• Пояснительная записка. Актуальность программы
  • Отличительными особенностями программы
  • Сроки и этапы реализации программы
  • Формы и режим занятий по программе
  • Организация образовательного процесса.
  • Формы и методы
  • Период
  • Цели и задачи
  • Формы контроля и подведения итогов реализации программы
  • Учебно-тематический план 1 год обучения.
  • Календарно-учебный график 1 года обучения



  • страница1/5
    Дата11.07.2018
    Размер1.04 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Департамент образования и науки администрации


      1   2   3   4   5

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

    учреждение «Плесецкая средняя школа» филиал

    дополнительного образования «Районный центр

    дополнительного образования».

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ

    «Плесецкая средняя школа»

    _____________А.М. Никулина .

    «____»________________2016 год

    Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа

    «Художественная обработка бересты».

    Возрастной диапазон начала освоения : 8-10лет

    Продолжительность реализации: 3 года.

    Шеметов Сергей Леонидович

    Педагог дополнительного образования

    Высшей квалификационной категории.

    Плесецк 2016 год.


    Содержание.



    1. Пояснительная записка …………………… 3 стр.

      1. Актуальность программы.

      2. Отличительные особенности программы………4 стр.

      3. Формы и режим занятий по программе. …...5 стр.

      4. Организация образовательного процесса ……7 стр.

    2. Учебный план …………….………..8 стр.

    3. Учебно-тематический план 1 год обучения …….9 стр.

    4. Календарный учебный график ……………………..10 стр.

    5. Содержание изучаемой программы ……………….. 12 стр.

    6. Учебно-тематический план 2 год обучения …….18 стр.

    7. Календарный учебный график …………………….19 стр.

    8. Содержание изучаемой программы ……………….. 21 стр.

    9. Учебно-тематический план 3 год обучения …….26 стр.

    10. Календарный учебный график ………………27 стр.

    11. Содержание изучаемой программы …………..29 стр.

    12. Условия реализации программы ……………31 стр.

    13. Оценочный блок …………….31 стр.

      1. Стандарт образовательного процесса ………..32 стр.

      2. Материально-техническая база ………..33 стр.

    14. Методическое обеспечение дополнительной

    образовательной программы ……………………… 33 стр.

    1. Список литературы ………………34 стр.




    1. Пояснительная записка.



      1. Актуальность программы:

    Модернизация системы образования предполагает определенные требования к педагогу в нормативных правовых актах, определяющих содержание программы:

     Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

     Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

     Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

     дополнительные общеобразовательные программы - (ФЗ-273, гл. 2, ст. 12, п. 4),

     деление на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (ФЗ-273, гл. 10, ст. 75, п. 2).

    Современное общество, определяет стремительное развитие научных и технических разработок основанных на инновационной деятельности и внедрении нано технологий. Всеобъемлющая глобализация человечества стирает традиционные ценности и уклад жизни. На фоне социальных проблем и на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги, возникает социальный заказ на создание такого образовательного процесса, который подготовил бы ребёнка к общению с окружающим миром, развил знания, умения и навыки, опирающиеся на общепризнанные ценности. В традиционном укладе жизни человека всегда присутствовали гармоничные отношения с природой, стремление к прекрасному через творческую самореализацию. Народное творчество, устный фольклор и ремёсла есть не отъемлющая часть нашей национальной самобытности, сохранение, изучение и внедрение в дополнительный общеобразовательный процесс лучших ее элементов, позволит сгладить резкие перемены в обществе.

    Данная программа рассчитана для педагогов дополнительного образования и содержит теоретические знания о бересте, её свойствах, видах методик применения и традиционных способах обработки, а также даёт ряд практических разработок, позволяющих использовать данный метод обучения в отдельно взятом регионе.

    Цель программы: приобщение детей и юношества к истокам традиционной культуры, как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде.

    Задачи:

    - воспитание чувства национального самопознания, национальной гордости, патриотизма:

    - формирование художественно- творческой активности.

    - формирование трудовых и технологических умений и навыков:

    - нравственно-эстетическое воспитание школьников:

    - профессиональное ориентирование.


      1. Отличительными особенностями программы:

    являются принципы построения образовательного процесса, направленные на формирование основ менталитета:

    - целостности в восприятии школьниками родной культуры;

    - актуализации в процессе познания региональных культурных ценностей;

    - включение детей в активную творческую деятельность;

    - сочетание индивидуальных и общечеловеческих ценностей в содержании образования и воспитания;

    - преемственность;

    - доступности;

    - системности;

    - коллективности.

    Сроки и этапы реализации программы: - рассчитана на обучение детей с 8-10 летнего возраста в течении 3-х лет. Наполняемость каждой группы 12-15 человек, предусматривается разбивать количество на подгруппы 6-7 человек.

    Программа рассчитана на 216 учебных часов в год. Учащиеся работают 3 (три) раза в неделю в мастерской, продолжительность одного занятия 2 (два) академических часа с двумя 10 минутными перерывами.


      1. Формы и режим занятий по программе:

    составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала. В то же время программой предусмотрены экскурсии в краеведческий музей, на природу, встречи с народными мастерами, что позволяет, глубоко осваивая исторический материал, создавать и разнообразить предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, сохраняя архаичную, чисто народную основу. Большое значение имеет обсуждение выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для разработки новых изделий. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приёмов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Плетение из бересты требует серьёзных знаний и умений в обращении с инструментами и приспособлениями.

    Одновременно с этим оно предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения обучения и давали представления о традиционных видах плетения и характерных изделиях.

    Для успешной реализации данной программы наличие учебной базы имеет большое значение, поэтому занятия должны проходить в помещении соответствующим требованиям пожарным и санитарным нормам. Рабочие места должны быть оснащены необходимым материалом, оборудованием и инструментами. При необходимости некоторые инструменты и приспособления учащиеся изготавливают под руководством педагога.

    История развития ремесла тесно связана с обычаями людей, населяющих ту или иную местность. В связи с этим в программу введены темы по «Истории народной культуры».




      1. Организация образовательного процесса.




    Период обучения

    1-й год обучения 8-10 лет

    Цели и задачи

    обучения

    - приобщение к северным ремеслам;

    -дать представление о широких возможностях бересты, правилах заготовки и хранения;

    - воспитание бережного отношения к природе;

    - изучить историю культуры в местах зарождения промысла;

    - первоначальные навыки в изготовлении инструментов;

    - навыки изготовления простых изделий из бересты в технике

    косого плетения.


    Содержание

    - история северных народных ремесел (бытование и развитие плетения из бересты как ремесла);

    - способы заготовки бересты;

    - освоение приемов плетения из бересты;

    - освоение технологии изготовления инструментов для работы с берестой.

    Формы и методы

    работы

    - беседы;

    - практические занятия;

    - экскурсии на выставки и предприятия народных промыслов;

    - работа с образцами изделий;

    - работа с литературой.

    Результат

    - умение выполнять изделие по образцу;

    - знание истории бытования и развития берестяного промысла;

    - знания и умения приемов заготовки и хранения бересты;

    - знания о необходимости бережного отношения к природе;

    - выполнение аттестационных работ.


    Период обучения

    2-й год обучения 10-12 лет

    Цели и задачи

    обучения

    - изучение истории народной культуры;

    - практическое овладение способами заготовки и хранения бересты;

    - овладение новыми и закрепление полученных навыков при изготовлении изделий способом косого плетения;

    - овладение техникой наборного плетения.

    Содержание

    - курс "История народной культуры"

    - виды заготовки сырья, правила техники безопасности при заготовке;

    - совершенствование в технике косого плетения;

    - освоение техники наборного плетения.

    Формы и методы

    работы

    - практические занятия с показом приемов работы;

    - работа в фондах музеев с первоисточниками;

    - сбор этнографического материала;

    - выезд на заготовку бересты;

    - практические занятия по закладке сырья на хранение;

    - участие в выставках, ярмарках, конкурсах.


    Результат

    - знание традиционного крестьянского быта;

    - умение выполнять сложные виды косого и наборного плетения;

    - знания правил поведения в лесу;

    - практические навыки заготовки бересты;

    - выполнение аттестационных работ.

    Период обучения

    3-й год обучения 13-16 лет


    Цели и задачи

    обучения

    - овладение приемами работы с пластовой берестой;

    - развитие творческих способностей;

    - дать основы предпринимательской деятельности.

    Содержание

    - раскрой и разметка материала по шаблону;

    - освоение техники декоративной отделки пластовых изделий из бересты;

    - основы предпринимательской деятельности.

    Формы и методы

    работы

    - практические занятия с наглядным показом приемов работы;

    - работа в фондах музеев с первоисточниками;

    - встречи с народными мастерами;

    - посещение выставок, участие в ярмарках, конкурсах;

    - беседы.

    Результат

    - знание технологии изготовления пластовых изделий;

    - умение самостоятельно изготовлять пластовые изделия из бересты;

    - знание основ народной педагогики;

    - практические навыки в предпринимательской деятельности;

    - защита работ.

    Реализация программы позволит создать условия для успешной социализации детей средствами народного ремесла, их трудовой адаптации, поспособствует всестороннему развитию личности и более глубокому познанию мира, расширяет возможности для проявления творческих способностей и самовыражения каждого учащегося, утверждения его как личности в коллективе сверстников.



    Формы контроля и подведения итогов реализации программы:

    Итогом работы за каждый год обучения является участие учащихся в выставках городского, регионального, межрегионального и российского значения, а также в ярмарках, фестивалях; проводятся аттестации на защиту званий «Подмастерье», Мастеровой», «Мастер».




    1. Учебный план



    п/п

    Год обучения


    Количество часов



    Формы

    аттестации

    (контроля)


    Всего

    Теория

    Практика

    1

    1 год обучения

    216

    34

    182

    подмастерье

    2

    2 год обучения

    216

    38

    178

    мастеровой

    3

    3 год обучения

    216

    22

    194

    мастер



    1. Учебно-тематический план 1 год обучения.

      п.п.

      Наименование темы


      Теория

      Часы


      Прак.

      часы


      Всего

      Часы




      Организационное занятие, организация рабочего места Т. Б. и противопожарные мероприятия.

      2

      ----

      2



      Инструменты и приспособления и их назначение.

      2

      ---

      2



      Плетение из бумаги:




      76

      76

      нарезание полосок




      2




      закладка сборная




      4




      закладка, плетенная из 4 полосок.




      4




      закладка плетенная «сложная»




      4




      оберег на голову




      4




      открытка с элементами плетения




      4




      сборка коврика 10х10




      2




      плетение углов




      2




      плетение края, проплёт.




      2




      солонка 3 x 3




      6




      солонка 3 x 4




      6




      солонка 4 x 4




      6




      сухарница 5х5




      6




      Солонка с горлышком 2х2х3.




      8




      Солонка с горлышком 4х4х4.




      8




      фляжка 1х3х3




      8






      Рассказ о мастерах « Великий народ великие традиции»

      2

      ---

      2



      Подготовка бересты к плетению, плетение из бересты.

      2

      90

      92

      нарезание полосок




      2




      сборка коврика 10х10




      2




      плетение углов




      2




      плетение края, проплёт.




      2




      плетение закладки, оберега,




      6




      плетение мяча.




      4




      солонка 3 x 3




      6




      солонка 3 x 4




      6




      солонка 4 x 4




      6




      сухарница 5х5




      6




      фляжка 1х3х3




      6




      Солонка с горлышком 2х2х3.




      6




      Солонка с горлышком 4х4х4.




      8




      солонка 4х4х3 (прямое плетение)




      8




      полотуха (пластовая обработка)




      10




      шаркунок




      10






      Заготовка бересты и техника безопасности .

      2

      ----

      2



      Обработка и хранение бересты.

      2

      16

      18



      Участие в выставках, ярмарках, конкурсах.

      6

      ---

      6



      Работа в музеях.

      12

      ---

      12



      Аттестация учащихся.

      2

      ---

      2



      Итоговое занятие.

      2

      ----

      2




      Итого

      34

      182

      216

    2. Календарно-учебный график 1 года обучения




    п/п


    Месяц

    Число

    Форма

    занятия


    Кол-тво

    часов


    Тема

    занятия


    Место

    проведения



    Форма

    контроля


    1

    Сентябрь





    Экскурсия,

    рассказ


    беседа,

    инструкция


    2


    Организационное занятие, организация рабочего

    места Т. Б. и противопо-

    жарные мероприятия.

    Студия


    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»


    Опрос на

    правильное

    знание ТБ





    Теория,

    рассказ,

    показ

    видео.


    2

    Инструменты и приспосо-

    бления и их назначение.



    Опрос на

    правильное

    знание назна-

    чения инстру-

    мента.




    Практичес-

    кие занятия

    с наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    2

    нарезание полосок

    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ





    4

    закладка сборная







    4

    закладка, плетенная из 4 полосок.







    4

    закладка плетенная «сложная»







    4

    оберег на голову







    4

    открытка с элементами плетения




    2


    октябрь




    Практичес-

    кие занятия

    с наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    2

    сборка коврика 10х10

    Студия


    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»


    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ





    2

    плетение углов




    2

    плетение края, проплёт.




    6

    солонка 3 x 3










    6

    солонка 3 x 4










    6

    солонка 4 x 4










    2

    сухарница 5х5

    3


    Ноябрь





    Практичес-

    кие занятия

    с наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    4

    сухарница 5х5

    Студия

    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»


    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ








    8

    Солонка с горлышком 2х2х3.













    8

    Солонка с горлышком 4х4х4.













    6

    фляжка 1х3х3







    п/п


    Месяц

    Число

    Форма

    занятия


    Кол-тво

    часов


    Тема

    занятия


    Место

    проведения



    Форма

    контроля


    4

    Декабрь








    2

    фляжка 1х3х3

    Студия


    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»








    Теория, рас-

    сказ, показ

    видео.


    2

    Рассказ о мастерах

    « Великий народ, великие

    традиции».


    Опрос на

    правильное

    знание пред-

    мета изучения.






    Теория, рас-

    сказ, видео.

    показ

    2


    Подготовка бересты к

    плетению, плетение из

    бересты.




    Практичес-

    кие занятия с

    наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    2

    нарезание полосок

    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ






    2

    сборка коврика 10х10




    2

    плетение углов




    2

    плетение края, проплёт.



    6


    плетение закладки, оберега,










    4

    плетение мяча.







    2

    солонка 3 x 3

    5

    Январь



    Практичес-

    кие занятия с

    наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    4

    солонка 3 x 3

    Студия


    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»


    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.

    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ







    6

    солонка 3 x 4










    6

    солонка 4 x 4











    2

    сухарница 5х5

    6

    Февраль



    Практичес-

    кие занятия с

    наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    4

    сухарница 5х5

    Студия

    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»



    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ







    6

    фляжка 1х3х3










    6

    Солонка с горлышком 2х2х3.










    8

    Солонка с горлышком 4х4х4.













    7

    Март





    Практичес-

    кие занятия с

    наглядным

    показом

    приемов

    работы;

    8

    солонка 4х4х3 (прямое плетение)



    Студия

    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»


    Проверяется

    прочность и

    качество изго-

    товления

    изделия.


    Анализ само-

    стоятельных

    творческих

    работ














    10

    полотуха (пластовая обработка)

















    6

    шаркунок










    п/п


    Месяц

    Число

    Форма

    занятия


    Кол-тво

    часов


    Тема

    занятия


    Место

    проведения



    Форма

    контроля


    8


    Апрель









    4

    шаркунок

    Студия


    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»

    Опрос на


    правильное

    знание пред-

    мета изучения.








    Теория,

    рассказ,

    показ

    видео.


    2

    Заготовка бересты и тех-

    ника безопасности .






    2

    Обработка и хранение

    бересты.




    Практичес-

    кие занятия

    с наглядным

    показом

    приемов

    работы;


    16


    Обработка и хранение бересты.



    Проверяется

    знание прие-

    мов заготовки

    материала,

    способов хра-

    нения.





























    2

    Участие в выставках, ярмарках, конкурсах.






    9

    Май








    4

    Участие в выставках, ярмарках, конкурсах.




    Подтвержде-

    ние учащи-

    мися знаний, теоретичес-

    ких и практи-

    ческих навы-

    ков по всему

    курсу образо

    вательной

    программы.








    работа в

    фондах

    музеев с



    первоисто-

    чниками;


    12

    Работа в музеях.

    Школьный


    краеведчес-

    кий музей
























    2

    Аттестация учащихся.

    Студия

    «Кудесник»

    Мастерская

    «БереСтудия»









    2

    Итоговое занятие.


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Департамент образования и науки администрации