• Общая характеристика учебного предмета
  • компетентностного подхода
  • Коммуникативная компетенция
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
  • Культуроведческая компетенция
  • Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов должны знать
  • Планирование основных тем
  • Развитие речи (в часах)
  • Технологии, используемые в обучении
  • Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются
  • Учебно-тематический план 11 класс



  • страница1/18
    Дата20.11.2018
    Размер2.82 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­ вания, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, - Москва, «Просвещение». 2007)

    Общая характеристика учебного предмета

    Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникатив-ного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

    На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

    В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.



    Как и примерная программа для основного общего образования, данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.



    Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

    • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

    • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

    • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

    Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемысли-тельного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе и речевые.

    Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей уча­щихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения преду­сматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

    В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

    • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной а письменной речи);

    • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

    • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).


    Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов

    должны знать:

    – связь языка и истории, культуры русского и других народов;

    – смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

    – основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    – орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

    должны уметь:

    – осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    – анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    – проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    – использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    – извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    – создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

    – применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    – соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные нормы современного русского литературного языка;

    – соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

    – использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

    владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

    использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    – для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    – развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    – увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    – совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    – самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


    10 класс

    Количество часов

    Всего _68__ час; в неделю __2___ час.

    Плановых контрольных уроков: 4 ( 1 к.р. по типу ГИА и 3 к.р. по типу ЕГЭ)

    Планирование составлено на основе _ Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко

    Учебник Русский язык, 10 класс, В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, 2007



    Планирование основных тем



    Содержание

    Кол-во часов

    Кол-во контрольных

    (в часах)

    Развитие речи

    (в часах)

    Общие сведения о языке

    4




    1

    Лексика и фразеология

    11

    2 ГИА

    2+1+1с

    Орфоэпия

    2







    Морфемика, словообразование, орфография

    18

    2 ЕГЭ

    2+1с

    Морфология и орфография

    33

    2 ЕГЭ, 2 ЕГЭ

    1с+1+2с+2с

    Итого

    68

    4 ( 1к.р. по типу ГИА и 3 к.р. по типу ЕГЭ)

    14 (5с)

    Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

    1. Баранова, М. Т. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранова // Программно-методические материалы : Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. -М. : Просвещение, 2009.

    Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

    1. Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.

    2. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма-люшкин. - М. : ТЦ «Сфера», 2009.

    3. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М. : Дрофа, 2008.

    4. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -М. : Вентана-Граф, 2008.

    5. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -М. : Вентана-Граф, 2008.

    1. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -М. : Вентана-Граф, 2008.

    2. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -М. : Вентана-Граф, 2008.

    3. Мазнет, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.

    4. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Ду­наев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб. : САГА ; Азбука-классика, 2008.

    1. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому госу­дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА ; Азбука-классика, 2008.

    2. Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М. : Интеллект-центр, 2009.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо­вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

    1. Русский язык.: электронный репетитор (система обучающих тестов). ' ,

    2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. 2009.

    3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс).

    1. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СБ-КОМ).



    1. Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ин­формационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

    2. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в формате ГИА и ЕГЭ, сочинение в формате части С ЕГЭ, практикумы, тестирование в формате ЕГЭ, словарные диктанты, тематические диктанты

    3. Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.











































    4. Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и учебника «Русский язык. 10-11 классы». (Авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. М., Просвещение, 2007 г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

    5. 11 класс

    6. Количество часов- 68; в неделю- 2ч

    7. Плановых контрольных уроков: 3 ( по типу ЕГЭ); р.р.- 10

    8. Учебно-тематический план 11 класс





      1. Содержание

      1. Количество часов

      1. 1.

      1. Введение

      1. 1

      1. 2.

      1. Повторение материала по орфографии.

      1. 3

      1. 3.

      1. Синтаксис. Пунктуация.

      1. 2

      1. 4.

      1. Словосочетание.

      1. 2

      1. 5.

      1. Предложение.

      1. 6

      1. 6.

      1. Второстепенные члены предложения

      1. 7

      1. 7.

      1. Предложения с однородными членами.

      1. 4

      1. 8.

      1. Односоставные предложения.

      1. 5

      1. 9.

      1. Вводные слова и предложения.

      1. 4

      1. 10.

      1. Обращение. Способы передачи чужой речи.

      1. 5

      1. 11.

      1. Сложное предложение.

      1. 25

      1. 12.

      1. Культура речи.

      1. 4

      1. 13.

      1. Итого

      1. 68
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­ вания, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений