• Усадьба Нечаевых в селе Полибино Данковского района.
  • Усадьба Муромцевых в селе Баловнево.
  • Сохранилась только одна из трех ваз.
  • Выводы по работе.
  • Библиография.

  • Скачать 293.63 Kb.


    Дата16.11.2017
    Размер293.63 Kb.

    Скачать 293.63 Kb.

    Данковские усадьбы Полибино и Баловнево



    Тема исследовательской работы:"Данковские усадьбы Полибино и Баловнево."

    Цель: изучить жизнь владельцев усадеб в Баловнево и Полибино, историю строительства архитектурных памятников, расположенных на территории усадеб, охарактеризовать на основе сравнения Владимирской и Знаменской церквей общие и отличительные особенности в архитектурном облике.



    Введение

    Старые российские усадьбы, с их белыми домами, светящимися на фоне вековых парков - удивительное явление русской жизни. Именно они придают русским пейзажам особенный облик, воспринимаются как неотъемлемая их часть, и без них немыслима русская жизнь во все времена. Может быть, нынешний интерес к русской усадьбе и вызван потребностью чувства надежности, незыблемости всего того, что было создано русской культурой.

    В ХХI в слово "усадьба" полно для нас обаяния, глубокой поэзии, и у нас еще есть, к счастью, возможность любоваться настоящими, неразоренными усадьбами. Рассказывать о старинной усадьбе - значит прежде всего рассказывать о людях, которые там жили, о семейных традициях. Музыка старой архитектуры, неповторимый аромат интерьеров старых домов, таинственность вековых парков помогает понять нравственный мир людей, давно ушедших. Их образ жизни, с ее особым порядком и смыслом, по прежнему влияет на нашу жизнь.

    Среди наиболее известных, посещаемых усадеб России на память приходят государственные музеи-заповедники Ясная Поляна, Абрамцево, Тарханы, Кусково и др. В Липецком крае - это усадьба Стаховичей в Елецком районе, "Рязанка"-усадьба русского путешественника и государственного деятеля П.П Семенова Тянь-Шаньского в с. Урусово Чаплыгинского района. К сожалению, хуже сохранились усадьбы, расположенные на территории Данковского района, а ведь здесь жили когда-то очень известные в России люди, и их усилиями и стараниями усадьба прирастала красивыми постройками . В 70-е годы прошлого столетия Владимирская церковь в селе Баловнево и усадебный дом Нечаевых-Мальцевых вместе с знаменитой Шуховской башней стали памятниками федерального значения и были взяты под охрану государства. Памятники были законсервированы, однако время и местные жители продолжали уничтожать собственную культуру. Такое состояние дел не могло привлечь передовую общественность к этой проблеме. По инициативе Липецкого казачьего войска и местных краеведов начался сбор средств на восстановление Владимирской церкви. Министерство культуры РФ выделило на эти цели рекордные для Липецкой области деньги - 321 млн. руб. В ноябре 2015 года состоялась первая служба в отреставрированной Владимирской церкви.

    В дорожной карте Данковского района Липецкой области указаны три основных направления развития: строительство особой экономической зоны, спортивно-оздоровительное и развитие туристической зоны "Шуховская". Последняя названа в честь знаменитой башни выдающегося русского инженера Шухова, которая находится на территории Полибинского сельского поселения. В настоящее время ведутся ремонтно-строительные работы в правом флигеле Нечаевской усадьбы. Отремонтирован и укреплен фундамент Шуховской башни, а сама металлическая конструкция очищена от ржавчины и покрашена.

    В данной работе мы постараемся осветить страницы истории усадеб в Баловнево и Полибино, а также , в практической части попытаемся создать художественный образ усадеб в пастельных рисунках. В русском искусстве XIX - XX веков образ усадьбы нашел яркое воплощение в картинах И.Репина "На дерновой скамье", В.Серова "Заросший пруд. Домотканово", В.Поленова "Бабушкин сад", С.Жуковского "Старая усадьба. Май", М.Нестерова "Видение отрока Варфоломея", К.Коровина "На террасе" и многих других картинах русских и советских художников. Некоторые российские усадьбы, такие как Абрамцево и Талашкино стали настоящими художественными центрами на рубеже XIX-XX веков, другие, например, как усадьба "Борок" художника В.Поленова, при жизни мастера служили местом отдыха и работы для художника и его семьи, а в настоящее время превращены в музей-заповедник.

    Почему, мы выбрали для изображения усадебных построек из художественных материалов, именно пастель. Интересно, что в период наибольшего интереса к усадебной жизни, многие русские художники работали в этой технике. Пастель - это графический и живописный материал одновременно, который хорошо использовать как для быстрой фиксации увиденного, так и для долговременной работы. Рисунки в пастельной техники отличаются мягкостью и бархатистостью, передают настроение того, что мы видим. Поэтому мы решили, что очарование русской усадьбы лучше всего передадут работы, выполненные в пастельной технике.

    Усадьба Нечаевых в селе Полибино Данковского района.

    На правом берегу Дона села Полибино расположена усадьба знаменитых меценатов России - дворян Нечаевых. Центром усадьбы является дворец в стиле ампир, построенный в конце ХVIII века.

    Полибино берет свое название от имени стольника Б.Ф. Полибина, в середине ХVIII века владевшего этим сельцом. Впервые село упоминается в писцовых книгах Данковского уезда 1676 года. В середине XVIII века Полибино, как приданое за А.Ф. Полибиной перешло к Киселевым, а в 1785 году продано ими надворной советнице А.И. Нечаевой, в девичестве Сиверс. c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\0_b0136_76059b9_orig.jpg

    Постепенно на протяжении XVIII и XIX веков здесь создается редкий по красоте и исторической значимости усадебный комплекс. В состав комплекса, полностью сформировавшегося к концу XIX века, входили: дворец, английский парк, огромный сад и каскад прудов, хозяйственные постройки, в том числе манеж и конюшня, водонапорная башня и насосная станция, прачечная с сушилкой и другие постройки.

    Объемно-пространственная композиция господского дома складывается из трех частей: собственно дома и двух павильонов, соединенных колоннадой. В конце 19 века были перестроены и боковые крылья дворца. Колоннады были заменены аркадами, несущими крытые галереи, в которых разместились оранжереи.

    Центральный объем усадебного дома двухэтажный, однако со стороны паркового фасада он имеет третий - антресольный этаж.



    c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\c9b428cd4403e34bdd7a5ea71de093f7.jpg

    Дворец Нечаевых мы нарисовали в зимний период во время восхода солнца, это невероятно красивое явление. Лиловые оттенки искрящегося снега сочетаются с теплыми лучами восходящего, еще сонного солнца.


    Полностью весь дворец в формат листа не вошел, и мы ограничились центральной частью и правым переходом к флигелю, фоном для которого послужила Шуховская башня. Точку зрения выбрали несколько снизу - от пруда, что позволило подчеркнуть монументальность постройки.

    Дворцово-усадебный комплекс в Полибино создавался тремя поколениями владельцев, оставивших заметный след в истории и культуре России. Дворянский род Нечаевых внесен во II, III и VI части родословной книги дворян Костромской, Московской, Саратовской, Симбирской и Тульской губерний. С именами трех представителей этого древнего рода непосредственно связана история усадьбы. В конце XVIII века Дмитрий Степанович Нечаев строит в Полибино усадебный дом в классическом стиле. В левом павильоне располагались кухня, подвал и ледник. В правом, на втором этаже- ванная комната (в доме с конца XIX века имелся водопровод), пол и стены были отделаны керамической плиткой. Здесь же на втором этаже в круглой зале углового ризалита проводились спевки хора. До реформы 1861 году были хор и оркестр. На первом этаже находилась домовая церковь. Другой в сельце не было.

    Не менее, чем сама усадьба, интересны ее владельцы и люди в ней побывавшие. Создатель основной части усадебного комплекса Дмитрий Степанович Нечаев был предводителем дворянства Данковского уезда, имел награды за участие в Отечественной войне 1812 года. После его смерти в усадьбу наследует сын Степан Дмитриевич Нечаев - личность наиболее яркая из всех владельцев усадьбы. Поэт и писатель, близкий к кругу декабристов, участвовавший в издании журнала "Полярная звезда", печатавшийся в "Мнемозине"," Сыне Отечества" и многих других журналах. Степан Дмитриевич был дружен с декабристами А.А.Бестужевым,К.Ф.Рылеевым,А.И.Якубовичем,В.К. Кюхельбекером, А.Н. Муравьевым.

    Памятный обелиск на Куликовом поле. Архитектор А. Брюллов. 1850 год.



    c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\dscn5331.jpg

    Он был близко знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, В.Ф. Одоевским, Ф.Н.Глинкой.



    c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\vasily_tropinin_82.jpeg Портрет С.Д. Мальцева. Художник В.Тропинин.

    С 1820 года Степан Дмитриевич - действительный член "Общества любителей российской словесности." С 1838 по 1839 года - вице-президент "Общества истории и древностей российских" при Императорском Московском университете. Он являлся также членом Московского общества сельского хозяйства, Комитета сахароваров, Комитета пчеловодства, действительным членом Московского общества улучшенного овцеводства.

    В усадебном доме в сельце Полибино Степан Дмитриевич создает первый музей истории Куликовской битвы. Все свое состояние он истратил на благотворительную деятельность и приобретение предметов искусства.

    В парадных комнатах находилось большое собрание картин и музей, в экспозиции которого были находки с Куликова поля: панцири, шлемы, мечи, копья, наперсные кресты, складни, перстни... Один из таких перстней был подарен С.Д. Нечаевым декабристу А.А. Бестужеву-Марлинскому(В.Осипов "Перстень с поля Куликова"М. "Молодая гвардия" 1987 ,с.14). Судьба археологических находок после революции неизвестна: картины, среди которых упоминаются работы Тропинина, Добровольского, Айвазовского, частью поступили в музеи(С. Мухина ,статья "Три поколения ценителей русского искусства" "Записки краеведческого общества"Выпуск 1.Липецк,1995 год, с.104).

    Дело отца продолжил сын Юрий Степанович Нечаев-Мальцев - обер-гофмейстер, фабрикант, золотопромышленник. Получив в 1881 году наследство от дяди И.С. Мальцева, он становится одним из двенадцати самых богатых людей России. В начале XX века ему принадлежало недвижимой собственности, заключавшейся только в земле и лесе, на 10,9 млн. рублей. Но прославился Ю.С. Нечаев-Мальцев не богатством, а как меценат. Юрий Степанович является одним из главных создателей Музея изящных искусств им. Александра III (Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина в Москве). На создание музея им пожертвовано более 2 млн.рублей из 2.6 млн. рублей, ушедших всего на создание музея. Ю.С. Нечаев-Мальцев так плотно опекал детище профессора Цветаева, что по Москве пошла новая фамилия Цветаев-Мальцев. Меценат лично заказывал для музея гипсовые слепки античных скульптур в лучших европейских мастерских, специально провел ветку железной дороги до уральской каменоломни, где добывали белый мрамор, а необходимый гранит и мрамор, отсутствующий в России, привозили из Венгрии и Норвегии.

    Ю.С. Нечаев-Мальцев строит на свои средства Георгиевский храм(арх. Л.Н. Бенуа) в Гусь-Хрустальном и храм Димитрия Солунского в с. Березовка по соседству с Полибинской усадьбой. Этот храм был построен между 1891 и 1910 годами в память воинов погибших на Куликовом поле. c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\10700_20081022_165102.jpg c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\georgievsky_vhod.jpg

    Строился по проекту А.Померанцева. Архитектор - Н.Л. Бенуа. Расписывал храм знаменитый живописец В.М. Васнецов, а мозаика принадлежит мастеру Фролову. В настоящее время Березовский храм продолжает разрушаться, в то время как в аналогичном по архитектурному стилю Георгиевском храме города Гусь-Хрустальный успешно функционирует музей хрусталя, а на стене можно увидеть сохранившуюся работу В.М. Васнецова "Страшный суд".

    Вклад в науку и искусство был высоко оценен при жизни: Ю.С. Нечаев-Мальцев был почетным членом Московского университета и Академии Художеств, вице-президентом "Петербургского общества поощрения художеств", а с 1908 года-почетным членом Московского археологического общества, членом Совета министров просвещения. И в то же время как известный промышленник он входил в Совет мануфактур и торговли.http://img-fotki.yandex.ru/get/9262/29878574.10b/0_91e08_3ec7184a_xl.jpg

    Мы посчитали важным и интересным включить в серию пейзажных рисунков с усадебными постройками, рисунок-метафору. Как изобразить дух усадьбы, если владельцев ее уже давно нет, а образ усадьбы без их присутствия будет неполным. На глаза нам попалась одна интересная фотография, на которой запечатлена парадная лестница, ведущая на второй этаж левого флигеля. Вход в правую часть дворца в настоящее время закрыт из-за реставрационных работ. На фото с левой стороны снимка на обшарпанную стену ложится свет из верхнего окна. С правой стороны темное неосвещенное пространство под лестницей. В окружающем пространстве не хватает героя, а значит есть место для творческого воображения. Мы поместили в левую часть рисунка тень Ю.С.Нечаева-Мальцева, поднимающегося по ступеням дворцовой лестницы, а справа на темных ступеньках - полустертые имена знаменитых людей XIX века, во многом определившими судьбу известного мецената .

    Последним владельцем усадьбы после кончины Ю.С. Нечаева- Мальцева стал его дальний родственник Елим(Элим) Павлович Демидов-князь Сан-Донато (княжество Сан Донато во Флоренции) - егермейстер, статский советник, служивший в русском посольстве в Греции.

    2 декабря 1917 года усадьба была принята на учет Данковским уездным земельным комитетом. В усадебном доме долгое время размещалось правление местного хозяйства, клуб, магазин и квартиры колхозников, но постепенно квартиры опустели, магазин после пожара закрыли, и основная часть дворца оказалась заброшенной. http://img-fotki.yandex.ru/get/9227/29878574.10b/0_91e07_fd514fcc_l.jpg

    Рядом с усадебным домом - главная достопримечательность имения- водонапорная башня гиперболоидной конструкции инженера В.Г. Шухова, приобретенная Ю.С. Нечаевым-Мальцевым на промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и смонтированная в усадьбе под непосредственным руководством ее создателя. Этот шедевр инженерной мысли привлекает внимание уже при подъезде к усадьбе, так как виден за несколько километров. Высота башни составляет более 35 метров. Резервуар усеченно-биконической формы, опирающийся на ажурную конструкцию из сортового проката ,вмещает 9500 ведер воды. Наверху, на уровне резервуара (высота 30,5 метра) была устроена видовая площадка (не сохранилась, так как была полностью деревянной), на которую можно подняться по винтовой лестнице, подвешенной внутри башни и проходящей в трубе через центр резервуара. Подобные башни появились в Воронеже и в Тамбове лишь в 1915 году. Всего их было изготовлено и установлено в российских городах 150 шт.c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\800.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9261/29878574.10b/0_91e0e_9e93dd48_xl.jpg

    В настоящее время ведутся ремонтно-строительные работы в правом флигеле Нечаевской усадьбы. Отремонтирован и укреплен фундамент Шуховской башни, а сама металлическая конструкция очищена от ржавчины и покрашена. Теплыми летними вечерами на ступеньках усадебного дома проводится уже во второй раз фестиваль русского романса, который собирает любителей музыки из Данкова. Гости приезжают из Липецка, Москвы (Полибино находится недалеко от Московской трассы) и других городов.c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\пол6.jpg

    Усадьба Муромцевых в селе Баловнево.

    Другим интересным местом для экскурсий на карте Данковского района является усадьба Муромцевых в селе Баловнево. Об усадьбе Баловнево, расположенной в Липецкой области недалеко от города Данкова, до сих пор ходит множество легенд. Искусствоведы спорят о том, причастны ли к созданию усадебного комплекса такие великие архитекторы, как Баженов и Растрелли. Историки и краеведы не приходят к точным выводам о том, кто из великих государственных деятелей посещал Баловнево, а слухи о том, что владельцы усадьбы – Муромцевы, нажили свои богатства неким таинственным путем, не умолкают даже в наше время.

    В 2015 году была восстановлена архитектурная жемчужина усадьбы – Владимирская церковь. От усадебных построек сохранились два флигеля, подвалы главного дома, фонтанная чаша, въездная арка ворот и парк с прудами. В конце ноября в храме был установлен иконостас и прошла служба. Село Баловнево впервые упоминается в письменных источниках в 1626 году. Оно произошло от имени донского казака атамана Баловнева, отправленного в здешние места на государеву службу.





    Существующий ныне усадебный комплекс сложился в первой четверти XVIII – начале XIX века. Строительство роскошной усадьбы было начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734-1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором. Муромцев захотел создать на своих землях усадьбу, которая по красоте и масштабу не уступала бы царским резиденциям. Дом представлял трехчастную, п-образную в плане композицию.

    Он состоял из центрального трехэтажного объема и двух боковых одноэтажных флигелей. соединенных с центральным объемом колоннадами. Внутренний дворик, за исключением мощеного булыжником подъезда, представлял собой зеленую лужайку с цветниками, украшенную в 80-х годах XIXвека красивым фонтаном, имевшим в плане сложную овальную форму. Фасад дворца был богато декорирован ордерными элементами, строгими наличниками, рустом. Над входом красовалась супрапорта с фигуркой путти. В декоре фасада был использован белый камень. По словам знатоков, красота плана дворца, сложная графика декоративных деталей, утонченный аристократизм ордерных элементов сближают постройку с лучшими образцами архитектуры. Описание интерьеров усадебного дома сохранились в дневниках писательницы, художницы и заведующей музеем Куликовской битвы в имении Нечаевых в селе Полибино Александры Ивановны Бибиковой-Раевской (1817-1900). Нижний этаж имел сводчатые перекрытия. Под ним находились большие сводчатые подвалы, сохранившиеся до настоящего времени, "где встарь прятали не одни съестные припасы и вина. Тут заключались несчастные узники-рабы и находились инструменты пытки... Теперешний владелец села Баловнево приказал заделать кирпичной стеной вход, ведущий в эти подземные тайники... На верхний бельэтаж вела широкая из белого камня лестница, расходящаяся с половины ее вышины на две ветви, как бывает в больших городских зданиях. Эти ветви вели на площадку , с которой входили в столовую, украшенную фамильными портретами...из столовой направо вход в огромную залу двадцати аршин длиною, двенадцати ширины, высокую со сводом и широким лепным карнизом. Окна и дверь на балкон обращены в сад. В этой зале стоял большой бильярд...Направо из зала дверь вела в мужской кабинет, за ним по фасаду - большая библиотека. Налево дверь вела из зала в гостиницу...Остальных комнат было такое множество, во всех трех этажах, что...дочь Матвея Васильевича Екатерина Матвеевна Шнейдер, выросшая во дворце, не знала о существовании отдельных из них. Матвей Васильевич, по воспоминаниям сына, был большим любителем и покровителем искусства;его супруга, увлекаясь восточной культурой, создала во дворце "китайские комнаты, где тщательно собирала резные китайские статуэтки, чайнички, шкафчики, столы. Она любила музыку и превосходно играла на фортепьяно. Великий Моцарт посвятил Екатерине Александровне сонату. У Муромцевых был свой оркестр и постоянно жил капельмейстер Жульяни. Для торжественных приемов во дворце имелся серебряный столовый сервиз(с чашами ,соусниками, блюдами) на 60 персон. В поместье месяцами жили столичные артисты, музыканты, давались спектакли, устраивались пиры. усадьба баловнево

    Главной достопримечательностью Баловнево является Владимирская церковь-памятник архитектуры конца XVIII- начала XIX века

    усадьба баловнево усадьба баловнево

    План и южный фасад Владимирской церкви. По рисунку Г.И. Гунькина












     

    усадьба баловнево

    Владимирский храм. Фото начала XX века.

    Во время русско-турецкой войны (1770-1774) Матвей Васильевич Муромцев был генерал-квартирмейстером (начальником штаба) у графа П.А. Румянцева-Задунайского.

    В усадьбе Троицкое-Кайнарджи Румянцева-Задунайского тоже стоит двухколоколенный храм.



     










    Архитектурной доминантой комплекса является Владимирская церковь, построенная в 1797 году. Проект Владимирского храма относят к творчеству В. И. Баженова, хотя эта версия до сих пор не нашла своего подтверждения. В середине XX века И.Э.Грабарь в своих поисках неизвестных и предполагаемых произведений В.И.Баженова обнаружил след великого зодчего в Баловневе и уверенно включил церковь в круг его работ. Владимирская церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства. Объем храмовой части представляет композицию из высокого двухъярусного восьмерика и низкого круглого барабана третьего яруса, перекрытого невысоким куполом. Особенность восьмерика - разная ширина граней, широкие, как бы выступающие западная и восточная грани рядом узкие диагональные. Диагональные грани второго яруса - выпуклые. Нижний ярус с севера и юга украшают четырехколонные портики тосканско-дорического ордера. Их белокаменные колонны, ступени широкой лестницы, карнизы, триглифы, сухарики удачно сочетаются с краснокирпичной кладкой метоп, тимпана и храмовых стен. Фронтон, поднимающийся над уровнем первого яруса, является своеобразным акцентом на фоне глухих стен второго яруса. В отличии от первого двусветного с большими арочными окнами и круглыми окнами второго света, второй ярус восьмерика не имеет окон. Его стены украшают спаренные угловые пилястры и два пояса белокаменного декора в виде горизонтальных полос, составленных из ромбов и кругов. Одна полоса проходит под карнизом второго яруса, вторая посередине высоты и членит его на две части , разбивая монотонность стен. Барабан третьего яруса по периметру делится небольшими по высоте пилястрами на 16 частей. Плоскости между ними по сторонам света и диагоналям украшены венецианскими окнами, особенностью которых является общая полуциркульная арка, обрамленная зубчатым сандриком. Венчают барабан фриз, украшенный триглифами, чередующимися с метопами и белокаменный карниз, опирающийся на мощные кронштейны. Перекрыт храм невысоким куполом с глухим круглым барабаном . Особенность храма - отсутствие апсиды и трапезная, равная по ширине храмовой церкви, - сходство с постройками Западной Европы. Сходство усиливает наличие двух колоколен.усадьба баловнево

     













     




    На восстановительные мероприятия, а они продолжались 2,5 года, была израсходована рекордная для Липецкой области сумма - 321 миллион рублей. Средства выделены Министерством культуры РФ.

    Над полуротондой западного притвора в арочной нише была ранее расположена фреска "Вход Господень в Иерусалим", а над венчающим фронтоном располагались декоративные резные композиции

    Владимирская церковь в теплых лучах заката. усадьба баловневоусадьба баловнево


     

    В 1918 году сгорел дворец, а затем его центральный объем до нулевой отметки разобрали на кирпич. В 1920-х годах были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х годах снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда.
    После революции храм был разграблен и осквернен. Церковь долгое время использовалась как склад, а в фамильном склепе Муромцевых организовали ледник. Усилиями Г. И. Гунькина Владимирская церковь неоднократно ставилась под охрану как памятник культурного наследия.
    c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\093.jpg

    Владимирскую церковь можно сопоставить по архитектурному облику с творением В.И. Баженова в усадьбе Татищевых-Кожиных Знаменское, которое располагается на территории села Вешаловка Липецкого района Липецкой области.



    Мы изобразили обе церкви с южной стороны, так лучше видны отличительные черты двух построек. Владимирскую церковь нарисовали дважды. Южный фасад отреставрированной церкви изобразили весной, так как после реставрации она обрела новую жизнь, словно заново воскресла. У нас получился рисунок со стаффажем, где на фоне классической архитектуры мирно ест траву лошадь и шествуют к пруду гуси. В этом рисунке мы попытались передать ощущение изменений, свежести, хорошего настроения от теплого майского дня. На втором рисунке силуэт Владимирской церкви отражается в подернутой тонким льдом глади осеннего пруда. Задача ,которую мы здесь поставили перед собой -найти четкое соотношение силуэта церкви и окружающего ландшафта. Знаменскую церковь из с.Вешаловка мы запечатлели тихим летним вечером. Немного сдвинув саму постройку В.Баженова влево, уравновесили ее компактную массу ярким и сложным по цвету небом и темными силуэтами уцелевших частей усадебного дома. В сумеречном состоянии природы, мерном , спокойном ритме архитектуры, мы хотели передать тему тихо дремлющей русской культуры, которая ждет своего восстановления.














    История села Знаменское прослеживается документально со второй половины XVIII века. По данным межевой конторы Тамбовской губернии за 1778 год приводится подробное описание "дачи земель" гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву(1725-1806), сыну любимого денщика царя Петра 1 Афанасия Даниловича Татищева(1685-1750),который принадлежал к тому же роду, что и знаменитый историк Василий Никитич Татищев(1686-1750). К роду Татищевых имеет отношение княгиня Зинаида Волконская (1789-1862) - поэт, писатель, музыкант, хозяйка знаменитого музыкально-поэтического салона в Москве, собиравшего весь цвет общества, где после ссылки в Михайловском часто бывал А.С. Пушкин. Зинаида Волконская явилась внучкой Я.А. Татищева и его жены Марии Дмитриевны Еропкиной, у которых была одна дочь Варвара Яковлевна Татищева (1764-1792), вышедшая замуж за князя Белосельского-Белозерского, бывшего посланником Екатерины1 в Дрездене, а затем в Турине в Италии. Их дочь Зинаида в 1811 году выходит замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, адъютанта царя Александра1.В 1804 году Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину, который владел селом Покровское. Началом застройки усадьбы считается 1768 год, когда была заложена церковь. Построена она в 1794 году по проекту выдающегося архитектора В.И. Баженова (1737-1799). Архитектура церкви необычна для средней полосы России: она построена в псевдоготическом стиле и напоминает больше храм Западной Европы, чем российский храм. Автор использует совершенно разные стили в архитектуре- традиционное барокко сочетается с псевдоготикой. Кубовидный объем храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырех стороны выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга от построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня , за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами. Один из последних владельцев Знаменской усадьбы А.М. Кожин в 1895-1896гг. производит геологическую разведку на наличие месторождения железной руды, находит ее, пытается продать Знаменку, но безуспешно. Тогда он, пользуясь своим служебным положением, обманным путем добивается аренды пахотной земли, принадлежащим крестьянским обществам, создает акционерное общество и привлекает в район металлургического производства бельгийский капитал. Это позволило в свою очередь открыть Сокольский металлургический завод.

    Усадебный дом в Знаменском не сохранился, он был сожжен пьяными революционными матросами и солдатами в 1918 году. Чудом уцелела от вандализма прекрасная церковь. Лучшая сохранность Знаменской церкви, объясняется тем, что известняковый фундамент построен на более крепком грунте , нежели Владимирская церковь.

    Почти ничего не известно о наследниках А.М. Кожина. Предпоследний сын Николай Александрович Кожин был активным создателем Всероссийского общества охраны памятников,много энергии отдал сохранению памятников Ленинграда.

    Знаменское является также как и Баловнево памятником архитектуры XVIII-XIX веков федерального значения и охраняется государством , но охраняется пока лишь на бумаге, медленно продолжая разрушаться . А вот Владимирская церковь, переживает после масштабной реставрации свое второе рождение. Восстановление храма началось в 2013 году и продолжалось два с половиной года. Средства на восстановление были выделены Министерством культуры РФ. В ноябре 2015 года храм вновь открыл свои двери для прихожан и туристов.











    До наших дней в Баловнево также уцелела водонапорная башня, построенная в 1880-е годы в стиле английской готики.усадьба баловнево

    Башня была построена для того, чтобы снабжать водой усадебный дом, фонтаны и грот. Воду в резервуары башни подавали с помощью конного привода. Первый ярус водонапорной башни был укреплен по углам ступенчатыми контрофорсами. В верхней части фасадов прорезаны окна — люкарны, декорированные рустом. Главный усадебный дом сгорел в 1918 году. В настоящее время от не сохранился подвал и два флигеля. Оба флигеля были перестроены в 1945 году и сейчас они вовсе перестали напоминать усадебные постройки. До наших дней также сохранилась ниша одного из фонтанов. Он находился во внутреннем дворике усадебного дома и имел сложную овальную форму. Исследователи предполагают, что это ванна возможно служила масонским целям, так как и архитектор баловневских построек В.И. Баженов и заказчик, владелец усадьбы М.М. Муромцев были членами масонской ложи. усадьба баловнево  

    Ниша фонтана.
    1.Владимирская церковьусадьба баловнево

    2.Церковноприходская школа.

    3.Дворец с флигелями.

    4. Фонтан.

    5.Главные ворота.

    6. Водонапорная башня.

    7.Пруды.

    План усадьбы Муромцевых,составлен А.Ю.Клоковым.















    Гости, посещавшие усадьбу, восхищались красотой усадебного парка. Его центральная аллея начиналась напротив главного входа у лестницы, пересекала каскад прудов, шла через весь парк и заканчивалась «лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов, высота которых была невероятная..» Современники Муромцевых вспоминали усадебный парк так: «В начале каждой аллеи были прибиты доски, на которых были написаны их названия: «Главная Николаевская аллея», «Александровская аллея», «Екатерининская аллея». На территории парка были построены: эрмитаж, открытая галерея для музыкантов, театр со сценой и кулисами, многочисленные павильоны и беседки, мостики и причудливые скамьи. Все эти парковые элементы были уничтожены и.
    О богатстве Муромцевых ходили легенды. Многие думали, что в подвалах усадьбы беглые каторжники незаконно чеканили серебряные монеты. Однако, богатство Муромцевых преумножалось за счет доходов от винокуренных заводов и хорошо организованного хозяйства.
    Арка главных въездных ворот. Построена в стиле классицизма из красного кирпича с элементами белокаменного декора. Сейчас арка сильно повреждена и нуждается в реставрации.
    Ворота обрамлены спаренными пилястрами. Над проемом ворот красивая полуциркульная арка с замковым камнем, фриз, украшенный метопами и триглифами, фронтон, который венчают три белокаменные вазы, украшенные каннелюрами и гирляндами. Центральная ваза яйцевидной формы имела более крупные размеры.


    Сохранилась только одна из трех ваз.

     Фото из книги "Земля Липецкая. А.М.Трунов. 2003усадьба баловневоусадьба баловнево



     c:\users\user\desktop\усадьба нечаевых\807af18s-960.jpg





    усадьба баловнево

















     Усадьбу с трех сторон окружали сады. В настоящее время они частично сохранились. Не исключено, что создавать на “неудобьях" - землях, изрезанных оврагами, - редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин помогал А.Т. Болотов, близко знакомый с владельцем и бывавший у него в поместье. А.Т. Болотов создал в Богородицке под Тулой для внебрачного сына Екатерины II А.Г. Бобринского красивейший усадебный комплекс. М.В. Муромцев , будучи тульским губернатором, любил похвастать перед гостями этим рукотворным чудом . По словам Андрея Тимофеевича Болотова тульский губернатор отличался "ласковым со всеми обхождением", а с самим Болотовым обращался "не как с подчиненным , но как с добрым приятелем".








































    Неотъемлемой частью усадебного комплекса были каскады великолепных прудов с водостоками, облицованными белым камнем. В Баловневе было 13 прудов.усадьба баловнево







    Некоторое время в Баловнево жил В.А.Тропинин, писавший портреты Муромцевых.









    Из Баловнева происходит, хранящийся сейчас в Третьяковской галерее, знаменитый портрет Екатерины Великой на прогулке с собачкой, написанный в 1794 году В.Л.Боровиковским. В конце 1790-х годов портрет, не понравившийся государыне, приобрел у художника М.В. Муромцев. Картина висела в главном зале усадебного дома, пока в начале XX века потомки Муромцева не продали ее П.И. Харитоненко. Уже от него она попала в Третьяковку. Выяснилось, также, что М. В. Муромцев был фаворитом Екатерины Второй. Императрица гостила в Баловневе несколько недель, о чем свидетельствуют многочисленные письма, хранившиеся в усадьбе. До 1917 года года в Баловневе находилась картина В. Боровиковского, на которой изображена Екатерина.  Легенда также гласит о том, что перчатки и сапоги императрицы хранились в усадьбе под стеклянным колпаком до самой революции. Среди фамильных портретов Муромцевых укажем портрет Леонида Матвеевича Муромцева, рязанского губернского предводителя дворянства художник Р.Бутштайнер 1899 год, который сегодня находится в собрании Рязанского историко-архитектурного музея заповедника "Рязанский кремль". Интересно, так же что последний из владельцев усадьбы художник- передвижник А.Н. Волков(шесть из его работ, находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи), был родственником Муромцевых и выхлопотал высочайшее позволение носить двойную фамилию Волков-Муромцев. Муромцевы отличались либеральными взглядами. В своем имении они занимались сахароварением. Под влиянием Леонида Муромцева его сосед, известный лидер славянофилов А. С. Хомяков , который жил по соседству в своем имении в Ивановке тоже увлекся сахароварением. К слову сказать современная Липецкая область производит сахара в 6(!) раз больше, чем ей необходимо для собственного потребления. В справочнике "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" за 1902 год можно найти такую оценку баловневского поместья: "Одно из наиболее превосходно устроенных дворянских имений."усадьба баловнево

    Выводы по работе.

    В ходе исследования нами была изучена литература по архитектуре ,истории усадеб Баловнево и Полибино, жизни их владельцев Муромцевых и Нечаевых. К сожалению, и это очевидный факт - памятники культуры федерального значения продолжают разрушаться, не смотря на усилия общественности и государства. В ходе реставрации безусловно какие-то архитектурные детали будут выполнены заново, а такой памятник, как дворец Муромцевых в Баловнево вряд ли будет восстановлен, из-за практически полного разрушения постройки. Целостность усадебного комплекса нарушена временем. Редкостный по красоте Владимирский храм, восстановленный, воскресший как Феникс из пепла, безусловно привлечет в наш край туристов. Туристический бизнес в Липецкой области год от года набирает обороты. Конечно в более выгодном положении по привлечению инвестиций находятся города Елец и Задонск, имеющие больший вес в истории России, но наличие таких памятников как усадьбы в Баловнево и Полибино позволяет надеяться на успешное развитие турбизнеса в Данковском районе. Кроме этого важно для подрастающего поколения знать и помнить об исторической миссии людей, внесших заметный вклад в Отечественную культуру.

    Для нас ,юных художников, важным было запечатлеть памятники усадебной архитектуры на фоне окружающей природы. Необходимо донести до зрителя те положительные изменения, которые происходят в культурной жизни нашего края. Восстановление известных архитектурных шедевров прямая обязанность современного общества, и художники не должны оставаться в стороне.

    В своей работе мы использовали в качестве художественного материала пастель. Этот материал позволил создать мягкие тональные переходы , дать некое "сфуматто"при передаче свето-воздушных отношений, которые возникают при передаче силуэта архитектуры в окружающем ландшафте. Кроме этого мы ставили задачи конструктивного характера, выбирали выразительный ракурс на объект изображения , изучали пропорции целого и отдельных частей архитектуры.

    Данная работа может иметь продолжение. В графическую серию можно включить рисунки водонапорной башни, въездных красных ворот в Баловнево, водонапорную башню инженера Шухова, интерьеры дворца в Полибино и др.


     








     




    Библиография.

    1.Валентин Осипов. Перстень поля Куликова. Хроники шести судеб. М. Молодая гвардия. 1987.

    2. А.Ю. Низовский. Самые знаменитые усадьбы России. Москва. Вече. 2000.

    3. И.Грачева. В полях забытые усадьбы. Баловнево и его владельцы. Наука и жизнь. 2012. №4.с.37.

    4.Русские провинциальные усадьбы 18-начала 20 века. Составители Андреева Р.Б., Попова Л.Ф. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж. 2003.

    5. Иван Малюков. Страницы истории Данковского края. Творческое объединение "Альбом".2011 .Шедевр в Баловнево. с.91-93

    6. А. М. Трунов. "Земля Липецкая".2003.

    7.С.Л. Мухина. Архивы С.Д Нечаева, поэта, писателя, историка и археолога. с.54-62. Записки Липецкого краеведческого общества. Выпуск II. Липецк.1999.

    8.А.В. Чекмарев. О появлении двухколоколенных храмов в русской архитектуре XVII века. Сборник Санкт- Петербурга и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры Вып.7. М..2007.с.317-362.

    9.Блог Вадима Разумова. Летопись русской усадьбы. Фото А.В. Чекмарева. Усадьба Баловнево, Липецкая область, Данковский район. Фотографии выполнены 31 октября 2015 года.



    Тезисы.

    Старые российские усадьбы, с их белыми домами, светящимися на фоне вековых парков- удивительное явление русской жизни. Именно они придают русским пейзажам особенный облик, воспринимаются как неотъемлемая их часть, и без них немыслима русская жизнь во все времена. В Липецком крае - это усадьба Стаховичей в Елецком районе, "Рязанка"-усадьба русского путешественника и государственного деятеля П.П Семенова Тянь-Шаньского в с. Урусово Чаплыгинского района.

    К сожалению, хуже сохранились усадьбы, расположенные на территории Данковского района.В 70-е годы прошлого столетия Владимирская церковь в селе Баловнево и усадебный дом Нечаевых-Мальцевых вместе с знаменитой Шуховской башней стали памятниками федерального значения и взяты под охрану государства. Министерство культуры РФ выделило на эти цели рекордные для Липецкой области деньги - 321 млн. руб. Ведутся восстановительные работы в усадьбе Нечаевых в Полибино. Уже отреставрированы интерьеры правого флигеля дворца. В Данковском районе создана и приносит первые плоды туристическая зона "Шуховская", названная так в честь знаменитой водонапорной башни инженера Шухова.

    На протяжении XVIII и XIX веков в Полибино создается редкий по красоте и исторической значимости усадебный комплекс. В состав комплекса, полностью сформировавшегося к концу XIX века, входили дворец, английский парк, огромный сад и каскад прудов, хозяйственные постройки, в том числе манеж и конюшня, водонапорная башня и насосная станция, прачечная с сушилкой и другие постройки.

    Объемно-пространственная композиция господского дома складывается из трех частей: собственно дома и двух павильонов, соединенных колоннадой. Центральный объем усадебного дома двухэтажный, однако со стороны паркового фасада он имеет третий- антресольный этаж. Все это создавалось тремя поколениями владельцев, оставивших заметный след в истории и культуре России.

    Самым известным из династии Нечаевых был поэт, писатель, первый археолог Куликова поля С.Д. Нечаев - человек, близкий к кругу декабристов, создавший первый музей истории Куликовской битвы. Он был близко знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, В.Ф. Одоевским, Ф.Н. Глинкой. В 1850 году на Куликовом поле, по проекту архитектора А.Брюллова ставится чугунная колонна. Инициатором этого проекта, человеком организовавшим сбор средств на сооружение памятника выступил С.Д. Нечаев. Все свое состояние он истратил на благотворительную деятельность и приобретение предметов искусства.

    В парадных комнатах находилось большое собрание картин и музей , в экспозиции которого были находки с Куликова поля: панцири, шлемы, мечи, копья, наперсные кресты, складни, перстни.Один из таких перстней был подарен С.Д. Нечаевым декабристу А.А. Бестужеву-Марлинскому.

    Дело отца продолжил сын Юрий Степанович Нечаев-Мальцев - обер-гофмейстер, фабрикант, золотопромышленник. Юрий Степанович является одним из главных создателей Музея изящных искусств им. Александра III (Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина в Москве). На создание музея им пожертвовано более 2 млн.рублей из 2.6 млн. рублей ,ушедших всего на создание музея. Ю.С.Нечаев-Мальцев так плотно опекал детище профессора Цветаева, что по Москве в разговорах начала ходить новая фамилия Цветаев-Мальцев . Меценат лично заказывал для музея гипсовые слепки античных скульптур в лучших европейских мастерских, специально провел ветку железной дороги до уральской каменоломни. Ю.С. Нечаев- Мальцев строит на свои средства Георгиевский храм(арх. Бенуа) в Гусь-Хрустальном и храм Димитрия Солунского в с. Березовка по соседству с Полибинской усадьбой.

    Другим интересным местом для экскурсий на карте Данковского района является усадьба Муромцевых в селе Баловнево. Искусствоведы спорят о том, причастны ли к созданию усадебного комплекса такие великие архитекторы, как Баженов и Растрелли.

    Существующий ныне усадебный комплекс в Баловнево сложился в первой четверти XVIII – начале XIX века. Строительство роскошной усадьбы было начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734-1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором. Муромцев захотел создать на своих землях усадьбу, которая по красоте и масштабу не уступала бы царским резиденциям. Дом представлял трехчастную, п-образную в плане композицию. Усадьбу с трех сторон окружали сады. В настоящее время они частично сохранились.Создавать на “неудобьях" редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин помогал А.Т. Болотов, близко знакомый с владельцем и бывавший у него в поместье. Центральная аллея начиналась напротив главного входа у лестницы, пересекала каскад прудов, шла через весь парк и заканчивалась «лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов, высота которых была невероятная..»


    До наших дней в Баловнево также уцелела водонапорная башня, построенная в 1880-е годы в стиле английской готики. Башня была построена для того, чтобы снабжать водой усадебный дом, фонтаны и грот.

    Архитектурной доминантой комплекса в Баловнево является Владимирская церковь, построенная в 1797 году. Проект Владимирского храма относят к творчеству В. И. Баженова, хотя эта версия до сих пор не нашла своего подтверждения. Владимирская церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства. Особенность храма - отсутствие апсиды и трапезная равная по ширине храмовой церкви сходство с постройками Западной Европы. Сходство усиливает наличие двух колоколен.

    Владимирскую церковь можно сопоставить по архитектурному облику с творением В.И. Баженова в усадьбе Татищевых-Кожиных Знаменское, которое располагается на территории села Вешаловка Липецкого района Липецкой области. Архитектура церкви необычна для средней полосы России: она построена в псевдоготическом стиле и напоминает больше храм Западной Европы, чем российский храм. Автор использует совершенно разные стили в архитектуре - традиционное барокко сочетается с псевдоготикой.

    Знаменская церковь -проект молодого архитектора В.И. Баженова, в плане является полной противоположностью Владимирской церкви в Баловнево, однако цветовой облик и наличие некоторых общих архитектурных деталей, а также географическая близость двух памятников архитектуры, создают единое, целостное впечатление.

    Наличие замечательных памятников архитектуры и искусства делает наш край привлекательным для туризма, а спасение архитектурных шедевров , сохранение их для потомков, является насущной задачей общественных и государственных организаций Липецкой области.

    Мы, как художники, постарались запечатлеть памятники усадебной архитектуры во всей их красе. Рисунки, выполненные пастелью, объединили в серию, показав дворец Нечаевых, Владимирскую и Знаменскую церкви в разное время суток и года.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Данковские усадьбы Полибино и Баловнево

    Скачать 293.63 Kb.