• Исакова Лия Романовна, воспитатель Хоробрая Мария Ивановна, воспитатель

  • Скачать 60.54 Kb.


    Дата20.10.2017
    Размер60.54 Kb.

    Скачать 60.54 Kb.

    «Детский сад общеразвивающего вида №113». Формирование у детей дошкольного возраста положительно-ценностного отношения к труду через нетрадиционные формы работы




    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад общеразвивающего вида № 113».
    Формирование у детей дошкольного возраста положительно-ценностного отношения к труду через нетрадиционные формы работы

    ( экспериментальная лаборатория «Бабушкин огород»).
    Исакова Лия Романовна, воспитатель

    Хоробрая Мария Ивановна, воспитатель
    Наше дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу с осуществлением приоритетного направления по экологическому воспитанию детей. В работе с дошкольниками активно используются нетрадиционные формы взаимодействия через интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГТ.

    Многолетние наблюдения показали, что у большинства детей отмечается потребительское отношение к природе: они привыкли отдыхать и пользоваться её дарами, но разучились наблюдать и замечать прекрасное рядом. Дети чётко усваивают сложившийся стереотип, что от природы можно только брать, не предлагая взамен ничего. Кроме того, дошкольники в недостаточной степени имеют представления о растениях и о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы пришли к выводу, что в игровой форме можно приучить детей к труду на земле. Для этого есть все условия, стоит только создать нужную мотивацию.

    Практика работы подтверждает, что специально оборудованные на подоконнике мини-огороды не только обогащают предметно-развивающую среду группы, но и способствуют решению ряда педагогических задач.

    В связи с этим мы разработали ряд занятий в рамках деятельности экспериментальной лаборатории «Бабушкин огород» целью, которых является формирование у детей положительно-ценностного отношения к труду. В ходе работы решаются следующие основные задачи:



    • формировать представление об окружающем мире и о себе с учётом регионального компонента;

    • развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;

    • воспитывать положительное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

    Вся деятельность строится на партнёрских взаимоотношениях воспитателя и детей.

    Для нашей экспериментальной лаборатории мы с детьми придумали название – «Бабушкин огород». Название символично. Это связь ребёнка с местом, где проходит его летний отдых и выходные; связь с родным человеком – бабушкой, которую любят все малыши; связь с вкусной и полезной едой, выращиваемой на огороде у бабушки в деревне.

    Наш «Бабушкин огород» создан по образу и подобию огородов наших мест с характерными для них растениями. Экспериментальная лаборатория на подоконнике - это место, где есть всё, что должно быть в настоящем огороде: дом, забор, колодец с ведром для полива, огородное пугало и собака в будке, охраняющая хозяйство. В гнезде на дереве разместились птенцы, а рядом – загородка с домашними животными. Здесь всё растёт, как в настоящем огороде: лук, морковка, петрушка, рассада перцев, помидоров и цветов. Детям кажется, что этот уголок природы похож на сказку. Там стоит бабушкина избушка, выросло необыкновенное луковое дерево, на которое с любопытством и завистью смотрит игрушечный человечек Чиполлино. Стрекотунья-сорока приносит с улицы разные новости…Дети любят бывать на «Бабушкином огороде», поливать посадки, отмечать изменения, новые всходы, а также наблюдать, не забрались ли за забор непрошенные гости.

    Работа в экспериментальной лаборатории начинается ранней весной. В младшем возрасте этому предшествует большая предварительная работа. Происходит знакомство с набором маленького садовника. Проводится словесная игра «Разноцветный сундучок» на узнавание овощей, фруктов, ягод, сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке». В работу с детьми включаются пальчиковые игры от лица бабушки «На блины», «Киселёк», «Десять птичек», игры на развитие тактильных ощущений «Покатилась горошинка по ладошке», «Фасолинка». Проводятся наблюдения за подготовкой почвы, рассматривание картинок и иллюстраций с изображением огородов в детских сказках «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Три брата луковки». Организуется строительство забора из бросового материала (палочек от мороженого). Далее дети вместе с воспитателем участвуют в посеве семян. Изменения, происходящие с посадками, яркие, наглядные: положили в землю семечко, сказали волшебные слова – и через несколько дней пробились к свету ростки. День за днём набирают они силу, радуя детей своей зеленью. Огород должен кормить хозяев! Вот и решили, что урожай зелёного лука пойдёт как приправа к супу, а для этого каждый посадит свою луковицу и на грядку, и в луковое дерево, и в баночку с водой и будет за ней ухаживать.

    Мотивировать детей на деятельность нам помогает персонаж - игрушечный человечек Чипполино, который появляется на окне первым и определяет время начала работы экспериментальной лаборатории. Как правило, «огород на окне» всегда привлекателен и необычен. В младшем возрасте мы делаем маленькие вагончики с почвой и рассадой, которые прицепляются к паровозику. Из обычного капронового носка, наполненного землёй, не трудно сделать «ёжика» и посадить в него газонную траву. Дружные зелёные всходы, похожие на иголки ежа, обычно вызывают у детей множество положительных эмоций. Траву также сажаем в вырезанного из пластиковой бутылки «поросёнка». В данном случае дети ухаживают за ним, как за настоящим, наблюдают появление и рост сказочной зелёной щетинки. В старшем возрасте дети выращивают «зайчика» из зелени – вкусный и полезный витаминный продукт для наших пернатых друзей из уголка природы. Пластиковые стаканы под рассаду ребята украшают «глазками», «ротиком» - получаются весёлые человечки. В данных ситуациях роль игровых посадок в создании у детей эмоционально-положительного отношения к труду и окружающему миру очевидна. Рассаду на огороде дети сажают вместе с воспитателем, то есть сами принимают участие в трудовом процессе.

    Дети получают навыки первоначального посева и ухода за растениями, знакомятся с их потребностями. Всё это способствует бережному отношению к природе. Первые наблюдения становятся опытом исследовательской деятельности. Уже в 3-4 года дети видят, что растениям для роста и развития нужна земля, вода и свет. В ходе совместной работы в огороде у детей развивается коммуникативные навыки, развивается умение поддерживать беседу, поощряются попытки высказывать свою точку зрения.

    В младшем возрасте к атрибутам огорода обращаемся и при проведении специально организованной деятельности, и в режимных моментах: в качестве сюрпризного момента к детям часто приходят в гости из «огорода» бабушка и её домашние животные. При проведении зарядок, физминуток создаём воображаемую ситуацию, связанную с деятельностью на огороде: ходим большими и маленькими шагами около грядок, «полем» траву, «вдыхаем аромат» цветов, «летаем» как птички и т.д. Рассказываем о результатах своего труда, используем загадки, считалки, скороговорки, дидактические игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек»; сюжетно-ролевые игры: «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», «Зелёная аптека». Проводим акцию «Сломанным веточкам – вторую жизнь» с чтением стихотворения Т. Петуховой «Веточка». Дети знакомятся с приметами весны, осуществляют заочное знакомство с растениями участка: манжеткой, подорожником и т.д.

    В конце весны выращенную на подоконнике рассаду дети переносят в настоящий огород на улице. Знания и умения, полученные на «Бабушкином огороде», используются в практической деятельности по уходу за растениями в цветнике и на грядках.

    Отрадно видеть, что дети замечают изменения в природе, связанные с появлением первых клейких листочков на деревьях. Необычные высказывания детей записываем и оформляем на стенде для родителей. Так, например Максим С. поделился: «Мы с бабушкой дома тоже помидоры выращиваем. Только у неё они лучше растут, наверно, она какой-то особый секрет знает».

    Активно взаимодействуем с родителями, используя разные формы работы:



    • оформление стенда «Экологический вестник»

    • оформление фотогазет «Не мешайте нам трудиться», «Огород – круглый год»

    • проведение акций

    • проведение субботников

    • совместный труд в цветниках, на огороде

    • составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде»

    • составление альбома «Вот какой огород»

    • сбор бросового материала для оформления огорода на окне

    • участие в фольклорных праздниках и т.д.

    Приятно отмечать заинтересованность родителей, которые оказывают действенную помощь в создании условий для работы в этом направлении. В дальнейшем, видя, красивый, ухоженный, сказочный огород на окне, родители интересуются созданием луковых деревьев, секретами выращивания рассады и т.д.

    Организованная работа на «Бабушкином огороде» даёт ощутимый результат – дети становятся более наблюдательными, любознательными, эмоционально-отзывчивыми, заботливыми, трудолюбивыми, задают вопросы, учатся экспериментировать, размышлять, планировать свои действия. У них формируются первичные представления о себе, окружающем мире и природе. Использование нетрадиционных форм работы по экологическому развитию детей, в том числе и экспериментальной лаборатории «Бабушкин огород» является не только экологически-ценностным потенциалом в работе с детьми дошкольного возраста, но и решают задачи, связанные с реализацией ФГТ, в дальнейшем – ФГОС ДО.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Детский сад общеразвивающего вида №113». Формирование у детей дошкольного возраста положительно-ценностного отношения к труду через нетрадиционные формы работы

    Скачать 60.54 Kb.