• 1. ЗАДАЧИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ШАШКАМ
  • 2. НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ШАШКАМ
  • Год обучения Возраст учащихся для зачисления в школу
  • Максимальное количество учебных часов в неделю Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года
  • 1. Группы начальной подготовки (ГНП, СОГ)
  • 2. Учебно-тренировочные группы (УТГ)
  • 3. Группы спортивного совершенствования (ГСС)
  • 4. Группы высшего спортивного мастерства (ГВСМ)
  • В группах начальной подготовки
  • В учебно-тренировочных группах первого года обучения
  • В учебно-тренировочных группах второго года обучения
  • В учебно-тренировочных группах третьего года обучения
  • В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения
  • В учебно-тренировочных группах пятого года обучения
  • В группах спортивного совершенствования
  • В группах высшего спортивного мастерства
  • ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
  • ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп) Общеразвивающие упражнения без предметов. Для мышц рук и плечевого пояса
  • Для мышц шеи и туловища
  • Общеразвивающие упражнения с предметами
  • Спортивные и подвижные игры.



  • страница1/12
    Дата16.05.2017
    Размер1.49 Mb.
    ТипПрограмма

    Детско-юношеская спортивная школа


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Муниципальное образовательное автономное

    учреждение дополнительного образования детей

    «Детско-юношеская спортивная школа №1 г. Орска»

    ПРОГРАММА
    по шашкам

    \

    (унифицированная, рассчитанная на 4



    этапа подготовки, 13 лет обучения).

    Программа рассмотрена и

    одобрена на заседании педсовета

    «ДЮСШ-1» г. Орска

    « 28 » августа 2013 г.

    Орск, 2013


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по шашкам составлена на основе нормативных документов Министерства образования Российской федерации и Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской федерации, независимо от их подчинённости, с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных шашистов.

    Данная программа предназначена для всех видов спортивных школ. Учебный материал программы излагается для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, групп высшего спортивного мастерства. Такая структура позволяет тренерам любых спортивных школ пользоваться унифицированной программой и создает единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шашистов от групп начального обучения до групп высшего спортивного мастерства.
    1. ЗАДАЧИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ШАШКАМ

    В соответствии с положением о детско-юношеской спортивной школе определяются задачи:


    для отделений шашек ДЮСШ:

    подготовка всесторонне развитых юных шашистов высокой квалификации для пополнения сборных команд города, области, региона;

    подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту из числа занимавшихся; методическое руководство и помощь общеобразовательным школам, СУЗам и ВУЗам в организации внеклассной спортивно-массовой работы по шашкам.
    для отделений шашек СДЮШОР:

    подготовка шашистов высших разрядов, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта, спортивных резервов для сборных команд области, региона, России; методическая помощь ДЮСШ, шашечным клубам.


    для отделений шашек ШВСМ:

    подготовка мастеров спорта, кандидатов в сборные команды области, региона и России;

    осуществление преемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля, методическое руководство учебно-тренировочной работой по шашкам в области, крае, регионе.

    2. НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ШАШКАМ


    Год обучения

    Возраст учащихся для зачисления в школу

    Минимальное количество группе школе

    Минимальное количество учащихся в группе

    Максимальное количество учебных часов в неделю

    Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года

    1. Группы начальной подготовки (ГНП, СОГ)

    1

    6-9 лет

    5

    15

    4-6

    Участие в соревнованиях

    2

    7- 10 лет

    5

    15

    6-9

    IV разряд

    3

    8-11 лет

    4

    15

    6-9

    III разряд

    2. Учебно-тренировочные группы (УТГ)

    эовочные группы (УТГ)



    1

    9-12 лет

    5

    10

    12

    Ш разряд

    2

    10-13 лет

    4

    10

    12

    П разряд

    3

    11-14 лет

    3

    8

    18

    II разряд

    4

    12-15 лет

    2

    8

    18

    I разряд

    5

    13-16 лет

    2

    8

    18

    I разряд, КМС

    3. Группы спортивного совершенствования (ГСС)

    1

    14-17 лет

    1

    6

    24

    КМС

    2

    15-18 лет

    1

    5

    26

    КМС

    3

    16-19 лет

    1

    5

    28

    КМС, МС

    4. Группы высшего спортивного мастерства (ГВСМ)

    >ства()


    1

    17 лет и старше

    1

    4

    32

    КМС, МС

    2

    18 лет и старше

    1

    3

    32

    МС


    3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ

    Детско-юношеская спортивная школа комплектуется путем широкого отбора наиболее способных к шашкам учащихся общественных школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также работающей молодежи. Учебные группы комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовки занимающихся.

    В спортивные школы по шашкам принимаются дети с 6 лет, выполнившие спортивные нормативы. Поступающие в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования должны выполнить соответствующие нормативные требования.

    Утверждение контингента учащихся и количества групп производится ежегодно до 1-го октября приказом директора спортивной школы.


    4. ОТБОР

    Поиск и отбор способных детей и подростков осуществляется при проведении тренерско-преподавательским составом спортшколы различных соревнований новичков, сеансов одновременной игры и других массовых мероприятий. Отбор учащихся осуществляется в группах начальной подготовки на протяжении трех этапов.



    На первом этапе (этап предварительного отбора длительностью до 3 месяцев) - ознакомление с детьми, имеющими желание заниматься шашками. Задача этапа - отбор учащихся для последующей тренировочной работы.

    На втором этапе (этап углубленного отбора длительностью до 6 месяцев). Обращается основное внимание на способность к обучению у юных шашистов, а не на выявление исходного уровня подготовленности. На этом этапе выявляются дети, имеющие способности к занятиям шашками.

    На третьем этапе (этап спортивной ориентации длительностью до года) ведется углубленное всестороннее наблюдение за каждым учащимся и уделяется большое внимание развитию у детей специальных качеств (шашечная память, быстрота восприятия нового материала, тактическая зоркость и др.). Задача этапа - отобрать учащихся в учебно-тренировочные группы
    5. УЧЕБНАЯ РАБОТА

    Учебная работа в спортивных школах по шашкам организуется на основе данной программы и проводится круглогодично. По форме занятия подразделяются на групповые (урок) и индивидуальные. На учебно-тренировочных сборах в спортивно-оздоровительных лагерях занятия с шашистами проводятся как по группам, так и индивидуально.

    Важнейшей формой совершенствования мастерства юных шашистов в спортивных школах являются самостоятельные занятия учащихся. Выполнение домашних заданий учащимися групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп должно быть обязательным.

    Основным показателем успеваемости учащихся спортшколы является выполнение ими требований Единой Всероссийской спортивной классификации и нормативов программы.

    Учащиеся спортшколы должна участвовать в официальных, товарищеских, квалификационных соревнованиях в зависимости от календарного плана ДЮСШ.

    Помимо теоретических и практических заданий в учебную работу входит общефизическая подготовка шашиста на основе врачебного контроля.

    Тренеры-преподаватели должны постоянно контролировать ход сдачи нормативов комплекса ГТО учащимися спортшколы.

    Воспитательная работа в шашечных школах осуществляется в соответствии с требованиями положения о детско-юношеской спортивной школе.

    Учебными планами спортшкол должна предусматриваться организационно-судейская и инструкторская работа учащихся.
    6. ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ГРУПП

    В соответствии с общими задачами детско-юношеской спортивной школы определяются основные направления работы каждой учебной группы:



    В группах начальной подготовки - привитие учащимся интереса к занятиям шашкам, овладение элементарными основами шашечной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шашек, приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение норматива Ш разряда.

    В учебно-тренировочных группах первого года обучения - развитие интереса к занятиям шашками, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами эндшпиля, усвоение понятия о тренировке и гигиене шашиста, подтверждение норматива Ш разряда.

    В учебно-тренировочных группах второго года обучения - формирование устойчивого интереса к занятиям шашками, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работа над шашками, ознакомление с приемами атаки, проблемами центра, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шашек, изучение элементарных основ судейства и организации шашечных соревнований, выполнение норматива П разряда

    В учебно-тренировочных группах третьего года обучения - расширение полученных знаний, ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шашиста и методике тренировки, подтверждение норматива П разряда

    В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения - совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составления дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шашек, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шашечных соревнований, получение званий «Судья-общественник»* и «Инструктор по спорту»*, выполнение норматива I разряда

    В учебно-тренировочных группах пятого года обучения - совершенствование теоретических знаний, углубленное изучение типовых позиций миттельшпиля, составление дебютного репертуара, изучение теоретических, психологических и практических закономерностей игры в сложных окончаниях, их связи с типовыми миттельшпильными и дебютными позициями, формирование собственного взгляда на исторические процессы в шашках, приобретение опыта участия в ответственных соревнованиях, углубление практического опыта по организации и судейству шашечных соревнований, выполнение разряда кандидат в мастера.

    В группах спортивного совершенствования - совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара, формирование индивидуального подхода к шашкам, дальнейшее совершенствование знаний по истории шашек, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях, выполнение норматива разряда кандидат в мастера и мастера спорта.

    В группах высшего спортивного мастерства - дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, достижение высоких спортивных показателей на республиканских и международных соревнованиях, норматива мастера спорта
    ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

    ПРОЦЕССА

    При планировании подготовки шашиста необходимо учитывать практический опыт свидетельствующий, что для достижения в юношеском возрасте звания мастера спорта требуется, как правило, от 6 до 10 лет тренировочной работы.

    В связи с этим, и исходя из общих закономерностей спортивной тренировки, приняты настоящие программные требования и нормативные установки режима учебно-тренировочной работы по шашкам, в соответствии с которыми осуществляется индивидуально-групповое планирование учебного процесса

    В группах начальной подготовки занимающиеся, как правило, не выступают в официальных соревнованиях и учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных), специальными занятиями по закреплению теоретических знаний и различными массовыми мероприятиями.

    В учебно-тренировочных группах первого и второго годов обучения соревновательная нагрузка в официальных турнирах обычно еще не велика, поэтому учебный процесс не подразделяется на периоды. На последующих годах обучения (в учебно-тренировочных группах третьего и четвертого годов обучения, в группах спортивного совершенствования и в группах высшего спортивного мастерства) учебный процесс подразделяется на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный.

    В зависимости от календарного плана спортивных мероприятий соответствующим образом планируется учебно-тренировочный процесс подготовки шашистов с тем, чтобы подвести учащихся спортшколы к основному соревнованию года (ряда лет) в наилучшей спортивной форме и состоянии оптимальной готовности.

    В подготовительном периоде на первом этапе решаются общие задачи теоретической и практической подготовки, развития волевых качеств, спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в устранении недостатков.

    На втором этапе подготовительного периода ведется непосредственная подготовка к предстоящему соревнованию. Длительность подготовительного периода может колебаться в зависимости от значимости соревнования и перспективного плана подготовки к нему от несколько месяцев до нескольких лет. В последнем случае в перспективном плане шашиста предусматриваются главные соревнования в каждом году, к которым ведется непосредственная подготовка.

    В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы за прошедший этап подготовки, ставятся максимально высокие для данного шашиста (команды) цели. Значимость соревнования определяется в зависимости от перспективного плана подготовки шашиста

    Вся учебно-тренировочная работа в соревновательном периоде проводится с учетом особенностей данного соревнования. В переходном периоде осуществляется создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы Шашистам необходимо переключиться на активный отдых, интенсивные занятия общефизической подготовкой.

    Учебный процесс, начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, строится на основании индивидуально-групповых планов на 2-4-х спортсменов с примерно одинаковыми уровнями подготовка Для перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта должны быть составлены индивидуальные планы подготовки, причем, как правило, эта планы должны составляться на 1 -2 учебных года, а для особо перспективных шашистов составляются перспективные планы на несколько лет. В перспективных планах предусматривается определенный уровень спортивных достижений на каждом этапе подготовки. Планы составляются тренерами совместно со спортсменами и подлежат утверждению тренерским советом отделения или педагогическим советом спортшколы. В каждой спортшколе (отделении шашек, комплексной ДЮСШ) должны быть следующие учебные документы: программа, учебные планы, годовые график распределения учебного материала, приемные, контрольные и выпускные нормативы, протоколы проведения испытаний по ним, расписание занятий, перспективные планы подготовки учащихся учебно-тренировочных групп и индивидуальные планы на каждого учащегося групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, составленные на двухлетний период. Тренеры-преподаватели должны иметь подробные планы занятий, конспекты уроков, выписку из расписания занятий, план спортивно-массовых мероприятий и воспитательной работы с учащимися. Тренеры-преподаватели высокой квалификации могут пользоваться при подготовке и проведении теоретических и индивидуальных занятий личными учебными материалами (подборками теоретических статей, рукописные заметки и т.д.).

    При проведении учебно-тренировочных занятий и участии занимающихся в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в Российской Федерации требования по врачебному контролю над занимающимися, предупреждению травм и обеспечению санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования.


    ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Программный материал содержит требования по основным разделам теории, практики и организации шашечного спорта применительно к условиям работы детско-юношеских спортивных школ.



    ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    (для всех учебных групп)

    Общеразвивающие упражнения без предметов.

    Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание рук в упоре лежа).

    Для мышц шеи и туловища: наклоны (вперед, в сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны с поворотами, вращения.

    Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону, назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприседания, приседания, выпады), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и на обеих ногах на 30 метров.

    Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела (приседания с наклонами вперед и движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движениями (руками, посредством сгибания и разгибания ног н др.), упражнения на формирование правильной осанки.

    Общеразвивающие упражнения с предметами

    Со скакалкой: с короткой - подскоки на обеих и одной ноге, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и обеих ногах.

    С.гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, стоя на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера,.

    Баскетбольными мячами: броски из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенный ускорением движения, броски в корзину одной рукой, двумя руками, с места и в движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами.

    С набивными мячами (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом.

    Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, в полуприсяде и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, приставными и окрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, со сгибанием ноги назад, окрестным шагом вперед и в сторону, бег на короткие дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бегло пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Бег с переменной скоростью на различные дистанции. Прыжки в высоту и длину с разбега и с места Метание гранаты, копья, толкание ядра



    Спортивные и подвижные игры.

    Спортивные и подвижные игры в спортзале и на открытом воздухе летом и зимой.

    Лыжный спорт: лыжные прогулки по равнинной и пересеченной местности, катание с гор.

    Туризм: походы, в той числе многодневные. Экскурсии и прогулки в лесу и за городом.

    Плавание: обучение плаванию различными стилями, приемы спасания утопающих.

    Дыхательная гимнастика

    Выполнение комплекса упражнений по дыхательной гимнастике шашиста (методика С.У. Вайцеховского, см. материалы к докладу на Всероссийской методической конференции тренеров по шахматам, 12-15 ноября 1962 г., Москва, Союз спортивных обществ и организаций РСФСР, 1962 г.)


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Детско-юношеская спортивная школа