• «ДЕРЕВЯННЫЕ КРУЖЕВА КРАЯ УТРЕННЕЙ ЗАРИ»
  • Щедрова Диана Геннадьевна
  • Мельникова Наталья Николаевна с. Мари-Билямор, 2016 год. Тип работы: Исследовательская работа Номинация: «Традиционная культура»
  • Название проекта: «Деревянные кружева края утренней зари» Наименование организации
  • Авторы проекта: Волкова Дарья, Скобелева Анастасия, Щедрова Диана. Руководитель проекта
  • Контактные телефоны: 8 (83634) 9-61-74 Адрес электронной почты
  • Предмет исследования
  • Цель проекта
  • 2.2. Этапы работы над проектом
  • 3. Основная часть Марийская народная резьба по дереву.
  • 3.2. Виды резьбы, встречающиеся в нашем крае.
  • О чем могут рассказать «деревянные кружева»



  • страница1/5
    Дата14.10.2017
    Размер0.55 Mb.
    ТипИсследовательская работа

    Деревянные кружева края утренней зари


      1   2   3   4   5

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа

    им. Н. П. Венценосцева»

    МО «Мари-Турекский муниципальный район»

    Министерства образования и науки Республики Марий Эл

    Исследовательский проект




    «ДЕРЕВЯННЫЕ КРУЖЕВА

    КРАЯ УТРЕННЕЙ ЗАРИ»

    Выполнили:


    Волкова Дарья Александровна,

    Скобелева Анастасия Александровна

    Щедрова Диана Геннадьевна

    ученицы 8 класса


    Руководитель:
    учитель изобразительного искусства

    МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева»



    Мельникова Наталья Николаевна

    с. Мари-Билямор, 2016 год.

    Тип работы: Исследовательская работа

    Номинация: «Традиционная культура»



    Содержание


    1.

    Паспорт проекта

    стр. 3

    2.

    Введение

    стр. 5

    2.1 Цели и задачи проекта

    стр. 6

    2.2 Этапы работы над проектом

    стр. 7

    3.

    Основная часть




    3.1 Марийская народная резьба по дереву

    стр. 8

    3.2 Виды резьбы, используемой в нашей местности

    стр. 10

    3.3 О чем могут рассказать «деревянные кружева»

    стр. 12

      1. В их руках оживает дерево.

    стр. 16

    3.5. Есть ли будущее у деревянного кружева?

    стр. 28

    4.

    Выводы

    стр. 29

    5.

    Литература

    стр. 30

    6.

    Приложения

    стр. 31












    Название проекта:

    «Деревянные кружева края утренней зари»


    Наименование организации:

    МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева»


    Адрес организации:

    425511 РМЭ, Мари-Турекский район, с. Мари-Билямор, ул. Комсомольская, д.16.


    Авторы проекта:

    Волкова Дарья, Скобелева Анастасия,

    Щедрова Диана.




    Руководитель проекта:

    Мельникова Наталья Николаевна – учитель изобразительного искусства.


    Контактные телефоны:

    8 (83634) 9-61-74


    Адрес электронной почты:

    mbsk76@mail.ru


    Аннотация проекта:

    Актуальность проекта обусловлена приближающимся 500-летием села Мари-Билямор. Проект познакомит с кружевным декором разных населенных пунктов нашей местности, со значением символов и знаков, искусно вырезанных в деревянных кружевах, расскажет о местных мастерах-умельцах.

    Рассказы из уст односельчан и об односельчанах вызовут интерес подрастающего поколения к истории родного края, помогут воспитать чувство гордости и уважения к своим предкам.

    Работа может быть использована в рамках подготовки к юбилею.


    География проекта:

    с. Мари-Билямор. д. Ашлань-Билямор, д. Сенда,








    2. Введение:
    Край мой утренней зари, мой красивый, красочный,

    Ты один такой в России, будто терем сказочный,

    Весь в резьбе, как в паутине птиц на ставни выпустил.

    На певучей берестинке тебя мастер высвестил.

    Из травинок, из росинок на досуге сотворил

    И в счастливый час России это чудо подарил…
    Тема нашего проекта «Деревянные кружева края утренней зари» выбрана нами не случайно. На уроке изобразительного искусства мы изучали тему «Единство форм, конструкций и декора в народном жилище», нашему вниманию было представлено много деревянных домов, украшенных резьбой, красивыми наличниками. На слайдах презентации, которую нам показывал учитель, мы увидели фотографии домов из разных регионов России, среди них оказались фотографии домов с. Мари-Билямор.

    Живя в сельской местности, проходя каждый день по улицам своей родной деревни и села, мы не обращали особого внимания на декоративные элементы домов, на то, какая удивительная красота окружает нас. После экскурсии по родному селу мы решили глубже познакомиться с деревянным зодчеством.

    Каким же талантом, мастерством и вкусом обладают наши местные мастера, создавшие такой декор из обыкновенного куска дерева. Нам захотелось познакомиться с ними, узнать, как и когда были созданы резные кружева, сравнить кружевной декор разных населенных пунктов нашей местности, работы разных мастеров, поделиться собранным материалом со своими друзьями, чтобы они гордились своим родным селом, своей деревней и уважали мастерство наших предков. А ещё захотелось узнать, что обозначают незамысловатые фигурки животных или птиц, непонятные знаки, искусно вырезанные в деревянных кружевах.

    Актуальность проекта обусловлена приближающимся 500-летием села Мари-Билямор. Работа может быть использована в рамках подготовки к юбилею. Рассказы из уст односельчан и об односельчанах вызовут интерес подрастающего поколения к истории родного края, помогут воспитать чувство гордости и уважения к своим предкам.


    2.1. Итак, проблемный вопрос: одинаковы ли мотивы резных узоров разных населенных пунктов нашей местности и что означают символы в резных элементах, украшающих дома.

    Предмет исследования: резной деревянный декор домов с. Мари-Билямор, д. Ашлань-Билямор, д. Сенда.

    Гипотеза исследования: в разных населенных пунктах мотивы разные, так как выполнены разными мастерами, а смысл изображенных символов давно утерян и непонятен.
    Цель проекта: исследование и изучение сохранившейся домовой резьбы с. Мари-Билямор, д. Ашлань-Билямор, д. Сенда.
    Задачи проекта:

    1. Окунуться в истоки народного творчества, научиться «читать» язык деревянного зодчества, сравнить резьбу разных населенных пунктов, выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать их».

    2. Познакомиться с мастерами деревянного зодчества своего края.

    3. Заинтересовать своим проектом учащихся школы для дальнейшего исследования жизни нашего края. С целью возрождения и сохранения культурных ценностей, накопленных нашими предками.

    4. Представить собранный материал в презентации и видеофильма для ознакомления всех желающих с особенностями кружевных узоров нашего края утренней зари.


    2.2. Этапы работы над проектом:


    1. Выбор темы и уточнение названия.

    2. Составление плана исследовательского проекта.

    3. Подбор, анализ и обзор литературы, материалов сети интернет о характерных особенностях марийской народной резьбы по дереву.

    4. Изучение альбомов школьного музея «Наследие», подбор фотографий, относящихся к теме проекта, поиск фотоматериала у старожилов с. Мари-Билямор, д. Ашлань-Билямор. д. Сенда.

    5. Экскурсия по населенным пунктам с целью поиска наиболее интересных деревянных кружев, фотографирование.

    6. Беседа с хозяевами домов, с целью поиска информации о мастерах-резчиках деревянных кружев.

    7. Поиск информации о значении символики, использованной в декоре домов.

    8. Сопоставление и анализ деревянного декора разных населенных пунктов с. Мари-Билямор, д. Ашлань-Билямор. д. Сенда.

    9. Анкетирование учащихся школы.

    10. Обобщение полученной информации, написание и редактирование письменной части проекта.

    11. Создание презентации проекта «Деревянные кружева края утренней зари», подготовка видеоролика к юбилею села «Село мое родное».

    12. Защита проекта.


    3. Основная часть


      1. Марийская народная резьба по дереву.

    Резьба по дереву – один из наиболее распространенных видов народного художественного творчества марийцев. Это искусство, которое было тесно связано с бытом, с желанием украшать жилище, предметы домашнего и хозяйственного обихода, с самой жизнью марийского народа и его мировоззрением.

    Благоприятные условия края (обилие лесных массивов) сами по себе способствовали широкому использованию дерева для строительства жилища и изготовления бытовых предметов. Дерево обладает богатыми природными свойствами, оно легкодоступно, податливо и просто в обработке.

    Традиция украшать на Руси свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак обладал магической силой и нес огромное смысловое значение.

    Однако, из книги Г. И. Соловьевой «Марийская народная резьба по дереву» мы узнали, что архитектурная резьба у марийцев не имеет давних традиций. Она, как декоративное убранство народного жилища получила массовое распространение начиная с 70-х годов XIX столетия. В это время вместо «курных изб» («шем пӧрт») под непосредственным влиянием русской культуры стали строиться белые избы с окнами, фасадом на главную улицу.

    Резные украшения, независимо от степени их применения, были характерны для каждого жилища. Главное внимание уделялось декору наличников, фронтону и фасаду избы, которые украшались дощатыми карнизами. Остальные части постройки резьбой покрывались редко.¹
    ______________________________________________

    ¹ Г. И. Соловьева. Марийская народная резьба по дереву. Изд-е второе (переработанное). Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство,1989. С.11.элементом Распространенную резьбу в декоре марийского народного жилища можно выделить на несколько групп:

    плосковыемчатая (углубленная),

    рельефная (глухая резьба),

    пропильная (ажурная, сквозная на проем),

    накладная,

    скульптурная (приложение № 1)


    Для плосковыемчатой резьбы характерно то, что основу рисунка составляет плоский невысокий рельеф, который обычно выступает над несколько углубленным фоном при одинаковой высоте. Рисунок геометрический, образованный из всевозможных комбинаций геометрических мотивов: однородных треугольников, кругов, кружков, квадратов, ромбов, прямоугольников и многоугольников. Основным элементом марийского геометрического орнамента в резьбе является трехгранная выемка. Наносилась эта резьба при помощи прямых полукруглых стамесок на стойки ворот. Наличники окон, карнизы и дощатые фризы. Такая резьба в прошлом столетии была самой распространенной формой декоративного убранства. Она несложна и проста в исполнении, разнообразна по своим приемам.

    Рельефная (глухая резьба) – резьба, выполненная с высоким рельефным узором, которая практически исключает наличие плоских поверхностей. Основными мотивами такой резьбы являлись «бегущие» мотивы из волнистых стеблей и пышных листьев, цветов, плодов, завитки, гроздья винограда. Такими резными узорами обычно украшали дощатый фриз и стойки ворот, применялась она и в декоре наличников.

    Пропильная (ажурная) выполняется специальной пилой-лобзиком. Это резьба с прорезью, в которой убирается фон и остаются прорези. Такую резьбу часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Использовались чаще всего узоры в виде растительных побегов из сложных завитков, которые обычно преобладали над геометрическими мотивами, хотя элементы геометрического орнамента присутствовали почти всегда. Данной резьбой оформляются наличники, карнизы, причелины. Проходя мимо такого дома, невозможно «сглазить» их хозяев.

    Особенностью накладной резьбы является то, что резные элементы выполняют отдельно, а затем накладывают на украшаемую поверхность. Рисунок может быть самым разнообразным – от геометрических форм до растительных узоров и мотивов зооморфного происхождения. Широкое распространение в ней имеют мотивы марийского орнамента.



    Скульптурная резьба предполагает изготовление из заготовки (обычно это ствол дерева) объемной, просматриваемой со всех сторон скульптуры. Примером тому служит изображение головы и верхней части туловища коня или птицы (см. Приложение № 1).

    3.2. Виды резьбы, встречающиеся в нашем крае.

    Не познавшая сказочный мрамор,

    От бетонных столиц вдалеке,

    Моя родина – Мари-Билямор

    На Уржумке, на синей реке.

    Здесь истоки мои и начала,



    Полной мерою - радость и грусть...

    От младенческой люльки-причала

    До понятия главного - Русь.

    С. Фоминых.

    Совершив экскурсию по селу Мари-Билямор, деревне Ашлан-Билямор, деревне Сенда, мы пришли к выводу, что традиция украшать свои дома резным декором пришла не сразу. Если рассмотреть фотографии 20-30-х годов 20 века, можно сделать вывод, что особого декора в домах не использовали. (Приложение №2).Декоративные элементы появились в 40-50-х годах 20 столетия. Чаще всего встречается пропильная ажурная накладная резьба, которая стала популярной в нашем крае в 1980-2000-х годах. В 50-70-е годы резчики чаще всего выполняли накладную резьбу. Пропильная резьба в декоре домов в нашей местности встречается очень редко. Ее примером может служить декорированная часть ворот хозяйства Плотникова П. И. Данным видом резьбы увлекался его старший сын Александр. (Приложение № 3) Мастером скульптурной резьбы в нашего края является Юрий Иванович Малинов. (Приложение № 7)

    Подразделение на подвиды домовой резьбы хотя и существует, тем не менее нигде не встретится использование только одного отдельного подвида. Так как при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Узоры переходят с чистой доски в геометрическое построение, а затем переливаются плавно в богатое убранство кружевных узоров. Одна техника сменяет другую, переплетается в разные сюжеты, выдержанные в едином стиле и несут смысловую нагрузку – вот он – настоящий домовой декор, настоящая домовая резьба!

    Чаще всего резьбой в нашем крае оформляли наличники и это не случайно, ведь наличник на окне – словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом неповторимым, не похожим на другие. В каком бы состоянии не находился дом, за наличниками его хозяин следит в первую очередь.

    Наличники служили для защиты окна от сквозняков и теплопотерь, а украшения, которые мастера вырезали на доске, говорят о том, что наличник служил защитой от нечистой силы, сглаза и прочих нехороших вещей. Рассматривая фотографии современных резных наличников, декоративных элементов домов, удивляешься их многообразию. И как не вспомнить слова поэта Надежды Бурановой:

    Я уйду в кружева деревянных «оков»,

    Откажусь от бетонной «свободы».

    Заберусь в эти книги ушедших веков,

    Где историй – на долгие годы.

    Сквозь прозрачную вязь постаревших страниц,

    Словно в кущах небесного сада,

    Я увижу волшебных, диковинных птиц, ожерелья цветов.

    И отрада прибежит в мое сердце веселой волной

    От веселой светелки и фриза.

    Будут солнце и звезды сиять надо мной,

    Над ажуром резного карниза.


      1. О чем могут рассказать «деревянные кружева»?

    Язык деревянного зодчества – это письмо, только вместо бумаги применяется дерево, а чернила заменяются инструментами. В древности «писать» значило «изображать, украшать». В украшении дома использовались не только геометрические узоры, но и символы, которые служили оберегом: солярные знаки, животные, птицы, сказочные существа. Этот язык очень сложен и неоднозначен. Одни символы являются прямым обращением к богам, силам природы, другие служат оберегами от темных сил. Иногда о их значении мастера сами и не подозревали. Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы, да реставраторы, археологи и художники. Попробуем и мы узнать немного о символах на резных кружевах.

    Каждый символ, знак и узор деревянного кружева несет свой смысл и энергетику. Наши предки с помощью них символически выстраивали целую вселенную - как они ее видели. Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков. Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы с. Мари-Билямор. д. Ашлань-Билямор и д. Сенда, в ней можно выделить отдельные повторяющиеся образы и условно разделить их на группы:

    - солярные символы (символы солнышка);


    - символы – обереги; или животные (встречаются реже)

    - символы воды;


    - символы земли
    - символы-пожелания

    - символы, передающие информацию о хозяевах.

    Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их называли еще «солярными». Они обязательно присутствуют в том или ином виде. Нередко повторяются несколько раз, как бы показывая суточный ход небесного светила. Солнышко в декоре - это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Особенно распространена круговая розетка с сиянием или мотив многолепесткового цветка, лучи которого представляют собой вытянутые трехгранные выемки или желобки, количество их должно быть обязательно четным. По народным поверьям символ солнца был древним оберегом от злых чар. Наговоров и прочего, он должен был светить, греть, животворить, побеждать злые силы. Считалось, что дом, в декоре которого присутствует данный символ, никогда не ударит молния.

    Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями» солнца. Наиболее любимым являлось изображение коня. Широкое распространение мотива коня было обусловлено особым почитанием, так как лошадь играла большую роль в хозяйственной деятельности человека. Она использовалась и в качестве транспорта и как верховая лошадь, и как источник животной продукции. Изображение коня в мировоззрении марийца выполняло обычно функцию оберега очага, рода, семьи, дома. Конь являлся и символом плодородия. Считалось. Что данный символ отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название «конек крыши»).

    В исследуемых декоративных элементах домов разных населенных пунктов такой символ встретился нам лишь однажды на фото – в декоре дома Соломонова Э. К большому сожалению в настоящее время его нет.

    В резьбе нашли отражение вода и осадки. Вода несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Древние люди считали, что дождь берется откуда-то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, изображали его капельками – очень популярный до сих пор знак. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Деревянные кружева края утренней зари