• Часовни, приписные к храму 1) Молитвенный дом в с. Ермия
  • молитвенный дом в с. Ермия
  • Зорин Спиридон Галактионович
  • Краснов Михаил Константинович
  • 20. Спасо-Преображенский монастырь на горе Капкан История создания монастыря
  • Немного о насельниках монастыря
  • Монахи после закрытия монастыря

  • Скачать 144.47 Kb.


    Дата23.12.2017
    Размер144.47 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 144.47 Kb.

    Церковь во имя святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских с. Ермия История села



    Церковь во имя святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских с. Ермия

    История села

    Село Ермия расположено на северо-западе Чернушинского р-на. Соседями Ермии являются: на севере – Бардымский р-н, на юге - Ананьинская земля, на востоке – Деменевская и на западе – Бедряжинская. Ермиевские земли – родовые земли башкир. По рассказам старожилов, сюда приехали крестьяне из-под Сарапула, а также из-под Вятки. Первыми поселенцами очевидно, были Соснин Михаил Трофимович, семьи Котовых и Симоновых, а также сестры Ермияновы. С юга и востока переселенцам мешали «горы», заросшие ельником и пересеченные непроходимыми логами.

    Заселение шло с севера и запада. До настоящего времени сохранились старые дороги между д. Пальная Речка и д. Верхние Куба (Горбуново), а также между д. Березовый Ключ и Наратка (Бардымский р-н).

    в 1888 году был образован хутор и назван по фамилии двух сестер – Ермиёй.

    К началу XX века в селе была земская школа, волостное управление. Понедельник считался базарным днем, а также проводились трехдневные ярмарки: Васильевская с 30 декабря, Ивановская с 23 июня и Ивановская с 25 сентября.

    История храма

    Из отчета о деятельности прихода за 1920 года известно, что: «церковь построена в 1912 году тщанием прихожан и благотворителей. Предел один, освященный в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских. Расстояние от храма до консистории 210 верст, до благочинного в с. Аспа 40 верст, до уездного города Осы 13 верст, до волостного центра с. Бедряж 15 верст. Ближайшие церкви: Капканская мужская община 7 верст, Ананьино 12 верст.

    «Здание храма деревянное на каменном фундаменте, крытое железом, длинною вместе колокольней 14 сажен, шириною 5,5 сажен. Высота средней части храма до карниза 4 сажени, высота колокольни до карниза 9 сажен.

    На главном корпусе храма 5 глав и на алтаре одна, на всех главах золоченые кресты. Храм одноэтажный. В притворе и в алтаре окна в один ряд, в средней части в два ряда. В нижнем ряду храма 17 окон, в верхнем 6. Пять печей: 2 в алтаре, 2 в средней части храма и 1 в сторожке.

    3-х ярусный иконостас оценен в 2000 рублей»1. В церковной библиотеке находится 80 томов книг, а также материалы «Русский паломник», «Миссионерское обозрение» и «Воскресный день».2

    Храм обшит тесом и окрашен белой краской. Земли усадебной вместе с церковным погостом 4 десятин.

    У прихода имелся дом священника, который в 1920 году был отобран у прихода, в нем разместилось почтовый отделение.

    29 декабря 1924 года был заключен типовой договор о бессрочном, бесплатном пользовании зданием с богослужебными предметами. В списке прихожан за 1924-1925 гг. числится 107 человек, которые являются учредителями религиозной общины Православного вероисповедания с. Ермия.3

    Священником в 1924-25 гг. был Михаил Константинович Краснов, 1870 года рождения. Псаломщик Палабурин Макарий Семенович.

    На 1 февраля 1926 года в приходе с. Ермия числилось 540 человек.4

    4 января 1928 года церковь сгорела. «Дознанием выяснилось, что пожар произошел от топи печей в алтаре, т.к. таковые топила не сторожиха церкви (которая как женщина в алтарь не допускалась), а 12-летний мальчик. Таким образом, в конечном счете, основной причиной пожара следствие считает небрежное отношение к охране полученного в пользование имущества со стороны лиц, которым это было поручено (члены церковного совета).

    Здание храма и все находящееся в нем имущество было уничтожено пожаром, в том числе колокола, весом 91 пуд»5. Для совершения богослужений верующие стали собираться в одном из частных домов.

    Сгоревший храм был застрахован: храм оценивали в 2000 рублей, страховая премия составляла 2712 рублей. Власти отказали верующим в получении страховой премии. Из отчета о расходовании средств страховки от 30 сентября 1928 года известно, что на эти деньги была оборудована изба-читальня и школа в селе Ермия - 450 рублей; 150 руб. были потрачены на помощь учащимся детям батраков и бедняков; на оборудование культурно-просветительских учреждений района 612 рублей, на коммунальное строительство 1500 рублей.6

    Власти предлагали общине с. Ермия перевести из Бедряжа старый деревянный храм и поставить у себя в селе.7 Но, несмотря на настойчивость этого предложения, жители не согласились с ним – Бедряжинская церковь осталась у себя в селе.



    Часовни, приписные к храму

    1) Молитвенный дом в с. Ермия в честь Свят. Василия Великого. Молитвенный дом был построен в 1928 году, после того, как сгорел старый храм. Длина 12 аршин, ширина 9 аршин.8 К деревянному дому были пристроены сени. Ограды не было. В списках прихожан нового молитвенного здания с. Ермия в 1928 году числилось 380 человек. В 1929 году служил здесь священник Спиридон Зорин.9 В 1931 году имущество молитвенного дома было оценено в 473 рубля.10

    1. В отчете за 1920 год числится деревянный молитвенный дом в с. Ермия, построенный в 1906, но на тот момент находящийся уже в полуразрушенном состоянии.11

    2. Молитвенный дом в д. Пальная речка. По данным на 1925 год, часовня существовала и находилась в пользовании верующих, но не имела на это соответствующих документов.12

    Зорин Спиридон Галактионович священник. Служил диаконом в церкви с. Деменево. родился в 1884 году, из семьи крестьян. Рукоположен во диакона в 1919 году, до этого был псаломщиком., по имущественному положению бедняк. Служил священником в с. Ермия. Чернушинский архив Ф. 26, Оп. 3, Д. 2, Л. 124; Ф. 26, Оп.3, Д. 9, Л. 98.

    Краснов Михаил Константинович священник в 1924-25 гг. в с.Ермия, февраль 1927 в с. Атняшка. 1870 года рождения. Имущественное положение среднее. Приверженность к культу со дня рождения. Из ответа в 1925 г. на срочный запрос Управления Окрмилиции о судимости и благонадежности служителей культа с.Ермия и завода Николаевский известно следующее: свящ. Михаил Краснов судим не был, в армии не служил, отступал с Колчаком. Чернушинский архив Ф. 26, Оп. 3, Д. 2, Л. 2, 12./ Ф. 26, Оп. 3, Д. 7, Л. 49.

    Палабурин Макарий Семенович псаломщик с. Ермия. крестьянин. положение среднее. Чернушинский архив Ф. 26, Оп. 3, Д. 2, Л. 2.

































      1. 20. Спасо-Преображенский монастырь

    на горе Капкан

    История создания монастыря

    Спасо-Преображенский монастырь с. Капкан Чернушинского района в Пермской губернии считался вторым после Белогорского.

    Построенная народом стояла на высокой Капканской горе церковь. Золоченый крест на высокой колокольне монастырской церкви буквально упирался в облака. Благовест колоколов разносился кругом как будто с самого неба. Помолиться в Капканский монастырь приходили люди из всех окрестных деревень и даже за десятки километров. Помимо желания помолиться, людей привлекала сюда красота самой природы. А место было прекрасное. С колокольни далеко виделись леса, пригорки, деревни. Даже Чернушку было видно.

    С Капканской горы можно было увидеть купола Белогорского Свято-Николаевского монастыря. А в хорошую солнечную погоду с колокольни отчетливо было видно Царский Крест, стоящий на вершине Белой горы.13

    Служители монастыря не лишены были эстетических качеств. Красивые монастырские постройки располагались в строгом порядке, в полной гармонии с окружающей природой. Везде были разбиты скверики, клумбы, газоны. По большим праздникам съезжались сюда купцы с товарами.

    Конечно, не случайно была выбрана именно эта возвышенность. Есть там, под горой, родничок. Вода в нем целебная и прозрачная. Прозвали его святым, потому что вблизи родничка нашел один человек икону святой Божьей Матери. Вообще, гора Капкан богата на родники и ключики. Старожилы до сих пор вспоминают, что на такой высокой горе были колодцы всегда полные воды. С северной стороны от храма находился большой «монашенский» колодец, диаметр которого составлял 1,5 метра. С «полуденной» стороны, как раз перед церковью, находился малый колодец (60 см*60см). вода в них была хорошая и сладкая.14

    «Между родником и возвышенностью - озеро. «Бездонным» называли его старожилы. Однажды связали между собой три вожжи, а к ним привязали гирю и опустили, но так и не коснулась гиря дна. Возле озера место как бы качается под ногами человека.

    Когда монастырь только начинали строить, каждый двор деревни Капкан должен был отработать день на его постройке. Усадьба монастыря была обширной, имелась своя ферма, поля, которые и поныне называют монашескими угорами. Монастырь считался довольно богатым, так как деревня в то время была большой. Церковную утварь в монастырь завезли из Белогорского монастыря. Гора Капканская была крутой, поэтому лошадей, везших подводы с церковным имуществом, заменяли. Подводы давал каждый деревенский двор.

    В монастыре имелась большая библиотека. Этот мужской монастырь славился своим благочестием, жители деревни Капкан и окружающих деревень часто посещали церковные службы. Как вспоминают старожилы, когда человек подходил к монастырю, на душе у него становилось настолько легко, что он словно летел на крыльях. В церковном хоре пели деревенские девушки»15.

    Мужская  община монахов существовала на горе Капкан с 1913 года. Настоятелем общины со дня ее основания был иеромонах Маркел (Петров). Он с двадцати лет подвизался послушником в различных монастырях, в том числе  и на Белой горе. Время и место его пострига неизвестно.

    «На момент ликвидации монастыря на его территории находились следующие постройки;

    1. Церковь построенная в честь иконы Казанской Божией Матери. Деревянная, на каменном фундаменте, год постройки 1913, длина 14 сажень, ширина 4,5 сажень. Состояние удовлетворительное;

    2. Корпус для жилья, деревянный в два этажа, 60 сажень от церкви; Состояние удовлетворительное;

    3. Деревянных амбаров-2: между ними крыша 6 сажень, от церкви 60 сажень. Состояние удовлетворительное;

    4. Кузница деревянная, 50 сажень от церкви. Состояние ветхое; ,


      1. Баня деревянная, 60 сажень от церкви. Состояние удовлетворитель­ное.

      2. Конюшня с сараем и надворная деревянная крыша, 100 сажень от церкви. Состояние удовлетворительное;

    7. Хлев для кур деревянный, от церкви 100 сажень. Состояние удовле­творительное.

    1. Изба деревянная, с оградой, от церкви 90 сажень. Состояние ветхое.»16

    Немного о насельниках монастыря

    «Монашеская община на момент закрытия состояла из следующих лю­дей:

    1. Петров Маркел Петрович, 48 лет, иеромонах; Настоятель общины со дня ее основания уроженец деревни Казаково Богородской волости, Чебоксарского уезда Казанской губернии, примерно 1881 года рождения. Он с двадцати лет подвизался послушником в различных монастырях, в том числе  и на Белой горе. Время и место его пострига неизвестно.

    2. Мартюшев Пахомий Иванович (до пострига Пров ? /нечто!) 65 лет диакон;

    3. Плясунов Василий Михайлович (до пострига Владимир), 79 лет, казначей:

    4. Вохмин Василий Димитриевич, 70 лет, послушник;

    5. Галкин Василий Аникеевич, 64 года, монах;

    6. Митрофанов Иван Максимович, 13 лет, послушник;

    7. Бородин (?)/ нечетко/ Андрей Данилович, 12 лет, послушник, певчий и чтец;

    8. Худяков Алексей Моисеенич. 74 года, послушник:

    9. Вахрушев Игорь Ильич, 23 года, послушник, глухонемой, в мона­стыре полгода;

    10. Наговицын Александр Николаевич, 16 лет, послушник, конюх;



    1. Вохмина Парасковья Дмитриевна, 28 лет, послушница, кухарка;

    2. Коновалова Татьяна Н., 45 лет, пострижена;

    3. Коновалова Ефимия Никифоровна, 41 год, послушница;

    14. Касьянова Федора Григорьевна, послушница;

    15. Савинцева Татьяна Гавриловна, 14 лет, послушница;

    16. Пос...ова (?) /нечётко/ Акулина Афанасьевна, 75 лет, в монашестве шестнадцать лет.

    О дальнейшей судьбе этих людей сведений не обнаружено»17.


    Одним из насельников монастыря в 1913 году был рясофорный монах Иаков (Ивойло Абрамович), уроженец этой же деревни Капкан. Когда монастырь уже ожидало скорое закрытие, он призывал трудников и работников монастыря (не монашествующих) покинуть монастырь и идти к себе домой. При закрытии монастыря в списках он уже не числился, наверное, покинул монастырь чуть раньше.18


    Разорение святыни

    После революции и последовавшего за этим отделения церкви от государства, в русле проводимой властями политики на притеснение верующих и национализации имущества церквей, приходы обязывались заключать договора на использование молитвенных зданий и культового имущества, а также регистрировать общины. «Такой договор заключался и общиной верующих в деревне Капкан, причем неоднократно:

    1. 1920 г. 16.05.-договор с Рябковским ВИКом. Верующих 509, священнослужителей -2.

    2. 1924 год - договор с Чернушинским РИКом о регистрации верующих в деревне Капкан из 110 дворов. На 01.04.1928 года в списках прихожан Свято-Преображенской церкви на горе Капкан 479,в исполнительном органе -9,священнослужителей-2 (Иеромонах Маркел и иеродьякон Пахомий).

    Таким образом, монастырь существовал практически нелегально, а зарегистрирована была община (приход) верующих деревни Капкан при монастырской Свято-Преображенской церкви. В самой деревне существовала часовня, числившаяся в приходе Христово-Рождественской церкви села Рябки.

    В 1929 году монастырь был упразднен, церковь закрыта и ликвидирована. Неизвестно от кого исходила эта инициатива; от местных властей Чернушки и Рябков, или окружных (Сарапул), но имеется акт обследования культового имущества Капканской религиозной общины Свято-Преображенской церкви от 12.04.1929 года, в котором констатируется:

    1.Нет инвентарных книг, нет учета имущества. Выявлено недостающее

    имущество, а также имущество неоприходованное (или не отраженное

    в актах проверок).

    2.Не ведется ремонт здания церкви, не покрашена крыша.

    3.С амвона произносятся контрреволюционные речи священником о мероприятиях Советской власти.

    4.Организация монахом Маркелом монастыря, «где происходит эксплуатация и разврат".

    Выводы комиссии и рекомендации:

    1.Договор с общиной расторгнуть;

    2.Церковь ликвидировать;

    3.Имущество пустить в доход государства;

    4.Здание передать под культурные цели или перевести на станцию Чернушка;

    5. Иеромонаха Маркела привлечь к уголовной ответственности за растрату государственного имущества.

    Из заключения местной комиссии уже видна главная ее цель-ликвидация монастыря и преследование духовенства в уголовном порядке. Юристконсульт Сарапульского окрисполкома составила "Заключение по вопросам ликвидации Капканского монастыря (10.05.1929г.) Краткое содержание:

    1.Общиа, заключившая договор, нарушила его, что выразилось в присвоении ею не принадлежащих функций: пользование разного рода имущества (земля, скот и т.д.), не нужных для непосредственного исполнения религиозных обрядов;

    2.Невыполнение общиной некоторых условий договора - утрата имущества, непроизведение ремонта;

    3.Следовательно, договор, может быть, расторгнут облисполкомом по представлению окрисполкома;

    4.Одновременно с вопросом о расторжении договора рекомендуется возбудить вопрос перед исполкомом о ликвидации этой церкви, мотивируя это необходимостью использования зданий под культурно-просветительские учреждения, хотя бы с переносом на новое место.

    На заседании президиума Сарапульского окрисполкома принято решение:1.Закрыть монастырь на горе Капкан (протокол №7 от 10.05.1929 г.).17.06.1929 года на заседании малого президиума Уральской области постановили: Ходатайство Сарапульского окрисполкома удовлетворить (протокол №9 параграф 42 от 17.06.1929 г.)».19

    «После закрытия церкви и монастыря многие монастырские постройки были перевезены в Чернушку, в них располагались в разное время военкомат, городской музей.

    На месте монастыря устроили каменоломню. В 1929 году рабочие, которых поселили в церкви, от неосторожного обращения с огнем спалили ее. Вместе с церковью сгорели церковные книги и та утварь, которую не успели вывезти. Остался от церкви один фундамент, к которому долгое время приходили молиться прихожане».20 Затем этот фундамент был разобран на блоки и вывезен в г.Чернушку под строительство кинотеатра «Луч», в котором в настоящее время находится православный храм во имя свящ. Андроника епископа Пермского и Кунгурского.21

    На Капкан-горе  с конца 50-х годов XX века разрабатывался карьер по добыче гравия. В результате чего вершина горы оказалось срытой на 30-40 метров. Исчез уникальный родник, который был на вершине. Лес вырубили. Красоты природы никого не волновали. Прекрасный уголок природы изуродовали, испакостили. О том, что на Капкан-горе был монастырь напоминает лишь памятный крест, установленный у ее подножия.

    А ведь насельники знали о печальной судьбе их монастыря. «Закроют монастырь и разнесут его по камешкам по всем дорогам». Так ведь и произошло – щебнем, который добывали на карьере, стали засыпать строящиеся дороги по всей округе. (Приложение 18, 19).



    Монахи после закрытия монастыря

    Приговором суда от 02.06.1926 года по совокупности деяний были осуждены: Петров Маркел на пять лет с конфискацией имущества и ссылкой после отбывания наказания сроком на пять лет. Бахирев, Сысоев, Башков - лишение свободы от двух до трех лет. Волков - принудительные работы на 10 месяцев. Всем четверым - ограничение в правах после отбывания наказания на срок от трех до пяти лет. (Данные взяты из архива города Сарапула).



    Дальнейшая судьба иеромонаха Маркела неизвестна, в Сарапульском архиве данных нет. Может быть, они есть в архивах бывшего НКВД.

    Краснов Михаил Константинович священник в 1924-25 гг. в с.Ермия, февраль 1927 в с. Атняшка. 1870 года рождения. Имущественное положение среднее. Приверженность к культу со дня рождения. Из ответа в 1925 г. на срочный запрос Управления Окрмилиции о судимости и благонадежности служителей культа с.Ермия и завода Николаевский известно следующее: свящ. Михаил Краснов судим не был, в армии не служил, отступал с Колчаком. Чернушинский архив Ф. 26, Оп. 3, Д. 2, Л. 2, 12./ Ф. 26, Оп. 3, Д. 7, Л. 49.

    Палабурин Макарий Семенович псаломщик с. Ермия. крестьянин. положение среднее. Чернушинский архив Ф. 26, Оп. 3, Д. 2, Л. 2.

    1 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 2, Л. 33-46

    2 Ведомость о церкви Ермиевской во имя Герасима, Питирима и Ионы, состоящей в 3-м благочинническом округе Осинского уезда пермской епархии за 1920 год. Лист 1,2.

    3 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 2, Л. 19.

    4 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 5, Л. 8-15.

    5 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 85, Оп.1, Д. 166, Л. 208.

    6 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 85, Оп.1, Д. 166, Л. 212, 218

    7 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 4, Л. 208.

    8 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 85, Оп.1, Д. 166, Л. 38-42

    9 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 9, Л. 97.

    10 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 16а, Л. 16.

    11 Ведомость о церкви Ермиевской во имя Герасима, Питирима и Ионы, состоящей в 3-м благочинническом округе Осинского уезда пермской епархии за 1920 год. Лист 1,2.

    12 Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 4, Л. 4.

    13 По воспоминаниям Раисы Трофимовны …, бывшей жительницы д. Капкан. Ее отец в детстве был послушником-трудником Капканскго монастыря и многое рассказал своим детям об этой святыне.

    14 По воспоминаниям Раисы Трофимовны …, бывшей жительницы д. Капкан. Ее отец в детстве был послушником-трудником Капканскго монастыря и многое рассказал своим детям об этой святыне.

    15 По воспоминаниям Самариной Галины Павловны, жительницы д. Капкан.

    16 Исторический очерк «Из истории ликвидации монастыря на горе Капкан» диакон Алексей Глумов. Чернушка, 1998г.

    17 Исторический очерк «Из истории ликвидации монастыря на горе Капкан» диакон Алексей Глумов. Чернушка, 1998г.

    18 По воспоминаниям Раисы Трофимовны …, бывшей жительницы д. Капкан. Ее отец в детстве был послушником-трудником Капканскго монастыря и часто рассказал своим детям об этом человеке. Сохранилось в семейном альбоме … и фотокарточка о.Иакова, датированная 1913 годом.

    19  Исторический очерк «Из истории ликвидации монастыря на горе Капкан» диакон Алексей Глумов. Чернушка, 1998г.

    20 По воспоминаниям Самариной Галины Павловны, жительницы д. Капкан.

    21 По воспоминаниям Раисы Трофимовны …, бывшей жительницы д. Капкан.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Церковь во имя святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских с. Ермия История села

    Скачать 144.47 Kb.