• Дата проведения: 6.04.2015 г. . Урок Памяти по роману Ю. Бондарева «Горячий снег» Цели урока
  • ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя. 1.Чтение учителем своего стихотворения «Что знать могу я о войне» 2.
  • II . Сведения из биографии писателя
  • Беседа по содержанию романа . О чем рассказывает роман 1.1.Расшифровка смысла слов
  • 1.2.Работа по содержанию романа.
  • Работа с учащимися по вопросам.
  • 3.Анализ эпизода «В блиндаже»
  • 2) Расшифровка смысла названия романа
  • Место проведения – школьный музей боевой и трудовой славы. 1)Работа со стендом, посвященным Великой Отечественной войне
  • 2)Заключительное слово учителя
  • 3) Минута молчания. Домашнее задание: Подготовка к семинару «
  • Приложение уроку : Стихи автора. Что знать могу я о войне
  • Обращение к супермену – внуку ветерана.

  • Скачать 79.78 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер79.78 Kb.
    ТипРазработка урока

    Скачать 79.78 Kb.

    Читательская конференция по роману Ю



    МОБУ «Ново-Сережкинская СОШ» МО ЛМР РТ

    Разработка урока литературы, 11 класс
    Раздел: «военная» проза


    Тема: «Урок Памяти

    по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»

    Класс: 11

    Подготовила и провела: учитель русского языка

    и литературы Саушкина А.А.

    Дата проведения: 6.04.2015 г.

    .

    Урок Памяти

    по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»

    Цели урока:

    1. – восстановить событийный ряд коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева.

    2. – воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению, помочь осознать чувство гражданского долга молодого поколения по отношению к ветеранам ВОВ;

    3. – продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.



    Предварительная работа ( задание учащимся).

      1. прочитать роман Ю.Бондарева «Горячий снег»;




      1. перечитать отрывок «В блиндаже» из главы 23 (Литература 20 века, 11 класс, хрестоматия , часть 2, В.А.Чалмаев, С.А.Зинин, с.404-411).




      1. Подготовить краткое выступление по биографии писателя Ю.Бондарева.

    ХОД УРОКА
    1.Вступительное слово учителя.
    1.Чтение учителем своего стихотворения «Что знать могу я о войне?»
    2.Каждая встреча с новой книгой – это праздник, а в особенности с той, проблемы которой и сейчас волнуют весь мир. Сегодня на уроке это будет книга о войне.

    Война… Сжимается сердце, когда мы вспоминаем это страшное слово и с ужасом думаем: «Неужели это когда-нибудь повторится?»

    Путь к победе был труден и долог – 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

    9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит салют Победы. А мы до сих пор не можем забыть та ужасы и страдания, которые принесла нам война. Бережно хранит наша память и имена тех, кто ценой своей жизни отстоял право на независимость.

    О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».
    Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.
    II. Сведения из биографии писателя. (Выступление учащегося)

    Ю. Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана войной».

    Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признаётся писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни.

    Все лица, голоса, бои, конфликты, потери, победы, высотки, танковые атаки аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный путь».

    Почти все написанное Ю. Бондаревым – о войне. Вместе со своими будущими героями писатель «шагал по дорогам сталинградских степей, Украины, Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке… делился последним табаком на закрутку после танковой атаки».
    «Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.

    Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.




    1. Беседа по содержанию романа.

    1. О чем рассказывает роман?

    1.1.Расшифровка смысла слов названия романа «Горячий снег» (предварительная аналитическая работа ).

    1.2.Работа по содержанию романа.

    События романа «Горячий снег» происходят в волжских степях юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму 1942 года, когда танковые колонны генерала Манштейна рвались на выручку окружённой на Волге трехтысячной группировке Паулюса, и на пути их железной стеной встали советские войска – встали и не пропустили врага…

    Много написано о войне, но такого страшного боя, как на батарее Кузнецова, не встречали. Бондарев помог нам не понять, это мы давно знаем, а ощутить, почувствовать, что такое борьба на пределе сил.

    Бондарев сужает фронт до размеров боя на участке лейтенанта Кузнецова (батарея стояла на танкоопасном направлении, а позади Сталинград), но мы чувствуем масштабность происходящего: отдельная операция вписывается в общую панораму Сталинградской битвы. Ю. Бондарев здесь следует традициям Л.Н. Толстого, создавая образ жестокой, кровавой войны.



    Работа с учащимися по вопросам.

    1.Какие эпизоды романа запечатлелись в вашей памяти?

    2.Кто из героев полюбился вам и почему?

    3.Каков смыл противопоставления Кузнецова и Дроздовского?

    Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.

    Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.


    Сравнение Бессонова и Кузнецова

    1. Размышления лейтенанта о гибели расчета Чубарикова – раздумья командарма в связи с гибелью Веснина.

    2. Осмотр позиции батареи Кузнецовым и - поля боя Бессоновым.

    Бондарев сближает своих героев как две «половины одного ядра». Каждый из них исполняет долг на своём посту.

    2. Финал романа.

    Мы расстаёмся с батарейцами, когда их ратный подвиг отмечен наградой. А Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой

    .

    3.Анализ эпизода «В блиндаже» - анализ содержания отрывка, с.404-411 хрестоматии, часть 2.

    1)Характеристика учащимися каждого героя эпизода: отношение к войне, понимание смысла своего присутствия на войне, отношение к сослуживцам, понимание гражданского долга, роль образа лейтенанта Кузнецова в этом эпизоде, роль его внутренних монологов, духовная связь героев эпизода – и живых, и погибших.

    2) Расшифровка смысла названия романа «Горячий снег» ( появились ли новые значения слов названия?)



    1. Итоги урока.

    Место проведения – школьный музей боевой и трудовой славы.

    1)Работа со стендом, посвященным Великой Отечественной войне (фотографии , демонстрирующие жестокость и негуманность войны, патриотизм советского народа).

    2)Заключительное слово учителя – обращение учителя к учащимся с авторскими стихами «Обращение к супермену – внуку ветерана», «Склоните головы, друзья» (сборник «Путь к себе», февраль 2015 г.); краткая беседа о преемственности поколений, о гражданском долге современного поколения перед Родиной, перед ветеранами ВОВ.

    3) Минута молчания.


    1. Домашнее задание: Подготовка к семинару «Герои и проблематика «военной» прозы» (подготовить выступления по прочитанным произведениям, экранизациям произведений).



    Приложение уроку:

    Стихи автора.
    Что знать могу я о войне?
    Что знать могу я о войне?

    Не знала я судьбы солдата,

    И спать в обнимку с автоматом

    Не выпадало в жизни мне.

    Что знать могу я о войне?

    О ней я знаю понаслышке:

    Ведь не в меня стреляли с вышки –

    Что знать могу я о войне?

    Не выпадало насмерть драться,

    С врагом в открытую встречаться –

    Лицом к лицу, наедине.

    Пусть не придётся в жизни мне

    Узнать, что знают ветераны.

    Им недолеченные раны

    Забыть мешают о войне,

    Ещё друзей погибших лица

    На вечных памятных страницах

    Напоминают о войне.

    Войны минувшей ветераны!

    Чем излечить мне ваши раны?

    В долгу пред вами я вдвойне.

    Пред вами голову склоняю

    За то, что я войны не знаю

    И не могу знать о войне.


    Обращение к супермену – внуку ветерана.
    Читаем книгу о войне мы на уроке.

    О той войне, что принесла Европе беды,

    Какими потом, кровью и в какие сроки

    Добыт был нами долгожданный миг Победы.

    А ты какие войны видел в жизни, мальчик?

    Мерещатся тебе космические битвы.

    На спусковом крючке – нетерпеливый пальчик:

    Ты супер, что тебе простых людей молитвы?

    Ты спишь спокойно после драки озверелой,

    Считая, что по праву отдыха достоин.

    А на каком враге ты тренируешь тело,

    Наш завтрашний защитник и российский воин?

    Скорей – на божьем одуванчике-старушке

    Иль на юнце, что возрастом помладше будет.

    Под стать тебе, наверно, и подружки,

    Которые тебя вытаскивают « в люди».

    А разве бился дед такого внука ради,

    Который распинал законы гуманизма?

    Крушил врага он спереди, и сзади,

    Он кровью истекал, но спас нас от фашизма.

    Сегодня речь о том, что всем нам близко очень:

    О той войне, где дед твой выжил, слава Богу.

    Не выжил бы твой дед, и стал бы род короче,

    Была б тебе закрыта в этот мир дорога.

    Ты в книгу вслушайся, не прячься ты за спину.

    Вглядись в лицо родного ветерана-деда:

    Тебе подскажут слёзы, шрамы и морщины,

    Какой ценою завоёвана Победа.



    Склоните головы друзья.
    Склоните головы, друзья,

    Вы в память тех, кого уж нет

    И никогда уже не будет –

    Прогнавших тьму, вернувшись свет.

    Их сердце наше не забудет.

    Склоните головы, друзья,

    Невелика работа наша –

    Минуту молча постоять

    И всем им – павшим и пропавшим,

    Но жизнью жизнь завоевавшим –

    Хотя бы этим долг отдать.

    Склоните головы, друзья…







    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Читательская конференция по роману Ю

    Скачать 79.78 Kb.