязательно выделяются кавычками и сопровождаются сносками.



Требования к оформлению контрольной работы (реферата):

1. Работа должна быть напечатана на компьютере (пишущей машинке), через 1,5 интервала, шрифтом 12 (13) – по стандарту шрифт должен быть «Times New Roman». В рукописном виде контрольную работу разрешается подавать только с предварительного согласия преподавателя.

2. Объем работы - 15-20 машинописных страниц.

3. На обложке (вверху) указывается название учебного заведения (например: РИУ), затем: — предмет (например: история архаических и нехристианских религий), тема контрольной работы, фамилия и инициалы автора, его курс и группа, научный руководитель.

4. На второй странице пишется план работы.

5. Приводимые в контрольной работе цитаты и основные выводы, почерпнутые из литературы, обязательно сопровождаются сносками (постраничными или концевыми), в которых указывается фамилия, инициалы автора книги, ее название, город и год издания и соответствующая страница.


10. Контрольные материалы по внутрисеместровой, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Порядок оценки ответа на контрольной работе.

1 вопрос – 3 балла; 2 вопрос 3,5 балла; 3 вопрос 3,5 балла.

За 9 баллов и более – оценка «отлично»; за 7 баллов и более – оценка «хорошо», за 5 баллов и более – оценка «удовлетворительно», за менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (3 СЕМЕСТР)

Вариант №1



  1. Лексическое и терминологическое значение слова «Тафсир».

  2. Сура «Землетрясение».

  3. Сура «Ночь» (12-21 аяты).

Вариант №2



  1. Ученые науки тафсир.

  2. Суры «Слон», «Курайш».

  3. Сура «Ясное знамение» (6-8 аяты).

Вариант №3



  1. Проблемы переводимости Корана.

  2. Сура «Смоковница».

  3. Сура «Город» (1-10 аяты).


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (4 СЕМЕСТР)

Вариант №1



  1. Сура «Заря» (1-14 аяты).

  2. Сура «Обвешивающие» (18-28 аяты)

  3. Сура «Нахмурился» (33-42 аяты).

Вариант №2

  1. Сура «Покрывающее» (17-26 аяты).

  2. Сура «Обвешивающие» (1-6 аяты).

  3. Сура «Раскалывание» (13-19 аяты).

Вариант №3

  1. Сура «Высочайший» (1-8 аяты).

  2. Сура «Обвешивающие» (29-36 аяты).

  3. Сура «Вырывающие» (10-14 аяты).


Темы для подготовки к зачету. (5 семестр)

  1. Сура «Весть» (1-10 аяты).

  2. Сура «Весть» (11-16 аяты).

  3. Сура «Весть» (17-20 аяты).

  4. Сура «Весть» (21-36 аяты).

  5. Сура «Весть» (37-40 аяты).

  6. Сура «Власть» (1-7 аяты).

  7. Сура «Власть» (8-13 аяты).

  8. Сура «Власть» (14-23 аяты).

  9. Сура «Власть» (24-30 аяты).

  10. Сура «Собрание» (20-24 аяты).

  11. Сура «Постигающее» (1-16 аяты).

  12. Сура «Постигающее» (17-26 аяты).

  13. Сура «Постигающее» (27-40 аяты).

  14. Сура «Постигающее» (41-56 аяты).

  15. Сура «Постигающее» (57-74 аяты).

  16. Сура «Постигающее» (75-96 аяты).

  17. Сура «Милосердный» (1-13 аяты).

  18. Сура «Милосердный» (14-27 аяты).

  19. Сура «Милосердный» (28-40 аяты).

  20. Сура «Милосердный» (41-61 аяты).

  21. Сура «Милосердный» (62-78 аяты).


Темы для подготовки к зачету. (6 семестр)

  1. Сура «Йа син» (1-12 аяты).

  2. Сура «Йа син» (13-30 аяты).

  3. Сура «Йа син» (31-40 аяты).

  4. Сура «Йа син» (41-50 аяты).

  5. Сура «Йа син» (51-62 аяты).

  6. Сура «Йа син» (63-70 аяты).

  7. Сура «Йа син» (71-76 аяты).

  8. Сура «Йа син» (77-83 аяты).

  9. Сура «Аль-Бакара» (152-157 аяты).

  10. Сура «Аль-Бакара» (183-185аяты).

  11. Сура «Аль-Бакара» (255 аят).

  12. Сура «Аль-Бакара» (285-286 аяты).

  13. Сура «Аль-Гыймран» (18-20 аяты).


Задания для самостоятельной работы.

  1. Сура «Открывающая». Тафсир на татарском и русском языках.

  2. Сура «Аль-Бакара» (1-5 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  3. Суры «Люди», «Рассвет». Тафсир на татарском и русском языках.

  4. Сура «Очищение». Тафсир на татарском и русском языках.

  5. Сура «Пальмовые волокна». Тафсир на татарском и русском языках.

  6. Сура «Помощь». Тафсир на татарском и русском языках.

  7. Сура «Неверные». Тафсир на татарском и русском языках.

  8. Сура «Изорбилие». Тафсир на татарском и русском языках.

  9. Сура «Подаяние». Тафсир на татарском и русском языках.

  10. Суры «Слон», «Курайш». Тафсир на татарском и русском языках.

  11. Сура «Хулитель». Тафсир на татарском и русском языках.

  12. Сура «Предвечернее время». Тафсир на татарском и русском языках.

  13. Сура «Охота к умножению». Тафсир на татарском и русском языках.

  14. Сура «Поражающее». Тафсир на татарском и русском языках.

  15. Сура «Мчащиеся». Тафсир на татарском и русском языках.

  16. Сура «Землетрясение». Тафсир на татарском и русском языках.

  17. Сура «Ясное знамение» (1-5 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  18. Сура «Ясное знамение» (6-8 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  19. Сура «Могущество». Тафсир на татарском и русском языках.

  20. Сура «Сгусток». Тафсир на татарском и русском языках.

  21. Сура «Смоковница». Тафсир на татарском и русском языках.

  22. Сура «Раскрытие». Тафсир на татарском и русском языках.

  23. Сура «Утро». Тафсир на татарском и русском языках.

  24. Сура «Ночь» (1-11 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  25. Сура «Ночь» (12-21 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  26. Сура «Солнце» (1-10 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  27. Сура «Солнце» (11-15 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  28. Сура «Город» (1-10 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  29. Сура «Город» (11-20 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  30. Сура «Заря» (1-14 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  31. Сура «Заря» (15-30 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  32. Сура «Покрывающее» (1-16 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  33. Сура «Покрывающее» (17-26 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  34. Сура «Высочайший» (1-8 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  35. Сура «Высочайший» (9-19 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  36. Сура «Путеводная звезда» (1-10 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  37. Сура «Путеводная звезда» (11-17 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  38. Сура «Созвездия» (1-11 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  39. Сура «Созвездия» (12-22 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  40. Сура «Раскалывание» (1-15 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  41. Сура «Раскалывание» (16-25 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  42. Сура «Обвешивающие» (1-6 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  43. Сура «Обвешивающие» (7-17 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  44. Сура «Обвешивающие» (18-28 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  45. Сура «Обвешивающие» (29-36 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  46. Сура «Раскалывание» (1-12 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  47. Сура «Раскалывание» (13-19 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  48. Сура «Скручивание» (1-14 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  49. Сура «Скручивание» (15-29 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  50. Сура «Нахмурился» (1-16 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  51. Сура «Нахмурился» (17-32 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  52. Сура «Нахмурился» (33-42 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  53. Сура «Вырывающие» (1-9 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  54. Сура «Вырывающие» (10-14 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  55. Сура «Вырывающие» (15-26 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  56. Сура «Вырывающие» (27-33 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  57. Сура «Вырывающие» (34-46 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  58. Сура «Весть» (1-10 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  59. Сура «Весть» (11-16 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  60. Сура «Весть» (17-20 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  61. Сура «Весть» (21-36 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  62. Сура «Весть» (37-40 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  63. Сура «Власть» (1-7 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  64. Сура «Власть» (8-13 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  65. Сура «Власть» (14-23 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  66. Сура «Власть» (24-30 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  67. Сура «Собрание» (20-24 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  68. Сура «Постигающее» (1-16 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  69. Сура «Постигающее» (17-26 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  70. Сура «Постигающее» (27-40 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  71. Сура «Постигающее» (41-56 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  72. Сура «Постигающее» (57-74 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  73. Сура «Постигающее» (75-96 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  74. Сура «Йа син» (1-12 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  75. Сура «Йа син» (13-30 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  76. Сура «Йа син» (31-40 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  77. Сура «Йа син» (41-50 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  78. Сура «Йа син» (51-62 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  79. Сура «Йа син» (63-70 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  80. Сура «Йа син» (71-76 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  81. Сура «Йа син» (77-83 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  82. Сура «Аль-Бакара» (152-157 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  83. Сура «Аль-Бакара» (183-185аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  84. Сура «Аль-Бакара» (255 аят). Тафсир на татарском и русском языках.

  85. Сура «Аль-Бакара» (285-286 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.

  86. Сура «Аль-Гыймран» (18-20 аяты). Тафсир на татарском и русском языках.




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Централизованная религиозная организация

Скачать 352.91 Kb.