Детско-юношеская спортивная школа
- Навигация по данной странице:
- 1. ЗАДАЧИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ШАШКАМ
- 2. НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ШАШКАМ
- Год обучения Возраст учащихся для зачисления в школу
- Максимальное количество учебных часов в неделю Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года
- 1. Группы начальной подготовки (ГНП, СОГ)
- 2. Учебно-тренировочные группы (УТГ)
- 3. Группы спортивного совершенствования (ГСС)
- 4. Группы высшего спортивного мастерства (ГВСМ)
- В группах начальной подготовки
- В учебно-тренировочных группах первого года обучения
- В учебно-тренировочных группах второго года обучения
- В учебно-тренировочных группах третьего года обучения
- В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения
- В учебно-тренировочных группах пятого года обучения
- В группах спортивного совершенствования
- В группах высшего спортивного мастерства
- ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
- ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп) Общеразвивающие упражнения без предметов. Для мышц рук и плечевого пояса
- Для мышц шеи и туловища
- Общеразвивающие упражнения с предметами
- Спортивные и подвижные игры.
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1 г. Орска»
\ (унифицированная, рассчитанная на 4 этапа подготовки, 13 лет обучения). Программа рассмотрена и одобрена на заседании педсовета «ДЮСШ-1» г. Орска « 28 » августа 2013 г. Орск, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по шашкам составлена на основе нормативных документов Министерства образования Российской федерации и Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской федерации, независимо от их подчинённости, с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных шашистов. Данная программа предназначена для всех видов спортивных школ. Учебный материал программы излагается для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, групп высшего спортивного мастерства. Такая структура позволяет тренерам любых спортивных школ пользоваться унифицированной программой и создает единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шашистов от групп начального обучения до групп высшего спортивного мастерства.
В соответствии с положением о детско-юношеской спортивной школе определяются задачи: для отделений шашек ДЮСШ: подготовка всесторонне развитых юных шашистов высокой квалификации для пополнения сборных команд города, области, региона; подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту из числа занимавшихся; методическое руководство и помощь общеобразовательным школам, СУЗам и ВУЗам в организации внеклассной спортивно-массовой работы по шашкам.
подготовка шашистов высших разрядов, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта, спортивных резервов для сборных команд области, региона, России; методическая помощь ДЮСШ, шашечным клубам. для отделений шашек ШВСМ: подготовка мастеров спорта, кандидатов в сборные команды области, региона и России; осуществление преемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля, методическое руководство учебно-тренировочной работой по шашкам в области, крае, регионе.
3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ Детско-юношеская спортивная школа комплектуется путем широкого отбора наиболее способных к шашкам учащихся общественных школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также работающей молодежи. Учебные группы комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовки занимающихся. В спортивные школы по шашкам принимаются дети с 6 лет, выполнившие спортивные нормативы. Поступающие в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования должны выполнить соответствующие нормативные требования. Утверждение контингента учащихся и количества групп производится ежегодно до 1-го октября приказом директора спортивной школы. 4. ОТБОР Поиск и отбор способных детей и подростков осуществляется при проведении тренерско-преподавательским составом спортшколы различных соревнований новичков, сеансов одновременной игры и других массовых мероприятий. Отбор учащихся осуществляется в группах начальной подготовки на протяжении трех этапов. На первом этапе (этап предварительного отбора длительностью до 3 месяцев) - ознакомление с детьми, имеющими желание заниматься шашками. Задача этапа - отбор учащихся для последующей тренировочной работы. На втором этапе (этап углубленного отбора длительностью до 6 месяцев). Обращается основное внимание на способность к обучению у юных шашистов, а не на выявление исходного уровня подготовленности. На этом этапе выявляются дети, имеющие способности к занятиям шашками. На третьем этапе (этап спортивной ориентации длительностью до года) ведется углубленное всестороннее наблюдение за каждым учащимся и уделяется большое внимание развитию у детей специальных качеств (шашечная память, быстрота восприятия нового материала, тактическая зоркость и др.). Задача этапа - отобрать учащихся в учебно-тренировочные группы 5. УЧЕБНАЯ РАБОТА Учебная работа в спортивных школах по шашкам организуется на основе данной программы и проводится круглогодично. По форме занятия подразделяются на групповые (урок) и индивидуальные. На учебно-тренировочных сборах в спортивно-оздоровительных лагерях занятия с шашистами проводятся как по группам, так и индивидуально. Важнейшей формой совершенствования мастерства юных шашистов в спортивных школах являются самостоятельные занятия учащихся. Выполнение домашних заданий учащимися групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп должно быть обязательным. Основным показателем успеваемости учащихся спортшколы является выполнение ими требований Единой Всероссийской спортивной классификации и нормативов программы. Учащиеся спортшколы должна участвовать в официальных, товарищеских, квалификационных соревнованиях в зависимости от календарного плана ДЮСШ. Помимо теоретических и практических заданий в учебную работу входит общефизическая подготовка шашиста на основе врачебного контроля. Тренеры-преподаватели должны постоянно контролировать ход сдачи нормативов комплекса ГТО учащимися спортшколы. Воспитательная работа в шашечных школах осуществляется в соответствии с требованиями положения о детско-юношеской спортивной школе. Учебными планами спортшкол должна предусматриваться организационно-судейская и инструкторская работа учащихся.
В соответствии с общими задачами детско-юношеской спортивной школы определяются основные направления работы каждой учебной группы: В группах начальной подготовки - привитие учащимся интереса к занятиям шашкам, овладение элементарными основами шашечной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шашек, приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение норматива Ш разряда. В учебно-тренировочных группах первого года обучения - развитие интереса к занятиям шашками, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами эндшпиля, усвоение понятия о тренировке и гигиене шашиста, подтверждение норматива Ш разряда. В учебно-тренировочных группах второго года обучения - формирование устойчивого интереса к занятиям шашками, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работа над шашками, ознакомление с приемами атаки, проблемами центра, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шашек, изучение элементарных основ судейства и организации шашечных соревнований, выполнение норматива П разряда В учебно-тренировочных группах третьего года обучения - расширение полученных знаний, ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шашиста и методике тренировки, подтверждение норматива П разряда В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения - совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составления дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шашек, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шашечных соревнований, получение званий «Судья-общественник»* и «Инструктор по спорту»*, выполнение норматива I разряда В учебно-тренировочных группах пятого года обучения - совершенствование теоретических знаний, углубленное изучение типовых позиций миттельшпиля, составление дебютного репертуара, изучение теоретических, психологических и практических закономерностей игры в сложных окончаниях, их связи с типовыми миттельшпильными и дебютными позициями, формирование собственного взгляда на исторические процессы в шашках, приобретение опыта участия в ответственных соревнованиях, углубление практического опыта по организации и судейству шашечных соревнований, выполнение разряда кандидат в мастера. В группах спортивного совершенствования - совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара, формирование индивидуального подхода к шашкам, дальнейшее совершенствование знаний по истории шашек, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях, выполнение норматива разряда кандидат в мастера и мастера спорта. В группах высшего спортивного мастерства - дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, достижение высоких спортивных показателей на республиканских и международных соревнованиях, норматива мастера спорта ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА При планировании подготовки шашиста необходимо учитывать практический опыт свидетельствующий, что для достижения в юношеском возрасте звания мастера спорта требуется, как правило, от 6 до 10 лет тренировочной работы. В связи с этим, и исходя из общих закономерностей спортивной тренировки, приняты настоящие программные требования и нормативные установки режима учебно-тренировочной работы по шашкам, в соответствии с которыми осуществляется индивидуально-групповое планирование учебного процесса В группах начальной подготовки занимающиеся, как правило, не выступают в официальных соревнованиях и учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных), специальными занятиями по закреплению теоретических знаний и различными массовыми мероприятиями. В учебно-тренировочных группах первого и второго годов обучения соревновательная нагрузка в официальных турнирах обычно еще не велика, поэтому учебный процесс не подразделяется на периоды. На последующих годах обучения (в учебно-тренировочных группах третьего и четвертого годов обучения, в группах спортивного совершенствования и в группах высшего спортивного мастерства) учебный процесс подразделяется на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный. В зависимости от календарного плана спортивных мероприятий соответствующим образом планируется учебно-тренировочный процесс подготовки шашистов с тем, чтобы подвести учащихся спортшколы к основному соревнованию года (ряда лет) в наилучшей спортивной форме и состоянии оптимальной готовности. В подготовительном периоде на первом этапе решаются общие задачи теоретической и практической подготовки, развития волевых качеств, спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в устранении недостатков. На втором этапе подготовительного периода ведется непосредственная подготовка к предстоящему соревнованию. Длительность подготовительного периода может колебаться в зависимости от значимости соревнования и перспективного плана подготовки к нему от несколько месяцев до нескольких лет. В последнем случае в перспективном плане шашиста предусматриваются главные соревнования в каждом году, к которым ведется непосредственная подготовка. В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы за прошедший этап подготовки, ставятся максимально высокие для данного шашиста (команды) цели. Значимость соревнования определяется в зависимости от перспективного плана подготовки шашиста Вся учебно-тренировочная работа в соревновательном периоде проводится с учетом особенностей данного соревнования. В переходном периоде осуществляется создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы Шашистам необходимо переключиться на активный отдых, интенсивные занятия общефизической подготовкой. Учебный процесс, начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, строится на основании индивидуально-групповых планов на 2-4-х спортсменов с примерно одинаковыми уровнями подготовка Для перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта должны быть составлены индивидуальные планы подготовки, причем, как правило, эта планы должны составляться на 1 -2 учебных года, а для особо перспективных шашистов составляются перспективные планы на несколько лет. В перспективных планах предусматривается определенный уровень спортивных достижений на каждом этапе подготовки. Планы составляются тренерами совместно со спортсменами и подлежат утверждению тренерским советом отделения или педагогическим советом спортшколы. В каждой спортшколе (отделении шашек, комплексной ДЮСШ) должны быть следующие учебные документы: программа, учебные планы, годовые график распределения учебного материала, приемные, контрольные и выпускные нормативы, протоколы проведения испытаний по ним, расписание занятий, перспективные планы подготовки учащихся учебно-тренировочных групп и индивидуальные планы на каждого учащегося групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, составленные на двухлетний период. Тренеры-преподаватели должны иметь подробные планы занятий, конспекты уроков, выписку из расписания занятий, план спортивно-массовых мероприятий и воспитательной работы с учащимися. Тренеры-преподаватели высокой квалификации могут пользоваться при подготовке и проведении теоретических и индивидуальных занятий личными учебными материалами (подборками теоретических статей, рукописные заметки и т.д.). При проведении учебно-тренировочных занятий и участии занимающихся в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в Российской Федерации требования по врачебному контролю над занимающимися, предупреждению травм и обеспечению санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ Программный материал содержит требования по основным разделам теории, практики и организации шашечного спорта применительно к условиям работы детско-юношеских спортивных школ. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп) Общеразвивающие упражнения без предметов. Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание рук в упоре лежа). Для мышц шеи и туловища: наклоны (вперед, в сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны с поворотами, вращения. Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону, назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприседания, приседания, выпады), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и на обеих ногах на 30 метров. Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела (приседания с наклонами вперед и движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движениями (руками, посредством сгибания и разгибания ног н др.), упражнения на формирование правильной осанки. Общеразвивающие упражнения с предметами Со скакалкой: с короткой - подскоки на обеих и одной ноге, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и обеих ногах. С.гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, стоя на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера,. Баскетбольными мячами: броски из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенный ускорением движения, броски в корзину одной рукой, двумя руками, с места и в движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами. С набивными мячами (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом. Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, в полуприсяде и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, приставными и окрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, со сгибанием ноги назад, окрестным шагом вперед и в сторону, бег на короткие дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бегло пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Бег с переменной скоростью на различные дистанции. Прыжки в высоту и длину с разбега и с места Метание гранаты, копья, толкание ядра Спортивные и подвижные игры. Спортивные и подвижные игры в спортзале и на открытом воздухе летом и зимой. Лыжный спорт: лыжные прогулки по равнинной и пересеченной местности, катание с гор. Туризм: походы, в той числе многодневные. Экскурсии и прогулки в лесу и за городом. Плавание: обучение плаванию различными стилями, приемы спасания утопающих.
Выполнение комплекса упражнений по дыхательной гимнастике шашиста (методика С.У. Вайцеховского, см. материалы к докладу на Всероссийской методической конференции тренеров по шахматам, 12-15 ноября 1962 г., Москва, Союз спортивных обществ и организаций РСФСР, 1962 г.) |