Скачать 174.51 Kb.


Дата19.01.2019
Размер174.51 Kb.
ТипМетодическая разработка

Скачать 174.51 Kb.

«Девочка-Снегурочка»



Методическая разработка сценария новогоднего праздника для дошкольников

«Девочка-Снегурочка»

Автор: Ирина Геннадьевна Головина

преподаватель СДШИ (специальной детской школы искусств)

ЮУрГИИ (Южно-Уральского государственного института искусств) им. П.И.Чайковского


Цель мероприятия:

Комплексное развитие ребенка посредством его вовлечения в музыкально-театрализованное

действие через аудиальное (музыка, слово), визуальное (просмотр постановочной

музыкально-хореографической сказки) восприятие и кинестетические (пальчиковые,

жестовые игры) ощущения.

Задачи мероприятия:

Знакомство детей с русской народной музыкой,

Знакомство детей с русскими народными инструментами, костюмами, хореографией,

Знакомство детей с персонажами русских народных сказок,

Погружение ребенка в характер музыки через движения

(жестовые и пальчиковые игры, имитация походки медведя, волка, и т.д.,),

Погружение ребенка в светские новогодние традиции (встреча Деда Мороза, игры, загадки)

при активном участии родителей.

Формы организации деятельности детей:

Непосредственное участие детей в ходе постановочной музыкальной сказки с использованием

элементов народной педагогики – пальчиковых и жестовых игр, пестушек и прибауток.

Игры и хоровод возле новогодней елки.

Ход мероприятия:

Просмотр и активное импровизированное участие детей в постановочной музыкальной сказке

«Девочка-Снегурочка» (по мотивам сказки Владимира Даля).

Подвижные игры возле новогодней елки, встреча Деда Мороза, хоровод вокруг елки с пением.
Комментарий:

Представленная на конкурс методическая разработка празднования Нового года в группе детского сада (или в группе музыкального развития детей дошкольного возраста) создана на основе музыкально-развивающей программы «Концерты в Ползунках» (для детей от 0 до 5 лет) Челябинской государственной филармонии.

Авторы данного проекта («Концерты в ползунках») – преподаватели СДШИ ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского: Ольга Шафоростова (преподаватель теоретических дисциплин, ведущий методист в области дошкольной музыкальной педагогики, ведущая детских концертных программ) и Ирина Головина (преподаватель специального фортепиано, автор сценариев и музыкальный руководитель детских концертных программ).

Представленный на конкурс сценарий празднования Нового года опробирован в концертном зале Челябинской филармонии, а также в группах музыкального развития детей дошкольного возраста СДШИ ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского. Данный сценарий предполагается быть использованным в детских садах на новогодних утренниках.

Праздник состоит из двух частей (музыкальный спектакль 20 минут, игры у новогодней елки 20 минут) с перерывом 5 минут. Данное распределение времени позволяет удержать внимание маленького ребенка на время всего праздника. В ходе проведения праздника предполагается частая смена деятельности малыша: слушание музыки, просмотр танцевальных номеров, игры и т.д.

Сценарий музыкальной сказки составлен И.Головиной, сценарий второй части праздника – О.Шафоростовой под редакцией И.Головиной.

Стихи, примеры пальчиковых игр, загадки взяты из информационного поля сети Интернет.
В детских садах допустимо использование фонограммы. В этом случае необходимо присутствие звукорежиссера. Игра на музыкальных инструментах (балалайка, пила, жалейка и т.д.) в этом случае имитируется.

Сценарий

детского новогоднего музыкально-театрализованного представления для детей от 2 до 5 лет



«Девочка-Снегурочка»

Исполнители:

Баба (ведущая)

Дед (также в роли Деда-Мороза) – артист филармонии, балалаечник

Снегурочка – солистка детской хореографической студии

Партия фортепиано – концертмейстер, музыкальный руководитель


Первая часть:

Музыкальная сказка «Девочка-Снегурочка»

(по мотивам сказки Владимира Даля)



Реквизит:

Большой снежок

Горшочек и ветошка

Скатерть, рушник, самовар

Перчаточные игрушки на персонажи сказки:

Жучка


Медведь

Волк


Лосик – мягкая игрушка Новогодний Лось


Музыкальные инструменты:

Рояль (фортепиано)

Балалайка

Жалейка


Пила и смычок

Шурунок


Коробочка

Стиральная доска

Рубель

Трещотка



Костюмы:

Дед (мужицкая шапка, рубаха в русском стиле, штаны, валенки, усы)

Баба (Павло-Посадский платок, накинутый на плечи)

Снегурочка (голубая шубка и шапочка, сапожки)

Концертмейстер (светский концертный костюм)
На левой стороне «сцены»:

Рояль (фортепиано)

Столик, на нем вышитая салфетка. На салфетке

горшочек, жалейка, корзинка, внутри которой игрушки (медведь, волк) и ягоды.

Стул для Деда. Пила и смычок.
На правой стороне «сцены»:

Столик и стул для ведущей.

На столе Самовар, Жучка (игрушка), рубель, бубен, трещотка.
В зрительном зале - дети в новогодних костюмах со своими родителями.
Выход на сцену ведущей (держит в руках мягкую игрушку – Новогодний Лосик) и музыкантов – концертмейстера и балалаечника в костюме Деда:


Вед.

Зимние месяцы, сильный мороз,
Кто-то теплее кутает нос,
Праздников славных это пора,
Год приближается Новый, ура!

Музыканты рассаживаются по местам.
Вед.

Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые!

Сегодня на праздник к нам пришел новогодний Лосик. Он очень хочет познакомится с каждым из вас. Поэтому готовьте правую ручку и будем здороваться под музыку!

Звучит р.н.п. «Выйду ль я на реченьку»

Ведущая подходит к каждому ребенку, с которым за ручку «здоровается» Лосик.
Вед.

Лосик сказал мне по секрету, что к нам на праздник спешит Дед Мороз.

А пока он едет по зимнему волшебному лесу, я успею рассказать вам сказку (усаживает Лосика на «почетное» место).

Только вы будете мне помогать:

Хлопать в ладошки. Умеете? (показать движения)

Прыгать на коленях у родителей (попрыгать с «помощью» родителей)

И играть со мной в игры: потягиваться, снежки лепить, дрова рубить, капустку солить (показать движения)

Молодцы, все умеете делать!


Дед с балалайкой встает рядом с ведущей.
Вед. Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
Побеждает в ней добро,
Ведь оно сильней, чем зло.

Дед Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

Дед тихонько начинает играть на балалайке р.н.п. «Ах вы, сени»


Вед.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат, одна только рыжая собака Жучка.

Дед дрова колет (показ жестовых движений, имитирующих коленье дров),

Баба воду носит (жестовые движения, имитирующие ходьбу с коромыслом),

Жучка дом сторожит, да Деда с Бабой веселит (движения - хлопки)

( под музыку «Ах вы, сени мои, сени»)

Дед садится на место.
Вед.

Наступила зима.



Звучит р.н.п. «Уж ты, зимушка-зима», ведущая показывает детям движения «Зимушки» (вращения руками, имитирующие метель, и т.д.) со словами:


Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

Вот вышли старик со старухой за ворота посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. БЕЗ МУЗЫКИ:




Раз, два, три, четыре, пять(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательными средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)



А теперь еще раз все это выполняем под музыку!

(Звучит вариация темы Ризоль-Городовской «Русские напевы», ведущая вместе с детьми выполняет движения под музыку без слов)


После вариации Дед поднимает БОЛЬШОЙ СНЕЖОК и встает.

Вед:

Старик поднял комочек, да и говорит:



Дед:

- А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!



Вед:

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала, да и говорит:

- Что же будешь делать – нет, так и взять негде.

(Дед берет горшочек)

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко.



(Дед ставит горшочек на подставку у кулис и садится на место)

Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять.



Звучит вступление Русских напевов.

Русские Напевы, медленная тема 8 тактов, Дед играет на Пиле .

Вед. под музыку с движениями:

Солнышко-ведёрышко,


Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!


Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой;

Русские напевы, продолжение («Быстро»)

Они к окну – глядь, а в горшочке – девочка.



Из-за кулис возле горшочка появляется Снегурочка. Выходит под музыку с поклонами:

Русские напевы, медленная часть

и останавливается в центре сцены.
Дед и Баба (Вед.) становятся по обе стороны от Снегурочки и любуются ею.

Снегурочка:

- Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.



Дед:

Ты наша Снегурочка,

Сдобная как булочка,



Вед.

Из белого снегу скатана,

Утренним солнышком пригретая!

Дед:

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

Вед.

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Звучит арпеджио Соль мажора – вступление к Калинке.

Дед садится на место, Ведущая уходит с середины сцены, Снегурочка готовится к Танцу.


Танец Снегурочки –р.н.п. Калинка, медленная часть и припев

Аплодисменты.

Вед:

Вот и растет Снегурочка - веселая, да озорная, помощница на радость старикам. Все-то она умеет: капустку солить, пирожки печь и белье стирать.

Давайте и мы вместе со Снегурочкой поможем старикам по хозяйству.

Под музыку р.н.п. «Коробейники»:


Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)


Вед. проговаривает слова и показывает имитирующие жестовые движения:

Сито-бито, бито, бито.

Под бока, бока, бока.

Проходи-ка через сито,

Просевайся мука!

Ты пеки, пеки, пеки

Из просеянной муки

Блин-чи-ки,

Пи-рож-ки

И о-ла-душ-ки!


Движения с детьми под музыку Коробейников (2й фрагмент)

Вед (берет в руки белый платок):

А теперь Стирка!



Под музыку Коробейников (3й фрагмент) жестовая игра, имитирующая «намыливание», «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание»

В конце фрагмента Снегурочка играет на Рубеле.

Аплодисменты.

Вед (берет корзинку с игрушками и ягодами внутри и говорит, разбрасывая ягоды по сцене):

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. А Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.



Вед. отдает корзинку Снегурочке и уходит с середины сцены.

Шалов Плясовая - Танец Снегурочки.

Аплодисменты.

Снегурочка садится поодаль, разглядывает ягоды в корзинке.
Вед:

Давайте и мы вместе со Снегурочкой и ее подружками побежим в лес. А для этого нам нужно сесть к родителям на колени. (Родители во время пестушки потихоньку подбрасывают детей на коленях, имитируя кочки и овраги)



Бежали подружки по стёжке-дорожке,
По стёжке-дорожке, ровнее ладошки.
Лугом, лесочком, чрез реку – мосточком.
С кочки на кочку, вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по корням, по ухабам, по камням,
Прямо в ямку – бам!


Дед берет в руки Жалейку.

Ведущая выходит на середину сцены.

Вед:

Подружки ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Страшно ей стало.

Сидит ворон на дубу – у-у-у– у-у-у (дети «ухают» вместе с ведущей).

Он играет во трубу – у-у-у– у-у-у.

Во трубу серебряну – у-у-у– у-у-у.

Труба тóченая,

Позолóченная.



Звучит Жалейка, фрагмент русской песни.

Снегурочка поднимается на возвышение.

Вед: Заплакала бедняжка, влезла на дерево и кричит: "Ау! Ау!" (Дети «аукают» со Снегурочкой)

Снегурочка достает из корзинки перчаточную игрушку - Медведя и надевает его на руку.

Вед.

Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:



Звучит фрагмент р.н.п. «Барыня»

(Ведущая и дети имитируют походку Медведя)

- О чем, девица, плачешь, о чем, красная, плачешь? - спрашивает медведь.

- Я – девочка-Снегурочка. Подружки меня в лес завели, да оставили – отвечает Снегурочка.

- Слезай с дерева, я тебя домой доведу!

- Нет, медведь, - не пойду я с тобой, боюсь – ты съешь меня!

Медведь ушел.



Барыня (короткий фрагмент)

Снегурочка надевает на руку перчаточную игрушку - Волка

Вед:

Бежит серый волк:



Фрагмент из Калинки в низком регистре ф-но

(Ведущая и дети «показывают» руками, как Волк открывает свою пасть)

- Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь? – спрашивает волк

- Я – девочка-Снегурочка. Подружки меня в лес завели, да оставили – отвечает Снегурочка.

- Слезай с дерева, я тебя домой доведу!

- Нет, волк, не пойду я с тобой, боюсь – ты съешь меня!

Волк ушел.



Фрагмент из Калинки в низком регистре ф-но (короткий)

И вдруг (ведущая надевает на руку перчаточную игрушку - Собачку):

- Гам, гам, гам! - залаяла собака в лесу. (дети «гавкают» вместе с Жучкой). А девочка Снегурочка закричала:

- Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, все личико её облизала и повела домой.

Ведущая помогает Снегурочке спуститься вниз.

Дед подходит к Снегурочке.

Пришли они домой: старики с радости заплакали. Снегурочку накормили, Жучку молоком напоили. Стали жить-поживать и добра наживать.



Звучат вступительные аккорды к припеву Калинки.

Дед садится на место.

Ведущая уходит с середины сцены к столу.

Калинка – припев и Кода – Танец Снегурочки

Ведущая играет на шумовых инструментах – бубне, коробочке и др.

Аплодисменты. Поклоны.

Представление артистов.

Вед.:

Нашей сказкочке конец, а праздник продолжается. Снегурочка приглашает всех детей и их родителей к Новогодней елочке. Там мы будем играть, танцевать, встречать Дедушку Мороза и водить хоровод вокруг Елки.



Звучит фонограмма народных песен в обработке для русского народного оркестра.

Снегурочка и Ведущая проходят к новогодней елке, если она установлена в другом помещении, и ведут за собой детей.

Вариант: родители помогают освободить зал – расставить стулья вдоль стен и установить в центре переносную новогоднюю елку.

Дед переодевается в костюм Деда Мороза за кулисами.

Вторая часть. У Новогодней Елки:

Реквизит:

«Волшебная» коробка

Мишура

Бубенцы (по количеству детей)



Снежки (ватные, спрятаны в коробке)

Снежинки (несколько штук, спрятаны в коробке)

Дед Мороз-Игрушка
Дети собрались у Елки. Ведущая и Снегурочка раздает им Мишуру и предлагает потанцевать с ней.

Ведущая

Начинаем новогодний бал!

Ароматом ёлки весь наполнен зал!

Собираемся в кружок –

Полетели как снежок!

Побежали под музыку с мишурой /пьеса Д.Шостаковича «Танец-скакалка»/ по залу.


Ведущая берет в руки игрушечного Деда Мороза.

Снегурочка:

Блестят на елке бусы,

Хлопушки и звезда.

Мы любим нашу елку —

Хором – Да, да, да!

Ведущая:

Снегурка в белой шубке

Приходит к нам всегда.

Мы с ней поем и пляшем —

Хором – Да, да, да!

Снегурочка:

И Дед Мороз веселый,

Седая борода,

Приносит нам подарки —

Хором – Да, да, да!
Ведущая:


Давайте соберем мишуру и возьмём бубенцы, чтобы НАСТОЯЩИЙ Дед Мороз услышал нас и приехал на наш праздник.

Звучит новогодняя песня «Бубенцы»

под музыку дети звенят в бубенцы.

Дед Мороз выходит после 2го куплета и направляется в центр зала.

Дед Мороз:

Здравствуйте, ребята – мальчишки и девчата.

Долго ехал в гости к вам по сугробам, по полям!

Услышал ваши бубенцы…

Как вы звенели! Молодцы!

Какие вы все нарядные да красивые. Хочу я с вами поиграть да загадки загадать.

Давайте соберем бубенчики, а я поколдую над ними.

Ведущая, Дед Мороз и Снегурочка собирают бубенчики под музыку П.Чайковского «Фея Серебра» и кладут в Волшебную коробку.

Дед Мороз:

Пусть уйдут печаль и грусть,
Волшебство свершится пусть!

Бубенцы «превращаются» в снежки. Ведущая достает их из коробки.

Дед Мороз:

Ну что ж, тогда поиграем в мою любимую игру: «Снежки»

Давайте посмотрим, какие вы ловкие, и сможете ли в Дедушку Мороза попасть снежком!

Игра в снежки под музыку Д.Шостаковича «Танец»

Дед Мороз убегает от детей по кругу или ловит подброшенные снежки.

Дед Мороз:

Ох, устал я однако, набегался! Какие шустрые и ловкие оказались вы, ребята!

А теперь пришла пора для второго волшебства!

Давайте соберем все снежки.



Дети приносят снежки, Снегурочка и Ведущая помогают им.

Кладут снежки в Волшебную коробку.

Дед Мороз:

Пусть уйдут печаль и грусть,
Волшебство свершится пусть!
Ведущая достает из Коробки Снежинки:

Мухи белые хотят 
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они? 
 (снежинки)

Кто Снежинки делал эти? За работу кто в ответе?

«Я!» - ответил Дед Мороз и схватил меня за нос.
Скорее прячьте свои носики от Дедушки Мороза!

Звучит музыка К.Хачатуряна из балета «Чиполлино»

Дед Мороз «замораживает» детей, они прячутся от него.

Снегурочка:

Почему снежок идет? Почему на речке лед?

Это к нам зима пришла - Много снега намела.

Ведущая:

Почему у нас в гостях Елка в ярких огоньках?

Потому что к нам идет зимний праздник (все – Новый год!)
Дед Мороз:

А огоньков-то на вашей Елочке нет. Непорядок! Давайте встанем в кружок, а я прочитаю волшебный стишок (все становятся в круг возле Елки):

Наша Елка велика, наша Елка высока!

Выше папы, выше мамы – достает до потолка.

Елка наряжается – праздник приближается.

Раз, два, три – елочка, гори!

Елка зажигается под музыку П.И.Чайковского «Зажигание елки» из балета «Щелкунчик»

Дед Мороз:

А теперь встанем вокруг нашей Елочки в хоровод и споем песню «В лесу родилась елочка»

Все вместе исполняют песню, двигаясь хороводом вокруг елки.


Дед Мороз подходит к Снегурочке:

А теперь нам, детвора,
В путь-дороженьку пора.
В сёлах, городах и хатах
Ждут другие нас ребята.
Их пойдём мы поздравлять,
Счастья, радости желать!
Ну, а вам мы на прощанье
Скажем дружно: до свиданья!
Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми и уходят под музыку «В лесу родилась елочка».

Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Девочка-Снегурочка»

Скачать 174.51 Kb.