• Непосредственно-образовательная деятельность по направлению
  • Возрастная группа
  • Воспитательные
  • Форма организации
  • ХОД НОД Воспитатель
  • Воспитатель
  • Дети
  • Ребенок
  • Выставка работ детей Дети становятся в один ряд с тарелками в руках. Тетушка Патимат хвалит детей Тетушка Патимат



  • Дата19.11.2017
    Размер58.2 Kb.
    ТипКонспект

    «Декоративная роспись -балхарская керамика»




    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад №12 «Пчёлка»

    КОНСПЕКТ НОД

    по художественно-эстетическому направлению (реализация регионального компонента)

    проведенного с детьми старшей группы

    МКДОУ ЦРР д\с №12 «Пчёлка»

    на тему:

    «Декоративная роспись -Балхарская керамика»


    Ответственный

    воспитатель – Бектемирова Б.А.


    г. Избербаш

    2016г.
    Непосредственно-образовательная деятельность по направлению: Художественно-эстетическое развитие

    Тема: «Декоративная роспись в старшей группе - Балхарская керамика»

    Возрастная группа : Старшая

    Цель: Углубленное знакомство с балхарской глиняной керамикой. Роспись тарелки.

    Задачи:

    Образовательные: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок). Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.

    Развивающие: Развивать чувство красоты предмета, его узоров. Пополнить словарный запас детей. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслом Дагестана. Формирование художественно-практических умений и навыков. Развитие чувства композиции, творческих способностей детей. Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.

    Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к изделиям народно-прикладного искусства Дагестана. Воспитывать чувства любви к родному краю.

    Предварительная работа: Беседа, рисование узоров балхарской росписи. Посещение музея детского сада. Отгадывание загадок. Знакомство с дагестанскими народными промыслами. Лепка глиняной тарелки. Изготовление папье-маше.

    Оборудование: ИКТ – проектор, экран. Презентация: «Балхарская керамика». Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды. Кукла Патимат в национальном костюме (лакский).

    Дагестанская музыка на народных инструментах (флешка).

    Расставлены столы в два ряда, стулья по бокам и один по центру, руль для водителя.

    Форма организации: групповая

    Словарная работа: журлак, кунта, ангоб, зоомарфный.

    Организационный момент

    (дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стулья)




    ХОД НОД

    Воспитатель: Дети, в какой стране мы живём?

    Дети: Дагестан!

    Воспитатель: А в каком городе?

    Дети: Избербаш.

    Воспитатель: Молодцы, ребята.

    Внимание на экран. (показ ролика Дагестан)

    Воспитатель: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?

    Дети: Кубачинское ювелирное мастерство

    - Унцукульская серебряная насечка по дереву

    - Табасаранскик ковры

    - Балхарские глиняная посуда



    Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной.

    Дети занимают места в автобусе.

    Звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»

    и показывается ролик «Дагестан - горы»)

    Воспитатель: Вот мы и прибыли в селение Балхар. Дети выходят из автобуса.

    А вот и тетушка Патимат нас встречает.



    Дети: Здравствуйте!

    Тетушка Патимат: Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали. Садитесь гости дорогие. А вы знаете чем занимаются народные умельцы нашего села?

    Дети: Керамикой.

    Тетушка Патимат: Хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.

    Дети: Да!

    Тетушка Патимат: Жил-был в нашем ауле человек по имени Калкуги. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. И задумал Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! – вспомнил он – вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ).

    Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкуги круг – «журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ), натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «Урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся с мешком зерна и сушеной бараньей тушей – так ему за посуду заплатили. Вот с этого всё и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.



    Воспитатель: Тетушка Патимат, мы слышали, что к вам в село едут гости со всего мира.

    Тетушка Патимат: Да, действительно в селение Балхар едут гости со всего мира. Они хотят узнать чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастера. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелках, а времени очень мало осталось и я не успею их расписать. Хорошо, что вы приехали. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас нужна ваша помощь. Вы мне поможете?

    Воспитатель: Поможем ребята?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тетушка Патимат, наши дети многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?

    Ребенок: Ангоб.

    Воспитатель: А мы вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

    Ребенок: Игрушки – свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.

    Воспитатель: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

    Ребенок: Растительный, геометрический, зооморозный, а так же линия, штрих и пятно.

    Воспитатель: Какие линии используются в балхарской росписи.

    Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, звёздочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

    Воспитатель: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.

    ФИЗМИНУТКА

    Воспитатель: Читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события (на мотив лезгинки).

    В Дагестане есть гора

    Очень-очень высока

    Под горой течет река

    И бурлива, и шумна

    Мы по мостику пройдем –

    Речку эту перейдем.

    Тетушка Патимат: Прошу вас, проходите в нашу мастерскую.

    (Тетушка Патимат показывает посуду из глины – дети рассматривают)

    Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелках, я использовала волнистые линии, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята занимайте свои рабочие места! (Дети садятся на рабочие места, одевают фартуки).



    Воспитатель: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

    (Показываю детям ход работы)

    Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку. Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с подсказкой воспитателя.



    (По ходу занятия, воспитатель подбадривает детей, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся)

    Выставка работ детей

    Дети становятся в один ряд с тарелками в руках.

    Тетушка Патимат хвалит детей

    Тетушка Патимат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду.

    До свиданья, ребята, приезжайте ещё в гости к нам!



    (Прощается с детьми и уходит)

    Воспитатель: Ребята, нам пора обратно возвращаться в детский сад. Садимся в наш автобус. (Дети садятся в автобус)

    Итог:

    Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. В каком селении мы побывали? Для чего мы ездили в селение Балхар?

    (Дети обобщают знания, полученные на занятии)

    Воспитатель: Всем большое спасибо, вы были все молродцы.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Декоративная роспись -балхарская керамика»