• М ихаил Левицкий
  • С мечтой о полёте
  • ЛЕВИЦКИЙ Михаил Николаевич

  • Скачать 71.46 Kb.


    Дата11.10.2017
    Размер71.46 Kb.

    Скачать 71.46 Kb.

    Чувашский Маресьев – Михаил Николаевич Левицкий



    Кто ещё у нас «Маресьев»?

    Чувашский Маресьев – Михаил Николаевич Левицкий

    Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.



    Михаил Левицкий. Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

    Для молодых людей слово «ветеран» ассоциируется с дряхлой старостью или с агрессивным напором. Ничего подобного нельзя сказать о нашем герое. Молодым, энергичным, тем, кому предстоит поднять Россию, наверное, интересно узнать эту историю.

    Так получилось, что сама судьба этого человека проверяла его на человечность, но потом отступила, так как никакие жизненные перипетии не смогли сломать его, а наоборот – даже ад перенеся, он остался самим собой – страстно любящим жизнь и голубое небо над головой. Это – военный летчик, а затем штурман курганского авиаотряда Левицкий Михаил Николаевич.

    Родился Михаил Николаевич 10 ноября 1912 года в селе Ачакасы Канашского района Чувашской Республики в семье крестьянина. Всегда мечтал летать, и незадолго до войны осуществил свою мечту, закончил летную школу, летал на стареньком, давно выработавшим свой регламент фанерном У-2. И даже будущую жену встретил в воздухе, перевозя на своем самолете прекрасную пассажирку, с которой 21 июня 1941 года сыграли скромную свадьбу, и счастливей человека не было на всем божьем свете, а рано утром 22 июня началась война.

    Мария продолжала учить детей в школе, Михаил стал военным летчиком.

    Сбили его в 1942 году под Ржевом. Когда в очередной раз возвращался ночью из партизанского отряда, самолет попал под перекрестный огонь. Михаил был тяжело ранен в ногу. Летевшие с ним военные почти не пострадали. Авария обернулась для Михаила Левицкого трагедией. Офицеры, считавшие, что находятся недалеко от партизанского отряда, перенесли летчика в кусты, взяли с собой все его документы: оружие, летные карты и ушли, пообещав вернуться с носилками. Обещание свое они сумели выполнить лишь наполовину: нашли партизанский отряд, отдали документы и рассказали, где, при каких обстоятельствах оставили летчика (их показания затем помогли М. Левицкому всего за месяц пройти все следственные комиссии). Забрать в отряд его уже не удалось…

    Он лежал, потеряв много крови, похожий на мертвеца. Видимо, поэтому его не тронули немцы, пришедшие к месту падения самолета. Придя в себя, он пополз, надеясь найти партизан. Его подобрали наши солдаты, принесли на сборный пункт. Теряя сознание от дикой боли в ноге, он все твердил: «Отправьте меня к партизанам». Не знал, что находится в окружении, что вырваться из плена удастся единицам.

    Началась гангрена ноги. Среди пленных были военврач и медсестра. Они спасли Левицкому жизнь, но пришлось ампутировать ногу. Потом были концлагеря – Саласпилс, Дрогобыч. Мы знаем о невыносимых условиях жизни в концлагерях. А каково безногому, с незаживающей раной?! В 1944 году 500 пленных калек немцы отправили в Демблин, «славившийся» своим крематорием... Узников сразу поместили в крепости, где хранились боеприпасы. Хватило бы одного прямого попадания, чтобы уже не потребовался крематорий... Но судьба продолжала хранить Левицкого: пленников не успели уничтожить – в крепость ворвались наши войска.

    Увидев эти обтянутые кожей человеческие обрубки, солдаты плакали... Но следовало спешить: шел бой, в любой момент крепость могла попасть под обстрел. И тогда один из освободителей бросил клич: «Ребята, выползайте, кто как может!». Их наскоро грузили в «студебеккер», даже не грузили, а вбрасывали, как поленья. И все же в поле машину разбомбили. Михаила выбросило в рожь, приземлился почти благополучно, сломав три ребра. Потом были госпитали, последний в Москве. Писем жене не писал, не хотел обременять, боялся жалости. Лежал в госпитале долго, но искусство врачей, молодость, жажда жизни взяли свое. Здоров! Можно переходить к мирной профессии. Но к какой, если без неба не мыслил дальнейшей жизни? Пример Алексея Маресьева врачей не убеждал: «У Маресьева не было только ступней, а у вас полностью нет ноги».

    И все же он добился своего: послали в Баку переучиваться на штурмана.

    Мария ждала. Ждала вопреки всем, не верящим в его возвращение. И он вернулся. Приехал домой ночью, чтобы никто его не видел, и постучал в дверь знакомого дома. Она сразу узнала этот стук. «Я прибыл, но без ноги. Решай, я не обижусь. Пока темно, уйду, чтобы меня не видели соседи». Она ответила просто: «Что об этом говорить? Ты ведь не на гулянке ногу потерял, Родину защищал».

    Михаил Николаевич работал штурманом сначала в Свердловске, а с 1948 года в Курганском авиаотряде. Его знали летчики во многих аэропортах страны. Сейчас им обоим уже за 80. Пережитое, возраст, болезни, ежедневные заботы и хлопоты о детях, внуках – семья ведь большая – все это могло бы озлобить, сломать многих. Но не Левицких!

    Они по-прежнему молоды душой, готовы к шутке, юмору, по-прежнему озорно горят глаза Михаила Николаевича, а улыбка Марии Николаевны согревает добротой. Они не брюзжат, как некоторые их сверстники. Они просто живут, живут скромно, но с чувством собственного достоинства.

    С мечтой о полёте

    Михаил Левицкий – единственный авиатор в СССР, пролетавший 20 лет с протезом вместо ноги.

    Он родился 11 октября 1912 года в Чувашии в многодетной крестьянской семье. С детства мечтал о небе, и мечта его сбылась. В 1938 году паренёк, окончив Балашовскую летную школу, получил направление в только что созданный Челябинский авиаотряд. Он первым в Курганской области начал летать в Усть-Уйку, Глядянку и Звериноголовское на своем У-2...

    Фашисты напали на СССР в день его свадьбы. Михаила мобилизовали. После нескольких вылетов в тыл врага самолет Левицкого был сбит, пилот попал в концлагерь. Наш герой похудел до 30 килограммов, от ранения началась гангрена ноги. Пленный советский хирург столярной ножовкой отпилил Мише ногу выше колена. После нескольких концлагерей мужчину с другими пятьюстами искалеченными пленными перевезли в газовые камеры и крематорий. Казалось бы, вот и всё, однако нет –несчастных спасли советские воины. Ветеран вспоминал, что от увиденного освободители плакали... А потом были долгие и мучительные месяцы лечения и возвращения к жизни. Однако юношеская мечта о небе не отпускала.

    Пример Алексея Маресьева медицин-скую комиссию не убеждал. «У Маресьева не было стоп, а у тебя – протез выше колена. Ну какой из тебя летчик?» – ворчали медики. Спасение пришло от главного штурмана Министерства гражданского воздушного флота. Именно он направил нашего героя в Баку в штурманское училище. И вот Михаил Николаевич снова прокладывает курс воздушному кораблю, руководит взлетом и посадкой. Демобилизовался он в 1946-м, а в 1948-м получил должность главного штурмана Курганского 233-го авиаотряда. Так и летал до 1966 года. Его знали летчики всего Советского Союза, и, пролетая над Курганом, они посылали привет курганскому Маресьеву...
    ЛЕВИЦКИЙ Михаил Николаевич

    Военный лётчик, главный штурман Курганского авиаотряда.

    Михаил Николаевич Левицкий родился 11 октября 1912 года в селе Ачакасы Канашского района Чувашской Республики в многодетной крестьянской семье. Работать начал после окончания шестого класса: вначале на фосфоритной шахте, а потом на фосфоритном заводе.

    С детства мечтал о небе. Учился в ФЗУ города Алатырь и школе воздушных планеристов. В числе четырёх лучших выпускников-планеристов был направлен на учёбу в Балашовскую объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота. В 1938 году после окончания школы получил направление в только что созданный Челябинский авиаотряд. На самолёте У-2 доставлял пассажиров и почту в Усть-Уйку, Куртамыш, Звериноголовское, Глядянку, Половинное и другие районные центры.

    В одном из таких рейсов в станицу Звериноголовскую Михаил встретил свою судьбу, молодую учительницу Машу Галявинскую. 21 июня 1941 года справили скромную свадьбу, а утро развело их на четыре года войны.

    Левицкого направили под Москву, в особое авиационное соединение, созданное из опытных лётчиков Гражданского воздушного флота. На самолёте У-2 бомбил наступающие колонны гитлеровцев и их тылы, вёл разведку и поиск советских частей, попавших в окружение, доставлял им боеприпасы и продовольствие, вывозил раненых.

    В июне 1942 года после выполнения задания по доставке боеприпасов окруженцам 39-й армии под Ржевом Михаил Николаевич возвращался с двумя офицерами штаба. На рассвете при подлёте к линии фронта самолёт попал в луч прожектора и под жестокий зенитный огонь и прямым попаданием снаряда был сбит. Уцелели только потому, что высота была небольшой, а самолёт упал на густой берёзовый молодняк у кромки болота.

    Левицкий, раненный в ногу, был обнаружен фашистами и взят в плен. Через два дня у него началась гангрена. Лагерные врачи из военнопленных без наркоза с помощью ножовки сделали операцию по ампутации ноги выше колена. Михаил Николаевич от боли потерял сознание, пришёл в себя, как ему потом сказали, только на третьи сутки. Через боли и муки начал возвращаться к жизни, с надеждой всё победить и вернуться к своим. Прошёл через концлагеря Саласпилс, Дрогобыч и Демблин. В условиях дикого кошмара лагерей выручали воля и самообладание, поддержка и взаимовыручка товарищей, стремление превозмочь невыносимое.

    В июле 1944 года советские войска неожиданно для фашистов штурмовали Демблин и ворвались в лагерь смерти. Узников концлагеря погрузили в студебеккеры и отправили в тыл. В госпиталях лечили и возвращали к жизни. Левицкий, как и другие военнопленные, был измождён: весил чуть больше тридцати килограммов.

    Михаил Николаевич очень хотел вернуться в боевой строй и летать, мстить фашистам за муки ада. На комиссии ему сказали: «Какой же ты лётчик с протезом выше колена?». Левицкий упросил комиссию не демобилизовать его, а откомандировать обратно в часть, в которой воевал, и добился этого.

    Началась борьба за возвращение в строй. Много раз сбивал в кровь культю, пока научился «прилично» ходить с протезом. Его стремление подняться снова в небо нашло поддержку. По совету главного штурмана Министерства Гражданского воздушного флота Левицкий окончил штурманское училище в Баку и вернулся в строй: стал летать штурманом на самолёте Ли-2 третьего отряда военной транспортной авиации, который находился в городе Свердловске.

    В 1946 году Михаил Николаевич получил назначение в порядке повышения по службе и был направлен главным штурманом в Курганский 238-й авиаотряд. До 1966 года летал на самолётах ПО-2. С-2, С-3. ЯК-12, Ан-2, а затем и дальше продолжал служить авиации, был дежурным по вокзалу. Избирался секретарём первичной партийной организации аэропорта. Ушёл на пенсию в 1989 году в возрасте семидесяти пяти лет. Проводил активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, выступал в школах города. Многие годы был членом городского совета ветеранов, руководил советом ветеранов аэропорта, клубом юных лётчиков. Многие его воспитанники стали пилотами и стюардессами. Левицкого знали лётчики всего Советского Союза.

    Боевые заслуги Левицкого отмечены орденом Отечественной войны I и II степени, многими медалями.

    Скончался Михаил Николаевич 18 июля 2008 года.



    Экспозиции, отражающие жизненный подвиг Левицкого, созданы в музеях Курганского аэропорта, школы №10 города Кургана, в городе Чебоксары и селе Ачакас.

    http://persona.kurganobl.ru/lyudi-udivitelnoj-sudby/levitskij-mikhail-nikolaevich

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Чувашский Маресьев – Михаил Николаевич Левицкий

    Скачать 71.46 Kb.